Свидетельством интереса рус. монашества (и общества в целом) к А., его святыням и монастырской практике в XVII в. служит написанное по личным впечатлениям соч. иеродиак. Чудова мон-ря Дамаскина «Сравнения святой Афонской горы с Соловецким монастырем» (ок. 1701-1703), дополняющее переведенный Дамаскином «Проскинитарий святой горы Афонской» Иоанна Комнина (изд. в 1701 на новогреч. языке в Бухаресте; см.: Леонид (Кавелин), архим. Афонская гора и Соловецкий монастырь: Тр. чудовского иеродиак. Дамаскина (1701-1706). СПб., 1883. С. 91-94. (ПДПИ; Вып. 43)). С рубежа XV-XVI вв. известно о связях слав. мон-рей Св. Горы с правосл. населением польско-литов. земель. В Супрасльский мон-рь (где, вероятно со времени основания обители, жили монахи с А., по всей вероятности сербы) в 1546 г. со Св. Горы была принесена историко-полемическая Повесть о Ксиропотамском мон-ре. Практически одновременно в Супрасле был переписан годовой комплект служебных Миней (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 142, 145, 154, 163, 170, 173), отражающих серб. оригинал несомненно афонского происхождения. Скорее всего рассказы афонских иноков послужили источником многочисленных сведений о болг. и серб. святых в «Палинодии» Захарии (Копыстенского) . При подготовке мартовско-майского тома «Книги житий святых» (К., 1700) свт. Димитрий (Туптало) , митр. Ростовский пользовался списком жития Константина-Кирилла Философа «з библиотеки Хиляндарской лавры сербской» (т. е. выпиской из Минеи Четьи на февр.-апр. 1626 - Хиландар. 444). Евангелие-тетр, вложенное в Хиландарский мон-рь кн. А. И. Полубенским. Кон. XV в. (Хиландар. 66) Евангелие-тетр, вложенное в Хиландарский мон-рь кн. А. И. Полубенским. Кон. XV в. (Хиландар. 66) В XVI-XVII вв. представители разных слоев правосл. западнорус. общества делали вклады в мон-ри А. В 1549 г., когда очередное хиландарское посольство двигалось через Волынь в Москву, ковельский свящ. Козьма Васильевич передал в Хиландарский мон-рь Палею толковую (Вена. Австрийская национальная б-ка. Слав. 9). В 1582 г. хиландарская братия обратилась с посланием к кн. А. М. Курбскому , прося помощи на устройство монастырской больницы (адресат, умерший в мае 1583, вероятно, не успел на него ответить). Свойственник Курбского кн. А. И. Полубенский († 1608) дал вкладом в Хиландар Евангелие-тетр кон. XV в. (Хиландар. 66). Некий пан Филипп в XVI в. вложил в тот же мон-рь «красные» церковные облачения (РГАДА. Ф. 381. 1840. Л. 227об.).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодская, Ульяновская. Об И. сведений почти не сохранилось. Согласно преданию, записанному этнографом Ф. А. Арсеньевым во 2-й пол. XIX в., святая была дочерью священника. Захваченная в плен разбойниками, к-рые грабили селения по берегам р. Вычегды, она выбросилась из лодки в реку напротив места, где позднее была основана Спасская пуст. (в совр. пос. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми; см. в ст. Стефанов во имя Св. Троицы муж. мон-рь ). После гибели И. место стало называться Ульяново плёсо. Топоним Ульяновский плёс впервые встречается в грамоте 1671 г. царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе М. Мусорскому об отводе земли Спасской пуст., созданной в 1667 г. по благословению патриарха Иоасафа II иером. Филаретом (Тюрниным). (По монастырскому преданию, ранее на месте пустыни находился Троицкий мон-рь, основанный не позднее 1396 свт. Стефаном Пермским ; мон-рь пришел в запустение в 1-й пол. XV в.) В 1667 г. иером. Филарет прибыл в эту местность из Москвы с сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном и вскоре построил храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). Иером. Филарет привез из Москвы благословенную грамоту патриарха Иосафа II на строительство мон-ря, мощи (вероятно, частицы мощей мц. Иулиании Никомидийской, в XIX в. хранившиеся в Спасском мон-ре) и антиминс для церкви. Земли вокруг новосозданной обители стали объектом тяжбы между иером. Филаретом и крестьянином дер. Деревянный Кряж Вишерского у. А. Дементьевым, к-рый «с товарыщи» незадолго до прибытия монаха «на пустых местех из черного лесу розчистили в пашни и в сенные покосы, и дворы поставили, и дани дают». 4 июня 1671 г. Спасской пуст. было отведено 15 четей (815 дес. 1116 кв. саж.) земли. В грамоте 1671 г. сообщается, что в 1628-1629 гг. земли в верховьях Вычегды были безлюдны. Согласно переписным книгам 1678 г., Спасская пуст., в к-рой не было ни братии, ни «церковных причетников», являлась приписной к погосту Усть-Кулом (находился в 20 верстах от пустыни) ( Мельников. 1861. Стб. 145). К сер. XIX в. ульяновская Спасская ц. была бесприходной. В 1860 г. обитель была возобновлена по распоряжению Святейшего Синода иноками упраздненного Лальского Михаило-Архангельского мон-ря (находился в Великоустюжском у. Вологодской губ.) как Троицко-Стефано-Ульяновский заштатный мон-рь. 1 авг. 1866 г. сюда для введения общежительного устава прибыли монахи Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1237857.html

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха. Часовня. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий. Координаты: 65.024457, 35.711047 Проезд:Находится в подклете Троицкого собора Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места. Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году. Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году. http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/ Иринарх († 17.07.1628, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. 17 июля, 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1613-1626 гг. В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об. - 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни (Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.//Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду/Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266).

http://sobory.ru/article/?object=11060

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Фирсов; † осень 1667, Иосифов Волоколамский мон-рь), деятель раннего периода старообрядчества , писатель, полемист. До поступления в 1-й пол. 40-х гг. XVII в. в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где Г. принял постриг, он какое-то время жил в Москве. В сер. 40-х гг. на Соловках Г. создал первые произведения: Похвальное слово прп. Иоанну Лествичнику и цикл сочинений, посвященных Московскому митр. св. Филиппу , - Службу, Похвальное слово на перенесение мощей и краткое Житие,- цикл был приурочен к перенесению мощей святителя в Спасо-Преображенский собор Соловецкого мон-ря в 1646 г. В 1652 г. соловецкий уставщик Никодим намеревался представить сочинения Г. о митр. Филиппе патриарху Никону , но это не осуществилось из-за смерти Никодима. Судя по свидетельству Г. в его письме архим. Саввина Сторожевского мон-ря Никанору («Показание от Божественных писаний», ок. 1657), соловецкий книжник рассчитывал на утверждение своих сочинений патриархом и использование их в торжествах, связанных с переносом мощей свт. Филиппа с Соловков в Москву в 1652 г. Однако надежды Г. не оправдались. В 1653 г. он после наказания плетьми был сослан в Корельский во имя свт. Николая мон-рь , причиной чего послужила челобитная Г. патриарху Никону на соловецкого архим. Илию (ее текст неизвестен). Возможно, этот эпизод связан с попыткой соловецкой братии в 1653 г. сменить настоятеля: на место архим. Илии по общему приговору был избран соловецкий постриженик Никанор - друг Г. Никанор выехал для поставления в Москву, но неожиданно стал архимандритом Саввина Сторожевского мон-ря, а Илия сохранил должность. К 1658 г. Г. уже был на Соловках, в чине соборного старца. Исполнял приказную службу на рыбных промыслах в Варзуге, Умбе и дважды в Яренге. Его отношения с архим. Илией заметно улучшились; так же как и настоятель Соловецкого мон-ря, Г. был противником богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном. Между 1656 и 1658 гг. книжник написал в защиту старых обрядов Трактат о двоеперстии («О сложении перстов десныя руки»). Сочинение разделено на 2 части: в 1-й автор приводит авторитетные свидетельства в пользу двоеперстия , выстроенные в хронологическом порядке (эта часть похожа на мн. ранние старообрядческие сочинения), во 2-й разбирает вопрос о перстосложении для крестного знамения с богословской т. зр., показывая, какие догматы должна иллюстрировать та или иная форма сложения перстов. В трактате Г. демонстрирует прекрасное знание богословской лит-ры, умение логически выстраивать систему доказательств.

http://pravenc.ru/text/164589.html

(Азарий) († после 1674), инок Соловецкого мон-ря , один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. Прежде исполнявший должность будильщика, А. стал келарем мон-ря в окт. 1666 г., когда соловецкая братия, считавшая архим. Варфоломея нетвердым в деле защиты старой веры, решила заменить келаря и казначея др. иноками из своей среды. Время келарства А. (окт. 1666 - сент. 1669) совпадает с 1-м этапом сопротивления братии мон-ря церковной реформе Патриарха Никона . Под руководством А. 15 сент. 1667 г. состоялся монастырский Собор, рассмотревший привезенные в мон-рь новопечатные книги и отказавшийся совершать по ним богослужение. Ослушавшись Патриаршего наказа и указа царя, братия не приняла также переведенного на Соловки нового архим. Иосифа. А. участвовал в составлении 4-й (на подлиннике имеется подпись А.) и 5-й соловецких челобитных, посланных в сент. 1667 г. царю Алексею Михайловичу . 5-я челобитная, содержащая подробное и аргументированное изложение позиции соловецких иноков по вопросам церковной реформы, получила широкое распространение в старообрядческой среде в XVII-XX вв. От имени А., казначея Симона, соборных старцев, братии и трудников 16 июля 1669 г. была составлена 6-я челобитная, объяснявшая причины высылки из мон-ря противников восстания и ссыльных. В 1669 г. под руководством А., архим. Никанора и их единомышленников в осажденном Соловецком мон-ре был проведен ряд радикальных реформ, связанных с отказом от новопечатных книг и четвероконечных крестов; отменено моление за царя и Патриарха и начата подготовка к вооруженному сопротивлению окружившему мон-рь царскому войску. Большая часть братии не была готова к принятию столь смелых решений, в обители произошла смена руководства, и 37 зачинщиков восстания, принадлежавших к радикальному крылу (в т. ч. А.), 11 сент. 1669 г. были высланы из мон-ря в Сумский острог, где 5 лет содержались под стражей. В мае 1674 г. А. принес покаяние, о чем воевода И. А. Мещеринов доложил царю. В 1674 г. А. был послан «под начал» в Николо-Корельский мон-рь. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/63662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

II. Синодальный период (XVIII - нач. XX в.). Большинство архиереев XVIII в. узнавали о делах на приходах Кольского у. из докладов консистории и лично не посещали эту часть вверенной им епархии. В этот период монастырское хозяйство окончательно пришло в упадок, а насельники местных мон-рей пренебрегали монастырской дисциплиной. На основании рапорта архиеп. Афанасия (Любимова ; 1682-1702) царю Петру I в 1701 г. Кольско-Печенгский мон-рь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. С 1704 г. печенгские вотчины стали передаваться в руки откупщиков. Наконец, в 1764 г. Кольско-Печенгский мон-рь был упразднен по указу имп. Екатерины II Алексеевны о секуляризации. Та же судьба постигла и Кандалакшский мон-рь. В 1742 г. указом архиеп. Варсонофия (Щеныкова) обитель была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1764 г. во исполнение указа о секуляризации церковных земель на Кольском п-ове лишились владений Соловецкий мон-рь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , Воскресенский и Крестовый мон-ри, а также Святейший Правительствующий Синод , имевший вотчину в Варзужской вол. С изъятием поморских селений в казну стали развиваться мирские приходы. Еще в XVI в. возник соборный приход в Коле, в кон. XVII в. образовалось сразу 2 прихода в Варзуге, в 1710 г.- в Поное, а с сер. XVIII в.- в др. крупных поселениях: Умбе, Кандалакше, Ковде и Керети. К кон. XVII в. на Кольском Севере действовали уже 13 причтовых церквей. Саамские погосты приписывались к крупным поморским общинам. Основное содержание причт получал из казны; дополнительное содержание шло из добровольных пожертвований прихожан и от выделяемых общинами речных и морских рыбных участков. К нач. XVIII в. духовенство края превращается в сословие; место в приходе передается чаще всего по родству. При имп. Екатерине II рос интерес к Кольскому краю со стороны правящих архиереев, они начали совершать визиты в местные приходы. По инициативе императрицы и на ее пожертвования в крае был возведен 1-й каменный Благовещенский храм (в 1783 она выделила на эти нужды 8 тыс. р.; церковь была построена к 1807, освящена 25 янв. 1817, восстановлена в 1867).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Ист.: Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 177-184; Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 76-80; Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 497-500, 502-506. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 387, 397, 478; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1252-1258, 1268-1273. О. В. Чумичева Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря

http://pravenc.ru/text/182163.html

Известно 9 греч. списков Жития Г. С., древнейший из к-рых, написанный в XIV в., сохранился фрагментарно (Ioannina. Coll. Matsouki. S. N., Fol. 451v - 453r). К XV в. относится список из Великой Лавры (Ath. Laur. I 117, Fol. 224r - 257v), к рубежу XV и XVI вв.- список из афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pant. 173, Fol. 63r - 124v), к XVI в.- список ГИМ. Син. греч. 293 (Fol. 7r - 40r). Остальные списки Жития датируются XVII - нач. XIX в. Очень быстро, уже в 3-й четв. XIV в., Житие Г. С. было переведено на слав. язык. Перевод был осуществлен, по всей видимости, вместе со сборником сочинений Г. С. (подобно Житию прп. Иоанна Лествичника ) и бытовал в слав. письменности преимущественно в таком виде. Только в слав. версии присутствует пространное описание кончины преподобного. Слав. перевод Жития Г. С. сохранился в значительном числе списков - 22 (их каталог и описание составлены А. Деликари ( Δεληκρη. 2004. Σ. 199-213). Древнейшие болг. списки хранятся в Зографском мон-ре 214, 2-я пол. XIV в. (водяные знаки 1371-1385 гг.), РНБ. Погод. 1282, 1-я четв. XV в., РНБ. Соф. 1366, XV в. К 1479 г. относится 1-й датированный серб. список в составе «Панегирика» Владислава Грамматика (Рильский мон-рь. 4/8 (61)). Наиболее ранние рус. списки, содержащие Житие,- ГИМ. Син. 923, 1-я четв. XV в., РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., РГБ. Троиц. 186 (1866), XV в., РГБ. Троиц. 116 (91), кон. XV в., НБ МГУ. 2 Ci 295, ок. 1500 г., ГИМ. Епарх. 348 (502), кон. XV - нач. XVI в. Сборники сочинений Г. С. с его Житием имелись в б-ках крупнейших мон-рей XVI-XVII вв., но в небольшом количестве: в Иосифо-Волоколамском мон-ре, по описи 1545 г., хранился 1 список (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 31), в Соловецком мон-ре книга с Житием появилась между 1582 и 1597 гг. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 160), в Кирилло-Белозерском мон-ре в описи 1601 г. значилось 3 списка (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124-125), 2 из к-рых приходятся на время прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 89/214 и 120/245). Иконы с изображением Г. С. в монастырских описях не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Из летописей и договоров Новгорода с вел. кн. Василием II Васильевичем известно, что в Новгороде в 1446-1456 гг. действительно был посадник Василий Степанович. Однако есть и др. т. зр., согласно к-рой преподобный, живя в миру, был важским посадником, а новгородский посадник Василий Степанович - это др. лицо. Эта версия согласуется с сообщениями жития о частом пребывании и активной деятельности святого в Поважье. Прп. Варлаам Важский. Икона. Нач. ХХ в. (Ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Шенкурске) Прп. Варлаам Важский. Икона. Нач. ХХ в. (Ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Шенкурске) Житие подробно рассказывает о выборе Василием Степановичем места для Иоанно-Богословского мон-ря. Святой имел обычай молиться всю ночь перед Господскими праздниками и днями памяти особо чтимых им святых. Однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, Василий Степанович обнаружил 2 подходящих участка - на берегу Ваги и дальше от берега. Хотя более удаленный от реки участок показался святому безопаснее, он все же решил бросить жребий, к-рый 3 раза выпал в пользу участка на берегу реки. Там и построили мон-рь. По преданию, записанному в житии, Василий Степанович предрек, что на месте, расположенном дальше от реки, люди не будут жить, а место на берегу будет заселено. Посадник подарил мон-рю 3 близлежащих села с землями, вклад был оформлен грамотой. В этой же грамоте В. В. установил в мон-ре общежитие и независимость хозяйственной деятельности обители. Потомки В. В. также являлись ктиторами Иоанно-Богословского мон-ря, известна грамота 1470 г. сына В. В. Ивана о вкладе в мон-рь 2 деревень на р. Паденьге (Паденге), 5 деревень приписал обители внук В. В.- Исаак Семенович (ГВНиП.

http://pravenc.ru/text/154233.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010