По преданию, первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни. Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль. Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых. Святитель Софроний (в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения. Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский (+1754) и Павел, митрополит Тобольский (+1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее: ”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения (Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.

http://sobory.ru/article/?object=13959

Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный вновь был разрушен сильным землетрясением. Но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения. После октябрьского переворота история Софийского собора, равно как и множества других православных храмов, обрывается. Некоторое время в нем по-прежнему совершались богослужения, но в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. Большевики пытались закрыть собор в 1929 и 1931 годах. В 1937 году им это удалось. Здание собора переоборудовали под клуб, затем в нем располагался кинотеатр «Ударник», а позднее кукольный театр. К концу 1980-х годов здание оказалось в аварийном состоянии. В 1989 году епархия предприняла попытку вернуть Софийский собор Церкви. Вопрос о его возвращении обсуждался и в местной прессе. Но едва об этом заговорили, он был окончательно разрушен. Все это время в склепах поруганного и разоренного храма находились останки двух Туркестанских святителей – архиепископа Софонии и епископа Никона (Богоявленского). Позже выяснилось, что место упокоения архиереев было вскрыто и частично разорено. Иверско-Серафимовская обитель в городе Верном была учреждена указом Святейшего Синода от 20 декабря 1908 года. Сначала – как женская община при Всехсвятской церкви близ городского кладбища на Ташкентской аллее. Руины Софийского собора, 1989 г. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря опытная монахиня Нектария. В 1910 году община, по ходатайству епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), была обращена в женский общежительный монастырь. Более 100 насельниц несли здесь свой молитвенный подвиг под чутким руководством монахини Нектарии. Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря после октябрьского переворота здесь проходили грандиозные крестные ходы, в которых участвовало от двух до трех тысяч человек. С сентября 1918 года обитель существовала на положении коммуны, а весной 1921 года монастырь был закрыт. Последней из насельниц Иверско-Серафимовского монастыря, доживших до наших дней, была монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина). Прожив многотрудную подвижническую жизнь, матушка Магдалина мирно почила о Господе 24 января 1993 года на 106-м году жизни.

http://pravoslavie.ru/4483.html

Фрески были выполнены специально к престольному празднику храма – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья. Софийский собор расписывала артель изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В. К. Курилова. Работы над росписью Софийского собора продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 квадратных метров. Фрески, выполненные по эскизам В. К. Курилова, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. Фигуры Христа, Божией Матери, апостолов и святых написаны в лучших традициях палехских мастеров. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золото – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане. По материалам: Вокруг Софийского собора, отстроенного в камне в 1864 году (когда Семиречье окончательно вошло в состав России, а Китай и Коканд от претензий на него отказались), постепенно стал образовываться монастырь, названный в честь Иверской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Активное участие в создании обители принимал епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе)... Иверско-Серафимовский монастырь официально открылся в декабре 1908 года. Из Москвы в благословение новой обители передали копию чудотворной Иверской иконы. Первой настоятельницей стала монахиня Нектария, приехавшая из Ставрополья. К началу революции в обители насчитывалось более 100 насельниц. С приходом большевиов многие из них пострадали. Первой жертвой стала инокиня Евдокия, расстрелянная большевиками 28 сентября 1918 года. Через три года монастырь закрыли, не успевших уехать сестер тоже расстреляли. Удивительным образом удалось спастись и дожить до наших дней монахине Магдалине (в миру Феоктисте Савельевне Халиной). Последняя сестра Иверско-Серафимовской обители прожила почти 106 лет и умерла в январе 1993 года. А через десять лет Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монастыря на месте разрушенного Софийского собора. Настоятельницей назначили игумению Любовь (Якушкину). Благодаря трудам новых насельниц и благотворителей монастырь стал возрождаться. Был построен храм во имя блаженной Матроны Московской, затем возвели новый Софийский собор, потом часовню преподобного Серафима Саровского и часовню над источником. Возвели жилой и административный корпуса, обнесли территорию оградой. 20 декабря 2008 года Иверско-Серафимовская обитель была открыта для верующих вновь. Сегодня это самый крупный православный монастырь в Алматы, занимающий территорию целого квартала, и один из самых важных духовных центров города, где ведется активная просветительская и благотворительная деятельность.

http://sobory.ru/article/?object=46640

Варлаама, прямо говорится о монастырях многих, поставленных князьями и боярами 317 . Но, кроме сего, около 70 тогдашних монастырей остались нам известными даже по имени 318 . Из них до 22 воздвигнуто в России южной. Замечательнейшие из этих монастырей: В Киеве и его окрестностях: а) монастырь во имя Архистратига Михаила, основанный, вдруг после крещения Руси, первым Митрополитом нашим св. Михаилом на крутой Киевской горе против холма Перунова, как бы в знамение победы быстро водворявшегося у нас Христианства над древним язычеством; б) Киево-Межигорский, воздвигнутый в то же время и, за благословением того же Первосвятителя, прибывшими вместе с ним Греческими монахами, близ Вышгорода на горе, называвшейся Белой Спас, от которой и монастырь назывался впоследствии Спасским; в) Киево-Выдубицкий или Всеволожъ, основанный еще в 990 г. на месте, где пристал к берегу плывший по Днепру Перун, и потом в 1070 г. обновленный и распространенный Великим Князем Всеволодом Ярославичем; г) Георгиевский, заложенный (в 1037 г.) В. К. Ярославом во имя Ангела своего, на западе от Софийского собора, по направленно к золотым воротам, и предназначенный для столования Русских Епископов; д) Ирининский женский, на юг и также не вдалеке от Софийского собора, поставленный (в 1037 г.) тем же Великим Князем, по желанию, как некоторые полагают, своей супруги Анны или Ирины; е) Киево-Пустынно-Николаевский мужеский, доныне существующий: основание ему положено, по мнению одних, будто бы еще Благоверною Княгинею Ольгою над самою могилою Аскольда, в Христианстве Николая, а по мнению других, Мстиславом Владимировичем, сыном В. К. Мономаха в 1113 году; ж) Киево-Кирилловский мужеский, ныне упраздненный, построенный дочерью Великого Князя Киевского Всеволода Ярославича, Польскою Королевою Мариею в 1160 или 72 году. Но знаменитейший из всех Киевских монастырей, явившихся в то время (которых вообще по имени известно до 14), без всякого сомнения, есть – з) монастырь Киево-Печерский, основанный препод. Антонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сестры Магдалина (слева) и Ксения. Фото: Родина      Украинка и русская, называя друг дружку сестрами, в трудах и молитвах живут на окраине японского села Мацуо. Им почтительно кланяется вся округа, называя " небесными людьми " . Иероглифы и кресты От футуристического Токио до православного Софийского монастыря час езды по скоростной бетонке. И еще чуть-чуть – по узкой дороге меж полями и перелесками. За сельским кладбищем с иероглифами на надгробиях дорога виляет вправо – и тут же открывается маковка храма. Ухоженный дом, православная церковка, рядок могил, охраняемых крестами... Здесь, в префектуре Тибо, большую часть из своих 94 лет прожил архиепископ Николай (Саяна). Японец с блистательным светским образованием социолога, он был крещен в православие в раннем детстве. Жизнь посвятил служению Богу: в 1962 году был пострижен в монахи в Троице-Сергиевой лавре, свой земной путь закончил в сане архиепископа в августе 2008 года. На момент смерти владыка Николай являлся старейшим архиереем Русской православной церкви. Он оставил в Японии сотни последователей православия. На месте своей дачи в селе Мацуо владыка Николай построил церковь, организовал Софийский женский монастырь. А на закате долгой жизни, когда силы уже оставляли его, пришла подмога. Настоятель токийского храма Александра Невского протоиерей Николай Кацюбан обратился в Московскую Патриархию с просьбой прислать к старенькому архиерею православных монахинь. Москва просьбу услышала, и в 2003 году в Японию прилетела благочинная Уссурийского Рождественско-Богородичного женского монастыря матушка Ксения. Это она выходит из дома нам навстречу. Улыбнувшись, тихо говорит: " Здравствуйте " . Выбор медсестры Монахиня Ксения родилась на Черниговщине, ее мама была псаломщицей сельского храма. – Веру я впитала с молоком матери, за что в школе песочили нещадно. Но это только закаляло меня и веру мою, – признается инокиня. По образованию фельдшер, она несколько лет отработала в реанимации районной больницы. Потом уехала в Сергиев Посад, где жил ее духовный отец. Пришел день и час, вчерашняя медсестра приняла монашеский постриг. А перст судьбы привел ее на Дальний Восток, в женский монастырь Уссурийска.

http://pravoslavie.ru/95873.html

Столь многие вдруг новые распоряжения не могли быть скоро исполнены, а некоторые в том же году по неудобству исполнения и отменены, как то, именным указом от 13 июля того же года дозволено уже митрополиту иметь пребывание как в Лавре, так и в доме своем при соборе; а пока сделан будет план Киеву и устроится дом для академии внутри верхнего города, оставаться ей в Братском монастыре, не включая однако же его в штат; ректору и учащим быть в числе положенных по штату при архиерейском доме и Лавре и содержание получать из сумм, на оные и на академию определенных; госпиталь устроить в Межигорском бывшем монастыре (который однако же в 1787 г. весь выгорел и остался в запустении до 1798 г., с коего заведена в нем фаянсовая фабрика), а инвалидный дом учредить в Кирилловском монастыре. В 1787 г., когда императрица, путешествовавшая в южные российские губернии, пребывала целую весну в Киеве, то по представлению Преосвященного Самуила указом 15 марта повелено академию навсегда уже оставить в Братском монастыре, который и содержать из 8400 рублей суммы, на него определенной, заимствуя для священнослужения монахов из Киево-Печерской Лавры; дать для академии загородной дом и выгонную землю против второклассных монастырей; завести для оной в Лавре гражданскую типографию с тем, чтобы печатать книги как на российском, так и на иностранных языках; прибавить к отпускаемой на академию сумм еще по 600 рублей ежегодно; Переяславскую семинарию содержать на сумму академическую, отпуская на оную по 500 руб. и быть ей в зависимости от академии; указом того же числа греческий Екатерининский монастырь повелено перевести в Петропавловский, оставив ему в подворье и Екатерининский, и быть ему на основании Московского Греческого монастыря, то есть без отчетов употребления своих штатных сумм и доходов, коих остатки дозволено обращать на милостынное подаяние православным монастырям, под игом турецким и татарским находящимся; монастыри мужской Золотоношский Красногорский и женский Киево-Иорданский упразднить, а Киевским ружным церквям хлебный и прочий кормовой оклад указом 1787 г. апреля 15 велено заменить денежным, и тогда же упразднена одна ружная Покровская церковь в Старом городе, а вместо нее приходской сделана Трехсвятительская. В 1789 г. по указу 10 декабря Киевобогословский женский монастырь переведен в Золотоношский вышеупомянутый, а церковь Богословского оставлена приходской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В списках русской редакции Кормчей Волынского извода воспроизводится запись 1286 г. с упоминанием княгини Ольги Романовны. Это жена галицкого князя Владимира Васильковича Елена Романовна (урожденная княгиня Брянская), получившая после мужа г. Кобрин (Гродненской губернии) 31 : «Лета 6794. Сописан бысть сии номоканон б(о)голюбивим князем Володимиром с(ы)ном Васильковым внуком Романовым и б(о)голюбивою княшинею его Ольгою Романовною. Аминь, рекше конець. Б(о)гу наше(му) слава у векы аминь. Пишющим же нам сия книги, поеха г(о)с(по)дин нашь к Ногоеви, а (го)спожа наша остала у Володимире, зане бяше немощь б в вогони люто зело. Того ради немощно быс(ть) еи приводити его 32 ». Княгини выступают ктиторами женских монастырей, которые могут стать и местом их пострига. Так, супруга князя Всеволода Юрьевича Мария основала во Владимире женский монастырь во имя Успения Богородицы, который назывался Княгинин. Здесь были похоронены ее сестра и дочь, а в 1206 г. она сама постриглась и прожила здесь 18 дней до своей кончины 33 . Воскресенский монастырь в Московском Кремле был основан вдовой Дмитрия Донского Евдокией (в монашестве Ефросинией) 34 . Создание монастырей могло иметь целью организацию места погребения (см. ниже). Не только княгини создавали монастыри. Как показало исследование Н. Л. Пушкаревой, абсолютное большинство из сохранившихся актов Древней Руси, созданных женщинами, представляют собой дарения в пользу монастырей 35 . Очень широкие функции женского служения в Церкви дает образ Евфросинии (Предславы) Полоцкой. Княжна самовольно постригается в монахини, занимается перепиской книг в Полоцком Софийском соборе, создает монастыри (не только женский Спасский, но и мужской – во имя Пресвятой Богородицы), постригает своих родственниц: сестру Гордиславу, двоюродную сестру Звениславу и двух племянниц, совершает вместе с сестрой Евпраксией паломничество в Иерусалим. На ее средства на Русь был доставлен Ефесский образ Богородицы (написанный, по преданию, св. Лукой), сделан золотой крест-мощевик 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

шкуре». Поразительны размах и стремительность передвижений Преосвященного Димитрия по епархии. Преодоление среднеазиатских дорог в то время требовало определенной смелости и мужества. Владыка сумел посетить все углы и закоулки необъятного Туркестанского края. Часто его выручала приобретенная в юности кавалерийская выучка. Однажды Владыке пришлось верхом на коне переплыть бурную реку. Выйдя на берег в мокрой одежде, он пошутил: «Теперьто я понял, что я настоящий туркменский архиерей». За шесть лет служения Преосвященного Димитрия в Туркестанском крае число храмов увеличилось более чем вдвое (с 78 до 161), причем строились не только скромные сельские храмы, но и величественные соборы прекрасной архитектуры. Попечением владыки было завершено строительство Софийского кафедрального собора в Верном (Алма-Ата), который по красоте сравнивали с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В те же годы дивной красоты храмы были воздвигнуты в Самарканде, Коканде, Ашхабаде, Байрам-Али, Иссык-Кульском Свято-Троицком мужском монастыре. Владыка Димитрий заботился об укреплении уже имевшихся в епархии монастырей и о создании новых. При его помощи в Верном был основан Иверско-Серафимовский женский монастырь, которому он передал землю и постройки пригородной архиерейской дачи. По благословению владыки в Ашхабаде также возник женский монастырь. Епископ Димитрий основал в Туркестане печатный епархиальный орган, хотя прежние архиереи считали это невозможным. «Туркестанские Епархиальные ведомости» за несколько лет сделались авторитетным изданием. Журнал не ограничивался публикацией церковных объявлений и перепечаткой опубликованного в Санкт-Петербурге и Москве. В нем помещались живые очерки приходской жизни, статьи богословского, исторического, философского, краеведческого характера, отклики на российские и зарубежные события, а также велись горячие обсуждения духовно-нравственного состояния России, обличались явные и скрытые враги Православия. Владыка Димитрий стал инициатором созыва общеепархиальных съездов духовенства Туркестана, которые воодушевили священнослужителей края, дав им возможность почувствовать свое единство в делании священного дела Христова. Первый такой съезд состоялся в 1908 г.

http://pravoslavie.ru/48151.html

Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней. Монастырь основан 6/19 авг. 1192 г. прп. Варлаамом Хутынским († 6/19 нояб. 1192 г.) на правом берегу р. Волхов в 10 км от Новгорода. С 1764 г. - 1-го класса необщежительный мужской монастырь. Храмов было 4 каменных: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: южным - в честь Покрова Божией Матери и северным - во имя арх. Гавриила (1646 г.); во имя прп. Варлаама Хутынского с двумя приделами: южным - во имя прп. Исидора Пслусиота и северным - во имя св. царя Константина и матери его Елены (1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя свт. Иоанна Богослова. Мощи прп. Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. В 1-ю пятницу Петрова поста совершалсякрестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного прп. Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.В монастыре находилось 3 старинных колокола: 1-й отлит в 1532 г., 2-й - в 1596 г. и 3-й - в 1599 г. Во 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.).После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение ОГПУ. Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма является иеромонах Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Св. мать святого князя Владимира, супруга великого князя Ярослава, преставилась февраля 10-го 1051 г. 60 . Блаженный Иларион митр. в одушевлённой речи своей говорит равноапостольному Владимиру: «посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобою преданное; как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени Его» 61 . По этой хвале видим, что благоверная княгиня была благочестива не только для себя, но воспитывала благочестие в детях и внуках своих. По житию преп. Феодосия видим, что, когда мать Феодосия объявила желание поступить в монастырь (а это было в 1036 г.), св. Антоний «возвестил о ней княгине, и та приняла её в женский монастырь святого Николая» 62 . Это показывает, как великая княгиня рада была делать дела добрые и как она уважала таких людей, каков Антоний. Женский монастырь св. Ирины, построенный Ярославом в Киеве, конечно построен был и по усердию благочестивой супруги его Ирины. Нежная мать с первенцем своим переселилась из Киева в Новгород и здесь провела последнее время жизни своей. – Дочь Олава, короля Шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердой, по-Гречески Ириной, перед кончиной своей приняла иночество с именем Анны и первая показала пример князьям и княгиням Русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних Новгородских иконах она именуется святой Анной. Мощи её почивают поныне открыто в Софийском соборе, где память её совершается окт. 4 и февр. 10 д. 63 . † Память о праведном Стефане Щиляновиче Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Ещё в юности оказался он Боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнять волю Божию со всем усердием. Он был умён, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при Сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугой перед Господом: страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал душу до того, чтобы овладел ею какой-либо грех . Храм арх. Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводой Щиляновичем, поныне ещё цел 64 . – За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником: делился избытками и с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в крае, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые Турки, воюя не один год с Сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обрабатыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедность в голодное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010