Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в., Кострома - 5.05.1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв.- в Соборе святых Костромской митрополии). В молодости оставил родительский дом и последовательно подвизался в ярославском Толгском монастыре , в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре , где принял постриг, в Спасо-Каменном на Кубенском оз. и в Павловом Обнорском во имя Святой Троицы мужском монастыре и, наконец, по указанию прп. Ферапонта Монзенского поселился близ устья р. Монзы - правого притока р. Костромы (ныне с. Ферапонт Буйского р-на Костромской обл.). Здесь ок. 80-90-х гг. XVI в., как можно судить по житию преподобных А. М. и Ферапонта, А. М. возобновил запустевший к тому времени Благовещенский мон-рь. Во время голода в нач. XVII в. А. М. помогал окрестному населению монастырскими запасами. 2,5 года в обители жил прп. Ферапонт Монзенский, к-рый предсказал многие события в жизни мон-ря и время преставления своего сомолитвенника. А. М. был погребен в монастырской ц. Воскресения Христова. Местная канонизация преподобных А. М. и Ферапонта, вероятно, произошла в 30-40-х гг. XVII в., поскольку именно этим временем датируется самый ранний фрагмент службы святым (РНБ. Погод. 650). Житие преподобных («Житие, и жизнь, и сказание отчасти чудес преподобнаго отца нашего Ферапонта, Устьмонзенскаго новаго чудотворца, иже бысть во области града Галича, и о зачале Благовещенскаго мон-ря, что на реке Костроме, на устии Монзы реки, понеже зачатся обитель сия житием и началством раба Божия священноинока старца Адриана, некоего боголюбиваго мниха») начали писать вскоре после смерти А. М. Оно создавалось с перерывами в течение почти 20 лет - с 1624 по 1645 г. (самые ранние из известных списков жития со службой: ГИМ. Увар. 1199 (415), XVII в.; РНБ. Вяз. Q/281, 60-е гг. XVII в.). Автор жития пришел в мон-рь в 1626 г. при игум. Григории, здесь был излечен от «лютой болезни» у гроба прп. Ферапонта, принял постриг, был строителем мон-ря, после смерти игумена стал иеромонахом. В. О. Ключевский предполагал, что он был 3-м игуменом мон-ря (между 1640 и 1658), однако его имя осталось неизвестным. Автор жития использовал более раннее, несохранившееся житие прп. Ферапонта, документы из монастырского архива.

http://pravenc.ru/text/63610.html

Предположительно с именем Г. Б. связано окончание строительства ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Спасо-Прилуцком мон-ре (1515; нач. 40-х гг. XVI в.), когда на один подклет были поставлены храм, трапезная палата и настоятельские покои - композиция, получившая широкое распространение в архитектуре Ростова и Углича во 2-й пол. XVI-XVII в. Кубический объем храма лишен алтарных апсид, завершен 3 рядами стрельчатых кокошников, увенчан барабаном с луковичной главой. Под кокошниками стены храма украшает широкий пояс из керамических балясин, поребрика и прямоугольных впадин. Анализ документально зафиксированных построек Г. Б. и близких к ним памятников позволяет определить характерные черты авторского почерка этого зодчего: 3-частное асимметричное деление стен узкими лопатками, декор в виде широкого карниза из кирпичных консолей, перспективные щелевидные окна, как бы вырубленные в толще стены, перспективные порталы без украшений; легкость и устремленность храмов ввысь подчеркивают ряды кокошников, завершающих стены. Общие черты объединяют трапезные храмы Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного и Ферапонтова мон-рей. Их стены имеют одинаковое сужение и лопасти в каждом последующем ярусе, украшены почти идентичными поясами узорчатой кладки. Совпадает и профилировка цоколей, отмечающих основания ярусов в храмах. Венчают храмы по 3 ряда кокошников, сужающихся у барабана. Г. Б. применял новый принцип композиционного решения: объединял в единое целое трапезный храм, трапезную и (в нек-рых случаях) настоятельские покои. В 30-х гг. XVI в. трапезные церкви его постройки часто имели столпообразную форму, характерную для храмов «иже под колоколы». Нек-рые исследователи относят к работам Г. Б. трапезные церкви в честь Рождества Христова Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (30-е гг. XVI в.) и Троицкого калязинского мон-ря (1525-1530), а также упоминают о его работе в Переславле-Залесском (Троицкий собор переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря , 30-е гг. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/166820.html

Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Царским сооружением на Калужской земле стал новый собор Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVI в.) Пафнутиева Боровского мон-ря, возведенный по воле царя Феодора Иоанновича (о времени строительства и связи с «молением о чадородии» царской четы см.: Баталов. 1996. С. 25-27). Величественный 4-столпный 5-главый собор был дополнен бесстолпным приделом над гробницей святого. Стройные силуэты храма и придела, гармоничность фасадных членений и тонкая профилировка декоративных элементов подчеркивают столичный характер архитектуры, одним из образцов исследователи называют собор кремлевского Вознесенского мон-ря (Там же. С. 156-157, 230-232; после падения центральной главы в 1956 собор был отреставрирован в 50-60-х гг. XX в.). Интерьер собора уникален, детали его декорации восходят к Архангельскому собору Московского Кремля (Там же. С. 238-239); сохранились росписи (1644). Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. После Смутного времени каменное церковное строительство на Калужской земле почти полностью прекратилось. Известно о возведении в 1-й четв. XVII в. небольшого храма Казанского жен. монастыря в Калуге, квадратного, одноглавого, «с небольшим сквозным фонарем» ( Преображенский. 1891. С. 95; разобран в 1899), и о постройке игум. Мариамной на пожертвование царя Михаила Феодоровича 5-главой ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рождественском мон-ре Перемышля (не сохр.; Там же. С. 111). Со 2-й пол. XVII в. началось активное церковное строительство, в 50-80-х гг. возведено ок. 20 храмов (из них 5 - в Калуге); в 90-х гг.- ок. 20 храмов (из них 3 - в городах). В городском храмовом строительстве доминировал тип 2-светного (реже односветного) бесстолпного четверика, завершенного пятиглавием: в Калуге - церкви Воскресения Господня (1654?; не сохр.), Рождества Пресв. Богородицы (Никитская), «что на площади» (1658, сильно перестроена), Ильинская (начата ок. 1683, не сохр.), арх. Михаила (1687, не сохр.), Покрова «на рву» (1687), Никольская (Николо-Слободская) (1691, не сохр.). Судя по фотографиям, колокольни завершались 8-гранными ярусами звона и шатрами со слухами, как при ц. Воскресения Господня в нач. ХХ в. ( Малинин. 1912, 2004. С. 127). Частично уцелела ц. Покрова «на рву» с 2-светным четвериком, нарядным объемным декором, более обильным в верхней части фасадов: пучки тонких колонок на углах, широкий многорядный фриз, над которым расположен ряд перспективных килевидных закомар. Завершение окон 2-го света с наборными колонками и массивными перспективными «корунами» заходит на фриз.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

В 60-х гг. XVII в. для укрепления стен теплой ц. прп. Сергия в Иоанновском мон-ре потребовалось возвести контрфорсы. Строились в камне новые службы: во 2-й пол. XVII в. над Казенной палатой - каменное «сушило», прежняя каменная «солодовня» («солодежное сушило») находилась на территории Острога ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 274). Храмы монастыря в Новое время В нач. XVIII в. сложился известный ныне общий облик мон-ря, запечатленный на гравюрах, напр. работы А. И. Ростовцева (1720, медная доска - в собр. КБМЗ; см.: Никольский. 1897. Прил. 8. С. XCIV-XCV; Бабушкина. 2001. С. 127). архитектурный ансамбль мон-ря был также воспроизведен с исторической достоверностью на лицевом шитье этого времени, особенно на пеленах с сюжетом «Явление Пресв. Богородицы прп. Кириллу в Симоновом монастыре» (КБМЗ; см.: Бабушкина. 2001. С. 132). Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Вид Успенского собора и ц. свт. Епифания Кипрского. Копия акварели из альбома Н. А. Мартынова. Копиисты Г. И. и М. И. Билибины (КБМЗ) Многие средневек. постройки претерпели изменения. В 1757-1761 гг. была перестроена ц. арх. Гавриила: ярус звона был превращен в 2-этажную высокую колокольню, ставшую доминантой окрестностей (каменщик вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Федор Жуков). Тяжеловесное здание сочетает традиции архитектуры XVII в. и барокко. Над 3-ярусным массивным четвериком, прорезанным многочисленными окнами, возвышается восьмерик звона с фигурным куполом и главой на световом барабане-восьмерике. В 1759 г. на колокольню были повешены колокола, в т. ч. самый крупный, новоотлитый (1200 пудов; см.: Виденеева А. Е. Большой колокол Кирилло-Белозерского мон-ря в XVIII ст.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 81-88). К кон. XIX в. на колокольне было 17 медных колоколов (о них подробнее см.: Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского мон-ря. 1897. С. 64-66; Никольский. 1897.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Собор Тамбовских святых» (кон. XX в., кафедральный Преображенский собор в Тамбове), «Собор Валаамских святых» (подворье Валаамского мон-ря в Москве). Лит.: Старческое наставление о. Назария, игум. Валаамскаго, с кратким сказанием о его жизни и подвигах. М., 1853. СПб., 1912; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1335; он же. Словарь граверов. Стб. 37. 60; Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета (на примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.)//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы 3-й Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.- Саров - Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 199-208; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 70-71, 73, 77, 80. Ил. 39, 40; она же. Портреты прп. Назария и валаамских игуменов в собр. Ново-Валаамского мон-ря в Финляндии//Наследие прп. Серафима Саровского и будущее России: Мат-лы 6-й ежег. Всерос. науч.-богосл. конф. С.-Петербург - Саров - Дивеево, 25-28 июня 2009 г. Н. Новг., 2012. С. 269-282; она же. О саровских худож. традициях//«Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России: Альбом/Ред.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2015. С. 64-81. Кат. 11, 45; Степашкин В. А. Прп. Назарий Валаамский, подвижник Саровской пуст. [Н. Новг.], 2009; Сокровища Валаамского мон-ря/Ред.: архим. Сергий (Раяполви). [Хельсинки,] 2013. С. 122, 124-129. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Завершение в виде яруса звона (так же как в Духовской ц. Троице-Сергиева мон-ря), кокошников и 2-главия после перестроек XVII - нач. XIX в. было заменено 4-скатной кровлей с луковичной главкой. Василий III содействовал и строительству ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (небесный покровитель Иоанна Васильевича) (1531-1534) с первым приделом, освященным во имя прп. Кирилла Белозерского. Для храма также характерны итал. черты, своеобразно переработанные элементы ордера (профилированные цоколи, 3-частные антаблементы). С воздействием венецианской школы связывают применение в обоих храмах системы пониженных подпружных арок, а также уже адаптированных местными зодчими карнизов под закомарами и круглых окон с профилированными наличниками. Декор Успенского собора повторяет бесстолпная ц. во имя равноап. кн. Владимира - усыпальница Воротынских (1554-1555). По образцу псковского зодчества храм перекрыт сложным коробовым сводом со ступенчатой распалубкой, фасады завершены рядами кокошников. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В сер. XVI в., раньше, чем в Вологде, началось каменное строительство в пригородном Спасо-Прилуцком мон-ре. Собор во имя Спаса Всемилостивого (1537-1542) по размерам превосходит соборы Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей; типологически близок к московским постройкам 1-й пол. XVI в., но отличается лаконизмом обработки фасадов (2-этажный кубический на высоком подклете, окружен крытой 2-ярусной галереей, завершен 5 шлемовидными главами на круглых барабанах, с оформлением стен лопатками и рядами полукруглых кокошников). 2-этажная одноглавая Введенская ц. и трапезная на общем подклете (1544-1545), вероятно, были построены также по типу церквей Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей. К архаизирующему направлению ростовской школы принадлежит Воскресенский собор (1543-1544) Горицкого мон-ря, обетный храм кнг. Евфросинии Старицкой (сохр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

После возведения Успенского собора и др. каменных построек композиционный центр от ансамблей Ближних и Дальних пещер переместился на Верхнюю территорию, где на сравнительно небольшом участке расположились каменные Успенский собор, трапезная палата с церковью, Троицкий надвратный храм. Став композиционным центром архитектурного ансамбля мон-ря, собор определил его дальнейшее развитие, размещение и группировку отдельных частей. Анализ планировочной структуры мон-ря показывает, что его особенности, сложившиеся до 1240 г., существенно не менялись в последующие века. Соборную площадь по периметру окружали здания, находившиеся в пределах внутренней ограды мон-ря. Неоднократно упоминаемые в летописных источниках кельи в этот период, вероятно, представляли собой небольшие отдельно стоящие деревянные домики (Лimonuc руський за Inamcьkuм списком/Перекл.: Л. Махновець. К., 1989. С. 141, 291; Патерик Киево-Печерский. К., 2009. Т. 1. С. 241). Хозяйственные постройки, больница с огородом, а также странноприимный дом, располагавшийся между Нижней и Верхней территориями мон-ря, находились соответственно во внешней монастырской ограде. При игум. Василии (1182 - после 1197) деревянную монастырскую ограду заменили каменной. Ее фрагменты выявлены во время археологических раскопок в 1951 и 1991 гг. ( Асеев Ю. С., Богусевич В. А. cmihu XII biky в лabpi: Apximekmypho-apxeoлoriчhi дocлiджehhя 1951 р.//Bichuk Akaдeмiï бyдibhuцmba i apximekmypu УРСР. К., 1951. 4. С. 40; Харламов В. А., Гончар В. Н., Трофименко Г. В. Отчет об археологических раскопках хозяйственного двора вблизи корпуса 22 на территории Киево-Печерского гос. историко-культурного заповедника за 1991 г. К., 1991. С. 14-16. Ил. 59, 60, 61. Ркп.). Рядом с Печерским мон-рем находился Спасский мон-рь в с. Берестове, где в 1113-1125 гг., при кн. Владимире Мономахе, был возведен Спасо-Преображенский собор. Строения этих мон-рей образовывали единый архитектурный ансамбль. Во время нашествия хана Батыя были сожжены и разорены строения обители, пострадал в т.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. " Русский паломник " . 1889 г. Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. " Русский паломник " . 1889 г. Дубенская Острожская икона Божией Матери (день празд. неизв.), чудотворный образ, семейная святыня дома князей Острожских. Кн. Константин Константинович (1527/28 - 8 февр. 1608), отстаивавший права правосл. общин на Волыни, вложил этот образ в построенный прадедом Василием Федоровичем, по прозванию Красный (?-1461), Спасо-Преображенский муж. мон-рь в г. Дубно (совр. Ровенская обл., Украина). В 1630-1631 гг. мон-рь стал униатским, затем приписан к Дерманскому Свято-Троицкому мон-рю (был униатским в 1720-1796), в 1812 г. упразднен. Все это время икона находилась в построенном в 1540 г. кн. Константином каменном Спасо-Преображенском соборе, к-рый после упразднения мон-ря стал приходской церковью. С 60-х гг. XIX в. история Д. и. была связана с Крестовоздвиженским монастырем в Дубно, также основанным князьями Острожскими. В нач. XIX в. по причине запустения он был приписан к собору свт. Николая в Дубно. При еп. Антонии (Павлинском; с 1862 архиепископ), управлявшем Волынской и Житомирской епархией в 1860-1866 гг., началось возрождение мон-ря, в эти годы, при настоятеле иером. Модесте, туда перенесли Д. и. Единственная в то время дорога к расположенной в болотистой местности обители пролегала через кармелитский монастырь, насельницы к-рого использовали любой предлог для преграждения пути к правосл. святыне (в 1890 монастырь кармелиток был упразднен, его имущество перешло Крестовоздвиженскому мон-рю). 8 авг. 1890 г. в связи с посещением Дубно имп. Александром III Д. и. была перенесена в Никольский собор: «После завтрака, проездом через Дубно, Их Величества осматривали икону Божией Матери, подаренную в XVI в. Спасо-Преображенскому мон-рю князем Острожским» (900-летие Православия на Волыни: 992-1892. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 554).

http://pravenc.ru/text/180512.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010