Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 1. Древнее “часомерие” Одним из достижений в развитии древней цивилизации явилось создание основ измерения времени. Представление о времени формировалось в процессе занятий астрономией 1 . Измерение времени было важно для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, то есть измерения времени, были заложены в древнем Вавилоне, откуда они затем распространились по другим регионам мира. К неизменяемым параметрам относится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) 2 начинается с вечера: И был вечер, и было утро: день один (Быт 1:5). В новозаветное время такая традиция сохраняется: апостол Павел говорит о своих страданиях, что он ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор 11:25). В древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой “началом дня было принято считать рассвет” 3 . Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому имеется в Евангелии. Христос говорит: Не двенадцать ли часов во дне (Ин 11:9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 “часов”, составляя в целом 24 часа в течение суток. “Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь, 24 часа, только они были разными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год — в периоды весеннего и осеннего равноденствия — дневные и ночные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длительности” 4 . При такой системе отсчёта времени пользовались солнечными часами, известными с древности. На ровную поверхность “циферблата” наносились деления, и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня. В связи с делением суток на часы следует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедовал христианам непрестанно молиться (см. 1 Фес 5:17). Примером такой постоянной молитвы является молитвословие, принадлежащее святителю Иоанну Златоусту (†407; пам. 13 ноября). Оно имеет подзаголовок “Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным”. Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения соответственно числу часов в сутках. Молитва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание “Дневи”: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ…”. Перед вторым абзацем надписание: “Нощи”. Абзац начинается прошением: “Господи, в покаянии прими мя”.

http://pravmir.ru/vremya-i-bogosluzhenie...

Древние римляне в этом случае поступали несколько по-иному: они принимали за 12 часов промежуток времени от истинного восхода до истинного заката и столько же часов считали в ночи. В этом случае солнечные сутки всегда были равны 24 часам, зато сам час не оставался фиксированным временным интервалом: ночные «часы» отличались от дневных, а летние дневные «часы» были гораздо длиннее зимних. Есть и другие семь параллелей неба. Впервые использовать параллели и меридианы стали Евдокс и, особенно, перипатетик Дикеарх (жил ок. 300 г.), родоначальник математической географии, у которого нулевой меридиан проходил по линии «Днепр-Родос-Нил», а нулевая параллель – по линии «Гибралтар-Родос». Географическая сетка из семи параллелей и семи меридианов была предложена еще Эратосфеном (III в.), и за одним исключением (Месопонт) параллели у него проводились именно через пункты, упоминаемые Исидором: Мероэ (19° с. ш.) – столица древнеэфиопского царства, расположенная у четвертого нильского порога; Сиена, ныне Асуан (24° с. ш.), – самый южный из городов Верхнего Египта, находящийся у первого порога; Κατ χρας досл. «нижние земли», – это Нижний Египет, то есть дельта Нила (30° с. ш.); Родос (36,5° с. ш.) – большой греческий остров у юго-западной части Анатолийского полуострова и главный город этого острова; Геллеспонт, ныне Дарданеллы (40,5° с. ш.), – один из проливов между Эгейским и Черным морями; Месопонт, это дословно «середина Понта» – Черного моря (около 44° с. ш.); Борисфен, то есть устье Борисфена, ныне Днепра (47° с. ш.). Таким образом, ширина каждого пояса получается примерно в 4–5°. Затем, вскоре после изобретения глобуса Кратетом Малосским, разделение меридиана от полюса до экватора на 90° предложил Гиппарх (II в.), и в дальнейшем для картографии строились цилиндрическая (Марин Тирский, нач. II в. н. э.) и коническая (Птолемей, сер. II в. н. э.) проекции земного шара. Подробнее см. Ptol., Aim., И, 6. Параллели Исидора соответствуют пятой, седьмой, девятой, одиннадцатой, тринадцатой, пятнадцатой, семнадцатой птолемеевским параллелям. Греческий термин κλμα, дословно «наклон», очень многозначен. Первоначально, он, видимо, означал наклон земной оси на разных широтах. Как географический термин со значением «параллель», «широта» впервые употреблен Евдоксом и Дикеархом. Затем так стали называть области, параллельные пояса на земном шаре и господствующие в каждом таком поясе климаты в современном смысле этого слова. Об упомянутом влиянии климата на нравы и здоровье людей см., например, трактат «О воздухе, водах и местностях» (V в.) из гиппократовского корпуса, сочинение Клавдия Галена «О местностях» (И в. н. э.) или «Четверокнижье» Птолемея.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Л. 365 об.). Интересно в связи с этим проанализировать указания на время суток в ранних русских летописях – до начала XV в. В начале XV в. точно зафиксировано появление механических башенных часов, которые, видимо, скоро получили распространение, ибо число летописных записей, содержащих данные о часе дня и ночи, после этого резко возрастает. Ученые полагают, что первые часы Лазаря Сербина (1404 г., Москва) были ориентированы на «косой» час, их циферблат был разбит на 12 часов. Позже в Новгороде (1436) и Пскове (1476) такие часы уже предназначались для равных часов. 273 В текстах ранних летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской, Синодального списка Новгородской 1 и Рогожского летописца) наряду с указаниями на год, месяц и число, когда происходило событие, встречаются упоминания времени суток: утра, дня, вечера и ночи, а также определяется и более точное время – с указанием часа 274 дня или ночи. Первый феномен более распространен. Кроме информации о времени суток, может иметь место конкретизация: «до полунощ », «в полуднье», «въ обэдъ» «во бэднее верем», встречается даже такое редкое слово, как «въ полоутра», а также «въ середъ утра». Такие указания приблизительны, опираются на некие приметы и временные вехи в течение дня. Например, примерное время – «в обед» – уточняется летописцем, который припоминает ситуацию: «а инии уже бяху отобдали». 275 Определение «въ полоутра» дополнено пояснением «как торгъ сънимается». 276 Попытки уточнить время видны и в выражениях «перед обдом», «по обд». Часто определение времени связывается с церковной службой: «заоутрени суще годин», «въ то время, егда заоутренюю благовстять», «идуче въ заутрьнюю», «по заутрени», «пред обднею», «передъ вечернею», «въ вечернюю» и т. п. Указания определенного часа в ранних летописных текстах не так часты, и это дает возможность проанализировать все эти известия с точки зрения их тематики. Оказывается, что наиболее систематично с точностью до часа фиксируются необычные природные явления: солнечное или лунное затмение, гроза в феврале и т. д. Далее идут сообщения о преставлениях князей и церковных иерархов, а также рассказы о ходе военных действий, пожары. Остальные события с точным указанием часа носят единичный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

О том же свидетельствует упоминание в Ипатьевской летописи под 6652 г. «дневного часа» в значении его длительности: «Быс знамение. за Днпромъ в Киевьскои волости. летщю по нбси до земл. ко кригоу гненоу и стас по слдоу его знамение въ браз змь великаго и сто по небоу съ час дневныи. и разидес» 289 . Здесь нет даты знамения, однако «час дневныи» используется как определение времени, в течение которого наблюдалось явление. Возможно, запись была осуществлена спустя какое-то время, но длительность явления осталась в памяти писавшего. Собственно, встречаются случаи, когда летописец указывает час суток отдельно от указания дня и месяца события. Так, под 6615 г. в Лаврентьевской летописи рассказывается о том, как русские полки выступили против половцев и в 4-й час дня переправились через Сулу, застав половцев врасплох. Дата же приводится только в конце повествования о преследовании половцев и захвате их «товара»: 12 августа 1107 г. Это следует объяснить тем, что рассказ был записан со слов участника событий, которому запомнилось время переправы. Итоговую же фразу, отмечающую день окончательной победы над половцами, внес сам летописец. Ночной час указан при припоминании знамения под 6711 г. в Лаврентьевской, Ипатьевской летописях и Летописце Переяславля Суздальского без указания даты вовсе. Летописец говорит, что в эту зиму были многие знамения, он же скажет об одном: «быс во едину нощь въ .е. час нощи. потече нбо все. и быс черно...». 290 До сегодняшнего дня сохранились солнечные часы на башне (так называемый Красный терем) Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Эти часы имеют в своей конструкции и знаки Зодиака, то есть работают с поправкой на месяц года. 291 Но наши предки не могли ограничиваться только солнечными часами, ибо определялось время и ночью. В летописях встречаются указания не только на первый ночной час или предрассветный, которые легко можно определить как время, непосредственно следующее за заходом солнца либо наступавшее незадолго до рассвета. Например, под 6665 г. в НПЛ читаем: «На то же осень зло страшьно бысть: громъ и мълния, градъ же яко яблъковъ боле, мсяця ноября въ 7 день, въ час 5 нощи». 292 В 1094 (6602) г., согласно Повести временных лет, владимирский епископ Стефан преставился 27 апреля в 6-м часу ночи. Ночью и в пасмурный день время могли определять по водяным часам. Прямое упоминание таких часов отмечено М.Ф. Мурьяновым. Это приведенный в Словаре И.И. Срезневского текст из Студийского Устава (ГИМ. Син. 330. Кон. XII в.). 293 М.Ф. Мурьянов воспроизвел его целиком: О сти велици недл. вдти ко по пршьствии трети стража нощи, рекше чс водьныхъ чсвъ. по семь възбужи и обиходтить възбуж братю. съ свщею вща снъмъ гласмь. Хсъ въскрьсе (Л. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

«Вход» в саму игру. Ребята приступают к исследованию проблемы. Если мы хотим придать цикловой игре приключенческий характер, сделаем каждый ключевой эпизод особым, отдельным испытанием. К таким испытаниям относятся: обследование неизвестного объекта, наполненного загадками и ловушками; встреча с незнакомым персонажем, которого надо уговорить поделиться информацией; преодоление полосы препятствий; поиск необходимого предмета по знакам, следам, крокам и т. д. Подобный эпизод может требовать особой подготовки следопытов, которую мы и осуществим во время эпизода промежуточного. Положим, персонаж не желает «просто так» делиться с нами информацией. Он вполне может поручить дополнительное дело (начать особую сюжетную ветку). Будет замечательно, если решить предложенную им задачу следопыты смогут несколькими альтернативными способами. Допустим, что в найденной бересте была просьба о помощи. Бересту мы датировали (на ней написан год по P. X. — заодно сообщим ребятам, как это понимать) и поняли, что проблема относится аж к XII веку. Как нам в него попасть? Устроим обсуждение, и у нас появятся два варианта. Первый — «машина времени», которую предстоит соорудить. Второй — старинное место, где, если спеть подходящую песенку (например), можно попасть в нужный нам век. Если идти некуда (и дождь за окном), решаем сооружать «машину времени» («ворота» и прочие подобные приспособления). Заодно выясним, что ребята думают о времени, знают ли они, как обращаться с часами. Покажем часы песочные, механические, электронные. Во дворе соорудим солнечные часы. То есть при желании мы можем углублять темы исследований в нужную нам сторону. Затем предложим ребятам перечислить предметы, о которых точно известно„ что ими пользовались люди в XII веке. И здесь мы можем открыть очередную ветку сюжета, посвященную поиску и добыче необходимых «старинных» вещей. Если мы не хотим этого делать — хорошо, предложим ребятам принести из дома эквиваленты (научим их этому мудреному слову) предметов XII века. И вовсе не обязательно тащить антиквариат. Но хотя бы одну вполне старинную вещь достанем (например, подсвечник, свеча, на нем зажженная, и будут «ключом» запускающим «машину времени»).

http://azbyka.ru/deti/11618-2

Перстни, Кольца, Напалки, Жиковины – составляли необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. Перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова; украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п.; в средине из вставлялись драгоценные камни; на них вырезывались различные надписи, персоны людские, птицы, клейма, опахальца и другие и изображения 586 : «Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезано персона человеческая на лошади с саблею, под лошадью змей. – Перстень с чорным финифтом, в нем яхонт червчат продолговат, на нем вырезан пес борзой. – Перстень с розными финифты, а в нем лал осмероуголен, на нем вырезан орел двоеглавой с коруною и с подписью. – Перстень резной с чернью, в нем в средине яхонт лазорев, на нем вырезаны две персоны людские: одна сидит на стуле с посохом, а другая льву держит челюсти; около его искорки яхонтовыя червчатыя и изумрудныя, по сторонам два яхонта червчатых. – Перстень с розными финифты, в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детми. – Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезана персона людская стреляет из лука. – Перстень с розными финифты, в нем камень перелефть невелик, на нем вырезано опахальцо. – Перстень золот с розными финифты, в нем яшма, на яшме вырезано клеймо. в клейме орел двоеглавой, над клеймом коруна. – Перстень золот с розными финифты, в нем яхонт лазорев граненой, к верху островат, по сторонам по изумрудцу, в нем часы. – Перстень золот, в нем в ногтях изумруд, в нем на престоле вырезана персона, а около его подпись блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца» 587 . – «Перстень золот, а в нем сделаны часы солнечные в печати» 588 . – Перстень, надеваемый на большой палец, назывался напалком и, сравнительно, был массивнее других; а перстень с резною вставкою назывался жиковиною или жуковиною: сие слово, по замечанию Карамзина, часто употребляется в грамотах XV и XVI века, особенно в Крымских. В старинной русской сказке о Девгении говорится: «бе на стратиге злат крест прадеда его многоценен и у сынов его жуковины многоценны с драгым камением». – «Молвя: жиковиною запечатав, ярлык послал есми» 589 . В духовной записи князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «дватцать и три жиковины женских золоты с яхонтцы и с лалцы и с изумруты и з жемчушки и с плохим каменейцом; … а перьстней золотых: напалок да четырьнатцать жиковин с лалом и с яхонтцом и з берюзами и з жемчушки и с перелефтми и с плохим каменьем» 590 . Перья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Потом мне надоедает рассматривать потолок и думать о будущем. Я выбираюсь наружу. По-прежнему летают на «Красный Октябрь» самолеты, по-прежнему рвутся мины на Волге, на том, а иногда и на этом берегу, снуют лодки по реке, и немцы их обстреливают. Но мало уже кто обращает на это внимание. Даже когда парочка шальных «Мессеров» обстреливает берег и «юнкерсы» для разнообразия сбрасывают бомбы не на «Красный Октябрь», а на нас, никто особенно не волнуется. Заберутся куда-нибудь под бревна или в щели и выглядывают оттуда. Потом вылезают и, если кого-нибудь убило, закапывают тут же на берегу, в воронках от бомб. Раненых ведут в санчасть. И все это спокойно, с перекурами, шуточками. Примостившись на какой-то тянущейся вдоль берега, неизвестного для меня происхождения толстой трубе, я болтаю ногами. Курю сногсшибательную, захватывающую дух смесь, наслаждаясь последними теплыми солнечными лучами, голубым небом, церквушкой на том берегу, и думаю… нет — пожалуй, ни о чем не думаю. Курю и болтаю ногами. Подходит Гаркуша, усатый помкомвзвода. Я ему показываю часы, останавливаться что-то стали. Он их рассматривает, встряхивает, говорит, что дрянь цилиндр, и тут же у моих ног, положив на колени дощечку, начинает чинить их. Движения у него поразительно точные, хотя, казалось, часы должны были бы сразу раздавиться и смяться от одного прикосновения здоровенных мозолистых ручищ. Профессии его довоенной я так и не могу уловить. Ему двадцать шесть лет, а он успел уже и часовщиком, и печником, и водолазом в ЭПРОНе, и даже акробатом в цирке побывать, и три раза жениться, и со всеми тремя регулярно переписываться, хотя у двух из них уже новые мужья. В разговоре он сдержан, но на вопросы отвечает охотно. От нечего делать я задаю их много. Он отвечает обстоятельно, будто анкету заполняет. От часов не отрывается ни на минуту. Один только раз уходит в туннель проверить саперов. Потом появляется Астафьев, помощник начальника штаба по оперативной части, — ПНШ1, по-нашему. Молодой, изящный, с онегинскими бачками и оловянным взглядом. Он чуть-чуть картавит на французский манер. По-видимому, думает, что ему идет. Мы с ним знакомы только два дня, но он уже считает меня своим другом и называет Жоржем. Его же зовут Ипполитом. По-моему, очень удачно. Чем-то неуловимым напоминает он толстовского Ипполита Курагина. Так же недалек и самоуверен. Он доцент истории Свердловского университета. Куря папиросу, оттопыривает мизинец и дым выпускает, сложив губы трубочкой.

http://azbyka.ru/fiction/v-okopah-stalin...

Пораженный такой нетерпимостью, Фламбо не удержался и, рассудительный, как все французы, спросил ее, почему очки — признак слабости, а лифт — признак силы. Если наука вправе помогать нам, почему ей не помочь и на сей раз? — Что тут общего! — надменно ответила Полина. — Да, мсье Фламбо, машины и моторы — признак силы. Техника пожирает пространство и презирает время. Все люди — и мы, женщины, — овладевают ею. Это возвышенно, это прекрасно, это — истинная наука. А всякие подпорки и припарки — отличительный знак малодушных! Доктора подсовывают нам костыли, словно мы родились калеками или рабами. Я не рабыня, мсье Фламбо. Люди думают, что все это нужно, потому что их учат страху, а не смелости и силе. Глупые няньки не дают детям смотреть на солнце, а потом никто и не может прямо на него смотреть. Я гляжу на звезды, буду глядеть и на эту. Солнце мне не хозяин, хочу — и смотрю! — Ваши глаза ослепят солнце, — сказал Фламбо, кланяясь с иностранной учтивостью. Ему нравилось говорить комплименты этой странной, колючей красавице, отчасти потому, что она немного терялась. Но, поднимаясь на свой этаж, он глубоко вздохнул, присвистнул и проговорил про себя: «Значит, и она попала в лапы к этому знахарю с золотым глазом…» Как бы мало он ни знал о новой религии, как бы мало ею ни интересовался, о том, что адепты ее глядят на солнце, он все же слышал. Вскоре он заметил, что духовные узы между верхней и нижней конторой становятся все крепче. Тот, кто именовал себя Калоном, был поистине великолепен, как и подобает жрецу солнечного бога. Он был ненамного ниже Фламбо, но гораздо красивее. Золотой бородой, синими глазами, откинутой назад львиной гривой он походил как нельзя больше на белокурую бестию , воспетую Ницше, но животную его красоту смягчали, возвышали, просветляли мощный разум и сила духа. Он походил на саксонского короля, но такого, который прославился святостью. Этому не мешала деловая, будничная обстановка — контора в многоэтажном доме на Виктория–стрит, аккуратный и скучный клерк в приемной, медная табличка, золоченый глаз вроде рекламы окулиста. И тело его и душа сияли сквозь пошлость властной, вдохновенной силой. Всякий чувствовал при нем, что это — не мошенник, а мудрец. Даже в просторном полотняном костюме, который он носил в рабочие часы, он был необычен и величав. Когда же он славословил солнце в белых одеждах, с золотым обручем на голове, он был так прекрасен, что толпа, собравшаяся поглазеть на него, внезапно умолкала. Каждый день, три раза, новый солнцепоклонник выходил на небольшой балкон и перед всем Вестминстером молился своему сверкающему господину — на рассвете, в полдень и на закате. Часы еще не пробили двенадцать раз на башне парламента, колокола еще не отзвонили, когда отец Браун, друг Фламбо, впервые увидел белого жреца, поклонявшегося Аполлону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи — только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «свое собственное время». Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и др. В пасмурную погоду цветочные часы нс «работают» совсем. Цветы у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. Сказочное продолжение: Однажды одуванчики обиделись на людей за то, что… Реальное начало: То назад, то вперед Гладит волны пароход. Остановишь — горе: Задымится море. (Утюг) Сказочное продолжение: И придумал дед Знай волшебный утюг — самоотключатель… Реальное начало: Висит без дела днем, А ночью освещает дом. (Лампочка) Сказочное продолжение: В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых людей… Реальное начало Если пуговку нажмешь И немного подождешь, Дверь приотворяется, Мама появляется. (Звонок) Сказочное продолжение: Вместо мамы однажды появился жирафенок Гунька… Реальное начало Ей набили мясом рот, И она его жует, Жует, жует И не глотает, В тарелку отправляет.(Мясорубка) Сказочное продолжение: Ваш вариант А вот необычно расположенные кувшины, может, потому, что они в чем-то одинаковые, а в чем-то нет? Однажды 10 дружных кувшинов раздружились… СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkoj...

Мы можем сделать только одно: считать, что луч света – это по-прежнему прямая линия, мировая линия. Это утверждение лежит в основе геометрии нашей Вселенной. Но тогда мы должны понимать, смириться с тем, что пространство, в котором распространяется луч света, и в котором находится наша Вселенная, не то, которое мы изучали в школе на уроках геометрии. В этом пространстве параллельные линии сходятся. В этом пространстве сумма углов треугольника не равна 180 градусам и теорема Пифагора в известном нам виде неверна (она здесь имеет другой вид), и площадь прямоугольника не равна произведению его сторон и т.д. Вблизи поверхности Земли аксиомы и теоремы геометрии Евклида выполняются с хорошей точностью, потому что кривизна пространства здесь очень мала и мы к этому привыкли, но применение их при изучении Вселенной приводит к ошибочным результатам. Как представить себе «кривизну пространства»? Это довольно сложно и требует специальной подготовки. Но, в конце концов, когда вы включаете радиоприемник, вряд ли вы задумываетесь о том, как он работает. Вы слушаете передачу, и все! Используя представление об искривленном пространстве-времени, мы можем совершенно иначе рассматривать движение тел. С этой точки зрения, когда яблоко падает, мы считаем, что оно движется свободно в пространстве, т.е. силы на него не действуют. Силы возникают, только когда оно соприкасается с поверхностью Земли. Разумеется, это уже будут негравитационные силы. Или другой пример. Земля описывает вокруг Солнца искривленную орбиту не потому, что какие-то силы препятствуют ее прямолинейному движению, а потому, что она беспрепятственно скользит (свободно движется) в искривленном пространстве-времени в окрестностях Солнца. Наиболее эффективно использовать такие представления о пространстве можно только при изучении движения тел в масштабах не меньших, чем солнечная система. Одним из подтверждений общей теории относительности был расчет прецессии орбиты Меркурия. Дело в том, что планета Меркурий вращается вокруг Солнца и параметры ее орбиты были рассчитаны еще Ньютоном. Но оказалось, что сама орбита (а это эллипс) очень медленно тоже поворачивается вокруг Солнца – совершает прецессию. Полный оборот орбиты происходит за 3 миллиона лет. Это явление было замечено, но в теории Ньютона объяснения не нашло, а в теории относительности не только нашло свое подтверждение, но и расчет совпал с наблюдаемой величиной. Одним из важных выводов теории относительности является то, что гравитационные поля влияют на течение времени. Например, вблизи поверхности больших масс часы идут медленнее, чем такие же часы, но удаленные от этих масс на значительное расстояние.

http://azbyka.ru/nauka-i-religiya-vzglya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010