Слово на день сошествия Святого Духа, говоренное в Херсонском Успенском соборе в 1869 г. Мы же не духа мира сего прияхом, но духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ) Итак, братия, дух мира сего и Дух Божий суть два начала жизни человеческой, неприметно, но резкой чертой разделяющие всех нас, как бы, на два противоположных стана! Правда, рождаясь в ограде церкви Христовой, все мы, при первом же воззрении на свет Божий, приемлем духа, иже от Бога, и в тоже время, все мы знаменуемся и запечатлеваемся дарами благодати Христовой: но, увы! Разные обстоятельства возраста и воспитания, разные случаи и встречи при вступлении в жизнь, а особенно, разное употребление свободы, остающейся в каждом из нас и по принятии благодати, производит то, что Дух Христов, в одних из нас неотступно пребывает, сохраняется и по мере возрастания духа нашего в страхе Божием, становится в нас живым началом всей нашей деятельности, а в других, неприметно оскудевая и умаляясь, неприметно же заменяется духом мира сего, который, мало-по-малу, вторгаясь в нас и овладевая всеми силами души, становится, наконец, исходным началом всех наших мыслей, чувств, стремлений и действий. К которой из сих сторон принадлежим мы с тобой, возлюбленный слушатель? К стороне ли хранящих в себе благодатные залоги и живущих по духу, иже от Бога, или к стороне тех, кои утратив духа права во утробе своей, направляются на всех путях жизни духом лестчим, духом мира сего? Вопрос весьма важный и особенно близкий к нам ныне, когда, празднуя сошествие Духа на Апостолов, невольно воспоминаем, что благодать Божия и на нас сходила, когда мы, при возрождении от воды и Духа, запечатлеваемы были таинственным помазанием от Святого. Итак, если когда, то ныне – в праздник Духа – приникнем к собственной своей жизни, и сопоставляя ее с жизнью Апостолов, всмотримся, каким духом мы водимся: Духом ли, иже от Бога, коим водились и они – живые и богоосвященные органы Духа, или духом мира, во зле лежащего. Жизнь Апостолов, по принятии ими Пресвятого Духа, всегда была полна плодов благодатных. Не говоря о служении собственно Апостольском, каждое их дело и делание, не исключая занятий домашних и житейских, служило проявлением живого действования в сердцах их благодати Божией. Но если что свидетельствовало об этой благодати в них, то, по преимуществу, два проявления: молитва , составлявшая основу их жизни, праведной и святой, и высокое богоразумие, служившее для них первым условием возвещения миру царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Жариштя. Монастырь Булук. Церковь Троицы Живоначальной и Сошествия Святого Духа. Manastirea Buluc /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырское поселение с турецким названием, основанное около 1716 года семьёй военного правителя Караджа из Винешти Вранча, по благословению святого Пахоми из Гледина, когда благочестивый был настоятелем местной пустыни, Булук родился как исихастическое поселение, как это ни парадоксально, с эпохой фанариотов, но также и с началом духовной работы из Далгауць, благочестивого Василе из Пояна Мэрулуй. Необычное название скита Булук происходит от турецкого слова «buluc», термина, вошедшего в лексикон управления румынскими землями во время османского сюзеренитета, слова, обозначающего военную роту. Основатель Георге Карага был в 1679 году «булукбагом» в Фокцании Молдовей, точнее, командиром «булука» Молдавского воеводства. Он поселился в конце XVII века со своей любовницей Илеаной и сыном Ионом в деревне Винешти, между Фокшани и Одобешти, где они приобрели несколько владений. Мы не знаем, что произошло тем временем, но в 1716 году мы узнаем, что отец Георге и сын Ион были монахами в ските Святого Георгия в Винешти, которых звали Герасим и Исайя соответственно. Через Диату от 12 апреля 1716 года монах Герасим Карага отправляется в созданный им скит Святого Георгия. Во время Первой Мировой войны армии Оси заняли большую часть бывшего графства Путна (старое название жудеца Вранча до 1968 года), которое они безжалостно эксплуатировали, организовывая лагеря на берегу реки Милков. Принудительный труд, систематическое переплавка колоколов для изготовления снарядов, разрушение десятков церквей для использования древесины для строительства военных, использование для обогрева документов монастырских поселений, церквей и ратушей в этом районе, а также зданий и стенных церквей, использующих их для укрытия животных груз. За два года оккупации немецкие войска причинили больше вреда, чем более чем двухвековое регулярное присутствие православных русских войск, которые не разрушили никаких церквей, но построили культовые сооружения в княжестве. Та же самая ситуация и в Булукской пустыни. Потребовалось несколько лет войны (1916-1918), чтобы процветание и спокойствие поселения рассеялись. Оккупированный немецко-австрийскими войсками, штаб-квартира которых располагалась в нескольких километрах от Магуры, скит был разрушен, разграблен, а деревянная церковь осквернена солдатами, так что после прекращения боевых действий это было необходимо не только чтобы восстановить кельи, но и освящение церкви, которое было сделано епископом Феодосием Афанасием римлянином.

http://sobory.ru/article/?object=56900

Скачать epub pdf ПЯТИДЕСЯТНИЦА Тропарь (глас 8) Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак (глас 8) Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1Кор. 16, 8 ; Деян. 2:1–4, 20:16 ). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» 606 . Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных – напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь . Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приготовим же, братья и сестры, пути Господу Духу Святому!» Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) ко Дню Святой Троицы 15.06.2019 650 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! С Праздником Святой Троицы, с Днем сошествия Святого Духа на апостолов и с Днем рождения Церкви Христовой! В этот день святые апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно собрались в Сионской горнице, чтобы встретить великий ветхозаветный праздник - Пятидесятницу, установленный в память Синайского законодательства. Был третий час дня (девять часов утра). Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов они увидели как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали говорить на разных языках. Вдохновленные Духом Святым, апостолы смело пошли в мир, проповедуя о Царстве Божиим. Не жалея своей жизни, они несли в темное царство мира сего свет и соль Христова учения. Когда-то в ветхозаветной истории богоборцы - строители Вавилонской башни совершили восстание против Бога. Господь разрушил это богоборческое восстание, разделив и смешав языки. Сошествие Духа Святого – это событие, противоположное строительству Вавилонской башни. В кондаке мы поем: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». Господь всех призвал к единству в Духе Святом. Бог послал Духа Святого, чтобы объединить всех верных Господу в единую Церковь, чтобы вывести их из-под обломков мировой Вавилонской башни. Да все едины будут. Третья ипостась Святой Троицы Дух Святой взял от Господа Спасителя мира крестные заслуги Его,Голгофские плоды, чтобы каждую отдельную тварь, человека освятить духовно, одухотворить, сделать его гражданином Неба. Приготовим же, братья и сестры, пути Господу Духу Святому! Прямыми сделаем пути Его в сердце нашем и, прежде всего, уберем с дороги Духа Святого свои грехи, страсти. Кто хочет стать причастником Духа Святого, ощутить Его, тот должен перестать противиться воле Божией и плыть по жизненному океану при ветре Духа Святого! Ибо Он как ветер по Слову Христа невидимо действует в наших сердцах, одухотворяя и преображая их для вечной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/15/pr...

Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) Источник Скачать epub pdf Девятнадцать веков тому назад Апостол Павел «проходя (в Афинах) и осматривая то, что чтут Афиняне, нашел алтарь (жертвенник), на котором было написано: НЕВЕДОМОМУ БОГУ («Agnosto Theo»)» ( Деян. 17. 23 ). Нет сомнений, что алтарь сей был поставлен лучшими представителями человеческой мысли, достигшими того предела мудрости, который для естественного человеческого разума остается непревзойденным даже до ныне, ибо в процессе естественного логического мышления – Бога познать нельзя. Познание истины об истинном Боге явилось следствием откровения. В истории Божественной икономии (домостроительства) спасения нашего Церковь отмечает некоторые моменты, как наиболее существенные, ежегодным воспоминанием – празднованием их. В исторической последовательности порядок этих событий таков: Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение, Страсти Господни, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа. В путях откровения Бога человеку каждое из этих событий связано со всеми другими органически и нерасторжимо, однако день Пятидесятницы, когда мы празднуем сошествие Святого Духа, должен быть отмечен как завершение откровения о Великом Боге Всетворце и Вседержителе. Бог независтлив, несамолюбив и нечестолюбив. Дух Божий смиренно и терпеливо ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе н тем приобщить Своей Божественной вечности (ср. Деян. 10. 35 ), и потому во все времена каждый человек мог и может в той или иной мере познавать Бога истинного, однако вне явления Бога Слова во плоти и вне сошествия Святого Духа в Пятидесятницу совершенное познание Бога невозможно. Вне Христа, явившегося во плоти, никакой духовный, философский или мистический опыт не дает человеку возможности познать Божественное Бытие как Единую непостижимую абсолютную Объективность в Трех непостижимых абсолютных Субъектах, т.е. как Троицу единосущную и нераздельную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Карта и ближайшие объекты 24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией " Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) " архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации " Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области " назначен иерей Роман Смирнов. В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем. В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам». Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=10365

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым. Последовательное истолковательное чтение Содержание От издателей Введение. Писатель книги Повод к написанию Время и место написания Цель написания Содержание и разделение книги Развернутое содержание и основные тезисы Толкования Первая часть. Церковь Христова из иудеев (гл. 1–12) I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47) 1. Предисловие к книге (1, 1–3) 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11) 3. Жизнь верующих после вознесения Господня (1, 12–14) 4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26) 5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13) 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47) II. Церковь Христова в Иерусалиме (3. 1–7, 60) 1. Новое умножение числа верующих в Иерусалиме (3, 1–26) 2. Апостолы на суде в синедрионе (4, 1–31) 3. Деятельная любовь первых христиан и опасность извращения ее в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11) 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 5. Избрание семи диаконов (6. 1–7) 6. Первомученик Стефан (6, 8–7, 60) III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25) 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме и распространение ее в Самарии. Обращение эфиопского вельможи (8, 1–40) 2. Обращение Савла (9, 1–31) 3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9. 32–43) 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) 5. Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (11, 19–30) 6. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (12, 1–25) Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) а) Начало апостольских путешествий святого Павла б) Обращение проконсула Сергия Павла 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Объяснение послания святого Апостола Павла к Колоссянам О послании к Колоссянам. Город Колоссы и основание в нем церкви Филиппийский город Колоссы был некогда славным и знаменитым городом, по его прекрасному положению на возвышенной равнине, издали казавшейся исполинскою горою 442 . Древние историки Геродот и Ксенофонт называют Колоссы городом великим и счастливым. Примыкавшие к Колоссам поля были плодоносны и удобны для пастбищ. Здесь в изобилии разводился виноград, дававший отличное вино, почему здесь было развито виноделие и соединенное с оным служение Бахусу. Мимо Колосс проходили важные дороги: из Египта и Сирии чрез Ефес в Грецию и другая – чрез Сарды и Сузы в Персию. Это положение города в узле великих исторических путей очень содействовало его оживлению, знатности, населенности и богатству. Все двигавшиеся от востока на запад и обратно, а равно и с юга на север, – оставляли здесь свой след. Здесь проходили полчища Ксеркса и воинства Александра Македонского. Здесь бывали Манлий, Антиохи (I и III), Селевк и другие завоеватели, скоро налагавшие свою тяжелую руку на Колоссян и разорявшие самый город. В правление Антиоха Великого во Фригию переселилось множество Греков и Иудеев. До 2000 семейств Иудеев переселено было только из одной Месопотамии. Когда потом Фригия перешла во власть Римлян, то римские власти не раз конфисковали большие суммы золота, отправлявшиеся Евреями из Фригии в Иерусалим, как священная подать (по дидрахме от каждого) 443 . «Виноградники и целебные источники Фригии – говорится в Талмуде – отторгли 10 колен от Израиля», т. е. привлекли множество Евреев во Фригию вообще и в Колоссы в особенности, как город древний, с которым однако вскоре Лаодикия и Иераполь начали соперничать, особенно служением Эскулапу (Иераполь) и дорогими изделиями из шерсти (Лаодикия). С течением же времени город Колоссы обратился в незначительный поселок. Среди свидетелей чудесного сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателей их, из коих обратились ко Христу 3000, были и Иудеи рассеяния из Фригии ( Деян. 2:10 ). Посему можно сказать, что первые семена веры были посеяны в Колоссах этими свидетелями сошествия Св. Духа на Апостолов и слушателями их первой богодухновенной проповеди. Несомненно, что и многие Апостолы, рассеявшиеся во все концы вселенной, были в Колоссах, как стоящих на пути во все концы; но особенно не мог миновать их св. Апостол Павел, столь многократно посетивший Фригию и все области, находящиеся вокруг и около (Ликаонию, Сирию, Галатию и Киликию). Особенно же благотворное апостольское воздействие Павла на Колоссы могло быть тогда, когда он жил около двух лет в г. Ефесе, находящемся не столь далеко от Колосс 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Черновцы. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Построен по заказу Православного религиозного фонда Буковины. Расположение собора было запланировано еще при подготовке перспективного плана развития Черновцов (1831 г.). Первый камень в фундамент собора заложен 3 (15) июля 1844 года. Автор проекта – венский архитектор Фердинанд Ролль. Строительство велось с перерывами до 1864 года. Внутренние отделочные работы продолжались до конца XIX века. Настенные росписи осуществила группа художников из Вены под руководством Карла Йобста. В 1869 году по проекту Йозефа Главки проведена реконструкция фасада. Активное участие в организации строительства и обустройстве храма принимал первый Митрополит Буковинский и Далмацкий Евгений (Гакман). Он освятил закладку первого камня в фундамент собора и 4 (16) июля 1864 года он же торжественно освятил вновь выстроенный храм. Митрополит Евгений умер 12 марта 1873 года и был похоронен в гробнице цокольного помещения кафедрального собора. Пожалуй, никто из буковинских владык не сделал так много, как он, для распространения и укрепления православия в этих краях. Статус кафедрального собора храм сохранял с момента постройки до 1960 года, когда во время очередной компании по борьбе с религией он был закрыт (на период с 1960 по 1989 гг. Архиерейская кафедра была перенесена с собор Святого Николая). Многие годы здание пустовало, а в 1976 году начались работы по переоборудованию помещения собора под выставку товаров народного потребления и художественной картинной галереи. Строители натолкнулись на гроб митрополита, и по указанию тогдашнего руководства его останки тайно были вывезены в неизвестном направлении. Место перезахоронения до сих пор не найдено. В 1989 году здание собора было возвращено православной церкви. 12 марта 2006 года, в годовщину смерти митрополита Евгения на территории собора ему был открыт памятник. Авторы: скульптор Николай Мирошниченко и архитектор Виктор Кильчицкий. Инициатором сооружения памятника (с благословления митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия) стала областная организация Партии регионов Украины.

http://sobory.ru/article/?object=09961

Часть I Часть III Содержание К читателю Введение. Учение о Духе Святом в святоотеческой письменности I. Первохристианство 1. Послеапостольский век 2. Апологеты 3. Патристический век в пневматологии I. Тертуллиановский субординационизм и стоическая философия. II. Космологический субординационизм в арианстве III. Онтологический субординационизм в учении о Св. Троице у Оригена IV. Омоусианство в тринитарной доктрине святого Афанасия Александрийского V. Учение о Св. Троице и о Св. Духе у каппадокийцев VI. Западная система омоусианского троичного богословия (блаженный Августин) VII. Тринитарная и пневматологическая доктрина у св. Иоанна Дамаскина Глава 1: место третьей ипостаси в Св. Троице I. Троичность и Третья Ипостась II. Таксис, или порядок, ипостасей во Св. Троице Глава 2: Исхождение Святого Духа I. Первые попытки учений об исхождении Св. Духа: δι и et (que) I. Св. Афанасий Александрийский II. Св. Василий Великий III. Св. Григорий Богослов IV. Св. Григорий Нисский V. Св. Епифаний Кипрский VI. Св. Кирилл Александрийский VII. Дидим Александрийский VIII. Св. Иоанн Дамаскин IX. Западное богословие: блаженный Августин II. Вторая эпоха в учении об исхождении Святого Духа, – греко-латинская полемика: фотивское, анти-латинское, богословие против латинского филиоквизма 1. Учение об исхождении Св. Духа у Патриарха Фотия 2. Латино-греческая полемика в XIII веке в связи с лионским собором 1274 г 3. Латино-греческая полемика в XV в., в связи с Ферраро-Флорентийским собором 1438–9 года 4. Западная доктрина и флорентийский догмат 5. Общие выводы относительно δι το ϒο и filioque Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Глава 4: двоица слова и Духа а) В Божественной Софии б) В тварной Софии Глава 5: откровение Духа Святого 1. Кенозис Духа Святого в творении 2. Боговдохновенность в Ветхом Завете 3. Боговдохновение во Христе 4. Пятидесятница 5. Дары Пятидесятницы А). Сошествие Св. Духа Б). Дар пророчества В). Духовная жизнь Г) Дар любви Д). Пределы Пятидесятницы Е) Богочеловечество Эпилог-пролог к первому и второму тому трактата о богочеловечестве:  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010