(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Но не ранее как уже чрез два года отправлено было из Москвы посольство за царевною. В последнее время несогласия с Новгородом, а потом война могли отвлечь внимание великого князя. В январе (17 ч.) 1472 года он отпустил Ивана Фрязина вторично в Рим с грамотами к папе и Виссариону; а вслед за тем отправил и посла своего князя Феодора 39 . Но, при проезде чрез польские владения, посол был задержан в Киеве королем Казимиром и там скончался. Иван Фрязин один явился к папе с верющей грамотой от великого князя. Павла II-ro он уже не застал в живых (сконч. 26 июля 1471 г.); преемником ему был Сикст IV. Виссарион пользовался тогда таким уважением, что едва сам не был избран на престол вместо Сикста. Одним из первых дел нового папы было снаряжение Флота против Турок под начальством кардинала Караффы. При таких приготовлениях весьма охотно было принято папой желание великого князя Московского. Объявив в собрании кардиналов (22 мая) о сем намерении, Сикст настойчиво отражал сомнения некоторых присутствующих о правоверии великого князя Московского. Он уверял, что Россия явила пример своей приверженности к римскому престолу, прислав своего митрополита на Собор во Флоренции и потом приняв на его место другого (Григория в литовской Руси); что, для устранения дальнейших несогласий с Церковью римской, она готова принять к себе легата, который на месте может исследовать обряды церковные и указать заблуждающим путь истины. – Судя по латинским известиям, в которых единственно описывается прием послов московских, много укреплял и поддерживал папу в таких видах Иван Фрязин, не открывший Римлянам перемены своей веры. И тем это для него было удобнее, что грамотою великого князя предоставлялось ему самому раскрыть личные виды и намерения великого князя. 1-го июня совершено было обручение Софии с представителем Великого князя в храме св. Петра. И потом, в новом собрании кардиналов (12 июня), приступили к рассуждению вместе с послом о способах, какими может помочь великий князь московский общему предприятию западных государей против Турок, и к достижению этой главной цели всех сношений папских с князем московским 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

р.Б.Евгений 12 февраля 2019, 10:34 Для " Николай11 февраля 2019, 00:40 " Согласен, уважаемый Николай. Но - не совсем. Уж слишком они себя замарали. И недаром (по факту) - Запад уже отвернулся от них. И идиосинкразия Запада на этих " деятелей " возрастает с каждым днем. Но как говорится - " Если Бог хочет наказать человека - он отнимает у него разум " . Так и в этом случае -они делают ВСЕ, чтобы полностью себя дискредитировать перед всем миром. Один из примеров: " Совершен поджог Ильинского храма с. Зеленый Яр Доманевского района Николаевской области, сообщает сайт Вознесенской епархии. Рано утром 10 февраля 2019 года неизвестные выбили окно и бросили в помещение бутылку с зажигательной смесью " . Даже комментировать не надо. Иоанна_ 12 февраля 2019, 10:06 В чём " зло " , София? В том, чтобы называть вещи своими именами? На различение добра и зла не требуется никакого специального " благословения " и санкции вышестоящих органов, для этого у нас есть Евангелие. " Если мы никогда никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. " (Архиепископ Аверкий (Таушев) " Мнимая «христианская любовь» и всепрощение " .) НН 12 февраля 2019, 10:05 Вадим К. Софии11 февраля 2019, 21:19, Вадим, не осуждать - не значит оправдывать. Мне кажется, что нам всё-таки надо знать своё место и не " бежать впереди паровоза " . Есть Церковный суд? Есть. Мы его признаём? Думаю, большинство - да. Тогда логично и по-христиански правильнее дождаться его решения или хотя бы какого-то постановления постановления иерархов РПЦ. Помните, сколько копий мы сломали из-за встречи патриарха с Папой?. И что? Мусор осел, вода осталась чистой. Подождём соборного решения. Так будет вернее. Простите! Татьяна В. для Софии - ревностию ложной, не по Богу 12 февраля 2019, 00:46 Давно всё сказано, " Бог попустил отступление. Не пытайся остановить его своей немощной рукой, НО БЕГИ ОТ НЕГО. Этого для вас достаточно: Учись узнавать дух времени, изучай его, чтобы в любой момент уметь противостоять его влиянию… Только особая Божья милость может остановить эту пагубную моральную эпидемию, отложить ее на некоторое время, ибо все должно сбыться, что обещано в Писании… Никто не может обновить Христианство " (с)

http://pravoslavie.ru/119138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон [греч. στερσκος; лат. stellula - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии . Представляет собой 2 перекрещенные под прямым углом на высоте 10-17 см металлические дуги, к-рые в ранних З. были изогнуты в форме параболы, в З. XVIII-XIX вв. преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос З. служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения последнего с евхаристическим Хлебом. Древнейший известный экземпляр - серебряная З. (сер. VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; см.: Boyd. 1992. P. 20. N 7. Fig. 57.1) из т. н. Сионского клада (коллекция утвари - дар еп. Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью мон-ря Св. Сиона, основанного Николаем Сионским в VI в. в Ликии). Эта З. в отличие от современных З. имеет полукруглую форму дуг, к-рые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений З. встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Св. Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (40-е гг. XI в.). В письменных источниках З. впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего мон-рь в Редесте в 1077 г. ( Nissen W. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077: Ein Beitr. z. Geschichte d. Klosterwesens im byzant. Reiche. Jena, 1894. S. 81). Кроме того, З., выполненные из драгоценных металлов, включены в 2 описи церковного имущества (βρβια), происходящие из афонского мон-ря Ксилургу (1143) и из церкви в Фессалонике (1189) ( Pétridès . 1907. Col. 3003). В толковании на Божественную литургию XII в., ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырем животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом» ( Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 5//PG. 87ϒ. Col. 3985B).

http://pravenc.ru/text/182741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса . «Преграда (κγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» (Герман, свт. Сказание. 9). Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире (316-317): «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил (букв.- окружил, περιφραττε) (его) решетками (δικτοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44). В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διστυλα, δκτυοι, δρφακτα, θραξ, κιγκλδες, περστυλα, στηθεα и др.). Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет П-образный план, занимая в трехнефных постройках центральный неф и окаймляя с трех сторон выдвинутое вперед относительно престола алтарное пространство - виму , и нередко переходит в ограждение солеи и амвона . Позднее, с включением в алтарное пространство пастофориев или боковых апсид и появлением трехчастных алтарей, она может иметь и Т-образный план, распространяясь в трехнефных постройках в боковые нефы (ц. Умножения хлебов и рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве) (Палестина), ок. 500; ц. святых Петра и Павла в Герасе (Палестина), ок. 540). А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная преграда при Св. Гробе в ротонде Воскресения Христова в Иерусалиме ). В V-VII вв. широко распространены каменные преграды, состоящие из вертикально поставленных плит (высотой 1-1,15 м) и столбиков квадратного сечения той же высоты. Такой парапет чаще всего устанавливался на профилированную базу и окаймлялся вверху карнизом. Плиты могли декорироваться сквозным ажурным орнаментом ( Корик (Киликийская Армения), V в.) или рельефным плетением (базилика св. Иоанна в Гевдомоне в К-поле, VI в., Звартноц (Армения), 642-662). Столбики украшались узкими полукруглыми нишами. А. п. в виде парапета представлена в мозаиках и росписях в изображениях сцены Евхаристии (роспись в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; мозаики Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве, 1113; роспись ц. Богородицы в Ахтале , между 1205 и 1216).

http://pravenc.ru/text/115170.html

Оксана Головко «Знамение». Когда пророчества сбылись 17 икон древних иконописцев и современных художников «Молящемуся открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек». 10 декабря – праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Какой смысл несет в себе эта икона, как развивалась иконография у русских мастеров прошлого и современных иконописцев? Образ Божьей Матери в русском церковном искусстве занимает особое место – об этом говорят все, кто прикасается к данной теме. Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. К Ней верующие обращаются за помощью и за заступничеством. Понятно, что восприятие места Божьей Матери в мироустройстве больше национального. Она – Заступница за весь человеческий род. Эту мысль подтверждает и традиционное одеяние Богородицы на иконах – часто это именно красный мафорий и голубая туника, что в том числе символизирует сочетание земного и небесного. В Своей земной сущности Богородица приняла Бога и тем самым сделала земных людей ближе к Нему. Потому и обращаются верующие с молитвами к Богородице, как к Матери, радеющей за все человечество, Которая может понять людские тяготы и невзгоды. Идея заступничества Божьей Матери за все человечество звучит в иконографии «Оранта» (от латинского «молящаяся»). Богородица изображается в полный рост, в молитвенной позе с раскинутыми в стороны руками. Этот тип иконографии стал складываться еще в древности, в римских катакомбах. Известный мозаичный образ «Оранты» в апсиде Софийского собора в Киеве (30-40-е годы XI века) Изображение Божьей Матери монументально, статично, и вместе с тем – наполнено внутренней, надмирной жизнью, той, которую не могут поколебать никакие приходящие и проходящие волнения, «внутренняя застылость свидетельствует о внутренней сосредоточенности», как пишет Ольга Попова про образы Софии Киевской этого периода Молитва Божьей Матери за род человеческий крепка и неотступна. Этот образ еще называют «Нерушимая Стена» (см. слова акафиста «Радуйся, Царствия нерушимая стено»).

http://pravmir.ru/creative/znamenie-kogd...

периоды в алтарной К., как правило, помещали мозаичное изображение Богоматери (тронный образ, в рост; с Младенцем или без, напр. в храмах Успения Пресв. Богородицы в Никее, после 787, Св. Софии в К-поле, после 867 г., в Киеве, 40-е гг. XI в.); известны мозаики с изображением Спасителя (поясным, на троне, напр. в соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилии, между 1183 и 1189). В романской Европе в К., украшенных фресками, мог быть представлен Христос во славе, как, напр., в ц. апостолов Петра и Павла в Нидерцелле (о-в Райхенау, 1120) или в ц. Санта-Мария в Тауле (1123, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона). Композиции в К. апсид малых алтарей, боковых алтарных помещений или на фасадах могли иметь уникальные сюжеты, как, напр., мозаика XIII в. в одной из экседр на фасаде Сан-Марко - с перенесением мощей ап. Марка в собор; фреска «Сошествие во ад» в К. в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) и др. Вид на апсиду Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Фотография. 2-я пол. XIX в. Вид на апсиду Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Фотография. 2-я пол. XIX в. В эпоху готики К. трансформировалась в систему граненых сводов с нервюрами, декорация в К. практически не использовалась. В эпоху Ренессанса с его интересом к древнерим. архитектурному наследию возрождаются К. и античные принципы ее декорирования. К. в ц. Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (1493, архит. Д. Браманте ) покрыта квадратными кессонами; мотив ребристой веерообразной раковины, букв. прототипа К., использован в соборе Сан-Пьетро в Фаэнце (1474, архит. Дж. да Маяно), в Темпьетто (мон-рь Сан-Пьетро-ин-Монторио) в Риме (1502), в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (1509, оба - архит. Браманте). В крупнейших храмах К. были прорезаны окнами и оформлены сходящимися ребрами, как в соборе ап. Петра в Ватикане (1506-1627, план - архит. Браманте, переработка - Микеланджело) или в ц. Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди (1508-1606, школа Браманте).

http://pravenc.ru/text/2057166.html

Стенограмма заседания Общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Инициатива создания в 2011 году специализированного фонда для воссоздания утраченных и реконструкции эксплуатируемых зданий Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря принадлежала Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 30 сентября 2011 года на первом заседании Общественно-попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря был учрежден Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия монастыря. С 2012 года фондом ведутся работы по восстановлению монастырского архондарика, братского корпуса и храма святого великомученика Пантелеимона скита Старого (Нагорного) Русика, капитальному ремонту кельи святого великомученика Димитрия Солунского, строительству дороги между Свято-Пантелеимоновым монастырем и Старым Русиком. Порядка 40% общего объема работ направлено на строительство инженерных сетей и дорог, а также благоустройство территории. Кроме восстановительных и строительных работ на объектах монастыря, фондом были приняты программы культурно-просветительской работы и сохранения духовного наследия. В частности, за прошедший период при содействии фонда было подготовлено к выпуску 3 из 20 запланированных изданий (по 1000 экземпляров) — «Русский Афонский отечник», «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря», «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». В мае 2013 года в Белграде (Сербия) была проведена Международная научная конференция «Афон и славянский мир», посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне, где был представлен «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря». Планируется проведение следующих конференций: в 2014 году — в Софии (Болгария), в 2015 году — в Киеве (Украина) и в 2016 году — в Москве. В связи с подготовкой к празднованию в 2016 году 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон распоряжением Президента Российской Федерации от 16 октября 2012 года создана рабочая группа при Президенте Российской Федерации, руководителем которой назначен полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов.

http://patriarchia.ru/db/text/3532087.ht...

С 1835 по 1845 годы в Елохове по проекту Б.Д. Тюрина строился большой пятиглавый храм в честь Богоявления Господня, ныне патриарший кафедральный собор. Он построен в стиле позднего классицизма, но при решении внутреннего пространства собора архитектор вдохновился интерьером Киевской и Константинопольской Софии. Ныне это самый большой храм Москвы. В середине XIX века в храмостроительстве происходили серьезные перемены. Классицизм изжил себя. Поэтому русские зодчие предпринимали попытки воскресить в храмостроительстве византийские или древнерусские архитектурные традиции. Но попытки эти были половинчатыми и не часто приводили к творческим удачам. И все-таки в середине и особенно во второй половине XIX века в России построено несколько замечательных соборов в «византийском» стиле: в Риге, Ревеле (Таллине), Варшаве, в Херсонесе под Севастополем. Одна из самых грандиозных построек такого типа – храм Христа Спасителя, воздвигнутый в Москве на народные пожертвования в память о спасении в Отечественную войну. В 1812 году начато было строительство храма-памятника на Воробьевых горах по проекту архитектора Витберга, обильно уснащенному таинственными символами. Песчаный грунт Воробьевых гор не выдержал тяжести постройки, и воздвижение храма было прекращено. В 1837 году под руководством архитектора К. Тона возобновлено возведение храма Христа Спасителя, но уже в византийском стиле и на новом месте в центре Москвы. Освящение храма состоялось в 1883 году. В плане храм имел форму равноконечного креста. Снаружи этот величественный храм был облицован белым камнем и украшен рельефами. В Киеве в 1896 году завершилось строительство собора святого равноапостольного князя Владимира, сооруженного в память 900-летия Крещения Руси тоже в византийском стиле. Храм расписан под руководством А. Прахова лучшими художниками конца XIX столетия: В. Васнецовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Уже с конца 40-х годов при строительстве каменных храмов Синод требовал по возможности соблюдать византийский стиль. В качестве руководства рекомендовались чертежи К. Тона. В 1858 году был утвержден специальный атлас проектов на постройку сельских деревянных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ранним примером изображения Деяний, также в связи с освящением престола, являются фрески в Петропавловском приделе собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), где помимо фигур апостолов Петра и Павла, в алтарной зоне размещены сцены, иллюстрирующие пребывание ап. Петра в доме сотника Корнилия: прибытие апостола в дом сотника, крещение им дочери сотника и проповедь апостола. Сер. XII в. датируется фрагмент фрески с житийной сценой встречи апостолов Петра и Павла в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне (сохр. фрагментарно - головы приникших друг к другу апостолов). Обращения к тематике житийных сюжетов апостолов встречаются и в 1-й пол. XIII в. и в поздневизант. период (1261-1453). Напр., в капелле св. Сильвестра, папы Римского, при ц. Санти-Куатро-Коронати в Риме (ок. сер. XIII в.) в цикле росписей, посвященных имп. Константину и свт. Сильвестру, показана сцена явления апостолов Петра и Павла во сне императору, заболевшему за гонения христиан проказой; еще раз апостолы представлены, будучи изображенными (оплечно) на иконе, к-рую свт. Сильвестр показывает имп. Константину. Редкая трактовка образов первоапостолов, как столпов Церкви, была предложена художниками, расписавшими ц. Спасителя Жичского мон-ря (ок. 1309-1316): ап. Петр воздевает над головой храм, а ап. Павел - Евангелие. В монументальной живописи этого времени, несмотря на единообразие иконографии, были созданы запоминающиеся изображения апостолов, размещенные в алтарном пространстве храмов,- они классически уравновешены, обладают безукоризненными объемно-пластическими формами (напр., в росписях ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1294/95, и ц. св. Никиты в Чучере, до 1316, мастера Михаил Астрапа и Евтихий; ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). В известных с XIII в. и получивших распространение в XIV в. настенных минологиях изображения апостолов Петра и Павла встречаются в годовом цикле под 29 июня - в день их кончины, и еще раз, ап. Петра, - под 16 янв. (празднование Поклонению веригам ап. Петра). Так, во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в цикле на янв.- изображение ап. Петра в темнице и ангела, на июнь - распятие ап. Петра и усечение головы ап. Павлу; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) под 15 янв.- изведение ап. Петра ангелом из темницы, под 29 июня - мученическая кончина обоих апостолов; в ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391), под 29 июня размещены ростовые фигуры первоапостолов.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010