372. Против ростовщиков. 1838. IV. 170. 373. О блаженстве. 1842. II. 160. 374. О блаженстве. 1837. I. 117. 375. О Молитве Господней. 1834. III. 246. 376. О нищелюбии и благотворительности. 1835. II. 231. 377. О милосердии к согрешившим и о покаянии. 1836. IV. 14. 378. Против тех, кои не любят обличений. 1836. I. 113. 379. На слова Писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. 1840. III. 297. 380. Надгробное Св. Мелетию, епископу Антиохийскому. 1837. III. 113. 381. Похвальное Первомученику и Архидиакону Стефану. 1835. IV. 242. 382. К монаху Олимпию, о совершенстве Христианина. 1825. XXIII. 9. 383. К Гиезию, о младенцах, похищаемых преждевременною смертию. 1838. IV. 27. Св. Амвросия, Епископа Медиоланского †397 I. Слова: 384. О том, как должно сретать день Рождества Христова. 1835. IV. 235. 385. На день Рождества Христова. 1846. IV. 345. 386. О посте. 1837. I. 229. 387. О Кресте Христовом. 1841. III. 387. 388. О таинстве Пасхи. 1841. II. 40. 389. О взаимной любви Христиан. 1837. IV. 28. 390. Обличительное по случаю затмения луны. 1840. III. 36. II. Разные сочинения: 391. О должностях, книга первая. 1839. I. 19, 271. II. 3. 392. О том, что мы должны бояться не плотских, а духовных врагов, и благодарить Бога за благодеяния. 1838. III. 20. 393. Об удалении от мира. 1838. III. 145. 394. Наставление воинам и другим членам государства и Церкви. 1838. III. 254. 395. Изъяснение псалма 50-го 713. 1840. I. 259. 396. Ахав и Навуфей. 1838. III. 33. III. Письма: 397. Иринею. 1836. II. 160. 398. Савину. 1836. IV. 281. 399. Ромулу. 1838. II. 273. 400. Сирицию. 1838. II. 215. 401. Белицию. 1838. II. 277. Св. Епифания Епископа Кипрского †403 I. Слова: 402. В неделю Ваий. 1838. I. 258. 403. В неделю Ваий. 1841. I. 343. 404. На Святое Христово Воскресение. 1838. II. 21. 405. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 1829. XXXIV. 121. 406. На Великую Субботу. 1846. II. 27. 407. Изложение Кафолической Веры, из 3 книги против ересей. 1842. IV. 303. 408. Против Савелиан, ересь XLII или LXII. 1840. II. 281. Св. Макария Александрийского †405

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источники IV-VI вв. утверждают, что Никейский Собор поручил вычисление даты Пасхи Александрийской Церкви. В Александрии в нач. IV в. получила признание александрийская пасхалия 532-летнего типа, разработанная, по-видимому, на основе пасхалии еп. Анатолия Лаодикийского. Она бытовала в виде как полного 532-летнего цикла, так и сокращенных таблиц на 95 лет (варианты: на 100 или 110 лет). Впрочем, расхождения в определении даты Пасхи не закончились, т. к. др. Церкви продолжали придерживаться разных пасхальных циклов. В сер. IV в. в К-поле была создана альтернативная пасхалия Андрея того же 532-летнего типа, имевшая вид таблицы на 200 лет. В Риме, Африке и др. частях Запада использовали архаичную 84-летнюю пасхалию, менее точную, но более компактную. Именно между этими традициями и разворачивались в дальнейшем П. с. После Никейского Собора разнобой в праздновании Пасхи наблюдался очень часто. Так, в период с 325 по 350 г. пасхальные даты на Востоке и Западе Римской империи расходились в 5 случаях из 25 ( Grumel. 1958. P. 240-241). Но далеко не всегда расхождение вызывало дискуссии, оставившие след в источниках. Наиболее известные споры: 387 г.- александрийская Пасха 25 апр.; римская - 21 апр.; в ряде зап. Церквей - 28 марта и 18 апр. Этому случаю посвящено послание свт. Амвросия Медиоланского, отстаивавшего александрийскую традицию ( Ambros. Mediol. Ep. 23 extra coll.]//PL. 16. Col. 1027-1031; о сомнениях в подлинности см.: Zelzer. 1978). 444 г.- александрийская Пасха 23 апр.; западная - 26 марта. В Риме папа св. Лев I Великий после переписки со свт. Кириллом Александрийским и еп. Пасхазином Лилибейским впервые принял александрийскую дату ( Leo Magn. Ep. 2-3//PL. 54. Col. 601; см.: Грацианский, Кузенков. 2018). 455 г.- александрийская Пасха 24 апр.; западная - 17 апр. В Риме вновь принята александрийская дата ( Krusch. 1880. S. 257-261). Ключевые расхождения между римской и александрийской традициями заключались: а) в диапазоне пасхальных полнолуний (в 84-летнем цикле - с 16 марта по 16 апр.; в александрийской пасхалии - с 21 марта по 18 апр.); б) в диапазоне дней Луны, на к-рые может попадать воскресная Пасха (в Риме - с 16-го по 22-й; в Александрии - с 15-го по 21-й); в) в диапазоне самих дат Пасхи (в Риме - с 22 марта по 21 апр.; в Александрии - с 22 марта по 25 апр.). Попадание александрийской Пасхи на 22-25 апр. означало продление Великого поста на праздник основания Рима - парилии (21 апр.); вероятно, именно поэтому такие случаи воспринимались римлянами наиболее болезненно.

http://pravenc.ru/text/2579726.html

Годы по Р. Хр. по Алекс. кругу Wieseler Апр. 9, вторн. Апр. 10, среда. Март. 29, субб. Март. 30, воскр. Апр. 17, субб. (или Март.18? четв.) Марта 19, пятн. Апр. 18, воскр. Апр. 5,вторн. Апр. 7, четв. Апр. 7, четв. Марта 25, субб. Марта 27, понед. Март. 27, понед. Апр. 13, пяти. Апр. 15, воскр. Апр. 15, воскр. В таком случае при предположении, которое кажется правильным и беспристрастным, что дата Александрийская есть самая ранняя возможная для каждого года, а на два дня позднее – самая позднейшая, – нисана 14-е могло случиться в четверг в один из следующих трех годов: в 54-м (апр. 11), 56-м (марта 18-е) и 57-м (апр. 7-е). Тогда справедливым в исследовании Рэмсея является лишь то, что против других трех лет – 55, 58 и 59-го – остается некоторое предположение невозможности; а касательно двух последних из этих трех годов, эти результаты Рэмсея служат подтверждением того, что достигнуто в последнем отделе. По связи с прежним изысканием, отсюда вытекает, что годы 56 и 57 оказываются вероятными для времени заключения Апостола Павла, годы 58 и 59 – для отозвания Феликса и для конца двухлетнего закчючения Апостола Павла в Кесарии. 10) Гонение при Нероне и мученическая смерть Апостолов Петра и Павла. Что два Апостола потерпели мученическую кончину в один и тот же день, это мнение является лишь выводом из общего в их честь праздника 29 июня; но день этот в действительности является днем перенесения останков их в безопасное хранилище в катакомбах при гонении Валериана, Tusco et Basso coss. (в 258 г. по Р. Хр.). Но что оба они пострадали смертью мучеников в Риме и оба при Нероне, – это есть постоянное предание церкви; Петр и Павел, в некоторое время при Нероне являются во главе списка римских епископов по Юлию Африкану (Harnack, Chronologie, стр. 124 сл. 171); по Дионисию Коринфскому они учили вместе в Италии и потерпели мученичество ката tov aoxov Kaipov (у Евсевия Ц. И. II, 25, около 170 г. по Р. Хр.). Св. Климент, сам из Рима, обращаясь к Коринфянам около 96 г. по р. Хр., указывает им на «достойные примеры нашего поколения», блаженных Апостолов Петра и Павла, и на то великое множество избранных, которые наряду с ними были в различных страданиях и мучениях, причем с женщинами об­ращались, как с Данаидами и Дирками (1 посл. V. VI: συνηθροισθη πολυ πληθος). Что «великое множество» суть мученики при Нероне, – это почти достоверно из параллельного повествования Тацита (Ann. XV, 44) о «multitudo ingens» (огромном множестве) и «addita ludibria» (присоединенным к казням издевательствах) христианских жертв Нерона; и все положение подтверждается совпадением упоминания Тацита об императорских садах (т.е. horti Neroniani на Ватиканском холме), как месте казни, с известием (около 200 г.) римлянина Кая (у Евсевия Ц. И. II, 25), что останки св. Петра покоились в Ватикане, а св. Павла – на Остийской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Синода контора определяет: удостоить названных послушников монашескаго пострижения» . Пострижение «по чину церковному и уставу монастырскому» состоялось в том же мае месяце, осуществил его сам архимандрит Борис. 19 мая монашество принял Павел Ивасюк с наречением имени Алексия – в честь святителя Алексия Московскаго чудотворца, чью память Церковь отмечает 20 мая. Спустя десять дней, 28 мая, монахом стал и Димитрий Соснин, получив в постриге имя блаженного Прокопия Устюжского, день памяти которого выпадает на 8 июня . Так в мае 1908 года в Новоспасском монастыре появились два новых монаха – Алексий (Ивасюк) и Прокопий (Соснин), доказавшие свое глубокое искреннее желание связать свою жизнь с монашеским подвигом и всецело посвятить себя служению Богу. Что можно сказать об их последующей судьбе? Монах Алексий (Ивасюк) в 1911 году был возведен в сан иеродиакона и в том же году получил двухмесячный отпуск для пребывания в Американской миссии. В 1914 году по причине болезни ему было разрешено на полтора месяца отправиться в Киев для поклонения святыням. И в том же году он навсегда покинул Новоспасский монастырь, будучи перемещен в братство Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии . Монах Прокопий (Соснин) прочно связал свою судьбу с Новоспасской обителью. Через полгода после пострига, 12 октября 1908 года его удостоили рукоположения во иеродиаконы, а спустя еще два с половиной года, 10 апреля 1910-го, – священнической хиротонии. В том же 1910 году он получил должность ризничего и стал законоучителем церковно-приходской школы . Учил детей, наставлял их в вере. Наряду со всеми новоспасским иеромонахами отправлял богослужение в монастырских храмах. Оставался в стенах Новоспасской обители до 1918 года, когда монастырь был закрыт, а братия разогнана. О том, как он жил в новой советской России – известно немного, но думается, что ему приходилось нелегко. Трагичным оказался и конец его жизни: он в полной мере разделил страшную судьбу тысяч и тысяч представителей духовного сословия нашей страны. Новоспасский иеромонах Прокопий 7 октября 1937 года был арестован и приговорен к смертной казни по стандартному обвинению «в систематической контрреволюционной агитации». Расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября 1937 года .

http://pravoslavie.ru/137349.html

14). Для того чтобы показать, что все иконы быть чудотворными не могут, Дм. Соснин попытался прежде всего прояснить систему чудотворений. Во-первых, чудеса могли выражаться в необычайности явлений икон Спасителя, Богоматери и святых. Как правило, они происходили «в пустынных местах, в густых дебрях, в пепле пожарном и пр.». Иконы эти писаны, по мнению автора, «большой частью неизвестной, но без сомнения – чистой и святой рукой». Во-вторых, в признаках, которые сопровождают явления. Например, «необыкновенный свет или чудесный глас». К чудесным признакам Дм. Соснин относил также «самосохранение» иконы во время пожара или разрушения поставленного в се честь храма. Наконец, в-третьих, в излиянии от чудотворных икон на людей даров благодати, которое в большинстве случаев вело к исцелению болезней (Соснин, 1833, с. 4; ср.: ВГВ, 1841, 25, «О чудотворных иконах Богоматери в губернии»). На основе этой системы открывающихся чудес автор выдвигал два главных довода против суеверного восприятия чуда. Первый заключался в том, что в чудотворных иконах Бог «видимо открывает свое присутствие», а это не может быть делом постоянным и частым. Заблуждение здесь довольно опасно, «ибо если бы мы везде встречали непосредственные орудия силы Божией, то сие самое ослабило бы в нас чувство уважения к ним, а затем легко и к самому Действующему чрез них». И второй довод: чудеса не могут совершаться от всех икон, «коими благочестие людей украшает во множестве храмы и дома свои: ибо в таком случае надлежало бы быть непрестанным чудесам на земле, освященной почти бесчисленным множеством икон». «И абие внезапу зрит благоверный и великий князь Василий Георгиевич страшное и неизреченное чудо: образ Пресвятой Богородицы на воздусе провознесен над пламенем и невидим ким держим бысть и невидимо служаще ей сила Божия. И вси людие такоже видевше на воздусе образ Пресвятыя Богородицы над пламенем стоящ…» (Сказание, 1909, с.220). Ничто так не поражало в повседневности простого человека, как чудо от иконы: иконы не горели в огне; на просьбы людей, «со слезами моляше» о помощи, иконы спускались с небес, «с воздуха».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

20 июня 1897 года по распоряжению викарного епископа Иоанникия он был определен псаломщиком к Владимирской церкви села Щетинского Пошехонского уезда . Имеются сведения, что впоследствии, в 1907 году, на той же псаломнической должности он служил в Воскресенской церкви села Титово Ярославского уезда . Во время военного призыва 1898 года Дмитрий Соснин вытянул жребий, по которому должен был быть зачислен в армию с условием отбывания воинской повинности на протяжении пяти лет . Его увольнение в запас датировано 7 августа 1907 года, а военные документы – послужной лист и увольнительное свидетельство имеют отметку «не проходивший службы» . В том же году 4 ноября он поступил в Новоспасский монастырь, а в августе 1908 году оказался зачислен в указные послушники. Дмитрий Соснин, по мнению архимандрита Бориса, также был вполне готов к монашеству, поскольку «одарен природою стремлением к созерцательной жизни и подвижничеству». Скромный послушник стремился присутствовать на каждом богослужении, был добр и кроток, исполнителен и бескорыстен: «тихий, мирный, смиренный, послушный, с самаго дня вступления в монастырь, безропотно несет все возлагаемыя на него послушания, не опуская ни единой службы Божией, постоянно упражняясь в чтении, пении и молитве». Показателен отзыв, данный ему новоспасским настоятелем: «такие люди особенно должны быть дороги оскудевающим преподобием и правдою обителям». Важным признавалось и то обстоятельство, что Дмитрий Соснин имел за плечами духовное образование . 11 февраля 1908 года архимандрит Борис от своего имени направил в Московскую Синодальную контору донесение с просьбой о дозволении постричь в монашество двух послушников, за которых всецело ручался. Позже в контору были затребованы оригиналы прошений самих послушников. В этих документах, собственноручно ими составленных, они просили «облечь их в малый ангельский образ», находя тому следующие обоснования. Павел Ивасюк сообщал: «избрав с 10-летняго возраста единственною моею целью достижение душевнаго спасения и желая с достижением зрелаго возраста в более соответствующих условиях достигнуть эту цель, выражаю искреннее мое желание быть постриженным в монашество» .

http://pravoslavie.ru/137349.html

Норова, стр. 113, Ко 2 изданию приложено дополнение, в коем доказывается достоверность сказания о св. местах Даниила игумена. Издание 3-е, дополненное, составляющее 3-ю и 4-ю части его «Путешествий». 12 , Спб. 1854, с картой Палестины, планами Иерусалима, храма Гроба Господня, Гефсиманской пещеры, Вифлеемского храма, пещеры Иоанна Крестителя в Самарии. Отрывки из путешествия Норова помещены в разных хрестоматиях, в Журн. В. Уч. заведений 1844, т. 49, 107; т. 50, стр. 139, 257, 389; в Живоп. Энциклопедии 1847, т. I, стр. 345; в Детском Мире, Ушинского, в христоматии для простолюдинов и проч.; большою частию оно вошло в книгу «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, изд. Афонской горы», Спб. 1869. Путешествие Норова было переведено на чешский, 1851 и немецкий языки, 1862 (библ. Норова, стр. 113–114, 253. См. биографический очерк А.С. Норова , помещенный в Сборник 2-го Отд. Императ. Акад. Наук, т. VII, Спб. 1870). Рецензии: 1) Журн. М. Нар. Просв. 1838, ч. 20, стр. 171; 2) Библ. для Чт. 1838, т. 29, отд. 5, стр. 1–17; 1855, т. 129 и 131, стр. 19–46 и 27–50, статьи О.И. Сенковского; 3) Отеч. Зап. 1840, т. 12, отд. 6, стр. 60–61; 1847, отд. 6, стр. 69–74; 1855, т. 98, отд. 3, стр. 23–52; 4) Литер. прибавл. к Р. Инв. 1838, стр. 790; 5) Р. Вестн. 1841, т. I, стр. 145–199, ст. Н. Полевого; 6) Р. Инв. 1838, 7) Соврем. 1838, т. 10, стр. 57, 1854, т. 48, отд. 4, стр. 49–52; 8) Сев. Пчела 1838, 65) Записки об Иерусалиме 1835–1836, иеромон. Аникиты (кн. С.А.Ширинского-Шихматова) см. в описании жизни его, издю в Спб. 1838, стр. 36–42, 48, равно и в издании 1853; о том же в Душепол. Чтении 1869, «Известия и заметки», стр. 102–106: это извлечение из путешествий по св. местам, совершенных с 1832 по 1836 год послушником Алексеем Митрофановым, впоследствии архимандритом Арсением, возобновителем Святогорской Успенской пустыни. 66) В библиотеке Ундольского встречается путешествие киевского мещанина, а потом троицкого монаха, Владимира Смирнова (1836–1838); это – автограф автора, на 57 листах, в 4 , 67) Из записок путешественника по Востоку, хаджи Димитрия, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Разные сочинения: 286. Беседа на день Богоявления Господня. 1829. XXXIII. 36. 287. О суетности благ земных. 1832. XLVI. 310. 288. О Вере. 1838. IV. 238. 289. О человеческой природе. 1838. II. 39. 290. Сновидение о храме Воскресения, который он построил в Константинополе. 1838. IV. 3. 291. О бедствиях его жизни. 1833. II. 233. 292. Разговор между плотскою и духовною жизнью в присутствии некоторого судии. 1833. IV. 8. 293. Нравственные правила. 1833. I. 39. 294. Нравственные изречения 1832. XLVI. 169. 295. Духовные мысли. 1829. XXXVI. 249. IV. Стихотворения: 296. Жизнь. 1829. XXXVI. 186. 297. Изречения (писанные двустишиями). 1833. IV. 158. 298. Гимн Богу. 1836. II. 172. 299. К самому себе. 1836. II. 284. 300. Из стихотворения XXI, в котором прогоняется дьявол , и о побеждении гнева. 1840. III. 330, 333. 301. Эпитафии св. Василию Великому . 1834. IV. 23. 302. Стихотворения. 1836. IV. 162. V. Письма. 303. Василию Великому . 1838. II. 98. 107. 109. 248. 304. Брату Кесарию. 1833. I. 339. 1838. II. 357. 305. Кесарийскому клиру и народу. 1838. II. 244. 306. Кесарийскому Собору. 1838. II. 247. 307. Евсевию. 1838. II. 251. 254. 308. Олимпию. 1838. IV. 88. Св. Макария Великого †391 I. Слова: 309. О возвышении ума. 1821. II. 35. 310. О любви. 1821. II. 132. 311. О свободе ума. 1821. III. 2. 312. О хранении сердца. 1821. IV. 3. II. Беседы: 313. Заключающая иносказательное истолкование видения, описанного у Пророка Иезекииля. 1821. II. 16. 314. О внутренней перемене. 1821. IV. 28. 315. О будущем явлении сокровенной ныне славы христиан. 1821. IV. 35. 316. О том, что должно молиться Богу непрестанно и внимательно. 1821. IV. 46. 317. О духовном наказании и славе христиан, и о том, что без Христа невозможно спастись и наследовать вечную жизнь. 1839. II. 153. 318. О том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа. 1839. II. 311. 319. О славе тел и душ христиан по воскресении их. 1821. IV. 50. 320. О достоинстве бессмертной души и о том, как она искушается сатаной и освобождается от его искушений. 1825. XIX. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1843 и 1858 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Финляндия Собор Александра Невского в крепости Свеаборг Уусимаа, Хельсинки Архитектор: К.А. Тон Год постройки: Между 1850 и 1854 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Челябинская область Церковь Александра Невского Пластовский район, Демарино Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1888 и 1891 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Воздвижения Креста Господня Миасс, город, Сыростан Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1882 и 1886 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Рождества Христова Троицкий район и г. Троицк, Клястицкое Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1865 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Владимирской иконы Божией Матери Красноармейский район, Беликуль Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1843 и 1848 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Петра и Павла Карталинский район, Великопетровка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: не позже 1861 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Петра и Павла Увельский район, Петровское Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: Между 1872 и 1876 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Симеона и Анны (утрачена) Кизильский район, Кизильское Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: приблизительно 1851 - 1860 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Собор Николая Чудотворца Верхнеуральский район, Верхнеуральск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Собственной Дачи Год постройки: не позже 1865 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Ярославская область Церковь Вознесения Господня Даниловский район, Данилов

http://sobory.ru/architect/katon

20 сент. члены Синода перенесли тело Н. из архиерейского дома в собор Александро-Невской лавры. После литии инспектор СПбДА архим. Кирилл (Наумов) произнес речь. Литургию служил архиеп. Симбирский Феодотий (Озеров) , затем митр. Григорий (Постников) совершил панихиду. 21 сент. тело Н. было перенесено в Свято-Духовский храм лавры, где состоялось погребение (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 255-256 об., 258-262). Слово перед погребением произнес ректор СПбДА Макарий (Булгаков) (Избр. слова и речи. 1857. Т. 1. С. 53-60). Н. награжден орденами св. Анны 2-й степени (сент. 1820), св. Анны 1-й степени (31 дек. 1827), св. равноап. кн. Владимира 2-й степени Большого Креста (2 апр. 1838), св. Александра Невского (28 марта 1841), алмазными знаками к ордену Александра Невского (5 апр. 1847), св. ап. Андрея Первозванного (8 апр. 1851), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени Большого Креста (16 авг. 1856). 20 апр. 1851 г. награжден греч. орденом Спасителя 1-й степени по случаю офиц. установления канонических отношений между Российской и Греческой Православными Церквами, 30 июня 1851 г. получил Высочайшее разрешение принять орден. 12 янв. 1818 г. Н. был пожалован наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, 27 февр. 1818 г.- бронзовый крест на Владимирской ленте за 1812 г. В марте 1841 г. награжден серебряной медалью в память воссоединения в 1839 г. униатов с правосл. Церковью в Российской империи. 24 марта 1844 г. Н. пожалован алмазный крест на клобуке, в дек. 1855 г.- наперсный крест с бриллиантами и сапфирами по случаю обручения вел. кн. Николая Николаевича, а также золотая медаль в память о почившем имп. Николае I. Н. был почетным членом конференции КазДА (избран 11 мая 1844), главным попечителем и председателем совета Имп. человеколюбивого об-ва (с 5 дек. 1848), почетным членом С.-Петербургского ун-та (избран 17 янв. 1849), почетным членом Имп. Академии наук (с 29 дек. 1849), почетным членом конференции МДА (с 31 марта 1850), почетным членом С.-Петербургской Медико-хирургической академии (16 сент. 1850), почетным членом Имп. археологического об-ва (23 дек. 1851), почетным членом конференции КДА (14 февр. 1852), 16 дек. 1853 г. был назначен имп. Александрой Феодоровной почетным членом Демидовского дома призрения трудящихся.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010