Виктор Никитич Лазарев После того, как известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский собрал богатый материал по литературным первоисточникам, освещающим развитие алтарной преграды в Византии и Древней Руси, было сделано немало блестящих археологических открытий, которые позволяют совсем по-новому ставить вопрос об эволюции темплона и об истоках иконостаса. Среди этих открытий одно из первых мест принадлежит найденным на Синае расписным эпистилиям, впервые опубликованным Г. и М. Сотириу, что является их большой научной заслугой. Эти иконы сильно вытянутой формы либо служили архитравами деревянных темплонов, либо ставились на архитравы мраморных алтарных преград. Самый длинный из дошедших до нас синайских эпистилиев равен 2,75 м, а высота их колеблется от 0,35 до 0,45 м. Тематика росписи эпистилиев довольно стабильная. Это чаще всего «Деисус» в центре и изображение праздников либо сцен из жития святого по сторонам. Характерной особенностью расписных эпистилиев является размещение каждого из сюжетов в опирающейся на колонки арке, причем колонки вместе с аркой служат как бы обрамлением для изображенного в его пределах эпизода. К опубликованным Г. и М. Сотириу расписным эпистилиям мы можем присоединить еще три иконных фрагмента, которые, без сомнения, выполняли ту же функцию. Эти фрагменты происходят, по-видимому, с Афона и были привезены экспедицией П. И. Севастьянова. Н. П. Кондаков совершенно неверно определил их назначение. Он полагал, что икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и св. Димитрий» якобы входила в состав настенного фриза в одном из боковых нефов церкви, а «Сошествие во ад» и «Сошествие св. духа» были створками складня. Между тем все три фрагмента явно принадлежали к двум эпистилиям, на одном из которых были изображены святые в рост, а на другом праздники. На это указывает размещение каждой из фигур и каждой из сцен в арочках, опирающихся на колонки. Только если на синайских эпистилиях арочки и колонки выполнены живописными средствами, то на эрмитажных фрагментах они даны рельефом. Что мы имеем здесь части эпистилиев, свидетельствует и размер фрагментов, высота которых колеблется от 0,32 до 0,42 м. Таким образом, тематика расписных эпистилиев пополняется еще одним сюжетом – изображениями фронтально стоящих святых, чей выбор был, вероятно, продиктован заказчиками темплона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

  разделы   рассылка  распечатать Священник Димитрий Выдумкин " Изволися Духу Святому и нам " Часть 1 Источник:  Православие. ру Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип " синергии " (от греч. " вместе действующий " ), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23-29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. " Угодно Духу Святому и нам " (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://religare.ru/2_61828.html

«И сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» ( 1Пет.2:5 ). Празднственно воспоминая ныне сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на учеников и Апостолов Христовых, святая Церковь воссылает сугубые молитвы о ниспослании сего Духа своим верным чадам. – Помыслим, христиане, как высок предмет сей молитвы, как велико назначение христианина, которого он должен достигать! – Мы все, христиане, предназначены к тому, – и всегда, а наипаче ныне, молимся о том, чтобы Бог Дух Святой вселился в нас, человеков грешных и нечистых, чтобы ограниченность наша соделалась обителью Беспредельного и вместилищем Невместимого, молимся, чтобы Дух Святой пришел и обитал в нас и чтобы мы соделались храмом Его, каковым должен быть каждый истинный христианин, по слову святого Апостола вы есте церкви Бога жива ( 2Кор.6:16 ), храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). По истине высокий предмет молитвы, по истине чудно назначение христианина, постигаемое не умом, но только смиренною верою в истину слова Божия! Помыслим же вместе и о том, что сие величие предмета нашей молитвы, сия высота назначения нашего возлагает на нас самих и великую обязанность – созидать себя во храм Святого Духа: и сами зиждитеся во храм духовен. Как же нам созидаться во храм сей? Все мы, христиане, в купели крещения созданы во храм Святого Духа, – храм святой, каковым должен быть каждый христианин, по слову апостольскому ( 1Кор.3:17 ). – Но кто скажет, кто дерзнет помыслить, чтобы храм сей и остался, и оставался таковым, чтобы он не был повреждаем или растлеваем? Грехами своими мы повреждаем или растлеваем храм сей, и посему имеем нужду непрестанно созидать его, и ко всем нам всегда прямо относятся слова Апостола: зиждитеся во храм духовен, зиждитеся всегда, постоянно, неослабно. Как же созидаться? Бедны и ничтожны собственные силы человека для сего великого дела; оставленный самому себе, он не может и помыслить о сем, а может устроять храм свой духовный только силою и действием Святого Духа. Но при сем нужна наша воля, наше расположение, наша деятельность, чтобы, при помощи Его, устроять для Него внутренний духовный храм наш; без нас Он не устроит нас: и сами, яко камение живо, зиждитеся во храм духовен. Камение живо, имеем свою волю, свое желание, свое расположение; надобно, чтобы и сами мы деятельно участвовали в устроении нашего храма: и сами зиждитеся. – Как же созидаться?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Изволися Духу Святому и нам». Часть 1 Святые отцы Первого Вселенского Собора Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип «синергии» (от греч. συνεργα – «вместе действующий»), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23–29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://pravoslavie.ru/29055.html

Скачать epub pdf Слово на св. Пятидесятницу. О благодати Святого Духа, как средстве дивного изменения нашей души 100 «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог , творяй чудеса...» Вот слова великого прокимна, которые мы услышим сейчас за Троицкой вечерней. Мы этот великий прокимен слышали, возлюбленные о Христе братия и сестры, за вечерней в первый день св. Пасхи. Тогда его словами св. Церковь ублажала Господа, как совершителя великого чуда воскресения Своего, а вместе с тем, и нашего тела. А на праздник Святой Троицы в этом песнопении прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день св. Пятидесятницы. В чем же это чудо состояло? На заданный вопрос мы находим ответ в следующих словах священнослужителя, которые произносятся во время пения этого прокимна: «Сия есть измена десницы Вышняго» ( Пс. 76:11 ). Слеловательно, происшедшее силою Святого Духа в день Пятидесятницы чудо воскресения души состояло в ее изменении, о котором еще ветхозаветный пророк сказал: «И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно» ( Иез. 11:19 ). Это изменение имел в виду Ап. Павел, когда сказал: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Но ярче всяких слов о сем дивном изменении души свидетельствует та перемена, которая произошла с Апостолами при сошествии на них Святого Духа. Его благодатию они из греховных сделались святыми; из объятых страхом от иудеев, они сделались мужественными всенародными их обличителями; из неведущих Писание превратились в бесподобных богословов, обогатившись всею высотою и глубиною божественного ведения и премудрости; из печальных они сделались радостными, восприявши в сердца свои нескончаемое блаженство небесного Царства Христова. Наконец, тою же благодатию Святого Духа они получили такую веру, которая своими великими чудесными знамениями сломила языческий и иудейский мир и сделалась основою для новой христианской жизни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

На страстной неделе Великого поста, по установлению св. церкви, в Москве, в находящейся в Синодальном доме, при церкви двунадесяти Апостолов, Крестовой Палате, обыкновенно чрез год или два, совершается Священнодействие мироварения и потом освящение приготовленного Мира в Большом Успенском соборе. В это время означенная Палата каждодневно посещается весьма, многими благовейными чтителями священных обрядов Православной церкви, и не только в это время, но и всегда любители Христианских древностей, посещая Патриаршую Ризницу и Библиотеку, изъявляют желание видеть и Крестовую Палату, в которой совершается мироварение. При этом оказывается что некоторые из посещающих мироварную Палату, не точно понимают то высокое назначение, для которого в Православной церкви приготовляется Св. Миро; многие изъявляют желание подробно знать, из каких веществ составляется Миро, в каком порядке производится мироварение, когда и где освящается Миро. Поэтому не излишним признается кратко изложить то, на что многие из посетителей Мироварной Палаты требуют устных объяснений относительно Мироварения и освящения приготовленного мира. I Святые Апостолы, обильно исполненные даров Св. Духа, при чудесном сошествии Его на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, прияли от Господа власть низводить благодать Св. Духа и на всех верующих, сердцем обращающихся ко Христу и приемлющих Св. Крещение. Это сообщение верующим благодатных даров Св. Духа первоначально производилось Св. Апостолами чрез возложение рук. Так в книге Деяний Апостольских пишется, что после того, как многие из Самарян приняли Св. крещение чрез Филиппа, единого от семи диаконов, пришли туда Апостолы Петр и Иоанн, и помолившись о крестившихся, чтобы прияли Духа Святого, возложили на них руки, чрез что и низвели на них благодать Духа. ( Деян.8 ) Но как Апостол Иоанн и самые дары Св. Духа называет помазанием от Святого ( Ин.2:20 ): то можно заключить, что еще во времена Апостолов, для сообщения даров Св. Духа, вместо возложения рук, вошло в употребление помазание особо составляемым и освящаемым для сего Миром. Примером для этого могло послужить, употреблявшееся в Ветхом Завете ( Исх.30 ) помазание составленным по повелению Божию Миром как принадлежностей Скинии Свидения, так и освящаемых для служения в ней Первосвященников и Священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С. Успенский Восьмой член Символа веры И в Духа Святого, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки Сошествие Святого Духа на Апостолов Святых Апостолов семья В молитве тихой пребывает И, веру чистую тая, К Христу с надеждою взывает. Исполнен каждый светлых дум, Молитвой тихой вдохновлялся... Внезапно точно ветра шум По тихой храмине раздался. То, в виде светлых языков, Сходил к ним Дух Святой, сияя, И на главах учеников Почил, их светом осеняя 13 . И шум пронесшийся затих, Едва коснувшися их слуха, И сонм Апостолов святых Исполнился Святаго Духа. Оставив храмину, пошли И, ставши пред учениками, Им поучения вели. Толпа внимающих людей Теснится молчаливым строем, И взор скрывает иудей Под низко спущенным повоем. И. Рыскин Второй Вселенский Собор Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против лжеучения жившего в этом же городе арианского епископа Македония. Этот еретик нечестиво учил о третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе, а именно: называл Его не Богом, а только силой Божией, служебной и подчиненной Отцу и Сыну. На этом Соборе Никейский Символ веры был дополнен 5-ю членами. В 8-м члене, против лжеучения Македония, утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Протоиерей П. Смирнов Главнейшие дары Святого Духа Дар страха Божия В одной приходской церкви священник говорил поучение на слова Апостола Павла: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят ( 1Кор. 16:22 ). В числе слушателей был один молодой человек, не отличавшийся благочестием. Поучение, хотя и произвело на него впечатление, но быстро испарилось. Прошло немало лет. После долгих скитаний молодой человек повел упорядоченную жизнь: женился, сделался отцом и был весьма доволен своим положением. Так прожил он до преклонных лет, но всегда чувствовал, что его что-то тайно мучает и ему чего-то недостает. Как-то сидит он около своего дома и перебирает в памяти все, что случилось с ним в его жизни. Вспоминает он родину, товарищей, свой приходской храм, в котором тут же живо рисуется ему образ старого священника и его памятная проповедь : «Кто не любит Господа Иисуса, да будет проклят». «Это было около пятидесяти лет назад, – вспоминает он, – а с тех пор я ни разу не был в церкви, не слыхал никаких проповедей, не причащался и не каялся!..» Призадумался грешник и тихо начал читать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... Прииди и вселися в мя, и очисти от всякия скверны»...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не пьют, не убивают, делают добрые дела. Чем они хуже наших святых? В них что – нет Духа? 23 июня, 2019 В них что – нет Духа? Хороший праздник стоит того, чтобы его праздновать долго. Неделя всех святых, воскресный день, следующий за Троицей и Духовым днем – неотъемлемая часть праздника Пятидесятницы, часть события сошествия Духа Святого на апостолов, чествование тех, кто принял этого Духа вслед за апостолами, во все последующие века и до сего дня. По поводу святых меня спрашивали не раз примерно в таком ключе: – Говорите, что святости без Церкви и христианства не бывает? Почему? А вот посмотрите на этих или вон тех атеистов (иноверцев). Они живут праведно, не пьют, не прелюбодействуют, не убивают, постятся иногда круче православных, делают добрые дела – на них что же, Дух Святой не сошел? В них что, нет Духа? Чем они хуже этих ваших святых? Или вы, почитающие святых – чем лучше? На такие вопросы я по молодости, бывало, раздраженно вскидывался, бросался защищать… кого? Церковь? Бога? Или пытался доказать что-то свое, непременно на чем-то своем сиюминутно и наскоком настоять?.. Прости меня, Господи, я сейчас уже и не помню. Помню, что с годами однажды понял: чаще всего меня спрашивают искренне, за внешним сарказмом и апломбом в вопрошателях часто кроется живой поиск истины, и свое раздражение в таких разговорах, по глупости и гордости выдаваемое мною за «апологетику», следует отодвинуть в сторону и самому получше разобраться в вере моей Церкви, в моей собственной вере. Думаю я вот что. Дух Святой – тот самый Дух, «Руах» (общеизвестно, что это слово на иврите – женского рода), Единый в Троице со Отцом и Сыном, Который при сотворении мира, как птица, носился над творением и высиживал его, как птенца. Этот Дух дан и каждому человеку, грядущему в мир. Священномученик Ириней Лионский, выражая православный взгляд на устройство человека из тела, взятого от земли, и души, получающей Дух от Бога, писал: «Если же лишится душа Духа, такой человек, оставленный воистину душевным и плотским, будет несовершенным, получив образ в сотворении, но не приняв подобие через Духа».

http://pravmir.ru/ne-pyut-ne-ubivayut-de...

Послушайте мене: честная бо реку и изнесу от устен правая. Притч. 8,6 .   Nescire, quid antea, quam natus sis, acciderit, Id est semper esse puerum. Cicerodeorator. р. 20.   Век I–IX   История христианской церкви Отдел I. Внешнее состояние церкви I. История церкви в век апостольский Сошествие Св. Духа По вознесении Господа нашего Иисуса Христа с горы Елеонской на небо, св. Апостолывозвратились отсюда в Иерусалим, и здесь, в Сионской горнице, вместе с другими верующими, в непрестанной молитве ожидали сошествия обещанного им Св. Духа. В ожидании сего чудесного события, они избрали и поставили в Апостолы Матвея вместо Иуды Искариотского. Наконец,ожидание их исполнилось: в десятый день по вознесении Христовом поутру внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились Апостолы. И явились разделяющиеся языки как-бы огненные, и ниспустились на каждого из них. Все они, исполнившись Св. Духа, начали говорить разными языками ( Деян. 2,1–4 ). Распространение Церкви Облекшись силою свыше, св. Апостолы начали проповедовать учение Христово сперва в Иерусалиме, потом во всей Иудее и Самарии, а за тем уже пронесли это учение до последних пределов земли ( Деян. 1,8 ). Христианство между иудеями Распространение Церкви Христовой началось между иудеямив Иерусалиме тотчас же по сошествии Св. Духа на Апостолов. В Иерусалиме на праздник еврейской пятидесятницы, когда сошел Св. Дух на Апостолов, собрались иудеи из разных стран. Когда они услышали речи Апостолов на разных языках, то одни из них изумлялись, не зная, как объяснить это чудесное явление, а другие смеялись и говорили об Апостолах: вином исполнены суть ( Деян. 2, 13 ). Но апостол Петр разрешил их недоумение: он сказал, что теперь исполнилось пророчестве Иоиля: излию Духа Моего на всяку плоть и будут пророчествовать... Потом, напомнив им пророчества о Спасителе, он сказал, что тот самый Иисус, которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и оттуда послал от Отца ученикам своим обещанного им Духа Святого. Слово Петра сильно подействовало на слушателей. «Что же нам делать?» спросили они. «Покайтесь, – отвечалАпостол, – и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа дня оставления грехов, и получите дар Св. Духа.» Эта речь Апостола обратила ко Христу около трех тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Слово в день Пятидесятницы 7 И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин. 14:16 ) В сей день, благ. слуш., исполнилось обетование, которым Господь Иисус Христос утешал учеников Своих пред крестною смертию. Пришел Утешитель и почил на Апостолах в виде огненных языков. Буии мира исполнились Духа премудрости и разума; немощные облеклись силою и крепостию Господнею; в плачущих вселился мир и радость, в алчущих и жаждущих правды открылась правда Божия; милостивые исполнились даров духовных. Исполнившись Духа Святого, Апостолы прошли всю землю, благовествуя всем мир, радость и правду Божию во Иисусе Христе. Силою проповеди они пленяли разум разумных в послушание Христово, а силою чудес покоряли силу и могущество человеческое буйству проповеди. Св. Петр, в самый день сошествия Св. Духа, приобрел проповедью Иисусу Христу душ, яко три тысящи, а по исцелении хромого, мужей яко пять тысящь. Как велика сила проповеди о триипостасном Боге! Как действенно ходатайство Сына Божия пред Отцем! Как богаты дары Духа Святого! Христиане! Обетование Господне, да будет с вами в век – не ограничивается временами Апостольскими, но принадлежит и всему последующему времени. Как Иисус Христос, будучи тойже вчера и днесь, всегда умоляет Отца о ниспослании Св. Духа; так и Дух Святый, тойжде вчера и днесь, всегда нисходит к человеку. – Остановимся при сем источнике воды живой, и посмотрим при свете Слова Божия на те блага, какия Он изливает, и те средства, какими сии блага почерпаются. Что наши естественные силы ума и воли, как не дары благости Божией? Что наше здравие и крепость телесная, как не благословение небесное? Что наша жизнь, как не благодеяние Божие? Мы ничего не имеем собственного, кроме греха; все в нас благое от Всеблагого. О Нем живем, движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Но перейдем от даров естественных к дарам благодатным – в Царство Иисуса Христа. Здесь Дух Святый, возрождая нас в пакибытие, просвещает помраченный разум светом веры и согревает хладное сердце теплотою любви. Сие сугубое действие Св. Духа, подобно сугубому действию солнца, изливающего на тела свет и теплоту, открывает в нас жизнь по духу. Мы начинаем мыслить, яже суть Духа Божия, желать что угодно св. воле Божией, и действовать, как заповедал Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010