При царе Феодоре Иоанновиче, в 1589 году, было положено в Духов монастырь, считавшийся в числе четырех больших новгородских монастырей 374 , игумену, дьякону и пономарю понахидных и кормовых денег по окладу 9 рублей 18 алтын с деньгою 375 . По древнему уставу Соф. собора, на Духов день ездил в монастырь святитель и служил там молебен Св. Духу, затем водоосвящение и литургию. Во время литургии приготовляли вощаники со св. водою и заздравные просфоры для отправления к Государю в Москву. После литургии, в монастыре был стол святителю, властям и всему Софийскому собору. За столом хлеб Богородицын и потом чаши о государском здравии. Настоятельство в монастыре было с начало игуменское, а с 1644 года до конца упоминаются архимандриты, из коих один Геласий в 1682 году хиротонисан во епископа устюжского. Монастырь имел в своем владении 776 душ в разных погостах и пятинах. К нему были приписаны монастыри: Богоявленский с 1588 года, Перетенский близ города Борович, Крутецкий, Чернозерский, Менюжский и Благовещенский новгородский. По штатам, в 1764 году приписные монастыри обращены в приходские церкви, а вотчины отписаны, и Духов монастырь положен в третьем классе с настоятельством игуменским. Но как более и более в упадок, то указом 1786 года 5 марта упразднен, и штат его переведен в находящийся на острову Ладожского озера монастырь Валаам. В это же время Духов монастырь, доселе бывший мужским, обращен в женский. Таким образом. Духов женский монастырь начался с 1786 года. Именным указом Императрицы Екатерииы II, данным святейшему Синоду 1786 года марта 5 дня, повелено: «Отстоящие в Новгороде два женских монастыря – Евфимиин и Молотков 376 , в рассуждении невыгодного их положения, повелеваем перевести в находящийся на выезде из помянутого города третьекласный Духов монастырь, оставляя в пользу сего монастыря сумму по штату на оба до сего бывшие женские положенную, так как и землю Духова монастыря; и как в Духове женском монастыре будет уже одна игуменья, то жалованье другой употреблять на содержание престарелых вдов, сверх штата там состоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

550. Успенский – Полонский , женский, ныне церковь при мест. Полонном, в урочище Карповщизна или Подмонастырск, Волынской губ., Новград-волынского у., в 56 вер. к юго-юго-зап. от Новгорода по дороге в Старый Константинов, при р. Хоморе. Первоначально был мужским и основан в 1611 г. на средства священ. Полонской Воскресенской церкви Герасима Войнетоха и трудами духовника его Любарского иеромонаха Леонтия. По преданию же, основан каким-то архим. Карпом, почему и поныне эта часть местечка называется Карповщизной. В 1630 г. неизвестно по какой причине монахи удалились в Любарский мон., на место же их водворилась православ. исповедания игумения Елизавета Стояновская. Около 1650 г. монахини были удалены кн. Любомирским, и в монастыре помещены монахини униатки, принявшие в 1833 г. православие и переведенные в 1858 г. в Городищинский Заславский м-рь. Оставшаяся церковь Успения, как видно из надписи при входе в нее, построена в 1612 г., а надпись на местной иконе Спасителя гласит, что она построена архим. Леонтием Полянежским фундатором Полонского девич. м-ря, бывшим настоятелем Слуцкого м-ря Минской губ. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 9–10 (описание мон.); Теодорович, “Ист. стат. опис. Волын. епар.”, I, 232, 236; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 940; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 7 (краткое опис. м-ря); 1868 г., 22 (опис. мест. Полонного и более простр. опис. м-ря). 551. Успенский – Софийский – Новоуглянский , женский, 3-го класса, Тамбовской губернии, Усманского уезда, при селе Новоуглянске, в 3 вер. к югу от Усмани, при рч. Усманке. Основан в 1799 г. по просьбе майорской дочери Надежды Егоровны Федоровой, пожертвовавшей на восстановление Успенского упраздненного в Усмани монастыря капитал в 40.000 руб. ассигн., усадебное место, 150 десят. строевого и дровя- ного леса, да столько же сенокоса и пашни, а равно и водяную мельницу. Тогда же монастырь возведен на степень 3-го класса, с тем, чтобы он содержался на проценты с пожертвованного капитала. По устроении монастыря сюда были переведены престарелые старицы, жившие в оставшихся кельях подаянием. При м-ре находится приют со школою. “Полн. Собр. Закон.”, 1799 г., XXV, 19110; “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 468; Ратшин, 506; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 188; “Опис. монаст.”, 1817 г., 122; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 142, 188, 268; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 245; Строев, “Спис. вер. и настоят.”, 903 (Усман. Успенсквй), 904 (Усман. Софийский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Свято-Покровский женский монастырь (Толочин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский женский монастырь основан при Свято-Покровском храме, построенном в 1604 году канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой. Соборная церковь — памятник виленского барокко, освящена в 1769 г. Рядом с храмом был возведён монастырский жилой корпус. Содержание История [ править править код ] Первым упоминанием о храме служит указание А.Г. Киркора на постройку в Толочине в 1604 году на средства канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги храма, опубликованное в 3-м томе издания «Живописная Россия» (1882). Сапега построил здесь каменную церковь, «внутри высокую, просторную и благолепную», а также школу. В 1615 году он пожертвовал на эту церковь фундуш: 5 участков земли с 5-ю на ней дворами крестьян в д. Катужино. Православные молились в ней вплоть до 1726 года, когда иноверцами в смутные для Православия времена церковь была упразднена и отторгнута в унию. Толочинская Свято-Покровская церковь относится к памятникам архитектуры виленского барокко и стоит в одном ряду с такими шедеврами как Софийский собор в Полоцке, костел кармелитов в Глубоком и др. Уникальность этого памятника в том, что в рассматриваемый период в русле позднего виленского барокко была создана практически единственная в Беларуси церковь с двухбашенным фасадом. Монастырь стоит в ряду очень немногих храмовых сооружений, дошедших до наших дней, которые возводились на месте и на основе самых первых в Беларуси православных храмов, не уничтоженных нашими предками под давлением политических обстоятельств. Серьезные обследования храма показали, что он содержит много аутентичных элементов, восходящих ко времени его закладки в XVI веке – части стен, фундамент, двери, система подземных ходов, имеющих оборонительное значение, прихрамовые погребения и др. На их базе в XVIII веке в городе была возведена униатская церковь, ставшая в начале XIX века православным храмом. Монастырю принадлежала деревня Мацеёво и застенок Загородье, а также 112 га земли возле Покровской церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Архив Пн Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 сентября 2009 г. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

Упразднённый, бывший Архангельской Епархии в Шенкурском уезде, от города в 15 вёрстах. Основан Новгородским Посадником Василием Степановым, который по времени в том же монастыре постригся и переименован Варлаамом. Он снабдил этот монастырь сёлами, деревнями и другими угодьями: а когда в 6970/1462 году, Июня 19, скончался, то после сын его Иван Васильев также дал вклада в оный два села и на владение оных грамоту 6978/1470 года, Февраля 2. Ныне в оном строения: две церкви, одни Настоятельские комнаты, две монашеские кельи, два амбара, коровий и конский дворы и сушило, все деревянные, обнесённые таковой же оградой. Богословский Золотоношский монастырь См. Золотоношский Богословский. Богословский Киевский или Киевобогословский монастырь 2 класса женский монастырь, находящийся в городе нижнем Киеве или при Подоле, в урочище, называемом Плоском. Построен был первоначально Царевной Софией Алексеевной около 1683 года в старом верхнем городе Киеве подле Злато-Верхо-Михайловского монастыря, от которого отделялся одной только стеной. Церковь в нём тогда сооружена была во имя св. мученицы Софии и трёх дочерей её, а монастырь наименован Свято-Софийским, каковое наименование удерживал до 1711 года. В сем же 1711 году, по Указу Государя ПЕТРА I, переведён на то самое место, где и доныне находится. Строения в нём в настоящее время все деревянные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя св. Иоанна Богослова об одном престоле, построенная при переведении оного на сие место иждивением Государевым, по которой и монастырь переименован Богословским; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Захария и Елисаветы с трапезой; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА и 5) КЕЛЬИ. Богословский Козелецкий монастырь См. Козелецкий Богословский. Богословский Новгородский монастырь Женский, упразднённый, находившийся в Великом Новгороде на правом берегу реки Волхова близ земляного вала на устье речки Витки. Построен в 6862/1354 году св. Моисеем, Архиепископом Новгородским. В 1687 году грамотой Преосвященного Митрополита Новгородского Корнилия приписан был к Тихвинскому Введенскому монастырю. А в 1688 году Грамотой Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича и Царевны Софии Алексеевны, по прошению Строительницы оного Ираиды, оставлен по-прежнему. Строений в нём ныне одна только ЦЕРКОВЬ каменная во имя св. Иоанна Богослова, почему и назывался Богословским, с приделом Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1384 году, и КОЛОКОЛЬНЯ также каменная, построенная в 1799 году. КЕЛЬИ же и ОГРАДА были деревянные. Этот монастырь до 1764 года был приписным к Успенскому Радоговицкому. Начальницами же в оном были издавна Строительницы, а в 1764 году по Штатам упразднён и обращён в приходскую ружную церковь . Богословский Пронский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Потом в 1569 году перенесены монахом Варлаамом к церкви Св. Николая в Яренгу и построена над ним часовня. Положена на гробе доска с образом Преподобного сего: мощи же Преподобного Логгина обретены в месяце Августе, вскоре по перенесении мощей Пр. Иоанна в Яренгу, но в котором именно году, неизвестно, при устье речки Сосновки рыболовами и вскоре перенесены также в Яренгу в церковь Св. Николая, где и положены подле гроба Пр. Иоанна под спудом. В 1638 году, Июня в 30 день, мощи обоих перенесены в новосозданную церковь Пр. Зосимы и Савватия Соловецких Соловецкого монастыря Игуменом Варфоломеем и положены: Пр. Иоанн на правой, а Преподобный Логгин на левой стороне». См. обстоятельнее в рукописной книге в 4 листа в кожаном переплёте, хранящейся в Новгородской Софийской Библиотеке. На корне этой книги написано: Служба, житие и чудеса Соловецких Чудотворцев Филиппа Митрополита, Иоанна и Логгина Яренских и прочих Чудотворцев. Яриловицкий Скит Мужской, приписной к Троицкому Ильинскому Черниговскому монастырю, находится в Черниговской Епархии и уезде в пустом месте на берегу реки Сожи. Первоначально эта обитель устроена сооружением двухпрестольной деревянной церкви от живших в том месте иноков, но кто они были и когда устроили обитель сию, сведений не имеется. Известно только то, что по обветшанию этой церкви построена вновь деревянная же и о двух престолах иждивением Надворного Советника Михаила Евреинова. Для священнослужения в этом Скиту определяются Иеромонахи от Ильинского Троицкого монастыря. Яринский Вознесенский монастырь См. Яранский Вознесенский. Ярославский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Ярославский. Ярославский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский, что на устье. Ярославский Белогостицкий монастырь См. Белогостицкий Ярославский. Ярославский Казанский монастырь См. Казанский Ярославский. Яский Пензенский Владимирский монастырь Мужской упразднённый, находился близ города Пензы и принадлежал к Синодальной области. Ясногородский Троицкий монастырь Заштатный женский, Волынской Губернии находится в повете Житомирском, при речке Лене в лесу, близ села Ясногородки, от которой и название своё имеет. Когда и от кого учреждён или кем сооружён, неизвестно. В монастыре сем прежде находились монахини Униатского Ордена Базилинского, но с коего времени поселились, также неизвестно. В 1796 году, по принятии монахинями православной Греко-Российской веры, монастырь обращён в православный. Но в том же году монахини из оного переведены во второклассный Корецкий, а в Ясногородском, для присмотра оного, оставлены только две. Строения в монастыре сем все деревянные следующие: ЦЕРКОВЬ , во имя Пресвятой Троицы ветхая, об одном престоле, к которой принадлежат и прихожане трёх деревень; КЕЛИЙ ВОСЕМЬ. Недвижимого имения оный монастырь не имеет никакого, кроме сенокоса до 50 копен, которым пользуются пополам монахини и Священник. Содержание же монахини большей частью получают от Корецкого второклассного женского монастыря. Ястребский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Россия, Новгородская обл., пос. Хутынь. Монастырь основан в 1192 году, расположен на высоком берегу Волхова. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Святой Варлаам, основатель монастыря, принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью, одержав победу над нечистой силой. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Так была основана новая обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпал снег в июле – и урожай выдался на славу. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама остаются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный, дабы поклониться святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же, как Сергий Радонежский в Москве. Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения (1515 год) поставлен повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича. В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский женский монастырь 8 июля 2017 г. 23:44 8 июля 2017 года, по завершении всенощного бдения в Софийском кафедральном соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Великого Новгорода. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Новгородский и Старорусский Лев и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница игумения Алексия (Симдянкина) и насельницы монастыря. Святейший Патриарх Кирилл возглавил шествие от святых врат в Спасо-Преображенский собор — главный храм Хутынского монастыря. В соборе Святейший Владыка поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского. Игумения Алексия приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству Державную икону Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Сергий! Многочтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры! Очень рад, что Господь привел меня в сию святую Варлаамо-Хутынскую обитель, одну из самых прославленных и древних в нашей Церкви. На этом месте святой Варлаам положил начало иноческим подвигам. Современному человеку трудно понять, что означает иноческий подвиг. Зачем уходить из мира, от достаточно комфортной жизни? Зачем лишать себя житейских радостей? Зачем облачаться в черные одежды? Зачем все это нужно? Но в то время, когда преподобный Варлаам пришел сюда один, в пустынное место, ни у кого не возникал вопрос, почему он это делает. Потому что даже в то время, когда искушений в общественном пространстве было на много порядков меньше, чем сейчас, людям, которые желали соединиться с Богом в своей земной жизни, было непросто в миру. Почувствовав однажды, какую великую радость дают молитва, причащение Святых Христовых Таин, общение с Господом, эти люди шли в пустыню, чтобы там наедине с Богом и природой испытывать реальное счастье.

http://patriarchia.ru/db/text/4952966.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010