СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном (виден фон). На нимбе утраты серебряных нитей до настила. Золотные нити секутся и отстают. Атлас фона сечется, имеет большие прорывы и штопки, загрязнен. Подкладка отсутствует (на обороте холст, подложенный под фон). На нем местами толстые красные шелковые нити, по-видимому, от поновлений. ИКОНОГРАФИЯ На хоругви представлен один из распространенных иконографических вариантов «Спаса Нерукотворного» – с ангелами. Об иконографии Спаса Нерукотворного см. кат. 105. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции, помимо стилистических и технологических признаков (чрезмерно удлинные фигуры ангелов, упрощенная трактовка ликов в сочетании со сложными золотными швами), является так же именословное перстосложение рук ангелов. ВЫСТАВКИ 2000 Москва, 116. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 13663. 142. ПЕЛЕНА СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Россия, вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 41х82 Источник поступления неизвестен. Поступила в музей в 1920–1930-е гг. Инв. ТК-2530 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе по светло-коричневому атласу шито изображение Спаса Нерукотворного на плате, поддерживаемом двумя ангелами. У ног ангелов – фигуры двух коленопреклоненных преподобных, с простертыми в молении руками. Лик Спаса с примитивно прорисованными чертами и с тонкими повисшими усами обрамляет борода в виде отдельных коротких прядей с раздвоенным завитком посредине. Личное шито крученым шелком песочного цвета крупными гладьевыми швами «по форме» с оттенениями более темным под глазами, в виде «ласточкина хвоста» на подбородке и линиями на переносице и к вискам. Черты ликов и волосы шиты темно-коричневым шелком. У преподобных в волосах – песочного цвета пряди. Плат шит серебром с малозаметной прикрепой (шов «рядки»), нимбы – золотом (шов «перышки»). Одежды и крылья ангелов также шиты прядеными золото-серебряными нитями с малозаметной прикрепой (швы – «черенок», «городок», «двойная ягодка», «рядки», «денежка в четыре клетки», «клетчатые рядки», «перышки», «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По бокам головы – по одной такой же звезде и пять – на скосе. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Имеются утраты шитья в лике, бороде и волосах (виден первоначальный синий фон). Вторичный фон (алая тафта) также сохранился фрагментарно. В Описи Оружейной палаты 1687 г. отмечено, что изображение «вшито в алую тафту, поизмарано и поизбилось»; в описях вв. оно значится как «ветхое» и в 1861 г. «для предохранения от дальнейшего разрушения знамя наклеено на тюль» 757 . В 1975–1976 гг. реставратором Музеев Московского Кремля Н.П. Ярмолович лицевая сторона знамени с фрагментами древнего фона была заключена в двойной тонированный газ. ИКОНОГРАФИЯ Изображение Спаса Нерукотворного 758 на русских знаменах традиционно и известно в нескольких иконографических вариантах 759 . В шитье Спас Нерукотворный изображается не только на знаменах и хоругвях, но и на каймах пелен в центре Деисусной композиции, где он заменяет Спаса Вседержителя. Самое раннее известное нам изображение Спаса Нерукотворного в русском шитье – воздух 1389 г. с подписью вкладчицы великой княгини Марии Александровны, жены Симеона Гордого, где этот образ представлен в центре полнофигурного Деисуса 760 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит исследование Л. Яковлева «Русские старинные знамена», где он ссылается на описи Оружейной палаты вв. и утверждает, что именно это знамя было «построено в Шатерном Приказе» в мае 1653 г. «по приказу боярина Бориса Ивановича Морозова по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев; знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими»... Оно сопровождало Государя в его Государских походах под Смоленск, под Вильно и под Ригу. По возвращении в Москву, знамя это бывало в строю перед Государем во время его Государских походов, для смотра ратных людей его государева полка, как о том значится в Описи 1664 года». В Шатерной казне над знаменем работали и знаменщики, и словописцы, и шатерные мастера, кроившие полотнище и укреплявшие его на древке, и мастерицы, вышивавшие шелками лик Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По каймам по такому же атласу жемчугом вязью вышита молитва: есть ко во блажити т бце присно блаже//нную мате(р) бга ншго славниную во слова рож(д)ъшую сущую бцу т влчае. Надпись начинается на верхней левой кайме, переходит на верхнюю правую, затем – нижнюю правую и заканчивается па нижней левой. На всех каймах буквы направлены внутрь произведения. Лики Богоматери и Спаса Нерукотворного шиты некрученым песочного цвета шелком «в раскол» без оттенений, черты тонко прорисованы черным шелком. В глазах – белый шелк, в светло-коричневых волосах – черные пряди. Остальные лики (Младенца, ангелов, херувимов) шиты более грубо (возможно, при поновлениях) тем но-коричневым шелком, в волосах ангелов – толстый крученый коричневый шелк с рельефными прядями, крылья херувимов и ангелов шиты «живописно» полосками из некрученого зеленого и голубого шелка и золотных нитей. У ангелов – красные тороки. Одежды, трон, сияние сзади него шиты тонкой пряденой золотной нитью с незаметной прикрепой простым швом «рядки». У Спаса нимб шит швом «ягодка». На одеждах Богоматери и Младенца оставлены незашитые круги с остатками коричневых нитей (от камней?). Весь фон в ореоле за троном и ангелами зашит пряденым серебром «по настилу», как и все золотное шитье. Контуры и детали рисунка обнизаны мелким жемчугом с «веревочкой» так же, как надписи, ореол и рамки, отграничивающие каймы. На одежде Богоматери жемчугом вышиты крупные розетки, на нимбе – звезды. К боковым углам палицы пришиты две кисти из золотных нитей с блестками. На верхнем углу, вместо крючка, – длинная голубая лента. Подкладка из малинового штофа. Палица считалась принадлежавшей митрополиту Фотию и даже привезенной им из Константинополя, что вызывает большие сомнения. Поновления сильно исказили облик памятника. О том, что он выполнен до XVII в., свидетельствует первое дошедшее до нас упоминание, в Описи Патриаршей ризницы 1631 г.: «Палица Фотия митрополита шита по червчатой камке пряденым золотом, Спаса Нерукотворного образ, да Воплощение Пречистые Богородицы, по сторонам ангелы, в исподи по сторонам херувими с шелки, около пугвицы обнизаны жемчугом слова «Достойно есть...» У нее два крюки серебряных да две кисти шелк червчат с золотом, ворворки, на них низаны репейки, подкладка тафта вишнева ветха, жемчугу посыпалось в расных местех».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет выразил настороженность по поводу идеи убрать с флага области икону Спаса Нерукотворного Пенза, 4 сентября 2006 г . Интрига вокруг смены флага Пензенской области выходит на новый уровень. 31 августа архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет собрал пензенских журналистов для того, чтобы высказать свое отношение к готовящейся смене губернского флага, на котором ранее был изображен Спас Нерукотворный, сообщает Пенза-Онлайн. Потребность в таком мероприятии вполне назрела: группа патриотически настроенной молодежи уже провела в городе на Суре автопробег в защиту “флага со Спасом”, и хотя они ссылались на то, что архипастырь дал им благословение на проведение данной акции, ряд местных СМИ выразили в этом отношении скепсис. По сути, владыка был поставлен перед необходимостью четко определить свою позицию в глазах населения области. Встреча архиепископа с журналистами протекала в форме мягкой, отеческой беседы, в ходе которой иерарх говорил, главным образом, об истории Пензенского края, о духовных традициях его населения. Тем не менее, правящий архиерей Пензенской епархии настороженность по поводу идеи смены флага. В частности, владыка выразил мысль о том, что, по его мнению, “…просто неприлично отказываться от того, что является частицей нашей истории”, и поставил под сомнение идею о том, что для атеистов неприемлем флаг с изображением Спаса: “Я знаю многих нерелигиозных людей, которые с уважением относятся к христианской символике”. Вообще, весь ход беседы пензенским православным архипастырем оставил у журналистов впечатление, что флаг со Спасом Нерукотворным надо рассматривать в первую очередь как культурный, а не религиозный феномен, как знак приверженности населения губернии тому человеколюбивому мировоззрению, духу всечеловеческого братства, милосердия, трудолюбия, уважения к человеческому достоинству и свободе личного выбора, которые составными частями вошли в этику и философию Христианства. И, конечно, еще и как знак преемственности поколений. Иначе, как отметил владыка, “…нам завтра оденут другие костюмы”, внушат иные понятия, нормы межчеловеческих отношений. В завершение встречи архиепископ Пензенский и Кузнецкий выразил заочную благодарность тем молодым людям, которые провели автопробег в защиту губернского флага, и подтвердил факт получения ими его благословения, а также попросил работников СМИ передать поздравления ученикам, педагогам, директорам школ, ректорам ВУЗов в связи с началом учебного года. 4 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18411.html

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление. Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным. Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка. В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

http://sobory.ru/article/?object=00084

Пытаясь узнать больше, я опросил родственников, живущих в Спасе. Двоюродная сестра моего отца, Татьяна Владимировна Щукина (тетя Таня), сообщила мне то, что слышала от своей матери. «Храм, — рассказывала она, — был огромный, очень богатый. И был такой яркий, красочный! Не как остальные храмы – серенькие, бледненькие. Этот был ослепительный. Всеёв золоте». Когда Татьяна Владимировна была маленькой, она, как и все дети, забиралась в закрытый уже храм, внутреннее убранство которого было еще не все утрачено. Она сказала, что ее поразил своим цветом купол храма. «Он был голубой! Как яркое небо! И святые, и ангелы… они будто живые, от них будто свет шел! Золотого резного дерева было много. А еще на колокольне табличка железная была. Там было написано, что колокольня возведена на средства прихожан в честь Победы в 1812 году над Наполеоном. Потом табличку сбили». Еще Татьяна Владимировна знает, что у дальней её родственницы Зинаиды Тимофеевны Платовой дедушка был дьяконом в этом храме. В данное время Зинаида Тимофеевна плохо себя чувствует, но, надеемся, поправится и расскажет, что ей известно об этом храме. Взрослые, помогавшие мне в работе, подтвердили мое предположение о том, что храм Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа — не простой храм, а ценное наследие культуры, о котором забыли. Особенно я заинтересовался сохранившейся живописью храма. Как сказали мне специалисты, сложно отнести её к какому-либо направлению или стилю. Она неоднородна. Некоторые фрески написаны под влиянием «строгановского» письма («оживки», прорисовка мелких деталей, яркие цвета, богатое золотое убранство). Другие фрески имеют отношение к классицизму. На стенах видны изображения колонн, которые как бы повторяют архитектуру храма в стиле классицизма. Некоторые персонажи, изображенные на фресках, одеты в римскую одежду. Изображение Спаса Нерукотворного Образа в сохранившихся фресках встречается трижды. Оно характерно для стиля, возникшего во время существования «строгановской» школы. Так, у Христа почти золотые волосы; лицо и волосы тщательно, утонченно прорисованы; плат, на котором изображен лик, со складками по бокам; концы плата на одном из изображений держат ангелы. В обрамлении некоторых фресок просматриваются замысловатые узоры.

http://sobory.ru/article/?object=06964

В нашем крае в то время, когда создавался храм Всемилостивого Спаса, в почете было так называемое «греческое» письмо. Оно удивительно тем, что мастера «греческого письма» — старообрядцы, наследники «строгановской» школы, — стараясь сохранять традиции иконописи до «раскола» (что было запрещено), научились на старую традицию написания наносить некоторые «новообрядческие» веяния. В результате получилось неопределенное направление живописи под общим названием «греческое письмо». «Греческим письмом» писали в Романове, центре верхневолжского старообрядчества. Совсем недавно искусствовед Рыбинского музея И.Л. Хохлова из этого разнородного «греческого письма» выделила так называемые «романовские письма». Это доказывает, насколько мало исследована живопись, рождавшаяся в Романове. Поэтому фрески в храме Всемилостивого Спаса, написанные романовским живописцем В. Кузьминым, нуждаются в тщательном изучении. Чтобы в полной мере исследовать историческое и художественное значение храма, требуется время. Но время препятствует этому. Сейчас храм Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа находится в ужасном состоянии. Те малые фрагменты росписей, которые еще есть, вскоре будут утеряны окончательно. В трапезной уже отсутствует крыша, начал обрушаться купол храма. В 2010 году в Рыбинске возникла инициативная группа по восстановлению храма. Активным участником её явилась Виктория Викторовна Соколова, проживающая в селе Спас. Моя семья связалась с ней, и недавно Виктория Викторовна, Татьяна Владимировна и мои родители обратились в Государственные Ярославский и Рыбинский архивы. Идея восстановления святыни в настоящее время кажется неосуществимой, но воссоздать историю храма ещё возможно. Работа продолжается. Она может быть востребованной для всех, кто интересуется историей и культурой родного края. Источник: «Рыбинская среда» (106) март 2013 года Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=06964

" Не рыдай Мене, Мати " Исследования Дж. Джексона и его коллег о складках на Туринской Плащанице перемещают ее как физический объект из европейского исторического контекста периода от Средних веков до наших дней в византийскую культуру I тысячелетия и смещают ее датировку вглубь истории минимум на три века от даты, полученной в результате радиоуглеродного анализа. Этот вывод подтверждает и российский искусствовед И.А. Шалина. Она исследовала икону, которая состоит из двух самостоятельных композиций: верхняя часть – это образ «Спаса Нерукотворного», а нижняя представляет собой образ «Христа во Гробе», получивший греческое название «Akra Tapeinosis», а славянское – «Уныние (или Смирение) нашего Господа». И.А. Шалина показала, что иконография « Akra Tapeinosis» не плод интеллектуального и литургического творчества, но исторический образ, с самого начала своего существования обязанный нерукотворной реликвии Христа, точно передавший черты лежащего в гробу Господа. А распространенная на Руси композиция «Не рыдай Мене, Мати», объединившая две иконы: Мандилион и «Akra Tapeinosis», была вдохновлена хранящимися в Фаросской дворцовой церкви историческими реликвиями Мандилиона и Плащаницы. Она также высказала предположение, что изображение гроба на иконе навеяно формой ларца-реликвария, из которого поднималась Плащаница, а устройство, на котором она поднималась, было оформлено в виде креста, сделанного в меру и подобие Голгофского. В византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь: Нерукотворного образа из Эдессы и Плащаницы. Российский историк Б.А. Филиппов указывает, что имеется достаточно свидетельств параллельного существования в Константинополе Мандилиона (Нерукотворного образа) из Эдессы и Плащаницы, но поскольку нет никаких известий о торжествах и прибытии в город Плащаницы (а византийцы тщательно регистрировали и подробно описывали все прибывавшие реликвии), то вслед за Вильсоном надо сделать вывод, что имело место не прибавление новой реликвии, а изменение названия уже имевшейся в коллекции.

http://pravoslavie.ru/69992.html

К сожалению, большинство описанных крестов происходит из перемешанных слоёв, что затрудняет определение их хронологии. Только тельник из ямы 559 1617) можно отнести к концу XV–XVI веку. Д. А. Беленькая по совокупности информации о крестах такого типа датирует их концом XIV–XVI веком 502 . При этом крупные двусторонние (на обороте, как правило, изображение архангела Михаила) бытуют в основном в XV веке, а небольшие односторонние – в XVI веке. Возможно, тельники с изображением четырёхконечного креста на обороте являются переходным этапом от более сложных форм к более простым. Обращает на себя внимание тот факт, что в коллекции медного литья из раскопа 56 имеется большое количество вещей, сходных с предметами из старинкой коллекции Н. Ф. Романченко. Кроме упомянутых выше крестов-тельников (которые, впрочем, имеют иные размеры), среди них сердцевидные привески с изображением Голгофского креста и надписью по краю 123. 2001 год. постройка 11: 956. 2001 год, перемешанный слой, белый металл; 1786. постройка XV. рис. 2:7). Размеры всех трёх вещей (2×1,5×0,1) приблизительно совпадают с подобными из коллекции Η. Ф. Романченко 503 . В нашем случае надпись неразборчива, возможно, привески изготавливались в глиняной форме, сделанной при помощи оттиска в ней прототипа 504 . Надпись на старицких привесках молитва » КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ XC УС ». В постройке V найдена привеска формы, аналогичной привескам с крестом. В отличие от них, она имеет гранёное оглавие и изображение Спаса Нерукотворного, окружённое рамкой с радиальными литыми «насечками» 398, 2001 год, 1.9×1.5×1. рис. 2:6). Ширина рамки приблизительно такая же, как у привесок с крестом. Возможно, это более поздняя упрощённая реплика «печати сердцевидной формы с изображением Нерукотворного Спаса» из коллекции Романченко 505 . Ещё одна вещь, очень похожая по размерам и иконографии на предмет из старинкой коллекции 506 , – тельный образок «Сисиний и архангел» 630, 2001 год, 2.5×1.65×0.1, рис. 2:5). Он представляет собой иконку арочной формы с двойной выступающей гладкой рамкой. В левой её части – сидящий на скале Сисиний, в правой – стоящий к нему лицом архангел.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Сотрудники Эрмитажа обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой взять под свое прямое управление храм Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. Сотрудники Эрмитажа обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой взять под свое прямое управление храм Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В этом храме некогда молились не только члены императорской фамилии, но и многие выдающиеся деятели русского общества XVIII-XX вв.: поэты, музыканты, полководцы. После пасхальной службы именно в этом храме Державин написал стихотворение «Бог». Сотрудниками музея организована православная община при храме, сразу после регистрации в управлении юстиции 10 июня 1991 года обратившаяся в администрацию музея с просьбой о передаче храма Санкт-Петербургской епархии. Однако ответа до сих пор не получено. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/sotrudniki-ermitazha-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010