Ахтырка. Церковь Спаса Преображения (новая). Спасо-Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавший прежде деревянный Преображенский храм сгорел в 1785 году. Но в документах 1681-1683 годов есть упоминания о «Спасском попе Корнилии Микулаеве» и «священнике Преображения Господнего Михаиле Матвееве». Следовательно, это был один из первых Ахтырских храмов, когда началось заселение этих мест беженцами из-за Днепра в середине XVII века. Новый деревянный Преображенский храм был построен в 1790 г. особой заботливостью священника Якова Назаревского. В начале 1904 года был одобрен и принят проект архитектора В. Немкина нового каменного Спасо-Преображенского храма, который был построен в 1905 году и освящен 13 ноября того же года. В «Ведомостях о церкви Спасо-Преображенской г.Ахтырки за 1909 года» - архивном документе Харьковской духовной консистории – сказано: «Церковь в одной связи с колокольнею построена в 1905 году Усердием и на пожертвования Григория Федоровича Чикало…». С 1920 по 1935 гг.  священником Спасо-Преображенской церкви служил о. Сергий Николаевский, происходивший из старого рода священников Николаевских. На втором ярусе ныне утраченной колокольни был установлен колокол весом 5 т. Во времена советской борьбы с религией колокольню разобрали, церковь закрыли. До 1994 г. помещение использовалось в качестве спортзала. После передачи храма православной церкви начаты реставрационные работы, восстановлен и позолочен купол,установлен иконостас. Год в год, день в день 26 ноября 1905 года был совершен чин освящения новосооруженной Спасо-Преображенской церкви Ахтырки. В Харьковской библиотеке им. Крупской находится рукописное Евангелие из Спасской церкви, что обозначено надписью и которое, очевидно, старше даже Ахтырки. Известно, что на месте нынешней церкви было две деревянных, называемых Спасской или Преображенской. Первому строению в 2004 г. исполнилось бы 350 лет. Но церковь сгорела. Второе строение было разобрано. Из его остатков была построена церковь в селе Высокое.

http://sobory.ru/article/?object=10200

Пожар 1476 года. Возрождение обители В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня. Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих. В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III. Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин) . Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам , скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась. Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение - деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья. От расцвета к упадку: XVII - XVIII вв. Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы. По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

http://drevo-info.ru/articles/25481.html

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским). В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в. В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован. Спасо-Преображенский собор В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович. В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=07368

Москва. Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Преображенская церковь в Спас-Тушине /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1586. Год утраты:приблизительно 1885 (Разобрана) Адрес: Россия, Москва, СЗАО, район Митино, Староспасская ул., участок придомовой территории д. 33кА. Координаты: 55.830834, 37.389664 Проезд:от ст. м. " Тушинская " автобусами 2, 210, 266 или 741 до остановке Спас, или пешком от станций метро и МЦД2 " Волоколамская " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавшая церковь Преображения Господня в селе Спасском-Тушине. Село Тушино, некогда бывшее во владении воеводы Тушина, в 1570 г. принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, «по данной князь Петрово по сестре Теляковского, княгини Софьи», отдавшей это село на поминовение отца своего Федора Тушина и брата. Близ Тушина некогда существовал Спасо-Преображенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиеву монастырю. Время построения Спасского монастыря неизвестно. Нужно полагать, что эта древняя обитель существовала еще до 1390 г. В выписке из летописей княжения Василия Дмитриевича под 1390 г. говорится: «весною в великий пост умер Иван Родионович, названный в монашестве Игнатием, и погребен в монастыре на Всходне». В писцовых книгах 1584-86 гг. Спасо-Преображенский монастырь с принадлежащими к нему вотчинами описан так: «Троицы-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово, на речке Всходне, а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена же святого мученика Андрея Стратилата, ставят ново, недоделана; а в церкви Преображенье Спасово образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение старого вотчинника Андакана Тушина с братьею…» В начале XVII ст. Спасский монастырь был «разорен и запустел от литовских людей». Из монастырских зданий оставалось только каменная церковь во имя Андрея Стратилата, впоследствии обращенная в приходскую церковь, и другая разоренная каменная церковь Преображения Господня. В писцовых книгах 1623-24 гг. Московского уезда Горетова стана, монастырь с вотчинами описан так: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня, на реке Москве, а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен, да другая церковь Андрея Стратилата каменная, шатром вверх, а в церкви образы и книги, и свечи, и колокола, все монастырское строение Живоначального Троицы-Сергиева монастыря; на церковной земле во дворе поп Стефан, во дворе дьячок Илейко Стефанов, во дворе пономарь Ивашко Потапов, во дворе просвирница Анница, да на церковной земле 2 кельи, в них черный поп Макарей, да нищий питается от церкви Божией, в том селе крестьян 3 двора и бобылей 3 двора…».

http://sobory.ru/article/?object=60903

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Петрозаводский Константин освятил Спасо-Преображенский храм в с. Спасская Губа в Карелии 25.09.2017 24 сентября 2017 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, председатель Синодальной богослужебной комиссии, глава Карельской митрополии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) совершил великое освящение храма Преображения Господня в с. Спасская Губа Кондопожского района Карелии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Кондопоги протоиерей Лев Большаков; секретарь главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко; клирик храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пос. Марциальные Воды иерей Петр Кирьянов; протодиакон Владимир Морозов. Настоятель храма Преображения Господня в с. Спасская Губа иеромонах Паисий (Ковалев) находится на длительном лечении в Москве. По окончании богослужения митрополит Константин обратился к верующим с архипастырским словом. Строительство каменного храма Преображения Господня в селе Спасская Губа, на месте утраченной в советское время деревянной Спасо-Преображенской церкви, началось в 2012 году. Каменный Преображенский храм стоит на горе в самом центре села. Высота храма составляет 15 метров. Церковь построена в традициях новгородской архитектуры XII-XIV веков. Стены и потолок покрыты росписями в византийском стиле, выполненными петрозаводским иконописцем Дмитрием Юдовым. На потолке средней части изображен двухметровый лик Христа Спасителя. Расписаны также и остальные стены храма. Церковная утварь, в том числе два проскинитария (аналоя) и хорос, выполнена в Греции. С XVI века ведет свою историю село Спасская Губа, расположенное в 60 км от Петрозаводска у озера Мунозеро. Первые подробные архивные данные о селе относятся к 1902 году, тогда в Спасской Губе было 30 жилых домов, в центре располагались волостное правление, муниципальное училище и храм. Во время массовой коллективизации в 30-е годы было раскулачено 23 хозяйства и в общей сложности 181 человек, созданы девять колхозов. В здании Преображенской церкви разместился клуб, затем храм был разрушен. Со временем село Спасская Губа пришло в упадок, но в последние годы началось его возрождение, в том числе духовное. В 2001 году в селе Спасская Губа была построена и освящена часовня Преображения Господня. Спустя 11 лет по инициативе местных жителей и под духовным руководством настоятеля прихода храма иеромонаха Паисия (Ковалева) на месте утраченной Преображенской церкви было положено начало возведению нового храма. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.09.2017 17:18:36

http://drevo-info.ru/news/22795.html

Arhiva La Mitropolia de Vologda a fost renscut vechea mnstire de clugri Spaso-Kamennyi 15 octombrie 2017 12:45 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) ( журнал ). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье. 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5037608...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?), прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), мон. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз . До 20-х гг. XX в. в Преображенском соборе мон-ря, в нижней ц. во имя святителей Московских Петра , Алексия и Ионы , в правом зап. углу в особой палатке (не сохр.), почиталась могила В. К., здесь же находилась рака с надгробным образом святого, близ нее хранились шапка из железных полос и вериги преподобного. В июле 1774 г., когда во время сильного пожара выгорела вся церковь, уцелела только деревянная рака святого и образ. В 1851 г. на средства московского купца И. А. Колесова над гробом преподобного устроили новую медную раку, на к-рой находилось изображение В. К. в рост. 17 июня 1870 г. по дороге в Архангельск Спасо-Каменный мон-рь посетил вел. кн. Алексей Александрович. После молебна в Преображенском соборе высокий гость прикладывался к мощам св. блгв. кн. Иоасафа Каменского († ок. 1457) и к раке В. К. Время жизни преподобного можно установить приблизительно, т. к. основной источник по истории Спасо-Каменного мон-ря - «Сказание известно о Каменном монастыри» Паисия (Ярославова) (написано ранее 22-23 дек. 1501, дополнено в XVI-XVII вв.) - не содержит сведений о святом. Не упоминает о раке и личных вещах святого и монастырская опись 1670 г., составленная по указу архиеп. Вологодского и Великопермского Симона . Отсюда можно заключить, что В. К. подвизался в мон-ре во 2-й пол. XVII в. Время канонизации святого неизвестно, преподобный упомянут в списке святых Вологодской епархии, составленном в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Память В. К. совершалась в мон-ре в день его тезоименитства. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/150807.html

Усолье. Спасо-Преображенский женский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1730. Архитектор:Рязанцев, Котельников, Кожин (строители) Адрес: Пермская область, г. Усолье, ул. Республиканская, 12 Координаты: 59.412412, 56.708435 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Колокольня собора, которая пережила все 7 больших пожаров в этих местах, видна с любой точки острова – она, как ни странно, падающая, правда, заметно это не с любой точки. Она сильно разрушена, с одной из сторон свисает выбитая решетчатая дверца, нет купола и креста. После пожара, уничтожившего деревянную звонницу Спасо-Преображенского собора, началось сооружение каменной колокольни. Башня соборной колокольни – последнее в ряду сооружений XVIII века, являлась доминантой всего архитектурного ансамбля. Находится между собором и Строгановскими палатами на береговой линии. Колокольню строили в 1730 г. " соликамские подрядчики Рязанцев, Котельников и Кожин и за сию с основания кладку взяли 120 рублей " . Колокольня имеет высоту около 50 метров. Шестиярусная башня до пожара 1842 года, она венчалась высоким шпилем с флюгером. Интересно архитектурное решение: в плане колокольня - неправильный восьмиугольник, что способствует изменяемости ее контуров при обзоре с различных точек. Углы арочных проемов раскрепованы пучками полуокон. Сложные «с изломом» завершения ярусов башни позже заменены на куполообразные. Не сохранилась и полихромная раскраска фасадов. Столп колокольни просматривается от вершины до основания только с западной стороны, так как в 1832-1835 гг. нижний ярус колокольни был застроен каменными торговыми рядами, в связи с перепланировкой города и для укрепления наклонившейся колокольни. Одновременно были выстроен торговый ряд параллельно южной стороне Спасо-Преображенского собора. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37732

Малая Муксалма, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Рождества Христова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Рождества Христова Год постройки:Между 1667 и 1876. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, остров Малая Муксалма. Координаты: 65.012831, 35.997964 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря на юг, а затем через пролив на северо-восток 24 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначально построена в 1666-1667 гг. как кладбищенская церковь прп. Онуфрия Великого на Большом Соловецком острове в 140 м к югу от Белой башни Спасо-Преображенского монастыря. Разобрана в 1821 г. перед постройкой на его месте каменного храма (от которого ныне сохранился только фундамент). Перевезена в 1829 г. на остров Большая Муксалма, где в при игумене Филиппе в XVI в. была построена монастырская ферма. Поставлена на место разобранной из-за ветхости часовни сщмч. Власия. Освящена как часовня Рождества Христова. В 1872-1876 гг. близ часовни был построен каменный храм прп. Сергия Радонежского (от которого ныне сохранился только фундамент). Вскоре здесь был организован Сергиевский скит Спасо-Преображенского монастыря. Деревянная часовня Рождества Христова была разобрана и перенесена на остров Малая Муксалма. Есть сведения (В.В. Скопин. На Соловецких островах. М., 1991 г., с.171), что при установки часовни на новом месте её повернули на 180 градусов и следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Четверик часовни рублен " в обло " и накрыт поздней четырёхскатной крышей. Летом 1985 г., во время удара молнии, упала главка. Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, апсида (бывшего храма прп. Онуфрия Великого) и галереи. В настоящее время часовня находится на балансе Соловецкого музея-заповедника; используется в летний период в качестве общежития для сезонных рабочих Архангельского водорослевого комбината. По материалам Соловецкого музея-заповедника Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13342

В начале XV века из Новосильско-Одоевского княжества выделился Белёвский удел. В XVI-XVII вв. хорошо укреплённый Белёв входил в оборонительную линию на юге Русского государства - Засечную черту. На территории городского поселения Белёв, на высоком берегу реки Оки возвышаются отреставрированные за последние годы строения Спасо-Преображенской обители, видные ещё до подъезда к городу. Известно, что его начали возводить ещё в 1460 году на месте древнего городища, а окончание строительства датируется 1525-м годом. Согласно челобитью игумена Спасо-Преображенского монастыря Геласия, приведённого в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 14. 08. 1647 года сказано следующее: " изстари де устроили у них в Белевском уезде Белевские князи в Белеве на посаде, на старом городище монастырь Преображение Господне " . В этой обители белёвские князья посвящали свои молитвы Богу, а после из смерти монастырь, по замыслу, должен был стать усыпальницей белёвских удельных князей. Первый вклад в монастырь (Богдана Тимофеевича Воейкова) датируется 1557 годом согласно вкладной книге. Первое датированное посещение белёвского монастыря царём Иваном IV было зафиксировано в 1565/1566 г. во вкладной книге Перемышльского Шаровкина монастыря и, если доверять сообщению И. Ф. Афремова, под этим же годом в Синодике Спасо-Преображенского монастыря. Закладывая здесь монастырские постройки, наши предки руководствовались не только эстетическими принципами. Внушительное каменное строение, помимо всего прочего, являлось выжным форпостом, защищавшим русские земли от набегов воинственных кочевников. В своё время монастырь имел огромное значение и влияние. Когда царский поезд Ивана Грозного подъезжал к городу, то царь отчётливо видел хорошо укреплённую деревянную крепость с пятью бревенчатыми храмами, стоящую на вершине холма прямо над Окой. В 1558 году царь Иоанн IV Васильевич, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, городок Белёв включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для " испомещения " , т. е. содержания царских служилых людей. " И белевские князья извелися, и вотчину их, Белев, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, взял на себя " - записано по этому поводу в летописи. При утверждении опричнины в 1565 году Иоанн Васильевич объявил Белёв своей собственностью и в числе 27 городов с волостями забрал в опричнину.

http://sobory.ru/article/?object=04683

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010