Есипов Савва († между 1643 и 1650?), дьяк Тобольского архиерейского дома, автор Есиповской летописи. Встречающееся в лит-ре мнение о его новгородском происхождении источниками не подтверждается. Впервые Е. упоминается как архиепископский дьяк в описаниях Тобольского архиерейского дома, составленных в 1636 г., после смерти Тобольского и Сибирского архиеп. Макария (Кучина ; 1635). Е. получал годовое жалованье 15 р. и 15 четей ржи и овса, что свидетельствует о его относительно высоком социальном статусе. Среди примыкавших в то время к владениям Тобольского архиерейского дома населенных пунктов была «есиповская» дер. Шеломенца, вероятно принадлежавшая Е. О должностных обязанностях Е. при архиеп. Макарии свидетельствует составленная Е. роспись бобылей, плативших оброк в казну дома Св. Софии. После смерти архиеп. Макария в ведении дьяков архиерейского дома М. Трубчанинова и Е. находились деньги, выделенные по царскому указу на поминовение архиерея. В нач. 1640 г. Е. подписал вместо казначея Сергия отпись о приеме софийской домовой казны после Тобольского архиеп. Нектария . 25 сент. 1640 г. Трубчанинов и Е. подали челобитную о «воровском» поведении находившегося в архиерейском доме ссыльного старца Малаха. Автографом Е. является запись в книге из б-ки тобольского Софийского собора: «Лета 7148-го (1639) декабря в 31 день приложил сию книгу, глаголемую «Рай», преосвященный Нектарей, архиепископ Сибирский и Тобольский, в дом Софеи, Премудрости Божий; строена на софейские на домовые на казенные деньги, подписал архиепископль диак Сава Есипов» ( Ромодановская. 2002. С. 70). В сложных обстоятельствах Е. не раз помогал Тобольским архиереям. В 1638 г. архиеп. Нектарий в жалобе на людей дома Св. Софии, служивших при прежнем владыке, выделил «старого дьяка Савву Есипова» как единственного человека, кто был лоялен к нему (прочие же «софийские, государь... дворовые люди, старци, дети боярские и певчие дьяки... умышляют на меня, богомольца твоего, и угрожают доводными составными всякими делами» (цит. по: Там же. С. 70-71)). Е. поддержал Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва ; 1640-1650) в его конфликте с воеводой кн. П. И. Пронским. В 1643 г. по поручению архиеп. Герасима Е. привез в Москву документы о восстании служилых людей в Нарыме. По-видимому, вскоре после поездки Е. скончался, поскольку известно, что к кон. 40-х гг. XVII в. хозяйственными делами Тобольского архиерейского дома занимались недобросовестные родственники архиеп. Герасима, приведшие хозяйство кафедры в расстройство.

http://pravenc.ru/text/190249.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербурге появится еще один храм на Крови 17.03.2006 333 Для возведения церкви у станции метро " Проспект Большевиков " пришлось срубить деревья на улице Коллонтай. Однако жители не возражали - этот парк считался дурным местом, и новый храм должен разогнать угнездившихся здесь бесов. В конце прошлой недели на улице Коллонтай состоялось освящение двенадцати колоколов. Они были изготовлены по старинным чертежам мастерами Воронежа для строящегося храма Рождества Христова, который был заложен в апреле прошлого года. Новый храм задуман как копия Софийского собора в Великом Новгороде. Компания, которая строит храм и жилые дома рядом, обещает закончить все работы меньше чем за два года - так быстро каменные церкви в Петербурге еще не строили. Действительно, осталось только поставить купола, сделать внутреннюю роспись и изготовить иконостас. Однако на все это требуются немалые средства. Конечно, помощь оказывают и городские власти, и строители, однако приход остро нуждается в пожертвованиях. Ведь одно литье колоколов обошлось почти в 1 миллион рублей. Чтобы возвести храм, пришлось срубить деревья в небольшом парке на улице Коллонтай. Однако на этот раз жильцы близлежащих домов не возражали. Дело не только в том, что деревьями жертвовали ради святого дела. Этот заболоченный участок считался среди местных жителей плохим местом. Вообще, район вокруг станции метро " Проспект Большевиков " вполне соответствует этому мрачному названию - наркомания и уличная преступность тут процветают. И в парке частенько творились темные дела - здесь грабили, насиловали, убивали. Четыре года назад при попытке остановить драку двух уличных банд здесь погиб юный милиционер. Поэтому настоятель прихода отец Олег Жаворонков говорит, что это будет еще один питерский храм на крови. Надо надеяться, что святость литургии разгонит угнездившихся здесь бесов. А заложенная в основание храма частица дуба Мамврийского, под которым Святая Троица являлась патриарху Аврааму, станет духовной заменой бывшему парку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евровидение и «София Киевская». Мнение православного священника О том, почему святыня не может быть местом для шоу, рассуждает протоиерей Александр Овчаренко 26.09.2016 715 Время на чтение 6 минут - Отче, на днях во время рабочей встречи представителей Стокгольма, Европейского вещательного союза, Национальной телекомпании Украины и Киевской горгосадминистрации по поводу проведения Евровидения в Киеве было озвучено, что открытие этого конкурса может состояться на территории заповедника «София Киевская». - Нет надобности приводить историю создания этого храма или говорить об исторической и культурной ценности интерьера собора, в котором находится один из крупнейших в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Не буду спекулировать на теме сохранности уникального памятника, постараюсь обойти стороной и политику - мирскую и церковную. Мое мнение - храмы и любые другие сакральные места, как и ток-шоу или шоу-бизнес, должны функционировать отдельно друг от друга. Эти сферы, без сомнения, нельзя смешивать! - Но вот заместитель председателя КГГА Алексей Резников говорит, что « " София Киевская сейчас не действует как храм - это музей. Поэтому мы не нарушим никаких религиозных чувств верующих». К тому же «София Киевская» - это вся территория бывшего Софийского монастыря и вовсе не обязательно собор. - Пусть и не в соборе будет проходить открытие фестиваля, а на площади. По замыслу организаторов, церемонии открытия предшествует медиасобытие под названием «Красная дорожка», на которое соберутся делегации всех стран-участниц песенного конкурса, пресса и фанаты. И эту так называемую Red сагрет расстелют на Софийской площади. Здесь же установят большие экраны - на них будет транслироваться церемония открытия. Выбор «Софии Киевской», как отмечают организаторы фестиваля, связан с тем, что храм (не заповедник!) внесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря чему в мире он хорошо известен. Как бы золотая середина при «прекрасной локации»... И духи сыты, и головы целы...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первые Романовы в судьбе православного Киева 31.01.2011 617 Время на чтение 6 минут Уже самый первый государь из династии Романовых - Михаил Федорович, занимает почетное место в истории Киева как крупный благодетель его монастырей и храмов. Оказывая поддержку единоверному и единокровному народу Малой Руси, подвергавшемуся всяческим притеснениям со стороны властей Речи Посполитой, этот самодержец стремился защищать интересы Православной Церкви за пределами Московского государства. Еще в 1628 году он разрешил свой грамотой инокам Киево-Печерской Лавры посещать Москву с целью сбора средств на нужды их обители. По прошествии некоторого времени Москва принимала у себя делегацию уже из четырех киевских монастырей. Показательно, что представители православного Киева, которые в условиях польско-литовского государства подвергались жесткой дискриминации, принимались на высшем уровне, и были одарены дорогими мехами. Внушительный список царских благодеяний, к которым, наряду с крупными денежными суммами относилась и самая разнообразная церковная утварь, приводится в капитальном труде дореволюционного исследователя Захарченко «Киев теперь и прежде». Характерно, что среди целого ряда пожертвований со стороны государя, особое место занимали богослужебные книги московской печати, которые с того момента стали использоваться в Печерском, Братском, а также других крупных монастырях Киева. Сегодня этот интересный факт может служить лишним подтверждением общности культуры и богослужебных традиций Москвы и Киева того времени. Кроме того, в период царствования государя Михаила Федоровича, в работах по восстановлению древних киевских храмов, пришедших в запустение по вине униатов, приняли участие мастера, специально присланные из Москвы (1). Необходимо отметить, что многие предметы церковной утвари, пожертвованные первыми государями из династии Романовых для кафедрального Софийского собора, а также Великой церкви Киево-Печерской Лавры, представляли не только материальную ценность, но и являлись выдающимися памятниками церковного искусства, вызывавшими восторг современников.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филарет Денисенко обыграл Порошенко Вопреки ожиданиям главой «украинской незалежной церкви» избрали не митрополита Винницкого Симеона, а раскольника Епифания 15.12.2018 5162 Время на чтение 4 минуты Сегодня в Софийском соборе Киева прошел т.н. «объединительный собор» , который избрал главой «Поместной православной церкви в Украине » ставленника главы раскольнической «Украинской православной церкви Киевского патриархата » (УПЦ КП) Филарета Денисенко « митрополита Переяславского и Белоцерковского » Епифания Думенко. В этом, по меткому выражению архиепископа Банченского Лонгина (Жара), «соборе нечестивых и сатанинском сборище» приняли участие три клирика Украинской Православной Церкви Московского Патриархата вместо анонсированных 30-ти — митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий), митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и благочинный Винницкого районного благочиния архимандрит Дорофей (Маркевич). Итоги так называемого « Киевского собора » комментирует главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов : С утра активно распространялись слухи, что главой новой раскольнической структуры будет избран митрополит Винницкий и Барский Симеон, кандидатуру которого лоббировал президент Петр Порошенко. Однако у Петра Алексеевича и тут не заладилось. В последнее время у него провал следует за провалом. Несмотря на бесцеремонное давление со стороны СБУ, Порошенко столкнулся с твердостью украинского епископата и духовенства, которых не удалось ни шантажом, ни посулами заманить на так называемый «собор». В итоге на «собор» заявились только два архиерея, причем один из них - Драбинко - викарный, т.е. епархией не управляет. Ходили слухи, что митрополит Симеон привез с собой выбитые СБУ доверенности от 15 архиереев, которые якобы уполномочили его голосовать на «соборе». Само по себе это представлялось чем-то немыслимым, когда один человек голосовал бы 15 мандатами. Но чего на Украине не бывает. Однако и это оказалось «уткой».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/15/fi...

(Заметки Преосвященного Макария, епископа тамбовского и шацкого). В 1856 году я имел возможность пользоваться, хотя и короткое время, Великими Чети-Минеями новгородского архиепископа, впоследствии всероссийского митрополита, Макария, находящимися в новгородской Софийской библиотеке. Главною целью моею были русские статьи, которые я спешил списывать или, по крайней мере, сравнивать с другими, известными мне, списками тех же сочинений. Но вместе я не мог не ознакомиться до некоторой степени и вообще с этими драгоценными книгами и не заметить тех особенностей, какими отличаются они от макарьевских Чети-миней московского Успенского собора, судя по «Оглавлению» последних, напечатанному г. Ундольском в Чтениях московского Исторического общества за 1847 г., 4. При высокой важности Четиих Миней митрополита Макария как для истории русской церкви, так и для истории русской литературы, полагаю, что мои беглые заметки о новгородском списке этого громадного сборника не покажутся чуждыми некоторого интереса. I При трех книгах новгородских Чети-Миней, сентябрьской, октябрьской и майской, в самом начале их, сохранилась следующая накладная архиепископа Макария: «В лето 7049 (1541), в христолюбивое царство святейшего царя Государя великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, в восьмое лето государства его, в первое же надесять лето от рождества его – се яз смиреный Макарий, архиепископ Богоспасаемых градов великого Новограда и Пскова, дал есми сию святую великую книгу Минею четю, месяц Май (Сентябрь и Октябрь) и прочих дванадесять Миней четих, во святую великую в соборную церковь святой Софии, неизреченной премудрости Божия того же преславущего великого Новограда, в шестое надесять лето святительства и паствы своего смирения, на память своей души и по своих родителях в вечной поминок. И да никтож сию святую книгу четю Минею освоит или от святой церкви премудрости Божия насильством восхитит; таковый да судится яко преобидник и похищник Божия церкви не токмо зде, но и в будущий век. А прочитаяй и приемля сию святую книгу Минею четю, по благословению Архиепископа или церковного чиноначальника, велику пользу души приемлет не токмо себе, но и прочим, послушающим со вниманием во славу Божию. Аминь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Игнатий (VIII–IX вв.) 408 Сложная и незаурядная личность Игнатия, сначала диакона Софийского собора в Константинополе, а затем митрополита Никейского, весьма характерна для времени второго периода иконоборческого движения. Даты его жизни точно неизвестны, но, судя по его произведениям, большая часть сознательной жизни его падает на тот период, когда иконоборческое движение приобрело особую остроту. Игнатий не мог не откликнуться на волновавшие всех события того времени: в борьбе противников со сторонниками почитания икон сначала он встал на сторону первых, но потом раскаялся и перешел на сторону иконопочитателей. Трудов Игнатия–иконоборца не сохранилось, за исключением нескольких стихотворений, цитируемых Феодором Студийским; в нашем распоряжении лишь та часть литературного наследия Игнатия, которая отражает его взгляды как иконопочитателя. Это литературное наследие довольно обширно. и, главное, очень разнообразно по жанровому содержанию. Получив блестящее образование, Игнатий стал «грамматиком»; его учителями были образованнейшие люди того времени – патриархи Тарасий и Никифор; Игнатий стал известным писателем, обладавшим к тому же и значительным поэтическим даром. Его перу принадлежит драматическая поэма о грехопадении Адама и Евы – возможно, первый прообраз «Потерянного рая» Мильтона; в то время это был первый образец драмы–мистерии, нашедший более широкое распространение в последующие века. Далее Игнатий переложил многие басни Эзопа на стихи в форме ямбических четверостиший, придав им нередко мораль, отличную от морали Эзопа. Их необыкновенная краткость свидетельствует о редкостном умении автора предельно четко и ясно выразить подчас очень значительное содержание. Басни в его переложении пользовались большой популярностью в последующие столетия. «Ямбы на Фому Славянина», надгробные элегии, несколько канонов также принадлежат перу Игнатия. Как прозаик Игнатий знаменит, главным образом, своими агиографическими произведениями. Они очень тесно связаны с его личной судьбой и написаны в самые различные периоды его литературной деятельности; особенно интересно в этом отношении написанное в ранний период житие Георгия Амастридского, где автор признается в своей неопытности по части искусства описания жизни святого; зато оно ярко свидетельствует о прекрасной риторской выучке Игнатия. Исторические и бытовые описания преподнесены в крайне изощренной форме, со множеством стилистических украшений, риторических вопросов, восклицаний, нравоучительных сентенций от лица автора, со множеством цитат из классических авторов и священного Писания. Синтаксическое построение нарочито удлиненных фраз крайне сложно; это дает основание думать, что житие было рассчитано не на широкую читающую публику, а на образованную часть византийского общества того времени. ЖИТИЕ И ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО И ЧУДОТВОРЦА ГЕОРГИЯ, APXIENUCKONA АМАСТРИДСКОГО 409

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иконы Рождества Богородицы Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… 20 сентября, 2012 Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода. В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.). Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели. Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010