Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФЕРИЙ [греч. Αθριος] († ок. 305), мч. (пам. греч., зап. 18 июня). Согласно сказанию, содержащемуся в одном из списков Синаксаря К-польской ц. XIV в. (Paris. gr. 1582), Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Он был схвачен, приведен на суд к правителю Елевсию и исповедовал Христа. Тогда его растянули и жгли факелами, обжигали подмышки раскаленными железными ядрами, а в спину, грудь и ноздри вонзали крюки. Затем мученика положили на раскаленное медное ложе, но Ангел Божий сохранял Е. невредимым. По приказу правителя Е. был усечен мечом. Правитель Елевсий также упоминается в Мученичестве мц. Иулиании , девы Никомидийской (пам. 21 дек.), пострадавшей при имп. Максимиане (286-305). На основе этого болландисты предположили, что Е. мог претерпеть мученическую кончину в Никомидии или по крайней мере в обл. Вифиния. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, заметив много общего в сказаниях о Е. и Еферии (пам. греч. 12 дек.), пострадавшем при имп. Максимиане, отождествил этих мучеников. Прп. Никодим Святогорец определил время страданий Е. 300 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 571; SynCP. Col. 755-756; MartRom. P. 243-244; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 246-247. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 184; Αθριος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1015; Sauget J.-M. Galazione ed Eterio//BiblSS. Vol. 5. Col. 126; Van Doren R. Éthère//DHGE. T. 15. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 18. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/190273.html

Принятое в наст. время в правосл. Церкви последование А. ч. Б. содержится уже в Минеях Студийской редакции (напр., РНБ. Греч. 227-3. Л. 18-19, XII в.). Канон А. ч. Б. (2-го гласа), составленный прп. Иосифом Песнописцем, имеет акростих: «Тя, Божия человека, восхваляю, блаженне». В Минее, изданной Московской Патриархией в 1978-1989 гг., гимнография А. ч. Б. дополнена до бденной службы (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 33-51). По рукописям христ. Востока (Sinait. gr. 609. Fol. 66v - 68v, XI в.; Sinait. gr. 611. Fol. 106-108v, XIV в.) в серии «Analecta Hymnica Graeca» опубликован канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Германа, отсутствующий в печатных Минеях (Ταμεον. Ν 534. Σ. 177-178). Софронию (Евстратиадису) известны отдельные издания последований А. ч. Б., осуществленные в Венеции (1837) и в Патрах (1866, 1875, 1888, 1913); также он сообщает, что в одной из рукописей Кавсокаливитского скита на Афоне выписана служба, отличная от помещенной в греч. печатной Минее. Ист.: BHO, N 36-44; BHG, N 51-56; BHL, N 289-301; ActaSS. Iul. T. 4. Venetiis, 17482. P. 238-270; ЖСв. Март. С. 329-341; Massmann H. F. Sanct Alexius " Leben. Quedlinburg; Lpz., 1843; La vie de Saint Alexis: Poème du XIe siècle et renouvellements des XIIe, XIIIe et XIVe siècles/Éd. G. Paris. P., 1872, 1974r; Schipper J. Englische Alexiuslegenden des 14. und 15. Jh. Strassburg, 1877; Amiaud A. La légende syriaque de Saint Alexis, l " Homme de Dieu. P., 1889; Das Leben des hl. Alexios von Konrad von W ü rzburg/Hrsg. R. Henczynski. B., 1898; Esteves Pereyra F. M. Légende grecque de l " Homme de Dieu saint Alexis//AnBoll. 1900. T. 19. P. 241-253; R ö sler M. Die Fassungen der Alexius-Legende. W.; Lpz., 1905; Адрианова В. П. Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917 [слав.]; Dunn J. Life of Saint Alexis//Revue Celtique. 1920/1921. T. 38. P. 133-143; Ακολουθα κα βος το σου πατρς μν Αλεξου. Εν Κιτ, 1933; Servaes F. W. , Bripius J. De laudibus sancti Alexii. Köln, 1966; Cerulli E. Les vies éthiopiennes de saint Alexis l " Homme de Dieu. Louvain, 1969. Vol. 1-2. (CSCO. T. 298-299; Aethiop. 59-60); Житие и деяния человека Божия Алексия//Византийские легенды/Вступ. ст., пер., примеч. С. В. Поляковой. М., 1994р. С. 156-161; ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 789-796.

http://pravenc.ru/text/114016.html

2017. 3(69). С. 146-147; она же. Об эволюции лит. образа св. кнг. Ольги в древнерус. письменных источниках//Там же. 2018. 2(72). С. 108-123; Светлова О. В. Лингвотекстологический анализ богослужебных последований кнг. Ольге: АКД. М., 2018; Духанина А. В. Источники Псковской редакции Службы кнг. Ольге: К проблеме атрибуции текста//ТОДРЛ. 2019. Т. 66 (в печ.). А. В. Духанина, А. В. Назаренко Гимнография Старейшие списки службы О. входят в состав Трефолоев и датируются кон. XV в. (ГИМ. Син. 885), рубежом XV и XVI вв. (ЯМЗ. 15694), нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 442/699). С XVI в. полный текст службы находится в списках служебной Минеи на июль. Избранные песнопения из службы встречаются в Канонниках, Стихирарях, уставах. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. 1598 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. 1598 г. Содержание песнопений указывает на домонг. происхождение службы. Ее состав в старейших списках (3 стихиры на «Господи, воззвах», канон с седальном по 3-й песни, кондаком и икосом по 6-й песни, в ряде списков - со светильном по 9-й песни) - без тропаря святому - соответствует студийскому последованию простой службы вне периодов постов, попразднства и предпразднства. Ирмосы канона О. более нигде в богослужебном корпусе РПЦ не встречаются. Греч. оригиналы ирмосов, входящих в состав последования О., обнаруживаются в рукописных Ирмологиях Ath. Laur. B. 32, X-XI вв.; Paris. Coislin. 220, XI-XII вв. (датировка рукописей по: ПЭ. Т. 26. С. 617-620) и в издании митр. Софрония (Евстратиадиса), выполненном на основе данных рукописей (комплект ирмосов 198; сами рукописи датированы XIII в.- Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1932. Р. 142). Их авторство приписывается Георгию Агиополиту (см. о нем: Émereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. T. 22. N 132. P. 426). Три ирмоса из этого комплекта (песни 5, 6, 7) входят также в комплект ирмосов 213 творения Киприана Монаха, к-рый, вероятно, заимствовал их у Георгия Агиополита. Атрибуцию ирмосов из службы О.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Болландисты и архиеп. Сергий (Спасский) отождествляли И. с прп. Илией, упоминаемым в греч. стишных Синаксарях под 3 нояб., на основании того, что оба они уподоблялись прор. Илии: первый - в «Истории египетских монахов», второй - в стихословии Синаксаря ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 343). Визант. Синаксари упоминают прп. Илию еще под одной датой - 12 янв., где о нем говорится только то, что он был чудотворцем (SynCP. Col. 388). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца на память прп. Илии приводится один из текстов алфавитного собрания Apophthegmata Patrum (Περ το ββ Ηλα 1//PG. 65. Col. 184) ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 64). Архиеп. Сергий (Спасский) и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, отождествляли этого святого с Илией, упоминаемым в 51-й гл. «Лавсаика» , опираясь в данном случае не на аутентичный текст, а на его пространную редакцию, представляющую собой контаминацию текста Палладия Еленопольского и «Истории египетских монахов» ( Butler C. The Lausiac History of Palladius: A crit. discussion together with notes. Camb., 1898. Р. 6-51). Рассказ об И., заимствованный из пространной редакции «Лавсаика», был включен под 8 янв. в состав 2-й (пространной) редакции древнерус. нестишного Пролога во 2-й пол. XII в. и впосл. был внесен в ВМЧ. Поэтому в совр. календаре РПЦ память И. празднуется 8 янв. Ист.: PG. 34. Col. 1132, 1137 [«Лавсаик», пространная ред.]; Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 184-185 [алф. собр.]; Apopht. Patr. (Guy). T. 1. P. 426-427; Hist. mon. Aeg. Р. 45; Rufin. Hist. mon. P. 331-332; Достопамятные сказания. 1993. С. 68-69; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 270-271; Изречения египетских отцов. 2001. С. 91, 205; История египетских монахов. М., 2001. С. 30; Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик: Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003. С. 172 [пространная ред.]; Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 25, 97, 130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7-8, 12, 343; Lucchesi G. Elia, monaco in Egitto//BiblSS. Vol. 4. Col. 1042-1043; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 166.

http://pravenc.ru/text/389305.html

Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть II: неизданный канон из рукописи paris, gr. 341 Источник Часть I → Статья представляет собой вторую часть цикла публикаций, посвящённых византийским песнопениям праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднства и отдания 1 . В статье содержатся дополнения и поправки к первой части и публикуется ранее не издававшийся греческий канон Благовещению в форме диалога между Пресвятой Богородицей и архангелом Гавриилом, сохранившийся в рукописи Paris, gr. 341, 1325 г. В предыдущей статье из цикла публикаций о византийских песнопениях в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 2 мы привели сведения о двенадцати греческих благовещенских канонах, известных на момент выхода статьи в свет, пять из которых были изданы 3 , а семь – нет. Неизданные благовещенские каноны включали произведения гимнографа Германа, свт. Георгия Никомидийского , прп. Иосифа Песнописца, свт. Филофея (Коккина), Иоанна, Мануила Ритора и анонимный. Первый из них, авторства Германа, был нами тогда же полностью опубликован. Как выяснилось позднее, приведённый список канонов нам следовало дополнить ещё двумя: вторым каноном свт. Георгия и каноном Анастасия Квестора, сохранившимися в рукописной Минее рубежа Χ–ΧΙ вв. (РГГБ, Греч. 553). Эта рукопись не была учтена ни в указателе неизданных византийских канонов Минеи, подготовленном Еленой Папаилиопулу-Фотопулу 4 , ни в дополнениях Демосфена Стратигопулоса к этому важнейшему справочнику 5 , что и стало причиной нашего упущения. При этом канон Анастасия Квестора был издан ещё А.И. Пападопуло-Керамевсом 6 , а оба канона свт. Георгия были опубликованы Э.Н. Добрыниной уже после выхода в свет нашей первой статьи 7 . Таким образом, общее число известных к настоящему времени греческих благовещенских канонов достигло 14, три из которых 8 написаны уже не в византийскую эпоху. Из византийских канонов Благовещению неизданными остаются три: прп. Иосифа Песнописца и свт. Филофея (Коккина), а также канон, который, согласно утверждению знаменитого исследователя византийской гимнографии митр. Софрония (Евстратиадиса), надписан именем Иоанна. Публикации этого канона и посвящена настоящая статья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Хронологические рамки жизни К. М. и Иоанна Дамаскина в целом совпадают. Согласно данным Жития, составленного Иоанном Меркуропулом, и Ватиканскому Житию, К. М. был на 3-5 лет старше прп. Иоанна. Установить точную дату рождения Иоанна Дамаскина не представляется возможным. Из наиболее вероятных датировок Деторакис выбрал 679-680 гг., следов., рождение К. М. он датирует 674-676 гг. ( Δετορκης. 1979. Σ. 86-88). Из-за несовпадений сведений в источниках установить год смерти К. М. еще сложнее; Жития сообщают о различной продолжительности жизни К. М.: либо говорится, что он умер в глубокой старости, либо указан конкретный возраст - 78 лет или 54 года. Но в Житиях есть информация, что К. М. умер немногим позднее Иоанна - спустя год или чуть больше. Традиционно считается, что Иоанн умер до 754 г. или конкретнее, в 749-750 гг. Т. о., по предположению Деторакиса, К. М. скончался в 751-752 гг. Такую же датировку можно получить, если допустить, что К. М. был поставлен епископом Маюмы в 735 г. и умер спустя 17 лет, о чем сообщается в Житии, составленном Иоанном Меркуропулом. Приблизительно та же дата получается, если к возможному году рождения К. М. (674-676) прибавить 78 лет ( Δετορκης. 1979. Σ. 89-90). Несмотря на неоднозначность данных, на к-рые опирался Деторакис в своих расчетах, предложенная им датировка жизни К. М. в наст. время представляется наиболее правдоподобной. Прп. Косма Маюмский. Роспмсь ц. вмц. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино. 1317-1318 гг. Прп. Косма Маюмский. Роспмсь ц. вмц. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино. 1317-1318 гг. Относительно происхождения К. М. сведения из Синаксаря К-польской ц., из житий 2-й группы и Ватиканского Жития совпадают в том, что он был родом из Иерусалима. Это же косвенно подтверждается подписями К. М. в акростихах его канонов, в к-рых он называет себя святоградцем (агиополитом - Αγιοπολτης) и иерусалимцем (Ιεροσολυμτης). Из Халкинского и Афинского Житий известно о происхождении К. М. с о-ва Крит. Согласно Лаврскому Житию, К. М. род. в Дамаске. Митр. Софроний (Евстратиадис), а вслед за ним и Деторакис настаивают именно на последней версии: во-первых, поскольку К. М. был усыновлен Сарджуном, отцом Иоанна Дамаскина, вероятнее всего, все они жили в одном и том же городе; во-вторых, в Афинском Житии К. М. именуется Дамасским - исследователи видят в этом указание на древнюю традицию, согласно которой К. М. происходил, как и Иоанн, из Дамаска; кроме того, в Ирмологии XIII в. (Сгурт. E. γ. II. fol. 16v) К. М. также именуется Дамаскином: один из ирмосов надписан «Космы монаха Дамаскина (Κοσμ μοναχο το Δαμασκηνο) (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 84-85).

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК, ФАВСТ ПРЕСВИТЕР, АВИВ ДИАКОН и др. мученики Александрийские [греч. Κυριακς, Θαστος πρεσβτερος, Αβιβος δικονος κα συνοδα ατν] († ок. 250) (пам. 6 сент.). Краткие Жития этих мучеников сохранились в византийских Синаксарях, где говорится, что они пострадали при имп. Деции (249-251) в Александрии. За исповедание христ. веры они были схвачены и брошены в тюрьму, подвергнуты пыткам; обличив идолопоклонство перед правителем города Валерием (указана его должность - корректор), они были усечены мечом. В Житии в составе Минология имп. Василия II (кон. X в.) из 13 мучеников по именам названы только пресв. Фавст и диак. Авив (PG. 117. Col. 36), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) перечислены остальные: чтец Дионисий, слуга Фавста Кириак, воин Андроник, корабельщик Феоктист, член городского управления Макарий, корректориан (подчиненный корректора) Андрей, советник Сарапамвон, простолюдин Кириак, сестры, девственницы Андропелагия и Фекла, беременная жена некоего Кира Калодота. В Синаксаре К-польской ц., как и в большинстве византийских агиографических памятников, Авив назван Вивом и уточняется, что он был не только диаконом, но и монахом (SynCP. Col. 22). В некоторых визант. рукописях, напр. в календарных разделах Типиконов Великой ц. (IX-XI вв.), Фекла названа Феоклой ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 16), а Андропелагия - Пелагией ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3). Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что имена Андроника и Пелагии ошибочно слились и получилась форма Андропелагия ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 42). В греч. стишных Синаксарях эта дружина Александрийских мучеников разделена на группы из одного, 2 или 3 святых, каждой группе посвящено двустишие (напр., Синаксари ГИМ. Син. греч. 369 (353) и Paris. gr. 1582, XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516; SynCP. Col. 21). В XIV в. при переводе греч. стишного Синаксаря юж. славянами в перечне 13 Александрийских мучеников было пропущено имя Калодоты и посвященное ей двустишие ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 238). Сведения об этих мучениках, содержащиеся в нестишных и стишных Прологах, впосл. были включены в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 284, 318-320).

http://pravenc.ru/text/1840213.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА ФИНИКИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зосима Финикийский ( V - VI вв.), преподобный . Память 8 июня Родился в финикийском селении Синда , недалеко от г. Тир . Монах , ревностный подвижник, стяжавший дар провидения. Жил в обители близ его родного города. Был современником и другом Иоанна Хозевита , еп. Кесарии Палестинской, а также другом знатного патриция Аркесилая, который был свидетелем многочисленных чудес Зосимы. Находясь в гостях у Аркесилая, преподобный вдруг начал стонать и плакать, словно от какого-то горя, а затем велел дать ему кадильницу и окадил все помещение. На вопрос присутствующих о его странных действиях ответил, что только что слышал, как рушится от землетрясения г. Антиохия . Позже выяснилось, что бедствие произошло в тот самый момент, когда старец заплакал (в VI веке в Антиохии было два разрушительных землетрясения - в 526 и 528 годах ). Однажды Аркесилай находился в обители Зосима и получил известие из дома, что его жена выколола себе глаз. Старец успокоил друга, сообщив, что сейчас рядом с его женой находится еп. Иоанн, который уже исцелил ее благодатью Бога. Как-то Зосима ехал через пустынную местность на осле из своей обители в Кесарию. На него напал лев, схватил осла и скрылся с добычей в пустыне. Преподобный пошел по следам зверя и нашел его, когда тот уже расправился с жертвой. Зосима обратился ко льву с увещеваниями, сказав, что ему, старому человеку, тяжело нести груз, который был навьючен на осла, и поэтому теперь лев должен доставить груз по назначению. Сделавшись кротким и покорным, дикий зверь довез старца с поклажей до ворот Кесарии и скрылся в пустыне. Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского , дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня . В Великих Четьях Минеях митр. Макария сказание о Зосиме Финикийском не включено. В католической Церкви память Зосимы Финикийского внесена кард. Цезарем Баронием под 30 ноября также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греческих синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы " благочестивого монаха " под 27 апреля , а также аввы Зосимы , в мире скончавшегося, под 24 января  . Последнему в печатных греческих минеях посвящены два стиха. Ему также приписываются некоторые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В комментариях к " Синаксаристу " прп. Никодима Святогорца высказано предположение о тождестве последнего Зосимы с прп. Зосимой Финикийским. Этого мнения придерживался и Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский .

http://drevo-info.ru/articles/10834.html

Возможно, также о П. упоминает, не указывая ее имени, Евсевий , еп. Кесарийский, при описании страданий мучеников Антиохийских ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 2). Однако еп. Евсевий пишет о гонениях при имп. Диоклетиане , тогда как Синаксари единогласно относят мученичество П. ко времени правления имп. Нумериана. Почитание Первоначально днем памяти П., по свидетельству Сирийского Мартиролога (411), было 8 окт. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) указаны 2 даты памяти П.- 9 июня и 8 окт. Под 9 июня П. названа преподобной, кратко описаны обстоятельства ее кончины со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста; под 8 окт. П. именуется девой и приведено более пространное сказание, также со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 8 окт. помещен иной вариант повествования, в котором отсутствует эпизод самоубийства П., вместо этого говорится, что дева «в молитве предала душу Господу»; этот же вариант воспроизведен в синаксарной рукописи (Paris. gr. 1624), восходящей к XIII в. Как сообщает бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис), в рукописях Синаксарей XII и XIV вв. отмечена также память П. под 5 июля. В палестино-груз. календаре Х в. (Sinait. Iber. 34) память П. указана под 7 окт. ( Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 95, 352). В лат. традиции литургическое почитание П. впервые фиксируется в Иеронимовом Мартирологе под 19 окт. в сонме мучеников, в который входят некий «мученик Вероник» и еще 9 безымянных мучеников (MartHieron. P. 562). Вероятно, имя Вероник попало в текст в результате ошибки переписчика и под ним следует подразумевать мц. Веронику, память к-рой была объединена с памятью П. из-за предположения свт. Амвросия Медиоланского о родственной связи между ними. Также нек-рые рукописи Иеронимова Мартиролога указывают под 10 июля вместе с мученицами Домниной, Вероникой, Просдокой и иными память некоего Пелагия. И. Делеэ высказывал предположение о том, что в этом месте изначально должно было стоять имя П. (MartHieron. Comment. P. 366, 369); если эта гипотеза верна, то очевидно, что и здесь появление общего дня памяти П. и этих святых связано с сообщением свт. Амвросия. Под 11 июля Мартиролог указывает память мучеников Никопольских Ианнуария и Пелагия; некоторые рукописи вместо имени Пелагий дают имя Пелагия; само появление этого имени под 11 июля, по предположению Делеэ, может являться ошибкой переписчиков, связанной с празднованием памяти П. в предыдущий день (Ibid. P. 368). Также в Иеронимовом Мартирологе под 8 окт. (MartHieron. P. 545; существуют рукописи, к-рые дают вариант 7 окт. (MartHieron. P. 543)) указана память Пелагии без пояснения, о какой именно святой идет речь; вероятно, подразумевается не П., а прп. Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская).

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Из " Хронографии " изъят ряд эпизодов, напр. о роли Ирины в ослеплении Алексея Муселе. Как показал У. Т. Тредголд, автор Жития Ирины пользовался исправной рукописью " Хронографии " , которая в ряде случаев дает более правильные чтения по сравнению с сохранившимися списками этого исторического сочинения . В заключительной части Жития, где использован неизвестный источник, говорится о ссылке и кончине Ирины. На острове Принкипо императрица основала монастырь, который перед отъездом на Лесбос поручила " чужестранной образом и именем " игумении. В этом монастыре в приделе свт. Николая Чудотворца в церкви Пресв. Богородицы Ирина завещала похоронить себя. Там, по сведениям Жития, ежегодно отмечалась память Ирины с пением гимнов ( ). По мнению Тредголда, Житие было составлено в этом монастыре до перезахоронения Ирины в церкви св. Апостолов в Константинополе между 861 и 864 годами. Память Ирины в византийских и греческих календарях Краткое упоминание Ирины (иногда вместе с имп. Пульхерией ) с указанием на то, что в день ее памяти торжественная служба совершается в церкви св. Апостолов (где находилась ее гробница), встречается под 7 августа в Патмосском и Иерусалимском списках Типикона Великой церкви IX-XI веков , в Минологии имп. Василия II кон. X - нач. XI века  , в Синаксаре Константинопольской церкви конца X века  и в ряде других византийских Синаксарей, в т. ч. в стишных . Однако в основанные на стишных Синаксарях греч. печатную Минею (Венеция, 1591) и " Синаксарист " прп. Никодима Святогорца память Ирины не попала. Ирина не упоминается в современной греческой богослужебной Минее и ни в одном из греческих агиологических сводов XIX-XX веков (К. Дукакиса, митр. Софрония (Евстратиадиса), архим. Матфея (Лангиса) и др.), за исключением " Византийского Эортологиона " М. Гедеона . Но в новейшем из сборников житий - " Новом Синаксаристе " , составленном иером. Макарием Симонопетритом, приведена память Ирины с краткими биографическими сведениями . Под 9 августа  память Ирины Новой указана в Патмосском списке Типикона Великой церкви IX-X веков   и в Синаксарях семейства R по классификации И.

http://drevo-info.ru/articles/13680362.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010