Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Богоматерь стоит на золотом подножии, Она облачена в синюю тунику, в пурпуровый мафорий с золотыми складками, за красный поясок, к-рым перехвачена туника, заправлен белый с орнаментом плат, на ногах красные сапожки. Благодаря вогнутой поверхности апсиды образ «Оранты» на золотом фоне окружен мерцающим блистанием. В пропорциях Ее монументальной фигуры (высота 5,45 м) переданы духовная крепость и сила молитвенного стояния. Изображение «Оранты» на стене собора Св. Софии Киевской стало символом заградительной силы против разрушения, что и выражено в греч. надписи в полукружии арки над фигурой Богоматери, являющейся цитатой из Пс 45. 6: «Ο Θες ν μσ ατς, κα ο σαλευθσεται, βοηθσει ατ Θες τ πρς πρω πρω» («Бог посреди него (города.- Авт.); он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»). В тексте Псалтири под городом, находящимся под Божественной защитой, подразумевался Иерусалим с храмом на Сионе; христ. богословы, указывая на прообразовательный смысл строк царя Давида, видели в этом городе Церковь Христову. В послеиконоборческую эпоху с Богохранимым градом отождествляли К-поль, а также храм Св. Софии: в «Сказании о Св. Софии» (iX в.) говорится, что данный стих псалма был начертан на кирпичах, из которых возводились подпружные арки главного храма К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

церквей по окончании эпохи иконоборчества стало сложение системы украшения крестово-купольного храма. Ее отдельные элементы можно видеть и в памятниках более раннего времени, но регулярно и последовательно эта система декора стала применяться лишь со 2-й пол. IX в. Одной из первых церквей, где она была воплощена, стала ц. Пресв. Богородицы Фаросской в К-поле (ее образам посвящена одна из проповедей патриарха Фотия), но мы можем видеть ее лишь в памятниках XI в.: в мозаиках мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-40-е гг. XI в.), Св. Софии в Киеве (30-40-е гг. XI в.) и мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (ок. сер. XI в.). Речь идет прежде всего о строгой иерархии образов от верхней зоны купола, где чаще всего изображен Христос Вседержитель или Вознесение Христа, к нижним поверхностям стен, где верующий оказывался лицом к лицу с сонмом святых. В простенках барабана располагались образы пророков или апостолов, в парусах - евангелистов, в конхе апсиды - образ Богоматери, на верхних поверхностях стен - сцены из жизни Христа, ниже - изображения святых. Эта схема делала храм подобным Космосу, где все строго упорядочено и подчинено единому замыслу. Программа декорации конкретного храма, в составлении к-рой, вероятно, принимали участие ученые-богословы, могла изменяться, поскольку зависела от ряда факторов: таких как посвящение храма, особенности его архитектуры, пожелания заказчиков и т. д., лишь общие принципы оставались неизменными. М. украшают прежде всего своды и верхние поверхности стен, которые отведены для самых важных персонажей и событий Свящ. истории. Фоны изображений золотые. Особенно эффектно М. смотрятся на сферических поверхностях: расположенные под углом друг к другу тессеры по-разному отражают падающий на них свет и исходящие от золотых частичек лучи создают ощущение особого сияния, залитого божественным светом пространства, в к-ром пребывают персонажи. Евхаристия. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. 30–40-е гг. XI в. Евхаристия. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

30–40-е гг. XI в. М. мон-ря Осиос Лукас, собора Св. Софии в Киеве и мон-ря Неа-Мони на Хиосе, занимающие значительные поверхности стен и сводов в этих храмах, принадлежат к «аскетическому направлению», возникшему в кон. V - нач. VI в. и получившему наибольшее распространение в визант. живописи во 2-й четв. XI в. Они были выполнены разными мастерами, и при сходстве общих установок на создание строгих, отрешенных, глубоко сосредоточенных образов отличаются оттенками образного строя и нюансами построения форм. Так, в Осиос Лукас образы более светлые, радостные, словно демонстрирующие итог духовного восхождения, а не трудный путь аскезы, яркие цвета усиливают представление о мощи пронизывающего все поверхности света. В соборе Св. Софии в Киеве изображения подчеркнуто суровые, формы наиболее схематичные и абстрактные, цветовая гамма приглушеннее; особенно акцентирована связь мозаичных композиций с литургией, обозначены темы апостольского служения, христ. просвещения, принадлежности Руси к числу гос-в, пребывающих в лоне Вселенской Церкви ( Сарабьянов, Попова. 2017. С. 392, 480-481). Важнейшая роль отведена образам святых, по сравнению с визант. храмами той эпохи в киевском соборе их больше. В Неа-Мони изображения мягче, гармоничнее, колористическое решение богаче, трактовка каждого образа более индивидуальна, тоньше эмоциональные и психологические градации (Там же. С. 433). Если мон-ри Осиос Лукас и Неа-Мони были построены и получили свое мозаичное убранство при поддержке визант. императоров, то украшение М. обширных поверхностей интерьера собора Св. Софии в Киеве, очевидно, свидетельствует о стремлении князей подражать василевсам, сделать свой главный храм столь же великолепным, как собор Св. Софии в К-поле. Архангел. Мозаика в конхе апсиды капеллы Дзен собора Сан-Марко, Венеция. Нач. XII в. Архангел. Мозаика в конхе апсиды капеллы Дзен собора Сан-Марко, Венеция. Нач. XII в. Аскетическое направление получило продолжение в М., созданных во 2-й пол. XI - нач. XII в. визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXV — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. 65-й том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает издание статья о выдающемся педагоге Дмитрии Николаевиче Соловьеве и завершает публикации 65-го тома материал о ставротеке, ковчеге-хранилище для частиц Животворящего Креста Господнего. Особое место в томе принадлежит «софийской» и «спасской» темам. Одна из важнейших статей тома рассказывает о Софии, Премудрости Божией, мироустроительной и промыслительной Божественной мудрости, благости и мощи. В книгах Нового Завета представления о Софии тесно связаны с Личностью и Благовестием Иисуса Христа. В статье подробно рассматривается понятие «София» в античной философии, гностицизме и особенно в восточной патристике и литературе Древней Руси. Софиология имела большое значение для русской религиозной философии, в частности в метафизике единства Вл. С. Соловьева. Том содержит подробную статью о братстве святой Софии, православном религиозном объединении русской эмигрантской интеллигенции в 20-е-40-е 20 в. Все его представители испытывали влияние софиологии, варианта учения о Софии Премудрости Божией. В число учредителей братства вошли такие известные мыслители, как Н. Бердяев, С. Франк, Г. Вернадский и многие другие. Братство сыграло значительную роль в открытии в Париже Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского, в котором преподавали С. Булгаков, А. Карташев, Г. Флоровский, В. Зеньковский и другие философы и историки. Подробная статья посвящена собору святой Софии в Великом Новгороде, старейшему сохранившемуся храму на территории РФ. Описывается не только история собора, но и его архитектура, строительная техника и архитектурная декорация. В отдельном разделе рассказывается о граффити на стенах собора, являющихся неоценимым по значению для истории Древней Руси источником. Не менее значимым представляется материал о Соборе св. Софии в Киеве, старейшем сохранившемся храме Древней Руси. Подробно рассказывается о закладке, завершении строительства и освящении Собора, его истории и истории его изучения, архитектуре, и внутреннем убранстве. В статье можно также подробно ознакомиться с фресками и мозаиками Собора.

http://pravenc.ru/shop/2693024/

В Великом Новгороде реставрируют кресты Софийского собора 2 августа 2006 г. 13:02 На куполах новгородского Софийского собора продолжаются работы по восстановлению. Как сообщили в пресс-центре администрации Новгородской области, с главного купола Софии в 2005 году была снята позолота и проведена зачистка покрытия. В этом году работы продолжились: на купол нанесли слой специального раствора — сурика и три слоя подготовительного лака. Теперь предстоит процесс золочения купола — покрывать его будут тонким листовым сусальным золотом, нанося небольшие листочки размером 10 на 15 сантиметров по специальной технологии, слой за слоем. Реставрацию главного купола собора Святой Софии в Великом Новгороде ведут специалисты фирмы «Арт Эксперт» (Санкт-Петербург). Параллельно проводятся работы на малых главах собора, здесь реставрации подлежат кресты. Кроме того, решается вопрос о реставрации или замене креста главного купола храма Софии. После его исследования оказалось, что крест сильно пострадал от коррозии. Возможно, изготовить его копию возьмется новгородский кузнец Виктор Корнилов, который уже выковал одну копию креста Софийского собора для передачи в Испанию взамен оригинала, возвращенного в Великий Новгород в 2004 году. Средства на реставрацию куполов Святой Софии предусмотрены федеральной программой «Культура России». В 2005 году на эти цели было израсходовано около 4,5 млн. рублей, в 2006 году на завершение работ потребовалось дополнительно еще 3 млн. Предполагается, что работы по реставрации купола и крестов Софийского собора закончатся к сентябрю 2006 года. Согласно летописным источникам, каменный Софийский собор был основан в Новгородском кремле в 1045 году по распоряжению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, освящен 14 сентября 1052 года. Храм на несколько лет моложе собора Софии в Киеве. Собор увенчан шестью главами, поднятыми на высоту 40 метров. Первоначально собор не был оштукатурен. Стены его, сложенные из больших камней, скрепленных раствором розовой цемянки (известь с добавлением толченого кирпича) имели исключительно живописный вид. Собор был покрыт свинцовыми листами, а его центральная медная глава была позолочена. Главы имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. В 30-х годах XII века София стала главным храмом Новгородской феодально-боярской вечевой республики. В годы Советской власти Софийский собор был частью Новгородского государственного музея-заповедника, в 1991 году по инициативе Патриарха Всея Руси Алексия II собор был возвращен Новгородской епархии. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/129789.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) [Ингигерд] († 10.02.1051), 2-я (после св. кнг. Анны ) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дочь швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5-1021/22). Брак шведской королевны Ингигерд, на Руси принявшей имя Ирина, с новгородским кн. Ярославом Владимировичем по отчетливой относительной хронологии различных редакций «Саги об Олаве Святом» (прежде всего в составе сб. «Круг земной» Снорри Стурлусона, составленного ок. 1230) был заключен в 1019 г. (сватовство состоялось осенью 1018; отправленное тогда из Новгорода посольство Ярослава, по всей видимости, имело в т. ч. указанную в «Повести временных лет» цель найма варяжского войска). Брак скрепил новгородско-швед. союз, важный для Ярослава в его борьбе за Киев против киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича Окаянного. (Ранее, в авг. 1018, по сообщению нем. хрониста Титмара Мерзебургского , сестры и жена Ярослава (очевидно, св. Анна) были пленены захватившим Киев польск. кн. Болеславом I. Вероятно, 1-я супруга новгородского князя умерла в плену, ее останки были привезены в Новгород и погребены в Софии Св. соборе. ) Очевидно, все известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, вероятно, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/21 г. сына - новгородского кн. св. Владимира Ярославича происходило от брака с И. (св. кнг. Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но это ошибка, возникшая, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Димитрий) , Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей) , к-рым в свое время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впосл. кн. смоленский) и Игорь (впосл. кн. волынский); дочери Елизавета (супруга норвеж. кор. Харальда Сурового), Анастасия (?) (жена венг. кор. Андраша I) и Анна (2-я жена франц. кор. Генриха I).

http://pravenc.ru/text/673959.html

Как величайший чудотворец, святитель изображался вместе с Пресв. Богородицей, как правило, в рост, с благословляющей правой рукой, расположенной перед грудью. Икон такого извода было достаточно много создано в XIV-XV вв. ( Смирнова. 2004. С. 299-300). Среди них известны такие, где святитель вместе с вмч. Георгием Победоносцем стоит рядом (справа) с Богоматерью, представленной в изводе Великой Панагии (напр., на иконе 1-й четв. XV в., ГТГ). Цвет одежд Н. мог меняться от белого с имитацией золотого шитья до контрастного, когда белый с черным полиставрий надет поверх пурпурного подризника и дополнен зеленого оттенка омофором, как, напр., на иконе из новгородского с. Ракомо (нач. XV в., ГРМ). Данный извод встречается как в средниках житийных икон святителя, так и на аналойных иконах-таблетках (в т. ч. рядом с др. святыми, напр. на происходящей из новгородского собора Св. Софии иконе-таблетке с Н., со свт. Иоанном Милостивым и свт. Василием Парийским, кон. XV в., НГОМЗ), а также на иконах-складнях наряду с образами др. святых - личных покровителей заказчика, с изображениями праздников и гимнографическими композициями (напр., на деревянном складне из Солотчинского мон-ря, XVI в., Рязанский обл. краеведческий музей). Такой вариант изображения Н. широко известен не только в иконописи, но и в др. техниках, напр. на резных иконках из дерева и камня (ГРМ); на шитых произведениях (напр., на происходящей из Угрешского мон-ря пелене, 1518, ГРМ). Позднее извод образа Н., с широко разведенными в стороны руками, с благословляющей правой и поддерживающей Евангелие левой, оставался наиболее распространенным (особенно в житийных иконах), а к рубежу XVI и XVII вв. утвердился в облике святителя на чудотворной Зарайской иконе Н. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Велико число разнообразных по композиции икон Н., на к-рых он изображен стоящим плечом к плечу с др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Экскурсии проводятся ежедневно в 12.30 и 15.00. Экскурсовод забирает группу в расположенном недалеко Свято-Троицком Ионинском монастыре. Можно договорится о проведении экскурсии, предварительно перезвонив по номеру: +38 044 285-24-40 Подробнее узнать о пещерах можно на страницах сайта http://zvcaves.kiev.ua Адрес: ул. Мичурина, д. 24. Мать всех Софийских храмов на Руси В центре Киева, на Софийской площади стоит самый древний уцелевший памятник Киевской Руси — Софийский собор. Построен он в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. Сын Ярослава Мудрого, Владимир, возвел, стараясь повторить красоту киевской Софии, собор Святой Софии в Новгороде. И в Полоцке был построен собор Святой Софии с таким же архитектурным решением, как Киевский и Новгородский. Взяв за образец Софийский собор в Константинополе, зарождавшаяся Русская Православная Церковь постройками соборов Святой Софии в столицах трех главных удельных княжеств Руси того времени старалась быть похожей на свою наставницу, великую Константинопольскую Церковь. Софийский собор — настоящее чудо. Никакие фотографии «внутреннего интерьера» собора не передадут живого языка красок, мерцания знаменитой мозаики Божией Матери «Оранта» над алтарем, гармонии объема и пространства, созданного древними зодчими. Этот храм, к сожалению, давно музей, богослужения проводить там запрещено. Но, видимо, так много людей за все время его существования возносило в нем свои горячие молитвы, что, входя в него, верующий человек невольно начинает молиться. График работы: с 10.00 до 18.00 (среда - до 17.00), касса и вход до 17.30. Выходной день — четверг. Экскурсионные группы формируются в 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 15.30, 16.00, 16.30 (в среду последняя экскурсия — в 15.30). Тел.: +38 044 228-20-83. Адрес: ул. Владимирская, д. 24. Что еще стоит обязательно посетить в Киеве Свято-Троицкий монастырь (Китаева пустынь) Тюркское слово «Китай» означает укрепление, крепость. По лаврскому преданию, основателем обители считается святой благоверный князь Андрей Боголюбский. К XVI-XVII векам здесь был небольшой лаврский скит с пещерами. До 1870 года Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры. В XVIII веке здесь подвизалась преподобная Досифея, скрывавшаяся в обители под видом мужчины, беглого крепостного Досифея. Она стала в монастыре старцем. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, будущий св. прп. Серафим, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. В монастырь обычно приезжают поклониться мощам преподобной старицы Досифеи. Мощи ее пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни.

http://pravoslavie.ru/55346.html

Самое раннее изображение Д. С.- роспись на одном из столпов собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.): несмотря на отсутствие надписи, на это указывают иконографические признаки святого, к-рый представлен зрелым мужем с небольшими усами. Распространение этого извода в искусстве домонг. периода может быть связано с почитанием Д. С. как св. воина, а также как тезоименитого святого ряда князей, в частности сына кн. Ярослава Мудрого Изяслава (Димитрия). Этот князь, по-видимому, способствовал становлению почитания Д. С.: в 60-х гг. XI в. им был построен один из первых известных на Руси храмов во имя святого - собор Димитриевского монастыря в Киеве, к-рый мог иметь почитаемый храмовый образ и, вероятно, росписи с циклом Жития Д. С. Почитание Д. С. кн. Изяславом нашло отражение в иконографии его печатей (с погрудным изображением святого в виде воина), а также, вероятно, в шиферном рельефе 2-й пол. XI в., найденном на территории Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (ГТГ). Он входил в серию рельефных изображений св. воинов-всадников, возможно украшавших фасады утраченного храма: фигуры 2 едущих навстречу друг другу всадников, один из которых поражает копьем воина в доспехах, а другой воздевает правую руку. Хотя определение этих изображений, не имеющих надписей, вызывает споры, один из всадников, воин с усами, может быть Д. С. (справа), а второй скорее всего Нестор, побивающий Лия. Предположение А. И. Некрасова, поддержанное Г. В. Сидоренко, что правый всадник - кн. Изяслав, изображенный вместе со своим св. патроном, выглядит малоубедительным. Раннее почитание Д. С. в Киеве, поддерживавшееся в семье кн. Изяслава, отражает еще один значительный памятник - мозаичный образ святого 1108-1113 гг., находившийся на юж. лопатке сев.-вост. столпа Михайловского собора Златоверхого мон-ря (ныне в ГТГ). Фигура Д. С., обращенная к алтарю, располагалась в том же регистре, что и композиция «Евхаристия», напротив изображения архидиак. Стефана. Из необычного размещения фигуры воина в алтарной зоне, напротив хор, некоторые исследователи сделали вывод о том, что Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Развернутый житийный цикл впервые встречается в росписях нартекса ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164; Bard ieva-Trajkovska. 2004. P. 91-98. Il. 85-86). Насколько позволяет судить его сохранность, главной темой здесь были мучения и казни. Фрагмент фрески в юж. части верхнего регистра вост. стены реконструируется как часть сцены, в к-рой П. скребли железными крючьями и жгли огнем. Ниже - чудо во время казни на колесе. В верхнем регистре юж. стены - спасение от утопления в море. В нижнем регистре той же стены, в восточной ее половине,- допрос святых Ермолая, Ермиппа и Ермократа, в западной - их казнь и погребение. На сев. стене, в зап. части нижнего регистра,- чудесное избавление П. от казни мечом, словно превратившимся в воск. В вост. половине той же стены, в верхнем регистре,- усекновение великомученика мечом, в нижнем - погребение. Последняя сцена непосредственным образом примыкает к месту предполагаемого ктиторского захоронения в сев.-зап. компартименте. Стеатитовые резные пластины с образом П. и со сценами его беседы со св. Ермолаем, исцеления слепого, допроса императором и усекновения мечом - вмонтированы в позднейшую деревянную панель в Музео-Сакро в Ватикане. Предположительно все 5 пластин являются разрозненными частями одной иконы позднего XII в., первоначально включавшей в себя и др. сцены ( Kalavrezou. 1985. Cat. 35). Вмч. Пантелеимон. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Вмч. Пантелеимон. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Живописный образ такого типа, датируемый нач. XIII в., находится в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Здесь все 16 клейм, окружающих полуфигуру великомученика в центре, сохранились настолько хорошо, что даже надписи в большинстве из них ясно читаются. Клейма: 1. «Св. Ермолай, принимающий св. Пантелеимона» - показывает встречу святых перед домом пресвитера. 2. «Св. Пантелеимон, изучающий врачебное искусство» - великомученик слушает наставление св. Ермолая. 3. (с плохо читаемой надписью) П. молится о воскрешении укушенного змеей ребенка.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010