Аналогичный ее среднику сюжет представлен на пелене (1763). На алтарной завесе (1770) - цикл жития вмц. Екатерины. В ризнице хранится ряд вещей, принадлежавших синайским архиереям: выполненные на Крите скуфья (1731) и орарь (1748) с изображениями Богоматери «Неопалимая Купина» и вмц. Екатерины архиеп. Никифора; украшенная бриллиантами митра кон. XVIII в. архиеп. Кирилла. Замечателен по своей иконографической программе саккос архиеп. Кирилла (XVII в.): на переднем полотнище изображение «Иисус Христос Лоза истинная» («Союзом любви связуемы апостолы…»), на заднем - «Древо Иессеево» с образом Богоматери в центре. Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Сирийский кодекс. V в. (Sinait. syr. 30) Среди произведений художественного серебра, связанных происхождением с Малороссией, наиболее значительным памятником является паникадило 1753 г. в главном нефе кафоликона. Оно было создано по заказу архиеп. Константа и архим. Германа Синайского в Нежине мастером Иоанном Захариу, греком по происхождению. Возможно, работы были оплачены представителями нежинского греч. купечества. Паникадило, выполненное в стилистике барокко, представляет редкий образец подписного датированного произведения, изготовленного в Нежине. На парных серебряных подсвечниках 1756 г. киевской работы, экспонирующихся в монастырском музее, во вкладной надписи упомянуто имя заказчика - Антония (Величковского), игум. киевского мон-ря Петра и Павла (в то время в нем находилось подворье Е. в. м.). С киевской традицией серебряного дела связана лампада 1777 г. В надписи на ней упомянут Д. Ф. Дранзев, сын священника, вложивший лампаду «в греческий монастырь» (по-видимому, подворье мон-ря в Киеве, откуда памятник был затем перевезен на Синай). Серебряный оклад Евангелия с эмалевыми живописными пластинами, выполненный в 1790 г., был заказан в Киеве синайским мон. Иаковом в качестве подарка архиеп. Кириллу. Евангелие до недавнего времени использовалось в качестве напрестольного и находилось в алтаре кафоликона. Специфика заказа отразилась в иконографическом подборе сюжетов финифтяных живописных вставок.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Замечательна икона Благовещения в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, на которой Божия Матерь сидит с книгой, а Гавриил Ей предстоит с хартией благовестия в левой руке, щеголяет не типами, шаблонно-приличными и иконописно-округлыми, но обширными палатами, поделенными на переднем плане портиком с колонками, по западному образцу. Но вся затем икона в пролетах палат, рядом с фигурами, внизу и вверху, разделана горными пейзажами, в которых размещены миниатюры: хождение Марии в Горнюю, Крещение, Рождество и т.д. вплоть до шествия в Гефсиманию, с Иоанном Богословом впереди, несущим райскую ветвь, и с Ангелом, слетающим с неба, чтобы обрубить обе руки Афонию нечестивому. Иные миниатюры могут вызывать, по справедливости, восторженные отзывы, благодаря своей тонкой работе. То же следует сказать об иконе Кипрской Богоматери из этой же церкви, и также окруженной 36-ю миниатюрными изображениями жизни Божией Матери и символико-догматических тем акафиста в крохотных клеймах. Более любопытна икона « Символ Веры », в мельчайших иллюстрациях воспроизводящая христианскую догму, но тоже нельзя сказать, чтобы в обычном подборе тем этой иконы здесь было что-либо новое или, как говорит местный издатель, здесь было «создано вполне самобытное воплощение идей христианского вероучения». Так, тема Преображения обычно берется для наглядного представления темы «Свет от Света», и новое разве только изображение I Вселенского Собора, утвердившего учение о Боге Слове, Сыне Божием. Что же касается изображения Бога Слова в «Творении человека», в образе «Ангела Великого Совета» в восьмиугольном нимбе, вписанном в круг, то эта тема идет еще из Византии. Равно и по другим особенностям редакции Символа нельзя говорить об изобретении новых тем иконописцем, пока не будут сличены между собой множество икон Символа, до нас дошедших. Н. Павловец. Икона Божией Матери «Вертоград заключенный». Икона. 1610-е гг. Заслуживает упоминания икона под вычурным названием «Союзом любве связуеми апостоли» в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, сочиненная по образцу догматических тем: 3 круга; во внутреннем – Спас Великий Архиерей благословляет мир, среди сонма Ангелов, внизу Иоанн Предтеча с хартией; кругом в 14 мелких кружках крохотные миниатюры представляют проповедь апостолов; по внешнему кругу – Деяния и мученическая кончина апостолов. Наконец, по полям иконы вверху – «Отечество» с сонмом сил небесных и внизу – 9 рядов праведников или угодников Божиих. Вся эта мелочь исполнена на сравнительно малой доске.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Многое можно бы сказать в защиту этого положения, проанализировать под этой точкой зрения всю литургию. Но и сказанного достаточно для нашей цели – подчеркнуть ненормальность сложившегося положения евхаристии и выдвинуть вопрос о необходимости возвратить ее к исходному историческому положению на богослужении первых христиан. И ныне евхаристия должна быть повседневными насыщением, повседневным христианским богослужением. Возвратите жизни Христа: возвратите ее к светлым грезам о Христе, к радостному воспоминанию о Нем, возвратите повседневному быту, в котором черствеет человек, радость евхаристии. Не бойтесь упрощения торжественного церемониала: страшна не простота: ужасна самая торжественность, с которою одиноко возвышается чаша любви пред лицом не приступающего к ней народа. И не только не бойтесь, но радуйтесь. Радуйтесь тому, что ваша светлая горница преобразится в алтарь. Радуйтесь тому, что ваша трапеза будет престолом. Радуйтесь тому, что воцерковится и одухотворится ваш повседневный быт, что под кровом вашим заблагоухает любовью домашняя церковь , что вы будете жить Христом, а Христос будет среди вас, в вашей повседневной жизни, благословляющим и радующимся торжеству любви... Здесь мудрые практики забросают вопросами. Но, увы! Пишущий эти строки живет идеей, он верит в любовь, в её творческий гений, в её организационную силу и в её конечное торжество. На все вопросы он ответит утверждением, что совершение евхаристии по духу апостольских христиан возможно лишь в условиях живой любви: ее может совершать только домашняя церковь , связуемая союзом совершенной любви между собою и с живым вечными Христом. Такие организации могут возникнуть прежде, чем современный приход перестроится в первохристианскую общину. Да и перестроится ли он по Христу?! И скоро ли это будет?! И будет ли, если не сама любовь путеводит его организацию?... До тех же пор та евхаристия, которая совершается в современных храмах, будет лишь гласом, вопиющим в пустыне жизни о любви, которой нет, потому что оскудела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но в соборном акте было нечто утешительное и для этого последнего, хотя в свою очередь не слишком отрадное для стороны, преданной Окружножу Посланию: первым своим пунктом он существенно разнился с прежней мирной грамотой. Там, в мирной грамоте, Кирилл завещевал «сохранять ненарушимо вовеки определение на Окружное Послание от 26 июня 1863 г.»; здесь же, в новом соборном акте, говорит напротив: «Окружное Послание и на него составленное определение опровергаю и уничтожаю». Здесь, таким образом, он торжествовал победу над защитниками Окружного Послания. Итак, если новый соборный акт не вполне удовлетворял внутренним желаниям всех участников собора, то все же представлял для них и немало утешительного. Искренно или притворно, но все хотели видеть в нем действительный залог того мира, о котором с такою уверенностью говорилось в конце соборной грамоты: «…Да не возмнит кто, что мы имеем между себе какое несогласие и раздор, нет! но пребываем, яко апостолы, союзом любви связуемы!» По случаю такого радостного события в Белой Кринице устроили большое торжество, для которого воспользовались двумя наступившими праздниками. 1 октября, в день Покрова Божией Матери – главный храмовый праздник в монастыре, –происходило торжество по преимуществу церковное: митрополит служил соборно с тремя архиереями и со всем прибывшим в митрополию духовенством при большом стечении народа. А 2-го числа, в день митрополичьих именин, 29 преимущественное внимание обращено было на приличное торжеству «учреждение» трапезы, и утешение братии было действительно велие. В Белой Кринице праздничная, торжественная трапеза и обыкновенно продолжается по нескольку часов, благодаря обилию яств и особенно великому обилию местного, не слишком вкусного и не очень крепкого вина, употребляемого в весьма большом количестве. Кирилл имеет обычай и считает особенною любезностью со своей стороны поменяться тостами с каждым сколько-нибудь почетным или знакомым гостем, хотя бы сидел он где-нибудь в противоположном углу трапезы, и при этом повести приличную беседу, конечно, не о духовных предметах, а о чем-нибудь житейском – о семействе, о хозяйстве, а всего больше о пасеке и пчелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

    Славянская кормчая. Чужд пресвитер, без ставильного писания не приятен. Аще же и имать, да испытается еще правоверен есть. Ащели ни, потребная на путь взем да отпустится.     Толкование. Без ставильного писания не подобает чуждого пресвитера приимати. Ставильное же писание сицево есть, которого града епископ, и како имя ему, и како имя пресвитеру, и по святым ли правилом поставил его, и с миром ли отпустил. Аще же и таковое писание носит, то и тако подобает вопрошати и испытати его, и аще без всякого извета правоверен обрящется, прияти того достойно. Аще ли некия противная правоверию глаголет и творит, подобает таковому потребная на путь вдати, и отпустити его. Глава 34 Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.     Зонара. Как тела движутся неправильно, или даже и совсем делаются бесполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии; так и тело церкви будет двигаться беспорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающий место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью. Посему настоящее правило повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии, то есть, архиереев митрополий, прочие епископы той же епархии почитали главою и без них не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию церкви, каковы, например, догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и тому подобное. Но предписывает, чтобы о сих предметах, собравшись у него, вместе рассуждали и принимали мнение, всеми признаваемое за лучшее; а дела собственной церкви и подведомых ей мест делал отдельно каждый сам по себе. Впрочем, и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оною в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что либо указанное выше, или подобное тому. Ибо правило хочет, чтобы архиереи были единомысленны, связуемы союзом любви, и как для подчиненного им клира, так и для народа были примером любви и единомыслия, дабы, таким образом прославился Бог, согласно словам Евангельского учения: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16). Прославится же Бог через Господа, Который явил людям имя Его и установил закон любви; прославится и в Святом Духе, ибо Им были умудрены Апостолы и научили языки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Особенности этого чина весьма любопытны. Он начинается омовением ног, подобным тому, какое, совершается в великий четверток, и содержит в себе весьма значительное количество песнопений, специально приноровленных к женскому пострижению и сообщающих этому пострижению сравнительно с мужским иную окраску. Содержание чина следующее. После утрени черницы приходят в келью хотящей прияти святый образ и поют стихиру: «Послушай Христа, что вопиет дево, крест, вземще иго мое на раме иди отверзися земных».... Затем священник делает обычное начало: «Благословен Бог наш». за коим следуют: Трисвятое, Отче наш . Господи помилуй 12. Приидите поклонимся и псалом 50-й. Далее поют канон великой схимы. После канона игумения, взяв за руку хотящую прияти образ, ведет ее в притвор церковный, где уготовано умывание. Сзади идут черницы со свечами, поя стихиру: «Последуим сестры благому владыце, увядим мирских похотей»... и богородичен: «Грешных молитвы приемлюще скорбяших воздыхание»... Далее следует пение трех антифонов, из коих третий («Союзом любви связуеми апостоли») взят из чина омовения ног в великий четверток. После антифонов – ектенья, две молитвы из того же чина омовения в вел. четверток и евангелие от Иоанна: «Во время оно. ведый Иисус, яко вся даст ему Отец в руце»... Когда диакон произнесет слова: «И нача нозе умывати учеником и отирати лентием, имже бе препоясан» – «и препояшется игумения понявою и выльет воду в умывальник, умывает нозе хотящей прияти образ и отирает имже бе препоясана». Во время умывания трижды поют стихиру: «Умый нозе честная маги и обуй мя сапогом целомудрия, да не пришед враг обрящет пяты моя нагы и запнет стопы моя», и богородичен: «Имуще тя. Богородице, упование»... Затем дочитывается евангелие и поется тропарь: «Господа глашаете мя и учителя»... со стихом: «Окропиши мя иссопом»... В это время игумения и черницы кропят на лица своя от воды умывания и входят в церковь , поюще тропарь: «К тебе утреннюем милосердому умывше нозе»... и богородичен: «Избави нас от бед наших мати Христа Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Се устроены вам келлии, устройте себе новые кровы на небеси; се преобразился и обновился храм молитвы, преображайтесь духом от славы в славу, обновляйтесь сердцем, постепенно совлекаясь ветхого, и обновляясь в нового человека. Се освящен и помазан храм молитвы, да помажется сердце ваше в истинный престол Божий; да святится тело ваше в живый храм души вашей. Помните непрестанно оные Апостольские слова: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть; прославите убо Бога в телесах ваших и в душах ваших». Не давайте мыслям вашим парения, сердцу вашему поползновения, телу вашему излишней сытости и покоя. Ходите в простоте и чистоте: то возбуждая себя взаимно в псалмех и пениях истинно духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви; то трудами телесными укрепляя телесные силы ваши и умерщвляя нечистые вожделения. Бойтесь праздности, как врага Божия, как матери уныния и злых помыслов, как питательницы сна и плотских похотей. Паче всего уподобляйтесь храму Господню вашим союзом и единодушием. Как храм составлен из разных вещей, кирпича, извести, железа и древа, но составляет едино тело, будучи прилично сложен и связан, и утвержден на основании; подобно и братство состоит из разных характеров, разного понятия; и если каждый из нас предает себя под руку Строителя, на основании Иисуса Христа, то разные характеры согласятся, разные понятия сблизятся, всякой станет на свое место, и вы соединитесь в едино тело Христово, единым духом связуемы, и будете единый живый храм, Живого Бога; если же каждый член захочет действовать сам по себе, хотя бы казалось и к лучшему, то поверьте, что враг удобно переловит вас поодиночке и погубит. Молю вас, не возноситесь умом вашим; не от Бога возношение; повинуйтесь в простоте сердца; повиновение безусловное есть характер Иисуса Христа. Союз братолюбия – верный знак души возрастающей и здравой; ежели повиновение иногда и противно плоти и плотскому уму, то всегда душе полезно. Между Ангелами нет вражды и непокорства, а вы носите имя ангелов; знаю, что враг умеет внушать благовидные причины на наставников: «Они ошибаются, они погрешают!» Но посмотрите на мирские семейства, те ли дома процветают, где глава семейства ума высокого? – нет, но где все послушны главе семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Ибо вскоре, после чудной ловитвы рыб Петром, те и другие братья открыто призванные Иисусом к последованию Ему, решительно оставили прежнее свое завятие и все прочее и последовали за Ним. ( Лук. 5:2–11 ). Равным образом Филипп, житель одного и того же города с Андреем и Петром, при первом призвании тотчас последовал за Христом; а по его внушению, тоже Нафанаил или Варфоломей, из одного обстоятельства, каковым Христос дал ему разуметь, что Он видел его под смоковницею, (где, как за несомненное полагается, Нафанаил втайне никем не могший быть видим, горячую изливал молитву о том, чтобы Господь сподобил его видеть дни Мессии), и из одного этого обстоятельства уверовал в Него, как в Мессию и Сына Божия. Так и все Апостолы, по духовному любоведению и жажде учения жизни, тотчас принимали первый призывный глас Спасителя и решительно последовали за Ним, в той твердой, несумненной преданности, каковую в известном случае выразил Апостол Петр от лица всех Апостолов к своему Учителю и Божественному учению Его: Господи, к кому идем: глаголы живота вечнаго имаши. ( Ин. 6:68 ). При безпредельной любознательности, Апостолы были с приемлемостью необъятною, вниманием глубоким, послушанием безпредельным, с простотой и чистотой сердца детскою, младенческою. Такие-то благоприемлемые сосуды и нужны были Спасителю. Приготовив их Сам непосредственно, как благую землю, Господь оросил и напоил их дарами Духа Святаго, и из них образовались силою Духа Христова немерцающие светильники веры, безтрепетные проповедники Евангелия, верные до смерти служители Христовы в распространении Церкви Его, и, по примеру Божественнаго Учителя, с безпредельной кротостию, терпением и любовию, яко незлобивые агнцы, полагали души свои за веру Христову, за спасение верных и призываемых в недра веры и Церкви Христовой. Связуемые союзом святой веры, взаимной, неразрывной любви и непоколебимой надежды спасения и блаженства небеснаго во Христе Иисусе, св. Апостолы в деле Христовой проповеди и благовествовании спасения всем человекам были выше всех страхов и гонений, были как скалы, непоколебимыя среди ярых волн обуревавшаго их язычества, были, как столпы адамантовые, тверды среди всех ужасов пыток, мучений и разнаго рода смертей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея. Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700 г., роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703-1704 г.г. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины. Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной«Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной - «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке«Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы».

http://sobory.ru/article/?object=00214

Огромным потоком двинулась толпа из храма... Заискрились, забегали по ней золотые огоньки, и священные звуки радостно лились, звенели в ночной тишине, как бы всему миру, полям и лесам разглашая чудную весть... В глазах всех богомольцев сиял восторг: он сиял и в глубоком взоре величавой игуменьи, и в слезящихся глазках тщедушной деревенской бабенки, у которой в морщинистых складках лица, освещенных грошовой свечкой, спряталось столько затаенного горя. Всеми были забыты печали... Хоть на минуту в сердце у каждого воскресла любовь, а вместе с ней и приток свежей неунывающей радости... И горячо захотелось Ольге слиться своей душой, своими мыслями и чувствами со всей этой толпой... – Боже! – думала она... – Сколько отчуждения в людях и сколько от этого зла и бед в мире... А почему? Потому что отвергнут главный закон жизни – любовь... – «Союзом любве связуеми Апостоли»... – вспомнилось Ольге из канона в Великий Четверг... Да, любовь скрепляет всякое общество. Она, точно обруч, стягивает разрозненные части воедино... Без любви люди похожи на громадную, в беспорядке набросанную кучу камней... Но любовь сливает их в неразрушимый монолит: так из отдельных камней вырастает Церковь ... И люди, прежде «чужие» друг другу и «пришельцы» делаются «согражданами святых и присными Богу», получают утверждение «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе», на котором каждый человек «устронется в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ) – В самом деле, какая картина! – восхищалась Ольга... – Все великие носители христианского духа, какие только жили на земле: «апостолы, пророки, пастыри и учители», во главе с Самим Спасителем, вся эта толпа: и монахини, уединившиеся в тиши св. обители, и я, светская женщина, и эти крестьяне с испитыми, изнуренными лицами, – все мы камни одного и того же здания – Церкви Христовой... В какое чудное, архитектурное сочетание сложились мы! Какой богатый узор при единстве замысла и всепроникающей идеи!!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010