Екатерина II (1729 – 1796), российская императрица с 1762 г. 535 Емелька Пугачев, см. Пугачев Ермак Тимофеевич (ум. 1585), завоеватель Сибири 429 Есенин Сергей Александрович (1895 – 28 декабря 1925), поэт 427, 590 ж Жанна д’Арк ( 1431), католическая святая, глава освободительного движения во Франции 429 3 Зайцев Иван Матвеевич (1879 – 22 ноября 1934), автор воспоминаний о Соловках 10, 84,161–330, 332 Зайцев, погиб на Соловках 234 Захария (Лобов Захар Петрович; 1863 21 сентября 1937), священномученик, архиепископ Воронежский и Задонский. В Соловецком лагере был дважды: с сентября 1924 по ноябрь 1926 г. в сане епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии, затем – в ноябре 1935 г. Расстрелян 75 Зеленов Борис Иванович (1903–?), участник скаутского движения. Арестован в октяре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 Зеленов Дмитрий, заключённый участник скаутского движения, герой романа Б.Л. Солоневича 436–446, 448–463, 472–494, 497, 499–519, 521–524, 528–544, 551– 577, 579–590 Знаменский H.H., морской офицер, заключенный заместитель начальника лагерного Отдела труда 394 Зосима (30 апреля 1478), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря 56,154,179,181, 258, 271–272, 340, 429 Зотов Владимир Семенович (1904 – 14 мая 1978), участник скаутского движения. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 и Иван, заключённый участник скаутского движения 382–384 Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь московский и всея Руси, первый русский царь. На Соловках никогда не был 56, 450 Иван Савин (наст. имя и фам. Иван Иванович Саволайнен; 1899 – 12 июля 1927), поэт, писатель, журналист 9, 19–42 Иванов, прапорщик, заведующий рабочей силой 35 Ивницкий Евгений, заключённый участник скаутского движения 346 Игнатий ( Садковский Сергей Сергеевич; 1887 – 9 февраля 1938), священномученик, епископ Скопинский. Арестован в январе 1923 г. в сане епископа Белевского, викария Тульской епархии, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 75,152

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нееман (Стефан Неманя) – сербский жупан 289 Нерон – римский император (54–68) 16 Несислав – неизвестный русский князь 217, 233 Никасий Дижонский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Никита-Давид (Философ, Ритор) – византийский писатель 134, 137 Никита Пафлагон 134, 137 Никита Хониат – византийский историк 252, 254, 255, 258, 260, 267, 268, 274–276, 282 Никифор I – византийский император (802–811) 193 Никифор II Фока – византийский император 172, 186, 187, 191–193, 196, 208, 217, 219, 220 Никифор Василаки – византийский писатель 254 Никифор Влеммид 300 Никифор Вриенний 266 Никифор Петралифа – командующий византийской армией 271 Никифор Эротик – патрикий, посол 192 Николай I – папа римский 131 Николай Мирликийский – епископ, святой, участник I Вселенского Собора 17 Николай – византийский полководец, патрикий 193 Николай Мистик – патриарх константинопольский 154, 155 Нистазопулу М. 129 Ной – библейский праотец 315 Нунехий Лаодикийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Нэстурел П. 260, 270 Октар – гуннский вождь 42, 44 Олег – русский князь 141, 153, 158, 159, 182, 194 Оливрий – знатный византиец 53 Олимпиодор Фиванский – византийский историк (V в.) 58 Ольга (Эльга) – русская княгиня 141–143, 167, 217 Оноульф – византийский полководец из варваров 48 Орест – сын героя Троянской войны Агамемнона 85, 199, Ориген – раннехристианский богослов 15, 36, 39 Орозий, Павел – византийский историк 60, 108 Осий Кордовский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Оттон Фризингенский – германский хронист 257 Павел (Савл) – апостол 16, 132 Павел – новацианский епископ константинопольский 40 Павел Неокесарийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Памфил – наставник Евсевия Кесарийского 13 Пантелеймон – святой великомученик 186 Папац – хазарский наместник Фанагории 119 Парис – троянец, похититель Елены 48 Пелагий – посланник 56 Пелей – отец героя Троянской войны Ахилла 208 Пероз – сасанидец 41 Петахья – еврейский путешественник (XII в.) 257 Петр (Симон) – один из двенадцати апостолов 16

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни одно важное решение не принимается без участия начальника Русской духовной миссии, и он лично несет ответственность перед Церковью за благополучие Горненского монастыря. Я желаю Вам, отец Исидор, помощи Божией, мудрости, духовной силы и способности духовного прозрения, чтобы не только быть руководителем, администратором, но и духовным отцом для монашествующих». В память о великом освящении в Горненской обители храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Кирилл передал для новоосвященного собора икону Покрова Пресвятой Богородицы. «Пусть под Ее покровом, Ее заступлением, Ее молитвами направляются ко спасению пути иночествующих и всех, кто с верой притекает к этому святому месту, посещая палестинские земли», — сказал Его Святейшество. В благословение на дальнейшие игуменские труды Святейший Владыка вручил игумении Георгии (Щукиной) икону преподобного Сергия Радонежского. Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Святейший Патриарх удостоил церковных наград ряд людей, оказывавших помощь и содействие в восстановлении храма Всех святых, в земле Российской просиявших. Член Попечительского совета благотворительного фонда поддержки образования, культуры и спорта «ЮТИС» Е.В. Анисимова награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени. Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Израиле С.Я. Яковлеву вручен орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Ордена преподобного Сергия Радонежского II степени также удостоен А.Н. Рудаков, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации. Ордена преподобного Андрея Рублева II степени получил Г.И. Лысак, директор предприятия «Седанка»; орден III степени вручен Б.А.

http://patriarchia.ru/db/text/2585864.ht...

Господь влечет нас горé – на небо, а диавол приковывает, приковал наши сердца к земле – к сладостям земным, к красоте земной, к деньгам, развлечениям, веселостям. Каково желание вещи или предмета, такова и скорбь по неисполнении желания. Потому лучше не желать тленного, да не тлит души. При нашей привязанности к здешним благам у нас нет желания благ небесных, вечных; имея их, привязываемся к ним – и от Бога отпадают наши сердца; желая и не получая их, скорбим безрассудно – и тем опять оскорбляем Бога, Который есть един праведный Судия дел наших и мздовоздаяния Владыка и Господь, всем воздает по делам. Здешние воздаяния часто и пречасто бывают неправедны. Всё, что двоит наше сердце, препятствуя сосредоточиться в Боге, должно быть отброшено, потому и награды земные тоже, – они двоят сердце, от них веет духом мирского пристрастия, мирского тщеславия мирской любви, мирского величания. Они иссушают дух христианской любви, ибо кто ищет отличия пред другими – тот не любит, не уважает их искренно, тот достоинство человека поставляет в количестве наград, которые он имеет, а кто их не имеет, тот в его глазах теряет много. О, как хорошо, что святые апостолы не имели внешних наград! Оттого и сами любили друг друга чистой небесной любовью: не было у них соперничества, зависти, кичения, тщеславия, – и людей любили пламенной любовью; а когда у нас иной наденет на себя все свои ордена, то иногда не смей к нему подступить близко – такое напускное, ложное величие принимает на себя, как бы требуя себе трепета и благоговения; уже не веет от него отеческой любовью, простотою, а если при том он еще богатый человек – тогда и никто не равняйся с ним! На всех смотрит свысока, независимо! Если я ищу возвышения, отличий, я этим уже обижаю равных себе (апостолы Иаков и Иоанн, просившие у Христа первых седалищ [ Мф. 20, 20 – 21 ]), уже во мне нет христианского смирения, христианской любви, ибо любы не превозносится, не гордится [ 1Кор. 13, 4 ]. А ищущий наград нагло возносится над ближним, рядом с ним стоящим! О, век суетный, безумный! Где истинное достоинство человека? В чинах ли, в титулах ли да в орденах? Не внутри ли, не в сердце ли – не в истинном ли смирении пред Богом и людьми, не в любви ли ко всем нелицемерной и в усердном, бескорыстном, нелицемерном служении Богу и ближним? Не в кротости ли? Не в чистоте ли сердечной? А где же эти незримые и не награждаемые земным начальством доблести? В ищущих наград их нет, верно. Истинное достоинство нередко кроется под рубищем. (Алексий человек Божий.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Жажду наград трудно совместить в человеке с чувством собственного достоинства. Сколько вызывается наградами зависти и честолюбия, сколько проявляется крайнего эгоизма, как мельчается душа! И это в сословии, призванном быть солью земли, руководить другими; и это среди лиц, учащих о взаимном равенстве, о смирении, о суете мирской. Награды не возвышают в моральном отношении, но принижают духовенство. Они не содействуют совершенствованию духа пастырей церкви, а развращают его; они способствовали падению многих, но едва ли подняли чью душу на деятельную высоту. Церковь Божья, не опускающая из вида высоких идеалов христианства, должна быть свободна от них, как и от всего, что служит препятствием христианству на пути к совершенству. О практическом применении наград духовенству, о том, как достаются награды, как несправедливо, произвольно и неравномерно распределяются они между отдельными лицами, всем достаточно известно. При настоящем нашем церковном строе, награды являются показателем не того, насколько данный священник соответствует своему званию, не степени плодотворности его пастырской деятельности, не высоты его личных качеств, не популярности его в приходе, а мерилом благосклонности к нему благочинного, консистории и епархиального начальства, чуткости данного священника к переменчивым епархиальным влияниям и умению приноровиться к ним. Конечно, бывают исключения, но общий фон картины таков. От этого происходит соблазн в пастве – особенно в деревенской, не умеющей вследствие низкого уровня своего развития проникать во все тайны распределения епархиальным начальством наград. Живут, например, рядом два священника; деятельность их одинакова. Один из них регулярно через установленные промежутки времени получает награды за какие-то заслуги по духовному и гражданскому ведомству, заслуги, определенного и ясного представления о которых он сам не имеет, а другой сосед лет 10–15 не может дождаться очередной награды. В распределении наград большую роль играют личные отношения к священнику членов консистории, епархиального наблюдателя церковных школ, миссионера и других начальств, которых у священника очень много во всех ведомствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Следует отметить некорректность подобной практики по отношению к Русской Православной Церкви. И дело не только в том, что в ней самой могут существовать одноименные награды, что приводит к путанице (например, орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви). По сути дела, здесь имеет место попытка использовать авторитет Церкви, самочинное присвоение общественными организациями ее прерогатив, ибо судить о том, действительно ли кавалер ордена с именем святого имеет заслуги в духовном возрождении Отечества, может только сама Церковь , прославившая этого святого. Б. Иерархические (богослужебные) награды Русской Православной Церкви Богослужебные награды, служащие для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения, существуют в России с 1797 года, когда император Павел I именным указом Святейшему Синоду ввел ряд наград для белого духовенства: «во–первых, получение креста для ношения на цепи на шее, во–вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфии; и, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты». После коронации святого императора Николая II права ношения серебряного 4 восьмиконечного креста были удостоены все православные священники. Сейчас такой наперсный крест вручается епископом каждому поставляемому в иереи во время хиротонии. В настоящее время иерархическими наградами в Русской Православной Церкви являются: – повышение в сане; – элементы литургического облачения, несущие духовное значение; – богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»). Иерархические награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос» (греч. ξιος – достоин). Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении (при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Появление таких наград абсолютно закономерно и своевременно» Владимир Путин подписал указ об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского 20.06.2020 1218 Время на чтение 3 минуты Президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского, сообщает РИА Новости. Орденом Пирогова будут награждать граждан РФ за оказание медпомощи в условиях ЧС, эпидемий, военных действий и других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни. Медалью Луки Крымского, в соответствии с указом, награждаются практикующие врачи и младший медицинский персонал, а также другие работники медицинских организаций за заслуги в области охраны здоровья граждан, за большой вклад в организацию оказания медицинской помощи и укрепление общественного здоровья. В Московском Патриархате назвали появление ордена Пирогова и медали Луки Крымского в качестве государственных наград РФ «абсолютно закономерным и своевременным», отметив, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, причислен Русской Православной Церковью к лику святых. «Считаю появление таких наград абсолютно закономерным и своевременным. Сегодня, когда нашим медработникам приходится спасать жизни людей в тяжелых условиях пандемии коронавируса, многие медики уже их заслужили. Уверен, первые награждения состоятся скоро», - написал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем Telegram-kahaлe. Он напомнил, что Николай Пирогов был основоположником военно-полевой хирургии и школы анестезии в России, а святитель Лука в миру был хирургом, ученым, автором трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. «Святитель Лука в 1995 году был канонизирован Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых, а в 2000 году прославлен к общецерковному почитанию Юбилейным Архиерейским Собором... А недавно с предложением рассмотреть вопрос о канонизации Николая Ивановича Пирогова выступил митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука», - добавил Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/20/po...

Рядом с Землячкой захоронены в Кремлевской стене и другие деятели «еврейской революции», например: Петр Смидович, председатель Государственного комитета по земельному устройству еврейских трудящихся (Комет), главным образом в Крыму, и руководитель ликвидацией участников Антоновского и Кронштадтского мятежей. А вот еще один палач, у которого так же, как и у Смидовича, и у Землячки руки по локоть в русской крови, – это Александр Матвеевич Штейнгарт (1887–1934), секретарь Саратовского обкома ВКП(б), организатор массовых репрессий против крестьян во время коллективизации. Пройдем дальше. Ярославский Емельян Михайлович (настоящие имя и фамилия – Миней Израилевич Губельман, 1878–1939), председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников. Именно он был организатором Всесоюзной атеистической кампании. По его инициативе в печати была развернута травля церкви, осквернялись храмы, вскрывались раки с мощами святых. Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка». Написал книгу «О товарище Сталине», полную неприкрытой лести и низкопоклонства. Именно этот «организатор безбожного движения» выбросил лозунг: «Борьба против религии – борьба за социализм!». Журнал «Безбожник» был запрещен к ввозу на территорию Великобритании, как «аморальное издание», специальным актом английского парламента. В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. Ярославский составлял списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона, Канта, Вл. Соловьева, Л. Толстого, Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. До недавнего времени имя этого сатаниста носила улица в Ярославле, где расположен кафедральный собор Ярославской епархии. Проходя вдоль Кремлевской стены и захоронений большевистских палачей, законников и богоборцев, я не могу избавиться от мысли, что воздаваемый им по сей день «респект» – это позор не только нынешней российской власти, но и нас, граждан Российского государства. Представляю, сколь трудно печатать шаг по Красной площади на параде корпусу российских казаков, зная, что у Кремлевской стены лежит в почете организатор геноцида казачества Янкель Свердлов. Почему же мы терпим присутствие этих ликвидаторов Русского народа в самом центре столицы России, что оскорбляет память замученных ими людей, унижает нас и извращает мировоззрение наших детей? Происходит это именно в силу утвердившейся в умах многих россиян полуправды: когда говорят о репрессиях при советской власти, имеют в виду обычно только 1937 год, реже – 1933-й, но о репрессиях с 1917 по 1933 год, т. е. весь период красного террора, обычно «забывают».

http://ruskline.ru/opp/2023/06/22/patrio...

Закрыть itemscope itemtype="" > Столичные власти и Московская Патриархия против пикета ревнителей 23.05.2016 1864 Время на чтение 3 минуты Всероссийское Совещание ревнителей канонической чистоты Православия, состоявшееся в Москве 9 апреля 2016 г., единогласно проголосовало за проведение 22 мая 2016 г., в праздник перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийских, пикет против всеереси экуменизма и за выход нашей Церкви ДО Критского Собора из еретического Всемирного совета церквей (ВСЦ). Как известно, за выход из ВСЦ выступил и митрополит Вениамин. В связи с этим была подана заявка в Префектуру Центрального административного округа г. Москвы о проведении пикета в начале улицы Пречистенка в 14 часов под девизом: «Поддерживаем почин Его Высокопреосвященства митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина о выходе Русской Православной Церкви из зарубежной иноверческой организации ВСЦ». 19 мая с.г. нами получен ответ Префектуры 14-38-12176 от 18.05.2016 ). Заместитель префекта ЦАО К.В.Воронцов сообщил, что Управлением по связям с религиозными организациями г. Москвы (Белозеров И.В.) цель заявленного пикета доведена до сведения представителя Московской Патриархии. Отрадно, что в Российской Федерации неукоснительно соблюдается законодательство Византийской Империи. Ведь согласно Кодексу Императора Юстиниана (527-565 г.г.) законы церковные и государственные должны полностью совпадать. Патриархия ответила: «На проведение подобного мероприятия необходимо получить благословение священноначалия». Т.е. благословения Его Высокопреосвященства митрополита Вениамина, оказывается, недостаточно. Цель пикета (20 чел. участников) должна быть рассмотрена и изучена, по-видимому, полным составом Священного Синода. «Представитель Патриархии пояснил, что организатор данного публичного мероприятия к ним за благословением не обращался». Действительно, организатор пикета к церковному руководству не обращался. «В связи с вышеизложенным и в соответствии с п.5 ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор не вправе проводить заявленное публичное мероприятие».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Такая сокровенность, весьма необходимая человеку для сохранения, утверждения и приведения в зрелость добродетели и требуемая Иисусом Христом 484 , и отличала жизнь и деятельность св. юродивых, и «юродство» делала прямо противоположным фарисейству. Тогда, как фарисей живет одною только показанностью, при своей духовной пустоте и скрывает чрез это развращенность своего ума, сердца и воли, юродивый, напротив, от внешних дел добродетели отказывается даже и тогда, когда они являются необходимым выражением и плодом его действительной внутренне-добродетельной настроенности. Можно сказать, что насколько велико до безмерности и преступно самолюбие фарисея, настолько и даже более величественно и достойно великой похвалы христианское смирение юродивого, добровольно отказывающегося не только от наград и чести, но и от доброго о себе мнения со стороны людей, а потому оно, как одно из существенных проявлений «юродства» не представляет из себя род притворства, лицемерия противных чувству истиннолюбия и искренности христианских. В том, что оно происходило из начал совершенно истинных, уверят нас фактические данные. Смирение побуждало всех св. юродивых держать себя ниже, чем как подобало им по сану и по положению (напр. священства – Аврамий, монашества, – Симеон, Михаил и др.), слагать с себя высокое достоинство и переходить в низшее состояние (св. Михаил Клопский сложил княжеское достоинство), вращаться в обществе презренных людей и т. п. С этой стороны «юродство» есть в известных целях роль, если можно употребить такое слово, личного спасения, а главное – общественного служения. Оставляя пока в стороне дело общественного служения св. юродивых, ограничимся теперь интересами личного спасения их. Так, св. Симеон прежде чем выступить на подвиг «юродства», в Иерусалиме, у гроба Господня молился, прилежно, дабы его дела Господь покрыл пред человеки, дóндеже от жития сего преставлен будет, яко да убежит тщетныя славы и возношения, но яко безумного и несмысленного все да имеют его, и сам он «чудесная своя дела благодатью Божией творимая, покрывал являемым из вне юродством» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010