Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмц. Киранна. Мозаика над входом в ц. нмц. Киранны в Оссе. 1992 г. [греч. Κυρννα] († 1751), нмц. (пам. греч. 28 февр.). К. происходила из сел. Высока (ныне городок Оса в 35 км к северо-востоку от Фессалоники) и отличалась благочестием и необыкновенной красотой. Начальник тур. отряда, собиравший налоги в этой местности, захотел взять ее в жены. Он стал склонять К. принять ислам, обещая деньги и драгоценные наряды. Видя ее твердость в вере, турок стал угрожать К., а затем насильно похитил девушку с помощью янычар и отвез в Фессалонику. Приведя К. к судье, он лжесвидетельствовал, что она обещала стать его женой и мусульманкой, но затем изменила решение. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью. К. отвечала судье, что она христианка и имеет лишь одного Жениха - Спасителя, за Которого готова отдать жизнь. Девушку бросили в темницу и подвергали таким жестоким пыткам, что это вызвало возмущение даже у заключенных турок. На 7-й день мучений К. скончалась, оставшись верной христ. вере. По словам многочисленных свидетелей в момент ее смерти в тюрьме воссиял неземной свет. Турки отдали тело мученицы христианам для погребения. Ее одежды были разделены между верующими, которые хранили их в качестве оберега. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, относит мученическую кончину К. к 1745 г. и упоминает о 10 днях ее тюремного заключения ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 261). Церковь нмц. Киранны в Оссе. 1868 г., кон. ХХ в. Церковь нмц. Киранны в Оссе. 1868 г., кон. ХХ в. Рассказ о мученичестве К. был написан в 90-х гг. XVIII в. ксенофонтским мон. Дионисием со слов очевидца - жителя Фессалоники и включен в составленный им Мартирологион (Ath. Xen. 25) ( Πασχαλδης Σ. Α. Ο χειργραφες νεομαρτυρολογικς συλλογς κα τ Νον Μαρτυρολγιον: Πρδρομη νακονωση//Πρακτικ Διορθοδξου πιστημονικο συνεδρου Κωνσταντνος Υδραος. Υδρα, 2007. Σ. 157-159). Это Мученичество использовал прп. Никодим Святогорец при создании «Нового Мартирологиона». Службы в честь К. составлены мон. Христофором Продромитом и мон. Герасимом Микраяннанитом .

http://pravenc.ru/text/1840149.html

Выборы 993 специальных делегатов, к-рые должны были выдвинуть 60 генеральных делегатов, были назначены на 10 февр. 1909 г. Жители Киринийской митрополии не участвовали в выборах, признавая законно избранным архиепископом митр. Кирилла Киринийского. Патриарх Фотий отправился в К-поль, где смог договориться с Иоакимом III о признании Закона о выборах и об отставке митр. Кирилла Киринийского ради церковного мира (март 1909). Часть александрийских архиереев, членов временного Синода, должны были быть заменены к-польскими. В письме митр. Кириллу Киринийскому Иоаким III обещал оставить за ним титул «бывшего архиепископа Кипра и предстоятеля Киринийского» и 2-е место в кипрской иерархии. 2 апр. 1909 г. состоялись выборы генеральных делегатов и 9 апр.- архиепископа. В этот день полиция открыла архиепископский дворец. На заседании председательствовал Нектарий Халеппский. Митр. Кирилл Китийский был единогласно избран архиепископом. Верховный комиссар утвердил результаты выборов и после этого состоялась интронизация Кирилла Китийского как Кирилла II. Полиция жестко пресекала все попытки протеста сторонников митр. Кирилла Киринийского. До февр. 1910 г. «киринийская партия» не признавала нового архиепископа. 12 февр. 1910 г. на Кипр прибыли посланцы патриарха Фотия Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, и Феофан, еп. Трипольский, с целью примирения сторон. Они уговорили конфликтующие стороны встретиться на подворье Киккского мон-ря 17 февр. 1910 г. В конечном счете митр. Кирилл Киринийский подал 18 февр. 1910 г. прошение об отставке К-польскому патриарху, а архиеп. Кирилл II оставил ему титул «Блаженнейший» и «Предстоятель Киринии». По просьбе митр. Кирилла Киринийского была снята кандидатура на Пафосскую кафедру архим. Макария (Мирианфевса, впосл. митр. Киринийский и архиеп. Кипрский Макарий II (1947-1950)), поскольку он являлся племянником архиеп. Кирилла II. Оба Кирилла встретились и примирились утром 18 февр. 1910 г. Архиепископство Кирилла II (1909-1916) Сразу же после избрания архиепископа было решено начать составление Уставной хартии КПЦ, чтобы в будущем избежать церковных смут.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР ЕГИПТЯНИН [Греч. Νκανδρος Αγπτιος] (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 15 марта). Мученичество не сохранилось; сведения о святом содержатся в визант. церковных календарях. Так, согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. X в.), Н. Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Исполненный благочестия, он тайно забирал с места казни останки мучеников и с подобающими почестями предавал их погребению. Однажды ночью его увидели за этим занятием язычники и доложили правителю. На суде Н. Е. смело исповедовал Христа Истинным Богом и затем был усечен мечом. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сообщается, что Н. Е. постоянно навещал христиан в темницах, ухаживал за ними и приносил необходимую пищу. Согласно т. н. Синаксарю кард. Гульельмо Сирлето (1514-1585) и «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца († 1809), Н. Е. скончался после того, как с него содрали кожу. Возможно, это указание возникло на основе двустишия, в котором говорится, что «повара обмана», словно с агнца, сняли «шкуру» с мученика. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, в краткой заметке о святом совместил оба способа казни и написал, что сначала с Н. Е. содрали кожу, а затем обезглавили. В «Новом синаксаристе» Макария Симонопетрского об усекновении мечом не упоминается. В большинстве визант. календарных заметок не содержится к.-л. сведений о том, что мученик был родом из Египта или пострадал там; лишь в нек-рых источниках святой назван «египтянином» (напр.: в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), где день памяти Н. Е. обозначен под 24 марта (SynCP. Col. 558)). По мнению И. Делеэ , этот эпитет мог быть добавлен к имени святого по аналогии с мучениками Маркианом , Никандром , претерпевшими кончину в Египте 5 июня ( Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 87). Точное время казни Н. Е. неизвестно: по предположению прп. Никодима Святогорца , мученик скончался в 293 г., болландисты и архим. Сергий (Спасский) датировали его смерть 302 г.

http://pravenc.ru/text/2565284.html

7 июня в греч. печатной Минее (Венеция, 1591 - SynCP. Col. 735-736) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 190-191) содержится краткое Житие мч. Ликариона. По мнению исследователей, несмотря на отсутствие упоминаний о М. и М., оно вполне соотносится с биографией Л. и можно считать, что речь идет об одном святом. Л. происходил из Гермополя в Египте. За исповедание христ. веры он был схвачен и приведен к местному правителю. Сначала его бросили в сумрачную и зловонную темницу, а затем подвергли пыткам: скребли тело железными «когтями», прибили гвоздями к кресту, нанеся многочисленные раны. Не будучи в силах заставить Л. отречься от Христа, мучители стали прижигать бока и грудь святого раскаленными жезлами. После этого его оставили на 3 дня в разожженной печи, откуда он вышел невредимым по благодати Божией. Тогда правитель велел дать Л. яд, но он не оказал на мученика никакого воздействия. Чародей, приготовивший отравленный напиток, уверовал во Христа и был обезглавлен. Святому перерезали жилы, бросили в разогретый котел, содрали кожу с головы и обезглавили. Под 7 февр. в служебной Минее (Sinait. gr. 602) XI в. содержится анонимный канон, посвященный М., М. и Л. (Ταμεον. Σ. 163. N 482). В Житиях под 7 июня Л. назван мучеником, тогда как чин его святости в февральских агиографических произведениях указывается по-разному: в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и в Синаксаре К-польской ц. (архетип Х в.) Л. назван просто «монашествующим» ( Дмитриевский. Описание. С. 48; SynCP. Col. 453; Mateos. Typicon. T. 1. P. 228); в Минологии Василия II - монахом; в греч. печатной Минее (Венеция, 1591 - SynCP. Col. 453-454), в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита - преподобным; в стишных Синаксарях и в большом числе визант. рукописей (напр., в служебной Минее Sinait. gr. 602, XI в.), в стишных Прологах, в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в «Житиях святых...», в «Агиологионе» митр. Софрония (Евстратиадиса) - мучеником; в «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) и в совр. календаре РПЦ - преподобномучеником ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 35).

http://pravenc.ru/text/2562514.html

Особыми художественными достоинствами обладают Евангелие-тетр (Ризница. Cod. 14, 1314/15 г.), украшенное кроме традиц. образов евангелистов миниатюрами «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», и иллюминированный кодекс Слов свт. Иоанна Златоуста 1335 г. (Cod. 327), подаренный мон-рю визант. имп. Иоанном VI Кантакузином, и др. Изысканный колорит и классические формы отличают миниатюры Евангелия 1340/41 г. (Ризница. Cod. 16), на к-рых изображены евангелисты, композиции «Сошествие во ад» и «Вознесение Христово». На проникнутых духом эллинизма миниатюрах рукописи 1346 г. (Cod. 1199) представлены персонифицированные изображения 12 месяцев. Лицевые рукописи поступали в б-ку и в последующие века, особенно в XVII, но их художественный уровень далек от хранящихся там рукописей X-XIV вв. Лит.: Weitzmann K. Aus den Bibliotheken des Athos. Hamburg, 1963; Ο θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους/Υπ Π. Χρστου, Χ. Μαυροπολου-Τσιομη, Σ. Καδ, Ακ. Κατσαρο. Αθναι, 1991. T. 4; Καδς Σ. Τ εκογραφημνα χειργραφα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 2. Σ. 575-597; Γαλβαρης Γ. Η τχνη τν εκογραφημνων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 194-197. Б. Тодич Стихирарь. 1106 г. (РНБ. Греч. 789. Fol. 1) Среди афонских мон-рей В. располагает одним из наиболее значительных собраний муз. манускриптов. В наст. время оно насчитывает ок. 350 певч. рукописей, что составляет приблизительно 1/10 часть письменного муз. наследия Афона. В Описании митр. Софрония (Евстратиадиса) и иеродиак. Аркадия указано 285 певч. рукописей (Cod. 1252-1536), в составленном позднее дополнительном каталоге, озаглавленном «Перечень рукописей библиотеки священного Ватопедского мон-ря...» (Κδιξ τν ν τ Βιβλιοθκ τς ερς μονς Βατοπαιδου χειρογρφων...), описано 25 рукописей (Cod. 1581-1589; 1597-1608; 1682-1683; 1688b - 1690); впосл. ватопедскими монахами было найдено еще ок. 40 муз. кодексов, гл. обр. XIX-XX вв., а также было принято на хранение в собрание В. 15 певч. рукописей (N 37-51) из б-ки дочернего скита вмч. Димитрия ( Λμπερτς, Λτσας. Σ. 75-92).

http://pravenc.ru/text/149927.html

на рукописях, указывающие номер полки и место кодекса на ней (напр., Cod. 1, 6, 53, 58, 84, 157, 190, 236, 276, 294, 325, 456, 492, 655, 1106, 1223). Подобная система прослеживается в б-ке Великой Лавры уже с нач. XIII в. О помещениях, где располагалась б-ка, говорится в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701): большее по численности собрание книг находилось над нартексом, на катехуменах, меньшее - в ризнице (скевофилакионе). В 1700 г., когда к храму пристроили экзонартекс, большинство книг было перенесено в ризницу. В. Г. Григорович-Барский (1744) упоминает о большой б-ке, состоящей примерно из 2 тыс. книг, находившейся в ризнице «над полатою», и малой из 200 книг, расположенной над нартексом ( Григорович-Барский В. Второе посещение. С. 210-211, 214). В нач. XIX в. все книги были снова сосредоточены в 2 комнатах над нартексом; ок. 1867 г. б-ка была перемещена в башню Богородицы, где она находится и в наст. время. Наиболее ценные кодексы (21 манускрипт) хранятся в ризнице, небольшое число книг осталось в алтаре собора, в помещении над нартексом и в различных параклисах мон-ря. Число печатных книг в б-ке В. превышает 27 тыс. Рукописное собрание Каталог рукописей, составленный иеродиак. Аркадием Ватопедским и изданный в 1924 г. митр. Софронием (Евстратиадисом), включает 1536 рукописей (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Cambridge (Mass.) etc., 1924). Но рукописный оригинал каталога, хранящийся в б-ке В., охватывает 1688 рукописей; ок. 250 рукописей осталось неописанными. Т. о., общее число ватопедских рукописей вместе с 26 свитками, 21 манускриптом из ризницы и 73 рукописями из скита св. Димитрия составляет 2050; из них 625 являются пергаменными. Рукописное собрание включает помимо богослужебных книг и творений св. отцов сочинения античных авторов, труды по истории, законодательству, географии и медицине. 2 древнейшие рукописи, написанные в монастырском скриптории по заказу ватопедских игуменов, в наст. время находятся в российских б-ках: Канонник (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ [греч. Ιουλιαν], мц. (пам. греч. 18 авг.). Время жизни и подробности мученической кончины неизвестны. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память И. сопровождается указанием «близ Стровила», к-рое может означать или место мученической кончины, или место совершения торжественного богослужения в ее память. Неизвестно, какой Стровил имеется в виду: город в Карии (М. Азия) или местность в К-поле. В Римском Мартирологе (XVI в.) память И. объединена с памятью мч. Льва, претерпевшего мученическую кончину в Мирах Ликийских. И. Делеэ отождествил его со Львом, пострадавшим вместе с Паригорием (пам. греч. 18 февр.) в Патарах в Ликии ( Delehaye. Origines. P. 164). Однако ни в пространном, ни в синаксарном Житиях Льва и Паригория И. не упоминается (BHG, N 983; PG. 114. Col. 1451-1462; SynCP. Col. 472-473). Делеэ, Дж. Луккези и Р. Обер считали, что И. является одним лицом с Иулианией, мц. Птолемаидской, память к-рой отмечается на следующий день - 17 авг. (см. в ст. Иулиания и Павел , мученики). Р. Жанен и Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, отождествили И. с др. одноименной святой - Иулианией , мц. Никомидийской (пам. 21 дек.), церковь во имя которой существовала в к-польском квартале Петрий, где, по мнению Жанена, и находилась местность Стровил. Память И. включена в греческую печатную Минею (Венеция, 1591) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , к-рый составил в честь святой двустишие. Сведения об И. встречаются в нек-рых слав. и рус. стишных Прологах (Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 272; РГБ. Троиц. 717. Л. 223, 1429 г.), но их нет в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ. Ист.: ActaSS. Aug. 1752. T. 3. P. 546; SynCP. Col. 908; MartRom. P. 345; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998 4. Τ. 6. Σ. 244. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 250; Franchi de " Cavalieri P. Nuove note agiografiche. R., 1928. Vol. 7. P. 100; MartRom. Comment. P. 346; Παπαδοπολου Σ. Ιουλιαν (4)//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 944; Lucchesi G. Leone e Giuliana//BiblSS. Vol. 7. Col. 1304; Janin. Églises et monastères. Р. 259-260; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julienne (4)//DHGE. T. 28. Col. 542. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237839.html

Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра ), или к-польским монахом- акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис) ), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский) , Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в. Ист.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (Αγιορειτικ βιβλιοθκη; 9). Σ. 155, 175; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 257; Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Σ. 257; AHG. T. 2. P. 122-126, 401-402; T. 4. P. 52-75, 788-789; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 533; Τ. 2. Σ. 244; Τ. 3. Σ. 759, 849; 943 (илл.); Ταμεον. Ν 324, 394. Σ. 118, 138; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 190. Лит.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XLV; Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλεαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Bouvy E. La fête de l " Εσοδος//Bessarione. R., 1897. Anno 1 (1896). Vol. 1. P. 555-562; Thibaut J. Étude d " hymnographie Byzantine. Différentes attributions des tropaires//Ibid. 1899/1900. Anno 4 (1899). Vol. 6. P. 101, 103; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 315-316; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung//BZ. 1908. Bd. 17. S. 54; Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. [Серг. П.], 1995р. С. 53-92. (Христ. праздники; 3); Emereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. N 21. P. 278-279; Να Σιν: Εκκλησιαστικν περιοδικν Σγγραμμα. Ιεροσλυμα, 1934. Α. 29. Σ. 566, 567; 1938. Α. 33. Σ. 439; Εκκλησιαστικς Θρος. Αλεξνδρεια, 1932. Α. 31. Σ. 106; 1938. Α. 37. Σ. 247; 1940. Α. 39. Σ. 126, 128, 133, 420; Salaville S. Basilius, Mönch v. Studion//Lexikon für Theologie und Kirche/Hrsg. v. M. Buchberger. Freiburg i. Br., 1931. Bd. 2. Sp. 31; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 606; Janin R. Basileios v. Studiu//LTK. Bd. 2. Sp. 37.

http://pravenc.ru/text/150683.html

Жизнь Н. после покаяния в грехах юности проходила на улицах, площадях и в церквах К-поля, к-рые он усердно посещал, борясь с бесами, осуждая мирские развлечения и недостаточное благочестие. Так же как и Василий Новый и Андрей Юродивый, Н. не был ни монахом (хотя в некоторых слав. рукописях именуется таковым), ни священником, круг его общения составляли в основном ремесленники (в Житии почти нет представителей высших классов). В конце жизни Н. поехал в Александрию, где архиеп. Александр против его воли рукоположил святого во епископы г. Константиана. В оригинале Жития это был город на Кипре, бывш. Саламин, однако в греч. тексте упоминание Кипра фигурирует лишь в слав. переводе. Можно предположить, что Константиана попала в поле зрения агиографа потому, что в 965 г. Кипр был отвоеван Византией ( Иванов. К датировке. 1999. С. 72-74). Никаких следов знакомства автора (якобы последовавшего за своим героем) ни с Александрией, ни с Константианой в тексте нет. Он уделяет особое внимание свт. Афанасию I Александрийскому, к-рый присутствовал при кончине Н. и провозгласил его святым. Если принимать внутреннюю хронологию Жития, Н. прибыл в Александрию 4 сент. 325 г., а умер в Константиане 23 дек. 328 г. и был похоронен там же в храме св. Апостолов, о существовании к-рого ничего не известно. Пространное Житие Н. сохранилось в 29 рукописях (до XVII в.), из них в 14 содержится полный текст. В более чем 12 рукописях сохранились только отрывки из Жития. Один из отрывков, найденных в Юж. Италии, на зап. периферии империи, уникальным образом сохранился на папирусе. На противоположном вост. краю Византии магнат Евстафий Воила упоминает Житие Н. в завещании 1059 г. ( Бенешевич В. H. Завещание визант. боярина XI в.//ЖМНП. Н. сер. 1907. Ч. 9. 5. Отд. 5. С. 227), притом что в его б-ке были только 2 отдельных житийных текста. Все это свидетельствует о широкой популярности сочинения, в то же время церковная среда относилась к нему с подозрением: патриарх К-польский Николай III Грамматик считал Житие Н. испорченным еретиками ( Иванов. 1998. С. 502), и в офиц. визант. Синаксари память Н. не была включена. Она фигурирует лишь в уставе Гроттаферратского мон-ря в Италии ( Toscani T. Ad typica Graecorum ac praesertim ad typicum cryptoferratense. R., 1864. P. 87) и в слав. месяцесловах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 392). Софроний (Евстратиадис) включил Н. в свой «Агиологион» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 350).

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Е. прожила в мон-ре 38 лет. Почувствовав приближение смерти, она позвала к себе отца, открыла ему свою тайну и мирно почила. Только после кончины Е. монахи узнали, что под именем Смарагда подвизалась дева. Пафнутий раздал часть своего богатства нищим, а часть пожертвовал в мон-рь, где, поселившись в келье дочери, прожил 10 лет, скончался и был погребен рядом с Е. В Минологии имп. Василия II Болгаробойцы (кон. X - нач. XI в.) говорится, что Е. прожила в мон-ре 18 лет, в нестишном Прологе 2-й редакции (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1393) - 28 лет, Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, указывает 30 лет. Свт. Филарет (Гумилевский) считает временем кончины Е. 445 г. Почитание Помимо основного дня празднования 25 сент. в греч. церковных календарях (Синаксарь К-польской ц., Минологий имп. Василия II) Е. поминается вместе с Пафнутием 15 февр. Похвальное слово в честь Е. было написано на греч. языке Константином Акрополитом (XIII-XIV вв.) (BHG, N 626m) и на латыни Петром Наталибусом (XIV в.) (BHL, N 2721). Впервые имя преподобной упоминается в Лионском Мартирологе (Paris. 3879), составленном ранее Мартиролога Флора (сер. IX в.). В нек-рых зап. календарях имя преподобной передается как Евфросия (Euphrosia) или Евфрасия (Euphrasia), также существует лат. вариант - Кастиссима (Castissima). По сведениям, собранным в Acta Sanctorum, во 2-й пол. XVII в. часть мощей Е. хранилась в ц. Санто-Стефано в Болонье (Центр. Италия), часть - в Сирк-ле-Бен, на берегу р. Мозель, а глава святой и основная часть мощей - в жен. мон-ре св. Иоанна в Больё в Пикардии (Франция), где еще в XVIII в. широко отмечался день памяти Е. Ист.: BHG, N 625-626m; BHL, N 1640, 2722-2726; BHO, N 288-291; ActaSS. Febr. T. 2. P. 535-544; Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum//AnBoll. 1883. T. 2. P. 195-206 [анонимное Житие]; MartHieron. P. 20; MartRom. P. 3; SynCP. Col. 77-80; Vita St. Euphrosynae//PL. 73. Col. 643-652B; Vita S. Euphrosynes//PG. 114. Col. 305-322 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; Ibid.

http://pravenc.ru/text/187876.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010