Между тем проведенные исследования подтвердили, что зданию Архиерейских палат и домовой церкви вполне возможно вернуть исторический облик, в том числе восстановив утраченные детали и фрагменты: наличники, ценнейшие изразцы XVI века, карнизы, пилястры и т.д. Восстановление Архиерейских палат в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» началось в 2014 г. Генеральным подрядчиком выступила компания ООО «Промпроект». План реставрационных работ предусматривал возвращение древнему зданию первоначального вида, а также восстановление и реставрацию домовой церкви Спаса Всемилостивого, о которой напоминали только мощные трехъярусные апсиды в восточной части строения. Выполненные работы по годам: В 2010 г. ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» была разработана проектная документация. В 2014-2015 г.г. произведены реставрация кирпичной кладки фасадов с последующей отделкой, реставрация интерьеров и полов, разборка закладок дверных и оконных проемов, реставрация кирпичной кладки стен 1-4 этажей, демонтаж и реставрация дверных и оконных проемов, восстановление кладки фундамента и цоколя, воссоздание стропильной системы и окрытие кровли, воссоздание водосточной системы, устройство перекрытий, воссоздание каркаса сомкнутого свода, реставрация восьмерика и верхней главки, воссоздание креста, отделка стен и потолков 1-4 этажа. В 2016 г. - воссоздание белокаменных полов в одностолпной палате, реставрация полов из плинфы, отделочные работы в интерьерах 1-4 этажей, установка кованных, дубовых дверей, устройство межэтажных перекрытий, воссоздание кровли восьмерика, окрытие купола главки, воссоздание декоративных элементов завершения церкви, реставрация настенной живописи, воссоздание крыльца северного фасада, устройство отмостки, устройство железобетонной подпорной стены. В 2017-2018 г.г. - воссоздание покрытий полов (белокаменные, из плинфы), воссоздание художественного паркета в интерьерах 3-4 этажей, отделочные работы в интерьерах, воссоздание лепного декора, карнизов, архитектурных деталей интерьеров, воссоздание деревянной лестницы из дуба, воссоздание балюстрады, изготовление каминов из гранита, установка заполнений дверных проемов, устройство бетонной лестницы и облицовки подпорной стены, воссоздание исторического облика территории. 22 марта 2019 г., http://www.fedmp.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34552

Соколов также приводит и историю прославления образа: в 1812 году «к соборному священнику пришёл приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спаса в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен, причём лицам, принимавшим участие в молитве, приказчик рассказал о чудесном исцелении, дарованном Спасителем его хозяину. С тех пор и стали служить этому образу молебны и в храме, и в домах обывателей» 435 . Если в отношении первого сказания всё более или менее понятно – Соколов сам утверждает, что это предание (думается, навеянное отчасти книгой А.И. Шахматова «Исторические очерки Саратова и его округи», где имеется упоминание о якобы существовавшей в левобережном Саратове соборной церкви Нерукотворного Спаса) не имеет документального подтверждения, то сказание о начале почитания образа в 1812 году представляется более достоверным. Во-первых, в 1904 году на момент написания Соколовым своей книги были, без сомнения, ещё живы дети и внуки свидетелей и современников прославления образа, а во-вторых, Соколов упоминает о некоторых церковных документах (их, к сожалению, он не приводит в своей книге), которые, как представляется, в какой-то степени подтверждают достоверность этого сказания – хотя бы в том, что купец Михайлов существовал в действительности и пожертвовал на образ ризу. Вот что пишет Соколов об этой ризе: «Та ли эта риза, что сделана была по заказу купца Михайлова... об этом церковные документы говорят разно: по одним из них, настоящая риза – дар купца Михайлова; по другим же эта риза пожертвована в 1857 г. д. ст. сов. Ив. Як. Давыдовским. Которым из этих документов отдать предпочтение, сказать затрудняемся» 436 . Здесь можно предположить, что риза, пожертвованная в 1857 году Давыдовским, могла быть сделана для копии чудотворного образа, которая написана была, вероятно, в середине XIX века и почиталась саратовцами наравне с самим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Надвратные образы Спасской башни Кремля. Искусствовед Н.Ю. Маркина. Передачу ведет Е. Смирнова 01.02.2024 19:25 Елена Александровна Смирнова История надвратных образов Спасской башни тесно связана с историческими вехами нашего государства, ибо через ее проездные ворота выезжали на Красную площадь сами русские правители, а также митрополиты и патриархи. Однако перед исследователями памятников Московского Кремля Спасская башня и доселе ставит много загадок и неразрешимых пока вопросов. Начиная с того, почему многие века эта башня называлась Флоровской, а образ на ней был Георгия Победоносца. Какой же образ украшал башню до этого святого? В связи с какими государственными событиями появился над проездными воротами башни образ Спасителя Милостивого и почему он зовется Смоленским?.. Эти и другие неожиданные вопросы поднимает или решает известный исследователь древнерусского искусства XVI века искусствовед Наталья Юрьевна Маркина, многолетний сотрудник музеев Московского Кремля. Сегодня она поделится своими последними открытиями и расскажет, в частности, почему кроме образа Спаса Нерукотворного — Убруса, с Его ликом — есть образ тоже нерукотворный - Всемилостивого Спаса «в рост», да еще и празднуются они в один день. Ведущая — Елена Смирнова Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/02/01/19-2...

Контуры рисунка очерчены коричневой нитью, а нимб Христа – красной. На каймах, не отделенных от средника, по такому же светло-коричневому атласу пряденым серебром вязью вышит тропарь образу Спаса Нерукотворного: пре(ч)с(т)ому ти образу покланае(м)с блги прос… прошени прегр//шение(м) нши(м) хрте бже волею бо еси взы(т)и на кр(с)т//да и(з)бавиш(е) же со(з)да т работы вражи тбе//вопием радс(т)и вс и(с)полнивы с(п)се нш пришеды(и) спа(с)ти миръ. Надпись начинается на верхней кайме, переходит палевую, затем на правую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух последних – наружу. С наружной стороны каймы обрамлены шитой серебром полосой. К нижней кайме пришито семь кистей из серебряных нитей с чередующимися красными и зелеными шелковыми. Подкладка из холста светло-коричневого цвета. На ней черными чернилами проставлена цифра 38, наверху пришиты три петли. На среднике подвесной пелены к иконе по светло-зеленой камке шита поясная Богоматерь с Младенцем на левой руке. Лик ее обращен к Младенцу, правая рука у груди. Младенец сидит прямо, в его левой руке – свиток, благословляющая правая отведена в сторону. На Младенце «срачица» с круглым воротом, длинными рукавами и широким поясом. Складки одежд не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шелком песочного цвета «атласным» швом с более темными оттенениями. Черты ликов, контуры ликов и рук, очелье и ворот у Богоматери шиты темно-коричневым шелком. Волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза, как и глаза Богоматери, шиты зеленым шелком. В глазах – красные точки. Тонкой красной полоской прочерчены губы. В контурах рисунка видны зеленые нити. Мафорий Марии шит толстыми кручеными шелковыми нитями песочного цвета золотым швом («двойная ягодка») с коричневой прикрепой; хитон – зеленым шелком с песочной прикрепой, чепец – серебром с зеленой (шов «черенок»). Одежда Младенца – пряденым золотом с песочной прикрепой (шов «ягодка), а пояс серебром с красным шелком, красным же шелком очерчена его одежда.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

РАСКАЯНИЕ КОМСОМОЛЬЦА-БЕЗБОЖНИКА Из воспоминаний княгини Н.В. Урусовой С детства у меня была близкая подруга Н. Б. Она была немного старше меня и вышла замуж на два года раньше. В первый же год у нее родился сын Владимир. С самого рождения мальчик удивлял своими большими, черными, как бы грустными глазами и необыкновенно смирным характером. На второй год родился у нее сын Борис, тоже удивлявший всех с первого дня появления на свет, но, наоборот, чрезвычайно беспокойным характером и живостью. Владимир все классы прошел первым учеником. По окончании Московского университета он поступил в Духовную академию и был посвящен во диакона, а затем во священника в 1917 году. Владимир вступил на путь, к которому стремился и был избран Богом с рождения. С самого начала стал пользоваться уважением и любовью прихода. В 1924 году он и его родители были высланы в Тверь без права покидать город. Они должны были постоянно находиться под надзором ГПУ (Главного политического управления). В 1930 году Владимир был арестован и расстрелян в Москве. Другой брат – Борис, когда началось брожение революции, поддался пропаганде, вступил в комсомол, а затем, к великому горю родителей, стал членом Союза безбожников. Отец Владимир при жизни старался вернуть его к Богу. Умолял одуматься и, вероятно, много молился о душе брата, но не обратил его. В 1928 году Борис стал председателем Союза безбожников в городе Петропавловске в Казахстане, куда уехал, женившись на девушке-комсомолке, тоже безбожнице. В 1935 году я приезжала на несколько дней в Москву, где случайно встретила Бориса. Он радостно бросился ко мне со словами: «Господь по молитвам брата отца Владимира на небесах вернул меня к Себе». Вот что он мне рассказал: – Когда мы венчались (что было сделано по настоянию родителей), то мать моей невесты благословила ее образом «Нерукотворного Спаса» и сказала: «Только дай мне слово, что вы его не бросите; пусть он сейчас не нужен вам, только не бросайте». Он действительно не был нам нужен и лежал в сарае, в сундуке с ненужным хламом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Мы вспоминаем сегодня Марию Египетскую — удивительную женщину, жизнь которой в молодости не была отмечена никакими особенными скорбями. Она жила веселой, распутной жизнью, но в какой-то момент Господь помог ей осознать опасность этой жизни. И что же она делает? Она сама себя поставляет в положение, которое проводит ее через многие скорби и тяжкие физические страдания. Она уходит в пустыню, где претерпевает и жар, и холод. Она остается без воды и без еды, питаясь только травами и колючками, и так живет многие годы, полностью посвятив себя общению с Богом. И что же с ней происходит? Она преодолевает и скорбь, и страдания. Она становится ангелоподобным существом. Зосима, монах из монастыря преподобного Герасима на берегу Иордана, встретившись с этой женщиной в пустыне, видел, как во время молитвы она поднимается от земли, глазами своими видел, как она перешла Иордан как посуху, достигнув действительно ангелоподобного жития, первенства у Бога. Мария прошла через несомненные скорби и страдания, о которых сама рассказала Зосиме, так достойно, с такой верой и с такой благодарностью Богу, что обрела это первенство. Многие люди, живя в нашем мире, возлагают на себя особые вериги, то есть некую тяжесть, сознательно, — чтобы пройти через испытания, чтобы обрести благодать пред Богом. Такой веригой, таким испытанием является монашеская жизнь, строгое монашеское житие. Монах добровольно помещает себя в ситуацию, которая для обычного человека была бы невыносимой. Это отказ от всего — и от материальных благ, и от сытной еды, и от комфортной жизни; это отказ от своей воли. Но, проходя достойно через эти испытания, человек обретает первенство пред Богом, а, проще говоря, спасение, наследуя жизнь вечную.  Но не только в вечной жизни человек получает ответ от Бога. Эта жизнь становится наполненной глубоким смыслом, радостью, подлинным счастьем. Вся эта суета, которая дает нам видимое, такое скоропреходящее счастье, уходит куда-то за горизонты зрения; и человек обретает в общении с Богом подлинное счастье, непреходящую радость и Царство Небесное. 

http://patriarchia.ru/db/text/3620124.ht...

Он опять стал подстегивать коня, и то ему казалось, что сейчас деревня, что уж собаки лают, то нападала лютая тоска. Он старался отгонять ее опереточными напевами. Через два часа он убедился, что положение его безнадежно. Лошадь стала, увязая по брюхо; двинуть ее дальше не было возможности. Метель не унималась; как прежде, кругом был мрак, снег, и выл ветер. «Что ж такое, — подумал Алеша, и спина его похолодела: «стало быть…» Он слез, попробовал идти, но мешала доха. Он снял ее и побрел в одном пальто, доху набросил через плечо. «Ничего, — говорил он себе: вперед, ничего». Он вздохнул, вспомнил о Лизавете, о художнице, о всех милых московских женщинах, которые любили бы его, если б он продолжал жить, — вздохнул, как о навсегда ушедшем, и около громадного сугроба, одолеть который, он чувствовал, не в состоянии, Алеша сел. «Напрасно вы думаете, ваше превосходительство», — сказал он про себя с улыбкой: «что мы не мужественны, раз у нас нет идеи долга. Мы веселые люди, но мы не трусы–с». И Алеша засмеялся странным смехом, удивившим его самого. Он завернулся в доху и решил ждать; а там видно будет. XX Три дня спустя Алеша в жару лежал у тетушки Аглаи Михайловны. Он не отморозил себе ничего, но простудился. Оказалось, что сугроб, у которого он уткнулся в снег — была рига, и плутали они на пространстве двух верст, между деревнями. Федот выехал более удачно, Алешу же нашел мужик, выбравшийся до свету на гумно молотить овес. Аглая Михайловна была потрясена. Она не спала всю ночь, поставила свечи перед старинной иконой Нерукотворного Спаса, позвала двух докторов, влила в Алешу чайник малины и укутала шубами. Первую ночь он спал плохо: преследовали кошмары, он бредил метелью, ветром, стонал и охал. Но, видимо, тетушкины средства помогли; утром он проснулся покойней, умылся, и ему захотелось есть. - Анисья, — сказала тетушка: кофе барину, да разогрей бараночек, да лепешки, верно, готовы. Подай сюда. В комнате топилась печь; пахло дымком растопок, за окном синел яркий день. Алеша приподнялся, взглянул на разрисованные морозом стекла, увидел березы, окутанные туманом инее, солнце, и глубокая, светлая радость залила его. Жизнь, жизнь! Молодость, любовь, счастье! Голова Алеши закружилась.

http://azbyka.ru/fiction/dalnij-kraj-zaj...

В «Житии боярыни Морозовой» описывается видение, явившееся ее духовной матери Мелании в ночь кончины опальной раскольницы. Мелания во сне увидела Морозову, облаченную «в схиму и в куколь зело чюден, вельми же и сама светла лицем и обрадованна, и в куколи в веселости своей красовашеся, и обзираяся всюду, и руками водя по одеждах, и чуждашеся красоте риз своих, непрестанно же лобызаше образ Спасов, обретыйся близ ея; целоваше же и кресты иже на схиме» (8, 202). Для всех видений, как и вообще для большинства сверхъестественных явлений раскольнической книжности, характерны, как мы видим, удивительная пластичность образов, конкретность деталей, их осязательность 139 . Чудеса их, как правило, тяготеют к утилитарным, сиюминутным потребностям субъекта видений или его партнера, т. е. приближаются к чудесам волшебной сказки. Вообще элементы фольклорной эстетики очень сильно ощущаются в этой области интериорной эстетики раскольников. Сближает видения с фольклором, и прежде всего со сказкой, и их повышенная эстетизация. Свет, сияние и особенно красота играют в них важную роль, способствуя возникновению эстетической реакции – духовного наслаждения. Особое значение имели для раскольников явления Бога или Богоматери. Так, Епифаний дает крайне интересное описание явления ему в момент духовной слабости самого Господа: «... и вижу сердечными очима моима темничное оконце мое на все страны широко стало и свет велик ко мне в темницу сияет; азъ же зрю прилежно на той великий свет, и нача той свет огустевати, и сотворися ис того света воздушнаго лице, яко человеческое – очи, нос, и брада, подобно образу нерукотворенному Спасову, и речи ми той образ сице: «твой сей путь, не скорби», и паки той образ разлияся в свет и невидимым бысть» 140 . В этом видении фактически выражено характерное для всего русского средневекового эстетического сознания понимание световой эстетики и метафизики христианства. Виден «божественный свет» «сердечныма очима», но имеет способность «огустевать», или материализоваться, до такого состояния, что принимает зримый, хорошо знакомый русскому человеку иконный лик «Спаса нерукотворного», да еще и наделенного человеческой речью. Как видим, фольклорное начало, попадавшее на страницы русской книжности предшествующих столетий достаточно эпизодически, в раскольнической литературе занимает, пожалуй, центральное место. Фактически любое описание сверхъестественного явления в ней – яркое подтверждение этого, не говоря о многих других элементах, о которых уже частично шла речь выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, братья! Позвольте же больше не сомневаться в том, что уже коснулась вашего сердца леденящая душу совокупность бед и печалей многострадальной земли забвенной. Позвольте прочитать во всеуслышание ваши правильные сердечные определение и заключение. Да, все жители Камчатки, хотя и питаются подчас по нужде собачьей пищей (а иногда и этой пищи лишены и живут даже не в хижинах и лачугах, а в юртах и даже под землею), но все же они носят те же духовные черты образа и подобия Божия, а следовательно, они наши братья и посему имеют одинаковое с нами право на радость и блага христианской культуры. Если вы любите и жалеете Камчатку, если вы верите ей, если не хотите, чтобы русское Охотское море и весь Тихий океан, в котором нашли вечное себе упокоение многие русские самоотверженные воины, были подчинены Желтому Востоку, то вы ради самоотверженных подвигов своих братий, отстаивающих русское море для России даже до места мученической смерти, – ради них все вы должны прочно водворить русское Братство в Камчатке, представляющее собою передовой опыт, против коварного языческого Востока и тем выдворить иностранное своевольное, хищное, лукавое братство, обращающее Камчатку в рабство! Бог в помощь всем нам! Служите кто, как и чем может; кто не может послужить средствами, даже малой лептой, тот послужи добрым именем, советом, молитвой и просто сердечным сочувствием – все это дорого и приемлется с глубокой сердечной благодарностью от лица Камчатской области и от лица приемлющих. А ты, русская народная великая армия! Устреми свой взор на Дальний Восток, прислушайся к мольбе и стонам забытой Камчатки и приди послужить ей дружно, по-братски приди охранять нас! Это твой священный долг. Поспешим же всею братскою семьею самоотверженно порадеть словом и делом о сохранении и благополучии нашей Камчатки и ее обитателей! Покров для нас – братское знамя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Надежда у нас – на небесное предстательство приснопамятных православных просветителей Сибири и Камчатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

На фасадах алтаря на северной и южной гранях – по одному окну, в полукруглом выступе из трех окон два боковых – ложные; окна помещены в вертикальные ниши, доходящие до цоколя. Арочные перемычки ниш выделены белокаменными замковыми камнями. Прямоугольная часть алтаря с востока завершена возвышающимся над кровлей его восточного выступа треугольным фронтоном с лежачей арочной нишей. Протяженные боковые фасады трапезной имеют по три первоначальных окна. Средняя часть каждого фасада отмечена декорацией, характерной для нач. 19 в.: среднее окно заключено в арочную нишу, фланкированную парами коротких пилястр, над которыми помещены круглые медальоны. Храм завершается сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством двухступенчатых конических тромпов. В восточной стене четверика три проема, ведущие в алтарь, из которых средний – крупный с арочной перемычкой, а боковые – вдвое меньшие, с лучковыми перемычками. Широкая западная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, а восточная часть – граненой конхой. В западной стене четверика – крупный арочный проем, ведущий в трапезную. В интерьере в центральном объеме храма фрагментарно сохранилась лепная штукатурная классицистическая архитектурная декорация, созданная, возможно, в конце XVIII в. или в начале XIX в. Она интересна своей связью с росписями, выполненными в середине – второй половине XIX в. Штукатурный декор, который встречается и в других храмах области, здесь не только дополняет архитектурные формы, но служит рамами для композиций и отдельных фигур. Хотя в настоящее время трудно точно судить о первоначальной покраске архитектурной декорации, по сохранившемуся цвету можно предположить, что в начале 20 в. выступающие части – пилястры, карнизы, грани тромпов, обрамления окон и картушей и т.д. – были побелены. Росписи отделены от пилястр и карнизов лиловым цветом фона и заключены в широкие живописные голубые рамы с изображенными профилями. Живопись сильно потерта, возможно, открыт цвет основы (левкаса), который сливается с цветом рамы; общий колорит росписи серебристо-голубой.

http://sobory.ru/article/?object=12679

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010