141 Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при св. Моисее? пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращении и без сокращения. А вот и еще урок им святителя Моисея! В софийской ризнице хранится омофор с четырехконечными крестам и с вышитыми словами: «Моисия архиепискупа, молитвами святыя Софья». 142 В 1359 г. св. Моисей, чувствуя ослабление сил своих и желая посвятить последнее время свое преимущественно на служение Богу, объявил новгородцам: «изберите себе мужа, которого вам Бог дает». Избран был преемник по жребию. Но в след за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что славянский копец, один без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооруженные славяне разогнали невооруженных заречан, но последние ограбили многих бояр; затем начался бой между софийской и торговой стороной города. Святитель Моисей пешком пришел из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! говорил он новгородцам. К чему эта брань? она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Растроганные новгородцы послушались святителя Божьего и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», говорит летопись. – Возвратясь в Сковородскую обитель, святитель – подвижник еще два года подвизался в после и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его. Он скончался в пустынной обители 25 января 1362 г. 143 Память его чтили еще в XV веке: еще тогда, как и после, известна была близость его к Господу и по чудесам его. 144 В описании 1634 г. говорили: «прославлен от Бога чудесами при животе и по смерти и прибегающии с верой к честным его мощам мужи и жены почерпают здравие, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими естественными немощами». 145 Мощи его, обретенные в 1686 г., почивают открыто в раке; а часть их в 1693 г. перенесена в Духов монастырь, ныне женский. 146 28 ч. Преставление преп. ЕФРЕМАновоторжского Преп. Ефрем был родом из венгров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при св. Моисее? пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращениями и без сокращения. А вот и ещё урок им святителя Моисея! В Софийской ризнице хранится омофор с четырёхконечными крестами и с вышитыми словами: «Моисея архиепископа, молитвами святой Софии» 266 . В 1359 г. св. Моисей, чувствуя ослабление сил своих и желая посвятить последнее время своё преимущественно на служение Богу, объявил Новгородцам: «изберите себе мужа, которого вам Бог даст». Избран был преемник по жребию. Но вслед за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что Славянский конец, один, без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооружённые славяне разогнали невооружённых заречан, но последние ограбили многих бояр; затем начался бой между Софийской и Торговой стороной города. Святитель Моисей пешком пришёл из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! – говорил он Новгородцам. – К чему эта брань? она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Растроганные Новгородцы послушались святителя Божия, и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», – говорит летописец. Возвратившись в Сковородскую обитель, святитель-подвижник ещё два года подвизался в посте и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его. Он скончался в пустынной обители 25 января 1362 г. 267 . Память его чтили ещё в XV веке: ещё тогда, как и после, известна была близость его к Господу и по чудесам его 268 . В описании 1634 г. говорили: «прославлен от Бога чудесы при животе и по смерти, и прибегающи с верой к честным его мощам мужие и жены почерпают здравее, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими естественными немощами» 269 . Мощи его, обретённые в 1686 году, почивают открыто в раке; а часть их в 1693 г. перенесена в Духов монастырь, ныне женский 270 . Праздник в честь иконы Пресв. Богородицы Утоли моя печали

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля и возглавил хиротонию архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского 22 июня 2014 г. 14:45 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Омский и Таврический Владимир ; митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ; митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ; епископ Евтихий (Курочкин) ; епископ Елецкий и Лебедянский Максим ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ; епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ; епископ Канский и Богучанский Филарет ; епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ; епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ; епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3678065.ht...

294-294 294-298 298-299 299-300 300-301 НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) 301-303 303-312 312-316 НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства 316-327 327-329 НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ в католич. Церкви традиц. наименование ряда духовных объединений (братств, конгрегаций, орденов) 329-337 НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель 337-339 339-340 НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа 340-356 НОВАЯ ЖИЗНЬ название внеденоминационной евангелической харизматической церкви с центром в г. Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо, США) НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, состоящее из 2 крупных островов - Северного и Южного, разделенных прол. Кука (22 км шириной в самой узкой части), и множества мелких островов 356-375 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии 375-376 НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) 376-382 382-451 451-453 453-455 455-485 485-486 486-528 528-531 531-535 НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов 535-539 НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля)

http://pravenc.ru/vol/LI.html

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1727 г. число насельниц обители приблизилось к 400. Царевна Елизавета Петровна любила посещать Успенский монастырь. В 1730 г. по совету Бирона царица Анна Иоанновна запретила Елизавете Петровне покидать монастырь; царевна ежедневно присутствовала на службах и часто пела на клиросе. В период царствия Елизаветы Петровны (1741-1761) монастырь не оставался без её заботы. Перед революцией в монастыре было 218 сестёр. Действовали церковно-приходская школа, странноприимный дом. С 1918 г. началось постепенное вытеснение монахинь из помещений. В 1923 г. монастырь был ликвидирован. В келье прп. Корнилия устроили общественный туалет. Останки сестёр Петра I были украдены из гробов, их судьба неизвестна. Современное состояние [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь Монастырь Александрова возобновлён в 1991 г. В нём около 35 сестёр. Но в части зданий по прежнему располагается музей Александрова , где церковная утварь и иконы составляют основу экспозиций. Обители вернули Троицкий собор (1513), надвратную церковь Феодора Стратилата (1682), церковь Сретения Господня (XVII в.), часть келейного корпуса и дом настоятельницы. Троицкий собор в Александрове радует полнотой и целостностью своего внутреннего убранства; здесь нет значительных новшеств, которые могли бы исказить картину, сложившуюся в XVI в. Храм богато украшен каменной резьбой, росписями. Внутри установлены двое врат XIV в., вывезенных Иоанном Грозным из Твери и Новгорода (тверские врата, украшенные гравировкой, – в западном портале, врата новгородского Софийского собора, украшенные золотой наводкой, – в южном портале). В соборе находятся мощи прп. Корнилия Александровского. Со времени положения их здесь записано много исцелений. Восстановлена келья преподобного, которую могут посетить паломники. Возобновлена учреждённая прп. Лукианом традиция крестных ходов из Лукиановой пустыни в Успенский монастырь с иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Ход совершается в шестую неделю по Пасхе. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Кремиковский женский монастырь святого Георгия Победоносца Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кремиковский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца (болг. Кремиковският манастир „Свети Георги“) — православный женский монастырь в Болгарии, расположен в 25 км от Софии на склоне горы Стара Планина. Является одним из самых ценных средневековых памятников культуры, расположенных на Балканском полуострове. Содержание История [ править править код ] История монастыря начинается во времена Второго болгарского государства, в период правления царя Ивана Александра (Ivan Alexander) (1331–1371). В 1382 году, когда Оттоманские войска завоевали Софию, монастырь был полностью разрушен. 111 лет спустя святыню восстановили. Из исторических документов известно, что в 1493 году по благословению софийского митрополита Калевита (Kalevit) богатый боярин Радивой (Radivoi) отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 года детях – Тодоре и Драгане: их могилы обнаружены во время раскопок 1987 года. Монастырский комплекс состоит из двух перпендикулярных жилых зданий, старой и новой церкви. Старшая церковь, которая представляет собой небольшую однонефную бескупольную базилику продолговатой формы, имеет большую историческую ценность. В притворе помещены красочные портреты ктитора Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом. Стенные фрески изображают подробное житие великомученика Георгия – покровителя монастыря. Георгий на белом коне с длинным копьем, наносящий удар дракону, трижды изображен в разных местах храма. Нижний слой фресок старой церкви датируется 15 веком, однако, большая часть живописи – более поздняя: 16–17 века. Новая церковь, построенная в 1902 году, хранит реликвии монастыря – Кремиковское Евангелие 1497 года с красивыми каллиграфическими подлинниками, и деревянный иконостас, относящийся к 17-му столетию. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония из Харькова. Именно по этой причине, несмотря на большие жилые здания, посетителям не предлагается ночлег. Во дворе много деревянных столов и скамей, которые гости могут использовать для отдыха и чтобы перекусить. Весь огромный монастырский двор устлан цветочным ковром – матушка содержит цветник, а также огород, домашних птиц и пасеку. Близость к столице этого райского уголка привлекает в монастырь много посетителей. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кремиковский_ж...

По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. 5 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича, с детских лет отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

2. Назначить монахиню Варвару (Шурыгину) настоятельницей Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Ессентукской) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 21. Прошение Преосвященного митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира о назначении иеромонаха Григория (Палехова) наместником Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря г. Чирчика Республики Узбекистан. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Григория (Палехова) наместником Свято-Троице-Георгиевского мужского монастыря г. Чирчика Республики Узбекистан. СЛУШАЛИ: 22. Прошение Преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на преобразование Свято-Софийского прихода и существующей при нем Марфо-Мариинской обители милосердия в селе Ира Кумертаусского р-на Республики Башкирия в Марфо-Мариинский женский монастырь и о назначении монахини Серафимы (Мищура) настоятельницей монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Свято-Софийского прихода и существующей при нем Марфо-Мариинской обители милосердия в селе Ира Кумертаусского р-на Республики Башкирия в Марфо-Мариинский женский монастырь. 2. Назначить монахиню Серафиму (Мищура) настоятельницей Марфо-Мариинского женского монастыря селе Ира Кумертаусского р-на Республики Башкирия с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 23. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумений Дамианы (Латышевой) от должности настоятельницы Свято-Успенского Адрианова Пошехонского женского монастыря Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумению Дамиану (Латышеву) от должности настоятельницы Свято-Успенского Адрианова Пошехонского женского монастыря деревни Адрианова слобода Пошехонского района Ярославской области. ЖУРНАЛ 29 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей об Отчете о работе Отдела за 2005 год. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить Отчет о работе Отдела внешних церковных связей за 2005 год.

http://mospat.ru/archive/86327-zhurnaly-...

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля 22 июня 2014 г. 16:00 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби — 73-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Иоанна Тобольского и старинному образу — списку чудотворной Абалакской иконы Божией Матери. По традиции, накануне 23 июня, дня памяти святителя Иоанна Тобольского, чудотворный образ был принесен крестным ходом из Абалакского Знаменского мужского монастыря через Иоанно-Введенский женский монастырь близ Тобольска в Тобольский кремль. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Никанора (Анфилатова)  во епископа Енисейского и Лесосибирского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Омский и Таврический Владимир ;  митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий ;  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон ;  митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим ;  епископ Евтихий (Курочкин) ;  епископ Елецкий и Лебедянский Максим ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай ;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Канский и Богучанский Филарет ;  епископ Костомукшский и Кемский Игнатий ;  епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген ;  епископ Ишимский и Аромашевский Тихон , а также председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; клирик храма Семи отроков Эфесских г. Тобольска протоиерей Михаил Денисов, ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , духовенство  Тобольской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010