Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие. Несколько слов о самом термине «богослов». Насколько было почетно наименование «богослов» в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только три угодника Божиих удостоены этого высокого звания. Во-первых, это Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, который заложил основы учения о Пресвятой Троице и явился тем звеном, которое связует Божественное Откровение со святоотеческим богословием. Во-вторых, это святитель Григорий Богослов, который защищал православное учение о Святой Троице во время ожесточенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях. И, наконец, Симеон Новый Богослов, подвижник, живший на рубеже X-XI веков, который на основании личного опыта воспел в своих «Божественных гимнах» соединение человека с Триединым Божеством. Таким образом, в богословии не слишком много богословов. Само слово «богословие» в христианском лексиконе появляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о философских спекуляциях языческих мыслителей. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, в основном благодаря александрийской богословской школе, таким ее представителям как Климент Александрийский и, в особенности, Ориген (1, 1). Однако святые отцы, пользуясь термином «богословие», часто употребляли его в значении, заметно отличающемся от того, в каком мы понимаем его сегодня. Например, Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься — то ты богослов» 83]. Святой Диадох Фотикийский (V век) говорил, что богословие «сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом» 1-2].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На сторонниках и зарукавьях пришито десять серебряных позолоченных «звонков», тринадцать пуговиц и двадцать восемь завязок из золотной тесьмы с жемчужными ворворками. Подкладка из красной тафты. СОХРАННОСТЬ Осыпь жемчуга, подкладка выцвела и по краям порвана, одна пуговица помята и одна завязка пришита не на ту сторону. ИКОНОГРАФИЯ Относится к немногочисленным саккосам, сплошь покрытым шитыми изображениями, однако не повторяет структуру и иконографию самых ранних, известных на Руси, греческих саккосов митрополита Фотия 769 , как некоторые другие русские саккосы сере-дины XVII в., также расшитые по всей поверхности 770 . Композиция «Союзом любви связуеми апостоли» изображена на нескольких известных нам саккосах XVII в.: на передней части греческого саккоса в Византийском музее в Афинах 771 , на оплечьях саккосов середины XVII в. Исторического музея 772 и Ярославского музея, выполненного около 1667 г. 773 . Следует отметить, что в отличие от афинского саккоса, где на заднем полотнище также изображена «Похвала Богоматери», согласно греческому канону с Младенцем на руках, на саккосе Никона используется иконография этой композиции без Младенца на руках, сложившаяся на Руси, вероятно, к середине XV в. К иконографическим особенностям следует отнести изображения в композиции «София Премудрость Божия» Богоматери и Иоанна Предтечи крылатыми и в коронах, что встречается в произведениях второй половины XVII в., и официально неканонизированных святых (митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия), а также патрональных святых царя и царицы – Алексия Человека Божия и Марии Египетской, как и на «Коломенском» саккосе Никона (кат. 107). АТРИБУЦИЯ Атрибуция основывается на вкладной надписи на самом саккосе. Подтверждением является и изображение среди святых патрональных царя и царицы – Алексия Человека Божия и Марии Египетской. Композиция на переднике саккоса до сих пор ошибочно значилась как «Корень Иессеев». Это название пошло от Описей Патриаршей ризницы 774 . Существует предположение, что саккос был подарен царем Никону «в поминовение патриарха Филарета» 775 . В XVII в. саккос именовался «Похвальским». Э. П. Саликова замечает: «Вероятно, именно этот саккос имел в виду патриарх Иосиф, когда после литургии в Усненском соборе 25 марта 1679 г., на которой он облачался в «Похвальский саккос», велел записать в «Чиновной книге»: «А впередь святейший патриарх указал записать свой святейшего патриарха указ о сакосах: сакос фотиевский болшой подават в праздник Ваий да в Богоявлением день, а Похвалской в сий день Благовещения да в Успениев день» 776 . Неслучайно такие значительные композиции украсили самое торжественное архиерейское облачение. «...Композиция „Похвалы» пророчествовала о воплощении, прославляя предуготованный храм – Богородицу, вторая композиция свидетельствовала об исполнении ветхозаветных обетований, о примирении Ветхого и Нового Заветов» 777 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

О предстоящих членах Священнаго Собора, от всея нашея страны собравшихся зде и ожидающих благодати Святаго Духа и требующих от Бога помощи и заступления, Господу помолимся. О избавитися... и пр. Яко подобает... Бог Господь во глас 8-й. Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры... Прокименъ: «Да восхвалять людие Господа, внегда собратися имъ вкупе, да работают Господеви» ( Пс.101:19–23 ). Стих: «Бог вселяет единомысленныя в дом Свой» ( Пс.67:7 ). Апостол: К Ефесеем зач. 224: «Молю вы, братие, достойно ходити звания»... (Ст. 1–6; 11–13.) Евангелие: Матф. зач. 67: ст. 13–19. «Во время оно пришедъ Иисусъ во страны Кесарии Филипповы»... Конец: «...будет разрешено на небесех». Сугубая ектения. Прибавляются прошения: Утешителя Твоего Духа на святыя Твоя ученики и апостолы низпославый, Того, Благий, обнови в сердцах всех на Собор сей святый во имя Твое собравшихся и даждь им премудрость и силу со дерзновением истину Твою исповедати и церковная предания непреложны сохраните, молимся Тебе, услыши и помилуй. Пастырю Добрый, расточенный овцы Твоя во едино стадо собрати обещавый, утоли церковный соблазны и разделения и вся заблуждающия от пути Твоего в покаяние и познание истины приведи и во двор Твой возврати и вся ны во православней вере и в делании заповедей Твоих утверди, молимся Тебе, услыши и помилуй. Возглас: Услыши ны, Боже. Молитва Господи, Иисусе Христе Боже наш, неизренныя ради милости Твоея, Духа Твоего – Утешителя от Отца ниспославый на святыя Твоя ученики и апостолы и теми Церковь Твою по всей вселенной насадивый и утвердивый! Пред Тобою припадающе, яко раби недостойнии, благодарение о Твоих благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, усердно приносим и безмерную благость Твою к нам грешным исповедуем: от лет бо древних страну нашу светом Твоея истины просветил еси и род наш во спасительный двор святыя Церкве Твоея призвал еси. И ныне призри, Всеблагий Владыко, на собравшихся вкупе верных людей Твоих, во еже благоугодно совершити им устроение Православный Церкве Российския: даждь им духа премудрости и разума; вложи в сердца их дух страха Божия, дух благочестия и ревности о славе И мене Твоего святаго; огради я от всяких искушений, соблазнов и разделений, да союзом любве к Тебе, своему Владыце, и друг ко другу связуеми, непреткновенно совершат дело служения своего в созидание Церкве Православный, яко единаго Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Хотя знаю, что Вы веруете в Него, и что вера Ваша не мертвая и бездейственная, но любовью к Нему и к человекам оживлена и плодоносна. Итак, я имею основанную на свидетельствах, и верных обетованиях Божиих, надежду, что Вам уготовано место упокоения в небесном царствии, уготовано Тем, Кого любит Ваша душа, и Кто сказал: «в дому Отца Моего обителей много, Я иду приготовить место вам». Но мы не были первоначально предназначены умирать, смерть со грехом вошла в человеческий род. И если бы первые люди не согрешили, то восхождение человечества в высшую жизнь совершалось бы безболезненным образом. Вот почему память смерти горька, во всяком случае, и нет обычая между самими христианами поздравлять болящих с болезнью. Отсюда, без сомнения, происходили и святейшие слезы Иисусовы о друге Лазаре, хотя я думаю, что сей родник открыт состраданием и сочувствием сердца Иисусова с сердцами сестер Лазаревых, и всех друзей, принимавших в печали их искреннее участие. Ибо сказано, что Иисус, когда увидел Марию плачущую, и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам огорчился духом, и возмутился, еще немного, и прослезился, ибо сердце Иисусово было в союзе и сочувствии с человечеством, искупляемым и спасаемым. А как Ап. Павел говорит, что и в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, то сей же Апостол в другом месте сказал: «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими». Но не правда ли, почитаемая мною княжна, что душа, богатая любовью Божией, оплакивает и неплачущих? Грех разобщает сердце человеческое с человечеством, и хотя бы это сердце хотело плакать о бедности человечества, однако не может этого делать, и бывает само достойно слез милосердой молитвы другого сердца, связуемого союзом любви с сердцем Иисуса Христа, и в Нем со всем человечеством. Поминайте меня в св. молитвах Ваших в благоприятное время. 249 Состояние моей души весьма печально. Наконец, представляю Вам книгу Иова, переведенную мной с еврейского языка на российский. Вы, без сомнения, не найдете здесь той свободы, которая в Вашем переводе соединяется с точностью и верностью, но во-первых, я переводил каноническую книгу Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В Иерусалиме 15 греческих монастырей: два в честь Пресвятой Богородицы, именуемые большая и малая Панагия; Михаило – Архангельский, где преимущественно пребывают русские богомольцы и часто совершается Богослужение на славянском языке; монастырь Авраамовский, близ гроба Господня св. Иоанна Крестителя, в коем часть святых мощей его; св. великомученика Георгия; два монастыря св. великомученика Димитрия; св. великомученика Феодора Тирона, где тоже часто бывает русское Богослужение; св. Николая чудотворца, св. Василия Великого , священномученика Харалампия, св. великомученицы Екатерины, св. Евфимия великого и святого Спиридона, Тримифунтского чудотворца.      Поклонники все вообще, хотя бы остановились и на русской постройке, по местному обычаю, должны вскоре по прибытии своем отправиться в патриархию, где получают благословение от святейшего патриарха Иерусалимского. После братской трапезы, несколько отдохнув с дороги, отправляются к вечернему Богослужению, в церковь во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Храм этот, хотя и не обширен, но украшен очень хорошо: многие иконы в ризах, а пол из разноцветных мраморных плит; кафедра патриаршая украшена резьбою из черепаховых костей, жемчужин, перламутра и проч. В храме этом совершается ежедневно богослужение: вечерня, утреня и ранняя литургия; при богослужении бывают архиепископы и епископы u участвуют в чтении и пении. На другой день по прибытии богомольцев в патриархию, во время утрени, после пения Бог Господь, из церкви приглашают мужчин в одну комнату, а женщин в другую; здесь они садятся вокруг стен на диванах, и при пении стихиры: союзом любве связуеми Апостоли, Владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги умываху, благовествующе всем мир и проч. входят три инока и совершают по чину обряд омовения – мужчинам умывают ноги, а женщинам руки. Обряд этот совершается по древнему восточному обычаю, в подражание Господу, умывшему ноги ученикам Своим пред Тайной Вечерей и завещавшему и им творить так же. Иноки – хозяева этим обрядом выражают между прочим и приветствие своим гостям – богомольцам. По совершении омовения, поклонники дослушивают утреню и вслед за нею литургию, потом отправляются в братскую трапезу. По отдыхе приглашают их в патриарший синодик, и там богомольцы, в присутствии патриаршого наместника, нескольких архиереев и секретаря, записывают имена свои и сродников для поминовения (иные впрочем записывают имена при самом гробе Господнем), и жертвуют – кто что может. Пожертвованная сумма употребляется на поддержание храма Воскресения Христова и святых мест, на содержание патриархии и всего вообще тамошнего духовенства, на поддержку бедных палестинских церквей, на содержание больницы при патриархии, устроенной для безмездного врачевания всех вообще, на содержание семейств бедных палестинских христиан и на прочие нужды патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

В других стали обнаруживаться факты насильного отнятия раздорниками у окружников их храмов и моленных. Так случилось в 1865 г. в стародубских слободах. До сего времени в этих слободах окружники имели два моленных храма; но в этот год без особенных уважительных причин, потому лишь, что они не стояли за одно с раздорниками, последние отняли у них эти храмы и воспретили им вход туда 179 . Усилению раздора между окружниками и противоокружниками как нельзя более благоприятствовали и взаимные отношения самих московских Антониев. Отношения эти частью имели личный характер, частию создались самым положением вещей. Новый Антоний «архипастырским наставлением» Кирилла назначался быть единственным правителем всей московской старообрядческой епископии, тогда как там уже был епископ Антоний старый. Само собою понятно, что это прямо вело к видимому между ними раздору. Ужиться в одной епископии двум епископам, неподчиненным один другому, и при том таким, из которых каждый себя только считал законным правителем этой епископии, было делом по меньшей мере трудным. И действительно, на самых первых порах появления в Москве Антония нового началась между ним и Антонием старым соблазнительная и бранчивая переписка на тему, кто из них есть законный владыка московский. В написанных по этому поводу письмах каждый снимает завесу с прежней довольно бесцветной жизни своего противника, ко многим фактам из его жизни довольно остроумно подбирает тексты свящ. писания и правила отеческие, и ко всему этому присовокупляет не мало полновесных ругательств и язвительных уподоблений. Вот что напр. писал Антоний новый Антонию старому от 30 августа 1865 г.: «Союзом любви связуемы были апостолы: тако и нам подобает пребывати в любви между собою и иметь благое, а не жестокое сердце. Во благих сердцах и Бог пребывает, и удаляется гордости; за гордость Господь Бог не пощаде и архангела, сверже его с небес; тако и ты, Антоний, подобен ему, за неповиновение власти духовной. Всякая власть, как духовная, так и светская, от Бога есть; всякой власти, к которой мы принадлежим, нужно повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

Глубокая грусть изображается на лице Богочеловека. Господь Спаситель возмущается духом. Невольное смущение овладевает и сердцами апостольскими. Как внезапный раскат грома, вдруг «славнии ученицы» слышат слово Учителя Сердцеведца: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тайну предательства Господь открывает Своему возлюбленному ученику и наперснику. «Злочестивый» же предатель, объятый страстью сребролюбия, не вразумляется и последним дружеским обращением к нему Спасителя. Он оставляет св. общину, но не с тем, чтобы, как думают другие ученики, исполнить поручение Учителя, а выходит на мрачное дело предательства. Только Господь знает сатанинский замысел беззаконного ученика. Пред всевидящим взором Спасителя уже ясно возвышается крест, Его ожидающий. Он предвидит Свои крестныя страдания, но и знает, что Его крестная смерть явится вечным знамением торжества, победы и славы Божией. И вот Христос Спаситель возвещает прискорбным ученикам: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем, и Бог вскоре прославит Его ( Ин.13:31-32 ). Засим Господь и Зиждитель всех, как Агнец Божий, вземлющий грехи мира, Сам Себя предварительно приносит в жертву, говоря, ядите тело Мое и утверждайтесь верою. Души апостольские постепенно прозревают близкий час разлуки с Пастырем Добрым, таинственную важность спасительного креста, искупительной смерти и славного воскресения Христова. «Союзом любви связуемые апостолы» готовы впасть в уныние. Тогда Господь обращает к ним Свою прощальную беседу, укрепляет и утешает их обетованием послать иного Утешителя, Духа истины, от Отца исходящего, Который воспомянет им слышанное слово евангельское и наставит их на всякую истину. Вечеря заканчивается молитвой и преподанием Божественного мира. А затем с пением псалмов Господь с апостолами из сионской горницы шествует в любимое место Свое на гору Елеонскую, в Гефсиманию. Так Христос Спаситель, совершив последнюю пасхальную вечерю ветхозаветную, совершил и первую пасхальную вечерю нового завета.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

По букве написано в слове Божием о Пресвятой Деве Марии немного, но по духу и смыслу для «служителей Нового Завета не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ), написано достаточно много. Смысл надо придавать каждому слову Писания, ибо слово это вечно и ничего в этом слове случайного или ненужного нет; и смысл и дух каждого Божественного слова, при озарении Церкви от Духа Святого, оказывается безмерно великим и истинным. Как почитали Пресвятую Деву св. Апостолы, свидетельствует слово Божие. Св. Апостолы, сами написавшие Писания Нового Завета, знали, какое «величие сотворил Сильный» Деве Марии и что «ублажат», или прославят, Ее «все роды». Сами видели Ее нравственный облик и «блаженство уверовавшей, что сбудется сказанное Ей от Господа», сами наблюдали «смирение Рабы» Божией, на Которую «призрел Господь». И как они «Благословенную между женами» почитали, что Она побудила Сына Своего совершить первое чудо и привести их, Апостолов, к вере в Него! Она была старшая и главная между ними по вере и всем добродетелям спасения. Передавшие Ее собственные слова, что «ублажат Ее все роды», они первые не могли не почитать и не прославлять Ее. Только как горячо любимая Своим Божественным Сыном, Она была отдана в матери любимому ученику и сделалась горячо любимою Матерью всех их, святых Апостолов, составляя из них единую семью, союзом любви связуемую. Св. Апостолы знали, что пребывавшая с ними «в молитвах и молениях» при жизни и помогавшая им Своими молитвами, не потеряла этого дара и при восходе на небо ко Господу и там помогает им тем же. Только словами «радуйся, Благодатная!» они могли Ее приветствовать при жизни и так же воспевать Ее по успении. Не могли они не жить тем, о чем сами писали. Подробности этого благоговейного отношения св. Апостолов и первого христианского общества к Пресвятой Деве сокрыты, и не по иной причине, как по смирению Девы. Истинное смирение стремится сокрыть себя в неизвестности. Положение женщины, по преимуществу, скромно и чуждо всякой общественной славы. Смирение же – существеннейшая черта характера Пресвятой Девы, исключительно подчеркнутая святыми Апостолами-евангелистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Святейший Правительствующий Синод Православной Российской Церкви, вознося благодарение Богу, благоволившему осуществить ныне заветные чаяния православного русского народа, объявляет открытие Всероссийского Церковного Собора. Вседержавный Владыка неба и земли, Господь Иисус Христос , Бог наш, создавший Церковь Свою во спасение наше, да призрит благосердным оком на Собор наш, да пошлет нам Духа Своего Святаго и осенит нас благодатию Его, да просветит ум наш, умудрит совет наш, укрепит волю нашу, возгреет любовь и ревность ко всякому делу благому, подаст единение духа в союзе мира и любви и направит все деяния Собора к исполнению заповеди Его: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и к прославлению святого имени Его, да единым сердцем и едиными усты непреложно исповедуем Единаго в Троице славимаго Бога во веки. В Москве 15 августа 1917 г. Смиренный Платон, митрополит Тифлисский, экзарх Кавказский, Смиренный Сергий, архиепископ Владимирский и Шуйский, Смиренный Агафангел, архиепископ Ярославский и Ростовский, Смиренный Андрей, епископ Уфимский и Мензелинский, Протопресвитер Николай Любимов, Протоиерей Александр Смирнов , Протоиерей Александр Рождественский , Протоиерей Феодор Филоненко» (Там же. С. 4). – Примечание. 187 Слова из особых молитв (прошений) произносимых во время богослужений на Соборе: «Господи Иисусе Христе Боже Наш, неизреченный ради милости Твоея, Духа Твоего Утешителя от Отца ниспославый на святыя Твоя ученики и апостолы, и теми Церковь Твою по всей вселенней насадивый и утвердивый! Пред Тобою припадающе, яко раби недостойнии, благодарение о Твоих благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, усердно приносим и безмерную благость Твою к нам, грешным, исповедуем; от лет бо древних страну нашу светом Твоея истины просветил еси и род наш во спасительный двор святыя Церкви Твоея призвал еси. И ныне призри, Всеблагий Владыко, на собравшихся вкупе верных людей Твоих, во еже благоугодно совершити им устроение Православный Церкви Российския: даждь им духа премудрости и разума, вложи в сердца их дух страха Божия, дух благочестия и ревности о славе имене Твоего святаго, огради я от всяких искушений, соблазнов и разделений, да союзом любве к Тебе, своему Владыце, и друг ко другу связуеми, непреткновенно совершат дело служения своего в созидание Церкви Православный, яко единаго Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Редким примером изображения Н. в монументальном цикле является его предположительный «портрет» (подпись утрачена) в ряду образов 10 патриархов в росписи алтарной части собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707, роспись осуществлена при игум. Моисее (Великосельском) на средства боярина С. Ф. Грибоедова). Образы являются продолжением композиции «Союзом любви связуемы апостолы» в диаконнике собора. Как и др. первоиерархи, Н. представлен фронтально по пояс, в медальоне, обрамленном цветочной лозой. Образ патриарха, отождествляемого с Н. по нек-рым признакам внешнего сходства ( Корнюкова Л. А. Иконный портрет в монумент. живописи XVII в.//Рус. ист. портрет. 2004. С. 27, 29; Липатова. 2009. С. 40, 68), отличается от др. его изображений формой бороды, прямой и раздвоенной. Все патриархи с нимбами, облачены в саккосы, омофоры и митры, на груди по 2 панагии и по кресту, в руках - жезлы. Н. был изображен также в росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (предположительный образ в числе «портретов» патриархов в алтарной части, 1689, мастера артели Гурия Никитина; см.: Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 55), Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря в композиции «Принесение в обитель Иверской иконы Божией Матери» (первоначальные росписи, исполненные в 1688-1689 М. Карповым «со товарищи», впосл. неоднократно поновлялись и переписывались, в т. ч. в 30-х гг. XIX в. осташковскими мастерами И. и А. Митиными; реставрированы в 2006-2010). В наст. время в росписи столпа над Иверской иконой Божией Матери (в интерьере собора) помещено ростовое изображение Н. Личность Н., события его жизни привлекали внимание рус. художников: рис. «Мужественный подвиг патриарха Никона» («в укрощении народного бунта в Новгороде с опасностию собственной жизни…») (1805, Д. И. Иванов; см.: Сб. материалов для истории имп. АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н. Петров. СПб., 1864. Ч. 1. С. 469, 473), картины «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865, В.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010