Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима. Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

http://pravoslavie.ru/352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Богоматерь стоит на золотом подножии, Она облачена в синюю тунику, в пурпуровый мафорий с золотыми складками, за красный поясок, к-рым перехвачена туника, заправлен белый с орнаментом плат, на ногах красные сапожки. Благодаря вогнутой поверхности апсиды образ «Оранты» на золотом фоне окружен мерцающим блистанием. В пропорциях Ее монументальной фигуры (высота 5,45 м) переданы духовная крепость и сила молитвенного стояния. Изображение «Оранты» на стене собора Св. Софии Киевской стало символом заградительной силы против разрушения, что и выражено в греч. надписи в полукружии арки над фигурой Богоматери, являющейся цитатой из Пс 45. 6: «Ο Θες ν μσ ατς, κα ο σαλευθσεται, βοηθσει ατ Θες τ πρς πρω πρω» («Бог посреди него (города.- Авт.); он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»). В тексте Псалтири под городом, находящимся под Божественной защитой, подразумевался Иерусалим с храмом на Сионе; христ. богословы, указывая на прообразовательный смысл строк царя Давида, видели в этом городе Церковь Христову. В послеиконоборческую эпоху с Богохранимым градом отождествляли К-поль, а также храм Св. Софии: в «Сказании о Св. Софии» (iX в.) говорится, что данный стих псалма был начертан на кирпичах, из которых возводились подпружные арки главного храма К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Реферат протоиерея П. Г. Лебединцева Древнейший памятник церковного зодчества в нашем отечестве, киевософийский собор, до его возобновления подробно и весьма обстоятельно описан знаменитым митрополитом киевским Евгением и известным учёным, протоиереем И. Скворцовым , – по его возобновлении в 1843–1853 годах. При всем уважении к их трудам, я позволяю себе сказать и своё слово в ответ на некоторые вопросы, поставленные в их описаниях, так как новые исторические источники, не бывшие под руками у митрополита Евгения и протоиерея Скворцова, и изучение собора сравнительно с другими подобными памятниками дают мне пособие к решению вопросов о киевософийском соборе, несколько отличному от того, какое встречаем у митрополита Евгения и Скворцова. Мне кажется, что доселе недостаточно уяснены следующие вопросы: когда заложен и освящён киевософийский собор? Какое было иерархическое его значение? Каков древний его вид и насколько он сохранился до настоящего времени? Ответ на эти и входящие в них честнейшие вопросы постараюсь изложить в настоящем моем исследовании. 1. Св. София, созданная св. кн. Ольгой По свидетельству первоисточников, храм св. Софии существовал в Киеве ещё в 10-м веке. Так: Иоакимовская летопись говорить, что блаженная Ольга, по возвращении своём из Константинополя, построила в Киеве деревянную церковь во имя св. Софии, для которой иконы прислал ей патриарх. 2)      В Апостоле 1307 года, принадлежащем Московской синодальной библиотеке, под 11-м мая в лето 6460 (952-е), означено освящение церкви св. Софии в Киеве, бывшее, следовательно, ещё при св. Ольге. 3)      Дитмар, описывая победу Болеслава под Ярославом, бывшую в 1018 году, и торжественную встречу, сделанную Болеславу и Святополку в монастыре св.. Софии в Киеве, упоминает о храме в тоже имя Софии, по несчастному случаю сгоревшем в предшествовавшем, т. е. В 1017 г. С этим сказанием Дитмара совершенно согласны: летопись Нестора,–в которой под 1017 годом отмечено: „Ярослав воиде в Киев и погореша церкви»,–и древняя новгородская летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Глава восьмая. Тщетная попытка о. о. Булгакова и Флоренского обосновать свое учение о Софии на иконографических данных 1. Новгородская икона Софии, Премудрости Божией. Толкование содержания сей иконы о. о. Булгаковым и Флоренским Ясно отсюда, что такою же тщетною попыткою для обоснования своего учения должно быть признано и обращение о. о. Булгакова и Флоренского к иконографии, ибо она есть плод учения как богооткровенного, так н святоотеческого. В данном случае ими указываются три главных типа софийных икон: Новгородская, Ярославская и Киевская. Первая, по их мнению, свидетельствует о предвечной Софии. Будучи храмовою иконою в новгородском соборе, она современна его построению – 1045–1052 г. По древнему преданию эта икона признается копией с Цареградской из Иустиниановского храма и почитается чудотворной. Здесь центральною личностью является крылатый Ангел с лицом, одеждою и крылами огненного цвета. Ангел изображается в царском венце с водруженным наверху крестом, в царском далматике восседает на четвероножном с подушкою огненного цвета золотом престоле, подпертом семью столпами. В правой руке Его жезл с лучезарным крестом наверху, а в левой, при персях – свиток. Около Ангела и престола – голубое в кругу звездное поле с лучами по краям. Над Его главою в малом огненном кругу изображен Спаситель в червленом хитоне с голубой, от времени позеленевшею, хламидою на раменах, благословляющий обеими распростертыми руками. Около Его главы золотое окружение (нимб) с надписью: «Премудрость Божия». Выше этого изображения опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле – лежащее Евангелие, пред которым шесть Ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена. На правой стороне от сидящего на престоле Ангела стоит Божия Матерь, а с левой стороны стоить Иоанн Предтеча 325 . По толкованию прот. Булгакова под видом Ангела на сей иконе изображается Божественная София, как «ангел твари, идеальная душа мира». «Несомненно, – говорит он, – что это не есть просто ангел, как один из представителей ангельского мира (последние в той же иконе помещены сверху). Об этом исключительном его значении свидетельствует не только его огнезрачность, но и все атрибуты, начиная от золотого престола... Это изображение… само не имеет своей собственной ипостаси, но лишь способность ипостасироваться, становиться природой и содержанием всякой ипостаси, а потому оно и может быть изображено лишь в свете этого ипостасирования, как живое и личное существо. Одним словом, изображение огненного ангела означает: не ипостась, а ипостасность, или Божественную Софию» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) († 9 мар. 1126), митр. Киевский (1122-1126). По происхождению грек. Поставлен в К-поле патриархом К-польским Иоанном IX Агапитом после того, как в апр. 1121 г. скончался митр. Киевский Никифор I . В Киев Н. прибыл в 1122 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292; Т. 2. Стб. 286), вероятно, 15 окт. (эту дату содержит надпись некоего Судилы на стене киевского Софийского собора: «Месяца октября в 15 день при(ш)ьлъ Никита» ( Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: (По мат-лам граффити XI-XVII вв.). К., 1976. 112. С. 38-39, 211, 214. Табл. XVIII-XIX; Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей// Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2004. Т. 11: Из раскопок 1997-2000 гг. С. 271-272. 112 (уточненное прочтение надписи)); нельзя исключать, впрочем, и того, что в граффити упом. не Киевский митрополит, а Новгородский свт. Никита (1096-1109), вполне вероятно посещавший Киев во время своего епископства). По гипотезе А. Е. Мусина, Н. мог быть 1094 г. до поставления в митрополиты схартофилаксом (хранителем документов и книг) и диаконом собора Св. Софии, как и его предшественник Никифор I; подобно последнему, хартофилакс Никита состоял в переписке с архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским (1078-1107), бывш. диаконом Софийского собора ( Мусин А. Е. Загадки дома Св. Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 68). В том же 1122 г., когда Н. прибыл в Киев, в Византии состоялось бракосочетание внучки блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочери блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича с «царем» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

8/21 Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславская, Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696) икон Божией Матери. Тропарь празднику, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево,/радость возвести всей вселенней:/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/и разрушив клятву, даде благословение,/и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства,/и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся,/внегда звати Ти:/неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим святых Твоих родителей,/и всеславное славим рождество Твое. Тропарь Софии, Премудрости Божией, глас 4 Велия и неизреченная Премудрости Божия сила/смотрения плотскаго таинства!/Софие Преименитая,/девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/смиренныя мудрости истино,/покоище Святаго Духа,/пречестный храме непостижимыя славы Его,/огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/Невидимый явися,/и неприкосновенный из Тебе изыде,/и с человеком поживе врага исконнаго уловляя/и человеки от клятвы древния свобождая,/возводя паки, отнюдуже испадохом./Молимтися, Владычице,/отягченныя ны во гресех лютых помиловати/и спасти души наша,/и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/Мати Премудрости Божия Слова,/призри на ны, грешныя люди Твоя,/и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/и грады наша невредимы сохрани,/идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится. Ин тропарь, глас 1 Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/средостение вражды разрушив,/освятил еси естество наше/и Царствие Твое нам отверзл еси;/сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/и рождшую Тя, спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую,/православно величаем. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  разделы   рассылка  распечатать Бурега В. В. Что улавливают " духовные антенны " Вселенского Патриарха? Источник:  Богослов. ру В Киеве продолжаются юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси. Портал Богослов.Ru не перестает следить за развитием событий в Украине. Уже второй день в Киеве находится Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей, Предстоятели Элладской и Албанской Православных Церквей, а также представители других Поместных Церквей. 26 июля в 11.00 на Софийской площади состоялись торжества, в которых приняли участие Президент Украины и Святейший Патриарх Варфоломей. Именно здесь прозвучало программное обращение Константинопольского Патриарха к украинскому народу. Однако обо всем по порядку. Чудеса и фокусы Вчерашние вечерние выпуски новостей пестрили сообщениями о многочисленных чудесных событиях, которыми сопровождаются Киевские торжества. Так все телеканалы обратили внимание на то, что 25 июля вечером во время совершения Патриархом Варфоломеем богослужения в Софии Киевской над куполами древнего собора неожиданно появилась радуга. В своем сегодняшнем выступлении Виктор Ющенко представил украинскому народу и официальную интерпретацию этого знамения: " Вчера во время богослужения в Святой Софии над ней появилась небесная радуга как благая весть, как благословение над храмом, как улыбка Господа Бога. В нашей истории видим светлый знак – это благословение и поддержка, веками приходившая к Киевской Церкви и к другим братским Церквам от Константинопольской Церкви-Матери " . Однако сегодняшний день (26 июля) начался, увы, проливным дождем. Лишь к полудню, когда торжества на Софийской площади были уже в разгаре, дождь прекратился. Впрочем, небо над Киевом весь день было плотно затянуто облаками. Еще одно чудо было зарегистрировано Министерством внутренних дел. Начальник отдела связей с общественностью ГУМВД Украины в городе Киеве Владимир Полищук, сообщил, что в пятницу, 25 июля, в столице было совершено на 20% меньше преступлений и почти на половину меньше административных правонарушений. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить, что визит Вселенского Патриарха чудесным образом улучшил криминогенную ситуацию в Киеве. Впрочем, руководители МВД Украины не исключают, что это чудо имеет вполне естественное объяснение. Вчера были предприняты беспрецедентные меры безопасности. На улицу вышло семь тысяч работников милиции. Кроме того в городе активно работали спецподраздления Министерства по чрезвычайным ситуациям и Службы безопасности Украины. По маршруту следования президентского кортежа, который сопровождал Патриарха Варфоломея, практически через каждые десять метров стояли милиционеры. Во время вечернего богослужения в Святой Софии Георгиевский переулок и Золотоворотская улица (прилегающие к собору) были буквально запружены пожарными машинами и автобусами с бойцами ОМОНа.

http://religare.ru/2_56521.html

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления. X-XIII вв. В древнерус. языке от греч. κλρος («клир», «духовенство», букв.- «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной лит-ре, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонг. период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на к-ром во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники - члены К.; позднее К. в этом значении - сев. и юж. концы солеи. Институт К. не был заимствован из Византии, но являлся нек-рым аналогом католич. капитулу (capitulum). Имеется косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич заложил соборную ц. во имя Пресв. Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греч. священников, вывезенных после взятия визант. Херсонеса в 989) во главе с Анастасом Корсунянином (ПВЛ. С. 54). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора , митр. Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого - после 1039 и не позднее 1051) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т. е., очевидно, духовенству собора Св. Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Ред.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17). После возведения в Вышгороде соборной ц. во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован К.: митр. Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину» (Там же. С. 19). В граффито киевского собора Св. Софии кон. XI - нач. XII в. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской, XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 61. 25).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010