Ап. Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. X в. Мон-рь Дионисиат (Cod. Dionys. 588. Fol. 225v — 226) Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в. Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарой и Неофитом Мавромматисом, митр. Навпакта и Арты. В 1801 г. появился весьма несовершенный указатель англичан Ханта и Карлайла. Наконец, в кон. XIX в. греч. ученый С. Ламброс составил каталог греч. афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний мон-рей (кроме Вел. Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895-1900. 2 vol.). Каталог 1536 рукописей Ватопеда составил вместе с Аркадием Ватопедским митр. Софроний (Евстратиадис) (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Camb. (Mass.) etc., 1924), он же издал каталог 2046 рукопией Вел. Лавры, подготовленный Спиридоном Кабанасом (Κατλογος τν κωδκων τς Μεγστης Λαρας τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει. 1925). Эти основные каталоги дополняют описания, к-рые составили Евлогий Курилас (более 500 кодексов из б-к Кавсокаливийского скита, скита св. Анны и др.), Евдоким Ксиропотамский (84 ркп. из Ксиропотама), Евфимий Дионисиатский (218 ркп. из Дионисиата), М. Манусакас (15 ркп. мон-ря Ставроникита), Пантелеимон Лавриот (165 ркп. Вел. Лавры), Герасим Микраяннанит и др. (см. также: Πολτης Λ. , Μανοσακας Μ. Ι. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1973 ). С 50-х гг. XX в. ведется активная работа по микрофильмированию афонских рукописей; наиболее полным собранием микрофильмов располагает Патриарший ин-т патристических исследований в мон-ре Влатадон (Фессалоника). Согласно Уставу, «желающий посетить библиотеки Свящ. Монастырей обязан предъявить в Свящ. Кинот письменные рекомендации Министерства иностранных дел Греции или Вселенской Патриархии, с которыми он находится в непосредственной переписке» (ст. 185). С 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к централизации рукописных собраний А. Книги мн. скитов и келлий, закрывшихся из-за отсутствия насельников, были переданы в б-ки главных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Богатейшими собраниями рукописных и печатных документов обладали греческие монастыри, однако многолетнее иноземное иго, разорительные набеги пиратов, секуляризация, проведенная баварскими королями, пожары и войны серьезно истощили эти архивные собрания. Тем не менее в работе с ними заложен серьезный исследовательский потенциал – значительная часть монастырских архивов до сих пор остается малоисследованной. Кроме того, на рубеже 19–20 вв. в Греции появляется ряд государственных и частных архивных собраний, часть из которых содержит интересные документы по разным периодам церковной истории 1239 . Лишь в конце 19 в. в среде греческих книжников и ученых появляется серьезное движение по защите афонского наследия и прекращению утечки рукописей. Человеком, заложившим основу организации и охраны афонских библиотек, был Спиридон Ламброс (1851–1919), родоначальник греческой византинистики. По поручению Греческого парламента он предпринял две поездки на Афон в 1880 и 1895 гг., результатом которых стало издание 2–хтомного каталога греческих рукописей Афона. Всего в нем описано 6 618 рукописей из всех афонских монастырей, кроме Лавры и Ватопеда 1240 . Каталог 1 536 рукописей Ватопеда издал митрополит Леонтопольский Софроний Евстратиадис (1924). Он же помог лаврскому монаху Спиридону Камбанаосу в публикации каталога 2 046 рукописей Великой Лавры (1925). Каталоги Ламброса и Евстрадиадиса дополнил целый ряд исследователей 1241 . Преосвященный Порфирий (Успенский) , Ланглуа, Эммануил Гедеон предприняли издание ряда найденных на Святой Горе рукописей 1242 . Этапным стало собрание рукописных документов, опубликованное Ф. Мейером 1243 . Издавали рукописи и многие греческие ученые: А. Лавриотис 1244 , Г. Смирнакис 1245 , Д. Петракакос 1246 , X. Ктенас 1247 , Г. Нандрис 1248 . Начало системного издания афонских рукописей относится к концу 19 – началу 20 в. В 1873 г. были опубликованы рукописи Пантелеймонова монастыря, найденные преосвященным Порфирием. В дальнейшем издательская программа реализовывалась совместными усилиями французских и русских ученных. Были опубликованы некоторые рукописи Ксенофонта (1903), Пантократора (1903), Эсфигмена (1906), Зографа (1907), Хиландара (славянские: 1910; греческие: 1915), Филофея (1913). Серия получила название Actes del’Athos. Дальнейшей работе помешала революция и Первая мировая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

Обширное собрание глав, дошедшее до нас в составе кодексов Barb. gr. 420 и 592, нередко соотносят с другим, как будто бы, самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда , как и «Исихастское утешение» упомянутым в «Профеории» к последнему (в рукописи Vat. gr. 736): «Исихастским обучением (или посвящением)» (συχαστικ γωγ), поскольку в Barb. 420 на верхнем поле л. 32 12-ю главу предваряет следующая запись: ντεθεν συχαστικς γωγς βιβλον (πρτ)ον («Отсюда начинается первая книга “Исихастского обучения”» 21 . Действительно, на верхнем поле над 12-й главой в рукописи Barb. gr. 420 имеется такая запись. В «Профеории» Каллист Ангеликуд говорит, что в одной книге он поведал «о славе Божией», и «воистину блажен тот, кто... сначала читает то, что [написано] о славе Божией, а потом настоящее [сочинение]»; завершается «Профеория» так: «То называется “Исихастское обучение”, а другое – “Исихастское утешение”.» 22 . Можно ли считать «Исихастским обучением» собрание, состоявшее изначально не менее чем из 222 глав 23 и сохранившееся в составе рукописей Barb. gr. 420 и 592? Тематически оно не менее разнообразно, чем так называемое «Исихастское утешение», и никак не сводится к описанию созерцания «славы Божией». Либо Каллист Ангеликуд не следовал точно намеченному в «Профеории» плану, либо и здесь, как и в случае с «Исихастским утешением», мы имеем дело с собранием, границы которого довольно свободны, чтобы не сказать «размыты», а содержание не ограничивается какой-либо одной темой. Именно поэтому такое собрание вряд ли может восприниматься как отдельное целостное сочинение и таким образом быть отождествлено с «Исихастским обучением». Однако «Исихастское обучение» – это и не 115 глав, сохранившихся в рукописи Iber. 506 24 , поскольку это собрание дошло до нас полностью и 12-я глава из рукописи Barb. gr. 420 там отсутствует. Еще одно собрание, состоящее сегодня из 92 глав, до недавнего времени считалось сохранившимся только в рукописях XVIII в. 25 (На одной из них – Karakall. 72(1585) 26 была основана публикация под новым заглавием в «Добротолюбии» в 1782 г. 27 ). Однако в минувшем году в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда попала ценнейшая рукопись из собрания афонского монастыря Ватопед: Cod. Athous Vatop. gr. 610 28 . Эту рукопись нельзя назвать полностью неизвестной: в свое время она была каталогизирована и ее описание (весьма скудное) вошло в известный каталог рукописей Ватопедской обители, составленный иеродиаконом Аркадием Ватопедским и Софронием Евстратиадисом, бывшим архиепископом Леонтопольским. Приведем здесь это описание полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

В греч. календарях память И. С. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 236; Δπτυχα. 2009. Σ. 41). Кроме того, некий К-польский архиеп. Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 авг. вместе с К-польскими архиепископами Александром I и Павлом III ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386), является, по мнению И. Делеэ и митр. Софрония (Евстратиадиса), одним лицом с И. С., поскольку 31 авг. упомянут как день смерти этого святого (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233). Однако существуют др. трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца И. С. отождествлен с Иоанном II Каппадокийцем ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 292-294), а архиеп. Сергий (Спасский) считал, что речь идет об Иоанне IV Постнике ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Последняя т. зр. отражена в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). Ист.: Eustathius. Vita Sancti Eutychii. 39-41//PG. 86b. Col. 2320-2321; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38, V 13; Theoph. Chron. P. 240-241, 243, 248; Nicheph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 455; Victor Tununensis. Chronicon//PL. 68. Col. 937; Niceph. Const. Chronogr. P. 118; SynCP. P. 749; Mich. Syr. Chron. IV 30, X 31// Idem. T. 2. P. 249, 292-294, 296-297; Ioan. Ephes. Hist. eccl. 1935. Vol. 2. P. 105-106. Изд.: Бенешевич. ДСК. 1906-1907. Т. 1; Bene š evi V., ed. Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque eiusdem opera iuridica. Münch., 1937. Vol. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Т. 3. С. 80; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; DTC. T. 8. Col. 829-831; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юрид. сборники Иоанна Схоластика: (К древнейшей истории источников права греко-вост. Церкви). СПб., 1914; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 144, 422-423; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 2. P. 687-690; Va š ica J. Collectio 87(93) capitulorum dans les nomocanons slaves//Bsl. 1959. Vol. 20. P. 1-8; u ek I. Kormaja Kniga: Stud. on the Chief Code of Russ. Canon Law. R., 1964; Ven, P. van den. L " accesion de Jean le Scholastique aux siège patriarchal de Constantinople en 565//Byz. 1965. Vol. 35. P. 320-352; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late VIth Cent.//Byz. 1980. Vol. 50. P. 5-17; CPG, N 7550-7551; Wal, N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; RegPatr, N 521-529; ODB. Vol. 2. Col. 1047; EEC. Vol. 1. P. 439; Maksimovi K. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//FM. 1998. Bd. 10. S. 477-508; Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в рус. письменной традиции: К истории рецепции римского права в России. М., 2005. С. 15-39.

http://pravenc.ru/text/469582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (IV в.), мч. Персидский (пам. 13, 14 апр.). Согласно краткому синаксарному сказанию, Е. по происхождению был перс. Уверовав во Христа, он пришел к сщмч. Симеону , еп. Персидскому (пам. 17 апр.), чтобы тот наставил его в христ. учении. Вернувшись домой, Е. проповедовал приходившим к нему язычникам, многих обратил к вере и крестил. Об этом было доложено царю, к-рый приказал схватить Е. На допросе, видя непоколебимость мученика, царь передал его верховным жрецам и повелел им заставить Е. отречься от Христа. После долгих мучений Е. был обезглавлен. Особенностью синаксарного сказания является изложение проповеди Е. в формулировках, близких к определениям Вселенского IV Собора (451). Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, сообщает, что в рукописи Великой Лавры XIV в. (Ath. Laur. I 70) содержится сказание о Е. и Зоиле Римлянине , согласно к-рому они добровольно предстали перед правителем города и обвинили его в нечестии и отступничестве. Тогда правитель приказал колесовать Е. Видя стойкость мученика, Зоил не поддался на уговоры идолопоклонников и после долгих пыток оба были усечены мечом (в двустишии Зоилу говорится, что он был повешен на древе). Болландист П. Петерс отождествляет Е. с мч. Азатом (Азадом, Гухиштазадом), евнухом персид. царя Шапура II (309-379), упоминаемым в Житии сщмч. Симеона Персидского. Имя Азат в персид. языке соответствует греч. Елевферий (свободный) и является составной частью имени Гухиштазад, 1-я часть к-рого, означающая «лучший», по всей видимости, могла опускаться. Др. основанием для отождествления послужил фрагмент Мученичества Махдукта , Адхурпарва и Михрнерсеса, пострадавших в 318 г. в г. Карка-де-Ледан (BHO, N 1106). Спасаясь от преследований, мученики укрылись в пещере на горе Берайн. Тогда царь Шапур отправил на их поиски одного из своих придворных евнухов - Гухиштазада. Однако святые обратили его ко Христу и, предсказав ему мученическую кончину, направили к сщмч. Симеону Персидскому, чтобы тот крестил его.

http://pravenc.ru/text/189709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ [греч. Ιγντιος] († кон. Х в.), прп. (пам. 27 сент.), 4-й игум. Глубокореченского мон-ря. Краткое Житие И. сохранилось в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.). И. происходил из Каппадокии, жил в царствование Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976). Однако упоминание в его Житии о мятеже Варды Склира (неизвестно, 1-го (976-979) или 2-го (987-989)) указывает на то, что святой жил и в правление Василия II Болгаробойцы . Согласно агиографической базе данных, составленной научно-исследовательским центром Дамбартон-Окс , кончина И. относится к 990 г. Родители решили посвятить ребенка Богу и отдали И. на воспитание его дяде Василию - игумену расположенного в М. Азии близ Триглии мон-ря Христа Спасителя, называемого Глубокореченским. Последовательно пройдя низшие церковные должности (чтеца, иподиакона и диакона) и стяжав монашеские добродетели, И. был рукоположен во иерея, а впосл. стал игуменом. И. ревностно заботился о своей обители. Им были воздвигнуты храмы св. Таксиархов (дословно Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), прор. Илии и ц. св. Апостолов близ мон-ря, а также высокая ограда вокруг обители. Во время мятежа Варды Склира он удерживал свою паству от смятения и заблуждений. После прекращения мятежа И. отправился в К-поль, где по его заказу для монастыря были изготовлены церковная утварь, крест, иконы и Евангелие в серебряном окладе. Заразившись в столице дизентерией, он по пути в обитель скончался в г. Аморий и был там похоронен. Спустя год братия решила перенести его останки в свой монастырь. В гробнице были обнаружены нетленные и благоухающие мощи. Они были перезахоронены в нартексе собора Глубокореченского мон-ря. Прп. Никодим Святогорец считал игум. Василия (дядю И.) и прп. Василия основателя Глубокореченского монастыря одним лицом. В таком случае И. должен был являться не 4-м, а 2-м игуменом этой обители. Однако в Синаксаре К-польской ц. упоминаются преподобные Петр и Лука (пам. 7 сент.), называемые 2-м и 3-м игуменами Глубокореченского монастыря (SynCP. Col. 24-26). Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, попытался совместить обе версии: И. мог быть и племянником прп. Василия, и преемником прп. Луки, т. к. в его Житии не говорится, что он стал игуменом непосредственно после смерти Василия. Ист.: BHG, N 2183g; ActaSS. Sept. T. 7. P. 351; SynCP. Col. 84-86; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 228-229; ЖСв. Сент. С. 613-614. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 243-244; Ιγντιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 720-721; Aubert R. Ignace, abbé de Bathyrrhyacis//DHGE. T. 25. Col. 698; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 210. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293421.html

   Переходя к отдельным именам этого второго периода, надо упомянуть следующих наших писателей.    Имп. Юстиниан (527—565) является по преданию автором гимна «Единородный Сыне и Слове Божий...», вошедшего в церковное употребление и занявшего очень прочное место в литургии. Это объясняется в значительной степени авторитетом самого автора, а также и тем, что гимн этот является как бы неким символом веры, исповеданием православного вероучения против еретиков.    Некоторые ученые считают, что Константинопольский патриарх Анатолий (†458) является автором т.н. «анатолиевых» или восточных стихир. Но, как было выше указано, стихиры эти вовсе не «анатолиевы», а «восточные», так как приняты были в некоторых восточных типиках. Во времена патр. Анатолия такого рода песнотворчества еще не было.    Кроме того ряд стихир на некоторые праздники приписываются некоему иному Анатолию, но это не патриарх Константинопольский, а игумен Студийский IX века.    Оставляя в стороне упоминаемых Крумбахером малоизвестных поэтов этого периода Анфима, Тимоклея, Маркиана, Иоанна монаха, Сета и Авксентия, произведения которых или совершенно не сохранились, и сами они остались только в воспоминаниях современников, или имеются в незначительных фрагментах, перейдем к наиболее крупному поэту этой эпохи и, может быть, даже самому крупному по силе поэтического дарования, песнописателю греческой церкви, Сладкопевцу Роману.     Роман Сладкопевец или Мелод с полным правом считается «величайшим поэтом византийского времени» (Крумбахер), или, как его называл Буви, «Пиндаром ритмической поэзии». Его историческая судьба поистине трагична. Создавая в церковной поэзии совершенно особый тип песнопений, отличаясь невероятной плодовитостью и сияя в свое время исключительно ярким светом, он потом не только должен был уступить свое место в церковной поэзии, будучи вытесненным пришедшим ему на смену иным типом песнетворчества, канонами, но и сам был совершенно забыт. Объяснить это явление довольно трудно, так как личность Романа и все значение его поэтического творчества еще не нашло своего исследователя. Очень вероятно, что в смене типов церковного песнетворчества значительную роль сыграла большая доступность нового типа — канонов — и меньшая требовательность художественного вкуса церковных масс, которые эти каноны возлюбили больше, чем более вдохновенные и более трудные, благодаря своей изысканности, кондаки. Во всяком случае, историческая судьба Романа, как поэта, очень печальна. Правда, благодаря открытию Питра, трудам Мааса, Криста, митр. Софрония Евстратиадиса и др. Роман Сладкопевец вошел так сказ. теперь в моду, и им все больше интересуются; но, конечно, это интерес только научный, а творчество его, его бессмертные кондаки умерли для церковного употребления. Реставрировать это невозможно и бесполезно, как и всякая реставрация. Они могли бы возродиться, если бы это исходило органическим путем, от соборного творческого начала церковной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, 38 [Греч. Μρτυρες τρικοντα κτ] (IV в.) (пам. греч. 31 марта; пам. визант. 30, 31 марта). Память М. содержится в ряде древних визант. памятников под 31 марта: в Типиконе Великой ц., IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в., SynCP. Col. 576). Сказание о М. включено под 30 марта в синаксари семейства В (по классификации И. Делеэ ). Согласно данному тексту, это был воинский отряд, к-рый пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363) в Каппадокии. М. вдохновил подвиг 40 Севастийских мучеников : они предстали перед игемоном и исповедали себя христианами. Их подвергли пыткам, бросили в тюрьму, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 377-380). Митр. Софроний (Евстратиадис) обратил внимание на Минею XIV в. из Великой Лавры на Св. Горе (Ath. Laur. I 70), где под 16 марта содержится общая память мч. Савина Гермопольского, мч. Менандра и 38 мучеников, и предположил, что они являются одной дружиной святых. Согласно тексту из афонской Минеи, мученики пострадали в период гонений Диоклетиана в Гермополе, в Египте. Возможно, в Гермополе пострадали др. 38 мучеников, но более вероятно, что составитель Минеи ошибочно объединил сведения о мч. Савине со сведениями о мч. Менандре и 38 мучениках, память к-рых отмечается 31 марта. В греч. стишных синаксарях говорится, что М., скончавшиеся от усекновения мечом, были родственниками (чего нет в др. источниках); эти сведения впосл. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 170). Память М. содержится в Успенском списке ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 26-31. Л. 957c), однако она не указана в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 92-93; Т. 3. С. 107-108; SynCP. Col. 571-576; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 319, 332; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 318. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2564432.html

Турского (Ταρρακνης), и 12 нояб.- Мартина, еп. Франкийского. При этом под 10 нояб. в синаксарях помещена житийная заметка, представляющая собой пересказ соответствующего фрагмента «Церковной истории» Созомена с добавлением в конце неск. фраз о нищелюбии М. (реминисценция 2 эпизодов из Сульпиция Севера) и чуда о воскрешении должника из греч. Жития (SynCP. Col. 210-212). Под 12 нояб. в синаксарях приводятся 2 варианта кратких Житий М., целиком основанных на греч. Житии. В Синаксаре К-польской ц. это довольно пространный, стилистически усложненный текст (Ibid. Col. 217-218). Жизнь святого отнесена ко времени правления имп. Траяна (!), эпизоды в истории с плащом даны в др. порядке (сначала говорится о победе М. в битве благодаря молитве, а затем сообщается о его встрече с нищим перед сражением), среди чудес лишь кратко упоминаются воскрешение мертвых, истребление змея и превращение живого голубя в золотого. В визант. синаксарях семейства В (по классификации Делеэ) текст Жития М. более простой и имеет 2 центральных эпизода: святой отдает нищему полплаща, побеждая затем в битве варваров, и воскрешает должника, разоблачая заимодавца. При этом сказано, что М. был епископом Франгии (город не назван) и жил, согласно Минологию Василия II, при имп. Юлиане Отступнике (PG. 117. Col. 156), а согласно Синаксарю Vat. gr. 2046 - при имп. Грациане (Славяно-рус. Пролог. 2010. С. 338). В совр. греч. агиологической традиции принято отдельно почитать Мартина, еп. Таррацины, и Мартина, еп. Франгии, под к-рыми следует понимать М. Так, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 10 нояб. помещено двустишие, посвященное некоему еп. Мартину, которого, согласно примечанию к тексту, надо отождествлять с епископом Таррацины; под 12 нояб. содержится сказание о М., заимствованное из визант. синаксарей, в к-ром не исправлены ошибочное указание на правление имп. Траяна и вымышленное место епископства святого - г. Константина. В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, также фигурируют 2 персонажа - Мартин, еп.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010