В Санкт-Петербургской духовной академии прошел актовый день 10 октября 2019 г. 10:52 9 октября 2019 года в  Санкт-Петербургской духовной академии  отметили память небесного покровителя этой духовной школы — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это 210-й престольный праздник, который Академия на Неве встретила в статусе высшего учебного заведения. Божественную литургию в домовом академическом храме возглавил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы, ректор  Сретенской духовной семинарии   архиепископ Верейский Амвросий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий ,  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , ректор СПбДА  епископ Петергофский Силуан , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  протоиерей Максим Козлов , первый проректор СПбДА заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, преподаватель Академии архимандрит Августин (Никитин), клирик Новгородского Софийского кафедрального собора протоиерей Александр Ранне, регент хора  Киевской духовной академии  архимандрит Роман Подлубняк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лодейном Поле Ленинградской области протоиерей Михаил Николаев, настоятель часовни святой блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки протоиерей Орест Червинский, протоиерей Евгений Стойка, проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин и настоятель храма святителя Алексия Митрополита Московского при Санкт-Петербургском госпитале ветеранов войн протоиерей Алексей Балакай, ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев), а также гости Академии, духовенство  Санкт-Петербургской митрополии  и выпускники в священном сане; диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.

http://patriarchia.ru/db/text/5511063.ht...

В Японии сегодня мода на христианство Я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь. 12 сентября, 2009 Я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь. Читайте также: Не было столь уважаемого в Японии человека, кроме императора Вербное воскресенье в Японии. Фоторепортаж Интерфакс-Религия Первые ростки православия появились в Японии в результате активной миссионерской деятельности святителя Николая (Касаткина). Сегодня в стране «восходящего солнца» насчитывается несколько десятков православных верующих. О том, как японцы воспринимают проповедь о Христе и каковы перспективы православной миссии в Японии, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал наместник православного Свято-Никольского монастыря в Токио иеромонах Герасим (Шевцов). — Отец Герасим, как давно Вы служите в Японии? — Недолго, всего год и два месяца. Но мне известно немало интересных историй, связанных с воцерковлением местных жителей. Большинство японцев приходит к православию из протестантизма и католичества. Однако я знаю девушку, которая пришла к православной вере из язычества. Еще в детстве она начала думать о том, кто же сотворил этот мир, и постепенно пришла к мыслям о Боге как о Творце мира. Потом у нее родилось желание уйти в буддийский монастырь, но каким-то образом, как, она и сама не может объяснить, у нее появились мысли о том, что истина содержится в христианстве. Возможно, сказалось то, что она ходила в протестантский детский сад, и какие-то семена в ее душу запали. Из телепередач она узнала о русском православии, и в конце концов эта японка поступила на факультет русского языка в Софийском католическом университете, затем поехала в Россию. И здесь она, наконец, нашла то, что искала. Теперь она прихожанка собора Воскресения Христова в Токио (Николай-до).

http://pravmir.ru/v-kakom-to-smysle-v-ya...

Великий Новгород Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 58.522857; 31.269816 Россия, Великий Новгород Великий Новгород, Новгородская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Областной центр в 550 км к северо-западу от Москвы, 180 км к югу от Санкт-Петербурга, на р. Волхов. В 6 км от Новгорода находится озеро Ильмень . Население около 230 тыс. человек. Субъективно Великий Новгород не похож ни на один другой город. Он и правда великий. Понять причину этого ощущения трудно. Да, древнейшие, своеобразные, подлинно русские храмы. Да, люди светловолосые, настоящие русские… или викинги. Да, нагромождения великой истории на каждом шагу. Это всё? Возможно, особенность города и в независимости его людей. Конечно, он зависим от туристов. Иностранная речь звучит здесь едва ли не чаще русской. Но новгородцы не побираются. Только стоит в кольчугах, с боевыми топорами и мечами пара удалых молодцов: сфотографироваться с ними – за деньги, а порубиться на мечах, вероятно, – бесплатно. Почти весь правый придел Софийского собора – раскрытая усыпальница: обнажены места захоронений, совершавшихся в течение тысячи лет. Здесь хорошо постоять и задуматься. В мире немало мест, где можно видеть древние камни и фрески. Но мало где на такой тесной площади упокоилось столько святых. Причём многие ложились сюда просто «по должности», будучи местными архиереями. Просто жили люди, служили Богу, выполняли свой долг. А восстали святыми. Из новгородских архиереев вышло 19 святых. История возникновения Новгорода описывается в летописи " Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить и откуда началась русская земля " . Для знакомства с Новгородом необходимо не менее двух-трех дней. Православие в Новгороде [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).

http://azbyka.ru/palomnik/Великий_Новгор...

Владимир Русак Скачать epub pdf Список важнейших событий Русской истории 862 Легендарное призвание варяжских князей (Рюрикас братьями) новгородцами. Начало Русского государства. Поход Аскольда и Дира на Царьград Захват Киева Олегом и основание великого княжестваКиевского. Перенесение столицы в Киев. Поход Олега на Царьград. Договор Олега с греками. Второй договор Олега с греками. Поход на греков. Поход на греков. Договор Игоря с греками. Великая княгиня Ольга посещает Константинопольи принимает там крещение. Отнятие Великим князем Владимиром от ляхов Прикарпатскихгородов и земель. Поход князя Владимира на Корсунь. Крещение князяВладимира. Женитьба его на греческой царевне. Крещениекиевского народа. Приход митрополита с епископами и крещение всегонарода. Заложение Десятинной церкви. Учреждение православных епархий Новгородской, Черниговской,Владимиро-Волынской, Полоцкой, Туровской, Белгородской,Ростовской, Тмутараканской. Освящение Десятинной церкви и дарование ей (и митрополиту)десятины. Кончина Равноапостольного Великого князя Владимира.Убийство Святополком князей Бориса и Глеба. Учреждение Киевской Митрополии. Открытие в Новгородеучилища под управлением епископа Иоакима. Епископ Иоаким открывает в Новгороде училище. Учреждение Юрьевской епархии. Нашествие печенегов на Киев. Освящение Софийского собора, построенного ЯpocлaboмI в Новгороде. Построение Георгиевского и Ирининскогомонастырей в Киеве. Учреждение Переяславской епархии. Начало создания первой русской Летописи. Основание святым Антонием Киево-Печерского монастыря.Поставление митроп. Илариона своими русскими епископамибез сношения с греками. Окончательное отделение Восточной и Западной Церкви.Разделение Руси между сыновьями Ярослава Мудрого.Утверждение удельной государственной системы. Перемещение Печерского монастыря из пещеры на поверхность. Открытие дочерью великого князя Всеволода ЯрославичаАнной при женском монастыре в Киеве училища для детей. Установление праздника в память перенесения мощейсвятителя Николая в Бари (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологда. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. Никольская церковь во Владычной слободе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому (Владыке). Владычненские крестьяне характеризовали собственное положение так: «Мы живем не на пашне, а промышляем торжком».  Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору. Г. Лукомский так описывал храм: " Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками " . В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь еще в начале XX века помещали живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены входы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века и выглядящей контрастно по отношению к церкви. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжелый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.

http://sobory.ru/article/?object=01095

Вологда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Покровская церковь, церковь Покрова на Торгу Карта и ближайшие объекты Построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась " у государя на сенях " , что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества. Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. История храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу уходит своими корнями в глубокую древность. Первый деревянный храм на этом месте возник в XIII веке. Никаких точных письменных источников о его существовании не сохранилось, однако именно в этом районе располагалась территория под названием Числиха (от слова «число» - место пребывания монголо-татарской администрации в городе, а, следовательно, и наместника великого князя). Церковь Покрова на Числихе сгорела в 1486 году, об этом упоминает летопись города. Отстраивалась ли она заново - неизвестно. Довольно скоро, во 2-й половине XVI века, на ее месте появляется новая домовая «государева церковь», располагавшаяся во дворце Ивана Грозного и освященная в честь Иоакима и Анны. Пожар 1605 года уничтожил царский дворец и близлежащие церкви. Кое-что из церковной утвари удалось спасти, церкви же предстояло возводить заново. Сделано это было довольно быстро. На месте дворца строится церковь правед¬ных Иоакима и Анны. Во второй половине XVII века на месте Иоакимовской церкви был построен новый деревянный храм. Его главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а Иоакимо-Анновский престол стал придельным. Каменное здание Покровского храма построено во второй половине XVIII столетия. В клировых ведомостях дата построения отмечена 1777-1778 годами. В краеведческой литературе значится 1789 год, а в документах вологодского архива имеется прошение священника Алексея Петрова от 19 декабря 1784 года с просьбой об освящении вновь построенной церкви: «... церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что внутри града... строением каменная построена и ко освящению, со всем церковным благолепием, приуготовлена...». Освящение состоялось 6 апреля 1785 года.

http://sobory.ru/article/?object=04562

Восстановление поруганного креста в Архангельске. 16 сентября 2012 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  7 ноября 2012 г. 01:00 Испытание нашей веры: слово Церкви в защиту святынь За последние полгода совершен ряд актов вандализма в отношении православных святынь. Но " бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, появления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы " , говорится в заявлении ВЦС Русской Православной Церкви. Почему такие случаи участились именно сегодня и как реагировать на подобные бесчинства православному человеку? Об этом размышляют священноначалие, духовенство, миряне тех епархий и храмов, где произошли подобные случаи. Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира: Эти люди сами отлучают себя от Церкви С духовной точки зрения две акции — спиливание сразу после праздника Происхождения древ честного креста Господня поклонного креста (установлен над Майданом Незалежности) и осуществленная femen " истками на Страстной седмице на колокольне Софийского собора акция — это искушение, испытание нашей веры. Прежде всего испытание ее соответствия Евангелию и опыту святых, прошедших через гонения и страдания за Христа. В этом смысле нам, живущим в обществе безудержного потребления и комфорта, необходимо вспомнить об опыте мучеников и особенно новомучеников ХХ столетия. Наверное, не случайно эти события произошли в год 75-й годовщины ставшего нарицательным 1937 года, а спиливанию подвергся крест, установленный в память жертв богоборческого режима. Следует подчеркнуть: проводящие такие акции люди сами сознательно отлучают себя от Церкви. Более того, своими действиями они демонстрируют, что к Церкви не принадлежат. Безусловно, эти события оскорбляют наши религиозные чувства. И Церковь не может не реагировать на них, не может не классифицировать их как кощунственные и провокационные. Однако наша реакция не медийная, не политическая, а церковная, евангельская. Мы реагировали и будем реагировать так, как реагировал Господь на действия распинавших Его на кресте людей. Он обращался к Богу в молитве со словами: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 33). Церковь будет молиться, чтобы благодать Божия коснулась сердец и этих несчастных и они вернулись к Богу и в спасительную церковную ограду.

http://e-vestnik.ru/church/uchastilsya_v...

[греч. πολτως χειροτονεν, лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. Χειροτονα или προχερησις подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же χειροθεσα означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония ). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, нижè в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерския чести, и быти им отрешенным» (Анкир. 18, см. также I Всел. 8). Правило не лишает епископа достоинства, оно предоставляет ему возможность пользоваться честью, равною с пресвитерами, за неимением более высокой должности (ср. Халкид. 29). Если не по своей вине, а по причине, «от него не зависящей», окажется епископ без места служения, «таковый да участвует и в чести, и служении епископом, токмо нимало не вмешиваяся в дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определит о нем совершенный Собор тоя области, по представлении в оный дела» (Антиох. 18). Нарушения этого установления на Востоке фиксируются в новелле Алексея I Комнина 1107 г.: при софийской церкви было много клириков, не получавших никакого содержания и ожидавших должности. Иоанн Зонара в толковании на 6-е халкид. прав. говорит, что в древности не только архиереи рукополагались во епископа определенного города, но и проч. клирики прямо были наименованы как священники, диаконы и проч. такой-то церкви, а «ныне [XII в.] это совсем оставлено» (...).

http://pravenc.ru/text/62498.html

Гродно. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский кафедральный собор Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел  неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (ст.с.) 1907 года. Бурные политические события начала XX века (три революции, Первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=03897

ДЕЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивейших и христолюбивых государей наших Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, во время октябрьских календ, индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, собранный Божиею милостию и по благочестивому повелению богохранимых государей в Никее, славной митрополии в области вифинской. Собрались: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители блаженнейшего и святейшего Адриана, архиепископа древнего Рима, Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима: и Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольских престолов восточного диоцеза. Они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, называемой Софийскою, где присутствовали и слушали славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Петрона, славнейший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и Иоанн, императорский остиарий и военный логофет; весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии. Присутствовали также благочестивейшие архимандриты и игумены и все множество иноков. Когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие, святейший патриарх Тарасий сказал: «в предыдущие тщательные деяния (этого собора), гортань наша, под вдохновением Господа Вседержителя, наставлявшего нас, преследовала истину, потому что мы учим согласно с прочитанными посланиями святейших мужей востока и запада. Но так как пророческое слово заповедует нам: «На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, проповедуй с крепостию, возвыси глас твой, благовествуяй Иерусалиму: проповедуйте, не бойтеся (Исаии 40, 9): то мы, священные мужи, последуя этому пророческому повелению, будем проповедовать, возвысив наши голоса, и провозгласим мир кафолической церкви, которая есть истинный Сион и город небесного Царя, Христа Бога нашего. Но как это сделать? Пусть будут принесены и положены пред нами для слушания книги преславных святых отцов, и черпая из них пусть каждый из нас напаяет свою паству. Таким образом по всей земле разнесется наше вещание и до пределов вселенной сила слов наших; при чем мы не передвигаем пределов, положенных отцами нашими, но, наставленные апостольски, сохраняем то предание, которое получили».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010