Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Духовная столица 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

ЦВ 19 (440) октябрь 2010 /  25 сентября 2010 г. В краю вечной мерзлоты С 23 по 25 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Якутскую епархию. В столице Республики Саха (Якутия) Предстоятель Русской Православной Церкви освятил памятник святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому и Коломенскому, и возглавил торжественную церемонию открытия Духовно-просветительского центра в честь святителя Иннокентия. По окончании церемонии состоялось подписание Соглашения о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Республикой Саха . Святейший Патриарх также совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Якутска, а также посетил Покровский женский монастырь и храм во имя Святителя Николая Чудотворца. В завершение визита Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в городе Мирный, где совершил закладку здания православной гимназии. По прилете в столицу Республики Саха Святейший Патриарх Кирилл направился в Спасо-Преображенский кафедральный собор Якутска, где обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх высоко оценил труды священноначалия, духовенства и руководителей Якутии по развитию епархии. «Следует низко поклониться всем тем, кто созидал Якутскую и Ленскую епархию: и владыке Герману, ныне архиепископу Курскому, и покойному владыке Зосиме, духовенству, властям Якутии, общественности, народу православному. Знаю также, что и некоторые неправославные люди активно поддерживали становление духовной жизни здесь, в Якутии. Всем вам низкий поклон и величайшая благодарность», — сказал Патриарх Кирилл. Святейший Патриарх совершил литию на могиле погребенного за алтарем Преображенского храма епископа Зосимы (Давыдова), который был правящим архиереем Якутской и Ленской епархии с 2004 по 2010 год. Затем Патриарх Кирилл посетил Якутское епархиальное управление и на площади перед Духовно-просветительским центром Якутской и Ленской епархии, освятил памятник святителю Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому и Коломенскому.

http://e-vestnik.ru/church/440_v_krayu_v...

ЦВ 3 (280) февраль 2004 /  10 февраля 2004 г. Блокадная молитва 27 января, в день 60-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в православных храмах Санкт-Петербурга были совершены панихиды по погибшим в годы блокады. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию и литию по погибшим в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Архиепископ Тихвинский Константин со священнослужителями Санкт-Петербургской епархии отслужил литию на Пискаревском мемориальном кладбище, где в братских могилах захоронены более 500 тысяч погибших жителей блокадного города. День завершился панихидой, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении духовенства в Исаакиевском соборе. Многие годы блокада Ленинграда являлась одной из знаковых тем советской идеологии. Утверждалось, что город выстоял благодаря особым качествам характера советского человека. Затем, во времена всеобщих разоблачений, под рубрикой «неизвестная блокада» стали всплывать факты бесчеловечности, имевшие место в осажденном городе. Но по-прежнему в тени оставалось то, что блокадный Ленинград верил и молился, что здесь не прекращалась литургическая жизнь, а в десяти православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. Во время блокады богослужение совершалось в Николо-Богоявленском соборе и соборе св. равноапостольного князя Владимира, церкви Свт. Николая на Большеохтинском кладбище, церкви св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище, Спасо-Парголовская церкви на Шуваловском кладбище и церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах, которые подчинялись митрополиту Алексию (Симанскому). Еще несколько действовавших в начале блокады храмов — Спасо-Преображенский собор, церковь прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, храм св. кн. Владимира в пос. Лисий Нос — относились к обновленцам. В Свято-Троицкой церкви в Лесном существовала уцелевшая община иосифлян. Во время блокады все обновленческие и иосифлянский приходы вернулись в лоно Церкви.

http://e-vestnik.ru/history/blokadnaya_m...

Изборск. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский собор построен в XIV в. Действует. Когда Изборск был перенесён со старого городища на Жеравью гору, изборяне решили не расставаться со своим небесным покровителем святым Николаем, деревянный храм которому стоял на месте нынешнего каменного. Впервые о появившемся в крепости храме летописи упоминают под 1341 годом. В 1349 году псковский князь Юрий со священнослужителями освящает Спасо-Преображенский придел храм. В 1849 году к собору с западной стороны пристроили колокольню. Собор Николы построен в XIV в., судя по архитектурным формам и основным конструкциям. В псковских летописях церковь впервые упоминается под 1341 г., в связи с неприятельскими нападениями на Изборск, но материал постройки не указывается. Таким же образом церковь упоминается в летописях и под 1349 г., когда речь идет об освящении престола Спаса .. " у святого Николы на палатех ... И только в документах XVI-XVII вв. сообщается о каменном храме. В 1585 г. - " Да в городе же церковь Николы Чудотворца каменна, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова... " В 1698 г.: " ... Да в городе Изборске церковь соборная каменная во имя Николая Чудотворца... " В документах XVII в неоднократно упоминается каменная соборная церковь Николы. С 1599 г. церковь стала кафедральным собором, а архиепископ стал называться Псковским и Изборским. Известное нам описание соборной Николаевской церкви относится к 1764 г. Она значится в Псковской провинции Изборского уезда: " ... церковь каменная с единым приделом, в них освященных два престола в настоящей Николая чудотворца и в придельной во имя Преображения Господня. При той церкви приделана с другой стороны палатка кладовая каменная ж, она церковь состоит внутри пригорода Изборска... Колокольня каменная на городовой башни плоска в два гнезда, на ней 4 колокола, 2 небольших да 2 поменьших без надписи... Кроме оной соборной да придельной других церквей не имеется... При той церкви вблизости имеется житница казеная деревянная, другого строения церковного никакого не имеется... Около той церкви ограда деревянная, забранная с трех сторон в столбы, а с четвертой городовая каменная стена мерою 45 сажень... " В клировых ведомостях церкви за 1798 г. она значится " ... каменная с приделом... " . Этот придел по его конструкцией наличию керамического пояса на барабане можно датировать XVII-XVIII вв. В начале XVII в. сооружен притвор, судя по его архитектурным формам. В 1849 г. была построена ныне существующая колокольня. До этого времени колокольня помещалась на крепостной Колокольной башне.

http://sobory.ru/article/?object=00283

Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Саратов. Кафедральный собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1815 и 1825. Колокольня - 1840-1842. Год утраты:приблизительно 1932 (снесён) Архитектор: В.П. Стасов (проект храма) , В.И. Суранов (строительный надзор), Г.В. Петров (надзор и проект колокольни) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, стадион " Динамо " Координаты: 51.528448, 46.036054 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор находился на месте современного стадиона Динамо и парка Липки на перекрёстке улиц Радищева, Волжской и проспекта Кирова. Фонд для сбора средств на строительство в Саратове нового собора был открыт императрицей Екатериной II в 1785 году. Однако окончательное решение о возведении храма было принято лишь в 1814 году после победного окончания войны с Францией. 30 августа 1815 года преосвященным Афанасием, Епископом Пензенским и Саратовским, было совершено чинопоследование закладки собора. Архитектором указом императора Александра I был назначен В.П. Стасов. Каменное здание было спроектировано в стиле русского классицизма, с колоннами по всем четырём сторонам и низким куполом, также каменным. Последнее вызвало споры, которые оказались небезосновательными. Ранним утром 24 апреля 1824 года, когда работы были практически закончены, четыре внутренние колонны не выдержали массивный купол, и конструкция обрушилась. Происшествие обошлось без пострадавших. Заведовавшего постройкой губернского архитектора Суранова на этом посту сменил его помощник Т.В. Петров, под руководством которого за два года был возведён новый купол, на этот раз деревянный. Этажей в здании было два, первый из которых был углублён в землю. Главный престол находился в верхнем ярусе и был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского. Два придела были освящены во имя Архистратига Божия Гавриила и святых праведных Захарии и Елизаветы. В нижнем храме было устроено три престола: центральный в честь Воскресения Христова и по бокам во имя святителя Митрофана Воронежского и святых великомучениц Варвары и Екатерины. 28 марта 1826 года состоялось торжественное освящение храма архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Арсением. В 1840 году на средства жены коллежского советника М.Ф. Дмитриевской была заложена трёхъярусная колокольня, строительство которой велось пять лет под руководством архитектора, заканчивавшего строительство собора. В храме были погребены саратовские святители Евфимий (Беликов) и Авраамий (Летинский), хранились знамена Саратовских ополчений 1812 и 1855 годов.

http://sobory.ru/article/?object=24340

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Александро-Невский собор (Пружаны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский собор (белор. Сабор у дабравернага князя Аляксандра — православный собор в городе Пружаны Брестской области Республики Беларусь. Освящён 22 октября (3 ноября) 1866. Принадлежит Брестской и Кобринской епархии. Содержание История [ править править код ] К моменту строительства собора в Пружанах было два храма: Христо-Рождественский (сейчас на его месте универмаг) и Спасо-Преображенский (на кладбище). На встрече представителей сельских собраний Пружанского повета 24 апреля 1864 г. было заявлено о готовности помогать в строительство церкви, как работой, так и деньгами. Помощь повета была очень востребованной, потому что городское население не очень спешило принимать участие в строительстве храма, так как переживало тяжелое время в связи с огромным пожаром, который уничтожил третью часть строений в городе. Место для строительства было выбрано около торговой площади. Инициативу в строительстве храма взяли на себя городские чиновники. Проект будущей церкви был подготовлен губернским архитекторомМихайловским, который пользовался в свою очередь, проектом из альбома, предложенного Святейшим Синодом. Архитектура Собора вобрала в себя приемы и формы ушедшего к этому времени классицизма. Такой консерватизм в архитектуре православных храмов, особенно в провинциальных городах и местечках страны определялся архитектурно-строительной политикой Святейшего Синода. Краеугольный камень в основание храма положен был в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 1864 г., Преосвященным Игнатием (Железовским), епископом Брестским, викарием Литовской епархии. Архивные документы свидетельствуют, что активное участие в деле планирования интерьера принимал архитектор Сычев. Именно им был сделан эскизный проект иконостаса и боковых киотов. Его проекты, как отмечал временный комитет, полностью удовлетворяют желания «...как по красоте, так и по византийскому стилю». По этому эскизу в Санкт- Петербурге в мастерской Козырева был изготовлен иконостас и два боковых киота.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Большое Мурашкино. Собор Рождества Христова. Рождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1781. Год утраты:1937 Адрес: Россия, Нижегородская область, Большемурашкинский район, пгт. Большое Мурашкино Координаты: 55.781341, 44.772727 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола. По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко. Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения. На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещения, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви. Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52554

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010