Искусство бесполезно. Самое лучшее произведение искусства — это «Илиада», а в «Илиаде» разные боги и суеверия, а боги и суеверия ведут к ретроградству. Кроме шуток. Хоть именно об «Илиаде» и не было говорено, но понятия об искусстве всех этих художников можно именно подвести под эту формулу об «Илиаде». Червонорусы ретрограды, потому что враждебно относятся к чужому вероисповеданию и фанатически стоят за свое в наш век веротерпимости и прогресса. Не говорите им, что в вопросе о вероисповедании у червонорусов именно все заключается, что в этот вопрос, исторически, веками сошлись все остальные национальные вопросы, что этот вопрос после четырехсотлетних страданий народа обратился у него в формулу, в знамя, что он знаменует в себе разрешение всех обид, всех остальных национальных недоумений и заключает в себе национальную независимость, что все это случилось и сложилось так исторически и что судьба червонорусов была совершенно не похожа на нашу. Нужды нет: ретроградство! одно ретроградство, ибо в наш век, век прогресса и веротерпимости, не может быть того-то и того-то, а следовательно, и т. д., и т. д. Правда, что многие из этих мыслителей давным-давно уже ни о чем не задумываются. Сомнений, страдании у них, по-видимому, никогда ни в чем не бывало, но самолюбия, доходящего до какой то бабьей истерической раздражительности, у них чрезвычайно много. Самолюбие есть основание их убеждений, и для самолюбия очень многие из них готовы решительно всем пожертвовать, то есть всякими убеждениями. Убеждения их удивительно ограничены и обточены. Сомневаться им уже не в чем… Для них жизнь что-то такое маленькое, пустое, что в нее не стоит и вдумываться. Самые вековечные вопросы, над разрешением которых страдало и долго еще будет страдать человечество, возбуждают в них только смех и презрение к страдальцам, которые их разрешали, а которые и теперь от них страдают и мучаются их разрешением, — это у них ретрограды. У них же все разрешено и вдруг. «У меня это вдруг», — говорит Хлестаков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

– Какая тут философия, когда вся правая сторона отнялась, кряхчу и мычу. Был у всей медицины: распознать умеют отлично, всю болезнь расскажут тебе как по пальцам, ну а вылечить не умеют. Студентик тут один случился восторженный: если вы, говорит, и умрете, то зато будете вполне знать, от какой болезни умерли! Опять-таки эта их манера отсылать к специалистам: мы, дескать, только распознаем, а вот поезжайте к такому-то специалисту, он уже вылечит. Совсем, совсем, я тебе скажу, исчез прежний доктор, который ото всех болезней лечил, теперь только одни специалисты и всё в газетах публикуются. Заболи у тебя нос, тебя шлют в Париж: там, дескать, европейский специалист носы лечит. Приедешь в Париж, он осмотрит нос: я вам, скажет, только правую ноздрю могу вылечить, потому что левых ноздрей не лечу, это не моя специальность, а поезжайте после меня в Вену, там вам особый специалист левую ноздрю долечит. Что будешь делать? Прибегнул к народным средствам, один немец-доктор посоветовал в бане на полке медом с солью вытереться. Я, единственно чтобы только в баню лишний раз сходить, пошел: выпачкался весь, и никакой пользы. С отчаяния графу Маттеи в Милан написал; прислал книгу и капли, Бог с ним. И вообрази: мальц-экстракт Гоффа помог! Купил нечаянно, выпил полторы склянки, и хоть танцевать, все как рукой сняло. Непременно положил ему «спасибо» в газетах напечатать, чувство благодарности заговорило, и вот вообрази, тут уже другая история пошла: ни в одной-то редакции не принимают! «Ретроградно очень будет, говорят, никто не поверит, le diable n’existe point. Вы, советуют, напечатайте анонимно». Ну какое же «спасибо», если анонимно. Смеюсь с конторщиками: «Это в Бога, говорю, в наш век ретроградно верить, а ведь я черт, в меня можно». – «Понимаем, говорят, кто же в черта не верит, а все-таки нельзя, направлению повредить может. Разве в виде шутки?» Ну в шутку-то, подумал, будет неостроумно. Так и не напечатали. И веришь ли, у меня даже на сердце это осталось. Самые лучшие чувства мои, как например благодарность, мне формально запрещены единственно социальным моим положением.

http://azbyka.ru/fiction/bratya-karamazo...

В этом причина, почему Достоевский, к удивлению его современников, с таким странным упорством отказывался благоговеть пред гуманными идеями, так безраздельно господствовавшими в шестидесятых и семидесятых годах в нашей литературе. Н. К. Михайловский справедливо видел в нем " злонамеренного " человека (как только этот эпитет забрел на страницы сочинений Н. К. Михайловского - мы привыкли его встречать в иных местах). Как, например, подпольный человек рассуждает о " будущем счастье человечества " , т. е. о том краеугольном камне, на котором покоились и до сих пор покоятся все " убеждения " гуманных людей! " Тогда-то, - говорит он, - настанут новые экономические отношения, совсем уже готовые..., так что в один миг исчезнут всевозможные вопросы собственно потому, что на них получатся всевозможные ответы. Тогда выстроится хрустальный дворец. Ну, словом, тогда прилетит птица Каган " . Видно, что говорит злонамеренный человек, посягающий на спокойствие и благополучие своих ближних. Но это еще ничего - пока только одна ирония. А дальше следует уже почти " призыв к делу " . " Я, например, продолжал он, - нисколько не удивлюсь, если вдруг, ни с того, ни с сего, среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, ретроградной и насмешливой физиономией, упрет руки в бока и скажет нам всем: " А что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного раза, ногой, прахом, единственно с той целью, чтобы все эти логарифмы отправить к черту и чтобы нам опять на своей воле пожить? " (17) Очевидно, вы имеете тут дело не с диалектиком. Достоевскому не до спора, совсем не до спора. Он ведь не чужие, а свои собственные надежды убивает. " Я это говорил вовсе не потому, что уж так люблю мой язык выставлять, - признается он далее. - Я, может быть, на то только и сердился, что такого здания, которому бы можно было не выставлять языка, из всех ваших зданий до сих пор не находится " . Человек с ретроградной и насмешливой физиономией тут, значит, ни при чем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

НН 3 января 2021, 18:57 Алла:/Товарищи ретрограды, оставьте в покое наши новые слова./- Слово, мб, для кого-то и новое, но уж точно не наше. Есть такое понятие: чувство языка. Увы, в данном случае это чувство изменило очень милой девушке, хорошему человеку... Если бы Дарья подошла ко мне и сказала: я занимаюсь сбором пожертвований(пусть даже денег) на восстаноление храма- я бы с радостью поучавствовала. А если: я занимаюсь краудфандингом- то не знаю, как бы я поступила... «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Пусть Дарья не обижается на строгих критиков(хорошее дело безнаказанным не остаётся), но обратит внимание на категоричность классика по поводу телеги, коня и трепетной лани. С новым годом! Алла 3 января 2021, 06:19 Товарищи ретрограды, оставьте в покое наши новые слова. Таких в русском языке уже тысячи, наверное, и это только с начала 90-х. Не нравится - не используйте. Но современному человеку, читающему не только православие.ру, удивляться вообще не приходится. Андрей 2 января 2021, 16:56 ОЕ 1 января 2021, 20:27 Молодцы, что смогли собрать средства!Слава Богу! Это очень не просто, да и еще в непростое финансовое время. Эта платформа-труд, много писать, отвечать, не оставлять. Интересная дискуссия про crowdfunding и народные средства - не думаю, что это одно и тоже, это совсем другой способ -писать на общую публику, рассказывать свою историю - это не реклама и не само-раскрутка. Народные сборы это немного другое, более на тех, кто заитнетересован - а тут ты рассказываешь очень многим, а те передают другим. Но не надо наверное об этом спорить, может, в будущем появится и русское названия этого метода, пока можно и как угодно назвать. Дай Бог Вам устроить ваш храм во славу Божию! Андрей 1 января 2021, 17:05 Когда народ осознаёт, что далее нормально жить не может без православного священника в шаговой доступности, тогда пишет прошение правящему архиерею. Каждый из подписавшихся соглашается отдавать десятину и по мере сил потрудиться, если потребуется. В динамике доходов-расходов должно доставать средств и на строительство храма, и на содержание клира. В теории можно посчитать потребное количество прихожан, а на практике бывает всякое. Например, как можно знать наперёд, что именно сюда будут переселяться верующие люди из зарубежья ибо тут есть свободная земля и действующий храм? Впрочем, как и например, что в скором времени почему то уйдут подземные воды и некогда прекрасная весь пустеет на веки.

http://pravoslavie.ru/136455.html

Гендерная теория: наука или идеология? О «научной базе» комплексного сексуального образования. Часть 1 Валентин Велчев      В странах бывшего Восточного блока, как грибы, возникают партии, определяющие себя как либерально-демократические, желающие достичь такого же прогресса, как в самых развитых государствах Западного мира. Эти партии ставят перед собой амбициозную цель: перенести так называемые евроатлантические ценности в систему образования своих государств, чтобы молодые люди могли строить свою жизнь в свободном и демократическом обществе. В настоящей статье мы остановимся на некоторых особенно тревожных проблемах, возникающих в последнее время перед детьми и учащимися в западных странах либеральной демократии. Мы проследим, является ли эта новая образовательная модель, которая решительно отвергает христианские ценности как устаревшие и ретроградные, действительно научной, как ее представляют, и каковы ее последствия для общества и будущих поколений. Эта новая образовательная модель решительно отвергает христианские ценности как устаревшие и ретроградные Как считает ЛГБТ-сообщество, используемые в данный момент большинством государств учебные программы базируются в основном на половом разделении и навязывают мужчинам и женщинам тяжкие гетеро-нормативные и сексистские роли. Поэтому необходимо везде принять обновленные программы, которые помогут справиться с проблемами, связанными с сексуальной идентичностью и гомофобией в школах. Это станет возможным путем обсуждения различных пособий и методик для детей и молодежи различных возрастов, чтобы школьники, столкнувшись лицом к лицу с «упадочными» стереотипами, могли оспорить их с помощью современных образовательных приемов. Стандарты сексуального образования Всемирной организации здравоохранения для Европы указывают, что детей с 0–4-летнего возраста следует информировать об удовольствии, которое они испытывают, прикасаясь к своему телу, о мастурбации и давать им возможность осознать свою половую идентичность. Детей с 4 до 6 лет необходимо ознакомить с ранней детской мастурбацией, однополыми связями, различными концепциями семьи и научить уважению различных норм сексуальности. Детей с 6 до 9 лет нужно учить различным способам зачатия, дружбы и любви между людьми одного пола. А с 9 до 12 – ознакомить с различиями половой идентичности, биологического пола и так далее.

http://pravoslavie.ru/142042.html

О любви и жалости, или «Бедные люди» (не по Достоевскому). Часть 1 Много можно назвать параметров, по которым разнятся исторические эпохи: идеология, тип государственного правления, экономический уклад, ценностные приоритеты, культура, мода и проч. А есть маркер, который стоит отнюдь не в первом ряду, но является довольно колоритным показателем времени. Это… обвинения, предъявляемые противникам. Государственные обвинения обычно звучат более грозно: «измена королю», «враг народа», «отравитель колодцев», «пособничество терроризму». Общественные – помягче, но все равно нелицеприятно: «трус», «коварный», «низкий человек», «морально неустойчив», «стукач», «ловкач», «ни стыда ни совести», «ретроград»… Сейчас, в эпоху скоростной смены ценностей, почти все старые обвинения сняты, а то и превратились в похвалы. ПОХВАЛЬНЫЕ ПОРОКИ Трусом быть уже не позорно. Многие московские (и не только) парни не стыдятся заявлять, что им страшно пойти в армию, и требуют, чтобы родители их «отмазали». Слово «коварство» вообще выведено из оборота, а его младшая сестра хитрость теперь в почете. «Ты будь похитрее», – советует трехлетнему внуку бабушка и укоряет родителей: «Как он у вас жить-то будет? Совсем его не воспитываете! Другие в его возрасте уже вон какие ушлые, а наш лопух все готов отдать, всем уступить. Кем он у вас будет? Неудачником?». Низкое – поведение, жаргон, стиль, вкусы – стало престижным. «Моральная неустойчивость» теперь переведена в ранг сверхдостоинства и именуется внутренней раскрепощенностью, освобождением от комплексов. Детей призывают «стучать» на родителей и педагогов омбудсмену – уполномоченному по правам ребенка. Ловкачество тоже многими одобряется. Про таких людей говорят: «умеет устроиться», «умеет жить», «молодец, вовремя подсуетился». Стыд объявлен пещерным предрассудком. Совесть же все больше упоминается не сама по себе, а в правозащитной идиоме «свобода совести». Разве что «ретроград» (правда, теперь чаще говорят «мракобес») по-прежнему порицаем. С другой стороны, новое время породило новые обвинения – например, в нетолерантности, в экстремизме… Для их понимания необходимо владеть новоязом. А в одном новомодном обвинении, наоборот, фигурирует даже не старое, а вечное слово – «любовь». Звучит это обвинение, правда, несколько по-иностранному: «В тебе (в нем, в них) нет (мало) любви». Еще недавно так не говорили.

http://pravoslavie.ru/888.html

«Наконец-то закончился ретроградный Меркурий!» Почему сбываются гороскопы И что общего у астрологов и коучей 11 февраля, 2022 И что общего у астрологов и коучей Издательства отмечают резкий рост интереса к эзотерике, аналитики онлайн-магазина Wildberries сообщают , что руководство по чтению карт таро вышло в первую десятку самых продаваемых книг. Ведущие новостные агентства всерьез посвящают большие статьи ключевым понятиям астрологии. Почему почти любой из нас хоть раз в жизни сталкивался с тем, что ему «правильно предсказали будущее», и как это связано с пандемией, объясняет антрополог и фольклорист Ольга Христофорова. Ольга Христофорова «Мама смотрела Кашпировского» — Моя дочь пришла со студенческой вечеринки и с удивлением сообщила, что из девяти человек семь были всерьез увлечены астрологией. Оказывается, популярен мем «беги от нее» — это то, что мама говорит сыну, когда он спрашивает точное время своего рождения. Такой вопрос может означать, что девушка составляет его гороскоп и в зависимости от этого выстраивает отношения. Я слышала, что в университетских студенческих работах астрология подчас идет через запятую после социологии и антропологии, словно это тоже наука. Что вдруг случилось?   — Это вполне естественный цикл, общественные увлечения всегда идут волнами. Самый большой всплеск был в 1990-е, когда открылись все шлюзы и все вышло из-под контроля. С одной стороны, люди стали интересоваться: «О, так, оказывается, можно!» С другой стороны, это был чисто коммерческий проект и для издательств, и для тех, кто частным образом, так сказать, оказывал оккультные услуги. К концу девяностых — началу нулевых, когда люди стали жить получше и перестали за решением всех проблем бегать к экстрасенсам, мода схлынула.  Кроме того, ряд вещей был запрещен законодательно — в том числе сеансы массового целительства, с использованием СМИ. Сказалось и влияние Церкви, люди в большинстве своем пошли в храмы, хотя некоторые продолжали чистить чакры по пятницам, а по воскресеньям стояли на Литургии. Постепенно все как-то нормализовалось, а примерно с 2015 года интерес снова стал увеличиваться. 

http://pravmir.ru/mne-sostavili-goroskop...

Косиком и Г.Б. Кремневым (30)). В первой статье автор недвусмысленно утверждает, что " таяние " России " одним репрессивным подмораживанием без некоторых ретроградных реформ (выделено нами. - С.С.) вполне и приостановить нельзя " (31). Т.е. Леонтьев ясно и четко дает понять, что " подмораживание " для него - мера временная, что его истинная, позитивная программа - " ретроградные реформы " . " Быть просто консерватором в наше время было бы трудом напрасным, - пишет мыслитель в той же работе. - Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение. Примеров полного возобновления прожитого история не представляет, и обыкновенно последующий период - есть антитеза предыдущего, в главных чертах; побочные же черты сохраняют связь с прошедшим или даже возвращаются к очень далеким векам " . Как видим, Константин Николаевич говорит вещи, которые сегодня не будет отрицать ни один образованный человек, это азбука историзма, его общие места. Но в 1880 г. для большинства русской интеллигенции, верившей в благодетельный, разрешающий все противоречия прогресс, такие слова звучали раздражающе-ново. Леонтьев предсказывает, что либеральные реформы, дойдя до " такой точки насыщения, за которой эмансипировать будет уже некого и нечего " , вызовут как антитезис " опять постепенное подвинчивание и сколачивание " в новых формах, и " каковы бы ни были эти невиданные еще формы в подробностях, но верно одно: либеральны они не будут " . " Точка поворота " , уверен автор, " должна совпасть со следующими двумя событиями: социалистическим бунтом в Париже, более удачным, чем прежние, и взятием славянами Царьграда Значение Парижа и Европы будет с этой минуты умаляться; значение Босфора и вообще чего-то другого - расти " (32). " Чего-то другое " - это и есть те самые " ретроградные реформы " , которые возникнут в леонтьевском тексте буквально через абзац. Заканчивается статья новым напоминанием того, что " репрессивные меры (т.е. " подмораживание " . - С.С.) не могут быть сами по себе целью; они только временный прием для того, чтобы люди " не мешали " приготовить что-нибудь более прочное в будущем " (33).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Le pouvoir temporel, seul directeur, émane de la personnalité, et développe l’activité, d’où résulte l’ordre fondamental: tandis que le pouvoir spirituel, purement modérateur, représente immédiatement la sociabilité, et institue le concours, qui détermine le progrès. Ainsi, dans la conception du Grand-Être, le premier correspond à l’appareil nutritif et le second à l’appareil nerveux de l’organisme individuel. 313 Cours de philosophie positive, VI, 737: les règles morales… pourront ainsi reposer convenablement sur une irrécusable appréciation de l’influence réelle, directe ou indirecte, spéciale ou générale, que l’existence humaine, soit privée, soit publique, doit habituellement recevoir de nos actes et de nos tendances quelconques, successivement jugés d’après l’ensemble des luis de notre nature, à la fois individuelle et sociale. 316 См. Fr. Picavet Les idéologues (Paris 1891) и A. Schaefer Die Moralphilosophie Auguste Comte’s (Basel 1906) – Einleitung. О зависимости Конта от Сен-Симона см. также у П. Барта Философия истории как социология. Ретроградное значение позитивизма остроумно разъясняется в книге Е. Спекторского Очерки по философии общественных наук вып. 1 (Варшава 1907). Пропагандировавшийся Контом уже с 1819 года, позитивизм был провозглашен во всех его подробностях в 1822 году, в «Плане научных работ, необходимых для преобразования общества». И вот, как показывает уже заглавие, главная цель, которая при этом преследовалась, носила не столько научный, познавательный, сколько практический, общественный характер. Позитивизм, согласно этому плану, должен был быть не столько координацией фактов, сколько средством для прекращения «анархии умов», той «глубокой нравственной и политической анархии, которая, по-видимому, угрожает обществу близким и неизбежным разложением». В качестве такого средства позитивизм означал «органическую доктрину, которая заставила бы королей покинуть ретроградное направление, а народы – направление критическое», которая создала бы новое «моральное правительство», призванное в качестве «истинной компактной и активной коалиции», по-видимому, конкурировать не с кем иным как с тогдашним священным союзом монархов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Лорис Меликов купил падение главного ретрограда графа Толстого назначением на его место обер-прокурора Синода другого главного ретрограда – Победоносцева. И что же? Оказалось, что во все время своего княжения в Синоде, он не только ничего не придумал в области творчества, но все время делал и допускал то, что критиковал в своих предшественниках и в подчинении буквы, и духа церкви, и ее иерархов неограниченному по власти «я» обер-прокурора он не изменил преданиям предшественников, не переставая в тоже время оставаться гениальным критиком во всем, что подпадало под суд его ума. Замечательно, что в это время им написана и издана была книжка «Московский Сборник», которая по критическому уму ставит Победоносцева в ряду с умнейшими мыслителями мира, и которая должна быть читанною и перечитываемою не только начинающим свою сознательную жизнь человеком, но каждым педагогом, каждым государственным человеком. Читая страницы этой гениальной книжки, где на каждой из них нельзя не приходить в восхищение от тонкого анализа самых сокровенных душевных тайн, от светлого и зоркого взгляда на каждый государственный вопрос, от теплых отзвуков сердечного участия к немощам и слабостям человека, и наконец, от проявления самого чистого культа христианства». Не ограничиваясь приведением этих слов, Исторический Вестник высказывает и свое суждение о Сборнике. «Центральным местом из всех произведений покойного, где изложено его религиозно-философское и политическое profession de foi, должно считаться «Московский Сборник» – это в высшей степени оригинальное явление русской самостоятельной мысли, обратившее на себя внимание широких кругов общества как у себя на народине, так и за рубежом ее. По силе слога, по чистоте языка, по отчеканке мысли, весьма, и весьма немногие произведения отечественной литературы могут быть поставлены в одном ряду с этим собранием статей, где автор с беспощадной логикой, с страшным пессимизмом анализирует все основы современной западно-европейской культурной жизни, приходит к полному их отрицанию, и делает попытку противопоставить им национально-русские идеалы, поскольку таковые вытекают из толкования им исторических и церковных явлений русской жизни. С каждой страницы «Московского Сборника» несется крик отчаяния при анализе разных проявлений западно-европейской жизни. Победоносцев призывает современников к поклонению православию и русской исторической церковности, и отвращению от тех якобы, по его мнению, ложных западно-европейских благ, к которым в безумии мысли и вожделений, стремится русский интеллигент. Ложь – современное просвещение, ложь – демократия и народоправство, сплошная ложь современная периодическая печать, ложь – современный гласный суд, ложь – парламентаризм, ложь – вся современная жизнь без Христа, без истинной церкви, без истой веры!» (И.В. 1907 апрель, стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010