Эта игра учит ребенка пользоваться часами, понимать время. К круглому листу фанеры или картона прикрепить циферблат (диаметр 150–200 мм). Циферблат отстоит от краев листка на 20 мм. На нем нанести цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке разметить минуты. Сзади к циферблату приделать механизм от старых часов. Прикрепляя механизм, выпустить наружу оси для стрелок. Стрелки можно сделать из прочного картона, тонкой жести или другого подходящего материала. В них просверлить отверстия, чтобы стрелки сажались на ось с легким натягом. Помните, что часовая стрелка должна быть толстой и короткой, а минутная – тонкой и длинной. Часы можно сделать настольными, настенными, главное, чтобы они легко управлялись рукой малыша. После того как часы готовы, дайте их поподробнее рассмотреть своему малышу. Когда он познакомится с часами, можно приступить к игре. Вопросы-задания Бегут-бегут минутки Задайте ребенку вопрос: «Сколько часов и сколько минут?» При этом можно изменять положение как большой, так и маленькой стрелки. Вопросы на использование часов в повседневной жизни Как подружиться с будильником Для этого ребенку нужно ответить на некоторые вопросы. Что ты знаешь о времени? Инструкция ребенку: «Представь, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Попробуй ответить на следующие вопросы: – как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы; – сколько способов определения времени ты можешь предложить?» Тик-так Для этого упражнения можно использовать предметы, связанные с понятием времени. Это, конечно же, часы. Часы бывают разные: наручные, настенные, с кукушкой, солнечные, песочные. Их объединяет то, что все они отмеряют время. Рассмотрите особенно внимательно стрелки часов: секундную, минутную, часовую. Обратите внимание на различие между ними: во внешнем виде, в скорости движения, в функциях. Можно предложить ребенку рассказать, какой характер у каждой из этих стрелок, о чем они говорят человеку и как звучал бы их голос. Покажите их ребенку и спросите: «Когда это бывает?»

http://azbyka.ru/deti/luchshie-podvizhny...

291 См.: Петраш Г. Годиннику 940 i 1975. 1. С. 47–48; Ченакал В.Л. Когда появились на Руси солнечные часы//Земля и Вселенная. 1978. 1. С. 72–75; Ченакал В.Л. Солнечные часы на Европейской части СССР/В.Л. Ченакал, Л.Г. Ченакал//Солнечные часы и календарные системы народов СССР. Л., 1985. С. 18–19. 294 Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси. С. 137. М.Ф. Мурьянов считал, что первый вариант правильнее (в современном «Словаре древнерусского языка (XI–XIV вв.)» «под[а]ють»), а содержит определенное искажение. Действительно, в греческом тексте употреблен глагол ππτει. Но в целом ππτει του υδρολογου το σσσημον– буквально «падает сигнал (условленный знак) гидрология». При таком строении выражения перевод «подается сигнал (или знамение)» вполне закономерен. 295 См.: Симонов Р.А. О географической широте, соответствующей данным о длительности дня и ночи, встречающимся в славяно-русских рукописях//Симонов Р.А. Естественнонаучная мысль в Древней Руси. С. 207–214. 296 Добиаш-Рождественская О.А. Opplentum oppidum est solariis (По вопросу о часах в раннем средневековье)//Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. М., 1987. С. 16. Характерно, что приведенный автором расчет соответствует широте Британских островов, наши же календарные сборники, как уже упоминалось выше, содержат данные, которые верны для гораздо более южных по сравнению с Русскими землями широт. 297 Исследование ведется в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», программа «Философское осмысление историко-культурного наследия», проект «Онтологические концепции в памятниках древнерусской письменности: реконструкция и интерпретация». 298 Публикация древнерусского текста и перевода «Учения о числах» в кн.: Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли/М.Н. Громов, В.В. Мильков. СПб., 2001. С. 400–410. Переиздание см.: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры). М., 2007. С. 306–335. Далее будет воспроизводиться общепринятая в публикациях данного памятника нумерация параграфов без отсылок к изданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Да! В бабушкиной комнате раздавалось знакомое «тик-так». Я забыл об осторожности, всем телом открыл дверь. Часы стояли слева от окна. Там же, где и раньше. Ровно ходил медный маятник. На нем качался ослепительный солнечный зайчик. Ивка тоже сразу увидел часы. — Вот это да… — Ивка, я сейчас упаду. Конечно, я не упал. Только отчаянно потряс головой, чтобы таким образом упорядочить пляшущие мысли и догадки. Но они заплясали еще сильнее. В этом момент вошла бабушка. — Баа! Откуда они?! — Ума не приложу… — Лицо у бабушки было такое… ну, скажем, будто она встретила кого-то из давно умерших знакомых — живого и здорового. — Я ходила на почту, насчет пенсии. Вернулась, пешком забралась на эту высотищу, еле отдышалась, зашла к Надежде Петровне за ключом… Я его оставляла, потому что не знала, есть ли ключ у вас… А Надежда Петровна говорит: «Вам вернули из магазина часы…» «Как вернули? Они же проданы, я давно деньги за них получила!» «Не знаю, — говорит, — два молодых человека доставили часы на верхнюю площадку. Сокрушались, что вас нет дома, попросили разрешения поставить пока часы ко мне. А я говорю: давайте сразу на место, у меня ключ есть…» — Они внесли, поставили, запустили маятник и уехали на маленьком грузовике. Надежда Петровна видела это из окна… Я звонила на работу маме и папе, но они тоже ничего не понимают… «Еще бы!» — подумал я. — Мало того! Я звонила в магазин. Они говорят: «Ничего не знаем…» А Надежда Петровна уже потом, задним числом, испугалась: а вдруг это какие-то злоумышленники? «Вы проверьте, — говорит, — а вдруг там какое-нибудь взрывное устройство?» Мы с Ивкой переглянулись. Он не выдержал, заулыбался. — Нет там взрывного устройства, — сказал я. — Вы… что-то знаете? — Мы… постараемся узнать. Скоро. Ивка, бежим! И мы помчались к часовому мастеру Г. М. Тутарскому. Геннадий Маркович не удивился нам. Только сказал: — Признаться, я не ожидал, что вы появитесь столь стремительно. Думал — завтра… — Геннадий Маркович, зачем вы… это… — Вы имеете в виду часы? — Ну а что же еще!

http://azbyka.ru/fiction/babushkin-vnuk-...

Гномон – солнечные часы. Впервые сконструированы греческим философом Анаксимандром из Милета (ок. 611–546 гг. до н. э.) по вавилонскому образцу. Греки постоянно работали над их совершенствованием. Математическое деление долготы дня на 12 частей привело к введению понятия «световой час». В зависимости от различной высоту солнца над горизонтом в разное время года он имел разную длительность. В Афинах (или Милете) он составлял зимой, в самый короткий день, 44 минуты, а в самый длинный день лета – 87 минут. И только в день равноденствия, при равенстве дня и ночи, этот час равнялся 60 минутам. Длительность светового часа определялась посредством измерения меняющейся длины тени стержня (собственно гномона) солнечных часов. Направление и длина тени давали возможность считывать показания со шкалы, каждый градус которой можно было рассчитать. Так, в Афинах отметки «12 шагов» тень достигала зимой в 13 часов, а летом – только в 17 часов. Для градуирования шкалы греческий математик и астроном Евдокс Книдский (ок. 408–355 гг. до н. э.) разработал так называемую «арахну» (от греч. «паутина»). Эта шкала действительно напоминала по виду разбросанную полукругом паутину. Тень падала на полушарие, на которое были нанесены месячные линии (как правило, они подбирались опытным путем). Для упрощения конструкции таких стационарных вертикальных часов тень ловили на горизонтальную поверхность в виде круга, куда наносили месячные линии. Солнечные часы широко использовали во времена Римской империи, делали их в Византии. На шкалу никогда не наносили цифры, обозначающие собственно часы. Просто от полуденной линии отсчитывали нужное количество линий, указывающих время с 6 до 12 и с 12 до 18 часов. Конструкция некоторых часов учитывала возможность ориентировать стержень-гномон (придавая ему соответствующую длину) на соответствующую географическую широту. Создателями солнечных часов были архитекторы, математики, а также ремесленники, принимавшие в их производстве непосредственное участие. Ср.: орологий (1, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чём он беседует с благодетелем, спасшим его репутацию? – О том, как хорошо было бы тому уехать за границу («Не бывали? Зря!»). О новых западных учениях («Вы Маркса знаете? Маркса? Нет? Но, слышали, слышали...»). Об идеях прогресса, роста капитала, преобразования общества по западному стандарту. Одним словом, о социал-дарвинизме в его различных проявлениях. Ф.М. Достоевский посвятил этой теме свой роман «Бесы». В нём тоже говорится о влиянии идеологии социал-дарвинизма на сознание русского общества. Это очевидно, например, в следующем диалоге, весьма созвучном с темой рассматриваемого фильма: «– Тогда новая жизнь, тогда новый человек, всё новое. Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения бога и от уничтожения бога до… – До гориллы? – ...до перемены земли и человека физически» с. 94]. Бесовщина действует неприметно. Общество отравляется, заражается духовной болезнью. Люди теряют веру в Создателя и начинают исповедовать настоящий тотемизм – веру в собственное звериное происхождение: «от гориллы» или «от обезьяны». Символично, что мерзкий скользкий человечишка в фильме «Солнечный удар» (типичный «бес» по терминологии Достоевского) уничтожает в железной ступе часы влюблённого поручика – а взамен даёт ему свои. Это можно воспринять так: ваше время, господа хорошие, подошло к концу. Пришло новое время. Наше время. Вы ведь сами добровольно и без принуждения вручили нам свой хронометр. Вот и получите за это «деструкцию и реконструкцию». Предлагаю принять новые часики («часы исправны...», «мелодию я сам выбирал») и с ними войти в наше новое время. Но поручик диавольского приглашения не примет. Он окажется среди белогвардейцев и в «новую жизнь» с новыми часами не войдёт. Часы эти (со сломанной крышкой – так, штрих к портрету) по эстафете попадут в руки Егория («У меня свои есть!»). А как с ними поступит Георгий Сергеевич – смотрите фильм. Характерная деталь. Ротмистр, единственный, сохранивший на плечах погоны, а вместе с ними свою офицерскую честь и достоинство, сберёг и свои наградные часы. Он, исполненный ненависти к большевикам-изуверам, закончил свою жизнь в «старом времени».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

– Никогда и ни у кого, даже у богатейших султанов вселенной не было наручных солнечных часов! – снова расхвастался старик. – Были солнечные часы на городских площадях, были на рынках, в садах, во дворах, и все они сооружались из камня. А вот такие я только что сам придумал. Правда, неплохо? Действительно, оказаться первым и единственным во всём мире обладателем наручных солнечных часов было довольно заманчиво. На Волькином лице выразилось неподдельное удовольствие, и старик расцвёл. – А как ими пользоваться? – спросил Волька. – А вот так. – Хоттабыч бережно взял Волькину левую руку с вновь придуманными часами. – Держи руку вот так, и тень от этой золотой палочки ляжет на искомую цифру. – Для этого должно светить солнце, – сказал Волька, с досадой глянув на облачко, только что закрывшее собой дневное светило. – Сейчас это облачко уйдёт, – обещал Хоттабыч, и действительно снова вовсю засветило солнце. – Вот видишь, часы показывают, что время теперь где-то между двумя и тремя часами пополудни. Примерно, половина третьего. Пока он это говорил, солнце скрылось за другим облаком. – Ничего, – сказал Хоттабыч. – Я буду очищать для тебя небо каждый раз, когда тебе угодно будет узнать, который час. – А осенью? – спросил Волька. – Что – осенью? – А осенью, а зимой, когда небо целыми месяцами скрыто за тучами? – Я тебе сказал, о Волька, солнце будет свободно от туч каждый раз, когда это тебе понадобится. Тебе надо будет только приказать мне, и всё будет в порядке. – А если тебя не будет поблизости? – Я всегда буду поблизости, лишь только ты меня кликнешь. – А вечером? А ночью? – ехидно осведомился Волька. – Ночью, когда на небе нет солнца? – Ночью люди должны предаваться сну, а не смотреть на часы, – в великой досаде отвечал Хоттабыч. Ему стоило очень больших трудов взять себя в руки и не проучить этого настырного отрока. – Хорошо, – кротко сказал он. – Тогда скажи, нравятся ли тебе часы, которые ты видишь на руке вон того пешехода? Если они тебе нравятся, они будут твоими. – То есть как это так – моими? – удивился Волька. – Они же принадлежат этому гражданину… Не станешь же ты…

http://azbyka.ru/fiction/starik-hottabyc...

Пасху назначено правилом первого Вселенского собора праздновать не вместе с Иудеями, а в первый воскресный день после первого полнолуния, бывающего по весеннем равноденствии. Чтобы определить, в какое число будет первое весеннее полнолуние в искомом году, требуется согласить движения солнечного года с движением года лунного. Лунный год менее солнечного. Поэтому месяцы солнечного года неодинаково совпадают с лунными месяцами. Еще солнечный год не кончится, как уже новый лунный начинается и в конце другого года лунный год имеет возраст одиннадцать дней, в конце другого года 22 дня и так далее. Только через 19 лет новолуние. (Новолунием, новою луною, новомесячием, рождением луны называется то время, когда луна к нам бывает обращена своим кругом вовсе неосвященным от солнца и бывает невидима нами. После того времени она начинает нам являться. Явлением ее сперва бывает боковою стороною, освященною солнцем с запада Она называется рождением луны, первою четвертью луны. Когда же луна является вполне освещенной, то называется полной луной, полнолунием, «ущербом»; так как за этим ущербляется, убавляется. Если, наконец, мы видим боковую сторону ее, освещенную солнцем с востока то это называется последней четвертью луны. О рождениях, новолуниях и об ущербах луны в Индиктионе излагаются готовые исчисления в особой статье, имеющей заглавие: «Лунник», «Лунное течение». Здесь для каждого круга луны указаны число и час дня, в которые будет во всяком месяце рождение и ущерб луны. Λ чтобы отыскать это в Луннике для известного года, следует только в Индиктионе заметить искомого года круг луны и соответственное ему основание, потом этот круг в основание найти в Луннике; тогда увидим рождения в ущербы луны для каждого месяца в том году. Часы в Луннике исчисляются точно также, как в Типиконе при указаниях на время Богослужения, именно – счет часам дня и ночи ведется такой, какой употребляется на востоке, где начало суток считали с захода солнца (а не с полуночи) и где дни и ночи имеют равное число часов, как бывает в осенние и весенние равнины, в равноденствие (тип., гл.8).) опять произойдет в начале солнечного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

— Удивительно, — сказала тетя Валя. — Я и не обратила внимания. Значит, городские часы отремонтированы… — Мы хотели сбегать и проверить, — пробормотал Виталька. — Из окна-то не видно. У тети Вали была, однако, привычка докапываться до самой сути. — Зачем же вам видеть часы? Можно установить время по бою. Виталька растерянно заморгал. — А ведь бывает, что бой отстает, — вывернулся я. — Или наоборот. Как ваша кукушка. Время — еще без пяти минут, а она уже выпрыгивает. Тетя Валя любила умные объяснения. — Ну-ну, — сказала она. — Только сначала позавтракайте, а потом ступайте. И берегите часы. На улице Виталька загрустил: — Что с рубашкой-то делать? Я не знал. Спросил нерешительно: — Может, не очень заругает? — При чем тут «заругает»? Выспрашивать начнет, что да как получилось! И узнает, где мы ночью были. По-моему, она и так уже про что-то догадалась. — А если сказать, что просто зацепился и порвал? — А кусок-то где? Его пришить можно было бы. — Ну, потерялся. Ночью ведь… — Вот именно! «А где же вы, голубчики, ночью гуляли?» Я тоже загрустил. Виталька мрачно хмыкнул: — «Порвал»! Видно ведь, что ножом отхвачено. Все равно докопается, я ей еще ни разу соврать не мог толком. А тебе, думаешь, она поверила про часы? Ха-ха… — Давай, Виталька, признаемся, — сказал я. Он покрутил головой и вздохнул: — А ковер? — Что ковер? Думаешь, отберет? — Мы ведь обещали, что больше не будем с ковром приключений устраивать… Она не отберет, она добрая, сам знаешь. Только скажет, чтобы без ее присмотра никуда не летали. Потому что боится за нас. Или честное слово возьмет, что будем только во дворе летать. Вот тогда и покатайся! Да, будущее нам казалось не очень радостным… Но день был солнечный, до вечера оставалась масса времени, и мы решили, что совсем падать духом пока не надо. А решив так, побежали к Ветерку. Ведь после нашего путешествия и приключений в старом доме мы его и Ветку еще не видели. Ветерок и Ветка сидели на крыльце и чинили велосипед. Рама и переднее колесо были порядком покорежены.

http://azbyka.ru/fiction/kover-samolet-v...

Бывает, что книга, написанная несколько десятков лет назад, на фоне острой           общественно-политической ситуации вдруг становится просто кричаще        актуальной. Так случилось с романом Виталия Каплана «Корпус»,   написанным в 1991-м, впервые изданным в 2002-м году, а в новой редакции     получившем название «Десантники “Сил Спасения“». Жутковатая    антиутопия, наполненная аллюзиями на Замятина («Мы»), Лоиса Лоури         («Дающий»), Крапивина («Голубятня на желтой поляне»)… И в тоже время           это самостоятельный авторский мир, продуманный и логичный. И страшный. Мир, в котором некие космические «Силы Спасения», декларируя лозунги о         «спасении Земли» от разрушающих ее землян, учиняют чудовищный            эксперимент, ради «Великих Целей» грубо программируют сознание людей,          лишая памяти, индивидуальности и свободы выбора. Вырваться из этого    стерильного ада – значит научиться «вспоминать, сомневаться, думать».             Верующий читатель увидит в книге глубокое христианское содержание.      Гордыня и потакание собственным страстишкам усыпляют совесть, а давнее       предательство может через много лет обрушиться на предателя всей тяжестью      расплаты. Но спасение есть – через покаяние и самоотречение. И готовность             «отдать жизнь за др у ги своя». Наталия Сапункова . Воплощение времени . Художник Евгений Подколзин. – М.: Настя и Никита, 2015. – 24 с./Представляет Ольга Гурболикова //Фома. - – август 2015. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В этой серьезной познавательной книжке юному читателю открывается       история часов. Здесь рассказано, и в многочисленных иллюстрациях           показано, как измерялось время в древнем Египте и Китае, о каких часах      упоминается в Библии, что такое солнечные, водяные, песочные, огненные         часы, когда появились первые часовые механизмы в Европе и как      выглядят знаменитые часы на башне             Страсбургского собора, какими были в XV веке часы Московского Кремля. И еще мы узнаем о том, какими            часами             пользовались европейцы и наши соотечественники в XIX – XX          столетиях и    как изменились часы сегодня. Узнаем об атомных – самых точных – часах, по    которым сверяют сейчас время во всем мире. И, конечно, в книжке нашлось          место для знакомых всем уютных часиков с кукушкой, ставших для многих из            нас воплощением времени.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-148-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Где интересно погулять с детьми в Москве: лучшие книги в помощь родителям 6 мин., 22.05.2018 Май-сентябрь — лучшее время для прогулок по городу. Прогулок, которые очень популярны и у москвичей, и у гостей столицы. Семейные прогулки с путеводителями, картами и гаджетами — картина, которую можно наблюдать в выходные дни и в историческом центре города, и в отдаленных районах. Главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара (Москва) Татьяна Рудишина рассказывает о книгах, которые пригодятся на прогулках, при подготовке к прогулкам и после гуляния. Фото из Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) Татьяны Рудишиной Современных, удобных по формату (взял и в карман положил!), взрослых путеводителей по городу немало, а специально написанных для прогулок с детьми практически нет, но они тоже стали появляться. 1. Издательство «Пешком в историю» предлагает прогуляться по Москве с мышатами Тимкой и Тинкой (хвостатыми символами издательства), прихватив путеводитель «Пешком по Москве с Тимкой и Тинкой» (М. : Пешком в историю, 2017). Маршруты в центре города: «По площадям: от Соборной к Красной», «По Китай-городу». По Бульварному кольцу: «От мэрии к Сандуновским баням», «Вдоль Чистых прудов», «От Большого театра к Третьяковской галерее». По Садовому кольцу: «Прогулка по Арбату», «Площадь трёх вокзалов», «По Крымскому мосту в депо Апакова». Информация емкая и запоминающаяся: «В XIX веке на месте Политехнического музея были зверинцы. Однажды оттуда сбежал слон, разломав стену из брёвен»; «По легенде, такой интересной формой павильон “Арбатской” обязан заведовавшему постройкой московского метро наркому Льву Кагановичу, который обвёл чернильницу на плане строительства». А можно и выполнить небольшое задание: «Обычно солнечные часы располагают на земле. Редко встречающиеся настенные солнечные часы находятся на одном из зданий во дворе храма. Найди их! Когда-то по ним можно было определять время, но сейчас солнце на часы не попадает» (речь идет о католической церкви святого Людовика на Малой Лубянской улице). Или такое: «В верхней части здания тянется мозаичная лента с изображением цветов. Такую обрамляющую ленту называют “фриз”. Что за цветы изображены на доме?» (Речь идёт об особняке Рябушинского). 2.

http://foma.ru/gde-interesno-pogulyat-s-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010