2010. С. 559). В перечне соловецких старцев XVI в., приведенном Е. В. Крушельницкой и Т. А. Тутовой, названы неск. человек с именем Иов (Иев) (см.: Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и др. док-там (указ. имен)//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 74-75); ни один из них не может быть отождествлен с И. В 1614 г. святой покинул Соловецкий мон-рь и пришел в с. Усть-Вашка (ныне с. Лешуконское Архангельской обл.), у впадения в р. Мезень р. Вашки. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Ущельской пуст. от 14 авг. 1615 г., усть-вашкские крестьяне призвали святого для основания мон-ря «на пустое место на Ущелью и данные ему на то место дали по своим купчим». Одной из причин приглашения И. местными жителями было отсутствие общежительного мон-ря на Мезени, из-за чего «которые-де крестьяне постригаютца в черньцы и в схиму, и им жить негде, живут по своим домам с женами и з детьми» (Память кеврольского и мезенского воеводы. 1929. Стб. 609-611) (к нач. XVII в. на Мезени существовали 2 пустыни: Никольская и Троицкая Чирцова, основанная в 80-х гг. XVI в.; см.: Новиков. 2003. С. 170). И. решил поселиться неподалеку от с. Усть-Вашка, в пустынной местности Ущелье (щелье - речной мыс), у впадения в р. Мезень р. Ежуги (Щелья). И. поставил деревянную часовню в честь Рождества Христова, постепенно к святому стала собираться братия. Царь грамотой 1615 г. обеспечил материальное содержание мон-ря. В 1622 г. вместо часовни был возведен деревянный храм в честь Рождества Христова, поставлены братские кельи. Ущельский мон-рь зафиксирован в писцовой книге Кеврольской и Мезенской волостей 1623 г.: «У Вашки монастырь стал… в 122 (1614) г. В нем церковь Рожество Христово, древяна, вверх, нова, поставлена в 130 (1622) г. ...На монастыре ж в келье строитель Иев, да в четырех кельях братии восемь старцов, да двор скотиной... Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель Иов внове» (Подлинная писцовая книга погостов, сел и деревень в государевых черных волостях Кевроля и Мезени 1623 г.//РГАДА.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Иаков Галичский. Фрагемент дверей. XIX в. (?), кон. XX - нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Вероятно, И. был прославлен как местночтимый святой после общерус. канонизации прп. Паисия Галичского, состоявшейся ок. 1682 г. «Описание о российских святых» (по списку Савваитова, XVIII в.) называет И. «новым чудотворцем»: «На посаде на Староторжи, под церковию Бориса и Глеба, под олтарем. Подобием аки Зосима Соловецкий. Положен на правой стране, на гробе его образ, а в церкви другой. Схима на плечах» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 236). И. изображен вместе с прп. Паисием Галичским на вост. вратах ограды Паисиева мон-ря (кон. XVIII в.). Описание образа святого помещено под 4 апр. в Строгановском иконописном подлиннике (БАН. Строг. 66. Л. 94, кон. XVIII в.) и в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII в., изданном Г. Д. Филимоновым ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). В сб. РНБ. Колоб. 578. Л. 137-143 об., XVIII в., включены посвященные И. канон («Канон Иякову праведному») и тропарь («Отечество и род оставил еси...») (см.: ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»). В 1668 г. Староторжский мон-рь был преобразован в женский. По штатам 1764 г. он был отнесен к числу третьеклассных. В 1766 г. Костромской и Галичский еп. Дамаскин (Аскаронский) сообщил в Святейший Синод, что при Староторжском жен. мон-ре существует ветхая деревянная Борисоглебская ц., в к-рой под алтарем «от давних лет» устроена гробница с написанным на ней образом И. Еп. Дамаскин выразил мнение, что церковь следует сломать, а образ хранить в приличном месте. Синод согласился с этим предложением, и в 1770 г. Борисоглебскую ц. разобрали. В 1824-1833 гг. над местом погребения И. на территории Староторжского мон-ря был возведен небольшой 2-этажный каменный храм. В 1833 г. верхний храм освятили в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», нижний храм, где была устроена гробница И., в 1858 г. был освящен во имя первомч. Стефана. В 1857 г., незадолго до освящения нижнего храма, жители Галича обратились к Костромскому и Галичскому еп. Платону (Фивейскому) с ходатайством о разрешении церковного чествования И. В прошении говорилось, что ранее над ракой святого служили молебны и 30 мая (память прп. Паисия Галичского) праздновалась память И. Еп. Платон наложил на прошение резолюцию: «Не вижу в настоящее время возможности заняться исследованием по сему прошению... Может быть, некогда Сам Господь укажет время сему делу» (цит. по: Орлов. 1913. С. 9). До закрытия Староторжского мон-ря у гробницы И. служились панихиды. В 1884 г. в нижнем храме был освящен еще один престол - во имя прп. Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая. К нач. XX в. в Староторжском мон-ре имелись 2 почитаемые иконы И.: одна находилась на гробнице святого, а вторая - в медно-посеребренной ризе с серебряным венчиком - в Никольском приделе Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Кадниковского у., муж., основана в 1630, упразднена в 1801, возобновлена в сер. XIX в., закрыта после 1918); Капитонова Ржаницына в честь Преображения Господня пуст. (близ оз. Княгинина в Тотемском у., муж., основана ок. 1630, упразднена в 1764); Соезерская во имя Св. Троицы пуст. (близ р. Двины в Сольвычегодском у., муж., основана в 1639, упразднена в 1764); Теплогорская Богородицкая пуст. (на р. Юг в Великоустюжском у., муж., основана в 1643, упразднена в 1764); Харитонцева пуст. (близ Вологды, муж., основана до 1647, упразднена до 1764); Голубинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана до 1652, упразднена в 1764); в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Сев. Двине в Верхотоемской вол. Сольвычегодского у., муж., основан до 1678, упразднен до 1764); Тотемский в честь Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в г. Тотьме, жен., основан до 1678, упразднен в 1764); Данилова пуст. (на р. Юг в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); Тихонова Крестогорская пуст. (на р. Вохме в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на р. Кубенице в Кадниковском у., муж., основана ок. 1690, упразднена до 1764); в честь Сретения Господня мон-рь (в Сольвычегодске, жен., основан в XVII в., упразднен в 1764); «Вид Николаево-Прилуцкого мон-ря Вологодской епархии, Устюгского уезда». Литография. 1880 г. (ГЛМ) Дедовская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1832); Дружининская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Кокшеньге в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Заозерская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (близ Сондужского оз. в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Лальский во имя арх. Михаила мон-рь (в г. Лальске Великоустюжского у., муж., основан в XVII в., упразднен в 1860); Симонова Воломская в честь Воздвижения Креста Господня пуст.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , Христа ради юродивый. О Г. сообщают старообрядческие авторы С. Денисов в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», А. Денисов в «Слове надгробном Петру Прокопиевичу» (см.: Денисовы ), И. Ф. Филиппов в «Истории Выговской старообрядческой пустыни» излагает те же сведения, дополнительная информация содержится в старообрядческом соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» (известно в единственном списке: ИРЛИ. Латгальское собр. 335. Л. 82-86 об., 40-е гг. XIX в.). Г. (не имевший священного сана) подвизался в Соловецком мон-ре, по-видимому, в 50-70-х гг. XVII в. (документальных свидетельств о жизни Г. в мон-ре, совр. событиям, не найдено), возможно, он был очевидцем осады и взятия монастыря царскими войсками (см. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. ). «Молитвенник... велий и постник... многолетен», Г. «чистоты ради умныя» стяжал дар предвидения. Святой входил в горячую хлебную печь и там, закрыв створы, молился, не обращая внимания на зной. Он имел обычай, проходя рано утром по мон-рю, останавливаться перед каждой кельей и, поклонившись до земли, произносить: «Простите мя, отцы святии, и благословите» ( Юхименко. С. 487, 488). Г. предсказал приезд в Соловецкий мон-рь Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1652 г. за мощами митр. св. Филиппа . Святой указал иеродиак. Игнатию на необходимость оставить Соловецкий мон-рь, чтобы основать новую обитель (Игнатий покинул Соловки накануне осады, в кон. 1666 - нач. 1667, однако основателем нового мон-ря не стал, занявшись пропагандой старообрядчества). Денисовы и Филиппов пишут о предсказании Г. взятия Соловецкого мон-ря царскими войсками. Автор соч. «О патриархе Никоне, трудниках соловецких и юродивом Гурии» считает Г. современником Соловецкого восстания, святой предсказал мн. восставшим, «которому каковыя муки будет прияти или кому каковою смертью скончатися будет».

http://pravenc.ru/text/168360.html

22 апр. 1533 г. в Хутынском мон-ре у мощей прп. Варлаама Хутынского «загореся свеща сама, а никим же не возжена»; узнав об этом, архиепископ «повеле от того огня и воску тоя свещи послати к государю великому князю… еже и сотвориша, а отчасти архиепископ Макарей у себя оставил того же воску. И горела та свеща безпрестани день и нощь 9 недель, а не умалися» (ПСРЛ. Т. 13. С. 73; см. также: Конявская. 2005. С. 376). Однажды во время богослужения М. в Хутынском мон-ре у мощей прп. Варлаама исцелился внук племянника Новгородского архиеп. свт. Геннадия (Гонзова) (1484-1504) ( Никольский А. И. Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции//ВАИ. 1911. Вып. 21. Отд. 2. С. XXV, 52, 53). Богослужению предшествовал традиц. крестный ход из Новгорода в обитель прп. Варлаама. При М. у святых мощей угодников Божиих происходили и другие чудеса в епархии ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 215). Самая ранняя известная жалованная грамота М. в 1527 г. была выдана игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Варлааму, архиепископ освободил приписанный к обители Петропавловский храм в Вирме от уплаты владычних податей (АСЭИСР. 1988. Вып. 1. С. 40. 52). После того как Соловецкий монастырь «згорел весь до основанья» в 1538 г., М., находясь в Москве (очевидно, на интронизации митр. Иоасафа (Скрипицына) , см. ниже), «поминал» о нуждах обители, и в марте 1539 г. от имени Иоанна IV ей была выдана жалованная грамота, в частности на владения в Поморье (Там же. С. 50. 75). Тогда же в Новгороде для Соловецкого мон-ря мастером Семеном по благословению М. были изготовлены башенные часы (часть механизма, колесо-шестерня с датой, именем заказчика и мастера, хранится в музее «Коломенское» (МГОМЗ)); в монастырской вкладной книге указано, что «митрополит Макарей дал 50 рублей, да книгу Никон в пятнацать рублев, да зделал часы болшия» (ГММК. 1238. Вкладная книга Соловецкого мон-ря. Л. 59; см. также: Соловецкий монастырь: Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского/Сост.: В. А. Буров, В. А. Черновол. М., 2000. Т. 1. С. 70-71. Табл. 6; С. 136 (неточное воспроизведение надписи); Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий и Соловецкий мон-рь//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 24). Архиепископ также делал книжные вклады в Соловецкий мон-рь (Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1881. Ч. 1. С. 454. 293(594); Макарий (Веретенников), архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Вел. Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 168-169).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Крупнейшими б-ками на территории епархии в XVII в. ( Кукушкина. 1977. С. 22-38) стали собрания Кириллова Белозерского мон-ря (1916 книг в 1664), Соловецкого мон-ря (1697 томов в кон. XVII в., из них 1154 рукописных и 543 печатных), Антониева Сийского мон-ря (168 рукописей и 13 печатных книг в кон. XVI в., 359 рукописей и 333 (387 в 1701) печатные книги в 1692), Никольского Корельского мон-ря (289 книг в кон. XVII в.), Красногорского мон-ря (267 книг, из них 141 рукописная по описи 1689 г.), Александрова Свирского мон-ря (114 рукописей в кон. XVII в.). Во время ссылки в Ферапонтов мон-рь патриарх Никон создал келейную б-ку, в к-рой по описи 1676 г. насчитывалось 43 печатных тома и 13 рукописных книг. Важными центрами иконописания в XVII в. выступали Новгородский архиерейский дом, тихвинский Большой Успенский, Александров Свирский, Антониев Сийский монастыри, а также Каргополье. В Новгороде иконописная школа размещалась на митрополичьем подворье на берегу р. Волхов ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 54). Крупная иконописная мастерская действовала в тихвинском Большом Успенском мон-ре, в 40-90-х гг. XVII в. ее возглавлял Родион Сергиев. И. А. Устинова Иов, митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравюра С началом Северной войны 1700-1721 гг. епархия долго оставалась прифронтовой. В 1704 г. вслед за основанием С.-Петербурга царь Петр I Алексеевич указал построить г. Нов. Ладога в устье р. Волхов, при этом находившийся там Николаевский Медведский мон-рь был закрыт, а его храмы стали соборами (летним и зимним) нового города. Митр. Иов , получая «достоверные ведомости» о победах над «зловерными шведскими немцами», рассылал их по епархии для прочтения в храмах «во градех и в монастырех», перед совершением молебнов. Созданные митрополитом благотворительные учреждения и госпитали для солдат и работных людей, «нищепиталища», «странноприятелище», приют для «зазорнорожденных младенцев» отвечали насущным потребностям военного времени. Их содержание обеспечивал сбор с венечных памятей, к-рый в др. епархиях поступал в казну. Более 20 лет (до 1727) финансами епархии заведовал назначенный митр. Иовом казначей Софийского дома иером. Феодосий (в 1727 определен архимандритом тихвинского Большого Успенского мон-ря, с 1743 на покое).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010