Екатеринбург. Церковь Сошествия Святого Духа. Духосошественская, Свято-Духовская церковь, Малый Златоуст /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1755 и 1768. Год утраты:1928 Адрес: г. Екатеринбург, перекресток ул. Малышева и ул. 8-марта Координаты: 56.834072, 60.600534 Проезд:остановка: площадь Малышева, автобусы 2, 14, 25д, 25у, 61, 64 троллейбусы 3, 7, 17 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Сошествия Святого Духа (Духосошественская или Свято-Духовская церковь) была заложена 28 мая 1755 года и строилась на деньги, завещанные екатеринбургским купцом Филиппом Сокольниковым. Подрядчиком выступил Гордей Нечкин, который 3 года спустя участвовал в строительстве самого крупного храма города — Екатерининского собора. Церковь была заложена «за городом», т.е. за крепостным валом. Однако позднее в этом районе вырос широкий Покровский проспект (ныне ул. Малышева), а храм стал не только возрожденным духовным, но и географическим центром города. Свято-Духовская церковь была одноэтажной и имела три придела: срединный — в честь Сошествия Святого Духа, северный придел Иоанна Златоуста и южный – во имя иконы Покрова Божией Матери. Это был третий по счету православный храм Екатеринбурга и первый, построенный из камня. Ныне на месте Свято-Духовской церкви, взорванной советской властью в августе 1928 года, располагается сквер перед зданием Дома бытового комбината «Рубин». Свято-Духовская церковь и приход расположены в южной и западной частях города. Прихожане, коих за 1900 г. считалось 3114 душ обоего пола, занимаются главным образом торговлей и разными ремеслами. Приход образовался в 1760 г. и называется Златоустовским (по церкви придельной), каковое название удержалось и до настоящего времени. В конце декабря 1759 г. было отчислено от Богоявленского прихода к Златоустовскому 178 православных дворов и 30 раскольнических. Первый каменный в Екатеринбурге храм был Свято-Духовский. Заложен он протоиереем Кочневым 28 мая 1755 г. по благословенной грамоте Тобольского митрополита Сильвестра. Строился храм «на оставшийся по смерти Екатеринбургского купца Филиппа Сокольникова пожиток». Деньги подрядчикам за доставку материалов и за работу выдавала екатеринбургская ратуша и выдавала крайне не аккуратно, вследствие чего работы прекращались на весьма продолжительное время.

http://sobory.ru/article/?object=37413

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Старо-Никольском. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на месте храма находился Никольский монастырь. Впервые храм упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты, перед его поездкой в Орду в 1339г. В 1709г. в честь победы под Полтавой на месте деревянного Никольского храма возведена каменная церковь Сошествия Духа Святаго на апостолов. Архитектура памятника эпохи петровских преобразований близка к западноевропейскому барокко. В 1799-1800гг. закончено оформление нижнего храма в честь святителя Николая. В 1864г. закончено строительство новой каменной колокольни в честь святой мученицы Иулиании. В 30-е годы XX века храм был закрыт и разорен. В 1991г. зарегистрирована церковная община. Богослужения возобновлены в 1992г. Долгое время богослужение совершалось в приделе мц. Иулиании. При храме окормляется православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и муниципальный детский сад в поселке. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия Первоначально на месте храма находился Николаевский монастырь, время основания которого неизвестно. Впервые он упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты за 1339 г. В окрестностях монастыря по преданию охотился Иван Грозный. В 1586 г. монастырь был пожалован Вяземскому Вознесенскому Предтечеву монастырю в качестве приписного, что говорит о его небольших размерах. В 1660 г. земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель со всеми службами стала селом Никольским. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709 г. возводит каменную церковь, освященную через год в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — Полтавской битвой. Архитектура этого памятника преобразований Петра близка к западноевропейскому барокко. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, поэтому декабре 1813 года храм был освящен повторно.

http://sobory.ru/article/?object=01747

Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1674–1676 гг. Перестроен в 30–40 гг. XIX в. Фотография. 2003 г. в г. Боровичи Новгородской обл., на правом берегу р. Мста (ул. Александра Невского), ныне архиерейское подворье Новгородской и Старорусской епархии. Точная дата основания неизвестна. Согласно надписи на утраченной в XX в. раке св. прав. Иакова Боровичского , Б. м. был основан в 1327 г., ц. в честь Сошествия Св. Духа построена в 1345 г. Эта т. зр. отражена в работах XIX в.: «История Российской иерархии» архим. Амвросия (Орнатского) , «Описание Боровичского Свято-Духова монастыря с окрестностями» и др. Первым сохранившимся документальным свидетельством о ц. в честь Сошествия Св. Духа является житие св. прав. Иакова Боровичского (XVI в.), в к-ром повествуется о перенесении мощей святого в окт. 1544 г. из деревянной часовни, поставленной на берегу Мсты на месте, где колода со св. мощами пристала к берегу, в незадолго до этого построенный храм Сошествия Св. Духа на апостолов (неизвестно, была ли церковь в то время монастырской или приходской). В 1572 г. свящ. новгородского Розважского мон-ря Трифон, свящ. Софийского собора Посник и диак. Димитриевской ц. Симеон, направленные в Б. м. Новгородским архиеп. Леонидом , засвидетельствовали исцеления от мощей св. Иакова. Согласно самой ранней описи Б. м., содержащейся в писцовой кн. Бежецкой пятины письма Василия Звенигородского (1582), все монастырские постройки были деревянными: 3 храма, 11 келий и ограда со св. вратами; в обители жили игумен и 14 монахов. Сообщается также, что мон-рь «стал ново после прежних больших писцов», т. е. либо был основан вновь, либо нек-рое время пребывал в запустении. Ряд сведений по истории Б. м. во 2-й пол. XVI в. содержатся также в пространном «обыске» по поводу явления мощей прп. Иакова и чудес от них, включенном в сборник того же времени - ГИМ. Син. 447 (см.: Горский А. В. , Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Ч. 3. 234. С. 131-133), однако этот источник остается неопубликованным и неизученным.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Большое Филино. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:приблизительно 1800 - 1850. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, д. Б. Филино Координаты: 57.047624, 43.927767 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - не доезжая Ковернино в д. Гари поворот направо 2. Нижний Новгород - Семенов - не доезжая Ковернино в д.Бетино поворот налево Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Духовская церковь (кладбищенская) с колокольней (Тихоновское направление XVIII в., середина XIX в.). Закрыта в 1938 году, взята под охрану государства в 2000 г. По материалам краеведческого музея " Отчина " в р.п. Ковернино Храма Сошествия Святого Духа в селе Филино не было. " Церковь холодная, построена 1850 года, теплая, отдельностоящая, 1773 года, тщанием прихожан. Престол в холодной один, в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня, в теплой один же во имя Святителя и Чудотворца Николая " - сведения из клировой ведомости архива ЦАНО за 1875 год. Духовского ни храма, ни придела в селе Филино не было. По храмам села Филино: ... " в холодном храме престол один - Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста, в теплом - тоже один - во имя Святителя и Чудотворца Николая... " . Старый Никольский был построен в 1773 году, а вот Крестовоздвиженский - в 1854 году. К 1917 году в селе Филино Ковернинского района находилось два деревянных храма: Крестовозвиженский (летний) и Никольский (зимний). До революции приход этот относился к первому благочинию Семеновского уезда. Первый храм был построен здесь в 1850 году, а освящен спустя несколько лет – 11 сентября 1854 года. Вторая церковь была построена в 1773 году. Оба приходских храма возводились «тщанием прихожан», то есть на их пожертвования. В приходских Клировых ведомостях XIX века про Филинские храмы писали: «Зданием деревянные; холодная на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, окрашенная краскою на манер каменной [покраска фасадов под кирпичную кладку - прим. авт. ], крепкая. Есть еще церковь деревянная, весьма ветхая, но в ней кроме Святого Престола утвари никакой не имеется».

http://sobory.ru/article/?object=12446

Вахитовский район. Церковь Сошествия Святого Духа в Суконной слободе. Духосошественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Харалампия, епископа Магнезийского Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1731 и 1735. В 1832-1833 перестроен, в 1897 реконструирован и удлинен, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Ссылки:     Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Минуллина, д. 21. Координаты: 55.780283, 49.134744 Проезд: По улицам Салимжанова, Островского, Петербургская до пересечения с улицей Луковского. Далее до перекрестка с улицей Петербургской. Общественным транспортом до остановки " Театр Кукол " (автобусы 1, 2, 31, 37, 47, 74, 74а, 85, 107, троллейбусы 6, 12). Станция метро " Суконная слобода " - выйти через севе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По улицам Салимжанова, Островского, Петербургская до пересечения с улицей Луковского. Далее до перекрестка с улицей Петербургской. Общественным транспортом до остановки " Театр Кукол " (автобусы 1, 2, 31, 37, 47, 74, 74а, 85, 107, троллейбусы 6, 12). Станция метро " Суконная слобода " - выйти через северный выход и идти по улице Петербургской на север, в сторону станции " Площадь Тукая " около 600 м до перекрестка с улицей Минуллина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С переездом кукольного театра в новое здание изменится история дома, в котором он обитал. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. 2 марта 2012 года Интерфакс сообщил о принятии решения передать Русской Православной Церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Андрей Рощектаев, автор многих сочинений о православных святынях края, пишет: «Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века». Двухпрестольный каменный храм в Суконной слободе возвели на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя Суконной мануфактуры И.А. Михляева. Его приход первоначально составляли именно суконщики. Приход был одним из самых многолюдных в Казани, он объединял до четырёх тысяч верующих. Церковь, названная Духосошественской, была построена в 1731 году (по другим данным – в 1731-1735 гг.). Освящена в августе 1735 года. Главный придел – сошествия Святого Духа на апостолов, левый – во имя священномученика Харлампия.

http://sobory.ru/article/?object=21040

Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Саратов. Собор Сошествия Святого Духа. Духосошественский собор Карта и ближайшие объекты Престолы: главный - в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в правом приделе - во имя святителя и чудотворца Николая, в левом - в честь иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " . Освящен: главный престол - в 1948 году, приделы - в 1995 году. Святыни: ковчег с мощами Радонежских святых, ковчег с мощами Киево-Печерских святых, икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей. Вначале была построена деревянная церковь. В саратовских газетах имеется упоминание об этом. Так, «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году». В 1855 году вместо старой, деревянной, построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина. Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее, лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; 1877), епископ Саратовский и Царицынский. По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки. В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной. Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; 1965) и в нем начались регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=02697

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV b. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX b. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=3 Церковь во имя Сошествия Святого Духа построена псковским мастерами в 1476-1477 гг. В XVIII в. изменен верх здания. Перестраивалась в XVII-XIX вв. Церковь не функционировала в 1920 - конец 1940-х гг. Основной объем реставрирован в 1937-1946 гг. П.Д. Барановским и И.В. Трофимовым, завершение и декор - в 1960 г. В.И. Балдиным и Ю.Н. Герасимовым. Кирпичное здание с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве уникальный пример церкви " иже под колоколы " . Памятник, обладающий рядом новых черт по сравнению с раннемосковским постройками, составляет важное звено в истории русского зодчества, намечая пути дальнейшего развития культовой архитектуры. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм увенчан барабаном, в основании которого устроена звонница в виде аркады на шести массивных круглых столбах. Открытая в барабан, она отделена от храма купольным сводом. Разработка фасадов подчеркивает вертикализм общей композиции. Узкие пучковые лопатки членят фасадные плоскости на три прясла, завершенные ложными килевидными закомарами.

http://sobory.ru/article/?object=06565

Пятидесятница в 2024 году — 23 июня Ожидание сошествия Духа Святого с каждым днем в горнице усиливалось. Ещё при жизни Христа апостолы узнали от Него, что должны принять Духа Святого, но тогда они к этому не стремились столь сильно. Все изменилось с момента вознесения Господа. Теперь среди них не было любимого Учителя, и.все свои надежды они возложили на Того, Кого Он обещал послать вместо Себя. 7 июня, 2016 Ожидание сошествия Духа Святого с каждым днем в горнице усиливалось. Ещё при жизни Христа апостолы узнали от Него, что должны принять Духа Святого, но тогда они к этому не стремились столь сильно. Все изменилось с момента вознесения Господа. Теперь среди них не было любимого Учителя, и.все свои надежды они возложили на Того, Кого Он обещал послать вместо Себя. Что такое Пятидесятница? Что мы празднуем на День Святой Троицы? На какой день выпадает этот праздник в 2024 году? Читайте об этом на портале «Правмир». Даты праздника: Пятидесятница в 2024 году – 23 июня «На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа. Так Духом Святым была рождена Церковь Христова». Ожидание сошествия Духа Святого с каждым днем в горнице усиливалось. Ещё при жизни Христа апостолы узнали от Него, что должны принять Духа Святого, но тогда они к этому не стремились столь сильно. Все изменилось с момента вознесения Господа. Теперь среди них не было любимого Учителя, и.все свои надежды они возложили на Того, Кого Он обещал послать вместо Себя. Ожидание и надежда порождали молитвы. Собиравшиеся в горнице непрестанно просили Бога о скором ниспослании им Утешителя и о том, чтобы достойно Его принять. Между тем наступил пятидесятый день после иудейской пасхи. Евреи отмечали великий праздник, посвященный установлению ветхозаветного Закона. Именно через пятьдесят дней после исхода израильтян из Египта на горе Синай, среди грома и молний, Бог дал вождю народа Моисею Свой Закон. В Пятидесятницу также праздновали окончание жатвы, принося в жертву Богу начатки земных плодов.

http://pravmir.ru/pyatidesyatnica/

Солотча. Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1688-89 годах. Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог - трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. В 1735 г. закончено строительство колокольни. Богослужения ведутся с 1994 года. Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688-1689 годах при настоятеле архимандрите Игнатии (Шангине), были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как надвратный храм Св. Иоанна Предтечи и величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой XVI и XVII веков. Оба эти сооружения, как восточная и южная стена с башнями, строились по заказу архимандрита Игнатия и являются частью большого замысла восстановления и обновления всего монастыря, который проведён в эти годы. В первую очередь были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа, отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Но из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной, тогда не была закончена. Её достроили позднее, в 1735 году. Вероятно, этим можно объяснить, что шатёр колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатёр (после осквернения храма в ХХ веке) восстановлен совсем недавно, в 1966 году.

http://sobory.ru/article/?object=05475

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010