Протоиерей Всеволод Чаплин: Соловецкий монастырь – это памятник вере и духу нашего народа 26 августа, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Соловецкий архипелаг – его монастыри и скиты, его музеи — это, наверное, одно из двадцати, может быть, десяти главных мест нашей страны. 26 августа. ПРАВМИР. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 23 августа 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Что для России значат Соловки». Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Несколько дней назад, в связи с престольным праздником Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и веся Руси Кирилл посетил Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Его Святейшеством были совершены богослужения в самом монастыре и в Голгофо-Распятском Анзерском скиту, были посещены объекты, которые сейчас восстанавливаются в монастыре, и было проведено совещание по восстановлению и развитию монастыря и всего Соловецкого архипелага с участием вице-премьера России Ольги Юрьевны Голодец, трех федеральных министров, множества представителей разных органов власти — как федеральных, так и региональных во главе с губернатором Архангельской области Игорем Анатольевичем Орловым. Обсуждались вопросы поиска средств и тех технически оптимальных решений, которые помогли бы восстановить в кратчайшие сроки и качественно здания монастыря, скиты и все объекты социального, гражданского значения, которые сегодня присутствуют на Соловецком архипелаге. Некоторые сегодня спрашивают: «Почему такое внимание к Соловкам? Не лучше ли направить государственные средства и всевозможные усилия понемногу в разные места, не выделяя какое-то одно место, какой-то один исторический памятник?». Так, наверное, рассуждают те, кто не понимает значения этого места, как и других выдающихся религиозно-исторических мест, для нашей страны. Соловецкий монастырь – это памятник вере и духу нашего народа. Это место связано с необычайными человеческими усилиями, которые сделали возможным в очень непростых условиях — природных, политических, экономических — создать настоящую жемчужину русского северного монашества. Это место, в которое многие поколения иноков притягивали множество паломников своей силой, своим подвигом, своей верой, а самое главное — Божией силой, исцеляющей и преображающей.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Саров. Успенская Саровская пустынь. Церковь Зосимы и Савватия (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев строилась совместно с больничным корпусом. Это здание вошло в периметр монастыря, наряду с келейными корпусами выполняя роль ограды монастырской территории. Первое одноэтажное здание церкви было построено в 1745-1750 годах. Храм был поставлен на месте, где преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и исцелила его от недуга. Непосредственное участие в строительстве принимал сам Серафим, тогда еще послушник Прохор Мошнин. Исполняя в монастыре послушание столяра, он собственноручно изготовил для этой церкви кипарисовый престол. В 1784 году одноэтажный храм по проекту саровского иеромонаха Вонифатия был перестроен в двухэтажный, выполненный в стиле барокко. Небольшая по размерам церковь имела золоченый иконостас и иконы искусного письма. Окончательный вид церковь приобрела в 1849 году. После закрытия монастыря церковь была разрушена. В 1950-е годы на ее месте было построено трехэтажное здание. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в советское время был разобран, восстановлен на историческом месте. Подготовка к началу строительства началась в феврале 2010 года. Крест на купол храма поднят 29 июля 2011 года. 26 мая 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения храма. http://pravsarov.su/monastery/72.html В 1745 г. было начато строительство, а в 1750 г. освящена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Так как она располагалась при больничных кельях, то её еще называли «Больничной». В той старой монастырской больнице преподобный Серафим, в то время ещё послушник Прохор, три года лежал больной и там удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившей его от тяжкого недуга. Деньги на построение этой церкви собирал сам чудесно исцелившийся подвижник. Он же, как искусный столяр, своими руками устроил для настоящего храма и престол из кипарисного дерева. Здесь он до конца жизни своей причащался Святых Таин.

http://sobory.ru/article/?object=33248

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР («Соловецкое послание»). 1926 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в Своей деятельности и религиозной жизни. Она не получает разрешения открыть правильно действующие органы Центрального и Епархиального управления; не может перевести свою деятельность в ее исторический центр - Москву; ее епископы или вовсе не допускаются в свои епархии, или допущенные туда бывают вынуждены отказываться от исполнения самых существенных обязанностей своего служения - проповеди в церкви, посещения общин, признающих их духовный авторитет, иногда даже посвящения. Местоблюститель Патриаршего Престола и около половины православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылке или на принудительных работах. Не отрицая действительности фактов, правительственные органы объясняют их политическими причинами, обвиняя православный епископат и клир в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению Советской власти и восстановлению старого порядка. Уже много раз Православная Церковь, сначала в лице покойного Патриарха Тихона, а потом в лице его заместителей пыталась в официальных обращениях к правительству рассеять окутывавшую Ее атмосферу недоверия. Их безуспешность и искреннее желание положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью, тяжелым для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач, побуждает руководящий орган Православной Церкви еще раз с совершенной справедливостью изложить перед правительством принципы, определяющие ее отношение к государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/440040/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Храм нуждается в утеплении» Требуется помощь для восстановления сельской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чедотворцев 31.03.2021 4190 Мы продолжаем восстанавливать сельский храм прпп. Зосимы и Савватия некогда богатой Вятской губернии. Храм имеет три придела. Центральный в честь святых преподобных Зосимы и Савватия (не освящен), левый – в честь святых равноапостольных Константина и Елены (не освящен, в процессе подготовки к освящению), а правый придел честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 июня 2013 года был вновь освящен). По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Сегодня это храм внушительных размеров (площадь 628 кв. м) с покрытой свежим металлом кровлей и чисто убранной территорией. Но храм нуждается в утеплении, несмотря на глобальное потепление, у нас зимы в последние годы все холоднее, обычная температура утром ниже 30 градусов мороза. В этом году с Божией помощью планируем заменить 4 северных окна в теплом приделе на новые. Нам идут навстречу и делают существенную скидку, в итоге каждое окно будет в 20 тыс. р. Для утепления храма необходимо установить дополнительную перегородку с дверями как со стороны входа, так и на проходе в холодный придел (откуда сильно дует). Стоимость изготовления и работ по установке 55 тыс. р. Своими силами приход не в состоянии оплатить. В храме 15-20 человек на богослужении, и нам еще весной нужно будет найти средства на закупку дров (7 лесовозов на сезон необходимо). Пожалуйста, помогите нам! За жертвователей в храме будут молиться. «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» (Прит. 22:8) . Краткий видеоролик о нашем храме . Передача о нашем храме . Пожертвования можно направить на расчетный счет: МРО ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ в Ф-Л ПРИВОЛЖСКИЙ ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ» КПП 526002001 ОГРН 1027739019208, БИК 042282881, к/с 30101810300000000881 расчётный счет 40703810402250000005

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/13/hr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , Христа ради юродивый. О Г. сообщают старообрядческие авторы С. Денисов в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», А. Денисов в «Слове надгробном Петру Прокопиевичу» (см.: Денисовы ), И. Ф. Филиппов в «Истории Выговской старообрядческой пустыни» излагает те же сведения, дополнительная информация содержится в старообрядческом соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» (известно в единственном списке: ИРЛИ. Латгальское собр. 335. Л. 82-86 об., 40-е гг. XIX в.). Г. (не имевший священного сана) подвизался в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 50-70-х гг. XVII в. (документальных свидетельств о жизни Г. в мон-ре, совр. событиям, не найдено), возможно, он был очевидцем осады и взятия монастыря царскими войсками (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ). «Молитвенник... велий и постник... многолетен», Г. «чистоты ради умныя» стяжал дар предвидения. Святой входил в горячую хлебную печь и там, закрыв створы, молился, не обращая внимания на зной. Он имел обычай, проходя рано утром по мон-рю, останавливаться перед каждой кельей и, поклонившись до земли, произносить: «Простите мя, отцы святии, и благословите» ( Юхименко. С. 487, 488). Г. предсказал приезд в Соловецкий мон-рь Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1652 г. за мощами митр. св. Филиппа . Святой указал иеродиак. Игнатию на необходимость оставить Соловецкий мон-рь, чтобы основать новую обитель (Игнатий покинул Соловки накануне осады, в кон. 1666 - нач. 1667, однако основателем нового мон-ря не стал, занявшись пропагандой старообрядчества). Денисовы и Филиппов пишут о предсказании Г. взятия Соловецкого мон-ря царскими войсками. Автор соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» считает Г. современником Соловецкого восстания, святой предсказал мн. восставшим, «которому каковыя муки будет прияти или кому каковою смертью скончатися будет».

http://pravenc.ru/text/168360.html

Оханск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ деревянная, г. Оханск. Построена в 1747 г. монахами и мирянами взамен сгоревшей. В 1820 г. заложена каменная. Воздвигнута в 1829 г. Освящена 20. 09.1829 г. Сооружена на средства прихожан. 4.05.1864 г. пострадала от пожара. С 3.05.1904 г. – собор. Закрыт 26.06.1935 г. В полуразрушенном здании разместились мастерские горпромкомбината (ныне склады). Е. Н. Шумилов. Новая каменная Успенская церковь была заложена в 1820 г., с двумя приделами: в холодном основном здании – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящен 22 ноября 1830 г.) и в теплом храме – придел во им я преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (освящен 28 сентября 1825 г.) Строилась церковь на средства прихожан и была закончена в 1829 г. Во время пожара в 1864 г. выгорела значительная часть города, серьезно пострадало здание Успенской церкви: колокольня, кресты храма и кресты на алтарях сгорели, благовестный большой колокол упал. Огонь проник и в самый храм, угрожая истреблением иконостасов, святых престолов и жертвенников. Сбежавшийся народ, спасая от огня церковное имущество, «дерзнул вынести престол и жертвенники на более безопасное место». По этому «внезапному и горестному случаю» по всей Пермской епархии был назначен сбор средств на восстановление Успенской церкви в Оханске. Вскоре она была восстановлена. По благословению Преосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, благочинный протоиерей Николай Попов соборно освятил здание церкви: холодный придел – 24 мая 1864 г. И теплый придел – 20 сентября 1864 г. В 1884 г. В «Клировой ведомости» сообщалось: «Зданием церковь каменная,  с таковой же в одной связи колокольнею; очень прочна, обнесена с восточной, южной и западной сторон каменною с железными решетками оградою, а с северной – деревянною. Престолов  в ней два: в холодном храме, - в честь Успения Божией Матери, а в придельном теплом, - во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев». В 1884 г. В приходе Успенской церкви с городом Оханском и округой было 368 дворов с числом прихожан 3655 человек. В 1904 г. Оханская церковь во имя Успения Божией Матери была переименована в Успенский собор. Тридцатые годы в нашей стране проходили под лозунгами социалистической индустриализации, сплошной коллективизации и культурной революции. Оханск не стал «великой стройкой пятилеток», но вместе со своей страной переживал годы «Великого перелома», которые изломали судьбы не только людей. В период массового закрытия церквей по всей стране под предлогом необходимости проведения капитального ремонта был закрыт и Успенский собор в г. Оханске.

http://sobory.ru/article/?object=13449

Святейший Патриарх Кирилл в Сретенском монастыре ФОТОГАЛЕРЕЯ В 2008–2018 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многократно служил в московском ставропигиальном Сретенском монастыре, Настоятелем и Священноархимандритом которого он является. 28 декабря 2008 года, день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского 28 декабря 2008 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в московском Сретенском монастыре. По прочтении святого Евангелия владыка Кирилл произнес проповедь, в которой отметил важную роль священномученика Илариона в восстановлении патриаршества в Русской Православной Церкви, в борьбе с обновленчеством в начале ХХ века. Митрополит Кирилл также рассказал о том, как его дед, исповедник православной веры в годы гонений, свято хранил память о священномученике Иларионе, с которым разделял узы заключения в Соловецком лагере и вместе с ним участвовал в знаменитом Соловецком Соборе. Фото: Г. Балаянц, В. Корнюшин, А. Поспелов, М. Родионов/ Православие.Ru , С. Власов, В. Ходаков/ Пресс-служба Московской Патриархии 3 июня 2009 года, день празднования Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Сретенском монастыре. В этот день отмечалось 15-летие возрождения монашеской жизни в обители и 10-летие Сретенской духовной семинарии. За малым входом Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников монастыря. За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви хиротонисал выпускника Сретенской духовной семинарии диакона Александра Слесаренко во иерея. По окончании литургии Святейший Патриарх совершил молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, после чего вручил дипломы об окончании духовной школы 20 выпускникам этого года. Фото: В. Корнюшин, М. Родионов, Г. Балаянц/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/119056.html

Студенты МАРШ представили новую стратегию развития Соловков 29 мая 2015 г. Студенты МАРШ: новая стратегия развития Соловков 29 мая в рамках фестиваля АрхМосква студенты Московской архитектурной школы (МАРШ) представили комплексный проект развития Соловецкого архипелага. В течение года они изучали Соловки как место, где сакральное и мирское сосредоточено на небольшой территории и сплетено воедино. Результатом исследования и прогнозирования будущего Соловков стали предложения по стратегии развития архипелага с учетом как интересов Церкви, так и потребностей местных жителей. Учтены и пожелания экспертов по культурному наследию. На протяжении пяти веков Соловецкий архипелаг силами и трудом монахов и трудников осваивался в гармонии с Богом и природой, с молитвой и в то же время с использованием новейших технологий своего времени. Здесь появилось множество удивительных традиций и ремесел русского Севера. Двадцатый век нанес тяжелейший удар по этому уникальному месту. Сегодня возрождению Соловецкого архипелага уделяется много внимания как со стороны государства, так и со стороны Русской Православной Церкви. Но в то же время это восстановление сопряжено с целым рядом проблем, о которых «Церковный вестник» писал уже не раз . Сначала концепция Сегодня помимо монастыря на архипелаге есть поселок, который появился и сформировался в советское время. Он начался со строительства в 20-х годах лагерных бараков. Затем получил развитие, когда на острове появилась школа Соловецких юнг, и окончательно сформировался застройкой 70-80-х годов, когда на архипелаге возник «Соловецкий музей-заповедник». Очевидно, что план, по которому осуществлялась застройка, не учитывал монастырь как центр духовной жизни. Ему уделялась роль музейно-развлекательного комплекса с гостиницами и ресторанами. Общественным центром поселка была и остается по сей день площадь, окруженная бывшими лагерными бараками. Несмотря на молодой возраст поселка, он выглядит социально неблагополучным: здесь легко заметить признаки неблагополучия, равнодушия и потребительского отношения к уникальной среде, в которой он располагается. Во многом, возможно, это связано с ощущением «неукорененности» у населения, которое, в свою очередь, можно объяснить несколькими факторами:

http://e-vestnik.ru/society/architecture...

ЦВ 23 (444) декабрь 2010 /  7 декабря 2010 г. Служение Патриарха Кирилла c 25 ноября по 7 декабря 2010 25 ноября, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл приложился к главной святыне обители — чудотворной иконе Божией Матери «Милостивая», после чего совершил великое освящение центрального придела собора Рождества Пресвятой Богородицы. Остальные шесть приделов собора освятили сослужащие архиереи. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение первой Божественной литургии в воссозданном храме. Перед малым входом за усердное служение Церкви Божией и труды по возрождению Зачатьевской обители и возведению собора Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил настоятельницу монастыря игумению Иулианию (Каледу) права ношения креста с украшениями, а на великом входе рукоположил насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Далмата (Юдина) во пресвитера. По окончании Литургии и славления перед иконой Божией Матери «Милостивая» Предстоятель обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград ряд благотворителей и участников проектных и строительных работ. В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Далее Предстоятель в сопровождении игумении Иулиании осмотрел музейную экспозицию в крипте собора. 26 ноября в галерее Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия выставки «Соловки. Голгофа и воскресение», посвященной 20-летию возобновления Соловецкого монастыря. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после чего в сопровождении наместника Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) ознакомился с экспозицией.

http://e-vestnik.ru/news/444sluzhenie_pa...

Ольга Барановская: «Отец спас около 90 церквей» 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 25 июня, 2010 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. Ольга Петровна многое сделала для сохранения памяти Барановского. Она вместе с учениками и единомышленниками Петра Барановского создала Фонд Барановского, который ведет большую работу по пропаганде и изучению памятников русской национальной архитектуры. Перед кончиной Петр Барановский передал свои уникальные архивы в Музей архитектуры им. А.В. Щусева (ныне МУАР). В них содержатся обмеры, описания и фотографии сотен сохраненных им и утраченных памятников русской культуры и архитектуры. Многие годы Ольга Петровна билась о бюрократические стены равнодушия для того, чтобы к этим ценностям получили доступ исследователи. Благодаря ее стараниям вышли в свет тома документов «Соловецкий монастырь» и «Болдино» – это основание для изучения и научной реставрации этих памятников. Неопубликованными остаются Москва и Ярославль, Смоленск и Грузия, Александрова Слобода и Коломенское – и многие другие коллекции, храмы и дворцы которых Барановский изучал и реставрировал.

http://pravmir.ru/olga-baranovskaya-otec...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010