Силой этой любви был возведен Свято-Петропавловский храм, всегда остававшийся в Православии. Силой этой любви, по молитвам святой праведной Софии, многие храмы в ее Слуцком уделе никогда не уклонялись в унию. Именно силой этой любви была упразднена уния и, по наступлению времен, началось восстановление церковной жизни во всей ее полноте». Участников конференции приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко. Почетным гостем форума стал старший научный сотрудник АН Узбекистана, правнук протоиерея Павла Афонского, настоятеля Петропавловского собора в 1904-1917 годах, Н.П. Гомолицкий. В ходе конференции с докладами выступили: кандидат богословия священник Александр Шкляревский; кандидат богословия, благочинный Слуцкого округа Минской епархии протоиерей Михаил Вейго; доцент Белорусского государственного университета, профессор Минских духовных школ В. Теплова; кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии протоиерей Сергий Вейго; бакалавр богословия священник Алексий Хотеев; кандидат филологических наук Л. Левшун; профессор Белостокского университета архимандрит Варсонофий (Дорошкевич); заведующий кафедрой славистики БГУ И. Чарота; заведующий кафедрой истории Центральной и Восточной Европы Белостокского университета профессор А. Миронович; член Союза писателей Беларуси И. Масленицына; ведущий научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь Л. Линская; настоятель Свято-Николаевского храма в г. Вильнюсе протоиерей Василий Новинский; член Союза художников Беларуси В. Колесинский; кандидат богословия протоиерей Феодор Кривонос; археолог П. Русов; заведующая отделом редкой книги БГУ культуры и искусств Т. Самойлюк и др. Доцент Минских духовных школ Г. Щеглов провел презентацию юбилейного издания «Святая праведная София, княгиня Слуцкая. Житийное повествование», подготовленного им в соавторстве с кандидатом богословия священником Иоанном Горбуновым, клириком Пинской епархии . Подводя итоги работы форума, епископ Борисовский Вениамин выразил благодарность ведущему конференции И. Чароте, а также ее непосредственным организаторам — координатору Белорусского представительства Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Г. Шейкину и сотруднице издательского отдела Петропавловского собора Л. Кулаженко.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

Е. Свято-Духов. 1 кл., в г. Минске. Существует с 1870 г.; образован из переведенного сюда Св.-Троицкого первоклассного Слуцкого мон. и назван Свято-Духовым. Он находится на том самом месте, где некогда был православный Космо-Дамианский мон. (в XVI в.), а в последнее время до 1852 г. помещался римско-католический женский бернардинский мон. Главный каменный храм, в честь Сошествия Святого Духа, освящен в 1870 г. Св.-Троицкий , 3 кл.. в г. Слуцке. Основан до 1455 г. Был верен православию все время, до присоединения края к России. В 1870 г. переведен в Минск и переименован в Свято-Духов, а на его место переведены иноки 3-классного Иоанно-Богословского мон., находившегося в м. Грозове, Слуцкого у. Соборный Св.-Троицкий каменный храм с двумя приделами и склепом воздвигнут в 1505 г. слуцкой кн. Анастасией Олелько; возобновлен в 1795 г. В правом приделе, во имя св. вел.-муч. Екатерины, иконостас (семи-ярусный, резной, с золочеными орнаментами, вырезными украшениями и рамами у икон) сооружен на личные средства имп. Екатерины II. Левый придел, во имя св. благов. Кн. Александра Невского, устроен в память посещения храма имп. Александром I. В мон. почивают мощи св. младенца Гавриила (см. 20 апр.) в металлическом накладного серебра гробике и помещаются на особом катафалке под сенью, у левого придела соборного храма. Здесь же покоится последняя слуцкая княжна София Юрьевна Олелько. В ризнице мон. хранятся: настоятельский, из литого серебра, посох, пожертвованный обители слуцким кн. Юрием Юрьевичем Олелько в 1580 г.; серебряная вызолоченная чаша (потир), пожертвованная тем же князем; рукописное чегвероевангелие, написанное уставом им же; риза – фелонь из самотканой цельной и плотной серебряной парчи и деревянный посох из кипариса, присланный в дар и благословение мон. в 1611 г. патр. Иерусалимским Феофилом чрез слуцкого кн. Иеронима Радзивилла. При мон. школа грамоты и ремесел. Женские: Спаса – Преображенский , 1 кл., в Минске. Основан в 1872 г. в зданиях закрытого римско-католического жен. бенедиктинского мон.; причем сюда были переведены два женских мон. Епархии – Вольнянский Св.-Троицкий, бывший в с. Вольне, Новогрудского y., (ныне приходская церковь , в которой хранится Вольнянская чудотворная икона Богоматери) и Пинский Варваринский. В мон. хранится частица мощей вел.-муч. Варвары. При нем существует приют для лиц светского и духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Западнославянская смута Родина святой праведной Софии Слуцкой (территория современной Белоруссии) входила в состав Киевской Руси в Х - вв. Здесь возникла мощная восточно-христианская культура с ориентацией на Византию. Одновременно христианизировалась соседняя Польша: через принятие католицизма она вошла в состав западно-христианской ветви европейской цивилизации. Оба процесса протекали примерно в одно и то же время. Было бы логично, чтобы и дальше каждый шел своим путем. Но, как известно, множественность путей ко спасению (сегодня бы сказали " плюрализм " ) не соответствует католическому пониманию христианства. Представители западной церкви, а впоследствии и светских западных институтов всегда хотели иметь патент на " цивилизованность " . То есть признавали носителями цивилизации только себя. А всех прочих, как остроумно заметил один белорусский священник, " объектом цивилизаторской деятельности " . После монголо-татарского нашествия родина святой праведной Софии Слуцкой была частью огромной территории Великого Княжества Литовского. Странность ситуации заключалась в том, что в XIV веке православные русские составляли здесь до 80% населения и явно преобладали над литовцами, как количественно, так и культурно. А вот после заключения Литвой и Польшей Кревского соглашения 1385 года, ситуация резко изменилась. Великий литовский князь Ягайло, получивший в латинском крещении имя Владислав, и другие князья обязались принять католичество со всеми своими подданными. Заставить своих холопов поменять веру, оказывается, было так же легко, как продать на ярмарке корову. Политики решали свои сугубо материальные проблемы, а народ страдал, но, как водится, безмолвствовал. За первым шагом последовали другие. Вслед за первоначальной " куплей-продажей " литовской знатью были приняты законы, ущемляющие права православной знати. Например, введены специальные налоги для тех, кто не принял " латинство " . Автор брошюры " Присоединение к Риму и становление воссоединенной Церкви " униатский священник Сергий Голованов пишет, что и в XVI веке к христианам греческого обряда часто относились как к гражданам второго сорта. Польские духовные писатели называли их самих " схизматиками " , церкви - " синагогами " , а епископов - " владыками " (в смысле: " ненастоящие епископы " ), которых не пускали в сенат, в отличие от их собратий латинского обряда. Православные храмы были обязаны отчислять десятую часть своих доходов ближайшему костелу. Всеми привилегиями обладали только польские и литовские шляхтичи..., которые чувствовали себя завоевателями и колонизаторами восточно-славянских земель " (Александр Романчук, священник. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Церковная деятельность в 40-е - 60-е гг. века./Дис. канд. Богословия. - Жировичи, 2001. - 298 с.: ил. - В надзаг.: Московский Патриархат, Белорусская Православная Церковь, Минская Духовная Академия имени святителя Кирилла Туровского, каф. Церковной Истории).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 30-х годах прошлого столетия мощи праведной княгини постигла типичная судьба: их перевезли в анатомический музей медицинского факультета БГУ в Минске. И несколько поколений студентов-медиков с удивлением взирали на " типичный пример необъяснимой натуральной мумификации трупа " . Во время оккупации Минска немецкими войсками верующие боялись вывоза святыни в дорогой раке в Германию и укрыли их в подвале одного из частных домов. После очередной бомбежки службы вермахта, проводившие осмотр и инвентаризацию уцелевших зданий, обнаружили Святыню. Патруль известил с ведома командования причет Минского Свято-Духового Собора о своей находке. И как ни странно, удовлетворил просьбу о возврате мощей. Кто знает, кому что зачтется. Так нетленные мощи Святой Софии Слуцкой вновь вернулись в Свято-Духов Собор, где пребывают до сих пор. Православная Церковь официально канонизировала княгиню Софию только 3 апреля 1984 года. Но ее великое имя почему-то с трудом приживается в сознании нашего народа. С образами незнакомыми ( " несвятые " святые) Важным событием прошлого года стал выход в свет книги архимандрита Тихона Шевкунова " Несвятые святые " . Книги о людях, совершивших духовный подвиг, но не канонизированных. В случае со святой Софией Слуцкой мы имеем прямо противоположную, а потому куда более однозначную и горькую ситуацию - забвение. Лень души и теплохладность ведут к тому, что мы забываем тех, кто уже прославлен и просиял в земле русской. Тех, кто по нашим молитвам призывает Господа к нам на помощь. Эти святые канонизированы, причем давно. Но память о них умирает в нашем сердце. В отличие от названия, которое дал своей книге и под которым собрал свои истории владыка Тихон, нам впору говорить о " несвятых " святых - именно так, в кавычках. Случай тут ровно обратный. Эти подвижники остаются в лучах славы Господней, но мы отворачиваемся от них, перестаем замечать. Делаем вид, что их никогда не было и нет. Перестаем их знать. Можно сказать честнее и жестче: перестаем с ними знаться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

- Как Вы помните, восстановление Православной Церкви в её исторических и социальных правах началось в период празднования 1000-летия Крещения Руси. Это был воистину промыслительный повод к началу церковного возрождения и духовного преображения общества. Процесс этого преображения ещё далёк от завершения, подчас ему сопутствуют весьма болезненные явления. Премудрый Екклесиаст сказал, что «кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18), а продолжая эту мысль, можно заметить, что и скорби, в свою очередь, умножают знание... Давайте вспомним некоторые даты: спустя год после Юбилейного празднования Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 6 июля 1989 года принял постановление восстановить Полоцкую, Могилёвскую и Пинскую епархии с последующим утверждением на предстоящем Архиерейском Соборе. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 9-11 октября 1989 года в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании трёх исторически существовавших белорусских епархий. Каждый, кто хоть немного знаком с историей Белой Руси, знает, какое огромное значение для формирования национального и государственного самосознания белорусов имели в нашей тысячелетней христианской истории Полоцкая, Могилёвская, Туровская, Минская епархии. Сам факт их восстановления и современного развития говорит о продолжении Православной Церковью в наши дни дела духовно-нравственного воспитания народа, которое в своё время совершали святые отцы и матери наши - преподобная Евфросиния Полоцкая и святитель Кирилл Туровский, архиепископ Могилёвский и Белорусский Георгий (Конисский) и праведная София, княгиня Слуцкая, и недавно прославленные новомученики земли нашей. Этническое становление белорусского народа, как и его государственность, имеет христианские корни, без которых немыслима историческая самобытность жителей Белой Руси. Именно поэтому возрождение Белорусской Православной Церкви и все аспекты этого сложного и многопланового процесса в большой степени отражают состояние современного национального самосознания белорусов. И задача эта не теряла своей актуальности не только в последние десять лет, но в течение последних десяти столетий. Ведь задачей Церкви Христовой во все времена было и остаётся преображение души человека, научение паствы жить по заповедям Божиим, или, говоря словами Библии, «ходить пред Богом» . И по мере того, как человек любой национальности возрастает в духовном отношении, - он совершенствуется и как сын своего народа, и как гражданин своего земного Отечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

400-летие со дня блаженной кончины святой будет отмечаться весной. ше 15 января. ПРАВМИР. Весной 2012 года в Белоруссии будет отмечаться 400-летие со дня блаженной кончины святой праведной Софии Слуцкой, сообщает Патриархия.ру со ссылкой на сайт БПЦ. План мероприятий обсуждался на заседании Синода Белорусской Православной Церкви. Предполагается, что помимо праздничных богослужений 31 марта – 1 апреля 2012 года с участием епископата БПЦ в Минском кафедральном соборе, событие будет отмечено проведением епархиальных чтений «Святая праведная София Слуцкая – защитница Православия» (конец апреля — начало мая 2012 года), открытием памятника, летним крестным ходом Минск-Слуцк, изданием службы и акафиста святой, изготовлением памятной монеты и изданием фотоальбома. Кроме того, Синод БПЦ также принял решение учредить орден Белорусской Православной Церкви святой праведной Софии, княгини Слуцкой, и одобрил статут и описание ордена. Орденом будут награждаться Предстоятели, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Белорусской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Белорусской Православной Церковью. Этим орденом могут быть также награждены церковные и общественные деятели за труды на благо Православия, епархии, монастыри, духовные учебные заведения и иные церковные организации. Орден имеет одну степень. Согласно иерархии наград Белорусской Православной Церкви он располагается вслед за орденом Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-belorussii-uchrezhde...

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662 Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский. Июль, 24 1667 Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Май, 11 1672

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010