Макарий прекрасно осведомлен об источниках канонического права Православной Церкви. Помимо правил Вселенских соборов, он упоминает правила святых апостолов , правила Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сердикского и Карфагенского поместных соборов, а также правила Трулльского собора, которые «приписываются Шестому великому собору». Известны Макарию и каноны Константинопольских соборов 394, 861 и 879/80 гг. (fol. 157v–158v) Не в меньшей степени осведомлен он и о правилах свв. отцов: свт. Дионисия Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Неокесарийского, свт. Петра Александрийского, свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Феофила Александрийского и свт. Никифора Константинопольского (fol. 158r–158v). 3. Кроме отцов, имена которых приводятся в связи с их каноническими правилами, Макарий цитирует и упоминает еще целый ряд свв. отцов и православных авторов первого тысячелетия. В частности, он приводит цитаты из послания Иоанна, архиепископа Никийского (IX в.), католикосу Великой Армении Закарии Дзагеци (fol. 162r) , из «Пандект» Никона Ромея (Черногорца) (XI в.) (fol. 162r–162v), из «Пандект» прп. Антиоха Монаха (VI–VII вв.) (fol. 166v), отсылает к «Соборному посланию» свт. Софрония Иерусалимского (fol. 170v–171r). Кроме того, Макарий трижды цитирует свт. Григория Богослова (fol. 168v–169r) и приводит неидентифицируемую цитату, приписываемую им свтт. Афанасию Александрийскому и Епифанию Кипрскому (fol. 171r–171v). В трактате упоминаются также послания свт. Кирилла Александрийского, томос папы Льва (fol. 157v), «Изложение веры (Откровение)» свт. Григория Чудотворца (fol. 158r). Не удивительно, что при такой эрудиции Макарий хорошо знал и историю своей мелькитской общины. Он перечисляет таких выдающихся ее представителей, как прп. Иоанн Дамаскин и прп. Андрей Дамаскин (Критский) (VIII в.), прпп. Феофан и Феодор Начертанные исповедники (VIII–IX вв.), прп. Иосиф Философ (Песнописец) (IX в.) (fol. 167r).

http://bogoslov.ru/article/6176017

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 марта 2023 года 11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

Иверско-Софрониева женская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иверско-Софрониева пустынь основана в 1921 году подвижником старцем Софронием (Смирновым). Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольные праздники обители – день празднования иконы «Иверская» во вторник Светлой Седмицы, день памяти о. Софрония, который, по традиции, отмечается в день его небесного покровителя в монашеском постриге свт. Софрония Иерусалимского (23 марта н. ст.), и день кончины Старца — 1 авг. н. ст., который совпадает с Днем памяти великого русского святого преп. Серафима Саровского (об этом совпадении батюшка Софроний был еще при жизни извещен самим преподобным, который явился одной из послушниц старца). Содержание История [ править править код ] Софрониева Пустынь была основана в конце XIX века архимандритом Софронием (Смирновым), бывшего тогда настоятелем Арзамасской Высокогорской Пустыни: в одной из лесных дач, принадлежавших монастырю. Указом Духовной Консистории от 16 ноября 1907 года архимандрит Софроний уволился на покой от должности настоятеля Высокогорской Пустыни, и с начала 1908 года поселился в лесной глуши. Рядом со старцем поселились его 4 послушника, а немного поодаль был построен корпус с домовым храмом, где жили 12 девушек, в основном дочери его духовных чад, впоследствии принвяшие иночество. 26 июля 1908 года состоялось освящение храма в честь Сошествия Иисуса Христа во ад. После кончины старца в 1921 году, преосвященным епископом Арзамасским Михаилом здесь официально была образована Иверско-Софрониева община, в честь иконы Божией Матери «Иверская» и святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, которая просуществовала до закрытия большевиками в 1929 года. В начале 1990-х годов усилиями жителей близлежащих сёл в бывшей обитель началось возрождение. Старые покинутые дома разбирали и перевозили в бывшую пустынь. Были построены временная церковь, часовня, 2 дома, скотный двор, баня. Но монашеской общины в пустыни не слождилсь, и к концу 1990-х процесс затих. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иверско-Софрон...

Вернемся к сочинениям прп. Максима, датировка которых не вызывает сомнений, а богословское содержание представляет неоспоримый интерес. 8. «Богомужеское действие» в Трудностях к Фоме в контексте полемики с моноэнергизмом 138 Несмотря на крайне благоприятный отзыв прп. Максима на Псифос и письмо к нему Пирра, если Сергий и Пирр надеялись найти в авве Максиме «своего среди чужих» и с его помощью повлиять на старца Софрония и его сторонников с целью выведения унии из-под критики, то они в своих расчетах ошиблись. Хотя Псифос всеми был признан и, казалось бы, наступил мир, однако только что избранный патриарх Софроний Иерусалимский в своем Соборном послании, направленном Сергию и Гонорию, и его ученик прп. Максим в Трудностях к Фоме, написанных в 634 г. 139 , вскоре после издания Псифоса, посчитали необходимым сформулировать учение о Божественном и человеческом действиях во Христе таким образом, чтобы преградить путь нарождающейся ереси. Перед прп. Максимом стояла двойная задача: с одной стороны, он, как и свт. Софроний, был уверен в ложности унии Кира, точнее, идеи, выраженной в моноэнергистской 7-й главе Девяти глав, с другой – в сочинениях самого прп. Максима, написанных до начала полемики об энергиях, содержались воззрения, которые можно было счесть моноэнергистскими. Таким образом, прп. Максиму необходимо было снова сформулировать некоторые аспекты учения об обожении человеческой природы и ее воли во Христе так, чтобы, сохраняя прежние воззрения, предохранить их от моноэнергистского толкования. Говоря о произведениях антимоноэнергистской полемики патриарха Софрония и прп. Максима в 634 г., следует в первую очередь отметить, что ни свт. Софроний в Соборном послании, ни прп. Максим в Трудностях к Фоме не говорят о двух действиях во Христе. Конечно, это можно объяснить соблюдением Псифоса, то есть запрета употреблять выражение «две энергии» в ответ на запрет употреблять выражение «одна энергия». Тем не менее остается фактом, что свт. Софроний и прп. Максим считали, что можно быть православным и не исповедовать буквально «две энергии» – иначе бы они не приняли Псифос. Однако запрет на исповедание «одной» (или «единой» 140 ) энергии Христа со стороны прп. Максима на этом этапе был абсолютным 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Прп. Евфимий перевел 26 " Бесед "  прп. Макария Великого ; " Учения святого отца нашего Зосима "   ; 5 " Учений " прп. Ефрема Сирина ; " Поучения о Св. Духе " свт. Григория Богослова ; " Беседы о молитве Господней " свт. Григория Нисского . Особое место в переводах прп. Евфимия занимают сочинения прп. Максима Исповедника : " Вопросоответы к Фалласию " ; " Диспут с Пирром " ; " Вопросоответы к Фалласию (о страстях) " ; экзегетические сочинения " Слова Евангелия, избранные из сказаний св. Максима Исповедника "  и " Перевод апории свт. Григория Богослова о Рождестве Христовом " ; " Хвала и слава Богородице и Приснодеве Марии " и песнь Богородицы , а также Житие прп. Максима . Из произведений свт. Андрея Критского известны переводы трёх Слов: на день памяти вмч. Георгия, на Воздвижение, на Успение , где авторство приписывается свт. Василию Великому. Переводы Евфимия Святогорца агиографической литературы содержатся в трёх  " Сборниках прп. Евфимия " (XI в.). В 1-й  включены Житие Григория IV, папы Римского, Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому, Жития свт. Григория Богослова, свт. Николая, архиеп. Мирликийского; Мученичества вмч. Феодора Стратилата, вмч. Прокопия, вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге. 2-й сборник  содержит " Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий " и Житие прп. Марии Египетской, созданное свт. Софронием I, патриархом Иерусалимским. В 3-й  вошли Мученичество прмц. Февронии, Мученичество вмч. Георгия, принадлежащее Симеону Логофету, и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим. Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика . Прп. Евфимий перевел несколько апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном ; " Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием " ; " Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова " , составленные прп. Прохором .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

инокиня Екатерина (Копыл) В статье исследуется богословская мысль свт. Софрония Иерусалимского (ок. 550–638/39) о святых местах Палестины, которая получает самобытное выражение в жанрах проповеди и анакреонтического стиха. Показано, что его богословие святых мест затрагивает области апологетики (полемика против языческой философии и гносеология), христологии, сотериологии и непосредственного богообщения, библейской экзегезы. В нем выявлены следующие темы: 1) святые места как средства богопознания; 2) как аргумент, подтверждающий реальность человеческой природы Христа в контексте проблемы перемещения Бога, все наполняющего и невместимого, и при этом, в силу Своего вочеловечения, переходящего из одного места в другое, тема, значимая для полемики святителя против моноэнергизма; 3) почитание и поклонение, воздаваемые святым местам; 4) близость почитания святых мест по своему богословскому содержанию и функции к почитанию Креста Господня и иконописного изображения Христа; 5) связь святых мест и возможности созерцания там священных событий как мистического опыта постижения духовных реалий; 6) возможность приобщения к Божественной благодати в святых местах; 7) любовь к святым местам, выражающаяся в радости, благоговении, воспоминании о них, устремлении к святым местам, удивлении, благодарности, а также тоске и печали от потери этих мест, боли от разлуки с ними, используя для этого богатый набор поэтических средств. Исследуется прагматическая и сакральномистическая роль святых мест, в рамках которых выделены функции откровения, почитания и поклонения Богу, а также полемико-апологетическая, гносеологическая, анагогическая и харисматическая функции. Показано отражение этой любви в области библейской экзегезы: прообразом стремления к святыням служат Адам (Быт. 3:23–24), Моисей (Втор. 34:1–5), Давид (2 Цар. 23:8–17) и все праведники, желавшие видеть спасение Божие (Мф. 13:17; 1 Пет. 1:8–12). Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Екатерина (Копыл), инокиня. Тема святых мест Палестины в богословии свт. Софрония Иерусалимского//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 27–49. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Большой отрывок о поклонении образам был зачитан из 5-й кн. «Апологии против иудеев» Леонтия, еп. Неаполя Кипрского (CPG, N 7885). При чтении послания прп. Нила к епарху Олимпиодору с рекомендациями по росписи храма (CPG, N 6043) оказалось, что оно зачитывалось на иконоборческом лжесоборе с купюрами и исправлениями,- это позволило ввести многих в заблуждение. Выяснилось, что епископам не показывали сами книги, но зачитывали выписки по каким-то табличкам (πιττκια). Поэтому на сей раз отцы обращали особое внимание, чтобы при чтении демонстрировались книги, а не отдельные тетради и чтобы важнейшие тексты совпадали в разных кодексах. В связи с отрывком из «Лимонаря» свт. Софрония (об авве, нарушившем клятву, но не отступившем от почитания иконы Богородицы - BHG, N 1442) вспомнили о клятвах епископов, дававшихся против икон, что вызвало новую волну раскаяний; представитель «восточных» Иоанн выразил желание подробнее расследовать этот вопрос, но свт. Тарасий предложил не отклоняться от намеченной темы. Многочисленные отрывки были посвящены чудесам, связанным с иконами: из Жития и Чудес мч. Анастасия Перса (BHG, N 84, 89g); из Слова о чуде иконы Христа в Берите, приписываемого свт. Афанасию (BHG, N 780-788b=CPG, N 2256); из Жития и Чудес мучеников Кира и Иоанна свт. Софрония Иерусалимского о чудотворной иконе в Александрии (BHG, N 478; Фома, представитель Востока, подтвердил, что эта икона продолжает исцелять болезни); из Чудес святых бессребреников Космы и Дамиана (BHG, N 387, 389h); о чудесах от икон прп. Симеона Столпника (BHG, N 1789; в связи с этим кипрские епископы рассказали Собору о недавних случаях чудесного наказания осквернителей икон); из Жития патриарха К-польского свт. Иоанна IV Постника, написанного Фотином (BHG, N 893); из Жития прп. Марии Египетской (BHG, N 1042); из Мученичества св. Прокопия (BHG, N 1577); из Жития прп. Феодора Сикеота (BHG, N 1748). Важное догматическое значение для опровержения обвинения почитателей икон в «раздвоении» Христа имели отрывки о тождестве поклонения образу и первообразу из творений святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и Василия Великого («честь изображения переходит к первообразу» - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 18. 45) и из Послания к схоластику свт. Анастасия I, патриарха Антиохийского («поклонение есть обнаружение почтения» - CPG, N 6954).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010