А. В. Пигин Иконография Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Ранние образы святого, связанные с Палеостровским мон-рем, не сохранились из-за разорений и пожаров обители. Ок. 1689 г. из огня были спасены нек-рые иконы, вериги и «покров бархатный черный» с гроба К. ( Барсов. 1868. С. 34, 171, 173). Среди вывезенного в Кузаранскую волость были «две иконы местныя, один образ Спасителев, а другой Корнилия Чудотворца» (Там же. С. 106). Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Известны единоличные поясные образы К., созданные во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. К произведениям, появившимся в старообрядческой среде Поморья, относится образ 2-й пол. XVIII в. (МИИРК): святой с широкой окладистой бородой правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. На иконе кон. XIX в. (Палеостровский мон-рь) волосы преподобного разделены на прямой пробор, у него раздвоенная узкая на конце борода, в правой руке крест, в левой - свиток; фон золотой. Описания иконописных подлинников XVIII в., в т. ч. старообрядческих, под 23 авг. и 9 янв. немногословны: К. «подобием сед, брада пошире Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68); «всем подобием, аки Герман Соловецкий» (БАН. Двинское собр. 51. Л. 267; кон. XVIII в.); «сед, брада пошире Сергиевы» (БАН. Строг. 66. Л. 138 об.; кон. XVIII в.). Очевидно, К. ошибочно отождествляли с прп. Корнилием Кожеезерским, поскольку он иногда назван не только «новым чудотворцем Палеостровским», но и «начальником Спасского монастыря Кожеозерского». Существовали изображения К. на фоне основанного им мон-ря, в частности миниатюрный золотофонный образ 2-й трети XIX в. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 56, 132. Кат. 49). Святой представлен в правой части средника молящимся Господу Вседержителю, изображенному в сегменте неба. На К. традиц. монашеские одежды, в левой руке четки, голова не покрыта, широкая борода с проседью закрывает грудь. Вид мон-ря основан на реалиях времени: в центре возвышается белокаменный одноглавый собор с колокольней, др. постройки деревянные. В бухте на причале стоит небольшая часовня. Обитель ограждена стеной, с берега частично каменной.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

( Храмцовский. 2005. С. 331; Добровольский. 1895. С. 73; Денисов. С. 539; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 72) не соответствуют действительности. В этой грамоте, как и в Писцовой книге по Н. Новгороду 1621-1622 гг. (на основе к-рой была составлена сотная грамота), говорится не о мон-ре, а о ц. Воскресения Христова близ Никольских ворот Нижегородского кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 69). Но через 10 лет мон-рь несомненно существовал. В 1632 г. в Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «под начало в смиренье» был отправлен «Нижнего Новагорода Воскресенского девича монастыря поп Иван» (ААЭ. Т. 3. 198. С. 284). В 1647 г. на средства «нижегородского гостя» Семена Задорина в обители близ Никольских ворот была построена каменная церковь, главный престол к-рой посвящен Обновлению храма Воскресения Христова, а приделы - свт. Иоанну Златоусту и вмц. Екатерине ( Гациский. 1866. С. 57; Храмцовский. 2005. С. 331). Из государевой казны мон-рь получал ругу. На церковный обиход ему было определено 4 фунта ладана и пуд воска. Денежного и хлебного жалованья священнику, дьячку, диакону, игумении, 25 старицам, старице-просвирнице и пономарю полагалось в целом 34 р. 15 алтын 2 деньги, а ржи и овса - по 139 четвертей «с осьминою» (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В заволжских лугах мон-рь имел сенокос. Обители принадлежали 8 лавок и городская земля, к-рая сдавалась для поселения. По местному преданию, в мон-ре приняла постриг с именем Мария и скончалась новгородская посадница Марфа Борецкая ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 57; РБС. Т. 3. С. 219). А. С. Гациский пытался подкрепить достоверность предания ссылками на документы, найденные и опубликованные в 30-х гг. XIX в. архим. Соловецкого мон-ря Досифеем ( Гациский. 1866. С. 57). Однако в опубликованных архим. Досифеем актах таких сведений не содержится. Без ссылок на конкретные источники архим. Досифей писал лишь, что «знаменитая Марфа отвезена с семейством в Нижний Новгород, и с пострижением в монахини наименована Мариею, и заключена в тамошний Девичий монастырь» ( Досифей (Немчинов), архим.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Петр (70-е гг. XVII в., Суздаль - 21.01.1700, Соловецкий мон-рь), правосл. диакон-расстрига, перешедший в католичество, писатель. Род. в семье правосл. свящ. Артемия. После 1685 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где учился у братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . В 1688 г. вместе с Иоанникием Лихудом уехал в Венецию, посетил Рим, учился в католич. школах. Под влиянием иезуитов тайно перешел в католичество, впосл. объяснял свой поступок, в частности, высоким авторитетом папы и духовенства у католиков. По возвращении в Москву в 1691 г. был рукоположен во диаконы к Петропавловской ц. в Новомещанской слободе. В 1697 г. священник этой церкви написал донос Патриарху Адриану , в к-ром сообщал, что А. в храме читал католич. молитвы и произносил поучения, в к-рых «похвалял в вере поляки, ляхи, литву», соблюдал католич. посты, носил на себе образ Антония Падуанского, придерживался католич. взглядов в вопросах об исхождении Св. Духа и о времени пресуществления Св. Даров, исповедовался и причащался у иезуитов, осуждал преследование старообрядцев и проч. А. был запрещен в служении, однако продолжал проповедовать в частных домах, вокруг него собрался кружок из светских и духовных лиц, среди к-рых было 2 католич. священника. А. резко критиковал взгляды Евфимия Чудовского , к-рый наряду с Лихудами возглавлял «грекофилов» в их спорах с «латинствующими», происходивших в кон. 70-80-х гг. XVII в. После вторичного доноса на А. в мае 1698 г. Патриарх отправил его в заключение в Новоспасский мон-рь , где А. написал «тетради» с подробным изложением своих взглядов, в «тетрадях» также содержались обвинения против Лихудов, в частности в том, что Иоанникий Лихуд тайно придерживался католичества. Возможно, свидетельства А. были одной из причин заключения Лихудов в Новоспасском мон-ре в 1698 г. На Соборе в июле 1698 г. А. был осужден, расстрижен и сослан в архиерейский мон-рь в Холмогорах под надзор архиеп. Афанасия (Любимова) , Поскольку А. упорствовал в своих взглядах, 11 сент. того же года его сослали в Соловецкий мон-рь , где он вскоре скончался. Сведения о пребывании А. на Соловках и о его кончине содержатся в рукописи БАН. I. В. 11 (Л. 51об.- 54), где сообщается, что незадолго до смерти А. отрекся от «латинского заблуждения».

http://pravenc.ru/text/76402.html

является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы. 30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Крушение надежд на возвращение царя Феодора Алексеевича к «старой вере» (взошел на престол 30 янв. 1676), трагическое переживание своего времени как «последнего» и убежденность в приходе «духовного» антихриста привели И. к выводу о смерти как единственном способе освобождения от антихристова мира. Соловецкий мон-рь накануне и в ходе восстания воспринимался участниками старообрядческого движения как «Новый Иерусалим» и последний оплот веры. После падения обители истинная вера, по мнению старообрядцев, сохранилась лишь в перемещающемся сообществе верных и не имела твердого оплота на земле. Выходцы с Соловков - И., Пимен, Герман Коровка и Иосиф Сухой - должны были собрать свои «корабли верующих» и возглавить их движение в иной мир через самосожжения - «гари» (И. имел видение: «...четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще»). Для самосожжения И. избрал Палеостровский мон-рь на острове на Онежском оз., где он водворился со своими последователями в янв. 1687 г. Дождавшись прихода царских войск, к-рым поручено было арестовать старообрядцев, И. и его «корабль» сожгли себя. Источники называют разное число участников 1-й палеостровской «гари»: 1 тыс., 1,2 тыс., 2 тыс., 2,5 тыс. или 2,7 тыс. чел. Последователи И. позднее организовали новые «гари»: 9 авг. 1687 г. (Пимен, дер. Березов Наволок Кольского присуда, более 1 тыс. чел.), 23 нояб. 1688 г. (Герман Коровка, Емельян Иванов Второй, Палеостровский мон-рь, 500, 1,5 тыс. или 2 тыс. чел.), между 12 и 17 авг. 1693 г. (Иосиф Сухой, Строкина пуст. в Пудожском крае, более 800 чел.). Однако большинство старообрядцев негативно отнеслись к идее самосожжений. Палеостровские «гари» 1687-1688 гг. имели прямое отношение к истории Выголексинского общежительства: выход И., жившего со своими сторонниками в келье на Сарозере на окраине «Выговской пустыни», в Палеостровский мон-рь предотвратил разорение старообрядческих поселений, существовавших в глубине «Выговской пустыни» (этот отвлекающий маневр применил 1,5 года спустя и Емельян Иванов). На базе неразоренных старообрядческих «пристанищ» через неск. лет сложилось Выголексинское общежительство. Сочинения

http://pravenc.ru/text/293451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Кононов Василий Васильевич; 1869, Шенкурский у. Архангельской губ.- 17.04.1928, Архангельская обл.), прмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. В 1893 г. поступил трудником в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь , в 1897 г. был принят в число послушников. В мон-ре выказал благонравность, послушание, склонность к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности. Окончил 6 классов Соловецкого братского уч-ща, заведовал монастырской хлебопекарней и расходной лавкой. В 1903 г. настоятель Соловецкого мон-ря архим. Иоанникий (Юсов) постриг Кононова в монашество с наречением имени в честь прмч. Вениамина Синайского . В 1905 г. В. был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Нес послушание при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподавал Закон Божий в братском уч-ще. В 1909 г., после кончины духовника обители иером. Дамаскина, братия выбрала В. своим духовником. В 1912 г. В. был назначен настоятелем Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря , возведен в сан архимандрита. В 1916 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. Преподобномученики Никифор и Вениамин Соловецкие. Икона. 2000 г. Преподобномученики Никифор и Вениамин Соловецкие. Икона. 2000 г. В 1913 г. часть братии Соловецкого мон-ря выступила против архим. Иоанникия, на к-рого стали поступать клеветнические доносы в Синод. 4 авг. 1917 г. Синод постановил уволить архим. Иоанникия на покой. Собор старшей братии проголосовал за приглашение настоятелем мон-ря В., для к-рого главной целью стало преодоление последствий смуты. Новый настоятель считал, что братия была несправедлива к архим. Иоанникию, и в несчастьях, случившихся в мон-ре (напр., пожар, в к-ром погибли нек-рые постройки), видел наказание за бунт против настоятеля. В. удалось на время восстановить порядок в обители, нек-рые смутьяны покинули мон-рь, остальные внешне смирились.

http://pravenc.ru/text/150271.html

Паисием с братиею, Москва, 1815 г.; изд. 3-ье под заглавием: “Летописец Соловецкий на 4 столетия, от основания Соловец. мон. до настоящего времени, т. е. с 1429 по 1833 г. изд. третие, вновь исправленное и дополненное из архив. монастыр. дел и старин. документов, трудами настоятеля сего мон., архим. Досифея», Москва, 1833 г.; Архим. Макарий, “Опис. ставропиг. первокласс. Соловец. мон., почерпнутое из достоверн. источников, соображенное с топограф., истор. и хронолог. оного монастыря описанием, имеющимся в опис. Арханг. губ. 1813 г., издан. в СПб., с “Ист. Росс. Иер.», напечатан. в Москве 1807, 1810, 1811 и 1815 г., также с “Летописцем Соловец. 1815 г.», в Москве напечатан., и по наличности предметов частно и настоящему монастыря состоянию вообще поверенное и дополнен.», Москва, 1824 г.; Архим. Досифей, “Географ., истор. и статист. опис. став- ропиг. первокл. Соловец. мон. и других подведомых сей обители монаст., скитов, приход. церквей и подворьев, с присовокуплением многих царских, патриарших и других знаменит. граждан. и духовных лиц грамот, относящихся к истории сего монастыря», Москва, 1836 г., в 3 частях; Озерецковский, “Плавание по Белому м. и Соловецкий мон.», СПб., 1836 г.; “Житие преп. Отцов Зосимы и Савватия Соловец. чудотв.», изд. 3-ье, 1853 г.; Муравьев, “Подвиги Соловецкой обители», СПб., 1855 г.; “Руководитель для поклонников по Соловец. остр., с указанием путей к Соловец. мон.», СПб., 1864 г.; Преосв. Игнатий, “Истина св. Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о Вере», взд. 2-ое, пополненное, СПб., 1847 г.; “Двукратн. посещение Госуд. Петром Великим Солов. м-ря», СПб., 1872 г., перепечатано из журн. “Радуга», 1865 – 66 г., кн. 8-ая; “Соловецкий м-рь и опис. бомбардирования его англичанами 7 июля 1854 г., с портретом архим. Александра, с видами нападения англичан на м-рь и с изображением молебного служения пред пораненою иконою Божией Мат.»; Н. Соколов, “Расказы о Соловец. м-ре, изд. Общ. распростр. полезн. книг», Москва, 1874 г.; Архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иоанн Алексеевич Воротынский, бояре М. М. Салтыков, Б. И. Морозов, Н. И. и Ф. Н. Одоевские. Княжна-инокиня Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря Максимилла (Шеховская), через которую находившийся в белозерской ссылке патриарх Московский Никон осуществлял переписку с Москвой, подарила в скит 2 Евангелия и пелену. Тесные связи существовали у братии скита с Соловецким монастырем. В 1593 г. 2 рукописи были вложены в скит соловецким старцем Александром по душе брата, иером. Макария (РНБ. Соф. 1064 (Требник); РНБ. Кир.-Бел. 114/119 (Апостол)). Н. С. п., сложившиеся к сер. XVII в., имели оригинальные черты, отличавшие ее от др. обителей. Миниатюра из рукописи житий Вологодских святых (ГИМ. Увар. 107-10, 90-е гг. XVII в. Л. 63 об.), план-схема пустыни 1761 г. (РНБ. Кир.-Бел. 105/1341), а также акварель из монастырской рукописи «Предание преподобного Нила Сорского» (ГИМ. Муз. 676, 1804 г.) дают представление о том, как выглядел скит. На возвышенности, устроенной первыми насельниками, находился храмовый комплекс: ц. в честь Сретения Господня, ц. во имя прп. Ефрема Сирина и храм в честь Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Рядом с ц. Ефрема Сирина находилась колокольня. Братские кельи были разбросаны в лесу по берегам 2 рек, ограничивающих холм, на к-ром располагались церкви. Кельи строили «по скитскому обычаю» на высоком подклете, они имели небольшие окна и дверные проемы, чтобы максимально сохранять тепло в холодное время года. Между кельями прокладывали деревянные мостки, к-рые приходилось постоянно чинить, поскольку скит стоял фактически на болоте. Ограды мон-рь не имел. На миниатюре из Уваровского сборника деревянная церковь нарисована одноглавой, клетского типа. Колокольня увенчана шатром с главкой, крытой лемехом. На нек-ром расстоянии от келий и храмов размещались хозяйственные постройки. За р. Сорой (в 200 м на юго-запад от мон-ря) находилось место первоначального поселения прп. Нила, к-рое было особым образом отмечено: над колодцем святого стояла часовня. В 30-40-х гг. XIX в. Н. С. п. была перестроена по плану общежительного мон-ря. К 70-м гг. XIX в. сформировался ее новый каменный архитектурный ансамбль. В центре мон-ря находился Тихвинский собор, состоявший из холодной и теплой церквей с приделами. К Сретенской ц. собора примыкала колокольня, завершенная шпилем, и ризница. Храм был выстроен в архаичных для того времени позднеклассицистических формах и завершен 5 главами со шлемовидными куполами. В сев. части монастыря находился 2-этажный настоятельский корпус. Мон-рь окружала каменная ограда с 4 деревянными башенками по углам. Над св. воротами располагалась классицистическая 4-столпная Покровская ц., завершенная 2 ступенчато расположенными восьмериками и 4 декоративными главками по углам 4-скатной кровли. Бифории, пояс сухариков, декорирующий карниз, киот над входом с висячей гирькой вносили в архитектуру храма элементы эклектики. В ограде мон-ря размещались кельи, трапезная, различные службы.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Среди них - волости Чекуевская, Чюхчин Бор, Мудьюга, Вонгуда, Подпорожье, Пияла, Вазинга (Вазенская), Поле на р. Кодина и др. На морском берегу - Ворзогоры, Кушерека «с деревнями и с пустошами и реки и с озеры и с рыбными ловлями и со всякими угодьями». В 1658 г. мон-рю была передана часть земель вдоль рек «с рыбными ловлями» в Кольском у. Эти земли были известны соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками. Патриарх приписал к строящейся обители Трифонов Печенгский мон-рь , а Новгородский митр. Корнилий - еще 2 пустыни - Сырьинскую и Благовещенскую на Касьяновом Волочке на р. Онеге (Там же; Гемп. 1966. Л. 3). В 60-х гг. XVII в. мон-рю принадлежали села в Вологодском и Белозерском уездах, но вскоре они были отобраны. Вотчины, пожалованные патриархом, либо покупались, либо отбирались у др. владельцев. У Соловецкого мон-ря в пользу К.-О. м. была отобрана Кушерецкая вол., у Антониева Сийского мон-ря - земли на р. Иоканьге. В 1686 г. К.-О. м. захватил дер. Калитинскую, принадлежавшую Кожеезерскому Богоявленскому мон-рю, после чего было проведено специальное расследование и размежевание земель ( Гемп. 1966. Л. 4). После низложения патриарха Никона (1666) К.-О. м. потерял не только своего покровителя, но и часть вотчин, возвращенных прежним владельцам. В 1682 г. на 3 месяца К.-О. м. был приписан к Новоиерусалимскому Воскресенскому мон-рю, затем указ был отменен. В период преобразований имп. Петра I с вотчин К.-О. м. собирали деньги на «корабельное строение», из монастырской казны направлялись средства на возведение Новодвинской крепости, монастырские крестьяне были ее строителями (Там же. Л. 18). Только в 1702 г. от К.-О. м. потребовали 99 чел. (по одному с 5 дворов), с лопатами, кирками и др. инвентарем, а также 27 лошадей ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444. Л. 38). В XVIII в. земли по р. Онеге, богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. С 1756 г. при мон-ре на рогу (мысе), как на удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, устраивалась купеческая лесная биржа с таможней.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 398-400, 415, 433; Ключевский. Древнерусские жития. С. 325-326; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 182-183; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 225; Описание о российских святых. С. 172; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 206-207; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 216; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 73-74, 77-78, 115, 124, 127; Белов М. И. Севернорус. жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 237-239; Фруменков Г. Г. Соловецкий мон-рь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975; Савицкая О. Д. Архитектура Соловецкого мон-ря//Архитектурно-худож. памятники Соловецких о-вов/Ред.: Д. С. Лихачёв. М., 1980. С. 79-80, 103-106; Скопин В. В., Щенникова Л. А. Архитектурно-худож. ансамбль Соловецкого мон-ря. М., 1982. С. 47-48, 66, 51; Полякова О. А. О двух соловецких иконах в собр. Гос. музея-заповедника «Коломенское»//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 280-284; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.]: Худож. памятники Рус. Севера. С. 285-309; Каган М. Д., Севастьянова С. К. Иларион//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. C. 37-40; Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого мон-ря в XV-XVII вв.: История, архитектура, оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000. С. 90-93, 119-121; Никодим (Кононов), еп. Архангельский патерик. М., 2000р. С. 39-48; Дмитриева Р. П. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море: (XV-XVII вв.).//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 655; Панченко О. В. Соловецкий сборник повестей о чудесах и знамениях 1662-1663 гг.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 444-464; он же. Книгохранитель и уставщик черный дьякон Иеремия: (Из истории соловецкой книжности XVII в.)//Там же: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 336-370; он же. Книжники Соловецкого мон-ря XVII в. Ст. 1: 1620-е - нач. 1640-х гг.//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 715-720; он же. Первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком»//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. Вып. 3. (в печ.); он же. Прп. игум. Иринарх (1613-1626): Агиологич. очерк//Соловецкое море: Ист.-лит. Альманах. Вып. 11 (в печ.); Севастьянова С. К., Чумичева О. В. Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пуст.: На пересечении традиций//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 684-694; «Во отоце океяна моря…»: Путев. по Соловецкой обители и ее скитам/Автор-сост.: М. В. Осипенко. Соловки, 2005. С. 331-335; Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. М., 20092. С. 169-170; Буров В. А. История келейной застройки Соловецкого мон-ря XV-XIX вв. (в печ.); Лаушкин А. В. Морские чудеса прп. Иринарха Соловецкого (XVII в.)//Сб. докл. Междунар. науч. конф. «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого мон-ря: XV-XX вв.», Архангельск, 13-18 сент. 2010 г. (в печ.).

http://pravenc.ru/text/673965.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010