Начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов зачитал приветствие вице-губернатора Северной столицы А. Н. Говорунова, в котором представитель городской администрации выразил надежду, что участники конференции, осмыслив историческое прошлое и настоящее Духовной Академии, обменяются мнениями о ее месте и значении в современном социокультурном пространстве. Также участников конференции поприветствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и архиепископ Верейский Евгений, чьи поздравительные адресы зачитал проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин. В контексте празднуемого события, спикеры первой половины пленарного заседания освещали преимущественно исторические темы, которые были связаны с деятельностью самой Академии, либо ее работой ректоров или выпускников. Заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Суханова прочитала доклад на тему «Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории «ученого монашества» 1840-1860-х гг.», в котором на примере двух представителей церковной иерархии XIX века проиллюстрировала различные судьбы академического монашества, его положительные и отрицательные стороны.      Заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук произнес доклад, посвященный митрополиту Макарию (Булгакову) и деятельности Комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. Доклад рассматривал деятельность владыки на посту председателя Комитета в период подготовки церковной судебной реформы. Доцент Православного богословского факультета Университета в Белграде священник Деврна Зоран рассказал о судьбе и деятельности С. В. Троицкого – выпускника Духовной Академии императорской столицы, который в годы советской власти эмигрировал в Сербию, где послужил развитию сербской школы церковного права, будучи профессором Белградского университета.

http://pravoslavie.ru/98689.html

Следующий доклад прочитал Секретарь Ученого совета доцент протоиерей Кирилл Копейкин. Тема доклада: «Евхаристия и материя». Докладчик подчеркнул несоответствие между представлениями о материи в новоевропейской науке XVII–XIX вв. и современными. Завершающим был доклад протоиерея Игоря Мазура «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии». По завершении конференции состоялась плодотворная дискуссия между участниками конференции, а также работа над итоговым документом. «Мы постарались как можно серьезнее отнестись к проведению этой конференции, которую воспринимаем как послушание, данное нам Святейшим Патриархом, — сказал владыка ректор. Было проведено несколько заседаний рабочей группы по подготовке конференции, в одном из которых приняли участие отец Владимир Шмалий и отец Михаил Желтов. Много труда потребовала подготовка проекта итогового документа. И мы видим, что конференции привлекла большое внимание не только наших преподавателей и студентов, но и представителей других ВУЗов». Слово благодарности произнес Проректор по научной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий: «Прежде всего, позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин, поблагодарить Вас и всю профессорско-преподавательскую корпорацию от лица Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Доклады, которые мы сегодня услышали, были составлены на очень высоком академическом уровне. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии еще раз явили свою замечательную научную эрудицию. Огромное спасибо лично Вам, дорогой Владыко за тот большой труд и прекрасную организацию, которые сделали возможным проведение нынешней конференции. Спасибо и Вашим преподавателям, которые при колоссальной занятости, тем не менее, смогли подготовить такие доклады.  Конференция явилась очень важным шагом в подготовке Международной научно-богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». Как сегодняшняя конференция, так и будущая Международная, должны существенно отличаться от предшествующих. Должен быть выработан доктринальный итоговый документ. Обычно все заканчивается изданием сборника материалов конференции, но сейчас необходимо представить в качестве результатов рекомендации для последующего их рассмотрения Богословской комиссией и передачи в Священный Синод. Важно, что семинар по Евхаристии прошел именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в этом «втором легком» Русской академической науки. Мы с глубоким удовлетворением услышали сегодня спокойный голос прославленной Духовной школы, свидетельствующей, что святоотеческая традиция Православия не только сохраняется здесь, но живет и укрепляется. Еще раз большая благодарность всем организаторам и участникам конференции».

http://patriarchia.ru/db/text/215201.htm...

Журнал Русской Православной Церкви впервые включён в крупнейшую базу данных Scopus Москва, 13 февраля 2019 г.      Журнал «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение» прошёл процедуру оценки и включён в крупнейшую мировую реферативную базу данных научных публикаций Scopus. Вестник ПСТГУ - первое издание в России, выпускаемое религиозной организацией, которое внесено в Scopus. Об этом сообщается в заключении, полученном редколлегией журнала «Вестник ПСТГУ». «Журнал посвящён исследованиям по богословию, философии, религиоведению - относительно новой исследовательской области для современной России. Ясная и хорошо сбалансированная издательская политика редколлегии журнала заслуживает похвалы. Издание учреждено религиозной организацией. При отборе и публикации материалов журнал без каких-либо изъянов придерживается строгих академических стандартов: будучи ориентированным на исследования по христианской тематике, он одновременно остаётся открытым для изучения других религиозных традиций», - говорится в заключении. «Качество публикуемых статей высокое, их авторы учитывают современное состояние международных исследований в своих предметных областях, - указывается в документе. - При этом в публикациях сочетаются скрупулезная разработка конкретных источников и дискуссии по гораздо более широкому кругу тем по современному богословию и философии религии». По словам члена редколлегии журнала «Вестник ПСТГУ», проректора по научной работе ПСТГУ протоиерея Константина Польскова, мы начали подготовительную работу к подаче заявки ещё несколько лет назад, постепенно решая одну за другой все встававшие перед нами проблемы и трудности. «А самого результата экспертизы после подачи заявки нам пришлось жать почти два года. Мне бы хотелось поблагодарить за достигнутый результат членов редакционной коллегии журнала. Я также благодарен и тем, кто все эти годы помогал нам технически. Это наши программисты, редакторы, корректоры, верстальщики, переводчики», - прокомментировал протоиерей Константин Польсков.

http://pravoslavie.ru/119338.html

- Традиционно получение высшего образования предполагало приобретение навыков самостоятельного мышления, владения методом исследования в конкретной области. Богословские дисциплины, рассматриваемые как гуманитарные науки, в этом отношении не являются исключением. У них имеется своя область исследования, свои методы, свой корпус текстов (Священное Писание, святоотеческая литература и так далее). Поэтому вполне закономерно говорить о научно-богословской деятельности и студентов, и преподавателей. Для развития научного процесса в академии и семинарии зимой была введена должность проректора по научно-богословской работе, на которую назначен священник Димитрий Юревич. Ставится ряд задач, многие из которых Вы перечислили, в частности — не только усвоение студентами методов научно-богословской работы, но и самостоятельные занятия в этом направлении (то, что в светских вузах называется НИРС — научно-исследовательской работой студента). С этой целью введены семинары, о которых сказано выше, а также предложено студентам академии написание ряда небольших самостоятельных работ. На библейском отделении учащиеся будут писать небольшие статьи для библейского словаря, который предполагается подготовить совместно с Московской Духовной академией и одним из московских издательств. Для студентов академии, которые пожелают писать кандидатские работы, в качестве обязательного условия выдвинуто требование наличия доклада на научной конференции и публикации в научном издании. Журнал СПбПДА «Христианское чтение» разделен на два журнала. Все события, репортажи, статьи популярного характера отнесены в новый иллюстрированный журнал «НЕвский БОгослов», который издается силами студентов. «Христианское чтение» становится сугубо научным академическим журналом и будет издаваться (начиная с августа) совместно с московским издательством «Нота бене» раз в два месяца. Разработаны новые, весьма строгие требования к рукописям. Академия будет полностью готовить журнал, а издательство — печатать его и распространять по подписке по всей стране. Факт публикации в обновленном «Христианском чтении» должен стать хорошим свидетельством научной работы студента.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

Arhiva Mitropolitul de Kazan Feofan a luat cuvântul la forumul „Patrimoniul teologic al musulmanilor Rusiei” 27 octombrie 2020 14:25 26 октября 2020 года в Болгарской исламской академии в Казани открылся II Международный форум «Богословское наследие мусульман России». Мероприятие организовано при поддержке руководства Республики Татарстан и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, при содействии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Центрального духовного управления мусульман России, Духовного управления мусульман РФ и Духовного управления мусульман РТ. Целью форума является консолидация усилий научного и экспертного сообщества, общественных и религиозных деятелей для обсуждения и решения актуальных проблем сохранения, изучения и развития традиционных исламских духовных ценностей мусульманских народов России, вопросов развития отечественного исламского богословия и исламского образования, укрепления культурно-цивилизационного и межрелигиозного диалога в условиях современной России и глобализации в мире. К участию в работе симпозиума приглашены ученые-богословы, исламоведы, теологи, религиоведы, историки, представители научных и образовательных организаций, преподаватели и студенты вузов, религиозные и общественные деятели. Общее количество участников — около 250 человек из регионов Российской Федерации, государств Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Среди почетных гостей на открытии форума присутствовал член Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», ректор Казанской православной духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Главу Татарстанской митрополии сопровождал первый проректор КазПДС протоиерей Алексий Колчерин. В 2019 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Казанской духовной семинарией и Болгарской исламской академией. Документ подписали ректоры духовных школ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и Данияр Абдрахманов. В рамках сотрудничества в образовательной и научной сферах деятельности Казанская семинария и Болгарская исламская академия проводят совместную работу по различным направлениям. Это научно-исследовательские фундаментальные и прикладные исследования, работа в сфере межрелигиозного диалога, нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения, академический обмен специалистами, организация совместных конференций.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5711533...

78 Такое антифилософское настроение было сильно еще в 70-х годах прошлого века, как о том свидетельствует Фалькенберг. Свою последнюю статью о Лотце он начинает личным воспоминанием о годах своего студенчества. Когда Фалькенберг, прослушав в течение летнего семестра 1874 г. курсы философии у профессоров университета в Галле, в октябре приехал в Эрланген и там записался также как «studiosus philosophiae», то вносившему его в список проректору, химику по специальности было совершенно непонятно, чтобы кто-нибудь мог посвятить себя философии. «Что я вижу? Философии?» вскричал он с ужасом и негодованием. «Спекулятивной философии. Да это невозможно: ведь она уже давно умерла». Действительно, замечает Фалькенберг, и тогда еще господствовал материализм, которому «новая вера» Штрауса прибавляла новых верующих. 79 Тем более преобладало такое антифилософское и материалистическое направление в начале ученой деятельности Лотце. Поэтому ему справедливо и ставится в заслугу, что, когда с падением престижа гегелевской системы пошатнулся престиж и философии, а вокруг бушевал прилив материалистических волн, – в это-то «худшее время упадка и робкого отступления» Лотце явился вождем в борьбе за права и честь философии среди своих современников: он «мужественно и решительно поднял валявшееся, можно сказать, в пыли знамя царицы наук», бодро понес его и столь высоко его поставил, что за ним также и другие философы «снова почувствовали мужество и доверие к себе». 80 Едва ли кто другой, кроме Лотце, и мог с таким успехом восстановить престиж философии и в академических кругах и в обществе. Для выполнения такой задачи требовалась не только философская, но и естественнонаучная компетентность: нужно было не только положительно выяснить значение философии и ее права, но и опровергнуть нападки на нее со стороны представителей естественнонаучного материализма, а с последним борьба тогда только могла быть успешна, если борющийся был в курсе дела и в области естественнонаучной, мог располагать тем же оружием и теми же методами, какие были в руках противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Arhiva Despre situaia de la Academia de teologie din Moscova - fr panic 27 aprilie 2020 14:24 18 марта 2020 года в Московской духовной академии был введен режим карантина. Студенты МДА были распущены по месту проживания. В академии остались лишь те студенты, которые по различным причинам не смогли вернуться домой. В основном это студенты-иностранцы. В академическом храме начали выполнять необходимые меры предосторожности: маски для прихожан и исповедующих священнослужителей, социальная дистанция, дезинфекция. В трапезной академии также были обеспечены необходимые меры: измерение температуры сотрудников, дезинфекция, соблюдение социальной дистанции. После первых подтвержденных случаев заболевания COVID-19 в академии ужесточили меры карантина. Всем находящимся в МДА сделали тест на COVID-19, был введен режим самоизоляции для всех студентов без исключения. Администрацией академии была организована работа, позволяющая исключить контакт заболевших с окружающими. На сегодня все студенты находятся на карантине в своих комнатах. Наличие санузлов в комнатах позволяет студентам не покидать их. Еда разносится студентам в комнаты, в целях предосторожности ее оставляют у дверей на тумбочках. Обеспечено полноценное питание: готовые блюда, фрукты, овощи и прочее. Также в комнаты студентов доставляется питьевая вода, средства личной гигиены. Организован вынос бытового мусора, студентам достаточно выставить его в коридор. Заболевших обеспечивают медицинской помощью, необходимыми лекарствами. Приобретены измерители кислорода и пульса. Действует круглосуточная служба помощи. Студенты могут обращаться за помощью, делать заказы необходимых средств гигиены, лекарств, продуктов. Все необходимые лекарства оплачиваются академией и ее благотворителями. Координирует работу старший помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Дометиан. В случае проявления симптомов заболевания, высокой температуры — об этом оперативно сообщают ректору академии. Все студенты ведут дневник — записывают температуру утро-вечер, симптомы. По необходимости студенты и преподаватели проходят КТ. В силу высокой загруженности больниц на это требуется время. На данный момент в МДА проживает 136 человек, включая сотрудников академии и монашествующих. Всеми без исключения пройдено тестирование на COVID-19. У 52 человек тест на COVID-19 положительный, у 84 отрицательный. Девять человек госпитализированы и проходят лечение в стационаре. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5629061...

Образована царским указом в 1835 г. после закрытия Варшавского ун-та и вместо Главной семинарии. Академия готовила преподавателей католич. катехизиса для школ Царства Польского, профессоров духовных семинарий, проповедников и служащих епархиальных консисторий. Общий надзор над академией осуществляло руководство, в состав к-рого входили архиепископ Варшавский как ее глава, представитель Совета общественного образования (духовное лицо), 2 избранных архиепископом члена митрополичьего капитула, духовный асессор от Правительственной комиссии внутренних, духовных дел и общественного просвещения, а также католик-мирянин, назначенный генеральным директором комиссии, обладавший правом решающего голоса, в то время как остальные члены обладали правом совещательного. Непосредственное управление находилось в руках Академического совета, возглавляемого ректором, к-рый назначался светскими властями из числа кандидатов, предложенных архиепископом. В состав совета входили также проректор и 3 советника из профессоров теологических дисциплин. Офиц. языком в академии был польск., но для дипломов - лат. Преподавание теологии велось на лат., остальных предметов - на польск. языке. Образование получали 40 студентов, в т. ч. 8 от Варшавского архиеп-ства, по 4 от каждого из католич. еп-ств Царства Польского. В 1863-1864 гг. правительство разрешило принимать на учебу также воспитанников духовных уч-щ Холмского католич. еп-ства . Поступающие в академию должны были пройти по крайней мере двухлетний курс духовной семинарии. Обучение длилось 4 года и делилось на двухлетний курс философии и двухлетний курс теологии, по окончании присуждались степени кандидата, магистра, д-ра теологии и д-ра канонического права. На содержание академии выделялась ежегодная гос. дотация. Академия имела б-ку, в к-рой насчитывалось свыше 13 тыс. томов. Духовенство Царства Польского сначала неодобрительно относилось к деятельности Варшавской академии, поскольку инициатива по ее созданию принадлежала российским властям, но ситуация изменилась, когда академия сумела продемонстрировать должный уровень образования. 3а время существования она выпустила 278 кандидатов, к-рые вошли в интеллектуальную элиту польск. духовенства, 9 выпускников стали епископами. 1 июля 1867 г., в период обострения отношений рус. властей с поляками, имп. указом академия была закрыта, многие ее слушатели перешли в СПб. а.

http://pravenc.ru/text/63750.html

9 сентября 1986 года о. Иннокентий пишет письмо ректору МДАиС архиепископу Александру 65 .Вместе с письмом он направляет новое прошение о годичном отпуске уже со ссылкой на болезнь. Это прошение, как и предыдущее, осталось без ответа и было направлено ректором в дело. О. Иннокентий, узнав о своем отстранении от преподавания, 30 августа 1986 г. пережил сердечный приступ. В начале сентября о. Иннокентий с приступами сердечной боли лег в больницу Московского мединститута им. Сеченова, которая находилась на ул. Погодинской, рядом с новым зданием Издательского отдела Московского Патриархата и проходил там лечение до 3 октября 1986 года 66 . Согласно выписке из истории болезни, о. Иннокентий страдал ишемической болезнью сердца и рядом хронических заболеваний. После лечения его состояние немного улучшилось. 28 ноября 1986 г. архимандрит Иннокентий направил новое письмо ректору. Он писал: «В связи с поданным прошением на Ваше имя 9.09.1986 г. я хотел бы получить от Вас уведомление о Вашем решении. По возвращении из больницы, на меня возложили нагрузку по проведению подготовки к 1000-летию празднования Крещения Руси и потому я дополнительно просил бы Вас удовлетворить мою просьбу о предоставлении мне академического отпуска без сохранения содержания» 67 . О. Иннокентий прилагал выписку из истории болезни. Ответ о. Иннокентию снова направлен не был, 2 декабря его прошение ректор распорядился подшить в дело. К этому времени архиепископ Александр уже направил рапорт Патриарху Пимену об увольнении о. Иннокентия из МДА, который в личном деле архимандрита Иннокентия отсутствует. 1 декабря 1986 г. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Одесский и Херсонский Сергий сообщил архиепископу Александру, что «доцент архимандрит Иннокентий (Просвирнин) освобождается от работы в Московских духовных школах» 68 . Распоряжением по МДА от 8 декабря ректор МДА указал: «архимандрита Иннокентия (Просвирнина) освободить от работы в Московских духовных школах с 1 января 1987 года» 69 . Об этом о. Иннокентию было сообщено письмом от 9 декабря 1986 г. за подписью секретаря Ученого Совета архимандрита Платона (Игумнова) . Закончился почти тридцатилетний период пребывания о. Иннокентия в московских духовных школах. Говоря о причинах ухода о. Иннокентия из МДА, О.В. Курочкина пишет: «Расхождения во взглядах на преподавание с М.С. Ивановым, проректором по учебной части Московской духовной академии заставило о. Иннокентия покинуть родные стены» 70 . Это утверждение не основано на источниках, документы личного дела показывают, что инициатором увольнения о. Иннокентия был ректор МДАиС архиепископ Александр (Тимофеев).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

И спасибо его другу, Сергею Николаевичу Есину, царство ему небесное, который ему тут же предложил должность проректора в Литературном институте. И папа без дел не оставался. Но оттуда его просто выжили, называя вещи своими именами. И однажды он сказал одну удивительную вещь, со временем я понимаю ее смысл, когда я говорю: «Пап, такая конференция» — а он на каком-то этапе перестал ездить на конференции, до этого ездил, тезисы посылал, нет, он пошлет, выйдет публикация, статья, — перестал ездить. Говорю: «Папа, почему?» Я его последние годы хотел вытащить в Армению. Я туда всех, кого можно, вытащил. И он говорил: «Я сжег свой загранпаспорт». На самом деле он его не сжег, он просто закончился. «Пап, ну почему, это же так интересно, тебя там ждут студенты». Он: «Сынок, ты понимаешь в чем дело: есть вещи сиюминутные, а есть вещи вечные». Он писал словари, он писал научные статьи. Он понимал, что — кстати, к вопросу, когда мы говорили о надежде, что для избранных, — может быть, не при жизни, но это же должно остаться. Поэтому у него в этом смысле была такая академически прагматичная формула, но это опять же были последние лет десять-пятнадцать жизни. Но при этом то, о чем ты меня спросил, — знаешь, нет, даже то, что сейчас я делаю в Суздале, я сам себе задаю этот вопрос: а почему при жизни папа не пришел и не сказал: «Здравствуйте, я профессор Скворцов, я редактор словаря Сергея Ивановича Ожегова, я автор таких-то словарей, знаете, в этой библиотеке я впервые в пять лет взял книжку». Вот он этого не делал. Мы с тобой прекрасно понимаем, что для того, чтобы ты стал почетным гражданином того же города Суздаля, можно, конечно, надеяться на то, что твое окружение пролоббирует, но можно и подсказать окружению: в связи с 80-летием предстоящим. Папы не стало на 81-м году жизни. Он никогда этого не делал, ему это было не надо. Открою тебе маленький секрет, мне когда что-то говорят мои родственники, знакомые: «А давайте мы улицу назовем именем Льва Ивановича в Суздале», я себе мысленно папу представляю, иногда он делал вот так: «Ты что, сынок».

http://foma.ru/kogda-ubili-andreya-steni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010