В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня и вместо деревянных каменные церкви Рождества Христова и Сретения Господня. Древние храмы монастыря: Соборный во имя Преображения Господня, во имя Сретения Господня и Рождества Христова. Гравюра Э. Унмута с фотографии В. Кузнецова (1892 г.). Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу. В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию. При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Одним словом, рассматривая описываемый нами монастырь относительно его местоположения, нельзя не сказать, что природная красота занимаемого им места, приятные виды, здоровый воздух и удобства жизни дают ему неоспоримые преимущества перед многими другими городскими девичьими монастырями, ибо не часто можно встретить соединение всех этих условий вместе. II. Основание обители Местные предания, устные и письменные, свидетельствуют, что еще «до лет блаженной памяти Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России Самодержца (1462–1505)», а следовательно в первой половине XV столетия, был построен в Белеве, «на старом городищи» удельными Белевскими князьями Солнцевыми-Засекиными 2 Спасо-Преображенский мужской монастырь деревянным зданием и приданы были ему от этих князей вотчины и угодья, которые и утверждены за ним жалованными грамотами, как от Царя Иоанна Васильевича, так, и по нем от Государей Царей и Великих Князей Феодора Иоанновича, Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича в 7122 (1614) 124 (1616) и 149 (1641) годах. Белевские Князья вместе с Новосильскими (их родоначальниками), сделавшись ранее других Удельных Князей, и при том добровольно, присяжниками Московских Великих Князей, составляли с ними, говоря языком договорных грамот, «один человек» и служили оплотом Московской Украины против Литвы и Крымских Татар, и потому Белевский удел пережил все другие русские уделы и Князья его еще при Иоанне IV пользовались тенью некоторой независимости. По окончании между царствия, когда на престоле Московского Государства восседал «Богом избранный» Царь Михаил Федорович и обременительная Польско-Литовская война кончилась вожделенным миром, около 1625 года, по челобитию, поданному Царю некоей старицей Марфою Палицыною (может быть родственницею оказавшего столь незабвенные услуги отечеству в смутное время, Троицкого Келаря Авраамия Палицына), дозволено этой старице Марфе построить в Белове на посаде девичий монастырь с церковью во имя Воздвиженья Честного и Животворящего Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920  Упразднение монастыря советской властью. 1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Подробнее... Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1210 Статус: действующий Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Маршала Жукова, д. 26 Телефон: 8 (915) 639-30-60 По позднейшему преданию, основан в начале XIII века, епископом Смоленским Игнатием, между 1210 и 1219 годами. Первым настоятелем стал Авраамий Смоленский. Его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития Авраамия. Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нём была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нём в 1755 году Преображенского собора — Спасо-Преображенским Авраамиевым. При строительстве Смоленской крепости монастырь был включён в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 году он был разорён и обращен в католический доминиканский училищный монастырь («кляштор»), а в 1634 году — упразднён. В 1654 году возрождён как православный монастырь. Подробнее.... Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже XVI в. Статус : действующий Адрес : Смоленская обл., Рославльский р-н, г. Рославль, ул. Пролетарская Телефон : (48134) 4-11-31 Мужской монастырь, возникший не позже XVI в. В смутное время разорен, к 1630-м восстановлен. Каменные постройки сооружены в 1-й пол. XIX в. Был немноголюден, на территории действовало духовное училище. Окончательно закрыт в 1929, большая часть построек уцелела, собор с 1940-х действовал как приходской. Восстановлен в 1996. Подробнее... Троицкий мужской монастырь (Смоленск) [ править править код ] Дата основания: 1390 Статус: действующий Адрес: г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 9 Древнейшее упоминание о Троицком монастыре относится к 1462 году, он получил свое название в память о древнем Троицком монастыре на реке Кловке. В 1632 году доблестный защитник Смоленска от короля Сигизмунда III, воевода Шеин, с многочисленными войсками пришел под Смоленск, чтобы отнять город у поляков. Его подвижник, князь Прозоровский расположился в Троицком монастыре, устроив там укрепленный лагерь с мостом через Днепр. В августе 1633 года Прозоровский, тесненный поляками, вынужден был оставить свой лагерь. Уходя, он взорвал порохом монастырь. После этого монастырь на Кловке навсегда прекратил свое существование. Ныне существующий Смоленский Свято-Троицкий монастырь возник не на месте прежнего Кловского монастыря, а в самом городе, близ Соборной горы.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников. http://valaam.ru/history/5505/ На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия. Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радости " . Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем - третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе. Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания - скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. - разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев. http://valamo.ru/abraham/ В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

http://sobory.ru/article/?object=00888

В 1858 году было положено начало новому скиту на острове Монашеском (Серничан). Сюда была перевезена из Васильевского монастыря в Старой Ладоге древняя деревянная церковь, построенная иноками, бежавшими из Валаамской обители во время разорения ее шведами в 1611 году. Верхний храм освятили во имя святого Иоанна Предтечи, а нижний, пещерный, во имя Трех святителей. Для уединенного жительства пустынников на острове срубили восемь деревянных келий. В 1863 году был построен трехэтажный водопроводный дом, в котором расположились мастерские и хозяйственные службы. В 1867 году на Ильинском острове был выстроен скит с деревянной церковью во имя святого пророка Илии и при ней – два деревянных двухэтажных дома. При своей пустыньке, в которую он уединялся до настоятельства, игумен построил в 1870 году небольшую деревянную церковь во имя Коневской иконы Божией Матери, а при ней – два деревянных келейных корпуса для братии. На юге Валаамского архипелага игуменом Дамаскиным была построена небольшая деревянная церковь с колокольней во имя преподобного Авраамия Ростовского и три деревянных кельи для жилья скитской братии. На расстоянии одного километра к востоку от монастыря, в 1876 году возвели каменную церковь во имя всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, с отдельно стоящей колокольней. Тщанием отца Дамаскина в разных местах острова возникло 18 часовен и поставлено 10 каменных и деревянных поклонных крестов. В 1880х годах были выстроены второй кирпичный, смоляной и кожевенный заводы, хлебный амбар и скотный двор с фермой и всеми службами. Для доставки из Петербурга необходимых для монастыря грузов построен корабль. Расчищены, осушены от болот и распаханы годные для посевов и покосов участки земли. Особенным вниманием игумена Ионафана пользовалась монастырская библиотека. Его стараниями она пополнилась более чем на 1500 книг. 26 июня 1892 года был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских, через год – 14 июня 1893 года освящен боковой придел нижней церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Благоверный князь Роман Рязанский Пока монголы были язычниками и блюли заветы Чингисхана, они с уважением относились к христианству. Став около 1257 г. мусульманами, как свойственно новообращённым, сделались менее терпимы. Ханский баскак и самому рязанскому князю Роману, внуку Олега Игоревича, погибшего в битве с Батыем, предложил переменить веру. Получив отказ, баскак наклеветал хану Темиру, что якобы Роман хулил хана и его веру. По приказу хана князь Роман в 1270 г. явился в Орду и изъявил свою покорность. Но когда Темир потребовал от Романа принять ислам, тот исповедовал верность христианству и бесстрашие перед телесной смертью. Его смерть была медленной и мучительной. Князь Роман был причислен Церковью к лику святых. Монастыри [ править править код ] Казанский женский монастырь (Рязань) [ править править код ] Казанский Явленский девичий монастырь в городе Переяславле Рязанском (ныне Рязани) был основан в XVI столетий (точная дата не установлена). Первоначально он был расположен вблизи Архиерейского дома на территории кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасо-Преображенским монастырем и называлась Явленской. «Явленским» монастырь назывался в честь явления иконы Божией Матери в граде Казани. В обители пребывала старинная чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, список с явленной. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь – на месте или около существовавшей там деревянной. Адрес: г. Рязань, ул. Фурманова, д.56 Телефон: 8-905-185-33-07 Проезд: Общественным транспортом: троллейбусы «10» и «3» и автобус «18», остановка «Площадь Свободы». Подробнее... Преображенский Рязанский мужской монастырь [ править править код ] История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Сюжеты росписей повествуют об основных событиях Священного Писания, они подробным образом отображают евангельское повествование, при этом они доступны каждому, кто входит в храм, каждому человеку, что было особенно важно в тот период, когда большинство жителей было безграмотно. Фрески Спасо-преображенского собора Мирожского монастыря - это иллюстрации Священного писания, и играли особую, очень важную роль в распространении христианской веры на этих пограничных территориях. Летописные ведения о Спасо-Преображенском Мирожском мужском монастыре Летопись очень скудно сообщает об обители: 7 октября 1158 года, сообщает летопись, - скончался и был и погребен в Мирожской обители игумен монастыря преподобный Авраамий. Под 1188-м годом сообщается, что при посещении Пскова новгородским архиепископом Гавриилом (Григорием) упоминается Мирожская монашеская обитель - в те дни заболел, принял постриг, умер и был похоронен в Спасо-Мирожском монастыре священник Герман Воята, новгородский летописец, предполагаемый автор летописного славословия Нифонту. В «Житие князя Всеволода-Гавриила» написанном в середине XVI в. агиографом Василием-Варлаамом, говорится: «…И снова священный собор Живоначальной Троицы, протопоп и игумен боголепного Преображения Спаса с Мирожи, князь и посадники, и прочии священники и дияконы, и иные церковнослужители, и весь причт церковный, и монахи, все христолюбивые люди, мужи и жены с детьми, и разного возраста люди - все с благоговением и страхом подошли, крестясь и целуя мощи и гроб святого». О быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в XIV-XV веках в письменных источниках сведения почти полностью отсутствуют, но тот факт, что Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии, то при каждом вражеском набеге на Псков он становился легкой добычей для врагов. Возможно именно тот факт, что в этом месте сходятся дороги, по которым шли недруги, и появился монастырь - как духовная защита Пскова.

http://pravoslavie.ru/149225.html

Число братии, кроме архимандрита, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 3 диакона и 6 послушников. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник». Монашеские кельи Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь в Смоленске основан в XIII в., между 1210 и 1219 г.г., находится в исторической части города с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. Один из древнейших монастырей Смоленска. Он представляет собой исторически сложившийся ансамбль, в состав которого входят кельи монашеские. Первоначально назывался Богородицким, поскольку первая церковь в нем была освящена в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенского собора - Спасо-Преображенским Авраамиевым. При строительстве Смоленской крепости монастырь был включен в её пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. он был разорен и обращен в католический доминиканский училищный монастырь, а в 1634 г. - упразднен. В 1654 г. возрожден как православный монастырь. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская духовная семинария, ректоры которой являлись настоятелями монастыря. Для семинарии были построены несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы и библиотеку. В середине XVIII в. в монастыре появилось первое каменное здание, в 1755 г. был выстроен двухэтажный каменный собор - верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев. В 1773 г. была построена Введенская церковь. В 70-80-х г.г. XVIII в. были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. По штатам 1764 г. монастырь числился как второклассный. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. В начале XX в. монастырь относился к первоклассным, в нём проживали более пятидесяти насельников. В 1918 г. монастырь был закрыт. В конце 1920 г. территория была передана в распоряжение Белорусского военного округа и стала приспосабливаться для проживания военнослужащих.

http://sobory.ru/article/?object=01021

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010