14) В случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний лишение общецерковных наград производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или определением Священного Синода. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются общецерковных наград. 15) Межнаградные сроки для орденов Русской Православной Церкви составляют три года, для медалей — два года. 16) Ордена Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 17) Медали Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 18) Самоуправляемые Церкви и Экзархаты могут иметь свои ордена, медали и грамоты. 19) Епархиальные архиереи могут с благословения Святейшего Патриарха учреждать епархиальные медали и иметь архиерейские грамоты. 20) Положения о епархиальных медалях и их описания епархиальные архиереи направляют на утверждение Святейшему Патриарху. 21) Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии не могут учреждать награды одноименные общецерковным.   3. Правила ношения орденов и медалей Русской Православной Церкви. 1) Ордена и медали Русской Православной Церкви располагаются по рангу в соответствии с перечнем в параграфе 1. При этом первая степень каждого ордена выше по рангу второй степени всех остальных орденов, а вторая степень — выше третьей степени. Например, вторая степень ордена святого благоверного князя Даниила Московского, высшего из орденов, носимых на левой стороне груди, следует за первой степенью самого младшего ордена — преподобного Андрея Рублева. 2) На правой стороне груди носятся высшие ордена Русской Православной Церкви: 3) Все остальные ордена Русской Православной Церкви носятся на левой стороне груди, при этом орденские знаки располагаются последовательно, согласно рангу орденов, в один или два ряда, справа налево. 4) Медали Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево. 5) Патриаршие знаки носятся на левой стороне груди ниже медалей. 6) При наличии у клирика или мирянина Русской Православной Церкви орденов и медалей других Церквей, они располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

В ходе работы конференции выступил архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , который в течение четверти века возглавлял организацию деятельности православного тюремного служения Белорусской Православной Церкви . Затем слово для выступления было предоставлено Сергею Гурову, подполковнику внутренней службы, начальнику Отдела организации работы с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России. Работа конференции завершилась торжественным вручением тюремным капелланам наград Русской Православной Церкви и ведомственных наград ФСИН России. Наградная часть открылась вручением дипломов лауреатам Конкурса православной живописи осужденных «Явление», проведенного в рамках Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением» и ценных богослужебных подарков победителям — православным общинам тюремных храмов исправительных учреждений регионов, занявших призовые места в проведенном конкурсе. Художественные работы, подготовленные осужденными, были посвящены главной теме Международных Рождественских образовательных чтений: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Лауреатами конкурса православной живописи осужденных «Явление» стали: Победителям были вручены: напрестольное Евангелие — за 1-е место, напрестольный крест — за 2-е место, Евхаристическая чаша (потир) — за 3-е место. Начальник УВСПР ФСИН России А.В. Шмидко вручил ведомственные награды Федеральной службы исполнения наказаний: Во внимание к многолетним трудам по духовно-пастырскому окормлению заключенных, находящихся в следственных изоляторах города Москвы, церковных наград были удостоены: медали ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — 2 человека; медали «Патриаршая благодарность» — 30 человек; Патриаршей грамоты — клирик Московской городской епархии во внимание к трудам по духовно-пастырскому окормлению заключенных. Епископ Раменский Иринарх вручил также двум клирикам, несущим послушание тюремного служения в городе Москве, юбилейные медали «50 лет автономии Японской Православной Церкви. 1970-2020».

http://patriarchia.ru/db/text/5811657.ht...

(Нужно знать, что этого ордена в наше время по годам ждут даже лица, занимающие пост митрополичий). Я почти уверен, что эта высокая награда дана Иннокентию по связи с его церковно-историческим трудом – «Начертанием», подобно тому, как Мефодий за написание Liber historicus, будучи в сане архиепископа, последовательно удостоен и ордена Александра Невского и бриллиантовых знаков на клобук. Кроме того, Иннокентий получал за свои ученые труды значительное денежное вознаграждение. Для полноты картины, из которой видно было бы, как поощрялась богословская наука в то время, укажем на множество необычных наград, полученных Филаретом Дроздовым в молодые его года. В 1813 году «за неусыпные труды по званию ректора и профессора богословских наук в С.-Петербургской академии архим. Филарет сопричислен к ордену Владимира 2-ой степени» (не имея раньше никаких орденов). Говорю: в 1813 г., следовательно, когда Филарету было 30 лет от роду. В 1814 г., одновременно с Иннокентием, —152— он возведен в степень доктора богословия. В том же году, (значить в возрасте 31 года) «за отличные труды и способность к образованию юношества» награжден пожизненным пенсионом по 1.500 р. в год. В 1816 г., т. е. в год издания Филаретом его «Начертания церковно-библейской истории» от государя пожалован панагией (в сане архимандрита) и «высочайшим рескриптом выражена ему совершенная признательность за труды по академии». 1584 Так награждали богословов и главным образом церковных историков в начале XIX века. Иначе пошло дело в Николаевские времена и позднее. Усердные историки, вместо наград, стали получать скорее всего так назыв., нахлобучки, и встречали холодное равнодушие властей. Чем в самом деле награждались: Филарет Гомилевский, А.В. Горский, Голубинский, Терновский, Знаменский, И.Е. Троицкий и даже Болотов? Да кроме обычных наград, собственно ничем. Да и обычные-то награды не всем им доставались на долю. Что же касается нахлобучек, то им и счету нет. Ф.А. Терновский за свои церковно-исторические сочинения изгнан был из числа профессоров невской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епархиальные начальства в представлении церковных старост к наградам, обязаны в точности сообразоваться с определенными на этот предмет правилами. Поэтому ходатайства о награждении таких церковных старост, которые не показали в течение службы своей надлежащего усердия к приращению церковных и в особенности свечных доходов, как противные законам, оставлять без последствий 225 , не допуская в этом случае никаких изъятий или отступления от законов. В видах более правильного определения, в какой мере каждый из представляемых к награде старост увеличивает доходы своей церкви в сравнении с положением их при его предместнике, наградные списки церковных старост представляются по установленной форме 226 , с обозначением в таких списках требуемых сведений, со всевозможной точностью. В испрошении наград достойным этого старостам, надлежит держаться порядка постепенности наград, допуская изъятия в этом отношении только в случаях исключительной важности, напр. весьма значительного увеличения старостой церковных, в особенности свечных доходов, или особых с его стороны пожертвований в пользу церкви, при значительном вместе с этим приращением церковных доходов. (Указ. 23 0ктября 1864 г.) Примечание. При представлении к наградам за службу в звании церковного старосты, согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 31 Июля 1859 г. (П. С. 3. 34.781) положению о наградах прим. 1 к ст. 15 вносить в Святейший Синод однажды по истечении каждой трети года, а именно: за Январскую – в первых числах Мая, за Майскую – в первых числах Сентября, за Сентябрьскую – в первых числах Января месяца. В основании ходатайств о награждении церковных старост принимать не выслугу только в этой должности положенных сроком, или число лет, имея в виду, согласно ст. 3 указанного положения 1859 г., что одна выслуга определенных для наград сроком и прямое исполнение церковных обязанностей, по долгу присяги, не составляя особенного отличия, не могут служить основанием ходатайства о награде, но по точной силе ст. 788 Учр. Орден. и циркулярного указа Святейшего Синода (ст. 1279) от 23 Октября 1864 г. представлять к наградам одних тех из церковных старост, которые в продолжении службы доказали усердие свое и попечительность о пользе церкви значительным приращением церковных и в особенности свечных доходов, или же значительным из собственности пожертвованием на церковь , не допуская, как предписано в означенном указе Синода, никаких в этом случае изъятий или отступлений от закона. (Указ. 15 Январ. 1868 г. 2 п. 11.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В историческом плане наблюдается такое, очевидно, неизбежное явление, как своего рода девальвация большинства наград. Подобная закономерность имеет место и в иерархии наград, употребляемых вне церковной сферы, в частности в системе гос. наград и отличий. Этот феномен проистекает естественным образом из постепенного умножения числа лиц, удостоенных той или иной награды. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию значимости такой церковной награды, как право ношения палицы за богослужением: изначально она была принадлежностью патриаршего сана, потом также и других епископов, ныне права ее ношения удостаиваются протоиереи. В Русской Церкви синодальной эпохи, в XIX и нач. XX в., титул митрополита одновременно имели три, реже - четыре архиерея: почти неизменно митрополиты С.-Петербургский и Новгородский, Московский, а также Киевский. В наст. время в РПЦ имеется более 100 митрополитов. Начиная с 2011 г. титул митрополита перестал быть только наградой, но стал также присваиваться по должности главам митрополий, причем присвоение этого титула по должности стало более частым явлением, чем награждение им. Сан протоиерея некогда служил принадлежностью настоятелей соборных храмов, так что в употреблении было именование удостоенного этим саном священника протоиереем города. Ныне в РПЦ служат неск. тысяч протоиереев, к-рые часто являются рядовыми клириками приходских церквей. Тем не менее нек-рые награды не подверглись девальвации, напр., сан протопресвитера, остающийся и поныне исключительно высокой и уникальной наградой для пресвитеров. Награды священнослужителей имеют следующие формы: 1) повышение в сане, напр. возведение диакона в сан протодиакона; 2) награждение правом ношения особых элементов богослужебного (митра, палица, двойной орарь) или повседневного облачения (крест с украшением); 3) отличия при совершении богослужений (напр., служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни). Существуют разные иерархические награды для диаконов, пресвитеров и епископов.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Слова св. Кирилла Александрийского , что и в избранных мужах можно найти достойное справедливого порицания; слова св. Иоанна Златоуста , что и праведник не может быть чистым от скверны, и слова св. Тихона Задонского , что мы достойны всякого наказания, свидетельствуют только об ограниченности и немощности человеческого существа и призывают нас к смирению. Но все эти святоотеческие изречения совсем не говорят о том, что святые люди недостойны наград от Бога. Если праведники считают себя недостойными наград, то это вовсе не значит, что они, в действительности, их не заслуживают. Напротив, чем более они смиряют себя, тем более Господь их возвышает и награждает Своими неизреченными милостями. Св. Серафим Саровский иначе себя не называл, как грешным и убогим. За несколько дней до своей кончины он приходил к заранее приготовленной для него могиле и горько плакал. На вопрос, почему он проливает слезы, великий угодник Божий отвечал, что несовершенно прожил свою жизнь. Между тем, он еще при жизни был удостоен великих наград от Бога и редкой благодатной славы. Ему до двенадцати раз были явления Спасителя, Божией Матери, Ангелов и святых. Он был вознесен, подобно Ап. Павлу, до третьего неба, созерцал небесные обители и наслаждался райским блаженством. Не можем мы не обратить внимания и на заявление А. Сергия, что добрые дела человека не имеют никакой ценности для получения вечного блаженства на том основании, что здесь «не выдерживается основное начало правового союза – равенства жертвы и воздаяния, труда и награды» 472 . Это заявление несостоятельно, прежде всего, потому, что правовые отношения, существующие между людьми, несоизмеримы с правовым отношением между Богом и людьми. Это последнее отношение остается правовым, несмотря на то, что здесь нет равенства между трудом человека и наградой за сей труд, ибо правовым оно является, как нами сказано выше, по той причине, что в его основе находится Божественное право – Божественное правосудие. Кроме того, несостоятельным это заявление является и потому, что оно предполагает в деле нашего спасения такое отношение между Богом и людьми, в основе которого находится только Божественная любовь. Мы же вновь утверждаем, что в основе нашего спасения лежит и Божественное правосудие и Божественная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Так из вышеизложенного очевидна истина, что Христос сделался Восстановителем нашего падшего естества именно потому, что Он был страдательным орудием умилостивления. Но ясно отсюда и то, что, отвергая в учении о нашем спасении правовое воззрение через отрицание взгляда на Христа, как на умилостивительную жертву, мы не только впадаем в одностороннее понимание дела нашего спасения, но и ниспровергаем Божественное домостроительство в самой его основе. Иначе сказать, отрицая в нем действие Божественного правосудия и полагая здесь все дело в любви Божией, мы тем самым отрицаем все спасительные для нас следствия, которые проистекают от крестной смерти Христа, как умилостивительной жертвы. К такому печальному выводу приводит учение А. Сергия о спасении и, в частности, об искуплении, в силу своей односторонности. Эта односторонность наблюдается и в его воззрении на спасение, как на дело, которое совершается в нравственной христианской деятельности самого человека. Глава II. Отрицательное отношение А. Сергия к доброделанию из-за наград и наказаний. Признание им единственного вида христианского доброделания: из-за любви к добру и к Богу. Несостоятельность такого взгляда с точки зрения святоотеческого учения и самой жизни. Ниспровержение всего Божественного домостроительства, как плод этого отрицания. В начале первой главы своей книги А. Сергий, цитируя слова св. отцов, рассуждает правильно о значении вообще добрых дел для нашего спасения. Он говорит: «Мы веруем, ... что Бог удостаивает части каждого соответственно его добрым делам» (св. Кирилл Александрийский , т. I, стр. 227); что «нет другого пути (получить отпущение грехов и надежду на наследство обещанных благ), кроме того, чтобы, познавши нашего Христа и омывшись крещением... вы жили потом без греха» (св. Иустин Мученик . Разговор с Трифоном 44); что «после благодати Божией, надежду спасения нужно полагать только в собственных делах» (Златоуст. In Io Hom. XXI, 3)» 419 . Но одновременно А. Сергий высказывается против доброделания из-за наград и наказаний. Такое отношение к делу спасения определяется им, как правовое 420 , которое подробнее уясняется в его книге следующими чертами. Прежде всего, по словам А. Сергия, у человека, делающего добро ради наград, желание спасения исходит из себялюбия. Последнее заставляет такого человека ставить центром всей его жизни собственное «я» и, с точки зрения этого «я», оценивать все в мире. В этом себялюбии содержится причина, почему представитель правового доброделания усваивает из благовестия Христова одну лишь «внешнюю сторону: избавление от бедствия, от конечной погибели и получение высшего блаженства, и не замечает другой, более существенной стороны этого спасения,... что бедствием здесь считается не страдание, не муки, а грехъ»... Себялюбец «думает только о том, что он будет наслаждаться, а чем? – об этом он не спрашивает» 421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Буква закона свивала Израиля как бы пеленками, которые не дозволяли возрастать духу в естественную меру духовного возраста, и держали его в принудительном детстве не смотря на многовековую историю Израиля, так что во многих Израильтянах дух совсем и замер. Буква Моисеева закона убивала дух еще тем, что предъявляла свои требования почти исключительно во имя наград, и наград почти исключительно земных, а не горних – небесных, равно как и наказаний земных же: будет небо над главою вашею медяно и земля под ногами железна и т. п. Кроме этих наград и наказаний стихийных, находящихся в руках Божиих, буква закона ограждала свою обязательность еще и тяжкими карами закона гражданского. Вообще выдвигаемым на вид началом и мотивом нравственной жизни Израиля был рабский страх. Высшее беспредельное начало нравственного хританского совершенства, любовь к Богу, мотив любви к добру ради самого добра, даже мотив награды не временной на земле, а вечной награды в небесах за самоотвержение на земле, все эти начала и мотивы, выдвигаемые на вид в евангелие и вообще в христианском нравоучении, в ветхом завете были прикрыты господствующим началом рабского страха, которым подавлялся другой высший принцип сыновней любви к Богу и самоотверженного влечения к добродетели. По слову Апостола, до пришествия Христова Израильтяне заключены были под страхом, под стражей закона. Закон был суровый пестун во Христа. Израильтянин наследник царства Божия доколе был в детстве, ничем не отличался от раба, хотя был и господин всего; был подчинен попечителям и домоправителям; был порабощен вещественным началом мира ( Гал. 3,4 ). Потому-то и на Синае схождение Бога и изречение десятословия окружено было чрезвычайно грозными явлениями, с целью внушить именно страх. Потому-то на Синае Бог и говорил Моисею: «о, еслиб они всегда сохраняли сей благоговейный страх в сердце своем и соблюдали заповеди мои, да благо им будет и чадам их во веки»! Правда, в существе дела и ветхозаветный закон имел своим виновником Бога любви, также как и закон Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Обращая свой взор к пастырству, в котором наблюдается такая нужда пред лицом имеющейся жатвы, Владыка так применил эти три совета к тем, кто готовятся быть пастырями: «Проповедуя всеблагость Божию, будьте сами добрыми; проповедуя всеправедность Божию, будьте сами честны; проповедуя о Святой Троице, Боге нашем, в Котором личные свойства Трех Лиц сохраняются при единстве Божества, уподобляйтесь Богу в стремлении никогда не забывать друг о друге». Вот та форма, в которую естественно облекается любовь, которая должна проницать все существо пастыря поскольку он есть тот истинный пастырь, которого ждет томящаяся жатва… Так приветствовал Владыка всех сейчас на путь пастырства становящихся, призывая на них благословение Божие… Слово далее было дано Гольдеру. С любовью стал он вспоминать свое первое знакомство с теми двумя приезжими из России, которые потом такое видное место заняли к образе ныне здравствующего архимандрита Пантелеимона и почившего архимандрита Иосифа – как они начали строить храм. Вспоминал он тут же и появление рядом с ними Н.Н. Александрова, с деятельной помощью которого так широко развернулось начатое дело. С умилением аттестовал оратор то, что так было создано – это образцовое сожительство трудящихся, в молитве и работе неустанной находящих ни с чем не сравнимую радость жизни. В сознании др. Гольдера достижения Св.-Троицкого монастыря и семинарии приобретают облик некоего предельного успеха демократии, осуществляемого свободным молитвенным общением … Отмечал он тут же и явленное этим трудом огромное достижение в области печатания и распространения Слова Божия, в образе и периодических изданий и ценнейших книг и брошюр – громадные цифры приводил он, которые свидетельствуют о значении всего в этом направлении сотворенного… Когда смолкли рукоплескания, вызванные прочувствованным сообщением Гольдера, Владыка Аверкий предложил всем собравшимся пропеть Вечную Память тем двум недавно почившим трудникам, которых с такой любовью помянул др. Гольдер. Тут же отметил Владыка, что последним достижением Н.Н. Александрова было здание, в котором мы сейчас заседаем, причем он не успел полюбоваться третьим этажом его, в котором с такой полнотой удобств пребывает сейчас семинария… Все встают. Весь переполненный зал едиными усты и единым сердцем поет им Вечную память… Короткое следует, исполненное теплого сочувствия, приветствие представителя Штата Нью-Йорк, помощника ведающего делом высшего образования др. Альберта Берриан, которое вызывает долго не смолкающие рукоплескания. Следует выдача наград. Приглашается к столу Княгиня Вера Константиновна, неизменно своим присутствием украшающая семинарский акт и несказанно возвышающая ценность наград тем, что из ее рук получают студенты наградные книги. Особенно сильно это сказалось в этом году, так как в виде наград все получили одну и ту же книгу: «Государь Император Николай Александрович». Сборник памяти 100-летия со дня рождения. Под редакцией Сергея Завалышина».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кто верный ценитель и судия дел наших, а следовательно, и праведный мздовоздатель? Един Бог, ведущий все дела наши (вем твоя дела [ Откр. 2, 2 ]) и испытующий сердца и утробы [ Пс. 7, 10 ]. Что если тогда, когда мы ищем себе награды и получаем награду – Он пишет нам осуждение за наше самосуждение и самохваление и за неодобрительные дела наши и за всё, что тайно деется внутри нас, за помышления злые, прелюбодеяния, любодеяния, завиды, за око лукавое, хулу, гордыню и под.? Как? – мы должны, непременно должны, по Евангелию и по суду Господа, непрестанно смиряться и осуждать себя, как согрешающие непрестанно и тяжко, волею и неволею, словом и делом и помышлением, а между тем мы ищем похвалы, наружных отличий, желаем, чтобы служебный список наш от начала до конца был исписан похвалами и отличиями! Что это? Насмеяние над Евангельским смирением? Что это? Забвение об Оке всевидящем? Отвержение делом от праведного Судии и Мздовоздаятеля? Или мы думаем, что и Господь произнесет об нас такой же лестный суд, как люди? Но, как часто бывает, что те же люди, которые ходатайствуют о нашем награждении (иногда против своей воли) в тайне злословят нас или иногда и явно смеются над искателями наград? То несомненно, что истинная доблесть не ищет наград, потому что стоит выше этих мелочных движений низкого самолюбия, а награды, если можно так сказать, ее ищут. Истинная доблесть смиренна и неискательна. Кто ищет наград, тот не познал себя, не познал духа Христова, ибо Христос сказал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Не принимаю славы от человеков, сказал Господь [ Ин. 5, 41 ] и нас тому же учит, то есть неисканию суетной, минутной, ложной славы человеческой. Как вы можете веровать, говорил Он, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Видишь, искание славы человеческой обличает в нас душевное безверие и то, что мы не видим ничего дальше этого тленного и грешного мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010