В XVIII веке единственный известный нам случай прямого участия священника в битве отражен в «Деяниях Петра Великого». Там говорится, что «олонецкий поп Иван Окулов в 1702 году, собрав охочих людей до тысячи человек, ходил за шведский рубеж, разбил четыре неприятельских заставы, побил до 400 шведов и со взятыми рейтарскими знаменами, барабанами, оружием и лошадьми возвратился в торжестве; чего же забрать не смог с собою, то предал огню». В XIX веке нам известно несколько случаев прямого участия священнослужителей в битвах. В 1854 году монахи Соловецкого монастыря обороняли монастырь от нападения английской эскадры. В том же году священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета Его императорского величества «за содействие в отражении англо­-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами». При этом позднее, служа в городе Николаеве отец Гавриил прославился как молитвенник и постник. Во время Первой мировой войны среди духовенства было много желающих добровольцами служить в армии с оружием в руках, и в 1915 году Святейшим Синодом было утверждено определение, категорически запрещающее священникам идти в армию не на духовные должности. В 1914–1917 годах священнослужители часто возглавляли пешие и конные атаки, но без оружия, только с крестом в руках. Во время русско-японской войны погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не меньше 10 человек. Выявленные нами данные говорят о том, что к лету 1917 года на войне пострадал 181 священнослужитель. Из них были: убиты – 26, умерли от ран и болезней – 54, ранены – 48, контужены – 47, отравлены газами – 5 человек. Число убитых и умерших от ран и болезней составляет 80 человек. В Первую мировую войну к 1917 году в плену перебывало или продолжало находиться не менее 104 православных священнослужителей. Говоря о наградах духовенства, следует сказать, что к началу XX века порядок наград белых священнослужителей выглядел следующим образом: набедренник; фиолетовая скуфья; фиолетовая камилавка; наперсный крест от Святейшего Синода; орден святой Анны 3-й степени; сан протоиерея; орден святой Анны 2-й степени; орден святого Владимира 4-й степени; палица; орден святого Владимира 3-й степени; золотой наперсный крест из кабинета Его императорского величества; золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его императорского величества; орден святой Анны 1-й степени; митра. Для иеромонахов из вышеперечисленных наград исключались скуфья, камилавка, сан протоиерея и добавлялся сан игумена (дававшийся после получения ордена святого Владимира 4-й степени) и сан архимандрита (дававшийся после получения палицы или ордена святого Владимира 3-й степени). Благодаря наличию «духовных» наград (скуфьи, наперсного креста и т.д.), военные священники могли иметь значительное количество отличий и даже превосходить в этом показателе офицерский состав.

http://pravoslavie.ru/28242.html

Он не оспаривает сего: но не видит средства улучшить порядок сего дела. Из моих денег назначаю я тысячу рублей с. на поминовение усопших рабов Божиих протоиерея Михаила и Евдокии, в скит, или по частям в Лавру, и Вифанию и скит. Рассудите о сем, и, как рассудите, исполните. Марта 11-го 1854. 984 Мир и здравие отцу наместнику и братии. О военных больных сказал я Графу: он желает иметь обстоятельное сведение. Посему и прилагаю при сем особое предписание, которое исполните вы или Собор. Командира Поляка спросил он имя: и, как оно неизвестно, то записал день выхода его из Лавры. Когда прочитал я писанное вами о болезни отрока Феодора Торовского: мне тогда же пришло на мысль, не будет ли судьба его судьба Досифея. Теперь вы то же пишете по событии. Да идет ко Господу, как и Феофил прежде. Скажите матери, чтобы сохранила послушание воле Божией, и умеряла печаль свою словом Писания: благоугоден Богови быв преставлен бысть. Скажите ей также, что, если она сохранила мысль вступить в Борисоглебский Аносинский монастырь, может с надеждою помышлять о приближении обстоятельств, при которых она может войти туда с миром и доброю надеждою. Здравие о. Филарету. У меня был граф Александр Петрович, и доставил мне сведения об арестанте магнитизере, о котором я писал пред сим. Сей сказывал о себе, что он читал добротолюбие, имел притом необыкновенные ощущения, и думал, что получил дар. Но нравственность его сему не соответствовала. В Нижнем преосвященный требовал, чтобы ему не допускали действовать: но преосвященного не послушали. От магнитизера оказывалось сильное действие на больных, так что параличный стал ходить: но потом всем стало хуже, нежели было до магнитизера. Примеч. Письмо без подписи и означения времени, когда писано; сохранилось между письмами 1854 года. Полагается на сем месте 1) потому, что следующее за сим письмо начинается словами; «и другой раз пишу к вам ныне», но другого письма от 12 марта 1854 г. не видно между сохранившимися; 2) потому, что слова этого письма «о военных больных» и «командира» представляются состоящими в связи со словами письма 981 о «служении воином», а сообщение «об арестанте магнитизере», о котором писано «пред сим», состоят в ясной связи с известием письма 983 о том же; да и слова: «здравие о.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Премудрости Соломони чтение (глава 4): Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверное. Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. 3. Премудрости Соломона чтение Праведник, если и преждевременно скончается, в покое будет, ибо старость почтенная не в долговечности и не числом лет измеряется: но рассудительность – седина для людей, и возраст старости – жизнь непорочная. Став угоден Богу, он был возлюблен, и, как живший среди грешников, переселен; был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не обмануло душу его. Ибо обольщение порока помрачает доброе, и мечтание похоти повреждает ум беззлобный. Став совершенным скоро, он исполнил лета долгие: ибо угодна Господу была душа его, потому и поспешил он из среды лукавства. Люди же увидев то и не постигнув, даже и не взяли в мысль такое, что благодать и милость со святыми Его и попечение об избранных Его. Прем 4:7–15 На литии стихира храма, таже стихиры Николая, глас 2. Самогласны. На литии стихира храма Затем стихиры свт. Николая, глас 2 Византиево: Правило веры и образ кротости/яви тя стаду твоему Христос Бог, святителю Николае,/в Мирех убо благоухающу ти,/всюду сияют светло Божественная твоя исправления,/сирых и вдовиц предстателю./Темже молися непрестанно спасти души наша. [Византийца:] Правилом веры и образом кротости/явил тебя стаду твоему Христос Бог, святитель Николай:/ибо в Mvpax мvpoм благоухая,/ты сияешь светло Божественными твоими деяниями,/сирот и вдов заступник./Потому молить не прекращай о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svt-nikol...

Преподобне отче Димитрие,/будущия ради жизни/доблественне молитвою и постом Богу угодил еси/и невидимых враг шатания и козни попрал еси,/силою Креста Христова укрепился;/темже и по смерти ныне, радуяся, живеши./Сего ради и мы днесь вопием ти, блаженне:/моли Христа Бога спастися душам нашим. Слава, глас 8: Украшен добродетельми духовными,/преподобне отче наш Димитрие,/прослави бо тя Господь Бог житием же и чудесы,/в преставлении же твоем души верных облагоухал еси и телеса./И ныне, блаженне, и нас молитвами твоими очисти от всяких грехопадений,/празднующих святую память твою/и со страхом и любовию припадающих к твоему гробу чудотворному,/образ подобия твоего любезно целующе./Не престай моляся за твое стадо Богозванное,/яко да милостивый Господь спасет души наша. И ныне, Богородичен: Царь Небесный: Вход. Прокимен дне. Чтения 3. Премудрости Соломони чтение (глава 3): Праведных души в руце Божией,/и не прикоснется их мука./Непщевани быша во очесех безумных умрети,/и вменися озлобление исход их,/и еже от нас шествие – сокрушение;/они же суть в мире./Ибо пред лицем человеческим, аще и муку приимут,/упование их безсмертия исполнено./И вмале наказани бывше,/великими благодетельствовани будут,/яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе./Яко злато в горниле, искуси их/и, яко всеплодие жертвенное, прият я./И во время посещения их возсияют/и, яко искры по стеблию, потекут./Судят языком и обладают людьми,/и воцарится Господь в них во веки./Надеющиися на Него разумеют истину/и вернии в любви пребудут Ему,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его. Премудрости Соломони чтение (глава 4): Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком,/и возраст старости – житие нескверное./Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть,/и живый посреде грешник, преставлен бысть./Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его/или лесть прельстит душу его./Рачение бо злобы помрачает добрая/и парение похоти пременяет ум незлобив./Скончався вмале, исполни лета долга,/угодна бо бе Господеви душа его,/сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же видевше, и не разумевше,/ниже положше в помышлении таковое,/яко благодать и милость в преподобных Его/и посещение во избранных Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверное. Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. Прем 4:7–15 13 СЕПТЕМВРИА. ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ. 1. Царств третиих чтение. Ста Соломон пред лицем жертвенника Господня, пред всем собором Израилевым, и воздев руце свои на небо, и рече: Господи Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на Небеси горе, и на земли доле. Аще бо небо, и небо небесе не довлеют Тебе, како дом сей, егоже создах имени Твоему? Обаче и призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев, услышати моление и молитву, еюже раб Твой молится пред Тобою к Тебе днесь. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, на место сие, о немже глаголал еси: будет имя Мое тамо, еже услышати молитву, еюже молится раб твой на месте сем, во дни и нощи; и послушати мольбу раба Твоего, и людей Твоих Израиля. Елика аще помолятся к Тебе на месте сем, и Ты услышиши на месте жилища Твоего на Небеси и сотвориши, и милостив будеши им. 3 Цар 8:22–23, 27–30 2. Притчей чтение. Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом. В чувстве Его бездны разверзошася, облацы же источиша росу. Сыне да не преминеши, соблюди же мой совет, и мысль. Да жива будет душа твоя, и благодать будет на твоей выи: будет же исцеление плотем твоим, и уврачевание костем твоим: Да ходиши надеяся в мире во всех путех твоих, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши, безбоязнен будеши, аще же поспиши сладостно поспиши. И не убоишися страха нашедшаго, ниже устремления нечестивых находящаго. Господь бо будет на всех путех твоих, и утвердит ногу твою, да не поползнешися. Не отрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити: не веси бо что породит находящий день. Не соплетай на друга твоего зла, пришельца суща и уповающа на тя. Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое. Не стяжи злых мужей поношения, не возревнуй путем их. Нечист бо пред Господем всяк законопреступник и с праведными не сочетавается. Клятва Господня в домех нечестивых: дворы же праведных благословляются. Господь гордым противится: смиренным же дает благодать. Притч 3:19–34 3. Притчей чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

117 О Симеоне юродивом говорится: «Овогда храмля, овогда скача хождаше; овогда же по земли ползаше в текущим по пути запинаше нозе, в лежа на земли, бияше землю ногами, на новый же месяц притворяше себе беснование, и падаша аки бесен и на многая очесам человеческим неугодная и нелепая деяше, всем себе безумна быти являя, да ничтоже мнит его быти свята» (Чет.-Мин., 21 июля, с. 149), или о нем же говорится: «Вселяше в корчемнице пиющих старец юродствующи» (также см. с. 149 на обороте; с. 150 и 151). 118 Св. Андрей юродивый обличал большею частью в притчах, так что его обличения были понятны для одних обличаемых. См. его житие в Чет.-Мин., 2 октября. Все почти юродивые строго – «клятвами запрещали» разглашать о своих чудесных действиях, прежде чем они (юродивые) умрут, о чем упоминается в житиях их после каждого чудесного случая. Пред вступлением в подвиг юродства в Иерусалиме «Симеон моляшеся прилежно Богу, дабы его дела покрыл пред человеки, Дóндеже от жития сего преставлен будет, яко да убежит тщетные славы и возношения, но яко безумнаго и несмысленнаго ecu да имеют его» (Чет.-Мин., с. 146). 119 «Егда начанаху людие имети (Симеону юродивому) яко свята, он нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием» (с. 149 на обор.). Известен тот поступок, который сей же блаженный хотел уничтожить выгодное о себе мнение в своем хозяине – «корчемнике», (с. 146 на обор.). 120 Лавсаик, гл. 37, с. 120. Вследствие откровения пустынник Питирим – «муж, знаменитый подвигами», пришел в Тавенский женский монастырь, чтобы видеть здесь избранную рабу Божию, Исидору. Созвав всех сестер монастыря, потребовал и Исидору, которая под личиною юродства исправляла самые низкие и тяжелые работы в монастырской кухне, и когда ему заметили, что эта безумная не достойна его внимания, он, наученный откровением, сказал: «Вы все обманываетесь; эта святая жена умнее всех нас!» Потом когда явилась юродивая, пал ей в ноги и просил у нейблагословения. Что же делает святая? Пала и она пред Питиримом. исповедуя себя величайшею грешницею, а потом видя, что на нее обращено внимание, как на святую, вдруг скрылась и убежала в места пустынные. Там же, с. 121 – 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кто постыдится Меня и Моих слов, говорит Господь, того постыдится Сын Человеческий, когда придет во Славе Отца Своего со святыми Ангелами (ст. 26). Какое страшное возмездие стыдящимся Христа за их ложный, преступный стыд! Что ожидает в будущем тех, кто устами, делами и всею жизнию отрекаются от Него к погибели? И Христос Спаситель отвергается их пред святыми Ангелами и пред лицем самого Отца небеснаго, когда явится Судиею мира с силою и славою многою, чтобы воздать комуждо по делом его. Такому сраму подвергнутся все отступники от истинной веры, и церкви православной, которые позволяют себе посмеиваться над всем, что говорит нам св. Евангелие, что запечатлено и утверждено крестною смертию Сына Божия. Я вам говорю, что есть некоторые из стоящих здесь, при жизни которых наступит среди людей царство Божие и которые увидят второе и страшное пришествие Христово. Здесь разумеется св. апостол Иоанн Богослов, который чудесным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах; это награда ему за любовь и преданность ко Христу и мучения, которые терпел ради Христа. Итак, для всех последователей Христовых нужно самоотвержение: отвергнуться своего “я”, – своих страстей: зависти, лукавства, гордости, ссор, осуждений, невоздержания, пьянства, лихоимства, нерадения, лености, непокорности; надобно искоренять их в своих сердцах и особенно вам, дорогия послушницы, которые взяли крест и последовали за Христом. Примите в назидание Евангельское чтение нынешней литургии. Терпеливо несите крест свой, отвергайтесь себя, присвояйтесь Христу, будьте Христовы, будьте мудры во Христе, знайте, что душа – драгоценнейшее сокровище и дорожите этим сокровищем: не увлекайтесь земными благами, веря в награду на небесах. Аминь. Слово XXII На другой день по возвращении из путешествия протоиерей Иоанн Ильич Сергиев опять служил литургию в своем Иоанновском женском монастыре, к общей радости всех его обитателей; в конце Богослужения, по обычаю своему, высокочтимый пастырь произнес назидательное слово на текст из дневного Евангелия. Приводим здесь приблизительно это слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пойдите на острова Хеттим и посмотрите, и в Кидар пошлите и обдумайте тщательно, и посмотрите: было ли где подобное? Переменили ли племена богов своих, – и при том, что они не боги? А народ Мой променял славу свою на то, от чего пользы не будет. Изумилось на это небо, и содрогнулось весьма сильно, говорит Господь. Иер 2:2–1 Премудрости Соломони чтение (глава 4): 3. Премудрости Соломона чтение Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверное. Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. Праведник, если и преждевременно скончается, в покое будет, ибо старость почтенная не в долговечности и не числом лет измеряется: но рассудительность – седина для людей, и возраст старости – жизнь непорочная. Став угоден Богу, он был возлюблен, и, как живший среди грешников, переселен; был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не обмануло душу его. Ибо обольщение порока помрачает доброе, и мечтание похоти повреждает ум беззлобный. Став совершенным скоро, он исполнил лета долгие: ибо угодна Господу была душа его, потому и поспешил он из среды лукавства. Люди же увидев то и не постигнув, даже и не взяли в мысль такое, что благодать и милость со святыми Его и попечение об избранных Его. Прем 4:7–15 На литии стихира храма и святаго стихиры самогласны, глас 1. Георгия Сикелиота: На литии стихира храма и святого стихиры Георгия Сикелиота, самогласны, глас 1 Веселися в Господе, граде Фессалоники,/радуйся и ликуй верою светлоодеявся,/Димитрия всеславнаго страдальца/и свидетеля Истины в недрех имея, яко сокровище;/насладися чудес, исцеления зря,/и виждь низлагающа иноплеменников дерзости,/и благодарно Спасу возопий:/Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Данное же нам время здешнего пребывания постараемся употребить для пользы душ наших и для ближних наших; а когда будешь предаваться безгодной печали, то совсем себя расстроишь, и здоровье потеряешь; чем немало погрешишь пред Богом. Укрепляй себя рассуждением, что предел жизни положен всякому самим Богом, то и нельзя быть иначе, как в сие время разрешиться ей от уз плоти, и что всего дороже: в непорочности и чистоте нравственности принял ее Господь, блаженною кончиною: скольких она избавилась соблазнов и сетей вражиих, мира и плоти? скольких избежала скорбей, предлежавших на пути жизни, кои должна бы переносить с тяжестью, а может быть много бы и погрешила. Но теперь все это от неё удалено, и она будет наслаждаться вечным блаженством. Хотя же бы В. долго прожила, но все смерти не миновала бы. Священное писание утешает нас, чтобы мы не скорбели о умерших, подобно неимущим упования, т. е. неверующим. Тем подлинно нет утешения; для них не блещет луч надежды из отдаленной вечности: для них кто умирает, тот вечно умирает; а мы, верующие и убежденные в действии промысла Божия, должны быть твердо уверены, что есть воля Божия на переселение её в вечность в настоящее время, и к величайшей её пользе. Хотя и в юности отошла, но старость не в числе лет и считается; седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно ( Прем.4:9 ). Вмале исполни лета долга: угодна бо бе Госповеди душа его: сего ради потщася от среды лукавствия ( Прем.4:13, 14 ). Преставлен бысть, да не злоба изменит разум его; рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлоблив ( Прем.4:10, 12 ) и праведных души в руце Божией и не прикоснется их мука (гл. 3:1). Паки повторяю тебе: не предавайся безгодной печали, но всеми оными рассуждениями утешай себя; и то должно немало тебя утешить, что лик обители вашей дев представших Христу исполняет и твоя В-а! Благодари Его благость, что сподобил в юности принять ее к Себе! Да будет нам и то утешением, что Церковь , купно с нами, молится о душе её и приносит бескровные жертвы Господу о спасении: то буде она в чем, яко человек, и погрешила, Господь силен даровать прощение и очистить ее, отшедшую в вере и надежде будущего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

15 Декабря 1859 г. 174. Поздравление с новолетием Приношу Вам поздравленю мое с текущим новолетием, и усердно желаю Вам в новый год сей милости Божией, душевного мира, здравия и спасения, и помощи Божией, и благопоспешения в освобождении себя от суеты сует, т. е. светской мирской жизни, и удаления в пустыню, спасающую от малодушия и от многих искушений и бед, ибо чего око Ваше не будет видеть, и чего ухо Ваше не будет слышать, то и на сердце Ваше не взыдет. Посему просите Вы себе у Господа Бога словами Святаго Давида: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже! Ибо лучше мне день един пробыть во дворех Твоих Господи, нежели тысящу лет жить в селениях грешничих. Но кто даст ми криле голубины, да полечу и почию? 24 Января 1860 г. 175. Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения Возлюбленный о Господе брат и благодетель мой. Благодать, милость, мир и благословенье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою! Благодарю Вас за продолжение любви Вашей к моему недостоинству, которую и Спаситель наш, одобряя, говорит: «О сем разумеют вси, яко мои есте ученицы, аще любовь имате между собою». Но надобно ведать и сие, что, где любовь бывает по Бозе, то тамо недремленно диавол старается расторгнуть союз сей святой, и посеять неудовольствие, коего с Вашей стороны я не надеюсь видеть. Если же я по безумию своему когда опрокинусь на тебя, то тогда мужайся Бога ради и да крепится сердце твое; ибо я человек яр есмь и неукротим. Уведомляете Вы о кончине своего сродника. Пишете, что он был человек молодой и предобрый. Сего-то ради, благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреди грешник, преставлен бысть; восхищен бысть, да не злобе века сего изменить разум его, или лесть мирская прельстит душу его; скончався вмале, исполни лета долга. Т. е. добрый человек в один год больше добра сделает и угодит Богу, чего беззаконник и во сто лет не успеет. Да упокоит Господь душу его со святыми в Небесном Царствии; сетующих же и плачущих о его кончине да утешит Всеблагой Бог Милостию Своею!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010