При храме этом с северной стороны, до конца XVIII столетия, были братские келии, которые затем, по ветхости их, были разобраны; от них остался в настоящее время проделанный в стене ход в нижний этаж, каким был в то время, освещаемый с восточной и с северной стороны двумя небольшими окнами. Наружный вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом для алтаря. Храм и алтарь опоясаны стрельчатыми карнизами. В верхнем этаже, в алтаре, имеются два окна; в нижнем же одно окно. В XVIII столетии, в нижнем полукружие было устроено отделение, в котором содержались колодники, подлежавшие суду тайной канцелярии. У клиросов, внизу, два окна малого размера, а в верху два окна большого размера. С западной стороны, к храму примыкает каменное двухэтажное здание, в форме неправильного квадрата, называвшееся в то время трапезою, почему Сретенский храм и назывался трапезным, как видно из дел монастырского архива. Трапеза эта была- обширнее самого храма, выступая северною стеною более чем на сажень. В южной стене трапезы имеется 5 окон: два большие – в верхнем этаже и три меньшого размера – в нижнем; столько же окон имеется в северной стене, и, сверх того, полукруглая ниша. Размер этого храма как в верхнем, так и в нижнем этаже – одинаков: в длину, считая от горняго места – 11 саж. 13 верш, и в ширину – 3 саж. 1 арш. и 8 верш. Вход в храм сделан в южной стене, из паперти Рождественской церкви, существующей и поныне. В 1853 году, архимандритом Владимиром был устроен вход в западной стене трапезы и пристроена двухэтажная паперть, шириною – 7 саж. 12 верш, длиною – 2 саж. 1 арш. и вышиною, до карнизов – 3 саж. В западной стене сделаны 5 окон и в северной – одно. Паперть покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На Сретенском храме с трапезою, до 1816 года, кровля была деревянная; в этом же году, при архимандрите Дионисии, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. На крыше храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами, каменная шея, на которой утверждена крытая железом глава, окрашенная медянкою; яблоко и осьмиконечный крест вызолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас в нем вышиною – 7 саж. 2 арш. 1 вершок. В южной части алтаря находится диаконник, в котором, до 1795 года, быль придел священномученика Антипы, доказательством чего служит сохранившаяся ниша на левой стороне диаконника, служившая, вероятно, жертвенником. В настоящее время жертвенник, помещается в северной части алтаря. Посреди алтаря устроен деревянный престол, утвержденный на каменной площадке, в уровень с деревянным полом. Усердием петербургской купчихи Наталии Федоровой Зуевой, престол в 1869 году украшен медною посеребренною одеждою. Над престолом была устроена архимандритом Пахомием в 1775 году, резная сень, которая, по причине тесноты алтаря, была, вероятно, уничтожена впоследствии. Алтарь имеет в длину – 2 саж. 1 арш. 4 вершка, в ширину – 1 саж. 3 вершка и в высоту от пола до сводов 2 саж. 2арш. 12верш. Он отштукатурен и окрашен весь бранцшвейном, стены же его расписаны живописью. К востоку алтарь имеет вид полукружия. Диаконник и жертвенник – полукруглые. Первый имеет в длину – 1 сажень 3 арш. 14 вершк. и в ширину – 2 арш. 14 верш., второй вч. длину–2 саж. 2 арш. 14 верш, и в ширину – 1 саж. 2 арш.; высота их одинакова – 2 сажени. Стены храма еще в глубокой древности, в 1199 и 1442 годах, были расписаны живописью. Затем, в 1801 году, они были опять расписаны архимандритом Иннокентием греческими письмом. Наконец, в 1837 году, архимандрит Антоний, возобновив иконостас, сделал новую стенную живопись. Впоследствии, стенная живопись, за ветхостью, была окрашена белым колером. В нижнемь этаже сего храма был, до 1763 года, подвал, для склада разных монастырских припасов. Затем, на основании контракта, заключенного в этом году архимандритом Пахомием с статским советником Титовым, исправлявшим должность Новгородского вице-губернатора, в означенном подвале хранилось казенное вино, с платою монастырю в месяц по 1 руб. ассигнациями за каждое отдельное помещение, которых в этом этаже было четыре. Склад казенного вина продолжался здесь, таким образом, до 1799 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Глава Карелии обещает отреставрировать гостиницу Валаамского монастыря и переселить ее жильцов на материк к 2016 году 11.07.2014 Проект по реконструкции Зимней гостиницы на Валааме и расселению живущих в ней будет реализован к 2016 году, заявил глава Карелии Александр Худилайнен. " Зимняя гостиница всегда была неотъемлемой частью монастыря, но, к сожалению, с начала 90-х годов это не слишком приспособленное строение было использовано под жилье " , - заявил А.Худилайнен на заседании попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря , которое прошло на острове под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По словам главы региона, которого цитирует пресс-служба правительства Карелии, стоит задача восстановления здания и возвращения ему первоначального назначения. При этом необходимо не только предоставить новое жилье тем, кто проживает в гостинице, " но и создать достойные условия для приема многочисленных паломников, которых с каждым годом все больше прибывает на Валаам " , подчеркнул он. " В Сортавале будет построено благоустроенное комфортное жилье для 67 человек. Все они должны получить достойные условия проживания. Еще один способ решить проблему - дать возможность приобрести жилье по сертификатам в любом из городов России. Возможно, это будет пригород Санкт-Петербурга или Москвы, Крым или другие южные регионы. Сегодня мы хотим выполнить благородную миссию - вернуть Зимнюю гостиницу монастырю и предоставить комфортное удобное жилье тем, кто проживает в здании " , - отметил А.Худилайнен. По его словам, работы планируется провести к 2016 году в рамках федеральной целевой программы " Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы " . Зимняя гостиница, построенная в середине XIX века, является одним из зданий комплекса Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Каменное трехэтажное здание, находящееся под охраной государства в качестве объекта культурного наследия федерального значения, в 2006 году было передано в собственность монастырю. Сегодня оно находится в неудовлетворительном, а местами - в аварийном состоянии. Зданию требуется реконструкция водопроводных, канализационных и электрических сетей, ремонт кирпичной кладки и замена кровли, утепление крыши и организация современной системы водоотведения, полная замена деревянных перекрытий, реставрация внутренних интерьеров, замена полов, оконных и дверных блоков. Кроме этого, потребуется обеспечить квартирами на материке местных жителей, которые все еще проживают в этой гостинице. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.07.2014 17:17:30

http://drevo-info.ru/news/17422.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В пострадавшей от пожара Зимней гостинице на Валааме завершились противоаварийные работы 10.11.2016 В корпусе Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря завершены противоаварийные работы; следующим этапом станут мероприятия по реставрации объекта, сообщает пресс-служба правительства Карелии. " С сентября по октябрь в Зимней гостинице, пострадавшей от пожара, были выполнены необходимые противоаварийные и консервационные мероприятия: разборка завалов, усиление и стабилизация аварийных элементов и конструкций здания, устройство временных перекрытий и консервационной кровли, консервация оконных и дверных проемов. В настоящий момент все противоаварийные мероприятия завершены " , - говорится в сообщении. Следующим этапом станут мероприятия по реставрации объекта и его приспособлению под духовно-просветительский центр. Финансирование работ ведется в рамках федеральной целевой программы " Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг) " . Возгорание в историческом здании " Зимней гостиницы " на острове Валаам произошло утром 1 мая, тогда частично обрушилась кровля на площади 300 кв. метров. Пожар был потушен ночью в тот же день, пострадавших не было. 12 мая в полиции сообщили о задержании по подозрению в поджоге одного из сотрудников монастыря. В здании в неблагоустроенных помещениях с печным отоплением до сих пор проживают местные жители. Зимняя гостиница была построена в XIX веке и является объектом культурного наследия федерального значения. Каменное трехэтажное здание в 2006 году было передано Валаамскому монастырю. В гостинице велись ремонтно-реставрационные работы. После их завершения там планировали создать духовно-просветительский центр, который будет включать в себя музей современной иконы с выставочными залами и школу православного песнопения, иконописи, лекционные залы, паломнический центр с гостиничными номерами.

http://drevo-info.ru/news/21529.html

Похоронен ли шведский король на Валааме? Испокон веков военные походы шведских викингов на Русь через Приладожье сопровождались разорением и убийством местных жителей. С тех пор как в Х веке (согласно одной из версий) остров Валаам приютил первых русских монахов, соседство с беспокойными норманнами стало для них серьезным испытанием на долгие столетия. 1 Как шведский король стал валаамским схимником Согласно старинному монастырскому преданию, в 70-х годах XIV века очередная сокрушительная буря на Ладожском озере не пощадила целую шведскую флотилию. Шторм выбросил на каменистый берег Валаамского острова единственного выжившего человека. Его нашли русские монахи Спасо-Преображенского монастыря. Кораблекрушение и спасение монахами. Лицевой летописный свод Каково же было их изумление, когда спасшийся чужеземец представился шведским королем Магнусом II Смеком. Свидетельство игумена Валаамского монастыря Назария, данное в 1791 году графу А.И. Мусину-Пушкину, гласит: «Объявляем Вам, что погребен в 1374 году Шведский король именем Магнуш, во святом крещении Григорий. Жития его было в сей обители в живых 3 дня. При сем по желанию ево пострижли в схиму, таким образом и скончал жизнь свою». Все эти события увековечены на каменной надгробной плите его могилы, фрагмент которой сохранился до наших дней. Сама могила утеряна. Кроме того, валаамское предание о духовном преображении шведского монарха подтверждено его рукописным завещанием, зафиксированным в одной из летописей новгородского происхождения. Начинается оно следующими словами: «Се аз Магнуш король Свейский нареченный в святом крещении Григорием отходя сего свету пишу рукописание при своем животе а приказываю своим детям и своей братии и всей земле Свейской: не поступайте на Русь на крестном целовании занеже нам не пособляется…» Впрочем, историки сомневаются в подлинности этого «рукописания», поскольку не все указанные там сведения с точки зрения современной науки соответствуют действительности. К тому же, согласно самой распространенной версии, король Магнус погиб в Норвегии, хотя другие источники позволяют считать местом его смерти Швецию, а третьи — Финляндию. В любом случае, нигде, кроме Валаама, могилы шведского монарха не было найдено.

http://sever.foma.ru/pohoronen-li-shveds...

Великий Устюг. Устюжский Спасо-Преображенский женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1422. Адрес: Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг Координаты: 60.760829, 46.306633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года, о чем свидетельствует надпись на западной стене Спасо-Преображенской церкви. В 1764 году был ликвидирован с переводом в Иоанно-Предтеченский монастырь, а Спасо-Преображенский собор превращен в приходскую церковь. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал СпасоПреображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Спасо-Преображенского храма. Когда были построены первоначальные Преображенские церкви неизвестно, но они существовали до 1422 года, так как монастырь был образован уже при существующих церквях. Согласно Писцовой  книге 1676-1683 годов в 1679 году обе деревянные церкви и колокольня с 10 колоколами сгорели, на их месте была построена одна деревянная (сгорела в 1715 году). Лишь в 1689 году рядом с деревянной церковью начато строительство каменной холодной церкви во имя Преображения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределами во имя Богоотца Иоакима и Анны, а также колокольни. Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм был построен в 1669 году. освящен архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром 6 августа 1697 года. По своей архитектуре напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо=западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве (В убранстве Спасо-преображенского храма использовано большое количество изразцов местного производства).    Сени и своды в алтаре Спасо-преображенского собора были украшены в 1756 году живописными изображениями. По западной стене  церкви под сводами были построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Предалтарный иконостас резной золоченый. Возведен в 1697 году, через год после постройки храма, по заказу архиепископа Александра. Иконостас поражал пышностью своего орнаментного убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капетелями.    

http://sobory.ru/article/?object=03694

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Фото 1920-х гг. из статьи С. С. Подъяпольского «Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря» в Сборнике «Древне-русское искусство.Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв.».с.448 Дмитрий Волохов 1 апреля 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный, остров. Собор Спаса Преображения на территории Спасо-Каменного Преображенского монастыря Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в XV веке входил в состав Ростовской епархии. В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком.

http://sobory.ru/article/?object=10164

Русско-шведская война 1495–1496 годов также началась 6 августа. В этот день (1495 г.) «послал князь великий Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьича со многими людьми на свеиского короля неметцкого». Вероятно, выбор даты начала кампании был глубоко символичен. Ивану III предстояло открыть новую страницу в истории военного дела Москвы. В отличие от постоянных столкновений и, как следствие, изменения границ на других направлениях внешнеполитической деятельности Руси, русско-шведская граница оставалась неизменной с 1323 года (тогда был заключен Ореховский (Нотебургский) мирный договор между Новгородом и Швецией). Начало нового важного дела необходимо было соотнести с соответствующей датой. И очевидно, что именно представления о значении Преображения для военной деятельности определили выбор числа начала войны со Швецией. Здесь приведены далеко не все примеры, отражающие роль преображенского культа для политики Ивана III, однако и они достаточно свидетельствуют о том, какое государственное значение придавалось празднику во второй половине XV века. В годы правления Василия III Ивановича (1505–1533) особое почитание Преображения в великокняжеской среде выльется в форму широко развернувшегося каменного строительства Преображенских храмов во многих землях единого Русского государства. К числу построенных в первой трети XVI века относятся Спасо-Преображенский собор в Ржеве, храм Суздальского Спасо-Преображенского Евфимьева монастыря (1507–1511), собор Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря (1515), собор Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1526). Кроме строительства храмов, Василий III давал пожертвования монастырям, посвященным Преображению Господню. Так, 24 июня 1509 года он пожертвовал игумену Феофану Кучаинского Спасо-Преображенского Сисоева монастыря (Сербия) 40 соболей и 500 (по другим источникам – 300) белок. Еще более красноречиво об особом почитании Преображения свидетельствует постройка в 1527 году Василием III «на своемъ дворе» каменного Преображенского собора с приделами (как отмечает известный археолог А.Л. Беляев, это была «полная перестройка» прежнего, еще XIV века, каменного храма бывшего Спасского монастыря, не сохранившая никаких остатков древнего храма за исключением вторично использованных деталей). Указание летописи о построении храма в московской резиденции Василия III – «на своемъ дворе» – позволяет сделать вывод о том, что новый Преображенский храм становится домовым храмом великокняжеской семьи.

http://pravoslavie.ru/1397.html

Для музея были разработаны стенды с исторической информацией, которая взята из достоверных источников — Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, нижегородских и других архивов. В части музея, посвященной истории арзамасского Воскресенского собора, выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание кафедрального собора. Этот иконостас, в связи со строительством нового храма, перевезли в Вознесенскую церковь села Степаново. О ходе реставрации Спасо-Преображенского собора одноименного монастыря журналистам во время их посещения обители рассказали руководитель реставрационных работ в храме Денис Полещук и руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков. Спасо-Преображенский собор построен в 1638 году, это древнейшая и самая первая каменная церковь города Арзамаса. В 1927 году Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. До недавнего времени в здании собора размещался Государственный архив Нижегородской области Обитель начала возрождаться в 2004 году. Весной 2015 года Спасо-Преображенский собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 2016 году были отремонтированы кровля и фасад Спасо-Преображенского собора, храм Рождества Богородицы был возведен под крышу; также начались работы по строительству разрушенной монастырской колокольни и был осуществлен ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. В течение 2020 года в главном храме обители было проведено отопление, в трапезной части восстановлена живопись, в 2023 году восстановление стенописи было завершено. Расписывали Преображенский собор мастера объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия». Работы по восстановлению Спасо-Преображенского собора велись в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». «В ходе реконструкции Спасо-Преображенского собора нами были обнаружены каменные купола XVII века. Именно такие храм имел изначально. В ходе последующих строительных работ маковки одной из самых древних церквей Арзамаса приобрели другой вид. Над ними установили более современные купола с металлическим покрытием.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010