Без любви – жертва несовершенна ( Мф.5:22,24 ). Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в водах крещения. Примирение запечатляется «святым лобзанием любви» ( 1Кор.16:20 ), «лобзанием любви» ( I Петр. 5, 14 ), «лобзанием примирения» (св. Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово), «божественным лобзанием» ( Дионисий Ареопагит ), которое «соединяет взаимно души». «Когда, – пишет  Тертуллиан , – больше целование с братьями уместно, как не тогда, когда возносится более угодная Богу общая молитва, после которой они, как участники в нашем молитвенном подвиге, своим целованием хотят скрепить свой братский союз с ними. Какое моление цельно без скрепы святым целованием?» 8 . «Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви – Христос 9 . Соединенная в единое тело этим «священнодействием мира» ( Дионисий Ареопагит ), которым достигается «единомыслие и единодушие, и словесное тождество» (св. Максим Исповедник ), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» «о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он – «предстоятель братии» (св. Иустин Мученик ), «уста всех» (Феодор Мопсуэстийский и Нарсай), он – корифей хора «союзом любви связуемых» и дающих «благодарение и славу Дающему всем мир». Вся община творчески участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным «Аминь» 10 . Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело – литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «народа избранного, царственного священства, рода святого» ( 1Пет.2:9 ; Анафора Св.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

Один будет просить, чтобы Господь вразумил «антиваксов», другой — чтобы нашли безопасное средство от болезни. А вот пост будет общий. И в какой-то степени он действительно будет замещать Великий — по крайней мере, если в нас накопилось столько злости, столько искр адского пламени выскакивает из-под наших пальцев по экрану или клавиатуре, то заповеданное нам в Великий Четверг служение друг другу, как Христос послужил апостолам, омыв им ноги, мы точно не соблюли. «Союзом любве связуеми апостоли, владычествущему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир». Вот попробуем во имя любви друг к другу предать себя Христу в этот легкий летний пост. Провести его перед лицом Божьим не только в ограничении рациона, но и в большем молчании — захочется ли вам перед Ним кого-то оскорблять, проклинать или обвинять в тяжких грехах? А там — глядишь, и поводов для сомнений в этой любви не будет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 мая, 2022 19 марта, 2022 7 декабря, 2023 1 декабря, 2023 1 октября, 2023 8 сентября, 2023 13 июня, 2023 12 ноября, 2022 14 августа, 2022 19 мая, 2022 19 марта, 2022 7 декабря, 2023 1 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tebe-plevat-na-lyudej-...

В деяниях Апостольских пишется, что все ученики Христовы собраны были вместе, а так не много что очень легко можно было честь: " бе же, так пишется, народу имен вкупе сто и двадесять» ( Деян.1:16 ). Но в таком ли числе грешников собрания? Павел негде пишет, что некогда блудников такое сошлось собрание, что как Бог разгневался, то, пало, де, из них, «во един день, двадцать три тысящи» ( 1Кор.10:8 ). Видите, какое многолюдство в греховных собраниях, и какая скудость в благочестивых! И посему-то Христос обещался и там средним быть, где два или три собрались бы во имя его, чтоб собравшихся скудость своим присутствием дополнить. И вы, слушатели, когда здесь собрались, то сделали собрание. Да худое ли? Кто дерзнет то сказать, разве кто между светом и тьмою, между горьким и сладким не умеет разбирать? Там Христос обещался быть, где бы два или три собрались во имя его: здесь я вижу, что собралось более, нежели как в Апостольском собрании сто и двадцать. Так вот посреди вас невидимо стоит Христос, и ваши сердца вместе союзом любви связует и сливает в одно, чтоб так себе и Духу Святому достойный построить храм: ибо которые духом Божиим водятся, тии суть сынове Божии; и которые к Господу прилепляются, те один дух имеют с Господом. О счастлив и я! понеже мне свое учение к таким предлагать слушателям ничто иное есть, как к мягкому воску прилагать печать, или на добрую землю метать семена. И так кто меня удержит отверзать уста и простерти слово, которое, как уже началось, так теперь требует далее продолжаемо быть? Как узнали уже несколько, кто воплотился, и для чего? То теперь следует прочие вопросы разобрать, а именно: Вопросишь. Когда воплотился Сын Божий? Отвечаю. Ежели здесь разуметь чрез воплощение, оное совета Божия определение, по которому Сын Божий определен быть нашим Ходатаем, и Искупителем чрез свою смерть рода человеческого: то можно сказать, что Сын Божий воплотился прежде создания мира, то есть, поскольку неотменно определен был в свое время прийти, которое определение как было непременное, то Сын Божий прежде, как еще на земли не явился, описывается, как бы уже прежде век во плоти был, к Евреем в ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

28:20). Верим и уповаем, что эти обетования Христовы касаются и нашего дела здесь, и посему приступайте ко храму сему без опасений, с дерзновением, соберитесь возле него, составьте одну дружную семью, «союзом веры и любви связуеми». Вы знаете, что у нас в России храм и приход тесно связаны между собою. Пусть будет так и у вас. Любите свой храм и чаще посещайте его. Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей святых Божиих церквей: храмами стоит и красуется святая Русь. К сожалению, иные русские, попав заграницу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь нам изрек о таковых: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте «храм духовен» (1 Пет. 2:5), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение: «вы — род избранный, ...люди взятые в удел» , дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет православия (1 Пет. 2:9). В одной из дивных молитв при освящении храма мы просим Господа о том, чтобы созданный храм служил нам «во управление жития, во исправление благаго жительства и во исполнение всякия правды». Посему при освящении вашего храма нахожу благовременным умолять вас словами святого апостола Петра, которые имеют близкое приложение и к вам. «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, возстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь.., дабы» окружающие вас инославные, «видя добрыя дела ваши, прославляли Бога» и церковь вашу. «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей; как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии, будьте покорны всякому начальству, всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, ибо любовь покрывает множество грехов. ...Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. ...Служите друг другу каждый тем даром, какой получили от Бога, дабы во всем прославлялся Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков, аминь» (1 Пет. 2:11—12, 15—17, 3:8, 4:8—11). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4014...

Вы ветхий денми святитель и отчетливо осознаете свое поведение. Оценка Ваших действий разумом Церкви Вам несомненно известна, и мне не стоит уверять Ваше Преосвященство в нецерковности, антиканоничности нового ложного шага. Вспомните, Вы так недавно запечатлели за вечерей Бескровной Жертвы свою верность страждущей Матери Церкви. Неужели не дорог и безблагодатен для Вас этот момент всеискупающей сострадательной любви Вселенской Церкви? Вы оправдываете новую схизму последними политическими деяниями Блаженнейшего митрополита Сергия. С нашей оценкой его выступления от 22 июня Вы могли познакомиться, если интересовались, из прессы. Нам нужно ждать решения соборного суда над ним, а самим оставаться в ограде страждущей Церкви. А какими церковными соображениями Вы оправдываете разрыв с экзархом и единомысленными ему архиереями? Не остается ли за Вами лишь право обывательских суждений о моей личности, более близких к суждениям библейского сына, нежели глубоких и верных церковно-канонических оснований. Вашему Преосвященству известно решение рейхскомиссара, утвердившего положение экзархата и порядок управления епархиями на территории бывших Латвии, Эстонии и Литвы. Изменений в установленном порядке быть не может. 2-го ноября состоится архиерейское совещание. Оно обязано вынести свое окончательное суждение о Ваших деяниях. Мы должны будем определить свои отношения к Вам и в случае окончательного разрыва с законной православной иерархией сказать свое каноническое слово в отношении Вас и широко оповестить паству Эстляндской епархии о церковной правде. Мы приглашаем Ваше Преосвященство на предстоящее архиерейское совещание. На основе заповеди Христа Спасителя: «да любите друг друга», – в мире, согласии и единомыслии мы разрешим вопрос об устроении Ревельской епархии, сознавая необходимость мирной церковной жизни в современных военных условиях, идя в этом вопросе навстречу желаниям германских властей. Я крепко надеюсь, что наше свидание состоится и наша общая просьба прибыть к нам не останется безответной. Да видит мир в нас верных учеников Христовых, связуемых в своем пастырстве, учительстве и апостольском звании «союзом любве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, на практике всякая группа людей, чтобы планомерно и успешно делать какое-нибудь общее дело, обыкновенно возглавляется кем-нибудь одним в качестве руководителя. Как будто в этом направлении развивалось исторически и внешне устройство Церкви. Первоначальные ячейки — маленькие, однако, фактически ни от кого не зависимые епископии — постепенно объединились в группы: епархии, митрополии, экзархаты и т. д., пока не образовали из себя пять патриархатов, рядом с которыми явились крупные объединения в виде национальных церквей. Во главе каждой церковной группы непременно стоит один из епископов, которого остальные епископы группы «должны почитать яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения» (Апп. пр. 34). Пожалуй, не будет ничего нарушающего описанный ход развития церковной жизни и неприемлемого и в том, если бы и всю вселенскую земную Церковь когда-нибудь возглавил тоже единый руководитель или предстоятель в качестве, например, председателя вселенского собора, но конечно не наместника Христова, а только в качестве главы церковной иерархии; а также и в том, если таким возглавителем окажется епископ какой-нибудь всемирной столицы. Завершится ли когда развитие церковной жизни таким единоличным возглавлением, мы не знаем. Не будем настаивать и на опасности сосредоточивать вселенскую власть в руках одного человека, подверженного всяким искушениям. Допустим даже, что единоличное возглавление в административном отношении будет полезно Церкви, опять-таки не будем забывать уже приведенных выше словес Божих: «Не суть совети Мои, якоже совети ваши» и прочее. Господь ведет свою Церковь Одному Ему известным и угодным путем, и этот путь не всегда совпадает с соображениями человеческой мудрости. Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее, а для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир Апостолов и в лице их и за ними их преемников — православное епископство. Апостолы шли «благовествовать всем мир связуеми» не взаимным соподчинением или господством одного над другими, а «союзом любви и (единодушным) преданием себя всеми владычествующему Христу» (Ирмос Вел. Четверга). Точно так же и епископы, хотя по необходимости и занимают неодинаковые по важности и заслугам кафедры, наделены все равными благодатными дарами и тоже «связуются союзом любве», в который не должна «вкрадываться надменность власти мирския» (III Всел. пр. 8).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202733...

К XIII в. в монументальном искусстве сложилась композиция «Д. И.», являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в визант. искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI в. (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV в. эта тема развивалась в визант. искусстве в разнообразных формах. Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиар, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (ц. св. Марии мон-ря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; ц. Вознесения мон-ря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на 7 ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов. В рус. искусстве «Д. И.» впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему сер. XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах сев. и зап. галерей, в к-ром помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Т. о., «Д. И.» дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены рус. князья.

http://pravenc.ru/text/180450.html

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МОНАСТЫРЯХ 3.1. Определение монастыря Согласно Уставу Русской Православной Церкви, " монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры " . Монастырь - это община христиан, совместно осуществляющих монашеский образ жизни в духе взаимной любви и доверия, под руководством игумена или игумении. " Здесь отец один, и подражает Небесному Отцу, а детей много, и все стараются превзойти друг друга благорасположением к настоятелю, все между собою единомысленны, услаждают отца доброхвальными поступками, не узы естественные признавая причиною сего сближения, но вождем и блюстителем единения соделав Слово, Которое крепче природы, и связуемые союзом Святого Духа " . 3.2. Правовые источники, регламентирующие деятельность монастырей Деятельность монастырей определяют: ·        Правила Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов; ·        Устав Русской Православной Церкви; ·        решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся жизни монастырей и монашества; ·        настоящее Положение; ·        внутренний устав монастыря, регламентирующий его жизнь согласно церковному преданию и традициям монастыря с учетом современных условий; ·        гражданский устав монастыря, регламентирующий его деятельность как религиозной организации согласно государственному законодательству. Монастыри Русской Православной Церкви подлежат регистрации как юридические лица. 3.3. Деление монастырей по типу подчинения По иерархическому подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные и приписные. 3.3.1. Ставропигиальные монастыри. Находятся под непосредственным каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который руководит монастырем через назначенного им и Священным Синодом наместника (в женских монастырях - через игумению). Ставропигиальные монастыри призваны быть образцом внутреннего благочиния и внешнего благолепия и являть пример для всех других обителей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

" Тогда начнете глаголати: ядохом пред Тобою и пихом и на распутиях наших учил еси. И речет: Не вем вас, откуду есте. Отступите от Мене вси делателие неправды " (Лук. 13, 26-27). Та же судьба постигает иногда и целые народы и города. Евреи очень величались своим храмом и Иерусалимом, но пришло время им услышать: " Се оставляется дом ваш пуст " (Мф. 23, 38), и лишь у " стены плача " оплакивать былую славу... Правда, на практике всякая группа людей, чтобы планомерно и успешно делать какое-нибудь общее дело, обыкновенно возглавляется кем-нибудь одним в качестве руководителя. Как будто в этом направлении развивалось исторически и внешне устройство Церкви. Первоначальные ячейки - маленькие, однако, фактически ни от кого не зависимые епископии - постепенно объединились в группы: епархии, митрополии, экзархаты и т.д., пока не образовали из себя пять патриархатов, рядом с которыми явились крупные объединения в виде национальных церквей. Во главе каждой церковной группы непременно стоит один из епископов, которого остальные епископы группы " должны почитать яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения " (Апп. пр. 34). Пожалуй, не будет ничего нарушающего описанный ход развития церковной жизни и неприемлемого и в том, если бы и всю вселенскую земную Церковь когда-нибудь возглавил тоже единый руководитель или предстоятель в качестве, например, председателя вселенского собора, но конечно не наместника Христова, а только в качестве главы церковной иерархии; а также и в том, если таким возглавителем окажется епископ какой-нибудь всемирной столицы. Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее, а для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир Апостолов и в лице их и за ними их преемников - православное епископство. Апостолы шли " благовествовать всем мир связуеми " не взаимным соподчинением или господством одного над другими, а " союзом любви и (единодушным) преданием себя всеми владычествующему Христу " (Ирмос Вел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/381/...

[Ε] На Страсть, всем сущим из Адама источившую безстрастие, Христе, грядый, другом Твоим рекл еси: «С вами Пасхи сея причаститися возжелах: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть». Направляясь (22) на Страсть, источающую бесстрастие всем, кто из Адама, Ты, Христе, сказал Твоим друзьям: «С вами Пасхи сей желал Я причаститься (23), ибо Меня, единственного [Сына], [в качестве] очистительной Жертвы Отец в мир послал». [Μ] Причащаяся чаши, учеником вопиял еси Безсмертне: «Плода лознаго ктому не пию прочее, с вами живя: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть». Причащаясь чаши, Бессмертный, Ты воскликнул ученикам: «Больше не пить Мне плода лозы (24) с вами в жизни [сей], ибо Меня, единственного [Сына], [в качестве] очистительной Жертвы Отец в мир послал». [Π] «Питие новое паче слова, Аз глаголю, во Царствии Моем, — Христос другом, — пию, якоже бо Бог с вами боги буду, — рекл еси: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть». «Питие новое, что превосходит смысл (25), — Ты сказал, Христе, друзьям, — во Царствии Моем Я буду пить, когда Я, Бог, там буду с вами, словно богами, ведь единственного [Сына], Меня (26), [в качестве] очистительной Жертвы Отец в мир послал». Песнь 5 Ирмос: [Τ] Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир. Ирмос: (27) Апостолы, связанные обязательствами любви, возлегая выше [Самого] Христа, Владычествующего всем [мирозданием],принимали [от Него] омовение [своих] прекрасных ног — [и впоследствии] благовест­вовали всем мир. [H] Неодержимую держащая и превысп­реннюю на воздусе воду, бездны обуздовающая, и моря востязующая Божия Премудрость, воду во умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка. Премудрость Божия, удерживающая неуп­равляемую и переполняющую эфир (28) воду, обуздывающая бездны и укрощающая моря, вливает воду в умывальник (29),омывает же Владыка ноги рабов. [Μ] Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоя­суется лентием, и преклоняет колена, рабом омыти ноги, в Егоже руце дыхание всех сущих.

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010