схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Святитель Феофан прожил в Болгарии пять лет. Жизнь его протекала только в двух городах, в Софии и в Варне, на берегу Черного моря. В Софии он проводил холодные месяцы, а в Варну приезжал на лето восстанавливать свое здоровье солнцем. И тогда он жил за городом на очень скромной даче, занимая одну из двух комнат. Живя в Софии, он каждый воскресный и праздничный день посещал великолепный Александро-Невский собор, огромный храм-памятник русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Храм этот воздвигнут благодарным населением Болгарии в память освобождения страны от 500-летнего турецкого рабства. Архиепископу Феофану неоднократно приходилось служить Божественную литургию в этом храме. Для него это было очень удобно, так как храм был рядом с синодальной палатой. Служение это заносилось в особую книгу, как аргумент будущего снятия «схизмы» между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью, тем более, что и Российская Церковь не признавала этой схизмы... Однажды, когда Архиепископ Феофан служил в Александро-Невском соборе, при этом присутствовала царица Иоанна, дочь итальянского короля Эммануила. По придворному ритуалу во время запричастного пения Архиепископ Феофан, в сопровождении священства, вынес Ее Величеству просфору и произнес благословение на понятном ей языке – латинском. Всенощные бдения по субботам и накануне праздничных дней Владыка Архиепископ обычно проводил в своей синодальной келии, при этом читали и пели несколько студентов Духовной Академии. А в будние дни он совершал службы один. Иногда он проводил служение в домовой церкви в здании самого Синода, где и жил. Было несколько незабываемых служб Великим постом. Но особенно запечатлелось служение Пасхальной заутрени. Пел смешанный хор из русских и болгар. Совершен был и круговой, в здании Синода, крестный ход. Дети несли иконы. Владыка Архиепископ служил, как всегда, сосредоточенно, каждое слово было наполнено молитвенным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Харбин. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор, София (Suo Fei Ya Da jiao Tang) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство собора было начато в 1907 году. В 1912 году деревянный храм был завершён и освящён. С 1923 по 1932 год строился каменный храм. Годы японской оккупации, Культурной революции, и прочие исторические катаклизмы отразились на храме самым печальным образом: к 1990-м годам собор был заброшен и полуразрушен. Только в 1996 году была завершена его реставрация (которую " скинулось " едва ли не всё население Харбина). К сожалению, сейчас это не храм, а музей архитектуры. Внутри восстановлено несколько икон, но не более того. Священника нет и службы не проводятся. Софийский собор - наиболее популярная достопримечательность Харбина. Первое деревянное здание церкви было пожертвовано в 1907 г. гражданскому населению Харбина 4-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизией, участницей обороны Порт-Артура. В дарственной записи дивизии было сказано: «Дабы под тенью этого храма росло и укреплялось русское дело в Харбине». Перенос церкви из Корпусного городка (район Харбина) в район Пристани, ее реконструкция и убранство были осуществлены на средства известного на Дальнем Востоке купца и благотворителя И.Ф. Чистякова. Автор проекта реконструкции – архитектор С.К. Трейман. Бывшая дивизионная домовая церковь стала молитвенным памятником русским воинам и русскому православию. Освящение храма состоялось 23 ноября 1908 г. архиепископом Владивостокским и Приморским Евсевием (Никольским). Первым настоятелем храма был священник о. Петр Богданов (1907 г.). При церкви был открыт первый и единственный на весь азиатский Восток приходской совет (таковые по постановлению Святейшего синода стали повсеместно вводиться в России с 1905 г.). Объемно-пространственная композиция кирпично-деревянного сооружения основана на контрасте низкого распластанного объема храма и высокой изящной колокольни. Четверик храма не выделен в общем объеме, но отмечен пятиглавием: крупной центральной и четырьмя небольшими главами на стройных барабанах. Еще меньшая главка – над алтарем. Объемное построение и декоративное убранство ярусной шатровой колокольни стилистически повторяет каменную храмовую архитектуру XVII в., хотя она, как и все здание в целом, деревянная, и лишь облицована кирпичом. Фасады колокольни детально проработаны: традиционно акцентированные ширинками углы, кокошники, сдвоенные арки с висячей гирькой, ширинки, сухарики, слухи на шатре.

http://sobory.ru/article/?object=08750

Второй иконоборческий собор 815 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление 1 апреля 815 г., в самую Пасху, был поставлен патриархом Феодот из фамилии Мелиссинос. Он происходил из Кассигеры, был родственником Константина V Копронима со стороны жены. Исконный солдат и иконоборец в душе, протоспафарий, т.е. начальник лейбгвардии, без всякого научного образования, «безгласнее рыбы, — по словам хрониста, — ιχθυων αφωνοτερος, бессловесный, скотоподобный и, кроме нечестия, ничего не знающий.» Вскоре после Пасхи под водительством такого «главы церкви» Лев собрал собор в Св. Софии. На него не пошли иерархи и монахи-иконопочитатели. Но... опять нашлись иерархи-угодники. Эта кучка вызвала православных иерархов для увещания, но встретила в их лице обличителей. Смельчаки были лишены своих епископских одежд и брошены в тюрьмы. Через несколько дней они были вновь вызваны на увещания, вновь обличали иконоборчество, a за это опять были биты, анафематствованы и отправлены в ссылки. Этот собор 815 г. объявил вновь восстановленной силу решений иконоборческого собора 754 г., a Вселенский собор 787 г. — потерявшим силу. Определения иконоборческого собора 815 г. впоследствии были основательно истреблены православными. Лишь очень недавно они открыты в рукописном, еще не изданном полемическом сочинении патриарха Никифора, в греческой рукописи Парижской национальной библиотеки 1250. Как было известно и ранее, собор 815 г., будучи грубо иконоборческим и жестоким по последствиям, в своем оросе старается провести некоторые смягчения в доктрине иконоборчества. Сливаясь по существу с собором 754 г., этот собор, однако, заявил, что он следует «шести святым вселенским соборам,» т. е, не объявляет Копронимова собора 754 г. седьмым вселенским. Равным образом этот собор 815 г. не считает правильным называть иконы идолами («ибо одно зло отличается от другого»). Даже позволяет оставить иконы на высоких местах взамен назидательных надписей, но без возможности возжигания перед ними свечей, лампад и курения благовоний. Однако осуждает «несогласное с преданием или, еще вернее, бесполезное производство лжеименных икон кафолической церкви и поклонение им, предпочитая этому служение в духе и истине.» Орос обвиняет императрицу Ирину, что она по женскому слабоумию восстановила иконы и их незаконное почитание. Отныне восстанавливаются определения Влахернского собора императоров Константина и Льва.

http://sedmitza.ru/lib/text/435425/

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Карта и ближайшие объекты Большой пятикупольный собор, выстроенный в память Бородинского сражения на средства солдат и офицеров Гвардейского и Гренадерского корпусов по проекту М.Д. Быковского. Незаурядный памятник архитектуры, одна из ранних попыток интерпретации форм византийской архитектуры. Закрыт в 1930 г., во 2-й пол. ХХ в. пустовал. В 1990-х гг. вновь освящен, реставрируется. Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство. С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг., проект арх. М.Д. Быковского). Объемное, высокое строение из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. Это массивный четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба, поставленный на полуподвале. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы. Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Быковскому. Собор освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии. За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.

http://sobory.ru/article/?object=14037

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Новгородская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Новгородской области [ править править код ] Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку). В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Великий Новгород Святыни Новгородской области [ править править код ] ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Статистика Марк Эфесский, свт. Марк Эфесский (греч. Μρκος Ευγενικς, Мануил Евгеник; 1392 — 23 июня 1444) — митрополит Эфесский, православный богослов, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. В 1734 году канонизирован в лике святителей, память совершается 19 января (по юлианскому календарю). Юность и монашество Марк родился в Константинополе, его отец был диаконом и сакелларием при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. О происхождении Марка в своём синаксаре пишет Иоанн Евгеник: Марк получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет он лишился отца и продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона. В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов». С юности Марк имел склонность к богословию и аскетической жизни. Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлек внимание императора Мануила II, который сделал его своим советником. В 1418 году Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи покинули обитель и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители, где по словам Иоанна Евгеника: «крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя, и особенно тогда, когда остался один, часто прибавляя: „ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол“…». Ферраро-Флорентийский собор Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителей, написанных по просьбам императора дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 году по воле императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, который продлился два года и получил название Ферраро-Флорентийский собор. По мнению исследователей, возведение Марка в архиерейское достоинство было сделано для того, что он не как простой монах, а как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на соборе. Это подтверждается также тем, что до возвращения Марка из Италии ничего не известно о его делах по управлению епархией.

http://lib.cerkov.ru/authors/752

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор надежд и разочарований 22.05.2008 336 Время на чтение 11 минут В последние дни болгарские средства массовой информации активно комментируют итоги состоявшегося на минувшей неделе Шестого Церковно-Народного Собора Болгарской Православной Церкви. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей аналитический обзор принятых Собором решений. Церковно-Народный Собор является высшим законодательным органом Болгарской Православной Церкви (БПЦ). При этом особенностью развития Церкви в Болгарии во второй половине XIX - ХХ вв было то, что Соборы эти созывались лишь в исключительных случаях. Так за период с 1870 по 1997 год состоялось лишь четыре Церковно-Народных Собора (1871, 1921-22, 1953, 1997). Несмотря на то, что в Уставе БПЦ, принятом в 1953 году, предусматривался созыв Соборов раз в четыре года, эта норма в условиях коммунистического режима не была реализована. Лишь Четвертый Церковно-Народный Собор, работавший в Софии со 2 по 4 июля 1997 года, принял специальное решение сделать наконец созывы Соборов регулярными. И действительно, Пятый Церковно-Народный Собор состоялся через четыре года - в 2001 году. Однако созыв Шестого Церковно-Народного Собора, который предполагалось провести в 2005 году, неоднократно откладывался. В результате он был созван лишь в мае 2008 года, то есть спустя почти семь лет после предыдущего церковного форума. В результате Шестой Церковно-Народный Собор стал первым Собором, проводимым после принятия в Болгарии нового Закона о вероисповеданиях (2003) и преодоления раскола, омрачавшего церковную жизнь более десяти лет (1992-2004). Уже сам этот факт обусловил повышенное внимание журналистов к церковному форуму. Кроме того накануне открытия Собора в СМИ просочились слухи, что на Соборе ожидается добровольная отставка Патриарха Максима по состоянию здоровья. Также еще до начала Собора было известно, что делегаты займутся исправлением Устава БПЦ, многие нормы которого явно устарели. Начало работы Собор открылся 14 мая в Рильском ставропигиальном мужском монастыре. На открытии присутствовал Президент Болгарии Георгий Прванов. В своем обращении к участникам Собора он назвал Святейшего Патриарха Максима " истинным стражем Болгарской Православной Церкви " . Эти слова Президента окончательно развеяли слухи о возможной отставке Патриарха. Приезд Прванова в Рильский монастырь явился еще одной демонстрацией нынешней болгарской властью своей солидарности с канонической БПЦ. Напомним, что прежний президент Болгарии Петр Стоянов приглашал на официальные государственные мероприятия (в том числе и на собственную инаугурацию) исключительно раскольнических иерархов. После прихода к власти Г. Прванова государство отказалось от поддержки раскольников, и именно благодаря активному вмешательству власти в церковный конфликт раскол был преодолен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

§ 1. Предмет настоящего описания Киево-Софийский собор, древнейший из кафедральных в России, памятник благочестия славного Ярослава благовластного Самодержца; и заветная святыня наших предков, был всегда предметом преимущественного уважения сынов России. Но в новейшее время, после того, как утвердил, на этом древнейшем святилище особенное внимание своё Сам Благочестивейший Государь Николай Павлович, и открылись на стенах этого храма 8-вековые священные изображения фресковые, около двух столетий скрывавшиеся под слоями позднейших окрасок 1 ; он сделался не только предметом благоговения чтителей святыни, но и предметом; в высшей степени занимательным для всех любителей искусств и древностей. По открытии фресок, Собор, о Высочайшей воле, обновляем был не только по стенам внутренним, где открыты фрески, но и во всех частях своих, внутренних и внешних. Таким образом, представился случай тщательнее обозреть весь план и всё устройство этого древнейшего храма; открылась потребность и новых описаний 2 Собора и возможность решить некоторые археологические вопросы 3 точнее, по крайней мере, c большей достоверностью, а с тем вместе провести более значимо черту между достоянием Собора древнейшим и приобретениям его позднейшими. Желая представить опыт описания обновлённого Собора, мы будем иметь в виду как древнейшее, так и новое состояние его, и потому расположим описание наше на следующие отделения: I. О начале и первобытном состоянии Собора. II. Краткая летопись Собора. III. Обновление Собора. IV. Принадлежности Собора, наиболее примечательные 4 . Отделение I. О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора § 2. Сведения о Соборе в летописях О начале и первобытном состоянии Киево-Софийского Собора у Преп. Нестора находим следующее ратное известие: «В лето 6545 (от P.X. 1037) заложи Ярослав град великий (т. е., как изъясняют, стену, или ограждение, вокруг Киева), у него же града суть Врата Златыя; заложи же в церковь Св. Софии и Митрополью, и украси ю златом и сребром и сосуды церковными». Прибавим к сему сказание Киевского Синопсиса: «Укрепившися на княжении, обнови град Киевский и созда (Ярослав) церковь велику и предивну Св. Софии, сиречь, Премудрости Божия, от камени, по подобию Константипопольския, точию меньшия от нея, на месте том, идеже Печенегов победи, и украсило всякою красотою, а при ней вежу сооруди, и верх позлати». Таким образом, получаем следующие достоверные сведения о нашем Соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010