" Старец Симеон сказал о Христе: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий " (Лк. 2:34). И сказал Матери Божией, что Ей " оружие пройдет душу " (Лк. 2:35). До этого архангел являлся Ей, ангелы пели - и никто не сказал, что Ее ожидает. " Радуйся, благодатная, Господь с Тобою " . И вот, произнесено первое пророчество о том, что Ее ожидает. Симеон прозрел и увидел, что ожидает и Мать, и Младенца. Действительно, царь Ирод скоро поднял руку на Младенца Христа, Божией Матери пришлось бежать в Египет, чтобы спасти Его. Отсюда уже начинает бить " оружие " . До этого ангелы не открывали Ей, какая тайна Ее ожидает: Голгофа, Крест. На глазах Матери распнут Ее Сына. Какая мать выдержит, чтобы на ее глазах убивали собственное чадо?! Но были такие матери. На глазах святой Софии мучили ее дочерей Веру, Надежду и Любовь. Казалось бы, после смерти и Воскресения Христа должны были прекратиться все споры о Нем. Но разделения только начались. С Голгофы и до сегодняшнего дня мы делимся на тех, кто признает Христа, и кто не признает. Одни пошли за Ним и даже на смерть, а другие распинали и кричали " Распри, распни Его! " Сегодня происходит то же самое. Хотя Церковь переживает период спокойного затишья, ее не трогают, многие люди Христа не замечают. В Санкт-Петербурге во многих местах построены храмы. Как можно пройти по улице и не зайти в храм? Обязательно нужно зайти. Христос - путь истины. Но люди выбирают путь без Него, надеются на себя, науку и проходят мимо. Христос каждого звал и приглашал, Он один наш Пастырь, всех объединяющий. Нам Бог открыл Его, и мы должны за Ним идти, готовиться к радостной встрече, ожидающей тех, кто живет по Закону Христову. Будем исполнять заповеди Божии и все, чему Господь учил, вразумляя и наставляя нас. Если будем читать Евангелие и жить по нему, то станем самыми счастливыми людьми на свете. А если у нас будут скорби, как у Матери Божией, Господь поможет перенести их. Поздравляю вас с праздником, желаю радостного и доброго настроения " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

также примеч. к Апост. 60) и как поступил VI Вселенский собор с «Апостольскими постановлениями». Потому и священный Августин, зная это, точно заметил: «Я бы не поверил в Евангелие, если бы меня к этому не побудил авторитет Церкви» (письмо 154). Из всего сказанного следует вывод о том, что никто не может противиться Вселенским соборам, оставаясь при этом благочестивым и православным, но вообще все без исключения обязаны им повиноваться. Ибо противящийся и сопротивляющийся им тем самым противится и сопротивляется Самому Духу Святому, говорящему через Вселенские соборы, становится еретиком и предается анафеме, поскольку и папа Григорий Двоеслов (кн. 1, письмо 24) предает анафеме не повинующихся Вселенским соборам. Да и сами Соборы анафематствуют не повинующихся им. Да что там еретиком – язычником и нечестивцем признается тот, кто не слушается Церкви, чье лицо представляет Вселенский собор! Ибо Господь сказал: Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ), поскольку Вселенский собор – это последнее решение и суд Церкви, согласно Августину (письмо 162). To же самое Бог заповедал соблюдать и собору иереев Ветхого Закона: Если же, сказано, затруднительно будет для тебя рассудить дело между кровью и кровью, и между судом и судом... и придешь к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и, исследовав, они возвестят тебе решение... не уклоняйся от суждения, которое они возвестят тебе, ни направо, ни налево. А человек, который поступит так заносчиво, что не послушает священника, или судьи, пусть умрет человек тот, и истреби лукавого от Израиля ( Втор. 17:8–9,11–12 ). Нужно добавить к сказанному, что Вселенскими названы в собственном смысле только семь Соборов, потому что все они были собраны по законам Вселенских и определили все, что было необходимо знать. Следовательно, все возникающие вопросы могут быть легко разрешены на основе постановлений этих семи Соборов (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 633). Несмотря на то что после VII Вселенского собора и другие Соборы назывались Вселенскими (как Двукратный собор и Собор в храме Святой Софии), однако их называли так неправильно, потому что ни один из них не был созван по законам Вселенских соборов, а значит, они не могут быть причислены к семи Вселенским соборам и увеличить их число.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу, и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним, и помолись о сестрах своих». И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн. После того мучители расправились и с Надеждой и Любовью , также предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые ужасные душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похо­ронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать подобно им телом. Дорогие братия и сестры, Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей – и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает, и нет более человека. А если так, то жертвовать временною жизнию ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего – высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа – мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня тот сбережет ее. Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне... Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я его пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня ( Мк. 8:34 ; Мф.10:28, 32, 37 ). Таким образом, дорогие, Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, как принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк. 23:50-53) После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. (Ин. 19:38-40) Икона " Положение во гроб " По Воскресении Спасителя святыня, как и другие свидетельства Крестных Страданий, хранились у ближайших учеников Христа в Иерусалиме. По прошествии веков Туринская плащаница была перенесена в Константинополь – столицу православной Византии. По воспоминаниям средневековых паломников она хранилась во Влахернском храме Константинополя, а в дни праздников ее торжественно переносили в храм Святой Софии. Однако, в 1204 году, когда Константинополь был взят штурмом и разорен крестоносцами, многие святыни, в том числе и Плащаница, были для Византии потеряны. Святыня, по всей видимости, находилась в собственности французских рыцарей, участвовавших в IV Крестовом походе, а в 1452 году была выкуплена герцогом Савойским и с этого времени находилась в городе Шамбери на юге современной Франции. В 1578 году столица герцогства была перенесена в Турин, и с того времени святыня находится в этом городе – в храме Иоанна Крестителя. В 1898 году, получив разрешение католической Церкви, фотограф-любитель Секондо Пио делает снимок Туринской плащаницы. Проявляя пленку, он вдруг увидел, что негатив изображения дает совершенно иное, гораздо более четкое изображение. Он увидел постепенно проявляющийся Лик Спасителя! Лицо, сохранившее впечатление спокойствия, силы и умиротворения, полностью соответствующее канонически принятому Образу Христа. Эта четкость относилась и ко всему Телу Спасителя, отобразившемуся на фотоснимке. Хорошо видны раны, причиненные Христу во время бичевания во дворе Понтия Пилата и следы Тернового венца… Новость о сенсационном открытии облетела весь мир! Туринская плащаница мгновенно стала средоточием интересов самых разных людей. С появлением все новых возможностей науки и техники стало возможным подробно и тщательно исследовать Туринскую плащаницу и найти ответы на многие вопросы.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринская_Плащ...

Фото Messi. Фреска Собора Святой Софии в Новгороде Великом. Апокалипсис. Иллюстрация 19 главы, с 11 по 15. XIX век      Есть в Новом Завете место, которое может вызвать если не сомнение в истинности слов Спасителя, то, как минимум, недоумение: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф 16:28). Для апостолов эти слова звучали как обетование скорого восшествия Иисуса на престол Израильского царства. До самого ареста в Гефсиманском саду они продолжали надеяться, что речи о грядущих страданиях, кресте, смерти и Воскресении лишь еще одна из притч Учителя, смысл которой они просто не смогли разгадать. Ведь не может Мессия отказаться от того, ради чего Он пришел – от власти над народом Божьим. Но вместо того, чтобы свергать римских оккупантов, Иисус смиренно отдал им Себя на поругание и распятие. Тогда, быть может, Он имел ввиду Свое славное Второе Пришествие: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Мф 16:27)? Этот вариант объяснения тоже не подходит. Сегодня мы знаем, что уже почти два тысячелетия прошло с Евангельских времен. Все слушавшие тогда Иисуса давно уже закончили свой земной путь и вкусили смерть. А мы все еще ждем со страхом и надеждой Второго Пришествия. Правда, существует благочестивое предание, что один из апостолов — Иоанн Богослов — был   взят   на   небо   живым, чтобы уже в дни царствования антихриста вернуться на землю. В эти страшные времена он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть. Но даже если упомянутые выше слова Иисуса были обращены к Иоанну, то все равно, согласно преданию, он вкусит смерть раньше, чем Сын Человеческий явится во славе судить мир. Так что же, неужели Господь не исполнил Своего обещания? Но из Библии мы знаем, что Бог верен Своему слову и всегда совершает то, что обещал совершить. И в этом случае тоже все случилось в точности по обетованию Божьему. Просто для того чтобы это увидеть, нужно перевести свой взгляд с грядущих времен Второго Пришествия на удивительное событие, случившееся на горе Фавор за сорок дней до Крестной казни Спасителя.

http://pravoslavie.ru/105847.html

«Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Ядущий Меня жить будет Мною», «сей-тο есть хлеб, сшедший с небес» (54–57). «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (63). Мы отказываемся отнести все эти определения только к земному телу и крови Христовым, к человеческому Его естеству, ибо прежде всего, оно может быть названо не сходящим с неба, а напротив, в него восходящим, точнее, восшедшим в Вознесении (не забудем, что «преломление хлеба» в первенствующей Церкви начинается лишь после Пятидесятницы, если не говорить о Тайной Вечери, которая занимает здесь особое место). Человеческое естество, Тело и Кровь Христовы, нераздельно и неслиянно соединено с Божественным, в Богочеловеческом единении. Приобщение Божественной Жизни, Хлеба Небесного, совершается только чрез вкушение хлеба земного, с ним соединенного или в него преложенного. Преложение в этом смысле есть осуществляемое Богочеловечество. Оно есть постольку не одно только чувственное, хотя и неосязаемое, приобщение жизни Божественной. Поскольку же та жизнь есть София, то оно есть обожение человека чрез приобщение к Божественной жизни Святой Троицы. Хотя приобщение Тела и Крови Христовых в вышеразъясненном, софийном смысле относится не к Ипостаси Его, но к Богочеловеческому естеству, однако оно неосуществимо помимо Его Ипостасного откровения, вне личного общения Лица Божественного с лицом человеческим, которое, с Ним соединяясь, как бы тонет в этой Ипостасной любви. Богочеловек Христос имеет единую всечеловеческую ипостась, в которой каждый себя находит силою любви. Этим слиянием со Христом не упраздняются тварные человеческие ипостаси: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2: 20 ) – так призван сказать о себе всякий человек, приступающий к Чаше, силою Святого Причащения как всеобщего обожения, в соединении со Христом. Но Христос, как в предвечном, или премирном бытии Своем, так и в Боговоплощении, в единении с жизнью мира, как и Божественной, так и тварной Софии, нераздельно и неслиянно соединен с Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Храм как образ космоса и человека Строительство Святой Софии способствовало и развитию представления о храме как образе космоса, где купол изображает небесный свод, а всё пространство символизирует населяемую вселенную – мир видимый и невидимый. Связь между храмом и космосом коренится в восприятии космоса как единого литургического организма – восприятии, характерном уже для Ветхого Завета 250 . В псалмах космос представлен как пространство, заполненное живыми и неживыми существами, которые – каждое по-своему – возносят хвалу Создателю: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ). Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые ( Пс.148:1–4; 7–10 ). Хвалите Господа с небес. Икона. Нач. XVI в. (Эрмитаж, СанктПетербург) Храм мыслится как место встречи неба и земли, ангелов и людей, которые вместе участвуют в богослужении, прославляя Господа, Создателя неба и земли; место, объединяющее в молитве и предстоянии Богу всех людей – как присутствующих за богослужением, так и отсутствующих, как живых, так и усопших. Структура храма, разделенного на несколько частей, символизирует иерархическую структуру мироздания, единство мира духовного и мира физического. Об этом говорит преподобный Максим Исповедник : Святая Церковь Божия есть образ и изображение целого мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых… Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием, допускает различие в силу особого назначения своих частей и делится на место, предназначенное только для иереев и служителей, которое называется у нас алтарем, и место, доступное для всех верующих, именуемое у нас храмом. Но, с другой стороны, она остается единой по ипостаси… Еще церковь показывает, что есть каждая часть для самой себя, когда существует взаимосвязь обеих частей. Ибо храм есть алтарь в возможности, поскольку он освящается, когда священнодействие восходит к своей высшей точке. И, наоборот, алтарь есть храм, действительно обладая им, как началом своего тайнодействия. Церковь же и в алтаре, и в храме пребывает единой и той же самой… Святая Церковь Божия есть также символ и одного чувственного мира самого по себе. Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма – земле 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чтец: Аминь. Священники поют: Милостиво воззри Твоим оком, Господи,/на мольбы нас, собравшихся в этот святой день,/чтобы помазать божественным елеем недужных рабов Твоих. Чтец: Придёмте, поклонимся Царю нашему — Богу! (поклон) Придёмте, поклонимся и припадём ко Христу — Царю нашему и Богу! (поклон) Придёмте, поклонимся и припадём к Самому Христу — Царю и Богу нашему! (поклон) Священник влагает ладан в кадило и начинает кадить, а чтец читает Псалом 142 Господи, услышь молитву мою, внимай мольбам моим, Своим обещаниям верный. Услышь меня, Праведный Боже! И не вступай в суд с рабом Твоим, поскольку ни один живущий пред лицом Твоим не оправдается. Враг преследует душу мою, в грязь втоптал жизнь мою и во тьме посадил меня, среди мертвецов древних. И уныл во мне дух мой, и сердце моё замирает во мне. И дни давние я вспоминаю, обо всех делах Твоих вспоминаю, о деяниях рук Твоих размышляю. Простираю к Тебе руки мои и душа моя — как сухая земля Тебя жаждет. Поспеши же услышать меня, ибо дух мой меня покидает. Не скрывай же лица Твоего от меня, да не стану подобен сходящим в могилу. Дай с рассвета вдыхать мне всю милость Твою, ибо только Тебе я себя доверяю. Дай мне знать Твой Путь, по которому надлежит мне идти, ибо только к Тебе я душой устремляюсь. Избавь меня от врагов моих, Боже, под защиту Твою прибегаю. Научи меня волю Твою исполнять и Дух правды Твоей, Дух Твоей доброты да ведет меня по моему Пути. Ради славы имени Твоего оживотвори меня, и ради справедливости Твоей изведи на простор из тесноты жизнь мою. И ради милости Твоей ко мне истреби всех врагов моих и погуби всех притеснителей души моей, дабы знали все, что я раб Твой. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже (трижды с поясными поклонами). После каждения иереи соединяют в одном сосуде вино и елей (это устав Великой Церкви, то есть, Софии Константинопольской, а иные уставы используют вместо вина воду). Священник или диакон читает ектению [ ] В мире Господу помолимся. О доме сем и о живущих в нём, Господу помолимся.

http://predanie.ru/book/221410-posledova...

Это Бог, в Которого мы верим, и именно благодаря смирению, этой кажущейся глупости, человечеству была дарована жизнь, воскресение, победа. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость, потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 23–25). Июнь 2008 г. Последняя прижизненная фотография владыки Николая Архиепископ Николай был человеком, который жил немудрием Божиим и смирением Бога Архиепископ иногда подвергался унижениям, а иногда его присутствие даже игнорировалось. Но он переносил эти унижения с кротостью и смирением, никогда не пытаясь злословить или мстить за них. Напротив, он всегда был полон радости и мира. Для меня архиепископ Николай был человеком, который жил немудрием Божиим и смирением Бога, который, хотя и не всегда был понят другими, всегда был кротким, смиренным и любящим своего ближнего, находясь с ним рядом. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5). Отдельные воспоминания исчезают, но личность владыки по-прежнему живет в наших сердцах. И мы верим, что он сам молится за нас на небесах. Я хотела бы завершить свои воспоминания надеждой на то, что Православная Церковь в Японии и монастырь Святой Софии, который был его сердцем, будут продолжать развиваться. Ноябрь 2009 г. На могиле архиепископа Николая в Йокогаме. Панихиду служил иерей Олег (Дикмаров) из Владивостока скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина НК 28 августа 2023, 16:14 Спасибо большое за статью! Такие важные слова о смирении. Очень глубоко и честно. Спасибо!! Татьяна 25 августа 2023, 17:43 Спасибо за рассказ об архиепископе Николае. Читаешь и чувствуешь: вот Православие, вот Христос! Царствие Небесное архиепископу Николаю! Евгений 25 августа 2023, 16:35 Вечная память. Со Святыми упокой, Господи София 25 августа 2023, 14:43 Помяни, Господи, священников Твоих архиепископа Николая и новопреставленного митрополита Даниила, прости им всякое согрешение и упокой их во Царствии Твоем! Дорогая Риэ, спаси вас Господи за тёплые и такие личные воспоминания!

http://pravoslavie.ru/155646.html

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии. 4 июля 2009 г. 23:03 4 июля, в рамках своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Предстоятель Русской Православной Церкви побывал в храме Святой Софии . В этот же день состоялись переговоры Его Святейшества с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Фото: С. Власов Пресс-служба Московской Патриархии Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.» Фотоальбом «Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Константинопольский Патриархат. День первый. Переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Посещение собора Святой Софии.»

http://patriarchia.ru/db/text/685985.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010