Сцена Евхаристии, находящаяся прямо под Богоматерью и акцентирующая Её значение как Церкви и Подательницы Св. Даров, считается традиционной для системы декораций Византийских храмов. Между тем ни в одной из столичных программ нельзя обнаружить эту композицию вплоть до середины XII в., 121 когда в связи с литургическими спорами осмысление главного акта богослужения обрело особую актуальность. Изобретение этой сцены для периферийных храмов XI в. определено целым комплексом обстоятельств. Среди самых значимых – демонстрация совершения богослужения в храме по православному обряду, с причастием под двумя видами (хлебом и вином), отличным от католической традиции. Это являлось своеобразным подтверждением принадлежности храма и территории, на которой находится храм, юрисдикции Константинопольской патриархии. Киевская «Евхаристия» сразу заставляет вспомнить алтарную фреску Софии Охридской (1056). Обе сцены сопровождают ветхозаветные и новозаветные параллели причащения (Жертвоприношение Авраама, Троица Ветхозаветная). Правда, «набор» композиций-прообразов и место их размещения различны. В Охриде они расположены в алтаре, в Киеве – на хорах, «обрамляя» место приобщения князя Св. Дарам. Кроме того, и сцены не совсем похожи. «Евхаристия» Софии Охридской делает акцент не на причащении – Спаситель никого не причащает. Христос благословляет стоящие на жертвеннике хлеб в виде огромной просфоры и вино, такую же просфору Он прижимает к груди, ангелы не сослужат Ему, а осеняют жертвенник, апостолы молитвенно предстоят происходящему. Охридская композиция представляет собой редкий образец «Поклонения Святым Дарам», или, как её иногда называют, «Молитву предложения». Еще В. Джурич связывал эту сцену с антилатинской полемикой по поводу опресноков и создателем её считал хартофилакса Льва, архиепископа Охридского, активного участника дискуссии. Киевская «Евхаристия» представляет собой канонический вариант «Причащения апостолов». Одновременность появления обеих сцен заставляет задуматься о причинах, послуживших введению её в столь значимую с точки зрения символики алтарную роспись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя росписи алтаря Софийского собора были утрачены почти полностью, за исключением фигуры Богоматери, зарисованной В.В. Сусловым, и нескольких фрагментов орнамента, нет сомнений, что здесь, так же как и в Софии Киевской, в Михайловском соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, в Николо-Дворищенском соборе и соборе Антониева монастыря в Новгороде, средний и нижний регистры были заняты изображением чина Евхаристии и фронтально расположенными фигурами святителей. Особенности архитектуры храма – его большая высота по сравнению с Софией Киевской, что заставило зодчих прорезать второй ярус окон – позволяет с большой долей уверенности реконструировать принцип их расположения 500 . Если в киевском соборе чин «Евхаристии» проходит над тремя окнами алтаря, по сторонам которых художники изобразили архидьяконов и святителей, то в соименном ему новгородском храме окно верхнего яруса света центральной апсиды поднято столь высоко, что между ним и сводом конхи, где располагалась фигура Богоматери, не было достаточного пространства для размещения фигур апостолов, причащаемых Христом. Вероятнее всего, окно служило своеобразным центром симметрии, по сторонам которого были представлены два престола и две группы апостолов, которым Христос, сопровождаемый ангелом в дьяконских одеждах, преподавал в одном случае хлеб, в другом – чашу с вином. Поскольку алтарная апсида не имеет заплечиков и ее стены непосредственно смыкаются со стенами вимы, чин Евхаристии с запада граничил со световыми проемами, расположенными между алтарем и боковыми апсидами. В пространстве между изображением «Евхаристии» и нижним ярусом окон легко могли разместиться орнаментальный фриз и один ряд фигур фронтально стоящих святителей. Еще один ряд фигур святителей, видимо, располагался по сторонам нижних окон. Конфигурация стен, особенности устройства алтарного полукружия, неотделенного от пространства вимы, позволяют также думать, что верхний ряд святительского чина должен был быть довольно протяженным. Если в Киеве он состоит из десяти фигур, то в Софии Новгородской их было никак не меньше 15 – именно столько фигур представлено в верхнем ряду святительского чина Нередицы, алтарная роспись которой могла отчасти повторять древний и, конечно же, чтимый в Новгороде прототип 501 . Во всяком случае, чин «Евхаристии» в Нередице расположен также по сторонам верхнего окна алтарной апсиды.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

12. С. 325-336; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля: Мат-лы и исслед.//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 157; Подобедова О. И. Миниатюры рус. ист. рукописей: К истории рус. лицевого летописания. М., 1965. С. 56, 58, 60; Сизов Е. С. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 266-268; Висоцький С. О. Про портрет родини Ярослава Мудрого у Coфiйcьkoмy coбopi у Kuebi//Bichuk Киïвського ун-ту. 1967. 8. С. 35-44. (Сер. icmopiï та права; Вип. 1); Свердлов М. Б. Изображение княжеских регалий на монетах Владимира Святославича//ВИД. 1972. Вып. 4. С. 151-159; он же. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - 1-й трети XIII вв. СПб., 2003. С. 254, 255, 293-296, 301-303; Молчанов А. А. К вопросу о худож. особенностях и портретности изображений на древнейших рус. монетах//ВМУ: Ист. 1973. 3. С. 72-85; Соколова И. Нек-рые замечания по поводу визант. прототипов древнерус. монет//Сообщ. ГЭ. Л., 1975. Вып. 40; K ä mpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 23-24, 58, 71, 75, 106-111, 231-232, 242, 245; Маясова Н. А. Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып.] 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. М., 1980. С. 62-64, 69-70; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды XIII - нач. XX в. Л., 1980. Табл. 54-55. С. 307; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 193-198, 319; Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Свод. кат. рус. монет X-XI вв. Л., 1983; Никитенко Н. Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора//ПкНо, 1986. Л., 1987. С. 237-244; она же. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Ист. проблематика. К., 1999. С. 14-64; Пуцко В. Г. Haйдabhiшi зображення св. кн. Boлoдuмipa//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 37-41; Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Закрыть Творчество Софии Ротару – на «нужды» карателей Донбасса Кто позволяет артистке, поддерживающей убийства русских, гастролировать по России? Андрей Сошенко   13:35 27.06.2020 3257 В 2018 году София Ротару дискредитировала всю свою прежнюю творческую деятельность своими заявлениями и действиями в поддержку киевского режима. В ноябрьской передаче 2019 года «Постскриптум» (примерно 50 минута и до конца передачи) рассказывалось о фактах перечисления Ротару средств на нужды карателей, сеющих смерть в Донбассе. И не имеет большого значения, кто конкретно принимал решение о финансировании из её кармана армии, уничтожающей мирных граждан - она лично или её сын Руслан, по совместительству являющийся ее продюсером. Совершенно очевидно, что без ведома самой Ротару её же средствами распоряжаться не могли. Тогда, в 2018 году, она отказалась выступать в России по политическим причинам. Через год, в конце 2019 года, видимо, поиздержавшись в финансовом плане, в том числе своими трогательными отчислениями на «нужды» военщины, решила за счет России поправить свое положение участием в новогодних передачах на российском телевидении. Я тогда задавался вопросом : «Кто вообще додумался приглашать Софию Ротару в Россию после поддержки ею киевского режима?» Ведь она демонстрирует жуткую неблагодарность российскому государству, как правопреемнику СССР . Но в итоге ей удалось выступить на новогодних концертах. И Ротару не единственная в этом роде. На Украине , в Грузии и Прибалтике много еще всяких «творческих» русофобов, поправляющих свои финансовые вопросы за счет налогоплательщиков России. В ряде случаев часть из этих средств, как видим, идут на «нужды» убийц. А сегодня в стане самой Софочки сокрушаются , что она больше других артистов пострадала во время пандемии коронавируса. Об этом в интервью «Собеседнику» рассказал её концертный директор Сергей Лавров. Он отметил, что богатые люди из России обрывают телефон артистки, приглашая её на свои корпоративы, но закрытые границы не дают ей пока заработать. Он отметил, что недавно было хорошее предложение из Новосибирска, но поехать туда не получилось - граница закрыта. Какая жалость!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/27/tv...

Второй подобный случай прямого княжеского суда над епископом – арест и отстранение от кафедры другого туровского епископа, Иоакима, судьба которого после его привода в Киев в кандалах [Лаврентьевская летопись, 2001, 314] теряется. Весьма примечательно, что каноны (в данном отношении особенно строга их редакция в Номоканоне XIV титулов) категорически запрещают наложение на архиерея каких-либо оков под страхом отлучения виновного от Церкви [Правила Православной Церкви 2, 1912, 319]. Однако, как видно, князя не особенно пугало какое-либо наказание. При том что в дальнейшем имя туровского архиерея из летописи исчезает, 25-е граффити Софии Киевской, сообщающее о покупке «княгиней Всеволодовой», Марией, земли Бояна, сохранило имя одного из священнослужителей – свидетелей сделки, «Якима» [Высоцкий, 1966, 61]. Данное обстоятельство позволило С. А. Высоцкому высказать примечательную гипотезу о том, что под этим «Якимом» следует, скорее всего, понимать туровского епископа Иоакима [Высоцкий, 1966, 70]. Однако очевидным видится тот факт, что Иоаким, скорее всего, был отстранен от управления Туровской епископией. Иной вопрос, был ли этот шаг утвержден митрополитом. 10-я глава уже упоминавшейся 123-й Новеллы имп. Юстиниана завершается категорическим предписанием: «Нельзя принуждать епископа против его воли изгонять из клира любого клирика, служащего под его началом» [Максимович, 2007а, 33 [гл. 10]]. Летописание и иные источники ничего не сообщают о лишении Иоакима сана. Напротив, вышеназванное 25-е граффити Софийского собора в Киеве отмечает Иоакима (если это изгнанный Туровский архиерей) среди свидетелей сделки о покупке земли Бояна для Кирилловской церкви. Поэтому, если догадка С. А. Высоцкого верна, можно заключить, что остаток своих дней Иоаким провел при киевском митрополичьем дворе и Софии Киевской. Еще одна княжеская расправа над епископом – изгнание из Чернигова епископа Антония (1168/69), действия которого спровоцировали внутрикняжеский конфликт в Черниговской земле и даже рассматривались современниками в качестве одной из причин бедствия, постигшего Киев в 1169 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Структура в Мироже – достаточно аморфная, здесь нет резких контрастов тени и света, длинный и вязкий рисунок ориентирует силуэты по вертикали, вытягивает или сплющивает сами фигуры. Именно линии, и только ей, придано особое назначение, своего рода призвание: она должна организовать и упорядочить аморфную форму, придать систематичность её строению. Её каноничность и иерархичность воспринимаются почти как смысловые категории. Намеренное самоограничение выдает монастырское происхождение художников, выстраивается в программу сознательной верности традиции, догматической чистоты и поэзии канона. Комниновский стиль в Мироже ставится на котурны строгих правил, арифметического мышления, открывая многозначительные истины, лежащие в его основе. Доктринерство, учительный смысл, установка на аскетические нормы во фресках Мирожа роднят их, несмотря на временную дистанцию, со стенописями Софии Киевской, придавая интерпретации комниновского стиля драматичность не эмоционального, а духовного порядка, сочетаемую с внешним спокойствием. Близок фрескам Мирожа наиболее резкий при кажущейся сдержанности вариант комниновского искусства – фрески (сцены соборов) и мозаики Гелати 652 (1130). Родственны тип, жесткость и нарочитость белильных светов, расчерчивающих поверхности ликов и тканей, «блочность» фигур с одеяниями, покрытыми обильными параллельными складками, спрямление абрисов лиц в трехчетвертных поворотах, негнущийся рисунок. Еще одна значимая по смыслу аналогия стилю Мирожа – миниатюры Догматического паноплия Евфимия Зегавина (ГИМ, гр. 337 первая половина XII в.). 653 Именно эти качества мирожской живописи делают параллели с одновременными мозаиками Палатинской капеллы и Мартораны в Сицилии 654 неадекватными, несмотря на целый ряд близких примет стиля и совпадение в способах цветовой моделировки. Именно эти качества, отчасти совпадающие в интонациях с ранним этапом христианизации Руси (мозаики и фрески Софии Киевской), вызывают постоянное стремление интерпретировать искусство Мирожа в миссионерском контексте, якобы призванном просвещать язычников, 655 однако смысл его иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЮНЕСКО может исключить Киево-Печерскую Лавру и Софию Киевскую из списка всемирного наследия 29.05.2009 К памятникам, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО , на Украине относятся исторический центр Львова и (под одним номером) заповедник «София Киевская» и Киево-Печерская Лавра . В марте на Украину был осуществлен мониторинговый визит представителей Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного совета по вопросам памятников и памятных мест (ИКОМОС). Увиденное экспертов потрясло. И хотя отчет они представят только в ближайшее, своего недовольства отношением Украины к охраняемым объектам они не скрывали. Прежде всего недовольство экспертов вызвано хаотичной точечной застройкой в буферных зонах вокруг Лавры и Софии, из-за которой пострадал не только ландшафт, но и сами памятники. По словам директора «Софии Киевской» Нелли Куковальской, на территории памятника постоянно наблюдается повышенный уровень грунтовых вод, они поднялись уже на 3 м, что губительно для ленточных фундаментов. Плюс - трещины в стенах. Чтобы исправить положение, прежде всего необходимо вернуть юридическую силу Указу президента Украины «О мероприятиях по обустройству застройки территорий и сохранения историко-культурных территорий в Киеве», который «прожил» всего полгода - 15 марта 2007 г. он был подписан, а уже 20 августа того же года отменен. В нем было прописано все необходимое для сохранения памятника. В частности, Киевская горадминистрация обязана была в трехмесячный срок принять меры по запрету строительства в центре Киева высотных зданий и утвердить схему размещения новых объектов в историческом ареале. А кроме этого, говорят специалисты, надо внести поправки в Закон об охране культурного наследия. Сейчас его формулировка довольна размыта: в сферу влияния Госслужбы по вопросам культурного наследия отнесено «согласование программ и проектов градостроительных, архитектурных и ландшафтных перестроек, строительных работ на памятниках национального значения». Иными словами: приходи кто хочешь, строй что хочешь - всем разрешим. Чем, собственно, и занимается упомянутая госслужба. А должно быть только одно разрешение: на реставрацию.

http://drevo-info.ru/news/6660.html

Цель проекта — предоставить возможность увидеть монументальную живопись собора в полном объеме. 5 февраля. ПРАВМИР. 6 февраля в «Доме митрополита Национального заповедника «София Киевская» состоится презентация виртуального тура по собору. Как сообщает пресс-служба заповедника ,   основная цель проекта — предоставить возможность посетителям увидеть монументальную живопись собора в полном объеме, который почти невозможно осмотреть во время разового посещения. В виртуальном туре создан впечатляющий эффект присутствия благодаря профессиональной съемке и продуманной схеме переходов между панорамами. Путешествие начинается с площади перед Колокольней, продолжается по территории двора и приводит посетителя во внутреннее пространство Софии Киевской. Виртуальный тур снабжен большим количеством информационных справок, ссылки на которые размещены непосредственно возле сюжетов или архитектурных деталей. Также использованы разнообразные интерактивные элементы, позволяющие посетителю выбрать нужную точку обзора, минуя традиционные последовательные маршруты. Проект был осуществлен в сотрудничестве специалистов Национального заповедника «София Киевская» и студии виртуальных туров GetPano, а также журнала «Музейное пространство», который с целью популяризации виртуального тура изготовил его демо-версию тура на CD. Начало презентации в 15.30. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 июля, 2020 1 июня, 2020 5 февраля, 2022 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 11 сентября, 2021 17 августа, 2021 5 августа, 2021 25 ноября, 2020 10 июля, 2020 1 июня, 2020 5 февраля, 2022 4 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sofii-kievskoj-preze...

Сильвестр стал известен в Москве летом 1651 года, когда прислал государю следующую грамоту: «Избран я на митрополию киевскую во время нужное, когда учинилась в нашей Литовской земле нынешняя междоусобная брань; крестьяне, приписанные к церкви св. Софии, пошли теперь в козаки, церкви доходов, послушания и строения от них нет, только надеемся помощи от Бога и от твоего царского величества. В церкви св. Софии нет книг: двенадцати миней месячных да прологов на весь год, да Феофилакта, да устава большого; а я от многих наездов властелинских, которые властели приезжают в Киев из Польши от панов и от козацких старшин, изнищен до конца, не могу ничего купить. Вели, государь, дать свое жалованье: 12 миней месячных да прологи сентябрьские и мартовские, да Феофилакта, да устав большой, и на меня умилосердись, на одежду теплую пожалуй, чем бы мне зимою согреться». Просьба осталась без исполнения, потому что митрополит не подписался на грамоте своею рукою. Во время последних сношений Хмельницкого с царем о подданстве Сильвестр не отозвался ни разу; в Москве показалось это очень странным: дело идет об избавлении православных от гонения нечестивых латин, Малая Россия соединяется с Великою во имя восточного православия, а митрополит молчит; помнили поведение Иова Борецкого и тем более изумлялись поведению Сильвестра Коссова. Но между положением Иова и Сильвестра была большая разница: Иов держал митрополию во время сильного разгара борьбы между православием и унией, когда новопоставленные архиереи православные подвергались тяжелым нареканиям и преследованиям; Иов в крайности искал спасения везде, обращался к козакам, обращался к Москве, причем все другие расчеты и соображения были забыты. Но Сильвестр правил церковью совершенно в иное время, когда благодаря Хмельницкому религиозные преследования затихли: правда, католические прелаты не пустили Сильвестра в сенат, зато в Киеве его никто не трогал, в Киеве никто не запирал церквей православных. Прекращение гонений давало простор другим интересам: Сильвестр был шляхтич и потому не мог не сочувствовать шляхетскому государству, а главное, при польском владычестве он был независим, ибо зависимость от отдаленного и слабого патриарха византийского была номинальная, тогда как при подданстве Малороссии московскому государю трудно было избежать зависимости от московского патриарха, которая была уже не то.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И если в западной церкви сравнительно рано начинается обособление входа клира, выделение специального поперечного прохода к алтарю, то в восточном богослужении мотив совместного шествия (можно вспомнить слова, завершающие литургию: «миром изыдем») не утратил своего значения. Фасады Софии Киевской, прорезанные обилием входов, предназначенных для всего крещенного народа, должны были одновременно напоминать о стациональной ранней литургии и походить на западный фасад Великой церкви Константинополя. Восточный фасад выделялся полукружиями пяти алтарей и обилием поясов высоких полуциркульных ниш и одного яруса окон. Малые алтари в соответствии с реконструкцией Ю. С. Асеева имели и дополнительные верхние окна. Внешне членения восточного фасада кажутся изолированными от остальных частей храма. На самом деле это не так. Все уровни расположения окон и ниш соответствуют основным уровням вертикальных членении собора, начиная от малых арок под хоры. Шиферные плиты, заложенные в кладку окон центральной апсиды, находятся в одном уровне с пятами всех сводов первого яруса храма. Как уже говорилось, членения фасадов идеально соответствуют внутренней структуре, и восточный фасад включался в основную систему. При боковых точках зрения это соответствие становилось особенно зримым, поскольку ярус окон располагался на той же высоте, что и пяты арочных завершений входов в храм. Апсиды расчленялись и тонкими полуколоннами – вертикальными тягами, завершенными капителями. Из пяти апсид выделяется центральная – и не только обширностью своего полукружия. Её членения окнами и нишами крупнее потому, что на первый ярус окон центральной апсиды приходится два яруса боковых апсид. Галереи, доходившие до восточного фасада, трактованы здесь как второстепенные части. Их членения мало дифференцированы, а сами крылья-галереи служили нейтральным обрамлением самому импозантному и величественному восточному фасаду. Именно здесь композиция собора обретала практически полную симметрию, создавая впечатление законченности и зрительной логичности построения благодаря пирамидальному возвышению частей. Именно восточный фасад «смотрел» на центральную улицу нового города, идущую от Золотых и Серебряных ворот, а перспектива восточного фасада Софии виднелась в створе теперешней Владимирской улицы, фланкированной Ирининской и Георгиевской церквами – храмами, соименными патронам князя Ярослава и его супруги. Триумфальность общего градостроительного решения здесь вновь сочеталась с идеей утверждения христианства, его главного оплота на Руси, «митропольи русской», князем – проповедником и устроителем новой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010