Байер Готлиб Зигфрид (в нем. литературе Теофиль Зигфрид) (1694–1738), ориенталист и филолог, магистр философии (1717), первый академик-историк, профессор по кафедре греческих и римских древностей Петербургской АН (с 1725); Бакланова Наталья Аполлинариевна (1891–1977), историк. Слушательница историко-философского ф-та МВЖК (1911–1918). Сотрудница Информационного бюро Совета Всероссийских кооперативных съездов, помощник хранителя ГИМ, научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН, секретарь комиссии по истории быта Московского отделения ГАИМК. Арестована 3.02.1930 по «академическому делу», осуждена на 3 года лагерей, позже, сотрудница ИМЛИ (со 2-й пол. 1930-х); Баллод Франц Владимирович (Франц Александр Вольдемар) (1882–1947), египтолог, археолог, историк искусства, магистр теории и истории искусств Мюнхенского ун-та (1913), доктор исторических наук (1926). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1917), приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1924) Московского археологического ин-та, редактор журнала «Древний мир», профессор Саратовского ун-та (в нач. 1920-х). Действ. член НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1923–1924). В 1924–1940 в эмиграции в Риге, профессор, декан философско-филологического ф-та (1929–1931, 1933–1937), проректор (1931–1933) Латвийского ун-та, зав. кафедрой археологии Кенигсбергского ун-та, вице-директор Ин-та истории Латвии (с 1936). С 1940 в эмиграции в Швеции, профессор Стокгольмского ун-та; Боратов, студент МДА, архитектор, вице-директор одного из провинциальных банков; Баркова Зинаида Андреевна (1886–?), историк, педагог, выпускница (1911) Женского педагогического ин-та в Петрограде, ученица С.Ф. Платонова. Преподаватель истории в Константиновской гимназии при Женском педагогическом ин-те и Александровской гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны; Барсков Яков Лазаревич (1863–1937), историк, архивист, редактор журналов «Искусство и наука» и «Детский отдых». С 1888 преподаватель истории в московских гимназиях и на вечерних, и воскресных курсах для рабочих, с 1902 в Петербурге: преподаватель Женского педагогического ин-та, Николаевского Кадетского корпуса, ВЖК, член испытательных комиссий при Петербургском ун-те и Николаевской академиии Генерального штаба. Делопроизводитель Государственного и С.-Петербургского Главного архива МИД (1912–1917), член Комиссии по изданию русских классиков при Петербургской АН, член Ученого совета Мин-ва нар. Просв. и Петербургской АК (с 1916). Член совета Союза архивных деятелей (с 1917), после Октябрьской революции зав. отделом в 3-м отделении Государственного архивного фонда, преподаватель Инженерного военного техникума РККА, в 1922–1925 зав. музейным подотделом Петроградского ун-та (ЛГУ), действ. член Государственного ин-та научной педагогики;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

(Если сравнивать со столовыми московских вузов, то в МДА кормят очень неплохо, и даже в постные дни подается рыба.) В девять часов начинаются занятия. У каждого студента есть собственный стол, где можно удобно обустроить рабочее место. Не нужно «путешествовать» с кучей тетрадок и книжек по различным аудиториям. Все нужное находится под рукой. Если темно, можешь поставить себе настольную лампу. И никто твои книжки и тетрадки, конечно, не тронет. Воровство – великий грех. Студент не имеет права пропустить ни одного урока. Лишь тем, кто выполняет особые послушания, разрешается свободное посещение. Одно занятие длится ровно 70 минут и не прерывается переменкой, как в некоторых светских вузах. Зато после второго занятия наступает большой двадцатиминутный перерыв, во время которого можно попить чаю в столовой. Затем учеба опять продолжается до 14.30. Потом – обед (присутствие на этой трапезе опять-таки обязательно!) Во время него дежурные помощники проректора делают необходимые общие объявления и назначают воспитанников на послушания. После еды, если нет занятий, те, кто не был сегодня назначен на послушание, могут отдохнуть. Кто-то ложится вздремнуть, кто-то подшивает к форменному академическому кителю чистый подворотничок, кто-то стирает. В 17.00 начинается время самоподготовки, на которую выделяется три часа. Студентам младших курсов и тут запрещено пропускать ее, и дежурный может в любой момент заглянуть в аудиторию: проверить, кто из студентов на месте. В 20.00 – ужин, после которого у большинства свободное время. В 22.00 все студенты собираются в храм на вечернюю молитву. В 23.00 объявляется общий отбой. Гаснет свет, все укладываются спать. Даже чтение с фонариком под одеялом является грубым нарушением, и «горящее» сочинение здесь не может быть оправданием. Не успел что-то сделать – вставай рано-рано утром (почему-то считается, что занятия на рассвете меньше тревожат окружающих спящих, чем ночное бдение). КАК ВОСПИТЫВАЮТ СВЯЩЕННИКОВ Рядом с трапезной находится студенческий буфет.

http://pravmir.ru/akademiya-duxa-syuda-i...

Преданный Вам А. Киреев. LX Петербург, 19 июня. Многоуважаемый Иван Леонтьевич. Проекты Учебников (Religionsbuch) находятся у Ивана Терентьевича. Я писал ему, прося препроводить их прямо к Вам. Надеюсь, что это им уже исполнено. Посылаю Вам только что полученный мною экземпляр „Beschlüsse“ 65 Митрополит сербский Михаил в весьма любезном письме сообщает нам, что он пошлет в Бонн некоего архимандрита, хорошо говорящего по-немецки. Преданный Вам душевно А. Киреев. P. S. Потрудитесь сообщить, когда Вы полагаете ехать за границу). 66 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Санкт-Петербургская православная духовная академия – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов. Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение». Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта – ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта – проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич . Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются ha DVD-дuckax и размещаются на академическом интернет-сайте. На сайте академии www.spbda.ru события в жизни академии сведения о структуре и подразделениях академии информация об учебном процессе и научной работе библиотека электронных книг для свободной загрузки Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» И.П. Соколов Переписка И. Л. Янышева с генералом А.А. Киреевым Опубликовано: Христианское чтение. 1916. 5–6. С. 577–587. СПбПДА Санкт-Петербург 2009 @ Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лuцehзuu Creamive Commons 3.0 c указанием авторства без возможности изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

– Вы тоже были духовным чадом отца Александра Меня? – Нет, так сказать я не могу, но он сыграл очень важную роль в моей жизни. Я по образованию физик-теоретик, в моей среде – и в профессиональной, и в семье – абсолютно не было религиозных людей. Но меня всегда интересовала философия, а в конце 1980-х появились какие-то книги по богословию. Дрейф в эту сторону был также связан с моим профессиональным интересом к космологии и квантовой физике – происхождению и устройству Вселенной. В год 1000-летия Крещения Руси я принял крещение – в переполненном подмосковном храме со страшной скоростью читались какие-то тексты на непонятном языке, и я, признаться, не очень понял, что произошло и что мне дальше делать… Как-то в Историко-архивном институте я случайно увидел объявление о лекции по русской философии, которую прочитает протоиерей Александр Мень. Меня это заинтересовало, я пришел – и все! Это было как взрыв! Я ходил потом на все его лекции и на другие лекции по теме христианства, в том числе – Ирины Языковой, которая потом стала проректором ББИ. Летом 1990 г. я поехал на Алтай в отпуск, там хотел причаститься, а священник меня шуганул, не разрешил (у меня была рубашка с короткими рукавами). Я расстроился, но решил, как только прилечу в Москву, поехать в первое же воскресенье к отцу Александру, исповедоваться и причаститься. И вот 8 сентября я был на его лекции на тему «Христианство», спросил у него после лекции, может ли он уделить мне на следующий день, в воскресенье, время для серьезного разговора, он пригласил приехать (он меня уже знал, я много вопросов ему задавал)… 9 сентября я был в Новой Деревне, но отца Александра не дождался. Его в этот день убили. Первый наш серьезный разговор, к которому я готовился, не состоялся. Но он, несомненно, очень сильно повлиял на меня. Если бы не он, не знаю, как бы моя судьба сложилась. Занимался бы физикой до сих пор или туризмом… – Как же физик-теоретик стал богословом, ректором богословского вуза? – Мне было очень интересно заниматься богословием, и это соответствовало тогда моему внутреннему состоянию. Хотелось сделать что-то хорошее и важное в этой области, и развитие академического богословского образования казалось достойной задачей.

http://pravmir.ru/tri-v-odnom-kak-prints...

В докладе Его Высокопреосвященства прозвучало также предложение о создании национальной научной школы религиоведения, где равные права со светскими специалистами могли бы получить и теологи. «В Беларуси с 1994 года действует первый на постсоветском пространстве теологический факультет, ныне институт в рамках светского учебного заведения, однако драматичным парадоксом его деятельности является то, что преподаватели этого института, специалисты высокого академического уровня, кандидаты и доктора богословия, не имеют подобного же статуса в штатном расписании светской высшей школы, — отметил митрополит Филарет. — Для светского теологического образования в Беларуси крайне важным и чрезвычайно насущным является учреждение государственного аттестационного органа, свободного ратифицировать защиту ученых степеней в области теологии». Включение религиозной тематики в белорусскую систему образования «может и должно стать примером сбалансированного восстановления полноты культурной традиции народа», считает Патриарший экзарх. В докладе начальника управления правовой и аналитической работы Министерства образования РБ А.И. Кучинского был представлен обзор церковно-государственных проектов, осуществленных с момента подписания в 2004 году Соглашения о сотрудничестве между Белорусским экзархатом и государством в образовательной сфере. Проректор Института теологии БГУ Г.Н. Петровский преимущественное внимание в своем докладе уделил формам включения религиозной культуры в контекст общего среднего образования, указав на необходимость пересмотра содержания университетской учебной дисциплины «Религиоведение», а также понятия светскости. Государственный контроль над религиоведческими занятиями в школе представляется докладчику гарантом того, что «в курс религиозной культуры не проникнут экстремизм и фанатизм». Протоиерей Константин Мирон, уполномоченный по связям с общественностью Комиссии православных церквей Германии, ознакомил аудиторию с современным состоянием светского религиозного образования в немецком государстве. По словам выступавшего, религиозная культура — единственная на сегодня учебная дисциплина, закрепленная в Конституции ФРГ. Особый акцент протоиерей Константин выставил на обязательной двойной сертификации школьных преподавателей религии, полномочия которых, с одной стороны, санкционируются конфессиональным руководством соответствующей федеральной земли, а с другой стороны — подтверждаются госэкзаменом. Докладчик заметил, что преподаватель христианского вероучения в Германии обязан быть членом Церкви, от лица которой преподает, и участвовать в Таинствах.

http://patriarchia.ru/db/text/1167343.ht...

Вчера вечером, после всенощной, визит с о. Иоанном] М[ейендорфом] к митрополиту Дамаскину, главе [церкви] в Швейцарии. " Главное – не вызывать кризисов, волнений… " " Восточное Православие " подобно чеховскому человеку в футляре: " как бы чего-нибудь не вышло… " Полный паралич. Тем поразительнее кажется весь образ коптского Патриарха… И опять по Писанию: из камней делает Бог детей Авраама … Чтение сочинений (выпускных). Приходят на ум слова Леото: " II ne faut rien lire sauf de tres belles choses… " . На исповеди студент, почти мальчик, пресерьезно рассуждает о своей " духовной жизни " . Где, когда, с чего началась в Церкви эта повальная " спекуляция на понижение " ? Из подспудных влияний, оказанных на христианство современной " культурой " , самое решающее и глубокое, по-моему, – это почти всецелое искоренение смирения . А при отсутствии этого, краеугольного в христианстве, смирения нет ничего опаснее, чем вся эта возня с духовной жизнью, чем даже чтение так называемой духовной литературы. Она вся укоренена в смирении, это ее фон, контекст, тональность. Но, поэтому, при отрыве ее от этой " тональности " она становится сама, как это ни странно, проводником " гордыни " . Суббота, 21 мая 1977 В " Le Monde " статья о сорока студентах в Гренобле, терроризирующих месяцами девятьсот студентов какой-то студенческой резиденции. И никто ничего против этого не может сделать… Я думаю, что главное зло в " левом " , зло, так сказать, онтологическое, прежде всего в отрицании им какой бы то ни было иерархии и иерархичности. Все должно быть всегда снизу . А это уже не ошибка, а именно зло, извращение истины, правды, строя жизни, восстание против добра . И это неизбежно приводит " левое " (всегда, как будто, более идеалистическое, щедрое, человечное и т.д., чем правое) к террору и к тоталитаризму. Но кто в XX веке дерзнет сказать, что снизу никогда и ничего не бывает, а бывает только сверху?.. Совет профессоров вчера. Усталость и раздражение. Раздражение на всю эту академическую игру, на неспособность понять, что она не имеет никакого отношения к тому, что мы должны были бы делать. Радость зато от согласия о. Павла Лазора [принять место проректора]. Может быть, новая эпоха? Я убежден, что пора " сдавать " семинарию следующему поколению – ведь им всем уже под сорок лет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

О. Евгений также подчеркнул и ограниченность психологии при анализе духовных проблем. Однако, отказавшись от рассмотрения мистической, аскетической и догматической сторон вопроса и не стремясь к их психологической редукции имеет смысл (здесь докладчик цитировал Ф.Е. Василюка), дать психологическое описание влияния духовных процессов на человека. В докладе Л.Г. Лаптева, - проректора РГСУ, действительного члена МААН, АПСН, РАСН, АИ, профессора, д. псих. н., Лауреата премии Президента РФ, Лауреата премии правительства РФ в области образования, - была освещена деятельность РГСУ в области светского и духовного образования современной молодежи. В заключение своего доклада автор высказал мнение о том, что нельзя разделять светскую и православную психологию. Но на вопрос о том, что нельзя и отождествлять светскую и православную психологию, - в чем же тогда их различие? - автор в своем ответе повторил только свой тезис о невозможности разделения светской и православной психологии. Далее был зачитан доклад Ю.М. Зенько (С-Петебург) " Святоотеческий духовный опыт и современная психология " . В начале доклада автором было отмечено, что христианская антропология и психология, основывающиеся на многовековой святоотеческой традиции, имеют свою точку зрения на психические процессы, психические состояния и психологические свойства личности. Но, в отличие от академической психологии, которая только ещё пытается " внедрять в жизнь " свои наработки, христианская психология строится изначально на практическо-сотериологических началах, т. е. на использовании психологического знания для очищения и спасения человека. Поэтому в ней меньше наукообразности и всяческих теорий, но зато она практична и, главное, душеполезна. Касаясь психических процессов, в частности, сенсорных автор привел слова Симеона Нового Богослова: " Кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем что в ней... " . В частности, говорит о том, что необходимо не столько умение " потреблять " любую информацию, сколько умение различать и отбрасывать информацию вредную, или просто ненужную. Эта охранительная позиция касается и других психических процессов: мышления, памяти, воли, и, особенно, эмоций, воображения и фантазии.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/16/...

Временные правила 1917 г. определяли, что «православные духовные академии суть богословские учено-учебные учреждения». С 1917 г. академии состояли «в непосредственном ведении Св. Синода», а епархиальный архиерей, в обязанность к-рого входило «ближайшее начальственное наблюдение и попечение» «за направлением преподавания и воспитания» в академиях (по Уставу 1910 г.), стал почетным покровителем учебного заведения. Академическому совету предоставлялось право избирать ректора (с ученой степенью не ниже магистра богословия, в священном сане) и проректора, который мог и не быть клириком. Примечание к Уставу 1910 г., предусматривавшее необходимость не менее чем половине членов совета академии состоять в сане, отменялось. Практически все решения совета и правления академии представлялись ректором напрямую в Синод, минуя утверждение их правящим архиереем (что предусматривалось Уставом 1910 г.). Совет академии расширялся за счет введения в его состав доцентов и исполняющих должность доцентов, он же присуждал ученые степени с «доведением о сем до сведения Св. Синода», т. е. без обязательного, как прежде, утверждения Синодом этих степеней. Временные правила распространяли автономию не только на академическую корпорацию, но и на студенчество, к-рому отныне дозволялись участие в политических партиях и проживание на частных квартирах. В целях увеличения количества студентов, по крайней мере до 600 чел., в академию разрешалось поступать лицам, не только окончившим семинарию по 1-му разряду, но и завершившим обучение в ней по 2-му разряду, равно как и тем, кто окончили курс в любом светском среднем учебном заведении. Ректорами В соответствии с Уставом 1869 г. в академии ввели деление на богословское, церковно-историческое и церковно-практическое отд-ния. К предметам богословского отд-ния относились догматическое, нравственное и обличительное богословие, патристика, древнееврейский язык, библейская археология. На церковно-историческом отд-нии изучались библейская история, всеобщая церковная история, история Русской Церкви, история и обличение русского раскола, всеобщая гражданская история, российская гражданская история.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В Санкт-Петербургской духовной академии отметили престольный праздник домового храма 22 мая 2013 г. 11:40 21 мая 2013 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, престольный праздник храма Санкт-Петербургской духовной академии , Божественную литургию в храме совершили ректор учебного заведения епископ Петергофский Амвросий , епископ Царскосельский Маркелл и епископ Сиэтлийский Феодосий . Архипастырям сослужили: первый проректор, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков; архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Георгий (Гурчиани); протоиерей Александр Ранне; протоиерей Владимир Боднарчук; заместитель председателя Молодежного отдела при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви протоиерей Андрей Соммерс; ключарь Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерей Андрей Герасимов; секретарь Ученого совета СПбДА, доцент протоиерей Кирилл Копейкин; проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук; проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич; проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, а также учащие, учащиеся и гости СПбДА в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев. На престольный праздник академии из Сиэтла прибыла делегация Русской Православной Церкви Заграницей. За богослужением пели три академических хора: мужской — под управлением Марка Качанкина, смешанный — под управлением Лидии Масловой, женский — под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и сводный молодежный хор приходов русского зарубежья под управлением Николая Котара. После чтения евангельского зачала проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап произнес проповедь , посвященную памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во время причащения священнослужителей в алтаре проповедь произнес магистрант II курса церковно-практического отделения Сергей Мячин. В конце богослужения вокруг здания академии был совершен праздничный крестный ход, после которого епископ Амвросий зачитал поздравление  с престольным праздником митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира ко всем учащим и учащимся духовных школ. Владыка ректор поблагодарил за совместное служение епископов Маркелла и Феодосия. В память о совместном богослужении епископ Амвросий преподнес в дар епископу Маркеллу икону святителя Николая Японского, а епископу Феодосию — икону святой преподобномученицы Марии Гатчинской. В ответном слове владыка Феодосий поздравил ректора СПбДА с престольным праздником и отметил, что в этом году отмечаются важные юбилейные даты — 1025-летие Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром и 400-летие Дома Романовых. После богослужения для делегации Русской Православной Церкви Заграницей была проведена экскурсия по зданию академии. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2987753.ht...

“Я вас избрал, — говорил Господь, — и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал” ( Ин.15:3 ). Путь епископа — путь трудный, путь постоянных скорбей и болезней, путь горестных переживаний. Господь послал народу нашему, а значит, и пастве твоей епархии тяжелые испытания. Бремя экономического неустройства и других проблем легло на плечи чад нашей Церкви. Более того, нам приходится сохранять нашу православную веру в условиях существования расколов и межцерковных противоречий. Сегодня, пользуясь нашими бедами, нескончаемым потоком ринулись на украинскую землю всякие “прорицатели” и “проповедники”, “гадатели” и “врачеватели” — завоевывать души наших соотечественников. Эти инославные “проповедники” считают, что здесь у нас духовная пустыня, и с помощью крупных капиталовложений превращают традиционно православные территории в свою вотчину. Но помни, что ветвь не может приносить плода, если не будет на лозе — так говорит Господь ( Ин.15:3 ). Не допускай, чтобы кто-нибудь обольстил тебя пустыми словами ( Еф.5:3 ) и отторгнул от паствы твоей хотя и единого от малых сих. От юности твоей ты отдал себя на служение Церкви Христовой. В Московских духовных школах ты познал мудрость Божию. Ты старался честно нести послушание везде, куда направляла тебя Церковь. Долгое время ты трудился в Одесских духовных школах, последовательно занимая должности секретаря Правления, помощника инспектора, преподавателя и проректора семинарии. Ты давал ответ каждому вопрошающему и приличный совет ищущему его. Но нива поспела к жатве ( Ин.4:3 ). Теперь Господь призывает тебя на высшее служение в архиерейском звании. Сколько же потребуется тебе духовной мудрости, чтобы знать, как отвечать каждому ( Кол.4:3 ). Для этого помни одно, быть может, главное: все делай с любовью, ибо без нее всякое дело теряет смысл и обесценивается. Словами апостола Павла выверяй дела свои: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1 Кор.13:3-3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010