Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима. Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.

http://pravoslavie.ru/352.html

Константинопольская София – мать всех церквей Интервью с Христосом Спиру, лидером «Совета по освобождению Святой Софии» Крис (Христос) Спиру Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония». Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. – Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии? – Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым. – Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону? – Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

http://pravoslavie.ru/4770.html

С.Г. Вилинский Храм св. Софии в Царьграде был, как известно, одной из наиболее чтимых святынь греко-православного мира, и издавна привлекал к себе внимание не только христиан, но даже иноверцев – магометан. 1 В древнерусской литературе можно найти многократные подтверждения этого. Летописец, напр., сообщает о том сильном впечатлении, какое оказал храм св. Софии на чувство и воображение послов Владимира Святого, ходивших в Царьград испытывать греческую веру. Возвратившись домой, они рассказывают: «придохом же в Греки и ведоша ны, идеже служат Богу своему и не свемы, на небе ли есмы были или на земли: несть бо на земли такого вида, ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати: токмо то вемы, яко онъде Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя; всяк бо человек, аще укусить сладка, последи горести не приимаеть, тако и мы не имамы сде быти». 2 Далее, во многих «хождениях» отводится более или менее значительное место описанию достопримечательностей св. Софии. Стефан Новгородец, напр., говорит: «А о Святой Софии, премудрости Божией, ум человечь не может ни сказати, ни вычести, и что видехом, то и написахом». 3 В «Книге Паломник, сказание мест святых в Царьграде» – в «Хождении» новгородского архиепископа Антония в Царьград 4 находим очень подробный рассказ о знаменитом храме и при том рассказ вполне обработанный, так как автор, не довольствуясь личными наблюдениями, привел материал и письменной традиции, существовавшей до него; между прочим он воспользовался и так наз. «Сказанием о создании храма св. Софии в Царьграде». Памятник этот известен нам в славяно-русской письменности в незначительном количестве списков, большая часть которых не издана. Но важность этого Сказания указывал еще Ф.И. Буслаев , 5 но, как справедливо замечает архимандрит Леонид, 6 «памятнику этому не посчастливилось по обстоятельствам случайного свойства», именно, вследствие неопределенности сведений о рукописи, которою пользовался П.И. Савваитов в издании «Хождения» Антония. Поэтому и г. Кондаков в описании Цареградской Софии лишь вскользь упоминает о Сказании, не придавая большой цены сообщаемым им сведениям. Арх. Леонид решительно доказывает, что такой взгляд не верен и что Сказание есть первое по времени русское описание св. Софии, редакцию которого, по его мнению, следует отнести к XII веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ Митрополит Иларион: решение о превращении храма Святой Софии в мечеть – это удар по всему мировому православию 13.07.2020 10:35 Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Насколько ожидаемым было решение Госсовета Турции о статусе Святой Софии? – Оно было ожидаемым, потому что уже неоднократно анонсировалось. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято. Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии – это такой же символ, как для католиков – собор святого Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остаётся храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. – Как Вы считаете, оно может повлиять на отношения Турции с христианским миром? – Думаю, что принятое решение, безусловно, повлияет на взаимоотношения этой страны с христианским миром, потому что неоднократно, даже в самые последние дни, мы слышали голоса христианских лидеров, которые призывали власти Турции остановиться. Было  заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся – на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру – таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке 27 вересня 2009 р. 00:00 В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он — почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде. Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией. С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых. В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита. В конце XV — начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

Αρχεο Настоятель Русского подворья в Софии игумен Филипп (Васильцев): Канонизация архиепископа Серафима (Соболева) — одна из главных наших задач 25 Οκτωβρου 2012 τος 16:50 В 2012 и 2014 гг. отмечаются памятные даты, связанные с учреждением Русского подворья в Софии и строительством русской церкви свт. Николая Чудотворца. В связи с этим представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском, настоятель подворья игумен Филипп (Васильцев) дал интервью официальному сайту Болгарской Патриархии. — Отец игумен, в свете предстоящих торжественных годовщин, связанных с историей и присутствием подворья Московской Патриархии в Софии, просим Вас рассказать нашим читателям о русском храме св. Николая Чудотворца, чей столетний юбилей нам предстоит отметить через два года. — Согласно архивным документам и историческим исследованиям (например, брошюре О.Н. Решетниковой «Русский храм в Софии»), великое освящение храма в честь св. Николая в Софии состоялось 11 / 24 сентября 1914 года. Таким образом, в сентябре 2014 года исполнится 100 лет этому историческому событию. В Православной Церкви преемственность и традиция очень важны. Преподобному Симеону Новому Богослову принадлежит мысль о том, что святым можно стать, только если войти в общение с человеком святой жизни. Здесь очень тонко раскрывается смысл слов Псалмопевца: «С преподобным преподобным будешь, с избранным мужем — избранным, а с непокорным развратишься». Можно с уверенностью сказать, что послевоенное поколение священнослужителей во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), служившим в нашем подворье, жаждало святости и жило по евангельским заповедям. То, что эти духовники сумели создать живую православную общину в сложнейших исторических условиях, сохраняя традиции русского благочестия, русской литургической традиции, традицию богословской науки — абсолютно актуально и важно для нашего современного поколения. Следует сказать и о народном почитании владыки Серафима; и о духовном наследии протоиерея Всеволода Шпиллера, чьи духовные чада через восемь лет после его кончины, в начале 1992 года, основали в Москве Свято-Тихоновский богословский институт ; и о великом русском историке Церкви и богослове Николае Никаноровиче Глубоковском (в этом году исполнилось 75 лет со дня его преставления в Господе). Жизнью и подвигом многих людей, священников и мирян, был создан этот феномен — Русская церковь в Софии. Говоря словами выдающегося русского философа и историка Г.П. Федотова, «излучающаяся святость» этого поколения дошла и до нашего времени.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527403...

Вместо предисловия Сказание о святой Софии в Цареграде есть один из древнейших памятников русской письменности, составленный по греческим источникам, преимущественно же по Апопиму (писателю времен Алексея Комнина (†1118), и древнейшее из русских описания св. Софии премудрости Божией, дорогой русскому народу по религиозно-историческим воспоминаниям. Но памятнику этому не посчастливилось по обстоятельствам случайного свойства. Впервые он был издан в 1859 году Н.С. Тихонравовым, по списку Синодальной библиотеки XVI века, вместе с другим списком первой половины того же века, принадлежащим г. Буслаеву 1 . В 1872 году издатель Путешествия в Царьград новгородского архиепископа Антония (1200) П.И. Савантов, хотя и воспользовался Сказанием для объяснения некоторых мест в Путешествии Антония, и следовательно оценил по достоинству это древнейшее русское сочинение о св. Софии, но, к сожалению, почему-то не сказал ни слова о его древности и даже не упомянул о том, к какому именно веку относится та рукопись бывшей Новгородской Софийской библиотеки (в ней есть юсы), по которой он цитировал несколько довольно длинных отрывков Сказания 2 . Может быть, благодаря именно такому умолчанию, последний описатель Цареградской Софии г. Кондаков в своем прекрасном труде о византийских церквах и памятниках Константинополя не только не дал Сказанию подобающего ему первого места (по древности) в ряду русских письменных источников для описания св. Софии, но упомянув мимоходом о существовании Сказания, поспешил заявить, что он относит его к памятникам письменности, появившимся после 1453 года. «Св. София, – говорит он, – представлялась греко-православному миру идеалом церкви, и легендарное воспоминание о ней после 1453 года говорит, что в ней приделы были устроены еже на всяк день святым» 3 . А об этом, как известно, точно говорится в Сказании, но, как увидим, не в древнейшей его редакции (а в позднейших). Посему при обозрении Софии до ее разграбления крестоносцами в 1204 году, руководясь преимущественно Путешествием архиепископа Антония (1200), г. Кондаков вовсе оставляет в стороне Сказание, которое однако же местами было бы ему весьма пригодно для поверки указаний Антония, если бы он не относил Сказания к числу компилятивных произведения второй половины XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > За Эрдоганом стоят определенные исламистские силы О заявлении президента Турции, провозгласившего, что Собор Святой Софии в Константинополе никогда не станет православной церковью 21.03.2019 1580 Как сообщалось , президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа». Высказывание Эрдогана прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : С моей точки зрения, Эрдогана можно считать умеренным исламистом, по крайней мере, не таким радикальным, как другие. Но, безусловно, исламский фактор здесь просматривается. То, что за ним стоят определённые исламистские силы, я думаю, даже не скрывается. Тот факт, что он пытается в той или иной мере исламизировать Собор Святой Софии, тоже уже происходит не первый день. Несколько лет назад там уже читался Коран, совершались исламские молитвы во время Рамадана. В мечети Айя София существует должность имама, и, насколько мне известно, музеем ему выделено какое-то помещение. Хотя как мечеть храм не функционирует, но имам есть. По-моему, не так давно там даже звучал азан одного из минаретов. Всё это укладывается в одно русло. В данном случае, я думаю, со стороны Эрдогана есть какой-то определенный посыл в отношении вообще православных святынь, православных объектов на территории Турции. Не так давно храм Святой Софии в Никее был опять конвертирован в мечеть. Собор Святой Софии в Трапезунде, который прежде был музеем, опять стал мечетью, как в прежние времена. Я не исключу, что и Собору Святой Софии может быть уготована такая же участь. Только не в таком масштабе, как постоянно действующая мечеть, но по каким-то случаям там, наверняка, будут совершаться исламские богослужения, именно в пику, прежде всего, христианам.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/21/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Якушев: " Пророчество старца Паисия о войне России и Турции за Святую Софию не должно сбыться " 14.08.2020 1630 Время на чтение 13 минут Фото: Mehmet Cetin/Shutterstock.com В июле 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган реализовал свой давний план: вернул мечеть в стены Святой Софии Константинопольской. Но в чём причина подобных действий Эрдогана и так ли они трагичны для Христианского мира? В интервью Царьграду историк-востоковед, генеральный директор Аналитического центра " Катехон " Михаил Якушев рассказывает историю храма Святой Софии Константинопольской и делает несколько неожиданных и даже парадоксальных выводов, согласно которым к Эрдогану у православных христиан не должно быть никаких претензий, а вот Константинопольский патриархат несёт ответственность за случившееся, причём с XV века. София Константинопольская: История падения Царьград: Михаил Ильич, о Святой Софии Константинопольской в последние месяцы говорилось очень много, но её история большинству из нас практически неизвестна. В чём её историческая и цивилизационная значимость для всей православной цивилизации и непосредственно для нашего Русского мира? Михаил Якушев: Собор Святой Софии в Константинополе был построен и освящён в 537 году на историческом месте церквей, которые заложили в IV–V веках императоры Константин Великий и Феодосий Второй. Эти две церкви сгорели, и император Юстиниан решил возвести величественное здание Святой Софии Премудрости Божией как некое соревнование с царём Соломоном, возведшим Первый Иерусалимский храм. И когда церковь была освящена, Юстиниан, зайдя в Святую Софию, воскликнул: О, Соломон, я тебя превзошёл! Отсюда мы понимаем, насколько величественным, невиданным доселе во всем Христианском мире был этот храм, он был почитаем всеми христианами, включая и представителей Западной, Римской Церкви. В Константинополь приезжали подивиться на эту красоту, которая превзошла даже Соломонов храм, также называвшийся Домом Премудрости. Впечатления русских послов, присутствовавших на богослужении в цареградском соборе Святой Софии, во многом повлияли на окончательный выбор князем Владимиром Православия в качестве государственной религии Древнерусского государства.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010