В сегодняшних монастырях востребованы не только простые послушания, но и самые современные, — юридические, экономические, организационные, проектные, информационные и иные, требующие высокопрофессиональной подготовки. Формой, в которую такое служение способно вылиться, могло бы стать создание у монастырских стен мирских братств, обществ, попечительских советов, берущих на себя, по слову апостола, бремя восстановления и обустройства монастыря: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Защита возрождаемых монастырей как нашего общего достояния — особый вопрос. Сегодня перед монастырями стоит много проблем, среди которых недолжное использование церковного наследия, невозвращение земель, зданий, иного имущества, а в ряде мест — продолжающееся поругание святыни. В сегодняшнем правовом поле закреплено право государства вернуть монастырское имущество, но нет обязанности его вернуть. В тех же случаях, когда возвращение имущества происходит, оно, как правило, передается не в собственность, а в пользование. Особую проблему представляют намерения использовать возрождаемые монастыри как высокорентабельные объекты индустрии туризма и развлечений. Растущая туристическая эксплуатация без должного уважения к церковным традициям разрушает наследие монастырей и окружающую природу, профанирует духовную атмосферу обителей. Так, тяжелая ситуация, о которой неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий II, сложилась сейчас на Соловках. Участники конференции выразили серьезную обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого наследия, идущей при активном участии ряда государственных учреждений и властных структур. На конференции были обсуждены планы создания Ассоциации мирян по защите Соловецкой святыни. Общественная поддержка монастырей, информационная работа, решение имущественных вопросов должны вестись юридически квалифицированно. Помимо использования всех возможностей действующего законодательства здесь необходимы и законодательные инициативы, например, введение понятия «религиозной святыни» в правовое поле Российской Федерации. Прецеденты защиты святынь в мировой законодательной практике имеются.

http://patriarchia.ru/db/text/128049.htm...

А в Узбекистане идеология нацгосстроительства укреплена в среде городской интеллигенции. Чиновники все просто воспринимают, потому что сверху это указали. Но внутри культурной, гуманитарной, образовательной элиты, конечно, идет процесс формирования новых ценностных ориентиров, и мне даже довелось побывать в интересном музее в Ташкенте, по-моему, назывался «Музей репрессий». Я вначале думал, что же там такое может быть? У нас музей репрессий — понятно, ГУЛАГ, власть соловецкая. Нет, идет несколько залов, и все начинается с присоединения Средней Азии, Коканда, Бухары к Российской империи. Это уже для них начало чего-то не очень хорошего. Потом среднеазиатское восстание 16 года, и только уже потом, в следующей зале мы видим воронок, который специально с красными колесами, видимо, чтобы подчеркнуть вот это кровавое Красное Колесо, кстати, сильно стилистически сделано. А вот интересно-то другое, чем последний зал завершается, я уже думал, 37–38 закончили, и казалось бы, все. Один из самых больших залов этого музея — хлопковое дело. То есть, там уже история другая, там уже взгляд на то, что было в 80–70 годы другой. Возвращаясь к самому нашему первому вопросу, находить общий язык необходимо, но при этом уже нужно понимать, что у нас, и дай Бог, чтобы это осталось, Великая Отечественная Война, а там уже участие Узбекистана во Второй мировой войне. Елена Зелинская: Ну давайте вернемся на родные берега и к нашему основному образу, который мы сегодня обсуждаем, Хомо Советикус. Если считать, что национальные элиты новых независимых государств как-то уже нацелены на создание чего-то своего, то что происходит у нас? Вот этот Хомо Советикус, во-первых, не миф ли это сам по себе, а если не миф, то какими чертами он обладает? Алексей Власов: Ну вот совсем недавно вышла книга директора Центра Карнеги Дмитрия Тренина, называется «Постимпериум: Евразийская история» — он как раз сторонник того мнения, что исчезают остатки советскости. Правда, он больше пишет о геополитике и о постсоветском пространстве как одном из составных элементов этой большой геополитической игры. Но там любопытное посвящение поколению.

http://pravmir.ru/aleksej-vlasov-v-poisk...

Наивен будет тот, кто поверит советскому «habeas corpus act». В этой области нет даже исключений. Пожалуй и не может быть. Что касается статистики арестов, то даже официальные данные самих большевиков, как они не преуменьшены 347 , показывают, что произвол в области арестов нисколько не уменьшается. Из данных докладов Комиссариата Внутренних Дел и Комиссариата Юстиции, представленных к 10-у съезду Советов, вытекает, что на 1 декабря 1922 года числилось в административной ссылке 10.638 политических; политических заключенных считалось 48819 человек 348 . Эти сведения касаются лишь центральной России. На 1 июля 1923 года по спискам Главного Управления мест заключения арестованных считалось 72.685 из них две трети приходилось на политических 349 . Не изменился в сущности и состав заключенных по сравнению с нашей статистикой смерти в 1918 г. Из осужденных 40% приходилось на рабочих и крестьян 350 . Террор и до наших дней не носит классового характера. Это лишь система властвования, отмечающая деспотию. Ссылка с 1922 г. стала принимать небывалые размеры 351 . восстановлено все старое. И Туруханский и Нарымский край, и Соловецкие острова. «На дальнем севере или в голодном Туркестане, в глухих городишках и деревнях, оторванные от близких, лишенные хлеба и элементарных признаков культуры, многие ссыльные буквально обречены на гибель» говорит последнее воззвание берлинского Общества помощи политическим заключенным и ссыльным в России. «Еще недавно всеобщее внимание было привлечено Портаминским концентрационным лагерем, расположенным на берегу Северного моря. Туда с конца прошлого (1922 г.) года начали свозить большие партии заключенных из Москвы и других городов. Вот как описывают ссыльные общие условия жизни в Портаминске: «Лагерь устроен в старом полуразвалившемся здании бывшего монастыря, без печей, без нар, без пресной воды, которую выдают в очень ограниченном количестве, без достаточного питания, без всякой медицинской помощи». Два раза в год Портаминск во время распутицы долгими неделями отрезан от всякого сообщения и ссыльные обречены на полную оторванность от близких»....

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Энтузиазм и энергию чекистов в деле создания и укрепления концентрационных лагерей, типа Соловецкого лагеря особого назначения, последовательно поддерживал Ф.Э. Дзержинский, выступавший за сохранение и расширение системы лагерей принудительного труда. Намечая круг первоочередных задач ОГПУ, Дзержинский писал в 1923 г. своему заместителю И.С. Уншлихту: «Необходимо будет далее заняться действительно организацией принудительного труда (каторжных работ) – лагеря с колонизацией незаселенных мест и с железной дисциплиной. Мест и пространства у нас достаточно» 364 . Разрабатывая в 1924 г. принципы советской карательной политики, Дзержинский доказывал: «Наказание не имеет в виду воспитание преступника (...) Республика не может быть жалостлива к преступникам и не может на них тратить больших средств, – они должны покрывать своим трудом расходы на них, ими должны заселяться пустынные, бездорожные местности – на Печоре, в Обдорске 365 и пр. " 366 Существовавшая в ведении ОГПУ система лагерей особого назначения предназначалась, в первую очередь, для содержания классовых и политических противников правящей партии. В первые годы советской власти статус «политических заключенных» еще сохранялся за репрессированными анархистами, эсерами и социал-демократами, т.е. за теми группами профессиональных революционеров, которые вместе с большевиками боролись против царизма. Однако с первых же дней своего господства большевики категорически отказались признать «политическими» всех тех, кто был арестован и осужден за выступления против установившегося политического режима – участников оппозиционных рабочих движений и организаций; крестьян, участвовавших в антибольшевистских восстаниях; рабочих-стачечников; верующих, защищавших устои православия, и многих других. Эти группы заключенных находились в тюрьмах и концентрационных лагерях вместе с ворами и бандитами на общеуголовном режиме. Их положение было несравненно тяжелее, чем положение политзаключенных, а возможности для сопротивления ничтожно малы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б.М. Сапир. Путешествие в Северные лагеря 72 Весной 1923 года меня приговорили к двум годам заключения в лагере за социал-демократическую деятельность. Это был один из тех характерных «приговоров», которые выносились не судом, а политической полицией, в отсутствии ответчика. Среди десятков тысяч заключенных, отправленных на Соловки, было немного тех, кому приговор вынес суд. В апреле меня поместили в Таганскую тюрьму в Москве, откуда этапы отправлялись в Архангельск. Самому старшему в нашей группе социалистов и анархистов было 26 лет, самой молодой – девушке анархистке – исполнилось 17. В составе нашей группы была крестьянка из Тамбовской губернии с двухмесячным ребенком, рожденным уже в тюрьме. Ее арестовали и осудили на три года заключения в Северных лагерях за родство с участником крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Наряду с политическими заключенными, этап включал около сотни «контрреволюционеров» и уголовных. Ссыльные помещались в «столыпинские» вагоны – специальный вид транспорта для заключенных. В них одна стена была сплошной, а другая имела зарешеченные окна. Через весь вагон шла перегородка из металлических прутьев. Она образовывала, своего рода, коридор вдоль стены с окнами. В нем располагалась охрана, наблюдавшая через перегородку за арестантами, находившимися по другую ее сторону. Дорога из Москвы заняла у нас три дня и три ночи, и в течение этого времени заключенные не получали ничего, кроме кипятка и хлеба. Из Москвы поезд следовал в Ленинград, затем – по Мурманской железной дороге к пересыльному пункту в Кеми, откуда этапы переправлялись на корабле к лагерю. В Архангельске мы вступили в новый мир – королевство Северных лагерей. Этап принимал молодой человек в форменной шинели, который не походил внешним видом на обычного агента ЧК. Оказалось, что он сам – бывший заключенный и действующий комендант, исполняющий служебные обязанности в Архангельском лагере. В то время, как остальные заключенные были оставлены в Архангельске, «политические» – социалисты и анархисты – должны были продолжить путь к Пертоминску. Начальник конвоя, прежде, был офицером. Он имел проблемы с законом и, в качестве наказания, был определен исполнять обязанности конвоирующего в Северных лагерях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но к великому прискорбию, исступленные вопли измученных, угнетенных и терроризованных Россиян не тревожат сердца просвещенных свободных народов: они с бездушным хладнокровием не замечают молящих взоров, устремленных к ним с просьбой об избавлении от небывалой еще кабалы... Вот уже более тринадцати лет, как культурные народы всего мира безмолвно присутствуют при Великой Трагедии Русского Народа... Как общеизвестно, – за это время не было ни одной какой-либо серьезной демонстрации, политической или моральной, по поводу злодеяний, творимых большевиками в России. Не было ни одного единодушного запроса ни в одном из парламентов всех стран. Все иностранные политики и дипломаты пришли, как бы, к единодушному заключению, что творящиеся ужасы в России есть неотразимый ход истории. Если вы, дальновидные господа, непогрешимы в вашем мудром заключении, то, в силу исторической последовательности, остерегайтесь, как бы эта неотразимая историческая волна не захлестнула и вас... Какие же причины тому, что цивилизованные народы нашего культурного ХХ-го века остаются до сих пор безмолвными зрителями сатанинской вакханалии красных палачей в России? Причины мирового попустительства неслыханной тирании в России можно отнести к двум категориям – к причинам политического характера и к причинам морального порядка. Крупные политические причины нижеследующие: Во-первых, Правительства некоторых иностранных государств абсолютно не заинтересованы в восстановлении и возрождении России; наоборот, их искреннее желание возможно больше ослабить Россию, расчленить ее, и тем подготовив распадение для будущего. Во-вторых, социалисты Западной Европы играют ныне большую роль в международных взаимоотношениях. В некоторых странах, как, например, в Англии у власти сейчас представители интернационала. В других социалисты входят частично в правительство, или оказывают давление на правительство. Социалистам всех мастей и оттенков совершенно не улыбается трагический конец коммунистического эксперимента в России ибо это подорвет в корне учение некоторых социалистических партий, преследующих в своей конечной цели переход к коммунизму в чистом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергиевский храм, разумеется, будем восстанавливать, но не в первоочередном порядке. – Сердечно благодарим Вас за эту беседу и желаем Божией помощи в Вашем служении! Добра Вам, дорогой отец Порфирий, здоровья и душевной бодрости! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 февраля, 2018 22 августа, 2017 18 июня, 2014 19 июля, 2021 16 июля, 2020 2 апреля, 2020 6 марта, 2019 23 августа, 2018 30 апреля, 2018 13 февраля, 2018 22 августа, 2017 18 июня, 2014 19 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/namestnik-solovetskogo...

Находясь в концлагере, Иван Васильевич стал автором текста обращения православных архиереев к правительству СССР. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой советской властью за государственную доктрину, и церковным мировоззрением и сложившиеся на тот момент отношения между Церковью и государством; в нем отмечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства. 26 мая 1926 года в одном из складских помещений Соловецкого лагеря собрались все заключенные архиереи для слушания доклада Ивана Васильевича Попова. На этом совещании после обсуждения был принят документ, получивший название " Памятная записка соловецких епископов " . 4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. Он поселился вместе с находившимся в ссылке епископом Онуфрием (Гагалюком), относившимся к нему с большой любовью. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о святителе Григории Нисском. 11 декабря 1930 года истек срок ссылки, но Ивану Васильевичу выехать из Сибири не разрешили. В конце декабря против него было возбуждено новое дело, и 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в поселке Люберцы под Москвой и восстановил связи с учениками и знакомыми по академии. 21 февраля 1935 года Иван Васильевич снова был арестован, и 26 апреля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам ссылки в Красноярский край. Друзья стали посылать ему в ссылку книги, так что в какой-то мере он смог продолжить свои научные занятия. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать.

http://pravoslavie.ru/51474.html

Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий – епископов, называвших его за ум и твердость в вере – «Великим». В июне 1923 года Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. В период, когда обновленцы ведут борьбу с церковью, архиепископ Иларион становится на ее защиту и отдает этому все свои силы. Он занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой и неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден в Соловки, так вместе со всей церковью начинается его крестный путь. И здесь, в Соловецком лагере, архиепископ Иларион остается верным богословом Церкви Христовой, ее исповедником и мучеником. Те, кто в это время находились в Соловках вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой красоты, подлинного смирения, детской кротости. Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей – нестяжания кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка Иларион от этой шутки был в восторге. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиепископов на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Владыко Иларион был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 года текст так называемого «Послания соловецких епископов» – послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями. Как богослов Церкви, архиепископ Иларион, мыслил и утверждал, что только при соборности Церкви произойдет умиротворение церковное, вызванное обновленчеством и расколами, и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях – советского государства. Крестный путь его завершился в декабре 1929 года. Он был отправлен на вечное поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из тюремной больницы в Ленинграде он писал: «Я тяжко болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Правовой статус земель скитов Земли, на которых располагаются скиты и тони, отнесены к лесному фонду и являются федеральной собственностью. Исключение составляют Секиро-Вознесенский и Сергиевский скиты — они расположены на землях запаса (см. приложение). В советский период, после 1940 года, скиты «забрали служить в армию»: маяк на храме на горе Секирной стал одним из подразделений военно-маячной службы, а обширные луга у Сергиевского скита превратили в аэродром и разместили там авиационную часть. После ухода военных с Соловков во второй половине 1980-х годов земли, которые они занимали, по закону стали землями запаса, что означало мораторий на их использование в любых целях. Для нормального использования они должны быть переведены в одну из категорий земель, например, в земли лесного фонда, земли населенных пунктов (см. приложение) и т.д. Статус земель лесного фонда и земель запаса затрудняет возрождение скитской жизни монахов, так как по закону любой человек вправе беспрепятственно посещать леса, а значит, и территории скитов. Для полноценного восстановления скитов — мест уединенного пребывания братии вне связи с миром — необходимо, чтобы земли в районе скитов были переведены в иную категорию, режим которой позволял бы собственнику, арендатору или пользователю регулировать посещение этих мест: устанавливать часы посещений скитов, а некоторые участки территории вовсе закрывать для посетителей. Основные пути решения этой проблемы мне, юрисконсульту обители, виделись в том, чтобы сделать выборку земель под скитами в строгом соответствии с историческими документами и инициировать перевод участков таких земель в категорию земель населенных пунктов. Перевод участков в иную категорию земель возможен на основании Федерального закона от 29.12.2004 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» путем принятия согласованного в установленном порядке решения органа исполнительной власти Архангельской области. Другую возможность изменения категории земельных участков скитов предоставляет Федеральный закон от 21.12.2004 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» путем внесения согласованных в установленном порядке изменений в генеральный план поселка Соловецкий (изменение границ поселка). Именно этот, второй, вариант отец наместник монастыря оценил как наиболее предпочтительный для обители способ перевода участков в иную категорию земель. Тем более что существовавший тогда генеральный план давно устарел, а поселение само на тот момент было занято разработкой его новой редакции.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5004863...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010