Дмитрий Соснин утверждал, что: «Церковь была для меня всегда тою священною обителью, где обретала душа моя светлую, тихую радость, мир и утешение», выражал свое «пламенное желание» «остаться в монастыре навсегда и посвятить себя иноческой жизни» . Ровно через месяц после того, как архимандрит Борис уведомил Московскую Синодальную контору о желании и готовности двух послушников принять монашество, в конторе решили запретить их постриг на основании чисто формального повода: у обоих просителей не истек установленный законами трехлетний срок послушнического искуса. Любопытно, что документ с решением по данному делу имеет следы правки, из которой следует, что сначала был вынесен положительный вердикт о разрешении пострига, но затем его заменил запрет с формулировкой: «отклонить за неистечением узаконеннаго трехлетняго искуса» . Однако новоспасский настоятель, поддерживая своих послушников в их благом устремлении, не отступил от своего намерения добиться разрешения на их пострижение. Прежде всего, в приватной беседе он склонил на свою сторону председателя Синодальной конторы московского митрополита Владимира (Богоявленского), который благословил его повторить свое ходатайство. В повторном донесении в Синодальную контору от 21 апреля 1908 года глава Новоспасской обители привел более развернутую аргументацию своей позиции. Соглашаясь с необходимостью трехлетнего послушнического испытания, он просил для своих подопечных сделать исключение на том основании, что один из них 15 лет провел в строгой Святогорской пустыни, а второй несколько лет прослужил скромным церковным псаломщиком. По словам настоятеля, оба они «весьма способные во всех отношениях люди, добраго нрава и поведения, монашескаго духа, притом уже достаточно возрастные». Главная причина просьбы о постриге, по утверждению архимандрита Бориса, заключалась в необходимости обновления состава новоспасской братии, пополнения ее молодыми и сильными монахами, доказавшими преданность своей обители и готовыми принять нелегкий крест монашеского служения.

http://pravoslavie.ru/137349.html

25 октября 1721 г. распоряжением архиепископа Феодосия, во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, — учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». [xxvi] Эта школа стала родоначальницей нескольких учебных заведений Петербурга. Основным пособием для учащихся на первое время был «Букварь, или Начальное учение отроком» архиепископа Феофана (Прокоповича). Изучали дети также арифметику, а в свободное от основных предметов время занимались музыкой и рисованием. За основу системы преподавания в школе была взята схоластика. При Петре Великом в школу принимали учеников различных званий: детей духовенства, служителей монастырских вотчин, дьяков, подъячих, посадских людей и даже крестьян. Первоначально в школе преподавал один «грамматист» поддьяк Иродион Тихонов, первый набор учащихся осенью 1721 г. составил 25 человек. Число воспитанников духовной школы быстро росло, — в 1724 г. их было уже 54. [xxvii] В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская славяно-греко-латинская семинария, рассчитанная на 50 учащихся при трех учителях. Она давала будущим служителям Церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование, здесь изучались русский, греческий и латинский языки, музыка, арифметика, геометрия, а позднее также древнееврейский язык, «оратория» и философия. В семинарии обучались уже в основном дети священно-церковнослужителей и служителей монастырских вотчин. В 1726 г. при семинарии числился 81 воспитанник и три учителя: упоминавшийся «грамматист» Иродион Тихонов, преподаватель греческого и латинского языков профессор Афанасий Скяда и преподававший арифметику и геометрию кондуктор Иван Соснин. Но к 1729 г. она временно осталась без учителей, и семинаристы, число которых постепенно уменьшалось, вынуждены были учиться у подьячих при канцелярии монастыря. [xxviii]

http://bogoslov.ru/article/989778

68 Един Ходатай – Бога и человеков Иисус Христос – исповедуем со Апостолами; но святых мы призываем в посредники именно к Нему – Единому Ходатаю спасения нашего, поскольку сознаем себя самих многогрешными пред Ним и не дерзающими возвести главу свою пред Ним. «Со Апостолами моли, Богородице Дево, Сына твоего и Бога нашего спастися душам нашим». «О святителю Николае! моли Христа Бога спастися душам нашим». «Моли Христа Бога, отче Григорие (Богослове), спастися душам нашим». «Апостоле Христу Богу возлюбление! ускори избавити людям безответны: приемлет тя припадающа Иже надша на перси приемый: егоже моли, Богослове, и належайщую мглу языком разгнати, прося нам мира и велия милости». И проч. т. п. Мол, по службе всем Святым в кн. Акафисты с Каноны и прочая душеполезные моления, печат. в Киево-Печерской Успенской Лавре: Боже Святый и на Святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во Святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святин, в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставившее, в радости прешедшии, готови, в немже сами искушепии быша, И нам напутствуемым помогати: сих святых всех воспоминая, и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самого, в них действовавшего, и еже хотети, и еже творити, похваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе Святых: даждь мне грешному последовати их, учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, и их молитвенным пособием, паче же вседействующею благодатию небесные с ними сподобитися славы и хвалити пресвятое Имя твое Отца и Сына и Святого Духа, во веки. Аминь. 70 О почитании Мощей выписки см. на 158, 159 стран. из Катихизиса Пространного Филаретовского – также из книги Д. Соснин. о почитании святых Мощей, и из Слов на память преп. Сергия Радонежского в XV Части Приложения Св. Отд. Ц. год 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Также 19 сентября состоялось освящение часовни в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» , построенной на территории храма Архистратига Михаила в с. Шандра Мироновского района Киевской области. Чин совершил митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин. Настоятель прихода протоиерей Виталий Бойко награжден орденом Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Благотворителям и активным прихожанам вручены ордена, знаки отличия, благословенные грамоты. 17 сентября митрополит Винницкий и Барский Варсонофий совершил чин освящения храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Дружелюбовка Винницкой области. Настоятель прихода протоиерей Олег Дармороз награжден орденом святого князя Ярослава Мудрого. Грамоты Предстоятеля Украинской Православной Церкви вручены прихожанам, принимавшим активное участие в строительстве храма. 16 сентября митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней и викарий Днепропетровской епархии епископ Петропавловский Андрей совершили чин великого освящения верхнего храма в честь преподобного Онуфрия Великого в с. Вербоватовка Павлоградского района Днепропетровской области. Настоятель прихода протоиерей Андрей Соснин удостоен права ношения митры. Меценатам, строителям и прихожанам вручены ордена, медали и грамоты. При входе в храм установлены особая Грамота, в которой указаны все участники строительства — 125 человек. 17 сентября митрополит Николаевский и Очаковский Питирим совершил чин освящения креста и закладного камня под строительство храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в г. Николаев . В основание храма заложена капсула с памятной грамотой. 15 сентября митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил чин на основание церкви с закладкой первого камня и святых мощей в основание храма во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских в пгт Слобожанское Днепровского района Днепропетровской области. Благодетелям и строителям храма архиерей вручил грамоты Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, труженикам прихода — архиерейские грамоты.

http://drevo-info.ru/news/27272.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В начале 1648 г. монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 г. Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, и промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие в одной могиле. Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное - значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья. Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать...». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.

http://sobory.ru/article/?object=20852

В 1795 году все наружные работы по возведению Вознесенской церкви были закончены: новый храм был полностью оштукатурен, перекрыт новым железом. Далее требовались работы по устройству его интерьеров, установке иконостаса и «прочему благолепию присущему храму Божиему». Но эти работы были временно приостановлены так как все средства и материалы были привлечены к строительству новой колокольни Спасо-Преображенского собора, которое продолжалось в 1796-1804 годах. Этот факт лишний раз свидетельствует о значении, которое придавалось возведению новой архитектурной доминанты города и его звуковому символу. В 1804 году работы в Вознесенской церкви продолжтлтсь. В этом строительном сезоне был изготовлен и поставлен на место иконостас главного алтаря, а в трапезной был установлен иконостас и освящён в ноябре месяце придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. История появления этого придела послужила поводом для рассмотрения в консистории особого дела. Оно началось летом 1805 года после рапорта соборного протоиерея Петра Львова, который после осмотра строящегося Вознесенского храм предложит духовному начальству рассмотреть вопрос, связанный с устроенными в его трапезной приделами. Излагая суть дела, он сообщал, «что там имеются два придела, один из которых уже освящён, а для второго — установлен иконостас и сии приделы весьма стеснили трапезу, так, что помещения народного осталось только в длину 6 аршин, собрания же бывают и когда не малые». Соборный протоиерей задаёт вопрос: «как поступить с последним приделом неотделанным приводить в украшение или по причине тесноты упразднить вовсе?». Однако духовное начальство, разбирая проблему, вдруг выяснило, что при выдаче храмоздательной грамоты в ней вообще не было упоминания ни о каких приделах в трапезе храма. Сразу же был задан вопрос строителям: «кто благословил их устройство?». По справке консистории оказалось, что в 1804 году рыбинский купец и фабрикант Лаврентий Алексеевич Попов в своём прошении на разрешении освящения Благовещенского придела написал, что «устроен он по словесному дозволению преосвященного Арсения», а вот о втором приделе в том «прошении ничего написано не было». Задержка со строительством церкви имела свои последствия. За это время сменился правящий архиерей, скоропостижно скончался в апреле 1804 года настоятель собора протоиерей Михаил Васильевич Соснин, куда-то исчезли документы и чертежи. Всё это выяснилось в процессе рассмотрения дела. Новому настоятелю собора протоиерею Петру Львову было предложено лично обмерить все размеры трапезной, приделов и проходов.

http://sobory.ru/article/?object=03041

Руководил строительством монах Феоктист (в миру Соснин Федор Иванович, крестьянин Холмогорского уезда Архангельской губернии). Под его же руководством строилась набережная Святого озера, обустраивалась гавань, был расширен и углублен сухой док. Сухой док был сооружен на канале, идущем из Святого озера в море, в 1799–1801 годах для ремонта и строительства судов. В 40-е годы XIX века док был усовершенствован по плану монаха Григория, а в начале 80-х годов расширен и углублен. Начальники Архангельского порта, присутствовавшие при открытии нового дока, дали ему очень высокую оценку. На канале находился и не сохранившийся до наших дней лесопильный завод, уникальный в том смысле, что почти не требовал обслуживающего персонала. В 1912 году на этом же канале была построена гидроэлектростанция. Публикуется по: Град Монастырский. Центральная усадьба Соловецкого монастыря. Иллюстрированный путеводитель. Соловецкий монастырь, 2012. 68 с. Автор текста: Анна Петровна Яковлева Главный, парадный вход в монастырь называется Святыми воротами. Прототипом для Святых врат монастырей стали Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Господь перед Своими крестными страданиями вошел в этот город. Над Святыми воротами часто устраивалась колокольня или небольшой надвратный храм. Надвратную церковь обычно посвящали празднику Входа Господня в Иерусалим, Иоанну Предтече или праздникам в честь Пресвятой Богородицы, что означало Её покровительство над монастырским градом. В Соловецком монастыре надвратный храм посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Нередко в таких храмах при самом входе в монастырь совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в обитель в своем новом состоянии. Прибыв на монастырский причал, соловецкие паломники шли к Святым воротам. По воспоминаниям путешественников, они долго стояли перед главным входом в обитель и молились, сокрушаясь о грехах, и стараясь оставить за монастырской стеной все свои греховные помыслы. Для достойного вступления в обитель многие старались очиститься не только духовно, но и телесно. Для этого на Святом озере были устроены 2 купальни: мужская и женская.

http://sobory.ru/article/?object=02999

В 1724 г. П. был вызван в столицу для заседания в «Петербургском правлении» Синода. В дек. того же года рекомендован Синодом на архиерейскую кафедру в Воронеж, но его кандидатура не была утверждена. В 1725 г. по поручению Синода П. наряду с писателем и переводчиком архим. Феофилом (Кроликом; † 1732) участвовал в правке «касающихся духовного суда артикулов» воинского устава (Там же. Т. 5. С. 569-579). 7 мая 1724 г. П. участвовал в коронации имп. Екатерины I Алексеевны , в нач. марта 1725 г.- в церемониях, связанных с погребением имп. Петра I, 25 февр. 1728 г.- в коронации имп. Петра II Алексеевича . Считается, что в 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. «Смелич являлся одним из деятельных чиновников Синода, понимавших и защищавших нужды Церкви» ( Скворцов. 1878. 1. С. 34-36). 31 июля 1725 г. по повелению имп. Екатерины I он был назначен наместником с.-петербургского Александро-Невского мон-ря, 9 авг. удостоен звания «первейшего архимандрита во всей империи» (ОДДС. Т. 5. С. 412). Императрица лично возложила на него наперсный финифтяный крест. В нояб. того же года П. ввел в Славянской школе, находившейся на территории Александро-Невской обители, преподавание греч. и лат. языков, преобразовав это учебное заведение в Славяно-греко-латинскую семинарию. Мон-рь обязался содержать на «своем коште» 50 воспитанников. Для «обучения младых отроков на еллинском и латинском диалектах» по рекомендации П. из Московского типографского уч-ща был приглашен грек Афанасий Егорович Скиада (1691-1769). Помимо обучения языкам, архимандрит поручил Скиаде привести в порядок, описать и пополнить монастырскую б-ку. Для преподавания арифметики и геометрии по прошению П. из инженерной роты был прислан И. Соснин, к-рый первоначально исполнял должность префекта семинарии. Позже по приглашению архимандрита лат. язык преподавал датчанин Адам Селлий (впосл. мон. Никодим; 1695-1745). Др. наставников П. безуспешно пытался выписать из Москвы и из Киева. К 1726 г. по ходатайству П. для Александро-Невской типографии из Московской типографии были присланы неск. пудов «греко-литинских» литер.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

Сеньковы П.С. и В.С., иконописцы из Мстеры 168 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич, 1763–1 843), митрополит Петербургский 235 Серафим Саровский (Прохор Мошнин, 1760–1833), святой 47–52, 62, 87, 241, 287, 323, 336 Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), архиепископ Кишиневский 260 Сергей Александрович, великий князь 185, 236 Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович, 1314–1392), основатель Троицкого монастыря, святой 47, 50, 68, 138, 159, 161, 244, 270 Сидоренко Г. 162 Сильвестр (ум. до 1577), священник Кремлевского Благовещенского собора, владелец келейной библиотеки, автор «Домостроя» 20, 34 Симаков Н. 296, 468 Симеон Верхотурский (ум. 1642), святой 256, 258, 443 Симеон Полоцкий (1629–1680), поэт, писатель, церковный и общественный деятель 103, 104, 341, 346, 356, 357, 380, 395 Симеон Фессалоникийский, святой 23, 77, 128, 132, 374 Симон, епископ Суздальский и Юрьевский 224 Симони Павел Константинович 205, 468 Синицын П. В. 108, 123, 468 Сирот И.М. 18 Скопин В. (упом. 1853), иконописец, работал в Пешехоновской мастерской в Петербурге 174 Скопин В.В. 161, 469 Скрайн П. 367, 469 Смирнов И.П. 10, 136, 408, 469 Смирнов П.С. 42, 118, 128, 469 Смирнов С. 231, 469 Снегаров Иван, болгарский историк церкви 31, 469 Снегирев Иван Михайлович (1793–1868), историк 199, 200, 247, 248, 469 Снессорева С. 70, 469 Соболь Иван, «строгановский» иконописец 417 Соколов А.Ж., народник 368 Соколов П.М. 300 Соколович Мехмет 164 Солнцев Федор Григорьевич (1801–1892), художник, археолог, реставратор 248, 255, 262, 268, 296 Соловьев А. (упом. 1895), ученик учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Холуе 275 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, поэт, публицист 55, 106, 120, 237, 239, 263, 469 Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк 214, 469 Соломон, царь 205 Солтер Е., историк искусства 324, 467 Сорокин Евграф Семенович (1821–1892), художник, с 1861 г. академик, автор работ для храма Христа Спасителя в Москве 296 Соснин Дмитрий Петрович (ум. 1883), богослов 57, 59, 469

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕОФИТ (СОСНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Нил (Исакович) Редакция текста от: 06.09.2009 04:46:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11850.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010