Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря Источник с приложением знатных происшествий случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное, и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное 1808 и по 1815 год Троицкая Сергиева Лавра состоит в Московской Губернии, на расстоянии от Москвы в 64 верстах на Север, наклоняясь несколько к Востоку: извне окружена она великим селением, в котором считается до 800 обывательских домов, и имеется 8 приходских Церквей, из коих 6 каменных, а 2 деревянные. То место, где находится Лавра, со всех сторон окружено горами, но так притом, что отсюда здание монастырское видно за 10 верст и более. При ней находится малая речка, именуемая Кончура, которая начинаясь в двух верстах выше Монастыря и протекая мимо его с Западной и потом Южной стороны, впадает, наконец, в четырех верстах ниже в речку Торгошу. Прежде то место, где сооружен Монастырь, и окрестности его, были не населены и покрыты лесом. Но в первые годы великого Княжения Симеона Иоанновича, Преподобный Сергий Игумен, Радонежский чудотворец, который до пострижения в монашество назывался Варфоломей, по смерти своих родителей, удалившись от мира в оный лес, построил себе в нем хижину, а потом и Церковь деревянную во имя Святой и Живоначальной Троицы, которая скоро потом и освящена была по благословению Феогноста, Митрополита всея России. Место, где Преподобный в 1337 году, на двадцать втором году от рождения, поселился, было области Радонежской, города Радонежа, которой от сея обители отстоял 10 верст, а ныне там село, называемое Городок, и от сего Радонежа и Преподобный проименован Радонежским. Родился Святой Сергий в городе Ростове в 1315 году от родителей благородных Кирилла и Марии, коих тела почивают в Хотькове девиче монастыре. Хотя сокрыл себя Преподобный Сергий в пустыню, но не мог сокрыть своего имени. Слава о святости жития его в скором времени далеко распространилась, а потому и начали стекаться к нему многие иноки из других монастырей на сожительство. Они, приходя, строили с дозволения Преподобного себе келлии деревянные. Сперва число иночествующих состояло из двенадцати человек, кроме Преподобного; а сверх оного числа никто принимаем не был. Но потом пришедшим от Смоленска одним Архимандритом, именем Симоном, для сожития к Преподобному, то определенное число нарушилось. После сего приходящих и поселяющихся монашествующих число день ото дня умножалось, а по мере умножения их распространялся и Монастырь строением. Такое было начало Троицкого монастыря, и в сем состоянии пребывал он до кончины Преподобного Сергия и несколько лет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Д. Горчаков В 1785 году Митрополит Платон собственным иждивением основал монастырь Спасо-Вифанский, в 5 верстах от Троицкой Лавры, или от дома Преподобного Сергия, как называют эту знаменитую Обитель древние летописцы. В 1787 году монастырь Вифанский совсем отстроен, но не был самостоятельный, а принадлежал Лавре – до 1797 года, когда Император Павел I-й, посетив его после своей Коронации; повелел числить во втором классе и при нем устроить Семинарию, для содержания которой назначена, по тогдашнему времени, значительная сумма. Наместнику Лавры Троицкой велено быть и Архимандритом Вифанским; из них первый был Назарий. К основанию монастыря Вифанского Платон приступил, когда последовало дозволение от Екатерины II – й , иметь ему по своей воле пребывание и в Троицкой Лавре, поруча Епархиальное правление назначенному Викарию, Крутицкому Епископу Амвросию, в последствии бывшему Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому: – Архипастырь Московский желал в построенной им Обители окончить жизнь свою, назначив тут и место для своего погребения. Монастырь имеет каменную ограду с башнями; к большей Московской дороге вид его отрыт и хотя не представляет великолепия и огромности, но привлекает зрение воспоминанием о незабвенном его основателе и близости к Лавре величественной, часто посещаемой Особами Августейшего Императорского Дома, усердствующими богомольцами из всех стран Государства Российского и Иностранными путешественниками. – В Монастыре соборная церковь Преображения Господня, по внутреннему устройству, может назваться единственною: другой подобной нигде нет. Она стоит против св. ворот, над которыми колокольня имеет фигуру кругло-продолговатую. При первом входе в нее, она поражает удивлением. На месте, где по обыкновению должно быть иконостасу, представляется искусственная гора, на которой виден позлащенный иконостас и Престол. Эта мысль принадлежала самому Митрополиту Платону и она показывает, какой гениальный дар имел в изобретении этот достойно славимый Иерарх, которого известный Киевский Проповедник Леванда называет отцом отцов. – В самой горе придел Воскресения Лазаря, а в стороне хранится деревянный гроб, в котором обретены мощи Св. Сергия Радонежского. Тут же погребен и сам Основатель этой церкви и обители, Митрополит Платон. Над гробом его многие посетители совершают панихиды, испрашивая блаженства душе Святителя, которого имя и теперь еще произносится с уважением и воспоминанием важных заслуг его Церкви, Отечеству и Просвещению оказанных. – На крышке гробовой следующая самим Платоном сочиненная надпись: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкой Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В текущем году исполнится сто лет со времени основания митрополитом Платоном Спасо-Вифанской семинарии. Гений Платона, приведший в цветущее состояние древние рассадники духовного образования – Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию и Троицкую Лаврскую Семинарию, в последний раз ярким пламенем вспыхнул при устройстве нового рассадника духовного образования в пустынной Вифании. Вифанская семинария во всех подробностях своего внешнего и внутреннего быта увилась вполне созданием мощного духа Платона. Утешался в последние годы престарелый святитель, видя благие плоды заботливо устроенных им вертоградов духовной науки и, скопив для них копейку на черный день, не беспокоился об их будущей судьбе. Смущало его только одно, что в Петербурге затеяли реформу духовно-учебных заведений и весьма желал, чтобы этого не было. 11 Ноября 1812 года великого святителя не стало и в жизни его школ последовали весьма важные перемены. Кончина Платона совпала с бедственным для России Французским годом. Во время французского погрома первый рассадник научного образования в Московской Руси Славяно-Греко-Латинская Академия пришла почти в окончательное разорение. Академическое начальство, после изгнания французов, доносило Св. Синоду, что при вступлении неприятеля в Москву академической суммы полученной в жалованье за 1812 год и хранившейся в ризнице Заиконоспасского монастыря медною монетою, которую вывезти невозможно было, разграблено неприятелем 1950 рублей, годовой запас, заготовленный на содержание казенных учеников, как то мука, крупа, дрова и прочее расхищено; в Академии, как в классических покоях, так и в жилых оконницы выбиты и многие почти неспособны сделались для жилья, коих исправление требует великих издержек, сумма же, положенная по росписанию на ежегодные починки в Академии, в вакационное время вся употреблена. Правление просило Синод на необходимо нужные издержки употребить ту сумму, которая ежегодно отчислялась на постройку нового здания для Академии. Св. Синод разрешил для исправления повреждений употребить нужное количество денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Немало удалось сделать тогда благотворителям: была восстановлена колокольня, воссозданы три больших благовестных колокола, отреставрирована Трапезная палата и Казначейский корпус. В 2001 году мой приснопамятный предшественник Святейший Патриарх Алексий II благословил создание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии, который после подготовительной работы начал свою деятельность в 2004 году. Одним из самых сложных проектов, реализованных Советом, стало восстановление Старой Лаврской гостиницы, корпусá которой сильно пострадали в советские годы. Благодаря помощи попечителей за несколько лет гостиница была полностью восстановлена, обрела свой исторический облик и сегодня принимает паломников со всего мира, приезжающих поклониться преподобному Сергию и помолиться в обители Святой Троицы. Трудами попечителей был осуществлен другой крупный проект: реконструированы под Вознесенскую гостиницу и Вознесенскую трапезную старые дома на улице Вознесенской. Усердием благотворителей к празднованию 700-летия преподобного Сергия были построены четыре странноприимных дома «Паломнической слободы», также было восстановлено здание Верхних торговых рядов на Красногорской площади, где разместился паломнический центр. Благодаря деятельности Попечительского совета, простирающего свои заботы и далеко за пределы Свято-Троицкого монастыря, обитель Преподобного стала своего рода живительным горным источником, питающим множество благодатных озер — скитов и подворий Лавры, храмов и прочих монастырей по всей нашей стране. С деятельностью членов Попечительского совета связано возрождение Спасо-Вифанского монастыря, Гефсиманского Черниговского скита и подворье у святого источника преподобного Сергия в Малинниках. Трудами попечителей на родине Преподобного воссоздан древний ансамбль Троице-Сергиева Варницкого монастыря, где в год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия устроен большой каменный храм. В 2004 году в Антарктиде появился первый православный храм в честь святой Живоначальной Троицы, в 2005 году — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в поселке Горки-8. Был отреставрирован храм преподобного Сергия на Куликовом поле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4044373...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Скачать epub pdf Декабрь Феодор (Поздеевский), еп. Речь, произнесенная Ректором Московской Духовной Академии епископом Феодором в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря в день торжественного поминовения приснопамятного митрополита Платона по поводу столетия со дня его кончины//Богословский вестник 1912. Т. 4. 12. С. 661–667 (2-я пагин.) —661— В нарочитый день и час молитвы о великом святителе русской церкви на нас, служителях Слова, лежит долг почтить словом этого изящнейшего и великого служителя Слова. А посему, хотя вы, быть может, и утомлены уже настоящим служением и молитвой, всё же прошу вас потерпеть и ещё – ради того, кто дал нам самую возможность быть здесь и молиться. Обычно воля усопшего считается священной и налагает на живых нравственный долг выполнять всё, что завещано этой волей, хотя бы это касалось и вещей второстепенной важности. Прекрасный урок такого послушания воле завещателя явил нам на сих днях Святейший Синод русской церкви, уступив желанию почившего недавно первоиерарха русской церкви – митрополита Антония, быть погребену не в том обычном месте погребения, которое приличествовало его сану, а на братском кладбище, в ряду обычных могил и в простом деревянном гробе. Вот почему и мы, собравшись теперь в нарочитый день памяти усопшего 100 лет назад митрополита Платона, прежде всего, должны припомнить его волю и те предсмертные завещания, кои теперь лежат и на нас нравственным долгом пред его памятью. Обычно воля человеческая и завещания пишутся чернильной тростью. Но есть, братие, и еще способ писания завещания и воли, более прочный и —662— более сохранный – это на скрижалях сердца своего, начертание в духовном облике, своем, в тех нравственных, высоких, духовных чертах, кои входят в общую сокровищницу духовного богатства народов, как вечный памятник и живая, воплощенная воля умершего, налагающая на нас тоже определенный нравственный долг. И если бы воля, написанная на хартии или на камне, была утеряна или разрушена годами, то воля, раскрывшаяся в духовно-нравственном облике усопшего, не может уже поддаться времени и уничтожению. Итак, припомним, что говорит нам воля почившего иерарха, написанная им самим обычным писалом человеческим. Вот тут, на бронзовой скрижали у гробницы святителя, его собственной рукой написано:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, составленное в 1781 году наместником лавры иеромонахом Павлом Пономаревым (скончавшимся в 1806 году в сане архиепископа Ярославского), изданное в следующем, 1782 году и потом восемь или более раз переизданное, причем каждый раз было исправляемо и дополняемо соответственно тому, каких перемен и дополнений требовала действительность (первое издание, 1782 года, и второе издание, 1790 года, напечатаны с именем составителя; последующие издания, начиная с третьего, 1796 года, так как были печатаемы уже не составителем, в 1794 году поставленным из архимандрита Новоспасского в епископа Нижегородского, а монастырем, печатались без его, составителя, имени, или безыменно. Первое издание, весьма редкое, напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С присовокуплением происшествий, случившихся в оной. Сочиненное Оной лавры Наместником Иеромонахом Павлом. В Санкт-Петербурге 1782 года». Третье, а безыменное – первое, издание напечатано под заглавием «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное до 1796 года. Москва. В вольной Типографии А. Решетникова. 1796». Последующие известные нам издания относятся к 1801, 1809, 1815, 1818, 1824 и 1829 годам. С издания 1801 года к описанию лавры прибавлено описание и «Спасо-Вифанского училищного монастыря», а два последних издания, 1824 и 1829 годов, еще с «присовокуплением описания Махрищского монастыря» (хотя в действительности «Краткое историческое описание Махрищского монастыря» есть уже в первом издании). На издании 1809 года выставлено, что оно есть «издание третье», и от него ведется счет дальнейших изданий, так что издание 1829 года есть седьмое; это значит, что счет изданий начат с первого безыменного издания, или с первого издания, сделанного самим монастырем после составителя описания. Преосвящ. Филарет в Обзоре литературы (кн. II, § 120) утверждает, что описание печатаемо было до 1837 года, но едва ли он не ошибается и как будто издание 1829 года есть последнее издание.

http://sedmitza.ru/lib/text/438564/

В Спасо-Вифанском монастыре откроют памятник митрополиту Платону (Левшину) 22 ноября, 2012. Новостная служба Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. 22 ноября. ПРАВМИР. В Спасо-Вифанском монастыре Сергиева Посада 24 ноября будет открыт памятник основателю обители  митрополиту Платону (Левшину). Кроме торжественной церемонии открытия с участием администрации города и священнослужителей, в недавно отреставрированном Спасо-Преображенском храме монастыря пройдет торжественное богослужение. Митрополит Платон (Левшин)  (1737 — 1812) родился в Московской губернии и был сыном сельского причетника. Приняв монашество, был назначен ректором Троицкой семинарии. Был избран Екатериной II в законоучители к наследнику престола. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. — членом Синода, в 1770 г. — архиепископом тверским, с оставлением в должности законоучителя наследника и его невесты, Наталии Алексеевны. В 1775 г. он был переведен на архиепископскую кафедру в Москве, где в продолжение 37 лет, по общим отзывам, являл собой истинный образец епархиального начальника. В 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, тогда же основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-spaso-vifanskom-mona...

Сергий (Спасский Иван Александрович), архп. Владимирский и Суздальский Родился 21 января 1830 года в семье священника с. Карпова, Костромской епархии. Первоначальное образование получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года обучался в Костромской духовной семинарии. В 1853 г. окончил Киевскую духовную академию и назначен учителем словестности в Костромскую духовную семинарию. 22 мая 1855 года утвержден в степени магистра богословия. В 1857 году овдовел. 5 июля 1858 года пострижен в монашество, 6 июля рукоположен во иеродиакона, 13 июля – во иеромонаха и 8 декабря назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Московского Донского Ставропигиального монастыря. В семинарии он дважды исполнял обязанности ректора семинарии и обследовал Дмитровские духовные училища. 25 сент.1861 г. возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 30 дек. того же года был определен инспектором и профессором Московской духовной семинарии по классам Свящ. Писания Нового Завета и греческого языка в высшем отделении. 25 окт.1863 г. уволен от должности инспектора и назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря. 12 авг.1866 г. – ректор Вифанской духовной семинарии. 15 июля 1872 года уволен от должности ректора. 29 октября 1876 года удостоен степени доктора богословия. С 28 октября 1880 года – настоятель Московского Спасо-Андрониевского монастыря. 30 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ковенского, вик. Литовской епархии. С 7 июня 1885 г. – епископ Могилевский и Мстиславский. С 21 ноября 1892 г. – архиепископ Владимирский и Суздальский. С 1895 года – почетный член Казанской духовной академии. 6 мая 1900 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 20 ноября 1904 года, Духовный писатель. Краса Русской Церкви, великий муж и по ученым богословским трудам и по дару проповедничества и по высокому христианскому благочестию. Известный археолог. Крупный исторический работник, имя его имеет широкую известность благодаря его научным трудам в области агиологии и по другим духовно-богословским предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010