Спасо-Каменного мон-ря



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн. ; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене) ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл. (- 50-е гг. XV в.) ? ( , Спасо-Каменный мон-рь ) , прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) , Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир. -Бел. № 27 1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец) Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. ... текст полностью ...
ИОАСАФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну». Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104) . Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн. Василий II Васильевич забрал Кубену себе (Зимин. 1991. С. 124) . Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил ... текст полностью ...
СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Google-карта Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь. Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных. Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 ... текст полностью ...
Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Иосифа Волоцкого к адресату «Послания иконописцу» (предположительно к Д.) как к «началохудожнику», а также существование (по меньшей мере в нач. XVI в.) категории художников-«писцов» вел. князя и «писцов» митрополичьих. Степень взаимодействия артелей неясна, но в свете ростовских контактов Д. представляется важным то, что упомянутый Постник Дермин поименован в документах «ростовцем». В 1481 г. по заказу брата вел. кн. Иоанна III удельного кн. Андрея Васильевича Угличского (или Меньшого) Д. написал иконы деисусного чина, предназначенные для вновь построенного и освященного собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. ( Георгиевский. 1911. С. 25, 26 ) . Наиболее ранняя опись мон-ря не позволяет идентифицировать этот несохранившийся ансамбль в системе декорации интерьеров Преображенского собора и др. монастырских храмов (Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 г. 1985. С. 165 и сл.) . Вряд ли это был «Деисус большей с праздники и пророки» - главный в соборе, поскольку его создание предполагало поездку исполнителей к месту работ, о чем неизвестно по документам. Т. о., можно предполагать, что заказанный Д. Деисус был небольшим (вопрос «заочного» создания икон для ... текст полностью ...
ДИОНИСИЙ ГРЕКИскать в Источникеpravenc.ru
... (Ярославовым) . Согласно «Сказанию... », Д. Г. был афонским пострижеником (в «Сказании... » не говорится о том, что святитель был греком) . Его приезд из К-поля в Москву совпал с активизацией русско-визант. ( в частности, русско-афонских ) контактов в кон. XIV - нач. XV в. Д. Г. был с почестями принят вел. кн. св. Уточнить время назначения Д. Г. игуменом Спасо-Каменного мон-ря ( и дату его приезда из К-поля в Москву ) позволяют следующие обстоятельства. В кон. XIV в. вел. князь Московский не был ктитором Спасо-Каменного мон-ря, обитель перешла под великокняжеский патронат между кон. 40-х гг. XV в. и 1455 г., после окончания феодальной войны (Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о ярославских князьях кон. XIV - 1-й пол. XV в. Краеведческие зап. Ярославль, 1991. Вып. 7. С. 135) . Известие о приходе иноков этой обители к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, вероятно, либо свидетельствует об отсутствии в Москве митрополита, либо маскирует обращение иноков не к вел. князю, а к главе Церкви, которого автор XV в. не хотел упоминать (т. е. нареченному митр.) Митяю (Михаилу) или Пимену (. При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному ... текст полностью ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... гг. Фотография. Кон. ХХ в. В 1623 г. Вологодский архиеп. Корнилий получил от царя Михаила Феодоровича несудимую грамоту на вотчины. Вологодский архиеп. Варлаам в 1631 г. добился от царя увеличения архиерейских вотчин, в 1634 г. получил на них жалованную и несудимую грамоту. В следующем году он получил 2 царские грамоты с требованием послать в недавно учрежденную Тобольскую епархию архимандрита или игумена, протопопа, иеромонахов и белых священников; духовенство В. е. должно было собрать для переселенцев по 30 или 40 р. на человека. Из В. е. в Тобольск отправились архим. Герасим из Спасо-Каменного мон-ря, его келейный старец Иона, протопоп Григорий Пототурин, 6 священников и 3 иеромонаха ( РИБ. Т. 2. № 1641. 1-4. Стб. 582-596 ) . Архиеп. Маркелл в 1649 г. свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1650 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре, переложил в новую раку мощи блгв. кн. Иоасафа Каменского. Архиерей установил 2 крестных хода в Вологде: по случаю чуда прп. Галактиона о бездождье (1652) и в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской ц. (1654) . Между 1667-1670 гг. по повелению архиеп. Симона были построены ... текст полностью ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... Николаем и свт. Климентом» ( 2-я пол. - кон. ) ? ( XIV в., ВГИАХМЗ ) , «Богоматерь Одигитрия» из собр. С. П. Рябушинского ( кон. XIV в., ГТГ ) , житийный образ свт. Николая Чудотворца из ц. Борисоглебского Каргачского погоста близ Грязовца ( кон. XIV - нач. XV в., ГТГ ) . Нек-рые из ранних икон связаны с именами рус. святых и иконописцев, напр. «Св. Троица», т. н. Зырянская (с зырянской надписью из кн. Бытие) , по преданию, написана свт. Стефаном Пермским ( XIV в., ВГИАХМЗ ) ; «Богоматерь Умиление Подкубенская» ( 1-я треть XIV в., ВГИАХМЗ ) происходила, согласно преданию, из Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. и почиталась как произведение прп. Дионисия Глушицкого, к-рому приписывали прижизненный образ прп. Кирилла Белозерского (1424, ГТГ) и 2 иконы из Семигородной Успенской пуст. - чтимое «Успение Пресв. Богородицы» и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ) . Среди позднее работавших в крае столичных мастеров самым известным был Дионисий, на рубеже XV-XVI вв. написавший Деисус для собора Спасо-Каменного мон-ря (1481, утрачен) , образ прп. Димитрия Прилуцкого в житии ( ок. 1503, ВГИАХМЗ ) , иконостасы для соборов Павлова Обнорского (1499-1500, ... текст полностью ...
Почитание Иоанна Рильского в Румынии, на Руси, ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... непривычным к южнослав. правописным нормам и графике письма, 2-го из этнонимов лигатуры, состоящей из Р и высокого Ъ, как -ТРЪ- (-ТРЕ-) . Вопреки высказанному в болг. лит-ре мнению ( Добрев. 2007. С. 542-543 ) , это чисто рус. особенность, к-рая не имеет отношения ни к Сербии (в серб. списках искажение отсутствует) , ни к факту воссоздания в 1557 г. Печской Патриархии. Житие И. Р. присутствует во всех ветвях восточнославянской традиции XV в. : помимо Троицкого (т. е. в сущности московского) списка 1429 г. можно указать точно датированные списки, сделанные в 1478 г. в Вологде для Спасо-Каменного мон-ря ( РГИА. Ф. 834. Оп. 1. № 1261. Л. 199-203 ) , в 1478 79 г. в Новгороде для Спасо-Хутынского мон-ря (Там же. Оп. 3. № 3933; см. : Турилов. 1978. С. 40-42) и в 1496 г. для Супрасльского мон-ря в Зап. Белоруссии (ГИМ. Увар. 56-F. Л. 149 об. - 152, см. : Турилов. 2001. С. 256; датировка и локализация рукописей в последнее время были уточнены) . В силу специфики бытования стишного Пролога на Руси, где в кон. XIV - 1-й трети XVI в. он использовался исключительно в монастырском богослужении, распространение проложного Жития И. Р. долгое время ограничивалось также ... текст полностью ...
Димитриев Прилуцкий монастырь — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием, в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» ( Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3 ) . Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном постав-лении и церковной дани», данную в 1542 43 г. свт. Макарием Московским. Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря. В акте Со-бора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице Патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг. - 35-м среди 46 настояте-лей главных мон-рей; по Соборному Уложению 1649 г. - 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнеж-ской вол., и не позднее 1551 г. - Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного про-тив самозванца» ... текст полностью ...
Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412) , Иларион, игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397) , Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря ( в 1418-1425 архиеп. Ростовский ) , Досифей, архим. нижегородского Печерского мон-ря ( был на А. в кон. XIV - нач. XV в. ) , прп. Арсений Коневский († 1447) . Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской ( Бороздин; † 1467 ) , игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий ( ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554 ) . С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Спасо-Каменного мон-ря
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"