разделы   рассылка  распечатать Бурега В. В. Что улавливают " духовные антенны " Вселенского Патриарха? Источник:  Богослов. ру В Киеве продолжаются юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси. Портал Богослов.Ru не перестает следить за развитием событий в Украине. Уже второй день в Киеве находится Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей, Предстоятели Элладской и Албанской Православных Церквей, а также представители других Поместных Церквей. 26 июля в 11.00 на Софийской площади состоялись торжества, в которых приняли участие Президент Украины и Святейший Патриарх Варфоломей. Именно здесь прозвучало программное обращение Константинопольского Патриарха к украинскому народу. Однако обо всем по порядку. Чудеса и фокусы Вчерашние вечерние выпуски новостей пестрили сообщениями о многочисленных чудесных событиях, которыми сопровождаются Киевские торжества. Так все телеканалы обратили внимание на то, что 25 июля вечером во время совершения Патриархом Варфоломеем богослужения в Софии Киевской над куполами древнего собора неожиданно появилась радуга. В своем сегодняшнем выступлении Виктор Ющенко представил украинскому народу и официальную интерпретацию этого знамения: " Вчера во время богослужения в Святой Софии над ней появилась небесная радуга как благая весть, как благословение над храмом, как улыбка Господа Бога. В нашей истории видим светлый знак – это благословение и поддержка, веками приходившая к Киевской Церкви и к другим братским Церквам от Константинопольской Церкви-Матери " . Однако сегодняшний день (26 июля) начался, увы, проливным дождем. Лишь к полудню, когда торжества на Софийской площади были уже в разгаре, дождь прекратился. Впрочем, небо над Киевом весь день было плотно затянуто облаками. Еще одно чудо было зарегистрировано Министерством внутренних дел. Начальник отдела связей с общественностью ГУМВД Украины в городе Киеве Владимир Полищук, сообщил, что в пятницу, 25 июля, в столице было совершено на 20% меньше преступлений и почти на половину меньше административных правонарушений. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить, что визит Вселенского Патриарха чудесным образом улучшил криминогенную ситуацию в Киеве. Впрочем, руководители МВД Украины не исключают, что это чудо имеет вполне естественное объяснение. Вчера были предприняты беспрецедентные меры безопасности. На улицу вышло семь тысяч работников милиции. Кроме того в городе активно работали спецподраздления Министерства по чрезвычайным ситуациям и Службы безопасности Украины. По маршруту следования президентского кортежа, который сопровождал Патриарха Варфоломея, практически через каждые десять метров стояли милиционеры. Во время вечернего богослужения в Святой Софии Георгиевский переулок и Золотоворотская улица (прилегающие к собору) были буквально запружены пожарными машинами и автобусами с бойцами ОМОНа.

http://religare.ru/2_56521.html

Служба Воздвиженью Креста Косьмы Маюмского Подготовка текста, перевод и комментарии Т. В. Ткачевой Праздник Всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста (14 сентября) установлен церковью в воспоминание обретения креста Господня в 335 г. Центральной частью службы Воздвиженью является канон Воздвиженью Креста, принадлежащий одному из крупнейших византийских гимнографов VII–VIII вв. Косьме Маюмскому (Иерусалимскому). Современник и друг Иоанна Дамаскина , он подвизался одновременно с ним в лавре савваитов близ Иерусалима, позднее был епископом города Маюмы близ Газы. «Канон – жанровая форма византийской гимнографии, сложившаяся к VIII в. Структура канона сложна: он состоит из девяти “песней” (нормально – из восьми, ибо вторая “песнь” опускается во всех канонах, кроме великопостных), причем каждая “песнь”, соотносимая с определенным библейским моментом, членится на “ирмос” (зачин) и несколько “тропарей”; полное “чинопоследование” канона включает и другие компоненты. Поэтика канона отмечена торжественной статичностью, медлительной витиеватостью» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., I997. С. 341). Служба Воздвиженью входит в числе других служб в состав служебных миней. Славянский перевод миней – древний, осуществлен в конце Х–начале XI в. на славянском юге. Этот древнейший перевод дошел до нас в так называемой русской редакции. Все сохранившиеся списки имеют обширный репертуар грамматических, орфографических и лексических русизмов. Публикуемый славянский текст Службы Воздвиженью содержится в древнерусской служебной минее XII в. из собрания Новгородского Софийского собора (РНБ, Софийское собр., 188). Служба Воздвиженью наряду с другими издана и исследована И. В. Ягичем в его работе «Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–97 гг.». (СПб., 1886). В качестве основного им использован список Праздничной минеи, данные Софийского списка учтены в разночтениях. Нами выбран Софийский список, поскольку именно в нем Служба Воздвиженью в большинстве случаев содержит корректные чтения. Ряд исправлений в нашей публикации делается с учетом списков, изданных И. В. Ягичем, а также греческого текста канона Косьмы Маюмского (PG. 98. 501–504).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В праздник Собора Вологодских святых состоялось перенесение мощей праведного Александра Баданина в Лазаревский храм г. Вологды 26 июня 2023 г. 15:24 25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Вологодских святых, в Вологде состоялось торжественное перенесение мощей праведного Александра Вологодского (Баданина) из Софийского кафедрального собора в Лазаревский храм. Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан — потомок праведного Александра, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , при котором в 2000 году было совершено прославление праведного Александра в лике местночтимых святых, епископ Железногорский и Льговский Паисий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , сонм духовенства Вологодской епархии , а также Московской , Ярославской , Мурманской епархий. Богослужебные песнопения исполняли архиерейский хор Вологодского кафедрального собора под управлением А.П. Бурдиной и сводный хор Вологодской духовной семинарии под управлением С.В. Гладковой. За богослужением молились настоятельница Горне-Успенского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители и настоятельница Горицкого Воскресенского монастыря села Горицы игумения Тавифа (Федорова). В храме также присутствовали: заместители губернатора Вологодской области Л.В. Каманина и Е.А. Богомазов, мэр Вологды С.А. Воропанов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Ю.В. Шахбазов, начальник Вологодского института права и экономики ФСИН России Е.Л. Харьковский. Во время богослужения были вознесены особые прошения о российском воинстве и о мире; владыка Савва вознес молитву о Святой Руси. Иеромонах Ферапонт, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого монастыря, обратился к собравшимся с проповедью. Богослужение прошло при большом стечении народа.

http://patriarchia.ru/db/text/6038360.ht...

Анатолий. – Для определения времени правления этого патриарха источники представляют очень мало данных. Самым ясным и точным свидетельством о времени занятия им кафедры нужно признать показание Феодора Чтеца в 5-й книге его «Церковной истории», отрывок из которой был читан во втором заседания 7-го вселенского собора. Здесь сообщается, что рукоположение Анатолия произошло в консульство Протогена и Астерия (или Астурия), т. е., в 449 г. 461 С этим показанием согласны почти все другие свидетельства источников. В таблицах Феофановой летописи 1-й год правления Анатолия приурочивается к 42-му году царствования Феодосия младшего, к 442 году от Р. Хр. алекс. эры, который отвечает нашим 449 (с сентября до января) и 450 (с января до сентября) годам 462 . Кедрин явно заимствует свое сообщение у Феофана, когда говорит о поставлении Анатолия в 42-м году царствования Феодосия 463 . Иначе обозначают начало правления Анатолия Виктор Тунунский и автор Пасхальной хроники. Первый прямо говорит о преемстве Анатолия Флавиану под 450 годом 464 , а второй утверждает даже, что самый Ефесский сбор, низложивший Флавиана, был в 450 году; следовательно, поставление Анатолия, по этому свидетельству, отнюдь не могло произойти в 449 году 465 . Но показание Виктора не совсем ясно по самой форме своей; при том, оно стоит в хронике после сообщения смерти Феодосия. Между тем, известно письмо папы Льва великого к этому императору, писанное в половине июля 450 г., в котором папа требует от нового патриарха исповедания веры 466 . Кроме того в виду сказанного о хронике Виктора свидетельство его в данном случае не имеет значения. Что касается показания автора Пасхальной хроники, то оно страдает тем же недостатком, относя самый Ефесский собор к 450 году, когда в деяниях этого собора рассеяно множество свидетельств, приурочивающих его к средине 449 г. 467 Во всяком случае, это показание автора второй четверти 7 в. по своей компетентности не может равняться с свидетельством Феодора Чтеца , проходившего свою должность при Софийском храме в Константинополе и писавшего свою историю в первой четверти 6 столетия 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Константиново гонение А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Итак, раболепная греческая иерархия предала иконы и по инерции покорилась воле своего кесаря. Однако полугодовая длительность собора косвенно свидетельствует ο скрытой борьбе мнений за кулисами этого собора. Теперь Константин считал, что его руки развязаны для насильственного проведения в жизни определений «вселенского собора.» Началось с очистки церквей от икон. Характерно, что собор 754 г. кончался не в храме св. Софии, блиставшем мозаическими иконами и монументально свидетельствовавшем ο вере прежней церкви, a во Влахернском храме, который был раньше расписан картинами евангельской истории. Эти фрески приказано было замазать и по новому грунту наскоро расписать арабесками и виньетками из птиц и растений, так что, к великому огорчению православных, церковь стала похожей «на зеленную лавку и птичью выставку» (οπωροφυλακειον και ορνεοσκοπειον). Β разных общественных зданиях и дворцах священные изображеция закрашивались, a, по житию св. Стефана Нового, «сатанинские изображения всадников, охоты, театральных сцен, конских бегов оставались в почете и сохранялись.» Усердствовали некоторые епископы, и церкви оголялись и лишались икон. Истреблялись и калечились книги, украшенные иконными миниатюрами. По каталогу Софийской библиотеки, оказались две такие книги сожженными. Иллюстрированные жития всех святых мучеников оказались с вырезанными листами. Β других книгах вырезались листы со свидетельствами об иконах. Эти искалеченные иконоборцами экземпляры и теперь фигурируют пред нами на византологических выставках. Многое истреблялось целиком. Β Ефесском округе, например, в городе Фокии было сожжено более 30 книг. Хотя собор и не отверг мощей, но крайняя светская партия и сам император были противниками и мощей. Под всякими предлогами старались их устранять. Так Константин приказал закрыть чтимый храм св. Евфимии в Халкидоне (место IV Вселенского собора) и мощи мученицы утопить в море, a церковь превратить в арсенал.

http://sedmitza.ru/lib/text/435386/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вербицкий Максим Андреевич; 4.08.1869, г. Гадяч Полтавской губ.- 14.02.1932, Киев), архиеп. Киевский. По окончании Полтавской ДС (1889) определен учителем народного земского уч-ща. В 1890 г. рукоположен во иерея, служил в с. Ольшана, с 1893 г.- в с. Войтовцы Полтавской губ. В 1895 г. поступил в КДА. Будучи студентом академии, в 1896 г. постригся в монашество с именем Димитрий. В 1899 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. С 1900 г. миссионер-проповедник в Новонямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре Кишинёвской епархии. В 1901 г. назначен смотрителем Единецкого ДУ, в дек. 1902 г. переведен в той же должности в Киево-Софийское ДУ. В 1904 г. возведен в сан архимандрита. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. 31 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Уманского. Хиротонию, состоявшуюся в С.-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Д. был назначен викарием Киевской епархии, одновременно являлся настоятелем киевского Николо-Пустынного мон-ря. С 30 июня 1917 г. глава комиссии, образованной Киевской епархиальной радой для подготовки Всеукраинского Православного Церковного Собора (ВПЦС). Вышел из комиссии после объявления Синода РПЦ о нежелательности созыва ВПЦС ввиду ожидавшегося в авг. того же года открытия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. получил предложение возглавить организованную сторонниками автокефалии Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР), но отказался, усмотрев в ее деятельности покушение на канонический строй Церкви. 21 дек. ВПЦР потребовала от Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) покинуть Киев, передав управление одному из викариев-украинцев: Д. или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Участник канонического Всеукраинского Православного Церковного Собора 1918 г., созванного с одобрения Поместного Собора Российской Церкви.

http://pravenc.ru/text/178147.html

Он родился 6 ноября 1867 г. в Рязанской епархии в семье священника и в миру звался Михаил Александрович. Окончил Казанскую духовную семинарию (1888) и Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия и был назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии. В 1892 году он был рукоположен во священника. В 1902 г. принял постриг, и был назначен инспектором Харьковской духовной семинарии. В 1905 г. ректор Казанской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита, магистр богословия (1906), магистерская диссертация " Преображение Господа Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея " . В 1907 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 21-25 ноября 1908 г. принимал участие в Волжско-Камском областном патриотическом съезде в Казани, на котором выступал с речью. С 1914 г. епископ Самарский и Ставропольский. Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918. В октябре 1918 г., опасаясь преследования, владыка бежал с отступавшими казачьими частями атамана А.И.Дутова. С декабря 1918 г. по октябрь 1922 г. управлял Владивостокской епархией. Участник Приамурского Земского Собора. В эмиграции в Китае, был противником учреждения самостоятельной Харбинской епархии, выступал за сохранение подчиненности священноначалию Русской Православной Церкви. Скончался в Харбине, похоронен у Софийской церкви. «Царь. Вера. Земля». К столетию Приамурского земского собора Сегодня мы вспоминаем князя Можайского и Верейского Андрея Дмитриевича (1382-1432), родоначальника Можайских князей. Князь Андрей Дмитриевич - третий сын великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны. Князь Можайский и Верейский в 1389 —1432 гг. Родоначальник Можайских князей. Погребен в Москве , в Архангельском соборе. Удел его составляли: Можайск, Верея, Медынь, Калуга, Белоозерск. Был на протяжении своей жизни верным союзником своего старшего брата Василия, а затем и племянника — Василия Темного. Основатель Лужецкого и Колоцкого монастырей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/22/de...

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлая печаль Повесть 03.06.2010 434 Время на чтение 8 минут Глава 3 Глава 1 Глава 2 Серьезное было батюшке поручение, даже страшно ему стало. Вдруг он своей неосторожностью послужит причиной уничтожения мощей св.Александра Невского... Этого он не простит себе никогда. Однажды, после совершения Божественной Литургии в своем храме Александра Невского в Парголово, отец Кирилл объявил прихожанам о поручении владыки идти к властям просить мощи Великого князя Александра Невского и попросил вместе с ним на молебне горячо помолиться об этом. Со слезами на глазах прихожане вместе со священником долго молились на коленях. ...И, о радость! В музее ему сообщили о том, что мощи существуют, и что их могут возвратить Церкви. А также директор приватно добавил, что они со временем могут передать барочный иконостас для Софийского собора. В означенный день митрополит Алексий с личным секретарем отцом Георгием, настоятелем Троицкого собора Александро-Невской лавры отцом Игорем и отцом Кириллом прибыли в музей Еще батюшка Кирилл пригласил отца Василия, своего духовного отца. Священнослужители представляли Церковь. А со стороны светской власти были работники музея. Собрались все под сводами Казанского собора. На столе была постелена белая скатерть, на которой стоял ковчег с мощами. Рядом лежали мощи преподобных Соловецких святых Германа и Савватия. Ковчег был опечатан. Судя по дате на печати, он не вскрывался с 1925 года. Владыка митрополит вскрыл печать и открыл ковчег. Приоткрыл белую ткань, и все присутствующие увидели мощи Александра Невского, черепа там не было. После осмотра владыка уложил мощи на место. Закрыл ковчег и опечатал сургучовой печатью. Отец Кирилл стоял рядом. И вот он видит, что небольшая частичка мощей осталась на скатерти. «Частичка!» - громко воскликнул он, и все повернулись в его сторону. Несколько секунд была пауза, владыка тоже молчал, видимо, обдумывал, что делать. И тогда вспоминает батюшка слова своей матушки Елены: «Возьми, - говорила она, - чистый конверт в карман, тебе, я верю, достанется частичка мощей св.Александра Невского за твои труды». Он достает на глазах у всех из кармана этот конверт и кладет частичку туда с молчаливого согласия митрополита...

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/04/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010