Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Константинопольская София – мать всех церквей Интервью с Христосом Спиру, лидером «Совета по освобождению Святой Софии» Крис (Христос) Спиру Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония». Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. – Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии? – Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым. – Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону? – Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

http://pravoslavie.ru/guest/4770.htm

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке 27 сентября 2009 г. 00:00 В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых. В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита. В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

http://patriarchia.ru/db/text/750990.htm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Музей «Айя-София» снова станет мечетью? Но нас, русских, это не должно особенно волновать 24.06.2020 2569 Время на чтение 4 минуты В понедельник, 15 июня, министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль заявил, что «цепи Святой Софии должны быть разорваны». Об этом он сказал в интервью государственному агентству «Anadolu», передаёт СПЖ со ссылкой на турецкий ресурс «АА.сот». Чиновник сообщил, что приближается день судебного разбирательства по делу открытия собора Святой Софии для поклонения, которое будет рассматриваться в Государственном совете. По его мнению, «Государственный совет может принять решение в рамках права по этому прецеденту, или принять другое решение, обосновав его». Определение статуса собора, считает он, — «это вопрос, который находится в ведении Турецкой Республики. Это вопрос суверенитета Турецкой Республики». Напомним, на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попросил чиновников изучить возможность превращения Собора Святой Софии в мечеть, передаёт ФАН. А год назад, в марте 2019 года, Эрдоган прямо заявлял, что Собор Святой Софии не будет превращен в православный храм «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Ситуацию комментирует главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов : Мне не нравится та истерия, которую поднимают по поводу того, что турецкие власти хотят разместить в музее (бывшем соборе Святой Софии) мечеть. Что, собственно, в этом неожиданного? Бывший православный собор в Константинополе был превращён турками в мечеть сразу же после завоевания столицы империи, и почти 600 лет был мечетью. Построенный святым императором Юстинианом собор Святой Софии просуществовал чуть больше 1000 лет, до захвата турками. Конечно, он был построен как собор, как главный собор Православия, однако нельзя делать вид, что речь идёт о том, что турки пытаются православный храм превратить в мечеть, мечетью хотят сделать музей. Понятно, почему эту истерию поднимают греки. Она особенно ложится в русло неких пророчеств, которые широко распространяются как раз греками, о том, что русские захватят Константинополь, но, поскольку американцы не позволят русским там хозяйничать, то они передадут его грекам. Эти пророчества стали чуть ли не общепринятыми среди русских православных людей. Многие их совершенно бездумно повторяют, считая, что так и будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/18/mu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > За Эрдоганом стоят определенные исламистские силы О заявлении президента Турции, провозгласившего, что Собор Святой Софии в Константинополе никогда не станет православной церковью 21.03.2019 1580 Как сообщалось , президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Высказывание Эрдогана прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : С моей точки зрения, Эрдогана можно считать умеренным исламистом, по крайней мере, не таким радикальным, как другие. Но, безусловно, исламский фактор здесь просматривается. То, что за ним стоят определённые исламистские силы, я думаю, даже не скрывается. Тот факт, что он пытается в той или иной мере исламизировать Собор Святой Софии, тоже уже происходит не первый день. Несколько лет назад там уже читался Коран, совершались исламские молитвы во время Рамадана. В мечети Айя София существует должность имама, и, насколько мне известно, музеем ему выделено какое-то помещение. Хотя как мечеть храм не функционирует, но имам есть. По-моему, не так давно там даже звучал азан одного из минаретов. Всё это укладывается в одно русло. В данном случае, я думаю, со стороны Эрдогана есть какой-то определенный посыл в отношении вообще православных святынь, православных объектов на территории Турции. Не так давно храм Святой Софии в Никее был опять конвертирован в мечеть. Собор Святой Софии в Трапезунде, который прежде был музеем, опять стал мечетью, как в прежние времена. Я не исключу, что и Собору Святой Софии может быть уготована такая же участь. Только не в таком масштабе, как постоянно действующая мечеть, но по каким-то случаям там, наверняка, будут совершаться исламские богослужения, именно в пику, прежде всего, христианам.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/21/za...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция о превращении Собора Святой Софии Константинопольской в мечеть 10 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети МОСКВА. 10 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети. Какими мотивами руководствовался президент? Как внутриполитическая обстановка в Турции и внешняя политика этой станы повлияли на столь резонансное решение? Что изменится после превращения собора в мечеть? На эти вопросы 14 июля отвечали российские эксперты, приглашенные МИА «Россия сегодня» на онлайн-конференцию на тему: «Собор Айя-София: судьба византийской святыни и вектор развития Турции». В начале встречи старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Иван Фадеев кратко напомнил историю знаменитого собора в Константинополе, который в течение столетий, начиная с VI века, был центром восточно-христианского мира. Взятие Константинополя турками в 1453 г. «потрясло весь христианский мир», и тогда превращение Святой Софии в мечеть стало «трагическим событием не только для православного мира, но и для католического», утверждает историк. До революции Ататюрка собор был «полноценной мечетью». В 1934 г. Айя-София была открыта как музей, и этот статус сохранялся до недавних дней, хотя, начиная с 1990-х гг., ничто не мешало периодически совершать там, в небольшом помещении, мусульманскую молитву. «Нынешние события для христиан по всему миру вновь открыли старую незаживающую рану… Многие в христианском мире предпочли бы, чтобы собор Св. Софии оставался музеем, а не мечетью», – сказал Фадеев, добавив, что Патриархи Кирилл и Варфоломей и Папа Франциск уже выступили с заявлениями, в которых выражают «боль и горечь» по поводу решения турецких властей.

http://sedmitza.ru/text/9890345.html

Реферат протоиерея П. Г. Лебединцева Древнейший памятник церковного зодчества в нашем отечестве, киевософийский собор, до его возобновления подробно и весьма обстоятельно описан знаменитым митрополитом киевским Евгением и известным учёным, протоиереем И. Скворцовым , – по его возобновлении в 1843–1853 годах. При всем уважении к их трудам, я позволяю себе сказать и своё слово в ответ на некоторые вопросы, поставленные в их описаниях, так как новые исторические источники, не бывшие под руками у митрополита Евгения и протоиерея Скворцова, и изучение собора сравнительно с другими подобными памятниками дают мне пособие к решению вопросов о киевософийском соборе, несколько отличному от того, какое встречаем у митрополита Евгения и Скворцова. Мне кажется, что доселе недостаточно уяснены следующие вопросы: когда заложен и освящён киевософийский собор? Какое было иерархическое его значение? Каков древний его вид и насколько он сохранился до настоящего времени? Ответ на эти и входящие в них честнейшие вопросы постараюсь изложить в настоящем моем исследовании. 1. Св. София, созданная св. кн. Ольгой По свидетельству первоисточников, храм св. Софии существовал в Киеве ещё в 10-м веке. Так: Иоакимовская летопись говорить, что блаженная Ольга, по возвращении своём из Константинополя, построила в Киеве деревянную церковь во имя св. Софии, для которой иконы прислал ей патриарх. 2)      В Апостоле 1307 года, принадлежащем Московской синодальной библиотеке, под 11-м мая в лето 6460 (952-е), означено освящение церкви св. Софии в Киеве, бывшее, следовательно, ещё при св. Ольге. 3)      Дитмар, описывая победу Болеслава под Ярославом, бывшую в 1018 году, и торжественную встречу, сделанную Болеславу и Святополку в монастыре св.. Софии в Киеве, упоминает о храме в тоже имя Софии, по несчастному случаю сгоревшем в предшествовавшем, т. е. В 1017 г. С этим сказанием Дитмара совершенно согласны: летопись Нестора,–в которой под 1017 годом отмечено: „Ярослав воиде в Киев и погореша церкви»,–и древняя новгородская летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Моршанск. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты В Моршанском историко-художественном музее хранится Общее описание старого в г. Моршанске соборного Софийского храма: «Каменный храм во имя Св. Софии Премудрости Божией построен усердием и иждивением московских купцов: Петра, Федора и Аверкия Копейкиных в 1752 г. ... Архитектура — в византийском стиле. Первоначально храм имел вид удлиненный: в длину 16 саженей и 1 аршин; в ширину — 6 саженей и 1 аршин. Высота — 15 саженей. Впоследствии к боковым входным дверям — северным и южным — были приделаны каменные с деревянными заштукатуренными потолками паперти, отчего наружный вид храма сделался крестообразным. Окна в храме — в один ярус, только в куполе еще 4 окна, в окнах железные решетки. Купол — один, крест на оном железный, узорчатый, позолоченный... Все здание весьма прочное — своды каменные неразрушимы, пол каменный. Церковь теплая, печей в церкви три, в пристройках две. Главный престол во имя Софии, Премудрости Божией, освящен в 1753 году. Приделов два — во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского, устроен единовременно с настоящим Софийским в 1753 г. и тогда же освящен. Второй — во имя Митрофания, первого епископа Воронежского, устроен с благословения Преосвященного Арсения моршанскими купцами Яковом Серебряковым, Василием Гундобиным и другими почитателями памяти святителя Митрофана и освящен с благословения того же Преосвященного настоятелем собора Андреем Яковлевичем Воскресенским 23 ноября 1834 года. Особо чтимая икона прихожанами — Казанской Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными венцами. Под венцом на голове Богоматери бархатное покрывало, украшенное жемчугом и разноцветными камнями... Риза устроена усердием купца Косьмы Дорофеевича Бурцева, шитье — руками купеческой жены Софии Сампсоновны Синявиной в 1848 году. Потом икону передали в Троицкий собор, а в старом была ее копия. В 1871 г. с разрешения епархиального начальства под церковью в приделе св. Димитрия Ростовского погребен соборный протоиерей Андрей Яковлевич Вознесенский, скончавшийся 10 августа того же года...»

http://sobory.ru/article/?object=40241

4 святыни Святые мощи мученицы Веры Римской доступны для поклонения в Соборе Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Алматы. Частица мощей святой находится в ковчеге. 30 сентября 2011 года, в день небесных покровительниц Алма-Аты, в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы был передан ковчег с великой святыней - цельбоносными мощами святых славных, всехвальных и добропобедных мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святыня по ходатайству митрополита Астанайского и Казахстанского Александра была передана в дар православным жителям Алма-Аты из Константино-Еленинского женского монастыря под Санкт-Петербургом, настоятельницей обители игуменией Иларионой (Феоктистовой) и ктитором обители Константином Вениаминовичем Голощаповым. Ковчег для хранения святыни изготовлен по благословению митрополита Александра в художественной мастерской имени Александра Невского в городе Москве известным ювелиром А.И. Анискиным. По праздничным дням честные мощи приносятся для духовного укрепления и молитвенного поклонения верующих в храмы епархий Православной Церкви Казахстана. Святые сестры-мученицы и их благочестивая родительница являются небесными покровительницами земли Семиречья. 17 сентября (30 - по новому стилю) 1854 года, в праздник святых мучениц было торжественно освящено Заилийское укрепление, переименованное в Верный – в честь мученицы Веры. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири – Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен). Святые мощи мц. Любови Римской доступны для поклонения в Соборе Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Алматы. Частица мощей святой находится в ковчеге. 30 сентября 2011 года, в день небесных покровительниц Алма-Аты, в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы был передан ковчег с великой святыней - цельбоносными мощами святых славных, всехвальных и добропобедных мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://elitsy.ru/holy/temple/25986/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1629 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010