6) Афанасий. Сын священника Тамбовской Епархии. Из соборных Иеромонахов Лавры поставлен в Архимандрита в 1818 г. Декабря 25 дня. Скончался 23 Февраля 1831 г. в Лавре и погребен за алтарем Сошественской церкви. 7) Антоний. Пострижен в монашество в 1822 г. в Высокогорской Арзамасской пустыне; из строителя сей пустыни переведен Наместником в Троицкую Лавру и посвящен в Архимандрита Вифанского монастыря 15 Марта 1831 г. Настоятельствует доныне. Архимандриты Вифанского монастыря имеют место- пребывание в Лавре, а исполнительною частью по делам монастыря заведует казначей, постоянно пребывающий в Вифании. КАЗНАЧЕИ 1) Павел, бывший строитель Давыдовой пустыни, переведен на должность эконома Лавры и вместе казначея Вифанского монастыря в 1798 г. В 1801 г. оставлен только при должности Вифанского казначея. В 1815 г. за старостию лет переведен в Лавру в число братства с назначением его членом учрежденного собора Лавры. 2) Герман из Лаврских Иеромонахов и библиотекарей произведен в казначея в 1815 г. В 1819 г. по прошению уволен в число братства Николаевской Берлюковской пустыни. 3) Мельхиседек, из белых священников Лаврский Иеромонах. С 1819 г. казначей Вифанского монастыря. Скончался в Вифании в 1824 г. 4) Тихон из белых священников Переславского уезда пострижен и назначен казначеем в 1825 г. В 1826 г. переведен в строителя Махрищского монастыря, которым управлял троекратно, быв назначаем то экономом архиерейского дома в Москве, то экономом Лавры. Скончался в Лавре в 1847 г. 5) Пармен из белых священников пострижен в монашество и определен казначеем в 1826 г. В 1831 г. переведен в строителя Николаевского Перервинского монастыря. С 1848 г. Архимандрит Московского Данилова монастыря. Скончался в 1855 году. 6) Ираклий казначеем был с 1831 до 1834 года, в котором переименован духовником Вифанской братии. Скончался в Вифании. 7) Сергий. Перешел в Вифанию из Саровской пустыни и определен казначеем в 1834 г. В 1839 г. переведен на место казначея Лавры. В 1852 г. определен Архимандритом Серпуховского Высоцкого монастыря. Скончался на покое в Лавре в 1861 году, 20 Ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вот только краткий и небольшой перечень лиц, которые, однако, внесли весомый вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения на Святой Руси. Все они, как мы уже выше отмечали, являлись или выходцами из Вифанской семинарии или были связаны с ней преподавательской или административной деятельностью. —31— К сожалению, эта плеяда великих ученых и просветителей прервалась в начале XX в., после печальной для всей нашей государственности и церковного развития даты – октября 1917 года. Революционный переворот открыл новую печальную страницу в истории Вифанской семинарии. VI. Закрытие Вифанской семинарии Вифанский монастырь и Спасо-Вифанская семинария просуществовали до Октябрьской революции 1917 года. В первые годы Советской власти монастырь был закрыт, но оставалась еще небольшая часть братии под руководством игумена Порфирия. Время закрытия Вифанской семинарии остается неизвестным, но к лету 1918 года она была уже закрыта, а ее бывший ректор архимандрит Даниил проживал в инспекторском корпусе МДА 39 . Вполне вероятно, что закрытие Вифанской семинарии произошло в течение первой половины 1918 года на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» от 11–24 декабря 1917 года и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года. В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал в таком виде до 1925 года, когда его имущество и здания были переданы детскому дому имени В.И. Ленина. В ведении братии монастыря остались лишь два храма, которые в 1928–1929 годах также были переданы детскому дому. При передаче храмов церковь Сошествия Святого Духа, согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929г., предназначалась под мастерскую. Детский дом просуществовал на территории монастыря до 1932 года. Тогда все здания Вифании перешли в ведение нового научного центра – НИИ птицеводства. С этого времени вся Вифания, включая и бывшую монастырскую слободку, стала именоваться Птицеградом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19) Никодим Белокуров. Из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской с 6-го Января 1862 года. В Августе 1866 г. переведен Ректором в Московскую семинарию. 20) Сергий Спасский . Архимандрит Московского Знаменского монастыря. Определен Ректором 12 Августа 1866 года. ПРЕФЕКТЫ 1) Гедеон Фомин из учителей Лаврской семинарии произведен в Иеромонаха и Префекта 5-го Июня 1800 года и был учителем Греческого языка, а в 1802 году, с открытием Философского класса, начал преподавать философию, в 1804 году, Апреля 17-го произведен во Архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С Сентября сего года Ректор. 2) Евгений (Андрей) Казанцев из учителей Риторики Вифанской семинарии поступил в Префекты и учители философии в Сентябре 1804 г., пострижен в монашество 16 Декабря сего года. В Феврале 1809 г. определен в новоучрежденную С.-Петербургскую Академию баккалавром философских наук и Инспектором. В 1810 г. определен Ректором Троицкой семинарии, в 1814 г. Ректором Московской семинарии и Архимандритом Заиконоспасского монастыря. В 1818 г. хиротонисан во Епископа Курского; в 1822 г. переведен Архиепископом во Псков, с 1837 г. Архиепископ Ярославский. С 1854 г., пребывает в Москве на покое и управляет Донским монастырем. 3) Серафим Колосов. Из учителей Ярославской семинарии. Пострижен в монашество и определен Префектом в Августе 1809 г. С 1812 г. назначен Ректором Вифанской семинарии. 4) Вениамин Гжельский. Был учителем Перервинской семинарии, пострижен в 1809 г. и в том же году переведен в учители Риторики в Лаврскую семинарию. Префектом Вифанской определен 8 Января 1812 г.; в Январе 1814 г. переведен на ту же должность в Троицкую семинарию, по закрытии которой определен инспектором Московской семинарии, в 1817 г. Ректор Вифанской семинарии. 5) Макарий. Иеромонах. Из учителей Риторики Вифанской семинарии определен Префектом 19 Января 1814 года. ИНСПЕКТОРЫ: 6) Павел Николаевич Наумов. Из старших кандидатов С.-Петербургской Духовной Академии первого курса, определен инспектором Августа 19 дня 1814 г. и проходил сию должность до Сентября 1822 года, a в сем году выбыл в светское звание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) 22 ноября, 2012. Новостная служба Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября. ПРАВМИР. В Спасо-Вифанском монастыре Сергиева Посада 24 ноября будет открыт памятник основателю обители  митрополиту Платону (Левшину). Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. Митрополит Платон (Левшин)  (1737 — 1812) родился в Московской губернии и был сыном сельского причетника. Приняв монашество, был назначен ректором Троицкой семинарии. Был избран Екатериной II в законоучители к наследнику престола. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом Синода, в 1770 г. — архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. В 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, тогда же основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-spaso-vifanskom-mona...

С особым интересом и волнением отец Михаил выслушал наш рассказ об обретении места предполагаемого захоронения владыки Германа: – Может быть, и на наши молитвы священномученик Герман отзовется, и случится всеми нами чаемое обретение святых мощей дорогого владыки, – завершаем нашу беседу с батюшкой. В Спасо-Вифанском монастыре      Вифания Покидая храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, мы отправляемся в Сергиев Посад, в Спасо-Вифанский монастырь, где должно было состояться наше знакомство с обстоятельствами жизни и работы владыки Германа в качестве ректора Вифанской духовной семинарии. Наше путешествие по местам, связанным с деятельностью владыки, удалось осуществить благодаря помощи его правнучатой племянницы Жанны Казанской (в крещении Иоанны). Иоанна проводит индивидуальные экскурсии по Москве на русском и английском языках, поэтому в ходе нашей поездки она поведала нам интересные сведения и о родной Москве, и о подмосковной ВифанииСпасо-Вифанском монастыре, названном так в память о палестинском селении, в котором произошло воскрешение Лазаря. В храме Преображения Спасо-Вифанской обители      Даже внутреннее убранство одного из храмов Спасо-Вифанской обители – Преображенского – напоминает пещеру. Да-да, я ничего не выдумываю, престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря устроен в алтаре, а обращенная к молящимся стена в середине храма имеет вид искусственной пещеры. А над ней возвышается алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, наподобие вида евангельской горы Фавор. Сегодня она украшена цветами и декоративными кустарниками. Как оказалось, в Спасо-Вифанском монастыре память владыки Германа особо чтут не только потому, что его деятельность была связана с семинарией, которая находится рядом с монастырем. Особая духовная связь существует между нынешним настоятелем монастыря иеромонахом Аверкием и священномучеником Германом. И для отца Аверкия, как и для отца Михаила, знакомство с владыкой Германом состоялось через его письма. Книгу «Письма владыки Германа», изданную Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, привезла в подарок настоятелю монастыря Иоанна.

http://pravoslavie.ru/106385.html

I. Учреждение Вифанской Семинарии Учреждение Спасо-Вифанской семинарии состоялось после посещения в апреле 1797 года Императором Павлом I основанной Московским митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанской пустыни. «В 1797 г. Император Павел после коронования вместе с императрицей и со всей фамилией 23 апреля посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день и Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, Платон, митрополит Московский, представил Императору, что «в Вифании покои малы, и приуготовления никакого для стола не сделано». Но Государь сказал на это, что «хотя в уголку, но там будет обедать». Отслушав молебен и литургию в Троицком соборе, Государь поехал в Вифанию и встречен был в воротах митрополитом. Рассказ об этом примечательном посещении Вифании Императором Павлом I передадим словами самого митрополита Платона: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще боль- —6— ше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои изволил похвалить и говорил: «Вот как тесны у тебя покои. На что более?» (...). Потом пошли к столу... Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из географии, из истории, из философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. (...) После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттуда в Москву». (...) Через пять дней (29 апреля) статс-секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию» 5 . 1 (13) мая 1797 года последовал Высочайший Указ за 17949 об учреждении Спасо-Вифанской Духовной Семинарии при второклассном Вифанском монастыре. В указе, в частности, говорилось: «4) Для вящего распространения преподаваемого в Семинарии Троицкой Лавры учения, которого полезные успехи Мы Сами видели, учредить в Вифании таковую же Семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих пищею, одеждою и прочим, також на жалование учителям, на потребных к тому учителей, на книги, дрова, свечи и прочее производить ежегодно по 4000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиотека Вифанской семинарии вмещает в себя много памятников умственной деятельности питомцев Платона и самого Платона. В ней до 10,000 книг; тут собраны поздравительные речи и экзерциции учеников его времени; тут вся библиотека Платона. Замечательнее всего собрание рескриптов и писем, писанных к нему царственными особами и знаменитыми современниками. В ней хранятся письма Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I, Императрицы Марии Феодоровны, Великой Княгини Наталии Алексеевны, Греческих Патриархов и Митрополитов, Преосвященных Амвросия Каменского, Димитрия Сеченова, Гедеона Криновского , Парфения, князя Потемкина, графа Чернышева, графа Остермана и других 17 . СПИСОК Ректоров и Префектов, или Инспекторов Семинарии. РЕКТОРЫ Так как при открытии семинарии были только низшие классы, включительно до Риторики, и класса Богословского еще не было: то до времени открытия учения Богословского не было в семинарии Ректора, и ею управлял Префект Гедеон, который после занял должность Ректора и наставника Богословия. 1) Гедеон Фомин определен Ректором и учителем Богословия в Сентябре 1804 г. В 1806 году из Архимандритов Борисоглебск. монастыря переименован настоятелем Златоустова, в 1808 г. Лужецкого, в 1811 г. Богоявленского монастыря. Ректором был до Января 1812 г, в котором за болезнью уволен; скончался в Богоявленском монастыре в 1814 году. 2) Серафим Колосов. Ректор с 8 Января 1812 года до конца 1813 г.; a в сие время уволен на покой в один из Новгородских монастырей. 3) Неофит Докучаев-Платонов. В Январе 1812 г. из учителей Риторики Вифанской семинарии определен Префектом Лаврской семинарии, а в Январе 1814 г. Ректором Вифанской семинарии. В том же году в Феврале поставлен Архимандритом Серпуховского Высоцкого, в Августе Московского Знаменского монастыря, а в Октябре определен Ректором Заиконоспаского училища. В 1821 г. из Архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря хиротонисан во Епископа города Архангельска и там скончался в 1825 г. 4) Парфений Чертков -Платонов. Учился в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и был в ней учителем. Пострижен в Октябре 1810 г. В 1811 г. из проповедников определен Префектом Академии и вскоре произведен во Архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря, в 1814 определен Ректором Вифанской семинарии; в 1817 переведен в Московскую семинарию Ректором, в 1821 хиротонисан во Епископа Владимирского; в 1833 пожалован Архиепископом, в 1850 г. переведен в Воронеж, где и скончался в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880) Алла Осипова Московский Сретенский монастырь      Лавра и окрестности Архимандрит Виктор (Саврасов) родился в 1798 году , в миру его звали Василием. Рос Василий в семье мещан города Рузы (Московская область), учился в местном мещанском училище. Окончив курс, поступил послушником в Давидову пустынь . 24 июня 1825 года был принят в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в число братства, где исполнял обязанности канонарха . Здесь же 11 января 1830 года был пострижен в монашество с наречением имени Виктор. Рукоположен в иеродиакона Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, 5 июля 1830 года. Посвящен в иеромонаха митрополитом же Филаретом 5 сентября 1832 года и определен смотрителем и закупщиком Лаврской трапезы. 9 августа 1839 года по предложению учрежденного собора, одобренному митрополитом, был определен Вифанским казначеем на место переведенного в Лавру соборного иеромонаха Сергия. К концу месяца отец Виктор принял обитель в свое ведение . Спасо-Вифанский монастырь      В летописи Вифанского монастыря значится следующее. 11 марта 1840 года по рапорту Вифанского казначея Виктора учрежденный собор Лавры утвердил ризничим иеромонаха Евгения; прежний ризничий, иеромонах Арсений, был отстранен от указанной должности по неспособности к ней. 29 июня 1841 года в храме Преображения Господня митрополит Филарет за усердное прохождение должности возложил набедренник на казначея Вифанского монастыря иеромонаха Виктора. В январе 1843 года по предложению отца Виктора вместо обветшавшей деревянной братской бани, находившейся внутри стен обители, решено было построить новую каменную баню, а для безопасности от огня построить ее «под горой», на берегу Ершовского пруда. И уже летом 1844 года за оградой Вифанского монастыря, на месте предварительно разобранной ветхой деревянной житницы, была построена новая каменная братская баня с предбанником и водогрейной, покрытая тесовой кровлей.

http://pravoslavie.ru/67954.html

После посещения этой обители, последовал Указ Павла I, в котором говорилось, что Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырём осуществлял Вифанский казначей. Указ предписывал учредить при монастыре Духовную Семинарию, которая и была открыта в специально построенном для неё здании 6 августа 1800 года, в день Преображения Господня, в храмовый праздник Спасо-Вифанского монастыря. Глубокой осенью 1812 года, вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. В ноябре 1812 года тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита платона и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. В 1925 году Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 года статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом-интернат имени В.И. Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона - филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928-1929 гг. В 1930-1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и посёлка Птицеград при нём, часть зданий бывшей обители разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 1950-х гг., например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав и собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря да обгорелый остов " нового " семинарского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=06553

К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды). Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита . Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа. Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии. Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой. В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона. К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей. В самый день праздника литургию в Преображенском храме совершил преосвященный ректор Московской Академии епископ Феодор, в сослужении наместника Лавры архимандрита Товии, ректора Вифанской семинарии архимандрита Германа, Вифанского казначея иеромонаха Серафима и братии монастыря. Пели хоры лаврских и вифанских певчих. По окончании литургии ректор Академии произнес речь, в которой показал величие нравственного характера святителя Платона, «умевшего быть великим и в своей простоте», и призвал к молитвенному воспоминанию того, кто сам молился за всех и оставил завет живым молиться о нем и о себе самих.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010